Заседание № 133
О проекте федерального закона № 115113-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся мер государственной защиты в отношении лиц, которым такая защита предоставляется в силу закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Коллеги, проект федерального закона № 115113-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части регулирования вопросов применения мер государственной защиты подготовлен к третьему чтению. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам перед голосованием по данному законопроекту в третьем чтении? Выносится законопроект на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 53 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 115113-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся мер государственной защиты в отношении лиц, которым такая защита предоставляется в силу закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомню, что законопроект предлагает дополнить действующее сегодня законодательство положением об отнесении сведений об организации, тактике, силах, средствах, способах и методах обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, к сведениям, составляющим государственную тайну. Законопроект доработан ко второму чтению с учётом замечаний межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ГПУ президента и подготовлен для рассмотрения во втором чтении. К законопроекту поступило четыре поправки, учитывающие ранее направленные замечания, все они представлены в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 28 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 13 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 115113-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся мер государственной защиты в отношении лиц, которым такая защита предоставляется в силу закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладчик Александр Порфирьевич Торшин обратился с письмом с просьбой выступить с докладом по этому вопросу Александру Евсеевичу Хинштейну. Приглашаю его на трибуну. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я, с вашего позволения, выступлю и от имени автора законопроекта, и от имени профильного комитета - Комитета по безопасности и противодействию коррупции. Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автор которого наш коллега член Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин. Смысл его предложений сводится к тому, чтобы дополнить действующие сегодня законы "О государственной тайне", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" новым положением - об отнесении сведений об организации, о тактике, силах, средствах, способах, методах обеспечения безопасности лиц, подлежащих госзащите, к сведениям, составляющим государственную тайну. Надо сказать, что действительно в законодательстве этот важный вопрос не отрегулирован, и в этом смысле предложение нашего коллеги Александра Порфирьевича Торшина учитывает практические запросы правоохранительных органов, возникающие сегодня. Вы знаете, что мы с вами достаточно серьёзно продвинулись вперёд в части обеспечения мер безопасности и госзащиты, которые активно используются и при расследовании резонансных уголовных дел, и при проведении различного рода оперативно-розыскных и специальных мероприятий. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект с отдельными замечаниями, которые будут учтены при подготовке закона ко второму чтению. Профильный комитет Совета Федерации также поддерживает его концепцию. У Правового управления Аппарата Государственной Думы есть отдельные замечания, которые также будут учтены в ходе дальнейшей подготовке законопроекта. В связи с изложенным предлагаем, коллеги, поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Алевтина Викторовна Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Уважаемый Александр Евсеевич, ну, вы в теме, я понимаю. Вопрос такой: насколько эффективной была вот в эти годы госзащита свидетелей, потерпевших? О чём данные свидетельствуют - меньше преступлений или же увеличивается число случаев, когда хотят расправиться с теми, кто давал те или иные показания? И будут ли способствовать в полной мере эффективной защите представленные здесь поправки и дополнения в законы, или вы считаете, что ещё что-то надо сделать? ХИНШТЕЙН А. Е. Алевтина Викторовна, спасибо за вопрос. Он не имеет, наверное, прямого отношения к данному законопроекту, тем не менее вы поднимаете правильную тему, поскольку все эти действия совершаются с одной целью - чтобы обеспечить более эффективно осуществление правосудия. Статистики о том, как осуществляются меры госзащиты, у нас нет. Кроме того, она носит гриф секретности, поскольку всегда связана с проведением специальных мероприятий. Тем не менее скажу, что случаи, когда лица, в отношении которых осуществляются меры госзащиты, в дальнейшем становятся жертвами преступных посягательств и паче чаяния это заканчивается трагически и гибелью, либо единичны, либо мы о них просто не знаем. Что касается данного законопроекта, то я ещё раз повторю, что он направлен на то, чтобы сделать механизм обеспечения госзащиты как свидетелей, так и судей и работников правоохранительных органов более эффективным с точки зрения сокрытия информации, которая способна раскрыть сведения о методах, механизмах, словом, обо всём том, что, безусловно, является предметом государственной тайны. Сегодня закон у нас чётко, к сожалению, эту проблему не регламентирует. Вы прекрасно понимаете, что обеспечение госзащиты - это очень щепетильная, очень щекотливая тема. Закон предусматривает такие меры, как изменение внешности, изменение установочных данных, выдача других документов, - словом, целый ряд, набор тех шагов, которые правоохранительные и специальные органы предпринимают, для того чтобы действительно обеспечить безопасность в полном смысле этого слова. Но безопасность не может быть неполной, и если сведения о финансировании становятся достоянием гласности, то, конечно же, это подрывает сам механизм осуществления работ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Евсеевич, просьба: две детали прокомментируйте или уточните. Первая. В принципиальном ключе, конечно, надо защищать людей, которые проявляют мужество и высказываются по таким делам, где громадный общественный резонанс или чьи-то колоссальные коммерческие аппетиты затронуты. Кущёвку поневоле вспоминаю. Вот сейчас этот Дед Хасан - наглядное свидетельство того, как преступный мир диктовал свои условия поведения: журналистов на пушечный выстрел не подпускали! И вторая грань. Дайте ваш комментарий по поводу принятия этого закона и коррупции, ведь коррупция пронизывает всё и преодолевает всё - как вы считаете, этот закон даст нам результат? ХИНШТЕЙН А. Е. Валентин Степанович, ну, любой закон не является панацеей, и вам, как опытному законодателю, это хорошо известно. Результат может дать только комплексный набор системных мер, и данный законопроект, несомненно, является одним из тех шагов, которые направлены на системное решение данной проблемы. Мы с коллегами убеждены в том, что этот закон необходим для более эффективной работы правоохранительных органов, в том числе и по раскрытию резонансных преступлений и преступлений коррупционной направленности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, приведите, пожалуйста, конкретные примеры, какие люди могут подпасть под действие этого закона. И подпадёт ли бывший министр обороны Сердюков вот под действие этого закона? И как будет реализовываться, в двух словах, действие закона в отношении этих граждан? И второе. Вот необходимо внесение изменений в указы президента. Скажите, вот это как будет реализовываться, каким образом? ХИНШТЕЙН А. Е. Владимир Иванович, я ещё раз обращаю внимание на то, что закон, который мы сейчас с вами рассматриваем, - это не закон, вводящий механизм обеспечения защиты свидетелей, судей, работников правоохранительных органов (этот механизм работает у нас на протяжении многих лет, потому что, например, закон о госзащите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства был принят девять лет тому назад), а закон, который направлен на более эффективную реализацию существующего сегодня механизма именно в части засекречивания информации о механизмах финансирования. Мы с вами уже говорили, что одна из форм - выдача документов на другое имя. Эти документы необходимо изготовить, это необходимо профинансировать, и вот механизм того, как происходит выдача этих документов и финансирование, должен быть отнесён к сведениям, составляющим государственную тайну. Что касается того, подпадёт ли бывший министр обороны под действие существующего и работающего уже сегодня закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", будет зависеть как от соответствующих органов, которые имеют право подписывать постановление о принятии мер госзащиты, - к таким органам отнесены у нас органы правоохранительные, - так и, безусловно, от самого Анатолия Эдуардовича Сердюкова. Если бывший министр обороны в рамках расследуемых уголовных дел захочет вдруг дать исчерпывающие и сенсационные показания, то я не могу исключить того, что соответствующие меры безопасности для него, как для особо ценного свидетеля, будут обеспечены. Я пока единственное не понимаю - как зашифровать личность и изменить внешность Анатолия Эдуардовича, но это, наверное, вопрос к профессионалам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос Александру Евсеевичу вот по какому моменту. В законопроекте написано: "...данные о финансовом и материально-техническом обеспечении этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения". Но у нас, вы знаете, могут засекретить всё что угодно, и достаточно много информации было под грифом "Для служебного пользования", например о деятельности мэрии и так далее. Так вот я хочу спросить, не будут ли использовать, скажем так, увод от финансов, и, прикрываясь вот этой схемой, секретить всё что ни попадя, - мол, надо, не надо, но давайте засекретим, а деньги попилим? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Владимир Анатольевич, вы ставите абсолютно справедливый вопрос, и мы с вами отчасти здесь согласны, именно поэтому при подготовке ко второму чтению законопроект будет дорабатываться в этой части. И вероятно, мы будем вносить поправку - предлагать изменить формулировку, с тем чтобы было записано: не "данные о финансовом и материально-техническом обеспечении этой деятельности", как здесь указано, а "данные о финансировании" (так, кстати, по всем остальным нормам, предусмотренным законом о гостайне, и прописано), - тогда всё встаёт на свои места, никаких дополнительных сложностей, связанных с попытками каких-либо недобросовестных руководителей скрыть информацию, в том числе представляющую интерес с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств, не возникает, все эти вопросы автоматически будут сниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евсеевич, присаживайтесь, пожалуйста. Кто хотел бы выступить? Нет желающих выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я вижу, докладчик в зале по очень важному, 9-му вопросу, я предлагаю всё-таки вернуться к 9-му и рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, но сначала мы завершим обсуждение уже начатого вопроса. Выступает Николай Иванович Макаров. МАКАРОВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законодательная новелла, представленная Александром Евсеевичем, учитывает практические запросы правоохранительных органов, возникающие при осуществлении государственной защиты граждан в режиме оперативно-розыскной деятельности, и направлена на создание дополнительных условий безопасности как защищаемых лиц, так и сотрудников органов государственной защиты. Таким образом, устраняется пробел в законодательстве, не позволявший ранее отнести требующую защиты и специального режима обращения информацию к сведениям, составляющим государственную тайну. Поскольку и Правительство Российской Федерации поддерживает настоящий проект федерального закона, и профильный комитет Совета Федерации, Комитет по обороне и безопасности, и наши комитет и Правовое управление - с соответствующими поправками, которые будут учтены во втором чтении, - фракция предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, вы будете выступать ещё раз? Нет. Представители президента и правительства? Не выступают. Также выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 13 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Законопроект принимается.