Заседание № 193
15.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о техническом менеджменте судов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1592 по 1625 из 5013
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении. 3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данный законопроект полностью подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении, он прошёл все необходимые экспертизы. Комитет рекомендует Государственной Думе рассмотреть и принять данный законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать позицию комитета. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 191
13.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о техническом менеджменте судов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2322 по 2381 из 4464
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. В первом чтении был принят Государственной Думой 19 мая 2022 года. В ходе подготовки ко второму чтению поступило девять поправок. Комитет рекомендует к принятию все девять поправок. Комитет просит рассмотреть данные поправки - они розданы, у вас на руках - и принять данный законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 13 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 37 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ДЕРЯБКИН В. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит включить данный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 15 февраля текущего года для рассмотрения в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 44
19.05.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1150608-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о техническом менеджменте судов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3638 по 3844 из 5071
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый к принятию в первом чтении законопроект направлен на устранение правовой неопределённости при осуществлении технической эксплуатации судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации. Правоотношения, возникающие из торгового мореплавания, касающиеся найма экипажа судна, технической и коммерческой эксплуатации судов, регулируются международными договорами Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море и в области трудовых отношений в морском судоходстве, а также Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Согласно действующему национальному законодательству понятие судовладельца ограничивает круг лиц, допущенных к участию в эксплуатации судна. На практике же управление судами наиболее эффективно осуществляется путём разделения функций коммерческой и технической эксплуатации между разными компаниями. Текущая редакция Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает самостоятельное осуществление судовладельцем в полном объёме как технической, так и коммерческой эксплуатации судна и не предусматривает возможности отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом, что приводит к расхождению с нормами Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, которая, кстати, коллеги, действует более сорока лет. Законопроектом предлагается установить, что технический менеджер по поручению судовладельца обеспечивает наём экипажа судна соответствующей квалификации, функционирование системы управления безопасностью, реализацию мер транспортной безопасности и иные технические функции, связанные с содержанием судна. Указанные изменения позволят восполнить существующий пробел в национальном законодательстве, касающийся возможности судовладельца поручить технический менеджмент судна профильной компании с соответствующим опытом работы в данной области, и не повлекут за собой переход права собственности на него к техническому менеджеру. Принятие законопроекта становится более актуальным в свете развёрнутой санкционной борьбы западных стран с российской экономикой, включая судоходство. Создание правовых основ для оптимизации управления морскими и речными судами российскими судовладельцами повлечёт минимизацию издержек российских судовладельцев в условиях санкций. Предлагаемые законопроектом нововведения соответствуют действующей международной судоходной практике, однако, по мнению комитета, нуждаются в дополнительной проработке и должны касаться не только юридической формы технического управления судном и требований к нему, прав и обязанностей, включая форму и размер вознаграждения, но и ответственности каждой из сторон соответствующего договора. На законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации, содержащий замечания, которые будут, уважаемые коллеги, учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Коллеги, комитет рекомендует и просит рассмотреть законопроект в первом чтении и поддержать его. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кабышев Сергей Владимирович, пожалуйста. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Виктор Ефимович, в предлагаемом вами законопроекте устанавливается, что техническим управляющим могут быть компетентный в области управления судами, эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, однако содержание понятия компетентности не раскрывается. Как вы считаете, кто будет определять компетентность, по каким критериям? ДЕРЯБКИН В. Е. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович. Действительно, в данном законопроекте это не раскрыто. Мы, когда подготовили законопроект, активно, очень широко обсуждали его с представителями бизнес-сообщества, прежде всего с Российской палатой судоходства, с ассоциацией портов и судовладельцев водного транспорта, с Министерством транспорта и с профсоюзом моряков. Мы получили аналогичное пожелание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации уточнить и конкретизировать эти положения. Профсоюз моряков высказал озабоченность в части защиты прав: не повлечёт ли это ухудшение прав, свобод моряков, снижение их заработной платы и так далее? Мы изучили международный опыт, мы взяли международные договоры, по которым работают другие мировые компании, - коллеги, там около 30 листов и там предусмотрено всё. Мы с участием профсоюза, бизнес-сообщества и Минтранса подготовим соответствующие рекомендации по договорам, и, я думаю, все эти моменты там будут прописаны и расписаны. На сегодня у нас где-то 230 тысяч моряков, более половины из них работают за рубежом, в других международных компаниях, и, конечно, вот каких-то сложных проблем с этими компаниями, о которых мы говорим... Конечно, будет механизм отбора компаний, которые имеют опыт управления флотом, специалистов, с дипломом об образовании, и так далее. Это мы в рабочем порядке отработаем, я думаю, ко второму чтению будет более понятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Виктор Ефимович, вот как-то 30 лет происходила в рыночных условиях эксплуатация судов без технического менеджмента, то есть как-то эти функции выполнялись. Не будет ли так, что мы сейчас просто искусственно создадим новую сущность, создадим очередную управленческую надстройку, которая в очередной раз просто повысит административные издержки, ресурсы для которых, в общем-то, небезграничны. ДЕРЯБКИН В. Е. Спасибо, Михаил Геннадьевич, за вопрос. Ну, действительно, в нашей практике - и Советского Союза, и России - более 30 лет наши все судоходные компании, судовладельцы работают именно в таком режиме: нашим законодательством, кодексами чётко определено понимание судовладельца и функции эксплуатации - технической, коммерческой - возложены на судовладельца, так мы работали всё время. Но сегодня, посмотрев мировую практику, особенно сейчас, в условиях санкций, мы видим: санкции наложены на судовладельца - и всё, флот остановился, моряки без работы, все порты Европы для нашего флота закрыты. И сейчас, я думаю, будет разумно рассмотреть, принять данный законопроект, как один из механизмов, который уменьшит вот эти риски для российского флота. Уважаемый Михаил Геннадьевич, приведу буквально две цифры: 90 процентов всех грузов в мире, которые перемещаются, перевозит морской флот; доля российского морского флота - всего 2 процента. Мы считаем, что принятие этого законопроекта позволит, даст возможность флоту работать в этих условиях и, конечно, обеспечит безопасность эксплуатации флота и членов экипажа. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Виктор Ефимович, складывается ощущение из ответов на вопросы, что содержание законопроекта гораздо уже, чем трактовка его вами сейчас. В проекте закона говорится только о праве владельца поручать техническое управление судном полностью или частично техническому управляющему, но не прописано правовое положение технического управляющего. Не обязан ли он возмещать вред судну, морякам, кто будет возмещать убытки, в конце концов? Предполагается ли ко второму чтению прописать нормы его правового положения, нормы ответственности? Не повлечёт ли это за собой ухудшение вопросов безопасности как раз тех самых моряков, о которых вы сейчас говорите? У меня сложилось такое представление, что это всё-таки больше защита интересов бизнеса, чем тех самых 230 тысяч моряков, о которых вы только что сказали. ДЕРЯБКИН В. Е. Спасибо, Нина Александровна за вопрос. Действительно, наш законопроект не позволяет вместить вот всё, что здесь прозвучало, - и заданные вопросы, и трактовку этого законопроекта, и развитие этого законопроекта. Ну, в части прав, обязанностей техменеджмента, который будет управлять конкретным судном, это будет прописано в соответствующем договоре: две стороны заключают договор, где записаны страховые случаи, обязанности в отношении экипажа, кто может принимать экипаж, качество экипажа, ответственность и так далее. Мы взяли один договор, я уже сказал, "Shipman" называется, международный, по которому работают во всём мире уже более сорока лет, - постараемся при подготовке российского варианта этого договора предусмотреть все вопросы и свести к минимуму риски относительно защиты моряков и безопасности судоходства. Ко второму чтению мы постараемся всё это проработать, и активное участие в этом будет принимать Российский профсоюз моряков, ну и, я думаю, мы постараемся все эти моменты учесть. Ещё один момент, может быть, я не сказал о нём в своём выступлении. Вот эти компании, индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься технической эксплуатацией флота в России, все российские, мы не допускаем сюда иностранцев. Это прежде всего позволит работать в рамках федерального законодательства, как-то защитить в том числе и наших моряков. Если вдруг зарплата не платится, не надо корабль где-то арестовывать за границей, достаточно наших законов, судебной практики, ведь ответственность - вплоть до уголовной, и так далее. Плюс дополнительные рабочие места, ну и, конечно, налоговые поступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев - по ведению. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Ефимович, там две страницы обоснованных замечаний вашего комитета, это первое. И второе, по-русски менеджмент - это управление, может, нам всё-таки уже переходить на русский язык? Спасибо. ДЕРЯБКИН В. Е. Николай Васильевич, мы постараемся учесть это при доработке законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 19 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Единогласно принимается в первом чтении.