Заседание № 22

21.12.2021
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; проект № 1150148-7; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3909 по 3960 из 8505
Переходим к рассмотрению отклонённого федерального закона. 17-й вопрос, о       
Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании    
в Российской Федерации". Доклад Ольги Михайловны Казаковой.                     
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна.                                                   
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный Федеральный    
закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской    
Федерации" был рассмотрен Государственной Думой и принят 8 декабря этого        
года.                                                                           
                                                                                
Напомню, что новеллы данного закона направлены на регулирование применения      
электронных образовательных ресурсов при реализации основных образовательных    
программ и программ среднего профессионального образования. Замечу, что         
важным является тот факт, что сохраняется принцип самостоятельного выбора       
школами и колледжами электронных материалов верифицированных ресурсов.          
                                                                                
В ходе рассмотрения закона Советом Федерации на основании возникших             
технических разногласий он был отклонён и возвращён в Государственную Думу,     
предложено создать согласительную комиссию, в эту комиссию вошли по три члена   
обеих палат. По содержанию закона вопросов не возникало, мы с                   
коллегами-сенаторами в рамках работы согласительной комиссии устранили          
техническую неточность, которая вызвала разногласия.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы получили все экспертизы - и нашего Правового              
управления, и Государственно-правового управления.                              
                                                                                
Прошу поддержать данный закон в новой редакции согласительной комиссии.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование закон под пунктом 17. Кто за то,     
чтобы принять закон в редакции согласительной комиссии? Комитет просит          
поддержать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон в редакции согласительной комиссии принят.                    
                                                                                

Заседание № 16

08.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1150148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1226 по 1365 из 6573
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской   
Федерации".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна Казакова.                                          
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был       
рассмотрен во втором чтении 7 декабря, прошёл все необходимые экспертизы к      
третьему чтению, готов к принятию. Этот законопроект направлен на наделение     
органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом            
создавать, реализовывать и финансировать дополнительные образовательные         
программы по профессиям рабочих и должностям служащих в рамках среднего         
общего и среднего профессионального образования, а также на контроль            
соответствия государственным образовательным стандартам электронных             
учебно-методических материалов, допущенных к использованию в образовательных    
организациях начального общего, среднего общего и среднего профессионального    
образования, а именно в школах, техникумах и колледжах. Комитет по              
просвещению просит поддержать данный законопроект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания, желание выступить? Есть.         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Идёт запись на выступления от фракций по мотивам голосования.                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
Затем Казакова Ольга Михайловна.                                                
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я вынужден просить            
депутатов Государственной Думы не поддерживать этот законопроект, и вот         
почему.                                                                         
                                                                                
Первое. Он принят с грубейшими нарушениями Регламента. В первом чтении там      
были только сюжеты про дополнительное финансирование школьного питания и про    
возможность реализации в школах программ дополнительного образования и          
профессионального обучения - мы за, но во втором чтении без обсуждения с        
экспертным сообществом, с регионами, включены сюжеты, связанные с электронным   
обучением, причём сделано это, извините, крайне неграмотно.                     
                                                                                
Второе. Возможно, авторы не поняли, что теперь по закону каждое учебное         
заведение в России - каждое! - должно будет создавать                           
информационно-образовательную среду. У нас больше половины школ не имеют        
широкополосного Интернета - если надзорные органы будут применять закон         
буквально, то 90 процентов учебных заведений придётся закрывать.                
                                                                                
Третье. Закон требует регулировать информационно-образовательные ресурсы по     
самому жёсткому варианту - по варианту экспертизы учебников. Например,          
учебники истории сейчас проходят экспертизу - педагогическую экспертизу,        
научную, общественную, культурно-историческую, - но вы помните, что президент   
говорил про учебники истории? Вывод: бюрократическое регулирование не           
улучшает качества учебников.                                                    
                                                                                
Четвёртое. Нам говорят, что реализация закона не потребует денег, но,           
напоминаю, экспертиза каждого учебника требует 50 тысяч рублей, а если в двух   
частях, то 100 тысяч, - на электронных ресурсах, несомненно, больше контента,   
поэтому министерству придётся либо разориться, либо, соответственно,            
халтурить.                                                                      
                                                                                
И последнее, может быть, самое главное. Уважаемые коллеги, нам нужна            
разбюрократизация образования - закон идёт, к сожалению, в прямо                
противоположном направлении. Мы сторонники живого образования, где ключевые     
фигуры - это учитель и ученик, а не чиновники. Напоминаю вам на всякий случай   
два знаменитых высказывания. Константин Ушинский: "Воспитатель не чиновник, а   
если он чиновник, то не воспитатель". Блаженный Августин: "Доверяйте тем, кто   
учит, а не тем, кто приказывает".                                               
                                                                                
К сожалению, вынужден призывать вас не поддерживать в таком виде этот           
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Казакова Ольга Михайловна, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопросы        
поддержки и развития системы образования находятся под чутким вниманием         
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поскольку наш президент поставил задачу                 
совершенствования образования, определённо, одним из ключевых моментов          
государственной политики. И я хочу сказать, что мы системно занимаемся          
вопросами образования на нашей партийной площадке в рамках нашего проекта       
"Новая школа", а это касается и организационных моментов, и законотворчества,   
и, безусловно, тысячи обращений, с которыми мы работаем, от учителей, от        
родителей и от самих детей. Олег Николаевич говорит, что мы не работали с       
профессиональным сообществом, но, конечно же, это не так.                       
                                                                                
Вы сами знаете, что нам поступает огромное количество обращений по поводу       
совершенствования и проверки электронных ресурсов, которыми пользуются дети.    
Данный законопроект, безусловно, направлен именно на это - на создание          
щита... ну, это просто щит защиты для детей, эта экспертиза. Мы считаем         
абсолютно справедливым, что весь контент, от школьных учебников, бумажных       
учебников, привычных нам, до электронных ресурсов, должен быть проверен         
государством, и мы наделяем такими полномочиями Министерство просвещения        
Российской Федерации. Сегодня наши школы, наши техникумы используют разные      
электронные ресурсы, и они не проходят никакой экспертизы, ещё раз подчеркну.   
Данный законопроект как раз формирует механизм такой экспертизы.                
                                                                                
Олег Николаевич, что касается отсылки к первому чтению, вопросов питания и      
так далее - этот законопроект не затрагивал данное направление. Что касается    
питания, у нас уже это прописано в законе "Об образовании...", поэтому это не   
предмет данного законопроекта.                                                  
                                                                                
И, коллеги, в финале я хотела бы сказать, что, когда я работала учителем в      
школе, у нас не было никаких электронных ресурсов и таких дополнительных        
возможностей, которые есть сегодня, но я точно знала, что, когда я прихожу на   
урок, я пользуюсь учебниками и методиками, которые подтверждены наукой,         
которые утверждены и проверены государством. И совершенно справедливо, что      
сегодня наши педагоги и родители тоже хотят, чтобы дети пользовались            
проверенным и защищённым контентом.                                             
                                                                                
Мы предлагаем данный законопроект поддержать.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки,       
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1441 по 1513 из 6573
По ведению, пожалуйста, Хинштейн Александр Евсеевич.                            
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я прошу прощения, но по       
5-му вопросу в связи с выступлением коллеги Смолина, я хочу до всех депутатов   
довести - учитывая, что это крайне важный закон, касающийся совершенствования   
нашего образования, - что данные, приведённые Олегом Николаевичем Смолиным,     
не соответствуют действительности. Я это говорю с полной ответственностью.      
                                                                                
Кратко. Первое: не обсуждалось с профессиональным сообществом - поправки,       
подготовленные ко второму чтению, относительно введения экспертирования         
электронных образовательных ресурсов разрабатывались совместно Комитетом по     
просвещению и комитетом по информполитике, и мы проработали это со всеми        
основными участниками рынка, которые сегодня занимаются разработкой             
электронных образовательных ресурсов.                                           
                                                                                
Второе. Ни о каких дополнительных средствах для школ, которые должны            
направлять на создание цифровой среды, речь не идёт, поправки направлены на     
то, чтобы оборот всех персональных данных учащихся шёл в защищённом режиме      
через государственные информационные системы.                                   
                                                                                
И третье. Абсолютной ложью является утверждение о том, что 50 процентов...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы всегда с вниманием слушаем выступления руководителей   
комитетов, и, если председатель комитета попросил слова по ведению, то,         
учитывая, что он владеет информацией, правильно соотнестись с тем, о чём        
сказал Хинштейн. Но обращаю внимание фракции: уважаемые коллеги, была           
возможность предоставить слово Хинштейну от фракции, потому что он говорит те   
вещи, которые сейчас получат ещё продолжение в виде дискуссии. Одобрямс -       
понятно, но надо всё-таки, чтобы звучали аргументированные выступления,         
поэтому просьба на будущее...                                                   
                                                                                
Коллега Вяткин! Коллега Вяткин, просьба на будущее, чтобы фракция               
предоставляла слово тем, кто в предмете, кто может, в том числе в ходе          
дискуссии, высказать "за" и "против". Понимаем, о чём речь? Вот сейчас          
продолжится дискуссия, и я обязан предоставить слово Николаю Васильевичу -      
почему? Потому что Хинштейн вынужден был взять слово по ведению, и был прав.    
Но можно было бы ему предоставить слово от фракции, потому что председатель     
комитета до этого представлял законопроект, а, так как законопроект включает    
в себя в том числе предмет полномочий другого комитета, выступление Хинштейна   
было бы к месту. Обращаю внимание.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. В данной ситуации и вы, и Хинштейн не правы - почему? Потому   
что у него было выступление по мотивам. И вы, как всегда, могли бы дать         
поручение комиссии по Регламенту и организации работы Думы рассмотреть, что     
было в первом чтении и что появилось в третьем, и выступление Пинского было     
бы более актуальным и правильным в части ведения.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, председатель комитета-соисполнителя   
по данному закону обращает наше внимание на то, что прозвучали неточности в     
выступлении, - что здесь плохого? Мы же должны информировать общество           
объективно, о чём и говорил Хинштейн, и задача председателя в этом.             
                                                                                
А вот что касается фракции - отработали, галочку поставили, а слово для         
выступления не предоставили человеку, который как раз мог бы участвовать в      
дискуссии. У нас же с вами по третьему чтению дискуссия политических фракций,   
выступления идут по мотивам голосования: кто за, кто против - об этом идёт      
речь; не одобрямс, а почему против, почему за, и это неотъемлемая часть         
парламента. И Хинштейну спасибо за то, что он позицию озвучил, защитил её.      
                                                                                
А что касается всего остального, ну, конечно, мы с вами не можем                
предусмотреть такие случаи в Регламенте. Но вам же слово тоже предоставили?     
Тоже предоставили, так же как и Хинштейну.                                      
                                                                                

Заседание № 15

07.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1150148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5248 по 5473 из 7980
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Ольги Михайловны          
Казаковой.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в    
первом чтении 16 июня этого года во исполнение поручения Президента             
Российской Федерации, данного по итогам заседания Госсовета, которое прошло в   
августе. Группой депутатов подготовлены поправки к законопроекту, которые       
касаются верификации электронных учебно-методических материалов и защиты        
персональных данных граждан. Все поправки включены в таблицу поправок,          
которые Комитет по просвещению рекомендует к принятию. Замечаний по             
законопроекту нет. Прошу поддержать таблицу поправок и принять законопроект     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу вынести на отдельное       
голосование поправки 3 и 4 из таблицы № 1.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых   
к принятию, за исключением поправок 3 и 4.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, по поправке 3. Или по обеим сразу           
будете?..                                                                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. По одной.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Итак, по поправке 3. Уважаемые коллеги, мы имеем очередной         
пример, когда радикально изменена концепция законопроекта. Грубо говоря, к      
нормальной пуговице пришили неудачное пальто. Напоминаю, что в законопроекте    
в первом чтении было только два сюжета - возможность дополнительного            
финансирования питания из бюджетов регионов плюс возможность реализации в       
школе программ дополнительного образования и профессионального обучения.        
Никаких вопросов, мы дружно поддержали законопроект. Теперь появилась целая     
серия сюжетов, связанных с электронным обучением и дистанционными               
образовательными технологиями, которые не имеют никакого отношения к            
концепции проекта закона, принятого в первом чтении.                            
                                                                                
Итак, поправка 3 - что она делает? Она обязывает каждое учебное заведение       
создавать электронную информационно-образовательную среду. Коллеги, в чём       
заключалась концепция законопроекта до того, как вносилась эта поправка? Вот    
если университет хочет вести работу исключительно через электронное обучение,   
с помощью дистанционных технологий, он обязан создать                           
информационно-образовательную среду - дополнительные обязанности при            
дополнительных правах. У нас очень многие университеты не имеют такой           
информационно-образовательной среды, если же возьмёте другие учебные            
заведения - школы, колледжи, учреждения допобразования, - то, я думаю, 90       
процентов их такой среды не имеет. Теперь исключается слово "исключительно",    
и мы требуем, чтобы каждое учебное заведение имело эту самую                    
информационно-образовательную среду. Для понимания: скажем, в городе Омске,     
городе-миллионнике, по оценкам местного руководства образованием,               
широкополосный Интернет имеет половина школ. Значит, если органы надзора, не    
дай бог, будут буквально применять норму, которую сейчас предлагается           
прописать, то 90 процентов всех учебных заведений можно будет смело             
закрывать. Это первое обстоятельство.                                           
                                                                                
И второе обстоятельство. Я учитель школы, я, вообще, не хуже чиновника знаю,    
чем мне пользоваться и чем мне не пользоваться при подготовке к урокам и        
проведении уроков. Теперь написано, что я могу использовать только              
государственные ресурсы или, о чём будем говорить дальше, включённые в          
реестр. Ну вот есть, например, у нас такой ресурс - "ПостНаука", с моей точки   
зрения, очень неплохой, который вполне можно использовать на уроках по          
естественным, и не только естественным, наукам. Если его не разрешат            
использовать, я его использовать не смогу. Почему мне, как учителю, выражают    
такое недоверие?                                                                
                                                                                
Я прошу вас, уважаемые коллеги, эту поправку не поддерживать.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! На самом деле      
данной поправкой не создаётся никакого нового механизма - этот механизм в       
точности повторяет тот, что сегодня применяется при экспертизе учебных          
материалов, учебников, бумажных носителей. Мы должны понимать, что              
электронные учебно-методические материалы, которые используются                 
образовательными учреждениями, никак не защищены в федеральном                  
законодательстве, - вот данной поправкой всего лишь создаётся механизм такой    
экспертизы. Поэтому никаких рисков в том, что будут использоваться              
учебно-методические программы, электронные образовательные системы, которые     
пройдут эту экспертизу и будут соответствовать федеральным государственным      
стандартам, что прописано в Конституции Российской Федерации, нет, Олег         
Николаевич. И я думаю, что если программа, о которой вы говорите, пройдёт       
экспертизу, то никаких вопросов не возникнет.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3, рекомендуемая         
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Внимательно! Да, повнимательнее!                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.31,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По поправке 4 - Смолин. Пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я не могу согласиться с уважаемой Ольгой        
Михайловной. Если бы в законопроекте, который сегодня принимается, было         
написано про электронные учебники - но там написано про все                     
информационно-образовательные ресурсы, а это совершенно не учебники. И я хочу   
напомнить, что по действующему закону у нас совершенно разные экспертизы        
учебников и учебных пособий. Что касается учебников, да, там прописана          
жёсткая система экспертизы, которая, правда, большой пользы не принесла: и      
президент жаловался на качество учебников, и родители продолжают на это         
жаловаться. А вот учебные пособия у нас, по действующему закону, никак не       
экспертируются, экспертируются только издательства, которые выпускают эти       
учебные пособия. Теперь мы для электронных ресурсов - всех, подчёркиваю, -      
вводим процедуру, похожую на ту, которая применяется в отношении учебников.     
                                                                                
Так вот я вам хочу сказать, уважаемые коллеги, что такая процедура более        
жёсткая, чем та, что применяется к бумажным учебным пособиям, гораздо более     
жёсткая, это первое. Второе, эта процедура сулит колоссальную бюрократизацию:   
пока создадут этот самый реестр, рак на горе свистнет, что называется, и если   
будут ждать, то образованию придётся остановиться на некоторое время. Третье,   
мы получаем большие дополнительные затраты - либо для бюджета, если это будет   
за бюджетные деньги, либо для ресурсов, которые будут претендовать на то,       
чтобы их включили в реестр. И четвёртое - может, самое главное, уважаемые       
коллеги, - это, вообще, совершенно бессмысленное дело. Дело в том, что          
электронные образовательные ресурсы постоянно подвергаются изменениям в         
отличие от школьных учебников. Школьные учебники утверждаются на несколько      
лет, а в электронные образовательные ресурсы, если вы хотите успевать за        
временем, вы должны регулярно вносить изменения. Что будем делать: каждый раз   
отбирать и каждый раз снова проводить лицензирование? Мне представляется, что   
так не получится, поэтому, с нашей точки зрения, эти предложения наносят        
прямой вред российскому образованию, бюрократизируют его.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                 
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Отвечая на ваши    
вопросы, Олег Николаевич, я хотела бы сказать следующее.                        
                                                                                
Первое. Мы здесь защищаем именно наших детей, и я думаю, что ни у кого нет      
сомнения, что все электронные ресурсы, электронные образовательные системы,     
которыми сегодня пользуется наша система образования, конечно же, должны быть   
верифицированы, должны быть проверены и должны пройти экспертизу. И на это      
есть сейчас большой запрос - на то, чтобы мы занимались не только учебниками,   
которые на бумажном носителе, но и всем, что идёт из Интернета, всем, что       
получают наши дети, наши учителя и вообще система образования. Это первое.      
                                                                                
Второе. Что касается дополнительных расходов, о которых вы сказали, мы ничего   
дополнительного в бюджет не закладываем. Министерство просвещения Российской    
Федерации, если будут необходимы на это средства, будет изыскивать их у себя.   
                                                                                
Олег Николаевич, я здесь не вижу никаких тех рисков, о которых вы говорите.     
Мы должны защитить детей, и это очевидно, на это есть большой запрос            
родителей, педагогов и уже даже самих детей, даже старшеклассники сегодня об    
этом говорят, поэтому и были предложены эти поправки. К тому же было прямое     
поручение президента защитить все наши информационно-образовательные ресурсы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4, рекомендуемая         
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской             
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемые коллеги, законопроект готов к принятию в третьем       
чтении, и мы просим поставить его завтра в повестку.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Принимается.                

Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1150148-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7056 по 7181 из 8276
71-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части организации                   
профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по         
профессиям рабочих, должностям служащих". Докладывает Любовь Николаевна         
Духанина.                                                                       
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаем на рассмотрение проект   
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части организации профессионального обучения по          
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям        
служащих".                                                                      
                                                                                
Работа над этим законопроектом шла в течение четырёх лет. Комитетом по          
образованию и науке была создана специальная рабочая группа по изучению         
вопросов организации трудового воспитания в школах. Мы изучали все барьеры,     
которые сегодня имеются в нормативно-правовой базе, для организации             
полноценного трудового обучения в школе. К работе привлекались эксперты,        
практики, заинтересованные ФОИВы. И сегодня мы вам предлагаем законопроект,     
который устраняет имеющиеся барьеры.                                            
                                                                                
Фактически предлагается создать возможность для организации профессионального   
обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих,       
должностям служащих в рамках реализации основной образовательной программы,     
то есть в рамках обучения по школьной программе ребята смогут фактически        
получать свою первую рабочую профессию или профессию служащего. Очень часто     
при обсуждении упоминалась модель, которая раньше существовала в Советском      
Союзе, - это модель УПК, многим присутствующим в зале она известна: школьник,   
окончив школу, уже имел и рабочую профессию. Предлагаемый законопроект          
фактически реализует данную идею.                                               
                                                                                
Для достижения поставленной цели законопроектом в два закона - в закон "Об      
образовании в Российской Федерации" и в закон "Об общих принципах организации   
местного самоуправления в Российской Федерации" - вносятся нормы, в             
соответствии с которыми органы государственной власти субъектов, а также        
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов        
наделяются правом на организацию профессионального обучения по программам       
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в        
пределах образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в   
образовательных организациях.                                                   
                                                                                
Уверена, что реализация положений законопроекта создаст условия для получения   
первого опыта профессиональной деятельности в рамках школьной программы, даст   
возможность провести первые профессиональные пробы, будет служить воспитанию    
уважения к людям труда, уважению к труду и, конечно, в целом повлияет, даст     
возможность детям иметь рабочую профессию сразу по окончании школы.             
                                                                                
Опросы детей показывают, что сегодня почти 40 процентов детей на старшей        
ступени школьного обучения уже работают, но пока это работы, связанные в        
основном с вопросами организации доставки чего-то. И дети обижаются, что им     
не поручают серьёзный труд, а они сегодня, например, в области IT готовы по     
программам СПО фактически уже осуществлять работу, там, будучи                  
администраторами небольших IT-систем.                                           
                                                                                
Очень важен закон для сельских территорий, которые очень просят, ждут закона,   
для того чтобы после школы ребята имели профессию и могли приступить уже к      
трудовой деятельности.                                                          
                                                                                
В целом закон будет работать на расширение предоставления возможностей для      
детей, их работа будет более качественной в том случае, когда они после школы   
приступают фактически к производственной деятельности, и в целом расширяются    
их знания в области профориентации.                                             
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Алдар Валерьевич      
Дамдинов.                                                                       
                                                                                
ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию и науке      
рассмотрел представленный проект федерального закона "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации         
профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по         
профессиям рабочих, должностям служащих". Ну, Любовь Николаевна очень ярко      
осветила концепцию представленного законопроекта.                               
                                                                                
Я от имени комитета хотел бы отметить следующее. Действительно, в               
соответствии со статьёй 66, часть 3, закона "Об образовании...": "общее         
образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности        
обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей            
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на      
основе индивидуализации и профессиональной ориентации..." Комитет считает,      
что предлагаемый законопроект будет способствовать реализации права учащихся    
на бесплатное профессиональное образование.                                     
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию законопроекта. Комитет Совета Федерации по       
науке, образованию и культуре предлагает поддержать концепцию                   
рассматриваемого проекта федерального закона. Комитет считает возможным         
дополнительно проанализировать обстоятельства, указанные в заключении           
Правового управления Аппарата Государственной Думы, при подготовке текста       
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
На представленный законопроект поступили отзывы из 18 законодательных органов   
- 18 положительных отзывов, отрицательных отзывов нет; из 21 высшего            
исполнительного органа поступило 19 положительных отзывов, 2 отрицательных. В   
целом законопроект поддержали шесть субъектов Российской Федерации, не          
поддержавших законопроект субъектов Российской Федерации нет.                   
                                                                                
Исходя из изложенного комитет предлагает принять представленный проект          
федерального закона.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алдар Валерьевич.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет.          
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.