Заседание № 86

10.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 115008-3 "О зонах экологического бедствия" (внесён депутатами Государственной Думы А. Н. Грешневиковым, А. Н. Нюдюрбеговым, А. Б. Фурманом, В. П. Войтенко, а также В. А. Грачёвым, А. Н. Косариковым, Ю. В. Лосским, М. Я. Лебедевой, В. В. Оленьевым, А. Н. Томовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4887 по 5245 из 6822
Переходим к рассмотрению пункта 20 порядка работы Государственной Думы. О       
проекте федерального закона "О зонах экологического бедствия". Доклад           
депутата Государственной Думы Анатолия Николаевича Грешневикова.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия".                               
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Проект федерального закона   
"О зонах экологического бедствия" был разработан во исполнение и в развитие     
статей 58 и 59 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и внесён в   
Государственную Думу в 2001 году. В связи с его намечаемым принятием            
указанные статьи были исключены из Федерального закона от 10 января 2002 года   
"Об охране окружающей среды" и в статье 57 дана отсылочная норма к              
законодательству о зонах экологического бедствия. Именно разрабатываемый        
законопроект должен был содержать правовые нормы по регулированию отношений в   
зонах экологического бедствия, однако до настоящего времени такое               
законодательство отсутствует, при этом в нормативных правовых актах уже         
используется понятие "зона экологического бедствия". Так, в ряде статей         
Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание за              
осуществление противоправных действий на территории этих зон. Правительство     
Российской Федерации в ряде постановлений также вводит нормы,                   
регламентирующие деятельность в этих зонах.                                     
                                                                                
И действительно, отдельные города Российской Федерации сегодня практически      
являются зонами экологического бедствия. Ещё в середине 90-х годов              
четырнадцать городов в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей       
природной среды" подготовили и представили на государственную экологическую     
экспертизу материалы по обоснованию придания им статуса зон экологического      
бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Практически все они получили    
положительные заключения государственной экологической экспертизы и направили   
все материалы в Правительство Российской Федерации для последующего             
представления Президенту Российской Федерации, однако в связи с                 
несовершенством законодательства этого статуса они, к сожалению, не получили.   
                                                                                
Принятие и реализация рассматриваемого законопроекта позволили бы обоснованно   
придать территориям статус зон экологического бедствия, решать экологические,   
социальные, экономические проблемы на территории указанных зон и обеспечивать   
вывод их из кризисного состояния.                                               
                                                                                
Следует отметить, что источниками загрязнения окружающей среды на этих          
территориях являются, как правило, градообразующие предприятия, закрыть         
которые не представляется возможным. Решение сложившейся проблемы возможно за   
счёт реконструкции и технического перевооружения данных предприятий с           
использованием наилучших существующих технологий, однако средств на эти         
мероприятия нет. Такое положение обусловлено тем, что в настоящее время         
указанные предприятия уже не являются государственными, а принадлежат частным   
собственникам, причём при смене собственника государство, продавая эти          
предприятия за мизерную стоимость, не вменило в обязанность новому              
собственнику ликвидировать накопленный экологический ущерб. В результате        
сегодня вопрос оздоровления окружающей среды и вывода этих территорий из        
состояния экологического бедствия практически не решается: государством -       
потому что оно не является собственником данных предприятий, предприятиями -    
потому что это прошлый, накопленный ущерб, а органами местного самоуправления   
- ввиду отсутствия средств. Отдельные природоохранные мероприятия, проводимые   
руководителями предприятий, проблему решить не могут, в итоге страдают люди,    
проживающие на данных территориях.                                              
                                                                                
Наш законопроект разработан в целях решения данной проблемы за счёт создания    
правовой базы, регулирующей отношения в этой сфере. Следует признать, что       
первые редакции законопроекта были ориентированы на ликвидацию зон              
экологического бедствия в основном за счёт средств федерального бюджета, но     
впоследствии в соответствии с поступающими замечаниями законопроект был         
доработан с включением в него новых статей. В настоящее время законопроектом    
предусмотрено использование различных экономических механизмов, таких как       
страхование экологических рисков, лизинг, установление специального             
налогового режима на территории зон и других. Таким образом, данный             
федеральный закон позволит ограничить экологически опасную деятельность,        
одновременно создав благоприятные условия для деятельности, обеспечивающей      
вывод территории из состояния экологического бедствия.                          
                                                                                
Подготовленный законопроект направлялся субъектам права законодательной         
инициативы, в том числе дважды Правительству Российской Федерации. В            
результате повторной рассылки доработанного проекта закона получено             
восемьдесят семь отзывов от законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,   
из них восемьдесят два - положительные, сорок два отзыва содержали поддержку    
законопроекта без каких-либо замечаний и предложений по доработке данного       
законопроекта. В отзывах субъектов Российской Федерации отмечается, что         
данный проект закона не только создаёт правовую базу, но и закладывает          
экономические предпосылки по скорейшему выведению отдельных территорий          
Российской Федерации из состояния экологического бедствия. Отмечу, что          
Правительство Российской Федерации, сделав замечания и предложения, в то же     
время не отрицает необходимости разработки данного законопроекта.               
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экологии предыдущего созыва, рассмотрев         
заключение правительства, принял решение о доработке законопроекта. В состав    
рабочей группы были включены сотрудники министерств и ведомств,                 
уполномоченных в области охраны окружающей среды. Так, в её работе принимали    
участие представители МПР России, Ростехнадзора, Минэкономразвития, МЧС         
России, уже не существующего Министерства по налогам и сборам. Причём при       
подготовке последней редакции её текст всеми был согласован. Но несмотря на     
это, в очередной раз было получено отрицательное заключение Правительства       
Российской Федерации. В работе не принимали участие только представители        
Министерства финансов. Комитет по экологии неоднократно обращался в             
Правительство Российской Федерации с предложением дать конкретные               
формулировки статей, которые министерство считает необходимым изменить, и       
конкретные цифры в финансово-экономическом обосновании, однако ни разу Минфин   
России таких предложений не дал.                                                
                                                                                
В настоящее время указанный законопроект рассматривается Межпарламентской       
Ассамблеей государств - участников СНГ как базовый для последующего             
утверждения в качестве модельного закона для стран СНГ. Учитывая то, что с      
момента внесения законопроекта в Государственную Думу экологическая ситуация    
в рассматриваемых городах не улучшилась, а по отдельным показателям даже        
ухудшилась, считаю, что этот закон необходим. Поэтому согласиться с мнением     
комитета не могу. Да, возможно, законопроект требует доработки, но снимать      
его с рассмотрения нельзя.                                                      
                                                                                
Считаю также необходимым заметить следующее. Позиция Комитета по природным      
ресурсам, природопользованию и экологии, который не поддерживает данный         
законопроект, ясно говорит о том, каким будет голосование нашего                
парламентского большинства, потому не тешу себя иллюзиями в плане перспективы   
его принятия. Однако непринятие этого крайне нужного законопроекта будет        
лишним свидетельством того, что, к великому сожалению, Государственная Дума     
взяла курс на последовательную девальвацию природоохранного законодательства.   
Эта тенденция всё более проявляется в последние годы. Уничтожена                
государственная экологическая экспертиза, ликвидирован федеральный контроль     
лесного хозяйства страны. Крайне непродуманные и сомнительные поправки в        
Лесной и Земельный кодексы и другие федеральные законы уже поставили под        
угрозу санитарно-защитные лесные зоны городов, лесопарки, особо охраняемые      
природные территории. Фактически мы, депутаты высшего законодательного органа   
страны, отказываем своим согражданам в их конституционном праве на              
благоприятную окружающую среду. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, уважаемые      
коллеги, именно об этом задумались при голосовании по данному законопроекту.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич, присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступит заместитель председателя Комитета по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии Александр Иванович Фокин.               
                                                                                
ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы   
по природным ресурсам, природопользованию и экологии, рассмотрев проект         
федерального закона № 115008-3 "О зонах экологического бедствия", отмечает      
наличие многочисленных замечаний по данному законопроекту в части его           
несоответствия положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового   
кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Кодекса     
Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона   
"Об охране окружающей среды", а также закона "Об общих принципах организации    
местного самоуправления в Российской Федерации" и других законодательных        
актов. В частности, используемые в законопроекте понятия не соответствуют       
понятиям федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О защите            
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного       
характера".                                                                     
                                                                                
Предлагаемый в законопроекте механизм по приостановлению или запрещению         
хозяйственной и иной деятельности органами государственной власти Российской    
Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления     
не соответствует положениям Кодекса Российской Федерации об административных    
правонарушениях и Федерального закона "Об охране окружающей среды". В           
законопроекте также не учитывается то, что полномочия органов местного          
самоуправления должны подразделяться на уровне поселений, муниципальных         
районов или городских округов. Ряд положений законопроекта противоречат друг    
другу.                                                                          
                                                                                
В законопроекте отсутствуют положения, касающиеся порядка установления режима   
зоны экологического бедствия, правовых оснований и механизма реализации         
системы обязательного и добровольного экологического аудита, обязательного      
страхования экологических рисков, рисков для здоровья населения в зонах         
экологического бедствия.                                                        
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.         
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по природным ресурсам,        
природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить        
проект федерального закона № 115008-3 "О зонах экологического бедствия" в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть           
вопросы. Депутаты Гартунг, Горячева и Останина - три вопроса.                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Гартунгу.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
У меня к представителю комитета вопрос.                                         
                                                                                
Выслушав ваше выступление, я понял, что комитет не поддерживает этот            
законопроект в силу того, что имеют место несоответствия названий,              
предложенных механизмов реализации и так далее, а, в общем-то, ничего такого,   
что нельзя было бы доработать во втором чтении, я, честно говоря, не услышал.   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Даже если есть критические замечания по этому законопроекту, тема,    
которая поднимается этим законопроектом, весьма актуальна. Что же предлагает    
комитет, какие альтернативные действия он предпринимает для того, чтобы эту     
тему закрыть?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
ФОКИН А. И. Мы достаточно внимательно отслеживаем эту ситуацию, и что           
касается зон экологического бедствия, мы работаем в этом направлении. У нас     
есть проекты по разработке похожих законов, то есть не этого закона, в          
частности. Я не хотел бы здесь долго объяснять, вы можете ко мне подойти, я     
вам дам заключение по статьям, по пунктам и так далее, почему мы не             
поддерживаем этот закон. Не только какие-то слова не совпадают, как вы          
говорите, тут есть пункты, чётко противоречащие тем законодательным актам,      
которые мы с вами приняли. Это первое.                                          
                                                                                
И второе. Что касается зон экологического бедствия, в этом направлении работа   
ведётся. Я думаю, что такой закон появится в ближайшее время.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Горячевой Светлане Петровне.            
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Вот в развитие первого вопроса. Президент Российской Федерации в одном из       
своих выступлений сказал, что у нас порядка 15 процентов всей территории        
России - это зоны экологического бедствия. Скажите, пожалуйста, сколько         
должно пройти времени, чтобы комитет уважаемый по экологии всё же не просто     
имел наработки каких-то законопроектов (мол, там мы когда-нибудь чего-нибудь    
изобретём), а чтобы в конце концов появился конкретный законопроект, который    
бы регламентировал все эти очень важные вопросы? Или будем ждать, пока у нас    
30, 40, 50 процентов территории окажется в зонах экологического бедствия? Вы    
понимаете, вы медлите, непонятно почему!                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Пожалуйста, Александр Иванович.                                                 
                                                                                
ФОКИН А. И. Я могу сказать, Светлана Петровна, вы прекрасно знаете, что мы не   
медлим, а работаем в этом плане. Я приглашаю вас на заседание комитета, вы      
можете прийти и посмотреть все материалы, которые в этом направлении            
наработаны.                                                                     
                                                                                
Я думаю, что в ближайшее время конкретный законопроект какой-то по зонам        
экологического бедствия, в конкретном уже изложении должен появиться. Тем       
более вы знаете прекрасно, что я представляю Кузбасский регион, эта проблема    
там очень остро стоит. И мой коллега из комитета по экологии, который сегодня   
докладывал законопроект, знает, что мы не только подробно и часто эту           
ситуацию обсуждали, но и практически в этом плане совместно работали.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Останиной Нине Александровне.           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Анатолию Николаевичу Грешневикову.                        
                                                                                
Анатолий Николаевич, вот двенадцать лет я тоже представляю Кузбасский регион    
и в отличие от некоторых депутатов живу в этом регионе. Поэтому хочу            
напомнить вам принципиальный спор, который разгорелся в Думе прошлого созыва,   
когда речь шла о снятии северного коэффициента с ряда территорий. Вы помните,   
что тогда комитет по делам Севера предложил поделить все регионы, которые       
получали этот коэффициент, на регионы, которые относятся к зонам                
экологического бедствия, и регионы, которые не относятся к этим зонам.          
Оказалось, что такой критерий применить нельзя, поскольку нет закона, на        
который можно было бы опереться, поэтому придумали учитывать состояние          
экономики этих регионов.                                                        
                                                                                
Мне сказали, что ряд территорий - Кемеровская область, Новосибирская,           
Томская, Омская области выпадают из этого списка, если не будет такого рода     
закона. Скажите, этот закон позволит тогда всё-таки закрепить статус зон        
экологического бедствия за рядом северных территорий?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Включите депутату Грешневикову микрофон, пожалуйста.                            
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо за вопрос.                                            
                                                                                
Конечно, данный законопроект включает решение проблемы и северных территорий.   
Если коротко ответить, то так: северные территории под данный законопроект      
обязательно подпадают.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, имеются ли желающие выступить по данному законопроекту?     
Есть один, Гартунг.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Гартунгу.                                
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, очень жаль, что мы так быстро свернули         
дискуссию по такому важному вопросу. Законопроект, конечно же, не зря           
появился. Мало того, если вы внимательно слушали Анатолия Николаевича, то       
знаете, что он рассказал, какую работу провёл он и авторы законопроекта,        
когда дорабатывали его, какую работу провели с правительством.                  
                                                                                
Обратите внимание, что в составе авторов - представители разных фракций,        
разных политических направлений. И в общем-то, эта ситуация, эта проблема       
сегодня существует. Мы, представители регионов, в которых очень                 
неблагоприятная экологическая ситуация, ждём каких-то изменений в               
законодательстве, но, к сожалению, от представителя комитета я так и не         
услышал, когда же всё-таки они будут. Если этот законопроект так плох и мы      
его отклоняем, когда же внесёт комитет по экологии что-то альтернативное?       
Ведь что получается? У нас, к сожалению, история повторяется: вносятся          
законопроекты, правительство и комитеты профильные говорят, что да, проблема    
существует, надо её дорабатывать, но тот способ, который предложен, не          
годится. Взамен ничего не предлагается! И так продолжается годами. Я            
четвёртый созыв в Государственной Думе, и я вот это наблюдаю из года в год.     
Уважаемые коллеги, честно говоря, уже задаёшь себе вопрос: для чего мы сюда     
ходим, вообще-то? Если мы принимаем решение только на основании того,           
поддерживает правительство или нет, так, может быть, нам не нужно четыреста     
пятьдесят депутатов в Государственной Думе, может, действительно сократить      
количество комитетов и оформлять законодательно те решения, которые выносят     
соответствующие ведомства Правительства Российской Федерации? Ну давайте мы     
как-то на себя ответственность возьмём!                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Уважаемые полномочные представители президента и правительства не желают        
выступить? Нет. С заключительным словом выступит докладчик.                     
                                                                                
Пожалуйста, Анатолию Николаевичу Грешневикову включите микрофон.                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, сомневался, что будет дискуссия, и очень   
признателен тем, кто задал вопросы, и тем, кто выступил.                        
                                                                                
Хочу обратить внимание, что после вот этого законопроекта "О зонах              
экологического бедствия" в нашей повестке стоят ещё два экологически значимых   
законопроекта - "Об охране озера "Байкал" и "Об экологической культуре".        
Естественно, не вызывает сомнения, что данные законопроекты тоже будут          
отклонены, не поддержаны. Складывается впечатление, исходя из предыдущих        
лет... Мы отклонили закон "Об охране почв", он дошёл до Совета Федерации - мы   
не создали согласительную комиссию, закон об экологическом образовании, "О      
защите животных от жестокого обращения", базовый закон об экологической         
безопасности мы приняли, но не подписал президент. То есть либо всё             
экологическое законодательство в последнее время претерпевает жуткие            
изменения, как Лесной кодекс и Водный кодекс, которые можно считать             
антиэкологическими, но ни в коем случае не природоохранными, либо всё, что мы   
сейчас нарабатываем и вносим в защиту здоровья населения, а экология - это,     
естественно, защита не только природной, но и той среды, где живёт человек,     
отвергается. Поэтому очень большое сожаление вызывает у меня то, что мы так     
необдуманно относимся к тем законам, которые направлены на то, чтобы            
исполнять конституционную обязанность защищать окружающую природную среду. Я    
бы просил поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич.                             
                                                                                
Содокладчик не желает выступить с заключительным словом? Нет.                   
                                                                                
Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона    
"О зонах экологического бедствия" в первом чтении? Прошу голосовать.            
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.