Заседание № 144

21.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 114984-8 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления для обучающихся права пройти повторную государственную итоговую аттестацию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2829 по 3369 из 5106
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 59       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Ксения Александровна Горячева.                                                  
                                                                                
С места, да?                                                                    
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                           
                                                                                
Иван Иванович, извините, не была готова сегодня к выступлению, на другой день   
назначали, но немного расскажу о самой инициативе.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы доклад будете делать или нет?                          
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А. Да, я могу сделать доклад, ничего страшного.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А. Вчера уже моя коллега Анна Валерьевна рассказывала об этой       
инициативе - о возможности для школьников повторно сдавать ЕГЭ.                 
                                                                                
У нас здесь, в Государственной Думе, нередко возникали споры, отменять          
экзамен или не отменять. Но пока более эффективной процедуры, которая           
позволила бы обеспечить такой действительно социальный лифт школьникам из       
разных регионов, не придумали. Тем не менее уменьшить количество стресса и      
ответственности перед этим самым экзаменом можно было бы с помощью повторной    
сдачи ЕГЭ. Когда человек будет знать, что у него есть две попытки и он может    
выбрать наилучшую из них, мы уменьшим напряжение, которое испытывает            
школьник. Плюс экзамен не станет такой точкой абсолютного напряжения,           
решающего момента. И даже если в момент первой сдачи у тебя белый лист, ты      
всё забыл, то есть как минимум этот второй шанс, чтобы реабилитироваться и      
поступить туда, куда ты хочешь.                                                 
                                                                                
Мы получили большую поддержку и от родительского сообщества, и от самих         
выпускников, в том числе от студентов, которые уже сдавали ЕГЭ. Поэтому мы      
просим коллег поддержать законопроект и по возможности просто дальше            
доработать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ксения Александровна.                            
                                                                                
С содокладом выступает Эльвира Ринатовна Аиткулова.                             
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел законопроект     
на заседании. Предложение коллег о корректировке сроков сдачи ЕГЭ комитет и     
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживают. Правительство даёт отрицательное       
заключение.                                                                     
                                                                                
Коллеги утверждают, что не понадобятся дополнительные финансовые расходы,       
хотя мы с вами понимаем, что каждая сдача ЕГЭ - это финансовые расходы          
государственного бюджета, поэтому это некорректно. И конечно, это некорректно   
как с точки зрения организации процесса, так и с точки зрения выплаты           
зарплаты учителям, которые принимают участие в этом процессе.                   
                                                                                
Ксения Александровна сказала, что у абитуриента будет возможность выбрать       
наилучший из вариантов. Но, коллеги, посмотрите статью 59: вся процедура        
сдачи единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации    
определяется исполнительным органом, то есть Министерством просвещения, и       
сегодня все правила и нормативы прописаны именно в нормативке министерства, а   
не в самом законе, и там определено, что дополнительно сдать, пересдать в       
этот год можно только русский язык и математику.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы предлагаем, безусловно, поддерживая необходимость         
корректировки по единому государственному экзамену, всё-таки выносить это       
обсуждение на профессиональные площадки. В апреле этого года мы с комитетом     
проводили выездное заседание комитета на площадке Рособрнадзора, детально       
рассматривали и то, как формируются контрольно-измерительные материалы, и то,   
как организована сама процедура.                                                
                                                                                
И конечно, Пётр Олегович, ваша реплика по поводу отмены ЕГЭ обсуждается в       
обществе, но, коллеги, к этому нужен очень профессиональный и тонкий подход.    
Все эти годы мы планомерно оснащали наши учебные заведения, и, собственно,      
все наши выпускники уже к этой системе государственной итоговой аттестации      
готовы.                                                                         
                                                                                
И комитет, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживают предложенный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к комитету.                                                       
                                                                                
Действительно, сейчас вокруг ЕГЭ большая дискуссия, ну, она не утихает уже      
многие годы. И есть проблемы у тех ребят, которые не набрали необходимых        
баллов: в целом они уже всё, поступать не могут, потому что у них баллы ниже    
минимального порога, и жди целый год, болтайся без дела, так скажем, условно,   
или устраивайся на работу, или иди в армию. Вот как комитет относится к тому,   
чтобы ЕГЭ сделать не обязательным экзаменом, а... Хочешь - выбирай ЕГЭ,         
хочешь - выбирай вступительные экзамены в вуз. И человек сам будет решать, и    
не надо этот институт упразднять, если его никто не хочет упразднять, хотя      
ЛДПР против ЕГЭ. Вопрос в том... По выбору: хочешь - ЕГЭ сдавай, хочешь -       
вступительные экзамены в вузы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Коллеги, у нас в этом году комитет уже такое решение принимал   
в отношении приграничных территорий - по выбору, ЕГЭ или вступительные          
экзамены, - и мы сейчас мониторим, какое количество ребят выбрали традиционно   
ЕГЭ и кто пошёл на альтернативную форму. Мы сегодня это смотрим.                
                                                                                
Ну и конечно, это зависит не только от решения комитета. Вы знаете, что         
вопрос по поводу ЕГЭ задавали и Президенту Российской Федерации, и на этой      
трибуне Мишустин на этот вопрос отвечал. Ещё раз говорю, что этот вопрос        
требует детального изучения и профессионального обсуждения.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Эльвира Ринатовна, а не кажется ли вам странным, что вы, с     
одной стороны, за то, чтобы вернуться к лучшим стандартам образования, а с      
другой стороны, ратуете за то, чтобы под конвоем детей водить на экзамены и     
плодить волчьи билеты? Вот есть в комитете данные за последние пять лет по      
годам, сколько детей получили волчий билет, не сдав ЕГЭ, и что им делать и их   
родителям? По моим данным, это ежегодно в районе 20-25 тысяч.                   
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Николай Васильевич, я бы не оперировала понятиями "волчий       
билет", "ходить под конвоем", всё-таки речь идёт о системе образования. Мы не   
оперируем такими понятиями, поскольку речь идёт об образовательных              
организациях, достаточно цивилизованно организован этот процесс.                
                                                                                
У тех ребят, которые не смогли сдать ЕГЭ, есть возможность сдать в следующем    
году, есть возможность поступить в средние профессиональные образовательные     
организации, обучаться по программам СПО, получать профессию, поэтому они не    
болтаются по улицам, у них есть возможность получить профессию. Это первое.     
                                                                                
Второе. О количестве детей, которые не смогли сдать, оперативными данными мы    
не располагаем, но, я думаю, комитет эту информацию запросит.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соболев Виктор Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Действительно, идёт дискуссия по ЕГЭ, и у меня такой вопрос к комитету. Вот я   
работал в Омске на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, там остро     
не хватает специалистов технических специальностей. Допустим, Омский            
государственный университет имени Достоевского сократил на 100 человек в        
сравнении с 2021-2022 годами набор на технические специальности в этом году,    
хотя специалистов катастрофически не хватает. Я разбирался с этим вопросом и    
пришёл к выводу, что многие дети идут по пути наиболее лёгкого выбора и не      
сдают ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления на технические   
специальности, просто не сдают. Вот ЕГЭ настолько вредит сейчас... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 секунд добавьте.                                       
                                                                                
Виктор Иванович, вопрос, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И. Вопрос следующий: когда мы наконец решим этот вопрос? Мы очень    
легко ввели болонскую систему, ЕГЭ и так далее, все знают, что она мешает, в    
прошлом году были парламентские слушания, но это продолжается - до каких пор    
это будет?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Коллеги, до каких пор - я не уполномочена отвечать на этот      
вопрос, по поводу сроков, но ещё раз говорю: давайте переведём дискуссию в      
профессиональную плоскость. Это первое.                                         
                                                                                
Второе, что касается нехватки специалистов. У нас ежегодно, я думаю, комитет    
по высшему образованию это подтвердит, контрольные цифры приёма именно по       
техническим специальностям растут. Почему дети не выбирают эти профессии - я    
думаю, что здесь должна быть большая профориентационная работа не только со     
стороны комитета по образованию, системы просвещения, но и со стороны самих     
родителей. И то, что сегодня у нас есть дефицит технических специальностей...   
Это вопрос не только к ЕГЭ.                                                     
                                                                                
И в целом, коллеги, надо к этому вопросу относиться комплексно, поскольку,      
помимо тех очевидных негативных последствий, которые обсуждаются в обществе,    
есть очевидные плюсы, сейчас это разработчики законопроекта тоже                
подчёркивали. Это и социальный лифт для ребёнка, который учится в сельской      
глубинке и хочет поступать в столичный вуз, ЕГЭ сегодня - это тот инструмент,   
который даёт ему возможность себя проявить, показать свои результаты и          
поступить туда, куда он хочет. Так что это комплексная история.                 
                                                                                
И когда на площадке Рособрнадзора мы обсуждали это с коллегами, мы в первую     
очередь обращали внимание, что есть форма и содержание. Вот форма сдачи         
единого государственного экзамена, наверное, вызывает наименьшие вопросы,       
потому что достаточно много сегодня технических средств контроля, чтобы не      
было списываний, не было каких-то субъективных историй. А содержательная        
часть - это содержание контрольно-измерительных материалов (так называемых      
КИМ): те вопросы, которые содержатся в КИМ, и ответы, которые содержатся в      
школьной программе, должны совпадать, чтобы у детей была возможность            
действительно показать себя с наилучшей стороны.                                
                                                                                
Мы на площадке комитета эту работу в следующую сессию будем продолжать и        
приглашаем, коллеги, к обсуждению уже именно на профессиональной площадке.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Эльвира Ринатовна, позвольте напомнить вам, что у      
нас профессиональное обсуждение на площадке Государственной Думы уже            
состоялось, когда сюда было приглашено ректорское сообщество. И многие          
ректоры выходили и начинали с того, что они на первом курсе заняты тем, что     
проходят школьную программу со студентами-первокурсниками. Так что то, о чём    
говорил Пётр Олегович, вообще-то, мнение большинства Государственной Думы и     
её председателя. Вот вы оперировали, там, мнением президента, мнением           
председателя правительства, а почему вы не говорите о мнении Председателя       
Думы, который сказал, что ЕГЭ относится к числу самых горячих вопросов и        
самых острых вопросов, которые задают нам сегодня люди? Вы говорите: от         
комитета не зависит. А позиция у комитета есть или нет? Сколько суицидов в      
этом году совершили дети, которые не смогли преодолеть стрессы, связанные со    
сдачей ЕГЭ и ОГЭ! Вы говорите, что есть возможность получить среднее            
образование, - да конкурс сегодня такой в средних специальных организациях,     
что он не позволяет детям!.. (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это скорее выступление было, Нина Александровна.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция комитета? Ну, комитет высказал свою позицию.      
                                                                                
Депутату Казаковой включите микрофон, председателю комитета.                    
                                                                                
Ольга Михайловна, пожалуйста.                                                   
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, поскольку действительно         
вопросы ЕГЭ - это, так скажем, повестка постоянного обсуждения и педагогов, и   
родителей, и вообще в обществе, и у нас в комитете, мы сейчас предлагаем        
таким образом поступить. Мы проведём серию "круглых столов" начиная с           
сентября этого года - с родителями, с психологами, с ректорским сообществом,    
с педагогами и, естественно, с профессиональным сообществом, серию "круглых     
столов", где сможем выработать решения и предложения. Если мы хотим отменить,   
то что мы предлагаем взамен? Сейчас нет конкретного предложения, чем            
заменяем, если отменяем, какой более эффективной формой. Нужно эту форму,       
если такая имеется, выработать на профессиональных площадках, сделать           
определённые расчёты, с какого момента принимаем, если принимаем, такие         
решения и так далее.                                                            
                                                                                
Предлагаем потом, после проведения серии "круглых столов" выходить уже на       
парламентское обсуждение, на парламентские слушания с готовыми предложениями,   
чем заменяем, если говорим об отмене. Сейчас есть только методика               
совершенствования. Если придумаем, если продумаем, чем заменить, тогда          
давайте предметно обсуждать.                                                    
                                                                                
У нас в комитете, в повестке комитета это постоянная тема, мы на всех           
встречах обсуждаем это - с детьми, с педагогами, у нас масса видеозаписей,      
интервью на этот счёт, мнения очень разные.                                     
                                                                                
Коллеги, мы всех приглашаем к этому обсуждению и, как Эльвира Ринатовна уже     
говорила, предлагаем вывести это прямо в профессиональный, такой детальный      
разговор и разбор этой темы.                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эльвира Ринатовна, спасибо, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Только я всё-таки призываю по теме        
законопроекта больше выступать. Я понимаю, что в целом ЕГЭ - это очень          
горячая тема, но у нас есть конкретный законопроект.                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Докладчику можно будет с заключительным словом выступить, поэтому нет           
необходимости записываться на выступление.                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ну, действительно, горячая дискуссия вокруг    
ЕГЭ, действительно, комитет говорит, что, да, нужно уделять внимание,           
рассматривать, но, коллеги, давайте мы тогда законопроект в первом чтении       
примем, проведём дискуссию, потом любые поправки можно будет внести вплоть до   
отмены ЕГЭ, изменения процедуры, возможности повторной сдачи и так далее.       
                                                                                
Ну а теперь по законопроекту, по сути. Слушайте, ну, это очень простая вещь.    
Все понимают, что для детей это стресс. Есть разные варианты решения этой       
проблемы, можно, вот как прозвучало, сделать его по желанию, как это было       
раньше, например. Вот у меня младший сын сдавал ЕГЭ по математике, это было     
его желание, отлично сдал, поступил. Ну а многие этого не могли сделать,        
понимаете, ну, по каким-то причинам.                                            
                                                                                
В законопроекте просто предлагается дать ребёнку второй шанс. Ну, всякое        
бывает, дети есть дети, эмоциональный стресс, понимаете? Законопроект очень     
простой - почему бы не дать эту возможность детям, ну, чтобы просто снизить     
давление? Может, они и не будут пользоваться вторым шансом, но наличие          
второго шанса всегда снижает давление, психологическое давление, это            
абсолютно точно.                                                                
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
Приготовиться Леонову Сергею Дмитриевичу.                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, первое, мы     
поддерживаем этот законопроект. Второе, мне странно слышать от комитета: "Мы    
запросим информацию". Ну, вы посмотрите, там же тысячи, вы понимаете?! У вас    
информация эта должна быть.                                                     
                                                                                
Но я знаю главную причину: Фурсенко, Ливанов, которые внедряли эти              
вредоносные законы в России и которые торпедировали принятие нашего закона      
"Об образовании для всех", - они же на своих местах, помощники, советники, и,   
пока они будут определять позицию президента, они никогда не дадут ничего       
позитивного сделать.                                                            
                                                                                
А теперь немножко отвлечённо. Уважаемые товарищи, вот мне нравится, вы слово    
"услуги" отменили - и столько пиара, столько аплодисментов. Вы поймите, ехать   
или шашечки? Если ехать, то надо принимать решение. Как нас призывает           
председатель Вячеслав Викторович, принимать на себя ответственность -           
ответственное решение.                                                          
                                                                                
Мы провели десятки парламентских слушаний. Вот все, кто проводит приёмы         
граждан, 100 процентов, в это время уже имеют на приёме по несколько человек    
по этой теме - почему? Потому что, вот вы поймите... Большая часть из вас       
учились в советской школе, там педагог отвечал за качество образования -        
через что? Ну вот у нас в классе, скажем, было так: если класс написал          
контрольную на 3 балла, педагог собирал родительское собрание и лично вместе    
с классным руководителем назначали на месяц дополнительные занятия по этому     
предмету - почему? Потому что педагог через контрольную работу... Это была      
его оценка. Сегодня вы ввели угадайку - дети разучились творчески мыслить, и,   
получается, один угадал, второй не угадал. Там, где родители занимаются с       
репетиторами, - там идёт параллельное образование. С моей точки зрения, у нас   
сегодня большая часть хорошо обучающихся - это те, чьи родители имеют           
возможность нанимать репетитора с 1-го класса. Более того, и сегодня в школу    
надо прийти, имея уровень знаний примерно 2-го класса (у меня просто внук       
сейчас идёт, я знаю). В данной ситуации нам надо поменять систему. Надо         
вернуть ответственность учителя за качество знаний. Надо убрать лишние          
бумаги. Вот мы тут говорим... По 300 проверок в год в школе, понимаете? Там     
устанешь бумаги писать! У нас сегодня учитель и врач - самые перегруженные      
бюрократической работой профессии. Одни страховым компаниям пишут отчёты, а     
вторые - всяким проверяющим, которые отвлекают и директора, и завучей, и        
педагогов от нормального творческого процесса, понимаете?                       
                                                                                
Поэтому мы предлагаем впервые в нашей практике... Наш Регламент предполагает,   
что после первого чтения можем даже референдум провести, так вот давайте в      
первом чтении примем законопроект и в постановление внесём решение провести     
референдум по этой проблеме. И вот это покажет самое точное мнение нашего       
общества.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
Ксения Александровна, вы будете завершать дискуссию.                            
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР           
поддержит данную законодательную инициативу: мы считаем, что это большой шаг    
вперёд в модернизации ЕГЭ. Хотя в принципе мы, честно говоря, считаем, что      
ЕГЭ необходимо отменить. Наша страна долгое время жила без ЕГЭ, все сдавали     
экзамены, поступали в вузы, получали профессию - и всё было хорошо, никаких     
проблем не возникало, а сейчас кто-то говорит о том, что возникнут проблемы     
при отмене ЕГЭ.                                                                 
                                                                                
Теперь о ЕГЭ. Ну, действительно, второй шанс нужен, потому что чисто            
психологически, морально, когда человек понимает, что у него только один        
шанс, степень стресса возрастает. И мы посмотрели: даже объём продаж            
успокоительных и глицина во время сдачи ЕГЭ увеличивается чуть ли не в 3 раза   
в стране. То есть вся страна в стрессе - родители, ученики, все переживают, а   
мы как бы не даём второй шанс. Несправедливо. Мне кажется, несправедливая       
позиция и у комитета, и у правительства. В этом отношении нужно всегда давать   
ребёнку второй шанс, и он будет понимать, что если вдруг где-то ошибётся, то    
всегда сможет переписать. Это первый момент.                                    
                                                                                
Второй момент. Посмотрите, как организован ЕГЭ. Понятно, в крупных городах в    
школах ребята сдают ЕГЭ фактически в своих классах, к которым они привыкли, в   
той аудитории, к которой они привыкли, рядом их учителя. А в сельских школах?   
Назначают ЕГЭ, например, на 9 часов утра, детей из какого-то посёлка забирают   
в 6 утра, везут в пункт приёма ЕГЭ, там незнакомые учителя. Ребёнок ночь не     
спал, переживал, встал рано, его везут в незнакомую школу - и пиши,             
пожалуйста, ЕГЭ там, где незнакомые люди тебя окружают. А вы понимаете, что     
такое сельская школа: у них фактически индивидуальное воспитание, они к своим   
учителям привыкли, учителя для них как воспитатели. А тут совершенно другая     
среда, в которую они никогда не погружались. И поэтому, да, второй стресс у     
ребёнка. А ему нельзя будет пересдавать. Каково напряжение? Поэтому некоторые   
дети и совершают суицид - доводит уже... Не каждый же человек может такой       
стресс выдержать, кто-то и не способен. На кого-то очень сильно давят           
родители, на кого-то очень сильно давят учителя: не сдашь - ты неудачник и      
так далее, всё, твоя жизнь закончилась. Ну так нельзя делать. В этом            
отношении нужны послабления. Нужно проголосовать за этот законопроект.          
                                                                                
Что касается в целом позиции нашей фракции - фракции ЛДПР, мы считаем, что      
должен быть выбор: либо экзамены, либо ЕГЭ.                                     
                                                                                
И самое главное... Вот вы вдумайтесь в то, что я скажу. У нас отличников        
очень много в школах. Это прекрасно и хорошо, когда дети учатся на пятёрки. А   
ЕГЭ кто на 300 баллов сдаёт? В позапрошлом году 16 человек во всей стране, а    
в прошлом году один человек на 300 баллов сдал во всей стране. Это что,         
нормально, что ли? Это просто невозможно. Значит, критерии этих заданий         
совершенно несправедливы.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Да. Критерии этих заданий совершенно несправедливы. То есть ты     
учишься в школе, ты отличник, сдаёшь ЕГЭ... и только один человек во всей       
стране может сдать на 300 баллов.                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Ну да, пять-то всё равно поставят, но должно быть больше людей,    
ну тысяча, ну две, ну три, ну пять тысяч, десять тысяч человек должно на 300    
баллов сдать - ничего. Такого не бывает, не бывает! То есть это фактически      
индивидуальное обучение в 11-м классе. Те родители, которые могут позволить     
себе потратить деньги на репетиторов, тратят деньги на репетиторов, и их дети   
нормально сдают ЕГЭ и, соответственно, поступают. Те дети, чьи родители не      
могут потратить деньги на репетиторов, и они не готовятся весь 11-й класс с     
репетиторами по тем предметам, которые им нужны, - те дети не могут             
поступить. А вы говорите, что есть какие-то социальные лифты. Это неправда,     
это лукавство очень большое. Социальный лифт - это когда человек                
действительно готовится в рамках школьной программы и может сдать выпускные     
экзамены и вступительные в вуз.                                                 
                                                                                
Переходим к вузам. И ректоры об этом говорят, и преподаватели: за последние     
15 лет резко снизилось качество подготовки абитуриентов. И когда они приходят   
в вузовские учебные аудитории, они теряются: они привыкли к этим тестам, их     
натаскали, они другие предметы не изучали, только вот те профильные, которые    
им надо сдавать при поступлении. И всё, и получается, что они даже первую       
сессию сдать не могут, хотя они на пятёрки написали ЕГЭ. А первую сессию        
сдать не могут! Как может быть такое? Не может быть такого. Не должно быть      
такого, человек должен быть подготовленным, он должен уметь учиться, а не       
только на кнопки в тестах нажимать, понимаете, в чём дело?                      
                                                                                
Нужно пересматривать этот вопрос. Вы говорите про какие-то семинары, будете     
проводить "круглые столы", ещё что-то. Слушайте, мы уже настолько заболтали     
эту тему и дальше продолжаем забалтывать, что мне кажется, уже приходит тот     
момент, когда эту проблему надо решать.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Ксения Александровна - заключительное слово и выступление от           
фракции.                                                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А. Уважаемые коллеги, понятно, что сегодняшний законопроект         
вносит не фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", позиция комитета тоже ясна, но это не        
значит, что мы с вами не можем по этому законопроекту работать. Все фракции в   
один голос поддерживают эту концепцию, все понимают, что модернизация ЕГЭ       
необходима, и, прежде чем отменять, нужно, конечно, что-то на замену            
предложить, лучше того, что было.                                               
                                                                                
Коллеги, все прекрасно понимаем, что вопрос очень чувствительный для наших      
граждан, для родителей, для самих школьников, никто не хочет хоронить своих     
детей, покупать им антидепрессанты из-за экзаменов, все хотят, чтобы жить       
стало легче и приятнее, чтобы этот экзамен не становился какой-то роковой       
точкой в жизни семьи. Много раз сказали, что это нужно, и докладчик от          
комитета сказал, что в целом концепция может быть поддержана, поэтому...        
                                                                                
Про дополнительные финансы. Есть резервные дни, и ясно, что не все школьники    
будут пользоваться второй попыткой, именно поэтому в пояснительной записке      
написано, что дополнительного финансирования не нужно.                          
                                                                                
В заключение хочу сказать, что мы с вами, коллеги, имеем возможность принять    
законопроект в первом чтении и доработать его вместе во втором и третьем. Мы    
видели, вчера в том числе, как бывает: даже очень небольшой законопроект        
вносится, а потом превращается в совершенно другой, сложный законопроект,       
который мы тоже готовы принять. Дискуссия большая, давайте сегодня его          
поддержим и дальше проведём все необходимые слушания, потому что время          
уходит, а вопрос требует решения.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик - Аиткулова Эльвира Ринатовна, пожалуйста.                          
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
АИТКУЛОВА Э. Р. Уважаемые коллеги, ну, посмотрите, сам текст законопроекта не   
содержит слов "отменить ЕГЭ", не содержит слов "давайте предложим               
альтернативный формат". Сам текст законопроекта очень простой: дополнить        
часть 71 - резервный день. Мы об этом говорим. Вот в части резервного дня,      
коллеги, организационно и финансово авторы законопроект не подготовили,         
вопрос не просчитан, не проработан, имеется отрицательное заключение            
правительства.                                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте не нагнетать по поводу суицидов, по поводу того, что           
хоронить детей... Мы сейчас говорим о государственном экзамене, который, ещё    
раз повторю, в том числе имеет и положительные стороны. Вот подключилась моя    
коллега Ольга Занко, которая от первого лица говорит: "Я тот человек, который   
благодаря ЕГЭ окончил сельскую школу в Воронежской области, поступил и сделал   
блестящую карьеру".                                                             
                                                                                
Здесь надо очень взвешенно подходить. И Ольга Михайловна уже сказала:           
коллеги, если мы хотим предложить альтернативу, то мы должны очень хорошо это   
просчитать, продумать, обговорить со всеми ведомствами и выносить в качестве    
законопроекта уже именно альтернативу со всеми заключениями. Комитет готов в    
этой работе принимать участие. Мы, так же как и вы, получаем огромное           
количество сообщений от родителей и от учителей, и, поверьте, обратная связь    
не только негативная, позитивную мы тоже получаем. Мы готовы в этом             
направлении работать.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данное изменение статьи 59 закона "Об образовании..."   
не поддерживает.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.20,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.