Заседание № 263
О проекте федерального закона № 114926-3 "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Итак, "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". Николай Юрьевич Брусникин доложит данный проект закона. Пожалуйста, Николай Юрьевич. БРУСНИКИН Н. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект рассмотрен и принят нами в двух чтениях и сейчас предложен вашему вниманию для рассмотрения в третьем чтении. При подготовке у Правового управления Аппарата Государственной Думы возникло замечание. По его мнению, в пункт 2 статьи 2 необходимо внести некое уточнение. Этот пункт предусматривает ликвидацию по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, акционерных обществ, которые не представили в срок, определенный федеральным законом, документы для государственной регистрации акций. С данным замечанием рабочая группа и Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам не могут согласиться. Согласно Гражданскому кодексу юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда на основании требования государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на представление такого требования предусмотрено законом. Гражданский кодекс не исключает того, что право одного государственного органа на обращение с иском о ликвидации юридического лица может быть предусмотрено несколькими законами, и при этом не исключена возможность того, что в разных законах государственный орган может быть наделен полномочиями по обращению в суд с исками о ликвидации юридического лица по разным основаниям. И такая практика у нас существует. В частности, Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" устанавливают разные основания для обращений в суд с исками о ликвидации юридических лиц для федерального антимонопольного органа. Есть и другие примеры подобного же плана. В этой связи мы предлагаем принять данный законопроект в третьем чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? На "час голосования".
Пункт 3 повестки дня: проект федерального закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы еще погромче крикните, чтобы балкон слышал и видел вас. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в третьем чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 12 сек.) Проголосовало за 361 чел. 80,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел. 19,8% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 114926-3 "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (принят в первом чтении 1 ноября 2002 года с названием "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 7 повестки дня: о проекте закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". Доклад депутата Государственной Думы Николая Юрьевича Брусникина. Пожалуйста, Николай Юрьевич. БРУСНИКИН Н. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект направлен на разрешение одной из самых болезненных проблем современного российского рынка ценных бумаг - проблемы отсутствия государственной регистрации у выпущенных и обращаемых на рынке акций, что в свою очередь порождает и нестабильность на рынке ценных бумаг, затруднение в деятельности акционерных обществ, нарушает права инвесторов. До введения в 1996 году в действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" было создано достаточное количество акционерных обществ, каждое из которых имитировало акции - как при учреждении, так и впоследствии имитировались дополнительные акции. В то же время многие выпуски не регистрировались в порядке, обозначенном законом "О рынке ценных бумаг". Это объяснялось бытовавшим заблуждением, что требование о регистрации распространяется только на дополнительные акции или вообще не распространяется на закрытые акционерные общества. Дело в том, что неясность развивающегося российского законодательства позволяла отождествлять статусы закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Кроме того, был еще один фактор - это отсутствие взаимодействия между органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, и органами, осуществляющими государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг. Предлагаемый законопроект в новой редакции называется "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации", и он с учетом обсуждаемых поправок предполагает, что выпуски акций, размещенных до вступления в силу обозначенного Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без их государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с обсуждаемым законопроектом. При этом документы для государственной регистрации выпусков акций в соответствии с предлагаемым законопроектом должны быть представлены не позднее одного года с даты его вступления в силу. Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, рассмотрев данный законопроект и принятые поправки к законопроекту, рекомендует принять его во втором чтении, одобрив таблицу поправок, рекомендованных к принятию (приложение № 1), и, соответственно, одобрив таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению (приложение № 2). Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Юрьевич. Представитель президента? Представитель правительства? Пожалуйста. ЗУЕВ К. Э., статс-секретарь - заместитель председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Уважаемые депутаты, правительство просит поддержать данный законопроект, так как данный законопроект действительно урегулирует отношения, которые кроме как законом никак урегулировать нельзя. Есть действительно в Московской области порядка четырнадцати тысяч предприятий, которые до 1996 года не зарегистрировали свои акции, в том числе в процессе учреждения. Данный закон позволяет, дает им право в течение года подать документы в федеральную комиссию и осуществить эту государственную регистрацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов и представителей фракций замечания по таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Нет? Ставлю на голосование таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 38 сек.) Проголосовало за 299 чел. 66,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел. 33,6% Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2 поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 19 сек.) Проголосовало за 273 чел. 60,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. 39,3% Результат: принято Принято. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 52 сек.) Проголосовало за 319 чел. 70,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел. 29,1% Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Спасибо, Николай Юрьевич.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 114926-3 "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к рассмотрению пункта 17 повестки дня: о проекте федерального закона "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска". Докладчик - представитель Московской областной Думы, инициатор этого законопроекта, Епишин Андрей Николаевич. Пожалуйста. ЕПИШИН А. Н., представитель Московской областной Думы. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска". Он направлен на решение одной из актуальных проблем, существующих на российском фондовом рынке. Проблема состоит в том, что в настоящее время в России имеется большое количество акций, не прошедших государственную регистрацию, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Только на территории Московской области из четырнадцати тысяч зарегистрированных акционерных обществ только три с половиной тысячи прошли регистрацию проспектов эмиссий. Такая статистика существует в Центральном округе и в целом по России. То есть проблема имеет общероссийский масштаб. Два слова об истории вопроса. Регистрация ценных бумаг была введена в начале 90-х годов, когда начались экономические реформы. В то время появлялось много вновь образованных акционерных обществ, а также большое количество акционерных обществ, которые были преобразованы в результате приватизации. И тогда руководители либо вообще не знали о необходимости государственной регистрации акций, либо думали, что это делать не нужно. Еще много нарушений было со стороны самих комитетов по имуществу, которые были уполномочены в стадии приватизации регистрировать акционерные общества. И только в 1996 году в законе "О рынке ценных бумаг" эта процедура была зафиксирована, она действует и в настоящий момент. Но так называемая проблема старых выпусков осталась, и эта проблема сегодня задевает интересы не только эмитентов ценных бумаг, но и владельцев, что очень важно. Во-первых, они не могут их продать, многие, и не могут свои права по ним осуществлять, голосовать на общем собрании. И более того, суды сегодня даже сделки по этим акциям фактически могут опротестовывать. И в результате мы не можем еще привлекать средства в экономику, потому что привлекать инвестиции на предприятия, акции которых не прошли государственную регистрацию, - просто рискованное дело. Соответственно, мы лишаемся притока капитала в экономику. Проблема приобрела федеральное значение, и вот несколько моментов, которые регулируются в этом законе. Первое, теперь, согласно этому проекту, дается легальная возможность провести регистрацию, а сегодня регистрацию запрещает проводить даже прокуратура. Следующий шаг, который предлагается в проекте, - это прохождение достаточно упрощенной процедуры регистрации, необходимой, чтобы присвоить ценным бумагам идентификационные номера. И на это устанавливается срок - один год. А для акционерных обществ, которые не пройдут эту процедуру в установленные сроки, предусмотрены негативные последствия - вплоть до ликвидации. Вот основные, концептуальные моменты, с которыми я хотел вас ознакомить. Проект должен стабилизировать ситуацию на фондовом рынке. От имени Московской областной Думы прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Сейчас очередь содокладчика, депутата Брусникина Николая Юрьевича. Пожалуйста. БРУСНИКИН Н. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам считает необходимым принятие рассматриваемого законопроекта по следующим основаниям. Существование всех этих обществ, о которых сейчас говорил представитель Московской областной Думы, строго говоря, противоречит закону, ведь выпущенные ими акции, которые не прошли государственную регистрацию, не являются таковыми, а значит, и сделки по размещению этих ценных бумаг являются ничтожными. В результате уставные капиталы этих обществ окажутся либо вообще неоплаченными, либо их активы будут значительно меньше уставного капитала, а следовательно, многие из этих обществ должны быть ликвидированы. Вместе с тем необходимо учитывать, что речь идет о разного рода малых и средних предприятиях, большинство из которых вполне успешно работают, выпускают продукцию, являются плательщиками в первую очередь в муниципальный бюджет. Многие из этих предприятий являются градообразующими в небольших поселениях, основным источником повышения уровня занятости населения и решения местных социальных проблем. Ясно, что ликвидация таких предприятий приведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Но в то же время нельзя мириться с нарушениями закона, допущенными этими обществами. И для того, чтобы исправить сложившееся ненормальное положение, подготовлен представленный на ваше рассмотрение законопроект. Он направлен на проведение своего рода амнистии, признание действительными выпусков акций, не прошедших государственную регистрацию, и определение порядка их регистрации в настоящее время. Рассматриваемый законопроект носит разовый характер и регулирует один аспект правоотношений, связанный с легализацией выпуска ценных бумаг. Он будет действовать в течение короткого времени, но для тех, кто в течение этого короткого периода не воспользуется предоставленными возможностями и не зарегистрирует предшествующие выпуски, предусмотрено серьезное наказание - они могут быть ликвидированы по решению суда. И последнее. Принятие данного законопроекта должно дать определенный экономический эффект, потому что за регистрацию ранее произведенных выпусков эмитенты должны будут платить налог на операции с ценными бумагами по каждому из регистрируемых выпусков. Еще раз обращаю ваше внимание, что Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагает данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Юрьевич. Есть ли вопросы докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, депутат Никитчук. НИКИТЧУК И. И. У меня вопрос Андрею Николаевичу. Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, я правильно понимаю, что раньше люди работали с нарушением российского законодательства, а теперь вы предлагаете, чтобы мы им, так сказать, индульгенцию выдали, отпустили им грехи? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЕПИШИН А. Н. Нет, на самом деле мы хотим дать возможность исполнить закон, то есть никакие индульгенции здесь не предполагаются. В Московской области три четверти акционерных обществ на сегодня (в первую очередь это небольшие предприятия сельскохозяйственного профиля), которые не обращали внимания на эту проблему, у них низкая правовая культура, как у нас у всех, в общем-то, в стране, и на сегодня они должны пройти всю процедуру государственной регистрации. И это не индульгенция, наоборот, мы их призываем исполнить закон, более того, после этого у государства появится механизм, как заставить их исполнять закон, - вплоть до их ликвидации. Сегодня даже наше региональное, по Центральному округу, отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не может применить никаких мер против этих предприятий. Более того, там нарушены права наших граждан, которые в основном имеют паи в виде акций на небольших предприятиях. Я думаю, что это всех наших избирателей касается, в том числе меня, как депутата областной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сейчас переходим к обсуждению, если нет других вопросов. У кого есть потребность высказаться по данному вопросу? Нет. У представителя Президента? Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! У нас есть серьезные претензии к данному законопроекту, но, учитывая важность проблемы, поднятой авторами законопроекта, и учитывая возможность доработки его ко второму чтению, мы поддерживаем принятие данного законопроекта в первом чтении, но с условием серьезной доработки его ко второму чтению. С авторами законопроекта это согласовано, я думаю, что доработаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Как я понимаю, у представителя Правительства также есть желание выступить. Пожалуйста. ЗУЕВ К. Э., статс-секретарь - заместитель председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Зуев Константин Эдуардович, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Я хотел бы тоже попросить депутатов поддержать законопроект. Правительство также, как сказал и Александр Алексеевич, имеет ряд замечаний, которые вполне можно учесть ко второму чтению. И хотел еще добавить по вопросу, который был задан, о том, что регистрация, вернее, выпуск ценных бумаг начался с 1992 года, но обязательность этой регистрации наступила только в 1996 году, когда вышел закон "О рынке ценных бумаг". Здесь действительно иногда акционерные общества были поставлены в тупик: с принятием закона некоторые нормативные документы было необходимо подавать на регистрацию, а их уже не существовало физически. Просим поддержать законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь мы приступаем к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска" в первом чтении? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 52 сек.) Проголосовало за 276 чел. 61,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 276 чел. Не голосовало 174 чел. 38,7% Результат: принято Принимается. Законопроект в первом чтении прошел.