Заседание № 29

07.03.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1148859-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части уточнения порядка преобразования, упразднения и изменения границ закрытого административно-территориального образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4190 по 4813 из 6737
Коллеги, начинаем работу, продолжаем рассматривать законопроекты в первом       
чтении. Рассматривается 16-й вопрос. В соответствии с принятым на Совете Думы   
решением, о котором мы говорили в начале заседания, в течение часа мы           
рассматриваем законопроекты, которые идут по обычной процедуре, а в 17 часов    
начинаем рассмотрение законопроектов в соответствии со статьёй 118 Регламента   
- это позволит нам завершить работу, как вы понимаете, вовремя, в 18.00. В      
противном случае мы, начав рассматривать законопроект, должны завершить         
рассмотрение и принять решение, поэтому, если вы не возражаете, мы будем        
следовать ранее принятому решению. Нет возражений? Нет.                         
                                                                                
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"   
и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" в части уточнения порядка преобразования, упразднения и   
изменения границ закрытого административно-территориального образования".       
Доклад депутата Алексея Николаевича Диденко.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, суть законопроекта весьма проста, ясна. Как вы прекрасно     
знаете, в Российской Федерации есть особый вид муниципальных образований,       
функционирующих почти в половине субъектов, - закрытое                          
административно-территориальное образование (ЗАТО). Особый статус ЗАТО          
регулируется специальным законом, законом Российской Федерации (ещё в такой     
форме), которым муниципальные образования как раз наделяются таким статусом в   
связи с тем, что там установлен особый режим экономической деятельности,        
особый режим защиты государственной тайны, поскольку на этой территории         
функционируют предприятия оборонно-промышленного комплекса, предприятия,        
связанные с переработкой радиоактивных веществ, расположены военные городки и   
так далее. В большинстве закрытых административно-территориальных образований   
установлен особый пропускной режим, особый режим безопасности, связанный с      
условиями безопасного функционирования предприятий на их территории.            
Разумеется, наделение муниципального образования этим особым статусом,          
преобразование или утрата статуса ЗАТО регулируются этим специальным законом.   
Сейчас преобразование, создание или ликвидация ЗАТО происходят путём принятия   
соответствующего указа президента по инициативе правительства без какого бы     
то ни было учёта мнения населения.                                              
                                                                                
Как вы знаете, на территории Российской Федерации функционирует сорок четыре    
подобных закрытых административно-территориальных образования. Они бывают       
разного типа, в частности военные городки, звёздные городки, - в зависимости    
от курирующего федерального ведомства. Конечно, самые многочисленные и          
крупные по инфраструктуре и численности населения - это ЗАТО системы            
"Росатома", где как раз существует особый пропускной режим, особый режим        
безопасного функционирования.                                                   
                                                                                
В последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению городов со        
статусом ЗАТО, многие из которых просуществовали более пятидесяти лет.          
Подобные решения, когда мнение населения не учитывается при установлении        
статуса ЗАТО, изменении границ или преобразовании статуса, конечно, нельзя      
расценивать как справедливые, поскольку многие из этих городов весьма           
существенные и большие по численности населения, в отдельных случаях она        
достигает 100 тысяч жителей и выше. За десятилетия советской власти и более     
чем два десятилетия новой России здесь сложились совершенно особые условия      
жизнедеятельности. Эти города остались такими небольшими, ностальгическими      
островками, можно сказать, советского образа жизни, с очень развитой            
социальной инфраструктурой, в довольно высокой степени благоустроенные, как     
правило, с высокой долей городской многоэтажной застройки, ну и разумеется,     
со всеми вытекающими - с довольно развёрнутой сетью дошкольных                  
образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Всё это,    
конечно, создаёт особые условия жизни, и жители подобных ЗАТО, конечно желают   
оставаться в этих условиях и дальше. И когда в очередной раз встаёт вопрос о    
лишении подобного статуса этих больших по численности городов, возникает и      
вопрос, каким образом население со своим собственным мнением участвует в        
принятии такого решения? Исходя из текста действующего закона о ЗАТО - никак:   
120-тысячное население города не может высказываться относительно того, есть    
ли будущее у ЗАТО или его необходимо преобразовать в обычное муниципальное      
образование.                                                                    
                                                                                
Так вот предлагаемым законопроектом предлагается, прошу прощения за             
тавтологию, установить особый порядок учёта мнения населения путём              
голосования в случае преобразования ЗАТО или лишения его подобного статуса,     
равно как и изменения границ закрытого административно-территориального         
образования. Слава богу, мнение населения при преобразовании муниципальных      
образований пока ещё учитывается, во всяком случае в последние недели и         
месяцы. Таким образом, учёт мнения населения предлагается возвести в норму      
закона, и тогда не будут возникать ситуации, когда последним о том, что с       
ЗАТО может быть снят особый статус, узнаёт население этих крупных городов.      
                                                                                
Хочется сказать, что на территории моего избирательного округа, 181-го,         
Томского, функционирует самое крупное ЗАТО на нашей планете. В ходе кампании    
мною проводился очень подробный опрос, было опрошено более 20 тысяч человек,    
и соотношение оказалось примерно 60 на 40: 60 процентов жителей в основном      
сходятся во мнении, что необходимо сохранить статус ЗАТО со всеми льготами, с   
дополнительным финансированием из федерального бюджета, связанным с особыми     
условиями функционирования объектов, жизнедеятельности объектов, и 40           
процентов - за снятие статуса ЗАТО. Разумеется, в большинстве своём за          
сохранение ЗАТО - старшее поколение, которое активно участвовало в стройке      
этих грандиозных предприятий, а молодёжь, конечно, за снятие барьеров,          
границ, КПП, за свободное перемещение товаров, работ и услуг. В любом случае,   
взвесив все за и против, наверное, необходимо оставить за населением право      
определять судьбу своего огромного города. Сейчас, к сожалению, они этой        
возможности и права не имеют.                                                   
                                                                                
Я хочу привести в пример недавнее голосование по поводу выхода из ЕС            
Великобритании - огромной страны, одного из основных экономических партнёров    
в рамках ЕС. Так вот решали в итоге люди, и люди в ходе дебатов, дискуссий      
политических партий и общественных активистов пришли к выводу - всего           
большинством в 2 процента, - что необходимо покинуть ЕС.                        
                                                                                
Так вот и в этом законопроекте предлагается, чтобы сторонники и противники      
жизни в рамках ЗАТО высказались в ходе референдума на голосовании и чтобы       
большинство населения определилось, есть ли будущее и жизнь у их города в       
рамках особого статуса - статуса закрытого административно-территориального     
образования.                                                                    
                                                                                
Повторю, что вопрос касается интересов сотен тысяч жителей подобных городов,    
наших сограждан. Поэтому фракцией ЛДПР и мной лично, поскольку в рамках моего   
округа подобный город работает и функционирует успешно, предлагается данную     
инициативу поддержать.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дениса Андреевича Парфёнова.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Денис Андреевич.                                                    
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В проекте      
закона предлагается внести изменения в Закон "О закрытом                        
административно-территориальном образовании", предусматривающие, что при        
изменении границ ЗАТО, а также при его преобразовании или упразднении           
учитывается мнение населения, которое выражается путём голосования, в           
соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного     
самоуправления...".                                                             
                                                                                
В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с действующим            
законодательством особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО      
регулируются федеральными законами. Как указал Конституционный Суд Российской   
Федерации в определении от 2009 года, допускается специальное правовое          
регулирование соответствующих муниципальных отношений в целях обеспечения       
необходимого уровня гарантирования баланса местных и общегосударственных        
интересов.                                                                      
                                                                                
Согласно действующему законодательству закрытым                                 
административно-территориальным образованием признаётся                         
административно-территориальное образование, имеющее органы местного            
самоуправления и созданное в целях обеспечения безопасного функционирования     
на его территории организаций, осуществляющих например, разработку и            
хранение, утилизацию оружия массового поражения, переработку материалов,        
представляющих повышенную опасность техногенного характера, военных и иных      
объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности         
государства установлен особый режим безопасного функционирования.               
                                                                                
В соответствии с действующими нормами территория и границы ЗАТО определяются    
исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и объектов    
с учётом потребностей развития этих населённых пунктов. При установлении или    
изменении границ ЗАТО или при его преобразовании требования законодательства    
об учёте мнения населения не применяются.                                       
                                                                                
Комитет полагает, что упомянутое ограничение прав граждан на выражение своего   
волеизъявления предусмотрено в целях обеспечения безопасного функционирования   
находящихся на территории ЗАТО организаций или объектов, при этом необходимо    
учитывать норму части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно    
которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены             
федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для обеспечения        
безопасности государства. Поэтому комитет считает, что принятие законопроекта   
может негативно сказаться на реализации упомянутых общегосударственных          
функций на территории ЗАТО.                                                     
                                                                                
На основании изложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам         
местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и          
рекомендует его отклонить в первом чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Николаевич, понятно ваше беспокойство по поводу народной      
демократии. Но вы понимаете, ЗАТО - это, как правило, город, который построен   
вокруг одного или двух градообразующих предприятий, созданных для специальных   
целей: если там спутники собирают, то, кроме спутников, больше ничего не        
собирают, поэтому жизнь города зависит от решений правительства,                
госкорпораций. У нас все ЗАТО были под необходимость, под потребности страны    
созданы; теперь, к сожалению, вредительство определённых людей привело к их     
затуханию, хотя я уверен, что при нормализации экономики необходимость в их     
продукции резко возрастёт, потому что это, как правило, передовые               
производства, передовые отрасли. Мне кажется, что здесь спорить с законом не    
стоило бы, ведь сейчас выборов глав фактически нет нигде в стране...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Николай Васильевич. Я никоим образом не подвергаю        
сомнению тот факт, что в соответствии со специальным законом на территориях     
этих городов функционируют предприятия в основном оборонно-промышленного        
комплекса, или так называемые звёздные городки, или предприятия, связанные с    
производством и утилизацией радиоактивных веществ. Как раз, скорее всего,       
сначала появлялись предприятия, потом вокруг них росли города. Я никоим         
образом не пытаюсь лишить их этого статуса. Законопроект лишь об одном, - все   
гарантии сохраняются; в процессе принимают участие все профильные               
министерства, например Министерство обороны, госкорпорации, скажем "Росатом",   
"Роскосмос"; комиссия изучает мнения, принимает решение; правительство вносит   
предложение, и окончательное решение, точку в этом вопросе ставит Президент     
Российской Федерации - единственное дополнение, что при принятии таких          
ключевых решений необходимо учитывать мнение населения, лишь в этом вопрос.     
Сейчас фактически люди изъяты из обсуждения: нет ни одной процедуры, которая    
как-то вовлекает граждан, жителей в процесс принятия решений по этим            
вопросам. В основном, конечно, ставится вопрос об упразднении ЗАТО, новые       
закрытые административно-территориальные образования пока не создаются на       
территории страны. И когда появляется проект нормативного правового акта о      
лишении статуса ЗАТО на портале проектов нормативных правовых актов             
правительства, разумеется, у сотен, десятков тысяч жителей возникает вопрос:    
почему они ничего не знают, почему губернатор не знает, почему мэр не знает,    
а вопрос уже в стадии подготовленного проекта нормативного правового акта?      
Подобные случаи уже неоднократно происходили в разных регионах, в том числе в   
Томской области. Поэтому я считаю, что неправильно, как при крепостном праве,   
лишать статуса административную единицу без учёта мнений граждан, которые там   
проживают.                                                                      
                                                                                
Что касается второго вопроса, про сити-менеджера. Здесь не всё так печально:    
в 60 процентах городских округов отменены прямые выборы мэра и избрание главы   
идёт по иной схеме, в том числе как раз в ЗАТО. В законе о ЗАТО им присвоен     
статус городского округа и определена процедура избрания главы ЗАТО             
представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной         
комиссией. Ещё раз повторю, лишь в 60 процентах из 565 городских округов        
глава избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных   
конкурсной комиссией, основная масса до сих пор продолжает проходить            
процедуру прямых выборов, а в муниципальных районах и в городских и сельских    
поселениях этот процент ещё ниже, однако косвенная процедура избрания глав      
муниципальных образований имеет тенденцию к росту.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Николаевич, производство в моногородах сокращается, ну а      
количество проблем увеличивается. Вот я была в Томской области в одном из       
таких моногородов, и там на встрече безработица была обозначена как одна из     
серьёзных проблем, да и вообще много социальных проблем.                        
                                                                                
У меня вот такой вопрос: как изменятся, если изменятся, особый режим и          
границы ЗАТО и как это вообще повлияет на экономику, а главное - на             
социальное положение граждан?                                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вера Анатольевна.                                        
                                                                                
Совершенно очевидно, если бы стоял вопрос об открытии какого-либо закрытого     
города, то наша дискуссия проходила бы в рамках агитации в период подготовки    
к проведению референдума о лишении статуса ЗАТО, и я вам сказал бы, что это     
негативно скажется на социально-экономической ситуации в подобных закрытых      
административно-территориальных образованиях и что я как раз сторонник          
сохранения этого статуса. Но в любом случае не я, как депутат Государственной   
Думы, или как гражданин, или как житель, должен обладать исключительным         
правом решения этого вопроса, решать должно большинство, взвесив все за и       
против, как это было, например, в случае с упомянутым мною референдумом по      
вопросу о выходе Великобритании из ЕС, где были те, кто за, и те, кто против,   
они говорили о плюсах и минусах, в том числе финансовых, экономических,         
политических. И всё-таки людям свойственны самоопределение,                     
самостоятельность, самобытность, очерчивать границы в первую очередь родины,    
страны, своего города, посёлка, квартиры, огорода, они, разумеется, хотят       
быть идентичными и оставаться в своём населённом пункте.                        
                                                                                
Кроме того, сейчас из федерального бюджета выделяются очень большие дотации     
городам системы ЗАТО, и связано это с тем, что там установлен особый режим не   
только функционирования объектов, но и экономической деятельности. В закрытых   
городах при ведении экономической деятельности очень мешают существенные        
барьеры, и в связи с этим подобные городские округа теряют очень много в        
вопросах социально-экономического развития, хотя могу подтвердить, что,         
например, в городах системы "Росатома" социальная инфраструктура весьма и       
весьма развита. Вместе с тем, конечно, в последние годы наблюдается тенденция   
к оптимизации и сокращению, поэтому даже сохранить то, что есть, уже будет      
большим достижением. Могу сказать, что если с ЗАТО Северск Томской области      
будет снят статус закрытого административно-территориального образования, то    
в 2018 и 2019 годах они потеряют порядка 800 миллионов рублей за каждый год,    
это одна пятая бюджета.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Алексей Николаевич, в законе о ЗАТО в статье 2, пункт 1,         
исчерпывающе сформулировано, что "решение о создании, преобразовании или об     
упразднении закрытого административно-территориального образования              
принимается Президентом Российской Федерации". Не кажется ли вам, что вы        
своим законопроектом в некоторой степени вмешиваетесь в компетенцию             
президента?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Нет, не кажется, потому что все юридические процедуры             
сохраняются, вводится лишь дополнительная процедура учёта общественного         
мнения как раз на стадии проработки, подготовки вопроса о создании,             
преобразовании или упразднении ЗАТО, а также об изменении границ подобного      
рода муниципальных образований. Решение в конечном счёте будет приниматься,     
точка будет поставлена, как я уже говорил, Президентом Российской Федерации.    
Предложение готовится правительством и профильным министерством или             
государственной корпорацией, но на первой стадии, конечно, должен быть          
проведён референдум, плебисцит, который позволит выявить, всё-таки население    
за или против изменения статуса своего родного города - закрытого               
административно-территориального образования.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Водолацкий Виктор Петрович.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Алексей Николаевич, вы сами только что сказали, что, если      
население проголосует за, тем самым мы поставим президента в неловкое           
положение, это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Если в ЗАТО прекратили своё существование специализированные объекты,   
там не производится спецоборудование или спецтехника, какой смысл в этом        
ЗАТО? Получать только льготы, сидеть на шее у государства? А если в ЗАТО, где   
производится спецпродукция в рамках обеспечения национальной безопасности,      
молодое население проголосует за открытие границ, то мы откроем прямую дорогу   
цэрэушникам и другим спецслужбам на эти предприятия. Зачем это делать?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. На самом деле как раз молодёжь за открытие, но они, во всяком     
случае, пока в меньшинстве в вопросе о статусе закрытого                        
административно-территориального образования.                                   
                                                                                
Вы справедливо отметили, что в предлагаемой конструкции реализация итогов       
голосования носит факультативный характер, поскольку окончательное решение,     
конечно же, должен принимать глава государства. На ваш вопрос, не поставим ли   
мы введением подобной процедуры в неудобное положение тех, кто задействован в   
этом сложном юридическом процессе, отвечу: нет, не поставим, потому что в       
соответствии с существующим законом мнение населения вообще никак не            
учитывается.                                                                    
                                                                                
Что касается того, что туда хлынут цэрэушники и иже с ними. Могу сказать, что   
на сегодняшний день в большинстве городов в системе ЗАТО, особенно неатомных    
отраслей, особый режим уже существенно ослаблен. И я думаю, что в перспективе   
- конечно, не в этом году, не в 2017 году и не в 2018 году, но в                
среднесрочный период 10-15 лет - мы пойдём по пути отказа от тотального         
установления особого режима на территории всего города и сужения рамок этого    
особого режима до конкретных предприятий. Я согласен с вами в том, что          
молодёжи свойственны романтические настроения, они не думают о финансовых       
последствиях, не думают о последствиях, связанных с возможными вызовами и       
террористическими угрозами, а любой объект атомной промышленности,              
естественно, потенциальная цель для атак всевозможного рода диверсантов,        
террористов и прочих, скажем так, недружественных действий. Я как раз           
сторонник сохранения особого режима функционирования и безопасности в рамках    
этих закрытых административно-территориальных образований, и учёт мнения        
населения позволит этот режим сохранить и придаст соответствующим решениям      
большую легитимность: они будут опираться на волю подавляющего большинства      
граждан. Повторю, в своём округе я провёл опрос 20 тысяч жителей - есть в       
опросных листах их фамилии, номера телефонов, - так вот 60 процентов жителей    
высказываются за сохранение статуса закрытого                                   
административно-территориального образования.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Николаевич, общественное мнение знать надо и надо      
всегда опираться на мнение жителей - не только в этом вопросе, но и в целом.    
В связи с этим у меня к вам следующий вопрос. В законопроекте вы                
прописываете, что общественное мнение, мнение жителей будет выражено путём      
голосования, ну, будем говорить, референдума. С другой стороны, вы говорите,    
что окончательное решение будет приниматься в соответствии с федеральными       
законами главой государства, и оно может не совпасть с мнением жителей. На      
организацию голосования мы будем тратить деньги, и у меня возникает вопрос:     
может быть, тогда стоит пойти по другому пути? Есть другие способы узнать       
общественное мнение, это могут быть общественные слушания, соцопросы и так      
далее, и не потребуется тратить бюджетные деньги.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. В любом случае придётся тратить бюджетные деньги - и на           
проведение публичных слушаний, и на опросы общественного мнения. Всё, что вы    
перечислили, - это формы непосредственной демократии, осуществления местного    
самоуправления населением, они закреплены в 131-м законе с очень серьёзной      
оговоркой. Всё-таки наиболее легитимная процедура, в которую вовлечено          
абсолютное большинство жителей населённого пункта, на сегодняшний день          
референдум, потому что даже на голосование на выборах не распространяется       
квалифицирующий признак по явке 50 процентов и более. А более 50 процентов от   
пятидесяти, то есть большинство от большинства принявших участие в              
голосовании, конечно, обеспечат принятие наиболее легитимного решения.          
                                                                                
Что касается публичных слушаний. Уважаемые коллеги, все вы депутаты, у многих   
есть опыт работы в законодательных (представительных) органах госвласти         
субъектов и в органах местного самоуправления, и вы знаете, как манипулятивно   
можно подойти к процедуре организации публичных слушаний. Процедура             
урегулирована в законе - да, это действительно так, но очень часто              
администрацией, которая, как правило, и организует подобные публичные           
слушания, создаются всевозможные препятствия, барьеры, информационный вакуум    
вокруг проводимых публичных слушаний, и всё это не позволяет выявить            
объективное мнение населения: псевдоэкспертная и якобы народная точка зрения    
подгоняется под уже подготовленные и принятые решения местной администрации.    
Очень часто так происходит, здесь сложно привести какие-то цифры, но те         
немногие общественные слушания, в которых мне приходилось принимать участие,    
сформировали у меня именно такое отношение к этому институту непосредственной   
демократии.                                                                     
                                                                                
Что касается процедуры опроса общественного мнения. Как вы прекрасно знаете,    
в тексте закона нет никаких требований к процедуре опроса, к количеству         
принявших участие в опросе граждан, и совершенно очевидно, что опрос            
общественного мнения не порождает никаких юридических последствий.              
                                                                                
Предлагается пойти по пути, может быть, более сложному и затратному: конечно,   
это затратно - организовать местный референдум, выборы, - но, поверьте, это     
ничто по сравнению с экономическими потерями и политическими рисками, которые   
несёт принятие неподготовленных и не опирающихся на мнение подавляющего         
большинства населения решений! И с целью защитить нас от этих рисков,           
сохранить конституционную и политическую стабильность как раз и разработан      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Николаевич, мы прекрасно понимаем, что проведение             
референдума - процедура весьма дорогостоящая, и не факт, что он вообще          
состоится, что будет 50-процентная явка, а главное - его результат не будет     
абсолютным мерилом, он не будет служить основанием для того, чтобы сохранить    
ЗАТО, либо для того, чтобы ликвидировать ЗАТО, поскольку решение принимает      
президент. Не кажется ли вам, что если цель законопроекта - информировать, то   
применение именно этой процедуры затратно, неэффективно и по большому счёту     
лишено смысла, так же как учёт мнения населения в отношении сельских школ       
сейчас: как оно там учитывается, плюс-минус, совершенно не важно - решения      
другие органы принимают.                                                        
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Совершенно справедливый вопрос, Алексей Владимирович. Просто в    
ходе обсуждения возникла дискуссия по поводу форм принятия решения, в тексте    
законопроекта не говорится о референдуме - здесь я, может быть, ввёл всех в     
заблуждение - а говорится о голосовании по вопросу о преобразовании. Это        
снимает некоторые квалифицирующие признаки и как раз тот, который касается      
принятия участия в этом процессе большинства населения, голосование всё-таки    
возможно и при явке менее 50 процентов. Как раз это и было основным предметом   
сомнений при разработке данного законопроекта - какую форму учёта мнения        
населения прописать. Всё-таки учёт мнения населения и принятие решения по       
смыслу 131-го закона - это совершенно разные явления. Принятие решений          
порождает юридические последствия, обязательные для исполнения всеми            
организациями, юридическими, физическими лицами на территории муниципального    
образования. Что касается учёта мнения населения, форма выражения мнения во     
многих формулировках присутствует, но это не порождает императивных             
юридических последствий, то есть мнение может быть учтено, а может быть и не    
учтено инстанциями, органами, которые эти решения принимают.                    
                                                                                
Вы совершенно справедливо отметили, что как раз подобная формулировка и         
используется при принятии решений о преобразовании и ликвидации                 
образовательных учреждений или их структурных подразделений. То есть некая      
специальная комиссия заслушивает общественность, родительский комитет,          
сельских общественников (я не знаю, где они их берут в сельских поселениях) и   
даёт экспертное заключение, в котором сказано, что закрытие школы не повлечёт   
за собой никаких негативных последствий или - хотя я с подобным в практике не   
сталкивался - что это будет порождать негативные последствия. И уже дело        
специальных комиссий, которые создаются при профильных департаментах            
образования в субъектах, учесть или не учесть это мнение. В 99,9 процента       
случаев оно не учитывается и всё равно принимается решение, которое заранее     
было подготовлено, то есть в девяти случаях из десяти принимается решение,      
отличное от экспертного мнения, которое высказывается на подобного рода         
заседаниях. То же касается и публичных слушаний, которые также являются         
формой учёта мнения населения и не порождают правовых последствий. Их итоги     
могут быть учтены, а могут быть и не учтены представительным органом или        
исполнительно-распорядительным органом местной администрации или специальных    
органов исполнительной власти субъекта при принятии ими окончательных           
решений. Только и всего.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Николаевич, может быть, идея и хороша с точки зрения          
выявления общественного мнения и органы власти должны принимать решения,        
опираясь на общественное мнение, но я хотел бы обратить ваше внимание на        
законопроект, в частности на финансово-экономическое обоснование, и не только   
ваше, а вообще всех коллег.                                                     
                                                                                
Понятно, что принятие данного федерального закона не потребует дополнительных   
денежных средств из федерального бюджета, - мы для того здесь и находимся,      
чтобы принимать или отклонять те или иные законопроекты, - но реализация        
данного закона может повлечь за собой дополнительные расходы, в том числе из    
федерального бюджета. Сколько - не знает никто, в том числе вы, как             
разработчик законопроекта. Я считаю нецелесообразным принимать законы, по       
которым мы даже не можем просчитать финансовые затраты от их реализации.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо большое за такое активное   
обсуждение данного вопроса, потому что он касается не только функционирования   
таких территорий, но и безопасности страны и тех объектов, которые находятся    
на этих территориях, и именно об этом говорил в своём выступлении               
представитель комитета по местному самоуправлению. Должна вам сказать, что      
речь здесь идёт не о закрытии школ, речь идёт не о выборах мэров городов -      
это немножко другая тема, мы всё смешали, - речь идёт о том, что мы на этих     
территориях, по мнению автора, ограничиваем права и свободы граждан.            
Действительно, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации               
предусматривает ограничение прав и свобод человека, если это необходимо для     
обеспечения обороны страны и безопасности государства, а вы знаете, какие       
предприятия на таких территориях работают.                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что принятие данного закона невозможно, мы     
не будем поддерживать законопроект. Мы считаем, что эти территории надо         
развивать, мы должны их поддерживать. Есть мнение Президента Российской         
Федерации, мы здесь, в этом зале голосовали за бюджет, говорили об              
обороноспособности страны, в том числе о том, что нужно финансово               
поддерживать эти предприятия. И я думаю, если спросить жителей, которые         
работают на таком предприятии, чего они больше хотят - работы или той самой     
условной свободы, за которой нужно будет выйти за условный и неусловный         
забор, стать безработным, - конечно, жители скажут, что они за сохранение       
статуса территории, за сохранение предприятия, за сохранение работы. И          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", принимая бюджет, сделала так, чтобы эти территории     
функционировали, работали, ну а молодёжи, которая, по исследованиям             
социологов, хочет развлекаться, добро пожаловать в армию Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Михайловна.                                
                                                                                
Кузьмин Михаил Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Ирина Михайловна очень чётко обозначила этот вопрос. Я с уважением, Алексей     
Николаевич, отношусь к инициативе об учёте мнения населения, с которой вы       
выступаете, правда, на мой взгляд, на наш взгляд, - я думаю, меня поддержат -   
у Владимира Вольфовича несколько иное мнение по поводу прав граждан. Недавно    
на одной из ваших встреч - я вот смотрел - женщина задавала вопрос: а как же    
мнение населения, где право населения? Тем не менее ещё раз говорю, что         
отношусь с уважением, я прекрасно понимаю, здесь сидят свердловчане, есть       
Свердловск-45, да и многие другие такие города, вот и в Томской области, вы     
говорите, такие территории есть.                                                
                                                                                
Но вот в конце 80-х годов рабочим предприятий дали право голосовать за          
руководителей - вы знаете, что мы потеряли многих сильных руководителей, а      
затем и те предприятия, которыми славились территории. В начале 90-х годов -    
а это важно для представителей Компартии, - к сожалению, из-за мнения           
населения все хозяйства, школы, больницы, дома культуры, коммунальные сети,     
дороги колхозов и совхозов остались в ведении созданных муниципальных           
образований без бюджета, без ничего, и сейчас государство вытягивает эту        
ситуацию.                                                                       
                                                                                
Вы высказываете претензии по поводу неучёта мнения в ЗАТО, но вот недавно ваш   
лидер выступал, говорил о войне, о мнениях в окопах. Да, вероятно, наступит     
время, когда в этих городах ряд предприятий нужно будет выводить в свободное    
плавание, наверное, наступит такое время - хотя пусть оно дольше не             
наступает, - но это уже государственное решение - выводить эти города в         
свободное плавание или не выводить. Крайне важно мнение населения учитывать,    
но, если вопрос касается задачи государственной важности - обороны              
государства, - мы должны быть очень внимательны, осторожны и бдительны.         
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Диденко включите микрофон.                                             
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо большое за состоявшуюся дискуссию, очень приятно, что     
эта тема вызывает много вопросов, ведь есть депутаты, в чьих регионах,          
округах имеются ЗАТО, не важно, какие именно, понятно, что они все              
разнородные, абсолютно разные: военные всё-таки меньше по численности, но у     
них больше финансовых проблем, более многочисленны города системы "Росатома",   
их довольно большое количество.                                                 
                                                                                
Может быть, создалось какое-то ошибочное впечатление, что данный законопроект   
имеет целью открыть или закрыть административно-территориальные образования     
особого типа, - как раз нет, он направлен (исключительно в консервативном       
русле) на сохранение существующей системы обеспечения жизнедеятельности,        
обороноспособности и безопасности государства, в то время как сейчас очень      
часто ставится вопрос о том, чтобы, наоборот, лишить закрытые                   
административно-территориальные образования этого статуса, как правило, по      
инициативе федеральных органов исполнительной власти и исключительно из         
экономических соображений. Никоим образом этот законопроект не направлен на     
упрощение процедуры, наоборот, он может создать дополнительный фильтр, если     
можно так выразиться, так как мнение большинства населения в определённых       
случаях может как раз стать заслоном и не допустить принятия решения о          
ликвидации города, который обеспечивает обороноспособность страны. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Я очень благодарен за экспертные оценки, прозвучавшие в выступлениях,   
но, если я не ошибаюсь, ни в Ставропольском крае, ни в Волгоградской области    
городов системы ЗАТО не существует. Конечно, я могу пригласить вас в ЗАТО       
Томской области, чтобы у вас сложилось экспертное мнение, полное и              
всестороннее, о положении дел в особых административно-территориальных          
образованиях в нашей стране, во всех этих городах - я уверен - живут            
замечательные люди. Спасибо большое за поддержку и разделение озабоченности,    
я ещё раз призываю фракции поддержать законопроект.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Содокладчик не будет выступать с заключительным словом, поэтому ставлю          
законопроект на голосование.                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               66 чел.14,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.