Заседание № 40
О проекте федерального закона № 1148614-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Дмитрия Анатольевича Хубезова. ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено. Комитет предлагает поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Дмитрий Анатольевич, присаживайтесь. Покажите список. Пожалуйста, Соломатина Татьяна Васильевна. Подготовиться Леонову Сергею Дмитриевичу. СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать данный законопроект. Он давно и долго обсуждался. Данный законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов донорства и трансплантации костного мозга и гемопоэтических клеток. Данным законопроектом создаётся регистр доноров, то есть лиц, которые изъявили желание, намерение стать донорами костного мозга или гемопоэтических клеток, реципиентов, а также донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, расширяются права живых доноров костного мозга и гемопоэтических клеток, и многие другие вопросы будут урегулированы с принятием этого законопроекта. Я убедительно прошу вас всех поддержать его, потому что оснований, для того чтобы мы сегодня сказали да, очень много. И это позволит нам решить многие вопросы, касающиеся законности данного вида деятельности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня наша страна отмечает Национальный день донора. Уже 15 лет 20 апреля в нашей стране чествуют доноров крови, а также медицинских работников, которые осуществляют заготовку компонентов крови. Именно в этот день в 1832 году российский акушер Андрей Мартынович Вольф впервые успешно сделал первое переливание крови роженице с акушерским кровотечением и спас ей жизнь. Сегодня мы принимаем законопроект, касающийся донорства костного мозга, и в том, что он будет принят, у меня нет никаких сомнений. Ежегодно 5 тысяч граждан нуждаются в пересадке костного мозга, но делается не более 2 тысяч пересадок. Это связано с отсутствием доноров, и это значит, что тысячи пациентов с онкологическими, гематологическими заболеваниями теряют возможность выжить и победить болезнь. Шанс найти донора - всего один на десять тысяч, это очень маленькая вероятность, поэтому крайне важно расширять регистр потенциальных доноров, делать так, чтобы их было сотни тысяч, именно для этого мы сегодня принимаем данный закон. После его принятия государственный бюджет возьмёт на себя все расходы по поиску потенциальных доноров, по обследованию доноров и забору костного мозга, даже транспортные расходы на переезд доноров предусмотрены. Крайне важна также пропаганда донорства. Правительством Российской Федерации утверждён знак "Почётный донор России", который вручается за вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови, для его получения необходимо 40 раз сдать кровь на станции переливания крови. Фракция ЛДПР подготовила обращение в адрес правительства с просьбой награждать этим знаком в том числе доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. Считаем, это положительно скажется на желании наших граждан стать потенциальными донорами. А закон, конечно, нужно принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, я всё-таки хотел бы обратить внимание, что это про донорство не крови, а костного мозга и клеток. Так, для уточнения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 49 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 1148614-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки); принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Анатольевич Хубезов. ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект правительственный, был принят в первом чтении 15 июня 2021 года. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов донорства и трансплантации костного мозга, гемопоэтических стволовых клеток. Законопроектом предусмотрено создание регистров доноров, лиц, изъявивших желание стать донорами, и реципиентов. Законопроектом также предлагается расширить и закрепить права живых доноров. В ходе работы над законопроектом правительством внесено четыре поправки. Все поправки сформированы в таблицу № 1 и рекомендованы комитетом к принятию. Замечаний по данному законопроекту нет. Комитет по охране здоровья предлагает принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 45 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 09 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет просит включить его в повестку заседания Государственной Думы на завтра, 20 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1148614-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
71-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра здравоохранения Евгений Геннадьевич Камкин. КАМКИН Е. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации. Законопроект направлен на урегулирование законодательства в части трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также финансового обеспечения связанных с ним мероприятий. В настоящее время действующее законодательство не выделяет вопросы донорства и трансплантации костного мозга в качестве самостоятельного объекта регулирования. Таким образом, законодательная неурегулированность вопросов трансплантации костного мозга не позволяет определить приоритетный комплекс мероприятий, направленных на развитие данного вида медицинской помощи в Российской Федерации. В связи с этим отсутствует возможность бюджетного финансирования мероприятий, связанных с донорством костного мозга, затраты на которые зачастую покрываются в том числе из внебюджетных источников. В этой связи законопроектом предусмотрено дополнение Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека" новым разделом - о финансовом обеспечении медицинской деятельности, связанной с донорством костного мозга, при этом правительство наделяется полномочиями по установлению порядка такого финансового обеспечения. Развитие трансплантации костного мозга невозможно без развития донорства костного мозга и финансовой поддержки данных мероприятий со стороны государства. Сложности подбора доноров костного мозга обусловлены в том числе разрозненностью баз данных доноров. На сегодня функционирует 18 баз данных доноров костного мозга в государственных медицинских организациях и иных организациях. Учитывая, что основная часть пациентов нуждается в неродственном донорстве, нам необходимо объединить все существующие базы данных в единый федеральный регистр доноров костного мозга, поэтому одним из основных положений законопроекта является возможность создания в Российской Федерации федерального регистра доноров костного мозга. Планируется, что федеральный регистр будет содержать информацию как о донорах, так и о реципиентах, то есть о людях, которым уже проведена трансплантация. Планируемое объединение всех существующих баз данных доноров в единый регистр позволит ускорить процесс поиска подходящего донора на территории Российской Федерации и оказания пациенту необходимой помощи, а также снизить потребность в поиске доноров за рубежом. Также положениями законопроекта предусмотрены права и защита здоровья доноров. Обеспечиваются доноры бесплатной диагностикой, медицинским обследованием, при необходимости - лечением и медицинской реабилитацией. Государством обеспечивается оплата проезда к месту забора костного мозга и обратно. Полагаем, что такие меры будут способствовать развитию донорства костного мозга и активному наполнению федерального регистра мотивированными донорами костного мозга. Все перечисленные изменения внесут существенный вклад в развитие донорства и трансплантации костного мозга в стране, позволят спасти тысячи жизней больных, повысить и качество, и продолжительность жизни. Просим поддержать законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по охране здоровья Валерия Анатольевича Елыкомова. Пожалуйста. ЕЛЫКОМОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! В данном законопроекте речь идёт о четырёх составляющих: первое - это регистр донорский, чего не было; второе - это финансовая составляющая трансплантации костного мозга и гемопоэтических клеток; третье - это права доноров костного мозга; четвёртое - это поставщики информации о потенциальных донорах. Мы этим законопроектом вносим изменения в два федеральных закона - в 323-й закон "Об основах охраны здоровья граждан..." и в Закон № 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека". 10 июня 2021 года комитет рассмотрел данный законопроект. В целом мы его поддерживаем, хотя у нас появился ряд вопросов, в том числе в первую очередь по финансированию, потому что законопроект ставит задачи и перед правительством, и перед Министерством здравоохранения. На сегодняшний день важно, чтобы на финансирование реестра и на доставку доноров к месту взятия костного мозга были средства, и непонятен пока региональный компонент. Вместе с тем я думаю, что вот эти замечания, которые у нас были, носят непринципиальный характер, мы постараемся ко второму чтению их учесть. В целом мы законопроект поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы, пожалуйста. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к представителю правительства. Вот правительство создаёт согласно данному законопроекту федеральный реестр. В то же время допускается, что независимые поставщики информации, прежде всего в сфере здравоохранения, - операторы иных информационных систем, - возможно, будут сотрудничать с этим федеральным реестром. Ну а если вот эти независимые поставщики информации не будут сотрудничать с федеральным реестром, то они так и будут дальше работать, или они не будут работать, или какие-то санкции к ним будут применены? КАМКИН Е. Г. Уважаемый Игорь Юрьевич, спасибо за вопрос. Данный законопроект направлен на регулирование отношений между поставщиками информации о потенциальных донорах, следовательно, если негосударственные, некоммерческие организации захотят реализовать это право, они должны будут соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются в отношении государственных информационных систем, и в соответствии с требованиями соответствующую информацию предоставлять. Законопроект не предлагает каких-либо ограничений по их дальнейшему функционированию в случае, если они не желают этого делать, в том числе не определяет какие-то санкции в отношении данных поставщиков информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Булавинов Вадим Евгеньевич. БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю Министерства здравоохранения. Понятно, что законопроект необходимо принимать, но у меня вопрос немножко другого характера. Вы говорите о формировании реестра доноров костного мозга. Для того чтобы сформировать такой реестр, необходимо перед этим провести обследование костного мозга этих доноров, а в Москве полторы лаборатории, где можно сделать хороший анализ костного мозга, не говоря уже про регионы. Формирование базы - это, конечно, замечательно, но вот каково качество этого материала, который будет регулировать данный законопроект? Наверное, всё-таки надо задуматься и о технической стороне, и о разворачивании нормальных лабораторий, потому что даже у нас в ЦКБ и то некоторые анализы по костному мозгу сделать не могут, отправляют в единый московский центр. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Геннадьевич. КАМКИН Е. Г. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Вадим Евгеньевич. Сегодня на территории Российской Федерации порядка 160 медицинских организаций субъектов и 46 федеральных медицинских организаций уже обладают такими возможностями, могут выполнять все условия, связанные с типированием доноров, с забором, заготовкой, хранением и транспортировкой костного мозга. Безусловно, мы думаем о дальнейшем развитии медицинских организаций, чтобы повысить доступность этой помощи. И так как эти пациенты преимущественно являются пациентами онкологического профиля, в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" и федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" у нас предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы этих учреждений. Мы надеемся, что это позволит в том числе развить ещё большее количество организаций с возможностью выполнения этих обследований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЕЛЫКОМОВ В. А. Позвольте, я добавлю, коллеги. Вообще, типирование при трансплантации любого органа (будь то костный мозг, почки, печень, сердце) проводится не только по костному мозгу, оно проводится по крови. Я могу сказать, что на последнем съезде трансфузиологов Российской Федерации речь шла о том, чтобы типирование проводить на станциях переливания крови и в службе крови. Их около 200 в Российской Федерации, так что это не настолько уникальная процедура, как просто исследование костного мозга, о чём вы, скорее всего, и спрашиваете. Вот когда костный мозг взяли - да, его исследуют, но его исследуют не для типирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Евгений Геннадьевич, законопроектом предусматривается презумпция согласия на изъятие органов и тканей у умерших граждан. А предусматривает ли такая презумпция необходимость вопросов врачей к родственникам, ведь, возможно, у них есть несогласие умершего на изъятие органов, которое он в той или иной форме дал при жизни? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Геннадьевич. КАМКИН Е. Г. Уважаемый Максим Сергеевич, мы сохраняем действующую норму в отношении презумпции согласия. Право любого гражданина, который изъявил при жизни желание отказаться от донорства, соответственно будет реализовано после смерти; если же гражданин не сделал такого волеизъявления, соответственно, считается, что он согласен на такие действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Геннадьевич, очень хорошо, что мы рассматриваем данную актуальную тему. Конечно, хорошо было бы, если бы мы это ещё раньше сделали. Поясните, пожалуйста, вот в случае принятия данного законопроекта сфера применения положений закона ограничится только гражданами России как в качестве доноров, так и в качестве реципиентов или речь может идти и об иностранных гражданах? КАМКИН Е. Г. Спасибо большое за вопрос. Этот закон регулирует правоотношения и распространяется исключительно на граждан Российской Федерации. Но, как мы знаем из мирового опыта, практика такая существует: когда невозможно найти подходящего донора на территории Российской Федерации, возникает информационный обмен между регистрами, в том числе зарубежными, для поиска подходящего донора за рубежом. Так что при определении порядка работы, функционирования этого регистра, безусловно со всеми мерами защиты информации, содержащейся в данном регистре, мы предполагали, что в дальнейшем развитие этого регистра позволит нам осуществлять такое взаимодействие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Валерий Анатольевич, присаживайтесь. Есть желающие выступить, коллеги? Нет. Представитель президента? Правительства? Ставится на голосование законопроект под пунктом 71 сегодняшнего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 04 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 8 чел.1,8 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.