Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1147175-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
42-й вопрос рассматривается. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению. После принятия закона о комплексном развитии территории этот закон позволит сократить количество согласований со 130 до 32. Надеемся, что теперь строительство в субъектах Российской Федерации будет осуществляться в 2 раза быстрее. Законопроект прошёл все процедуры. Прошу поддержать его принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 42 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 09 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1147175-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 11 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
57-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Евгений Сергеевич Москвичёв. На рабочем месте включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. К нему поступила 21 поправка: 15 поправок рекомендуются к принятию, шесть - к отклонению. Прошу рассмотреть и поддержать таблицы поправок, принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 49 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 15 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 38 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Евгению Сергеевичу Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба рассмотреть его завтра, 16-го числа, в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 355
О проекте федерального закона № 1147175-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светланы Владимировны Ивановой. Пожалуйста. ИВАНОВА С. В. Уважаемые депутаты, законопроект разработан во исполнение поручения президента, данного по итогам расширенного заседания президиума Госсовета в целях введения в Градостроительный кодекс института типового проектирования. Законопроектом предусмотрено, что проектная документация по введённому в эксплуатацию объекту капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть признана типовой проектной документацией. Такая типовая проектная документация будет являться составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. При этом правительство устанавливает порядок признания проектной документации типовой документацией, критерии, которым должна такая документация соответствовать, срок её применения, а также случаи её обязательного использования. Со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ застройщики вправе её использовать применительно к объекту, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории. Критерии аналогичности проектируемого объекта должны быть установлены Минстроем России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Михайловича Федяева. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Светлана Владимировна подробно изложила суть законопроекта. У нас в стране сейчас реализуются масштабные строительные проекты: мы строим дороги, строим обходы городов, строим мосты, больницы, школы - только 1,3 тысячи школ до 2024 года будет введено в эксплуатацию, о чём сказал в послании Федеральному Собранию наш национальный лидер. Затраты федерального бюджета, бюджетов субъектов по этим статьям измеряются триллионами рублей: по объектам капитального строительства на 2021 год - почти триллион, по дорогам тоже почти триллион, и понятно, что во всех этих объектах заложено проектирование, стоимость которого составляет от 5 до 10 процентов, 8,5 процента, а это сотни миллиардов рублей. Типовое проектирование как раз помогает и стоимость этих проектных работ, и сроки их выполнения значительно уменьшить. В советское время мы получили огромный опыт работ с типовыми проектами: в советское время 85 процентов гражданских объектов ИЖС было построено по типовым проектам, промышленных предприятий - около 70 процентов, тоже все по типовым. Конечно, и проблемы в этом есть. Мы, конечно, очень сильно поменяли регулирование, поменяли своды правил, поменяли технические регламенты - очень разнообразна наша Родина по климатическим условиям, по снеговым нагрузкам, ветровым, дождям, сейсмике и так далее. Но опыт советского времени показал, что эти вопросы можно решать, и, конечно, типовое проектирование здесь очень важно и нужно развивать. Да, конечно, есть объекты, которые исключительно индивидуально надо проектировать, но даже, к примеру, проекты тех же самых школ, если их 1,3 тысячи, совершенно необязательно каждый раз кардинально, полностью менять. Что очень отрадно в данном проекте? У коллег речь идёт не просто о проектной документации, не просто о стадии "П", речь идёт уже и о конкретных, реализованных объектах. И это очень важно, потому что мы очень часто сталкиваемся с тем, что берётся проект, по нему ещё ничего не построено или не достроено, оригинал в процессе претерпевает серьёзные изменения, и, допустим, общая утверждённая сметная стоимость, которая по аналогии закладывается в следующий проект, уже далеко не соответствует реальности. Поэтому то, что сегодня мы говорим о реализованных проектах, это очень здорово. Я бы ещё, Светлана Владимировна, конечно, отметил, что очень важно, чтобы эти проекты попадали в реестр уже со всеми изменениями, внесёнными в рабочую документацию в процессе реализации проекта, тогда мы получим действительно хороший рабочий реестр с проектами, которые можно будет быстро и качественно реализовывать. Комитет полностью поддерживает концепцию. Есть определённые моменты, над которыми ко второму чтению ещё надо поработать, но в целом это очень важный и значимый законопроект для развития строительства в нашей стране, комитет просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Березин Никита Владимирович, пожалуйста. БЕРЕЗИН Н. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемая Светлана Владимировна, у меня вопрос следующий. Я думаю, вы не понаслышке знаете, как проблематично регионам вообще оформлять такого рода проекты и с какими проблемами они сталкиваются. Соответственно, вопрос: вот принятие данного закона насколько снизит бюрократизацию процессов и насколько быстро и оперативно регионы смогут реализовывать эти проекты и получать их в натуре? ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос, Никита Владимирович. Ключевое отличие предлагаемых нами изменений с точки зрения введения типового института проектной документации - это то, что данные проекты уже были реализованы ранее и учтены все изменения, которые вносились со стадии "П" до ввода в эксплуатацию объекта. Это означает, что нужно совершить совсем небольшие изменения в проектной документации, связанные с привязкой к конкретной местности, они будут минимальными, потому что есть ограничение в законе по аналогичным природно-климатическим условиям. Полагаем, что наиболее эффективным будет использование закона в одном регионе, когда активный губернатор сможет оперативно брать эту документацию: построил один объект - перешёл к другому. Мы полагаем, что всё это будет достаточно быстро, тем более что проекты будут содержаться в едином реестре заключений экспертизы - и экспертиза также будет в этом процессе участвовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Светлана Владимировна, зная, как непросто проходить процедуру получения положительного заключения, скажу, что это огромный шаг вперёд, то, что вы предлагаете, и в первую очередь экономический фактор имеет очень большое значение. Вместе с тем я хотел бы, чтобы вы уточнили, могут ли использоваться вот эти проекты для частных организаций или лиц наравне с государственными? ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос. Такую возможность мы в законопроекте предусмотрели. Во-первых, мы предполагаем, что в реестр могут включаться проекты, реализованные за счёт средств инвестора. Во-вторых, мы предусмотрели возможность использования проектов, созданных на бюджетные средства инвесторами при реализации проектов. Единственно, в таком случае данные проекты будут использоваться за плату, это также предусмотрено проектом федерального закона. Таким образом, проектная документация, созданная за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципалитетов, также будет использоваться и частными инвесторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый докладчик, вот вы говорите о некой стандартизации. Означает ли это, что введение данной стандартизации приведёт к тому, что по всей стране, по всей России нужно будет придерживаться её? А вдруг кто-то нарушит данные стандарты - последует ли какое-то наказание или деньги будут взяты обратно и так далее? ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос, Игорь Юрьевич. Мы вообще планируем, что правительством будет определён некий набор, перечень объектов, для которых будет обязательным использование типовой документации. Но это абсолютно не исключает возможности строить и в рамках новой разработанной документации. Идея законопроекта - это прежде всего позволить строить экономичнее и быстрее, потому что наличие готового проекта, вы знаете прекрасно, это уже фактически большая часть строительства. Так что возможность такую мы сохраняем, но полагаем, что использовать типовой проект, как и мне кажется, будет целесообразно. И мы знаем о готовности к этому субъектов и муниципалитетов, они неоднократно такие вопросы нам задают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Светлана Владимировна, уважаемая, вот третья страница пояснительной записки, четвёртый абзац, - мне же надо голосовать за, наверное, да? - вы пишете: "Реализация положений, предлагаемых законопроектом, не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации". Вот я за что должен проголосовать? Что вы тогда предлагаете? Поясните, пожалуйста. ИВАНОВА С. В. Полагаем, что не окажет негативных последствий, а позитивные окажет точно, поэтому просим поддержать. Очевидно, что введение института типового проектирования позитивно скажется в целом и на строительстве, и на экономии бюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вопрос докладчикам, на выбор, в продолжение того вопроса, который задал Сергей Михайлович Катасонов. Ну, нам во фракции ЛДПР хотелось бы слышать, что это не только для субъектов малого и среднего бизнеса и не только для региона или муниципалитета будет положительно, но ещё и для граждан. Если ты используешь типовой проект, на который тратишь несколько миллионов рублей, значит, сооружение становится дешевле, и для граждан оно становится дешевле. А основной вопрос такого характера. Скажите, вот мы берём, например, основной типовой проект - дом, но почва, например, чуть-чуть отличается от той, на которой реализовывался проект, например, месяц назад в километре от того места, где мы сейчас планируем строить, это будет являться эффективным проектом, если нужно перепроектировать только конструкции железобетонные (КЖ), то есть фундамент? То есть новый фундамент, но старый проект. ИВАНОВА С. В. У нас в законопроекте предусмотрено, что потребуется привязка к земельному участку, к фундаменту, то есть это уже предусмотрено. А критерии, в какой степени этот проект может использоваться, будут разработаны, ко второму чтению такой проект представим. Это можно будет сделать, если в рамках одной территории природно-климатические условия совпадают, как раз на это и нацелено применение типовой документации. В разных регионах, например в южном и северном, будут отличия, а в пределах километровой зоны, я думаю, вряд ли нужны будут такие серьёзные изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Владимировна, у меня такой вопрос о критериях аналогичности проектируемого объекта в соответствии с природными условиями и так далее: нельзя ли это сделать заранее, чтобы не обращаться каждый раз за госэкспертизой (это будет, конечно, определённое время занимать)? Может Минстрой подготовить заранее такой справочник: вот эти природно-климатические условия, сейсмичность и так далее соответствуют вот этому, этому и этому? Вот у нас в Краснодарском крае есть степи, горы, прибрежные территории - это совершенно разные, не аналогичные природно-климатические условия. Скажите, можно ли это сделать заранее, чтобы действительно сократить сроки разработки проектно-сметной документации, увеличить прозрачность и так далее? ИВАНОВА С. В. Конечно, разработка такого документа предусмотрена, он в перечне указан, мы уже приступили, ко второму чтению готовы будем представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами помним, как несколько лет назад мы принимали изменения в действующее законодательство, которые касались обманутых дольщиков. В общем-то, закон показал себя достаточно эффективным, работа с обманутыми дольщиками велась как в стенах Государственной Думы, так и на площадках субъектов Российской Федерации. Однако мы понимали, что, придя к такому финансированию, к которому мы пришли, мы запускаем механизм удорожания жилья, ну, если говорить о жилье. Вот в прошлом году банки снизили ключевую ставку, и мы увидели, насколько серьёзно подорожало жильё. Мы понимаем, что в строительстве существует огромное количество интересантов (в хорошем смысле этого слова) - регионы, муниципалитеты, малый и средний бизнес, который занимается стройкой, крупный бизнес, банки. Но хотелось бы, чтобы в докладе профильного министерства, в докладе нашего профильного комитета всё-таки не забывали конечного потребителя. Вот любой проект, с которым вы приходите сюда, наверное, должен представляться не только с точки зрения оценки регулирующего воздействия для отрасли. Мы, фракция ЛДПР, хотели бы, чтобы было понимание того, что в результате принятия того или иного закона мы снизим стоимость одного квадратного метра. Давайте ко второму чтению продумаем, например, такой показатель: там, где используются типовые проекты (а типовой проект - это достаточно серьёзные суммы, не колоссальные, конечно, явно не треть, наверное, бюджета всего объекта, но, по крайней мере, достаточно существенная составляющая себестоимости), мы снижаем стоимость одного квадратного метра. Вот тогда мы покажем нашим гражданам, что в результате принятия данного законопроекта и в результате использования типовых проектов мы снизим стоимость квадратного метра в том или ином регионе. Вы же в правительстве должны понимать, что мы, в отличие от вас, общаемся с гражданами практически каждый день и нам нужно отвечать на вопросы, почему принимается тот или иной законопроект. Я не просто так задавал вопрос, который связан с тем, что же является типовым проектом. Вот вы в своём докладе сказали, что, ну, в рамках одной климатической зоны... Но вы же должны понимать, например, что касается почвы: вот построили капитальный объект в одном месте, а рядом почва может совершенно кардинально отличаться, и те нагрузки, которые испытывает фундамент в одном месте, отличаются от тех нагрузок, которые испытывает фундамент в другом месте. Поэтому мы должны однозначно ко второму чтению подработать вопрос, что же является типовым проектом, то есть может быть проект, например, дома, а в части фундамента необходимо, ну, по крайней мере, корректировать, менять. Фракция ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект, и поддержит потому, что мы рассчитываем, что это действительно снизит стоимость квадратного метра и положительно отразится напрямую на гражданах Российской Федерации. Но просим всё-таки учесть вот эти элементы, чтобы не было какого-то непонимания, что является типовым проектом, а что уже не является типовым проектом, - коммуникации, масса других элементов, которые входят в понятие "проект". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Вопрос, который мы сейчас обсуждаем, чрезвычайно серьёзен. Вот здесь говорят о типовых проектах для разных климатических зон - это верно, но мы живём сейчас в обществе, где есть разные социальные зоны, то есть есть целые кварталы, где проживают бедные, нищие люди, есть кварталы и целые населённые пункты, где проживают люди богатые и обеспеченные, ну, на Рублёвке например. Мы, как партия социалистическая, поддерживаем, конечно же, данный законопроект, но очень хотелось бы, чтобы ко второму чтению здесь были не только слова, но можно было вывести на экран хотя бы несколько типовых проектов. Давайте уйдём от социальной темы, но покажите нам хотя бы типовые проекты для севера, для юга, для центральной полосы, чтобы мы могли посмотреть. Теперь ещё один момент. Да, действительно, если частная организация ведёт застройку или если есть деньги построить для себя какое-либо учебное заведение - ради бога, пусть строят за свои деньги по разным проектам. Но ведь мы сталкиваемся в республиках, в областях со следующим неприятным моментом: губернатор в своей деревне воротит такую школу, которая там вообще и не нужна, там живёт тысяча человек или 500 человек, а строят огромную школу, которая должна обслуживать несколько тысяч человек, с бассейнами, с зимними садами и так далее. Вот каким образом решается эта проблема? Вот возникла мысль стандартизировать учебники истории, но мы прекрасно понимаем, что то здание, в котором учится молодой человек, и та программа, по которой он занимается, - это вещи абсолютно связанные. И надо понимать, что речь идёт не просто о проекте, речь идёт об архитектуре - о самом древнем виде искусства, которое видимо влияет на сознание молодого человека. Вы знаете, я учился в стандартной школе, да и все здесь, кто старше 50 лет, учились в стандартных школах, и ничего плохого в этом не было. И именно поэтому наша фракция сейчас поддерживает данный законопроект. Но покажите хотя бы один типовой проект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 12 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.