Заседание № 144
21.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1146816-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в части совершенствования процедуры страхового возмещения вкладчиков банков".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3371 по 3653 из 5106
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в части совершенствования процедуры страхового возмещения вкладчиков банков". Докладывает Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Многострадальный законопроект - сейчас сходу хотел найти дату, когда я его вносил, но не нашёл, - ну, уже несколько лет прошло, но проблема актуальна, она никуда не делась. О чём идёт речь? Как вы знаете, в 2014 году у нас был финансовый кризис, я считаю, что он был рукотворным, тогда Центральный банк резко ночью поднял ставку с 10,5 до 17 процентов, и тогда у нас скакнул курс доллара. А тогда процветала валютная ипотека, и граждане просто стали терять деньги, банки начали сыпаться, потому что у них, скажем так, активы были валютные, обязательства были валютные, и, повторю, вкладчики начали терять деньги. За это время количество банков, у которых были отозваны лицензии... ну, я перечислю: в 2014 году - 84 организации, в 2015-м - 92, в 2016-м - 97, в 2017-м - 50, в 2018-м - 56, в 2019-м - 30, то есть представляете, каждый год отнимали лицензии у организаций, причём там были и организации типа банка "Югра", где активы были, они вообще в топ входили. И в результате около 300 тысяч наших граждан потеряли свои сбережения! Да, им вернули деньги в размере 1,4 миллиона, но многие граждане оказались в ситуации, когда они, например, копили деньги на жильё, а в момент совершения сделки - вот они положили деньги на счёт, должна была сделка совершиться - у банка отзывают лицензию, и всё, человек всё потерял. Обвинять его в том, что он хотел нажиться и большие деньги, сверх обеспеченных гарантией государства, положил... ну как его в этом обвинять? И таких историй масса, сотни, тысячи историй! И тогда, вы помните, у нас стояли вкладчики вокруг здания Думы - ну, не все это помнят, это было в предыдущем созыве, но кто работал в предыдущих созывах, помнит, - они со всех сторон стояли, вкладчики "Югры", и просили: верните наши деньги, верните наши деньги. Слава богу, для вкладчиков "Югры" мы проблему решили, бывший собственник банка рассчитался с ними, но по остальным-то банкам не решили, для вкладчиков других банков мы не решили. Да, это был самый крупный страховой случай, по-моему, 30 тысячам семей мы вернули деньги. Но у нас ещё на тот момент, когда мы вносили законопроект, банки, у которых была отозвана лицензия, ещё не были обанкрочены, за этот период у них оставалось имущество, за счёт реализации которого можно было рассчитываться с вкладчиками, ещё оставались деньги, вкладчиков насчитывалось в стране примерно 196 тысяч. Я цифры по памяти сейчас называю, потому что это двух-трёхлетней давности история. 196 тысяч, вдумайтесь, и большинство из них - это люди, которые как бы всё понимали, они раскладывали... Бывали даже случаи, когда они разложили вклады в разные банки, и одновременно у обоих банков, сначала у одного, потом у второго... Они забирали из одного, в другой переносили, и там отзывали лицензию. Они просто не знали, куда деться. Да, мы приняли законопроект... Я внёс несколько законопроектов, несколько вариантов решения этой проблемы. Откуда я взял эти варианты? Я просто пообщался с вкладчиками, обсудил всё это, и мне вкладчики предложили: давайте вот такой вариант, такой и такой. Первый вариант, который был реализован, - вариант о трудных жизненных ситуациях, при которых мы, например, размер страхового возмещения поднимаем до 10 миллионов рублей. Это вот про жизненные ситуации, которые я вам только что описал, когда люди должны были сделку совершить, но вот в какой-то момент оказались... они не виноваты здесь, но вот так сложилось. И мы для этих ситуаций прописали норму в законе: если человек попал в трудную жизненную ситуацию, то для него размер страхового возмещения поднимается до 10 миллионов рублей. Но эта норма стала действовать с момента принятия закона, ей обратную силу не придали, то есть для будущих историй мы как бы закрыли, да, всё, таких тем нет, у нас сейчас есть норма, которая, если вдруг в будущем возникнет эта ситуация, эту проблему решает, но для тех людей... (Шум в зале.) Коллеги, потише, пожалуйста. При всём уважении к вам, коллеги, потише. Надеюсь, никого не обидел. Но для тех людей, у которых эта жизненная ситуация уже свершилась, они уже потеряли деньги, эта норма закона ничего не меняет: у них как была беда, так и осталась. И там очень трагические случаи, трагические ситуации, некоторые просто даже вот не выдерживали и, к сожалению, уходили из жизни. Эта болезненная точка никуда не делась. Поэтому мною был предложен ещё один вариант, вот сейчас я его предлагаю рассмотреть, он был выработан на основе обсуждения со всеми вкладчиками. Они сказали: мы понимаем, что для всех сделать 10 миллионов невозможно... Другая была ситуация: можно было выбрать какие-то категории граждан, там, пенсионеров, инвалидов и так далее и для них это сделать, но тогда все остальные, которые в эти формальные категории не попадают, ну, не были бы защищены этой нормой закона. И тогда они сказали: хорошо, не получается по десять для всех, ну давайте по пять сделаем, но для всех и придадим этой норме обратную силу. Эта норма будет действовать разово... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Как закон о сверхприбыли, совершенно верно. Если мне сейчас кто-то скажет, что закон обратной силы не имеет... Коллеги, только сегодня приняли закон - и мы придали ему обратную силу. Ну конечно, когда касается государства, можно обратную силу придать. А когда касается граждан? Поэтому про это лучше не упоминайте. Так вот мы предложили: давайте мы эту норму сделаем для граждан, которые... Да, её нельзя было сделать бесконечной, мы всё понимаем... Можно пару минут ещё дать мне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Валерий Карлович, во время надо укладываться. ГАРТУНГ В. К. Хорошо, я постараюсь. Ладно, я потом договорю ещё, у меня будет время. Я просто хочу сказать, что мы отсекли эту норму 2014 годом, когда как раз возник кризис, когда мы подняли размер страхового возмещения - если кто-то задаст вопрос, - до вступления нормы в силу, то есть это разовая норма, и в принципе эта проблема, если бы мы приняли эту норму, была бы решена. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Аркадий Николаевич Свистунов, заместитель председателя Комитета по финансовому рынку. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел настоящий законопроект, ну и, к сожалению, не может поддержать этот законопроект. Ну, тут причин несколько. Я вернусь к теме законопроекта. Авторы законопроекта предлагают увеличить размер возмещения вкладчикам, пострадавшим в определённый период, начиная с 29 декабря 2014 года до 1 октября 2020 года, и увеличить им возмещение до 5 миллионов рублей. При этом авторы не представили никакого финансово-экономического обоснования, а мы знаем - мы же сами принимали закон о страховании вкладов в банках, - что фонд страхования вкладов образуется за счёт взносов коммерческих банков, которые участвуют в системе страхования банков, и установлен определённый норматив взносов в этот фонд. Таким образом, если требуется увеличение фонда страхования вкладов, нужно увеличивать взносы - как это отразится на деятельности банков, в частности на кредитных ставках, на комиссиях, ну, наверное, можно себе представить. В любом случае этого обоснования авторы не представили. Кроме того, если фондов страхования вкладов не хватает - а период, о котором говорят уважаемые авторы, как раз таким и был: фонд страхования вкладов закончился, исчерпался, - то в соответствии с законом источником пополнения этого фонда выступает бюджет. Вначале это был бюджет, потом это был Центральный банк, который предоставил кредит Агентству по страхованию вкладов, чтобы фонд страхования вкладов мог исполнить свои обязательства. Скажу вам сразу, Агентство по страхованию вкладов представило свою справку: в случае принятия этого закона расходы фонда социального страхования составят более 37 миллиардов рублей. Эта справка была представлена в комитете, и авторы в курсе этой информации. Ну и кроме того, в законопроекте предлагается избирательная норма: предлагается необоснованно улучшить положение определённой категории вкладчиков. А что с теми вкладчиками, которые обанкротились раньше 2014 года или после этого, с ними-то как быть? Вот опять избирательность такая необоснованная. Собственно, учитывая все эти замечания, Комитет по финансовому рынку не поддержал настоящий законопроект. Законопроект также не поддержан Центральным банком, получен отрицательный отзыв правительства, ну и других ведомств, чьи отзывы необходимы в данном случае. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Нет. Заключительное слово - Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. Ну вот у вас ещё пять минут, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Ну, на самом деле тут и не должно быть вопросов, но если бы они возникли, я бы, конечно, на них ответил. Что касается 37 миллиардов рублей. Вдумайтесь: чтобы решить проблему примерно 190 тысяч вкладчиков, нужно всего 37 миллиардов рублей. Коллеги, мы нефтегазовому сектору в год возвращаем почти 3,3 триллиона рублей. Это почти в 100 раз больше, в 100, подумайте, в 100 в год! А это единоразово, это не каждый год надо. А там мы каждый год в 100 раз больше отдаём. Поэтому когда мне говорят о том, что... ну, мягко говоря, аргумент слабенький, так себе. Что касается влияния на банки, коллеги, никакого влияния на банки это не окажет, потому что это норма временного действия. Тарифы не меняются. Это чисто платежи фонда страхования - всё, точка. А если не хватит, то государство ответит за это. Дело в том, что ведь в этом рынке финансовом три стороны, три - это вкладчик, банк и регулятор, государство. Когда банки попали в штормовую ситуацию (которая, подчёркиваю, была создана регулятором - напоминаю про 2014 год), начали падать, рушиться, почему-то вдруг за это стали отвечать только вкладчики и ипотечные заёмщики, которые тоже начали лишаться квартир. А Центральный банк в стороне остался, правительство в стороне. Как же так? Государство выдавало лицензии банкам, а потом вдруг осталось в стороне. И эти люди абсолютно справедливо говорят: "Господа, а как же так, как же мы будем верить государству-то? Вы решите эту проблему". Поэтому никакие доводы здесь... я даже не вижу никаких аргументов, которые бы не позволили принять это решение. Теперь следующее. Я даже не знаю... А, что ещё, про справедливость. Ну, я сразу сказал, почему точка отсечения - декабрь 2014 года. Во-первых, мы размер страхового возмещения тогда с 700 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч подняли. Во-вторых, массовый отзыв лицензий как раз именно в тот момент начался. Я сказал, что, конечно, бессрочно это сделать нельзя. Да, и ещё ограничение какое - это касается только тех банков, которые находятся в процедуре банкротства, потому что там, где разрешена процедура, взыскивать уже нечего. Ведь здесь речь идёт... АСВ пишет, что надо 37 миллиардов, но забывает написать о том, что 37 миллиардов они выплатят, но право требования этих 37 миллиардов от этих вкладчиков, у которых оно сейчас есть, перейдёт АСВ, то есть это не потерянные деньги, эти деньги АСВ вернёт. А кто у нас занимается оздоровлением, кто у нас главный кредитор в банках? АСВ. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Да, правильно, а на санацию сколько потратили? Тут говорят про 37 миллиардов - триллионы рублей потратили, на всякий случай, триллионы! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Да, 8 триллионов! То есть, получается, на санацию триллионы рублей тратить можно, банки поддерживали... Я могу сказать, в 2014 году банкам 1,5 триллиона подарили - в 2017-м превратили их в фантики. То есть банки мы поддерживаем, а они сейчас триллионы дивидендов получают, триллионы прибыли получают, - триллионы! А вы не хотите решить вопрос по 37 миллиардам - однократно, подчёркиваю. Коллеги, мне кажется... Какие тут могут быть ещё аргументы? Абсолютно справедливый закон. Что касается будущих периодов, отвечаю коллегам из комитета, эта норма отрегулирована: я же сказал в выступлении, что мы приняли закон о трудных жизненных ситуациях - если в будущем они будут возникать, то эта норма будет действовать, о возмещении в размере 10 миллионов рублей. Это действующая сейчас норма, действующая, понимаете? Поэтому в отношении будущих периодов всё нормально. Ну а в отношении прошлых... где-то надо было остановиться. Да, вы скажете, что это несправедливо, но, послушайте, аргумент "мы не можем помочь всем, значит, не будем помогать никому" - это, мне кажется, так себе аргумент, согласитесь. Давайте поможем хоть тем, кому можем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. По ведению - Димов Олег Дмитриевич, пожалуйста. ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию данного законопроекта и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Аркадия Николаевича. Есть необходимость? Депутату Свистунову включите микрофон, пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Валерий Карлович, вот в своём заключительном слове вы основной упор делали на величину суммы, на то, что 37 миллиардов - это, в общем-то, так себе. Ну, как-то я вокруг не вижу этих 37 миллиардов, валяющихся вот где-то. Это аргумент, ну, слабоватый на самом деле, это во-первых. Во-вторых, вот когда приводится аргументация с такими общими вещами - вот отдали банкам тогда-то, вот отдали нефтяникам тогда-то... Это конкретные случаи, каждый из них, это цифры, и, вообще, экономика любит точность, вот это самое главное. Дьявол же всегда в деталях. И вот если начать разбираться по каждому вашему аргументу, окажется, что там не совсем всё так и есть определённые обоснования, есть определённые заключения. Но самое главное в том, что - это действующее законодательство, действующий порядок, и вам это прекрасно известно, вы депутат опытный, - не может быть принят закон, если он предусматривает дополнительные бюджетные затраты, без финансово-экономического обоснования, не может, здесь можно поставить точку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 17 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Не принимается законопроект.