Заседание № 23

22.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1145391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1400 по 1618 из 2877
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса, о проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в    
Российской Федерации". Доклад Дмитрия Анатольевича Хубезова.                    
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.                                                
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект во втором        
чтении рассмотрен вчера. Устраняет правовую неопределённость при назначении     
препаратов офф-лейбл, вне инструкции. Законопроект ждут наши маленькие          
пациенты и наши доктора. Замечаний нет. Комитет предлагает поддержать           
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, присаживайтесь.             
                                                                                
Есть желание высказаться по мотивам? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
Подготовиться Исаеву Андрею Константиновичу.                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наш комитет был               
соисполнителем по этому закону и, конечно, поддержал его, руководствуясь        
главным принципом, что гуманизм, конечно, вне политики.                         
                                                                                
Я сожалею, что это не случилось десять лет назад, когда принимался базовый      
закон "Об охране здоровья...", и я вносила поправку о бесплатном лечении        
детей, больных орфанными заболеваниями, детей, больных гематологией и           
онкологией. К сожалению, тогда профильный комитет занял противоположную         
позицию, сославшись на Конституцию, на то, что у нас здравоохранение            
бесплатное. Я хочу обратиться к Дмитрию Анатольевичу.                           
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, в этом законе, в базовом, есть статья 7, буквально         
цитирую: "Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат   
особой охране, включая заботу об их здоровье..." И я хочу, чтобы эта статья     
распространилась всё-таки на ту проблему, которая сейчас является очень         
резонансной, - на приказ министра здравоохранения от 6 декабря об               
обязательной вакцинации детей. Я сожалею, что вчера в этом зале мы не смогли    
убедить большинство принять протокольное поручение, для того чтобы хотя бы      
запросить информацию в Минздраве: чем они руководствуются сейчас, вводя         
обязательную вакцинацию детей, хотя Татьяна Алексеевна говорила нам, что        
детей пока трогать не будем. Мы, кроме всего прочего, хотели бы понять: если    
сейчас вакцина ещё не прошла третью фазу клинических испытаний, почему тогда    
надо относить, применять это к детям? В конце концов, мы не получили            
достоверной статистики и о заболеваемости детей, и о том, насколько тяжело      
они переносят эти болезни. Министерство просвещения пока вообще заявило, что    
к ним информации об обязательной вакцинации не поступало, не знают, что         
делать. Приказ противоречит базовому закону "Об охране здоровья...",            
поскольку дети с 15 лет самостоятельно могут принимать решение, без согласия    
родителей, хотя в приказе и говорится, что требуется заявление одного из        
родителей. Но уже сейчас, по сути дела, процедуры эти начались, и объясняется   
это следующим образом, что подростки доверяют своим педиатрам и говорят, что    
родители их не понимают, поэтому готовы сделать прививку без согласия           
родителей.                                                                      
                                                                                
Мы просим одного - запросить информацию, чтобы не было у родительского          
сообщества недопонимания и не остались бы неотвеченными вопросы, которые они    
нам задают. Мы, депутаты, на эти вопросы ответов внятных не получили.           
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, до окончания года осталось чуть более недели - ну          
давайте мы объединимся так же, как вокруг закона, по которому мы сейчас будем   
голосовать за. Давайте хотя бы запросим информацию, чтобы либо успокоить        
родительское сообщество, либо всем вместе сказать этому нет, тогда давайте      
приостановим эти процедуры, если родители у нас выступают против. Вчера в       
комитет 5 тысяч подписей из Тюмени пришло, прислала депутат Казанцева. Очень    
прошу отнестись... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас нет обязательной вакцинации.     
Мы о чём говорим? У нас нет обязательной вакцинации, тем более в отношении      
детей.                                                                          
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, пожалуйста, поясните.                                      
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно,     
ни о какой обязательной вакцинации речь в приказе не идёт. Более того, там      
чёрным по белому написано, что только по заявлению родителей, с их согласия.    
Это полностью устраняет любую неопределённость: без заявления родителей,        
письменного, никто ребёнка вакцинировать не будет.                              
                                                                                
Что касается детей в возрасте старше 15 лет, которые могут давать               
самостоятельно информированное добровольное согласие: будет два документа, в    
том числе, ещё раз повторяю, заявление родителей. Это полностью устраняет все   
пробелы, без заявления родителей никакой вакцинации быть не может - это         
прописано в таблице и это прописано в порядке вакцинации.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, спасибо. Запросите все необходимые   
материалы, информацию. Давайте этот вопрос держать на контроле. Попросим        
Комитет по контролю и Комитет по охране здоровья взять эту тему на отдельный    
контроль, сопровождать, проконтролировать каждую букву этого приказа -          
посмотрите, чтобы там не было никакого двойного толкования. Задумайтесь, вот    
если сейчас председатель комитета по материнству и детству поднимает этот       
вопрос, значит, есть либо недопонимание, либо двойное толкование, или           
действительно ситуация такова, что требует срочного обсуждения.                 
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.                                                
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. У нас есть ответ Минздрава. Ну, если надо, мы готовы его          
дословно процитировать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он у вас ровно тот, который вы давали?                    
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Совершенно верно.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть на сегодня нет обязательной вакцинации детей,     
правильно понимаю?                                                              
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Абсолютно так. И приказ не подразумевает двойного толкования,     
там всё однозначно.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, тогда зачем неправильную информацию    
начинаем озвучивать, внося тревогу в души родителей? Здесь тоже все родители,   
понимают, о чём речь идёт. Коллеги, зачем тогда?                                
                                                                                
Нина Александровна, зачем вы эту тему вот таким образом интерпретируете?        
                                                                                
Пожалуйста, включите Останиной микрофон.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, мы вчера в зале обратились к      
Комитету по охране здоровья, сделано это было публично - до начала заседания    
и после. В приказ Минздрава добавлена статья 24, и в этой статье в этом         
приказе, об эпидситуации, указаны три категории населения. Среди трёх           
категорий не было детей и подростков - вот этой нормой в 24-ю статью            
добавляются дети. Но при этом, посмотрите, в заголовке - "обязательной          
вакцинации". Слово "обязательной" из приказа не исчезло!                        
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, ну давайте мы с вами как раз и соберёмся по этому          
поводу. Ну не случайно же пишут нам сегодня люди! Слово "обязательная" прямо    
в названии приказа. Календарь прививок!.. (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте договоримся таким образом. Несмотря на то что у   
нас сегодня заседание завершающее, поручим Александру Дмитриевичу Жукову        
собраться вместе с руководителями комитетов по охране здоровья, материнству и   
детству, по вопросам контроля, по вопросам безопасности и противодействия       
коррупции: необходимо срочно запросить приказы, подзаконные акты в этой         
части, изучить и довести до сведения людей ту информацию, о которой мы сейчас   
говорили. Мы понимаем, что это недопустимо, обязательной вакцинация не должна   
быть. Президент что сказал? Это выбор гражданина. Мы же вот с вами              
разговариваем. Да, у нас коллективный иммунитет - 95 процентов, но мы           
разговариваем, это выбор каждого. А что касается ребёнка... вообще, к детям     
ни в коем случае не надо подходить с этими лекалами. Какое "обязательное"? Вы   
о чём говорите?                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, не надо распространять такую информацию. Сейчас   
уже говорил об этом председатель профильного комитета, а вы начинаете всё про   
то же самое. Разберутся! Но мы с вами понимаем, что так не должно быть.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот берите и занимайтесь, Николай Васильевич, вместе с    
коллегами под руководством Александра Дмитриевича Жукова, а дальше уже          
разъясняйте. И если что-то не так, надо вмешиваться и защищать права граждан.   
Президент об этом говорит - давайте следовать тому, что говорит президент.      
Вот разберёмся с чиновниками, кто по-другому делает.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, слово предоставляется Исаеву Андрею Константиновичу.         
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вернёмся к законопроекту,     
который мы обсуждаем. Законопроект чрезвычайно важный и нужный. Да, уважаемая   
Нина Александровна, нам пришлось, авторам и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потратить   
немало времени, прежде чем мы убедили ряд чиновников в необходимости его        
принятия.                                                                       
                                                                                
Закон касается двух достаточно конкретных вещей. Во-первых, он разрешает по     
назначению медицинской комиссии применять при лечении онкологии у детей         
препараты, которые созданы для взрослых. Почему это необходимо? Потому что      
некоторыми видами онкологии дети болеют чрезвычайно редко, и фармкомпании не    
выпускают специальных форм для детей и не проводят соответствующих испытаний,   
а лечить детей надо. Это делалось и раньше, но за это медицинские               
организации, конкретные врачи наказывались и штрафовались. Мы сейчас эту        
правовую неопределённость убираем.                                              
                                                                                
Второе важное обстоятельство. Многие дети болеют онкологическими                
заболеваниями с раннего детства. После того как им исполняется 18 лет, они      
должны переходить на другое лечение - на лечение для взрослых. Данный закон     
разрешает до 21 года продлевать лечение детей в тех организациях, где они уже   
состоят на учёте, на лечении, где есть знающие их врачи и им может быть         
оказана помощь.                                                                 
                                                                                
Закон, с моей точки зрения, совершенно очевидный, и его необходимо принимать    
и поддерживать. Что касается других вопросов, других вопросов                   
здравоохранения, то их, конечно же, надо решать. Но всё надо решать             
постепенно, последовательно, так, как предложил сегодня руководитель нашей      
фракции Владимир Абдуалиевич Васильев.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2038 по 2090 из 2877
Уважаемые коллеги, вот прежде, чем мы перейдём к обсуждению 17-го вопроса, с    
учётом того, что фактически то, о чём мы говорили, уже находится в стадии       
завершения обсуждения - речь идёт о приказе Министерства здравоохранения, -     
было бы правильно...                                                            
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, времени достаточно для того, чтобы связаться с министром   
и расставить все точки над "i": в таблице календаря прививок детей внесли в     
графу подлежащих обязательной вакцинации, но при этом в самом разделе сделали   
ссылку на то, что необходимо это делать при условии добровольности и наличия    
письменного согласия родителей. То есть ситуация, совершенно очевидно,          
требует, чтобы Минздрав вмешался и поправил свой приказ в части приложения №    
2, выведя оттуда, из графы "Категории граждан, подлежащих обязательной          
вакцинации", детей. Правильно? Правильно. Коллеги, об этом говорим. В приказе   
и не было об обязательной вакцинации, там была ссылка на то, что только         
добровольно при условии согласия родителей, но поместили в графу обязательной   
вакцинации.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, но это даёт простор для разного толкования и          
злоупотреблений. Вот чтобы не было у нас ни произвольных толкований, ни         
злоупотреблений, правильно было бы соблюсти юридическую чистоту. У нас          
прививки носят добровольный характер, тем более это касается детей.             
                                                                                
Давайте поблагодарим тех, кто эту тему поднял: Нина Александровна, спасибо!     
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
Действительно, этот вопрос очень беспокоит всех, поэтому попросим: Дмитрий      
Анатольевич, пускай возьмут и скорректируют приложение № 2, ладно? Вот мы       
здесь все ходим разбираемся и можем поинтересоваться, а представьте себе        
родителей! Вот кто-то в регионе или в районе берёт и читает: ага, "Категории    
граждан, подлежащих обязательной вакцинации", дальше находит 24-й пункт - а     
чем он будет руководствоваться, названием графы или содержанием этого пункта?   
Проблема вся в нас.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, три слова.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, вот видите, только ваше вмешательство            
позволяет вернуть здравый смысл, а не одобрямс. Вчера в протокольном            
поручении именно об этом и просили, и ничего другого. Ну а председателю надо    
извиниться, он оскорбил Нину Александровну незаслуженно.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да я же сказал уже о том, что благодаря Нине              
Александровне мы этот вопрос сейчас взяли и разрешили.                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ничего личного. Речь шла о том,       
коллеги, чтобы мы с вами утвердительно не говорили, здесь опять коллизия        
из-за этого, об этом речь идёт. Разобрались? Разобрались. Вы опять уходите в    
эпатаж.                                                                         

Заседание № 22

21.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1145391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4235 по 4294 из 8505
Переходим к рассмотрению вопроса 22. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в    
Российской Федерации". Доклад Дмитрия Анатольевича Хубезова.                    
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в     
первом чтении 16 июня, он устраняет правовую неопределённость в области         
назначения препаратов вне инструкции по применению (офф-лейбл) и защищает тем   
самым права врача. В ходе работы над законопроектом поступило шесть поправок,   
все эти поправки комитет предлагает принять, они в таблице поправок № 1.        
Таким образом, комитет предлагает одобрить шесть поправок в таблице № 1 и       
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок №   
1? Нет.                                                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, вопрос 22. Второе чтение.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по      
охране здоровья просит включить данный законопроект в повестку на завтра для    
рассмотрения в третьем чтении. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.        
                                                                                
Принимается ваше предложение, Дмитрий Анатольевич.                              
                                                                                

Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1145391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6583 по 7054 из 8276
70-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части       
совершенствования системы оказания медицинской помощи детям". Докладывает       
Ирина Анатольевна Яровая. С места.                                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу особо обратить    
ваше внимание на данную законодательную инициативу. Многие, наверное, слышали   
в средствах массовой информации такое определение лекарственных препаратов -    
"офф-лейбл". Что это такое?                                                     
                                                                                
Сегодня любые препараты, которые назначаются пациентам в Российской             
Федерации, должны соответствовать инструкции и назначениям. При очень многих    
заболеваниях деток, к сожалению, препараты, которые им необходимы, не           
содержат рекомендаций именно по лечению детей, потому что производители         
лекарственных препаратов, как правило, ориентированы на взрослых пациентов.     
Сегодня на уровне Всемирной организации здравоохранения эта проблема тоже       
актуализирована, потому что у онкобольных деток, деток с заболеваниями крови,   
с ревматологическими заболеваниями, с заболеваниями нервной системы очень       
многие из этих серьёзных проблем могут лечиться только взрослыми препаратами,   
а так как в инструкции не содержится указаний по лечению детей, они и           
называются препаратами офф-лейбл. И Всемирная организация здравоохранения       
предлагает на уровне национального законодательства находить оптимальные        
решения, которые будут обеспечивать главную этическую норму - спасение жизни    
и сбережение здоровья.                                                          
                                                                                
Вашему вниманию сегодня предлагается законопроект, который на уровне            
российского законодательства должен дать ответ, решить эту жизненно важную      
проблему. Не скрою, что данный законопроект мною разрабатывался в прямом        
взаимодействии и с пациентами, и с ведущими детскими онкологами России, со      
специалистами по заболеваниям крови. Вот, проходя этот путь за руку с           
онкобольными детьми с Камчатки, могу вам с полной уверенностью сказать, что     
это один из тех законов, который имеет жизненно важное значение для тысяч       
детей. Я неоднократно видела письма страховых компаний, которые направляются    
в медицинские учреждения, с претензиями - с претензиями к врачам, с             
выражением нежелания производить оплату по факту лечения деток, когда           
применялись препараты офф-лейбл. Но это единственный путь к спасению их         
жизни, и без применения этих препаратов их жизнь находится под реальной         
угрозой. Решение, которое сегодня предлагается вашему вниманию, выводит в       
статус легального, законного простое, прямое применение препаратов офф-лейбл    
для лечения детей. При этом эти препараты, которые имеют клинические            
рекомендации и включены в стандарты медицинской помощи по конкретному           
заболеванию, обретают статус оплачиваемых в системе ОМС и по                    
высокотехнологичной медицинской помощи.                                         
                                                                                
Что это даст на практике? Это даст на практике самое главное - возможность      
свободного, прямого, незамедлительного применения препаратов офф-лейбл для      
спасения жизни ребёнка. Фактически работая сегодня с гематологами, с детскими   
онкологами, могу вам сказать, что они жертвенно и мужественно, несмотря на то   
что законодательство создавало больше препятствий для их действий, чем          
свободы для спасения жизней, всё равно брали на себя ответственность,           
действовали очень решительно для спасения жизней детей. При этом мы,            
безусловно, защищаем и права пациентов, потому что предусматривается            
обязательное информирование, обязательное разъяснение сути предлагаемого        
препарата и всех возможных в том числе даже и рисков.                           
                                                                                
Но детская онкология сегодня в России отличается чем? Ещё в далёком 2005 году   
Президентом Российской Федерации было принято решение о создании ставшего       
теперь уже уникальным детского онкологического центра имени Димы Рогачёва. В    
тот период у страны была масса разных проблем, и тогда было очень сложно        
изыскать какие-либо средства для создания фундамента фактически детской         
онкологии, но принятое решение было правильным и стратегически мудрым, и        
сегодня специалисты центра Димы Рогачёва и наши детские онкологи являются       
ведущими специалистами в мире. И мы сегодня имеем беспрецедентные именно на     
мировом уровне опыт и практику по спасению жизни онкологически больных детей.   
И прогноз лечения таких детей очень оптимистичный, потому что те клинические    
рекомендации, которые разрабатывают наши врачи, фактически становятся           
международными протоколами лечения.                                             
                                                                                
И если мы с вами сегодня примем это решение, мы сделаем очень серьёзный,        
важный шаг для поддержки тысяч детей. Ежегодно выявляется порядка 3800 новых    
случаев заболеваний крови и онкологических заболеваний у детей. И тот уровень   
выздоровления, спасения жизни, которого сегодня добилась Россия, очень          
высокий, но, дав возможность врачам действовать более оперативно и не           
отвлекаться на бюрократию, не заниматься бумаготворчеством и множеством         
объяснений в адрес страховых компаний, почему это нужно делать, мы на самом     
деле окажем им просто бесценную помощь.                                         
                                                                                
Я хочу поблагодарить всех детских онкологов, пользуясь нашей высокой            
трибуной. Должна вам сказать, что с правительством мы не сразу нашли общий      
язык, но мужество наших детских врачей, их открытая, честная позиция            
позволили прийти к взаимопониманию. И я благодарю в том числе и Министерство    
здравоохранения, и весь социальный блок за то, что сегодня мы можем             
предложить вашему вниманию законопроект, который имеет положительное            
заключение Правительства Российской Федерации, а это серьёзная и весомая        
гарантия того, что в системе ОМС, в системе ВМП решение вопросов по             
обеспечению и лечению детей со сложными заболеваниями гарантированно будет      
обеспечено.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
С содокладом от Комитета по охране здоровья выступает Александр Петрович        
Петров.                                                                         
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Мы сегодня рассматриваем в         
первом чтении проект закона, исключительно важного для решения ряда системных   
проблем, возникающих в лечении детей с тяжёлыми заболеваниями. И огромное       
спасибо профессиональному сообществу онкологов и гематологов, пациентским       
организациям, Ирине Анатольевне за то, что этот проект закон всё-таки,          
несмотря на массу сложных моментов, вышел на принятие, пусть и в варианте с     
отсылочными нормами, но мы его сегодня рассматриваем.                           
                                                                                
Поверьте, я поддерживаю Ирину Анатольевну, поверьте, он касается тысяч          
тяжелобольных детей! Безусловно, данный законопроект рассматривался на          
примере онкологических, гематологических заболеваний, эти пациенты прежде       
всего были интересантами, но у нас есть дети и с другими заболеваниями - с      
сердечно-сосудистыми, с заболеваниями нервной системы, с патологиями иммунной   
системы и другими, можно перечислять, - и они точно так же нуждаются в данном   
законе.                                                                         
                                                                                
И Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел данный             
законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.                         
                                                                                
Что в данном законопроекте? Смотрите, что делают производители. Мы не имеем     
права включать в медицинскую инструкцию то, что производитель не хочет.         
Производители есть российские, есть зарубежные, они пишут параметры по          
медицинскому применению, которые считают целесообразными по ряду причин. Но     
выпадают те категории детей - вот особенно детские категории, - которые         
небольшие, где, как им кажется, объём продаж небольшой. И естественно, не       
проводятся ни исследования на животных (так называемые доклинические            
исследования), ни три стадии клинических исследований. Конечно, это миллионы,   
если не миллиарды рублей, а для зарубежной компании - десятки миллионов         
долларов по каждому заболеванию. Во всём мире в медицинском сообществе, в       
профессиональном сообществе, несмотря на то что есть клинический эффект по      
определённому заболеванию, давно уже договорились между собой включать и в      
клинические рекомендации, и в протоколы лечения не по медицинским               
назначениям, а по жизненным показаниям, то есть вот имеется клинический         
эффект по определённому заболеванию - они включают. У нас же, чтобы оплатить    
это за счёт государства по ОМС или ВМП, была сложность, потому что страховые    
компании это, естественно, не оплачивают, есть жёсткие инструкции, иначе за     
ними потом прокуратура придёт, ведь это государевы деньги.                      
                                                                                
Законопроектом предлагается урегулировать вопросы применения лекарственных      
препаратов по параметрам, не указанным в их инструкциях.                        
                                                                                
Помните, мы с вами принимали закон по производственным аптекам? Там тоже была   
проблема с категорией детей, когда нужна другая дозировка, нужен другой         
способ введения. Вот ребёнок без сознания - как ему дать таблетку? Никак! И     
масса других случаев, когда онкологические заболевания, особенно детские, не    
любят включать, потому что очень сложно подобрать пул пациентов по данному      
виду заболевания. Годы уйдут, а ведь надо выбрать за несколько месяцев. Если    
нет соответствующего указания в параметрах применения, мы называем такой        
препарат "офф-лейбл" - у нас в правовом поле не определено название, но мы      
сейчас его по факту вводим.                                                     
                                                                                
Дальше, что касается перечня соответствующих заболеваний и критериев отбора,    
это отсылочная норма, отсылка к правительству. Давайте мы так сделаем, дадим    
такое право, хотя, естественно, мы все за прямую норму. Но мне кажется, что     
это очень уместная отсылочная норма - дать такие полномочия правительству.      
                                                                                
Дальше, в целях обеспечения непрерывности... Смотрите, ребёнок в 17 лет         
поступает в детское медицинское учреждение: заболел. Исполнилось 18 лет - а     
дальше что? А дальше всё прекращается. И мы с вами сейчас законом определяем    
непрерывность лечения и комплексность лечения этих заболеваний, даже если       
пациенту исполнилось 18 лет, то есть он достиг совершеннолетия. Это очень       
правильный пункт. И надо сказать, что здесь мы корректируем ещё финансовые      
вопросы.                                                                        
                                                                                
Концепция данного закона поддержана практически всеми - 82 органа               
государственной власти регионов поддержали полностью, из них только два с       
замечаниями, все отзывы положительные, как и заключение Комитета по вопросам    
семьи, женщин и детей.                                                          
                                                                                
С учётом изложенного мы вас очень просим в первом чтении принять                
законопроект. Давайте примем!                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Александр Петрович, ввиду того что комитет обсуждал     
проблему в дистанционном режиме, я вас прошу уточнить ещё раз, если можно,      
каким в случае принятия законопроекта - а принимать его, безусловно, нужно -    
будет механизм финансовых гарантий лечения детей с применением лекарственных    
препаратов офф-лейбл?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Мы данным законопроектом вводим эти препараты в правовое поле, а   
механизм финансовых гарантий будет точно таким же, как и по обычным             
препаратам, которые есть в клинрекомендациях и в протоколах. Мы переходим на    
один и тот же порядок, просто вводим новые, дополнительные как бы параметры,    
вот и всё.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевна Яровой включите микрофон.               
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Вы задали очень хороший вопрос. Я не случайно обратилась ко всем   
субъектам Российской Федерации, чтобы они высказали свою позицию по данной      
законодательной инициативе, и уровень поддержки, вообще, беспрецедентный.       
Почему? Сегодня все лечебные учреждения - это муниципальный и региональный      
уровни. И врачам для того, чтобы доказать страховой компании, что нужно         
оплатить ту медицинскую услугу, которая оказана, и тот препарат, который        
применялся, нужно было стоически выдерживать серьёзные испытания.               
                                                                                
Буквально перед сегодняшним рассмотрением мне было представлено письмо одной    
из серьёзных страховых компаний, которая в таком обвинительном уклоне           
предъявляет претензии врачам по поводу того, как они смели вообще лечить        
этими препаратами и спасать жизни, кто, дескать, это будет теперь оплачивать.   
                                                                                
Принимая закон, мы действительно даём правовой статус этим препаратам и даём    
дорогу для беспрепятственного движения в части их оплаты в рамках ОМС и ВМП.    
То есть фактически всё то, что будут делать врачи для спасения жизни детей,     
обретает статус официальной государственной политики и медицинских действий,    
которые оплачиваются через ОМС.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Петрович, вы, наверное, изучали ситуацию вместе с      
автором законопроекта Ириной Анатольевной. Насколько распространена в странах   
Европы подобная практика? Где, в каких странах она действует? Как она           
нормативно закрепляется? Это первое.                                            
                                                                                
И второй момент, касающийся уже непосредственно центра. Есть ещё одна           
проблема - проблема назначения препаратов по торговому наименованию, и я        
знаю, что в центре Димы Рогачёва эта проблема каким-то образом решена, то       
есть там по торговому наименованию препараты можно назначать, видимо, через     
решение врачебной комиссии. Будет ли в дальнейшем рассматриваться вопрос о      
сохранении для ряда категорий пациентов, прежде всего для наших детей,          
возможности назначения препаратов по торговому наименованию, в случае если      
этими препаратами длительное время успешно обеспечивалось компенсированное      
состояние пациентов?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. В Соединённых Штатах Америки это распространённая практика, в      
Евросоюзе это распространённая практика. Давайте я вам перечень не буду         
называть, где она распространена, а где нет, и номера этих инструкций, потому   
что я эти номера не помню, если честно. Но эта практика распространённая, об    
этом говорится на всех международных конференциях, эту практику использует      
Всемирная организация здравоохранения. Мы должны войти в данное правовое поле   
этим блоком вопросов.                                                           
                                                                                
Следующий момент, по торговым наименованиям. На самом деле у нас сегодня тоже   
есть практика назначения по торговым наименованиям, а не по международным       
непатентованным, но для этого должна быть прежде всего врачебная комиссия       
медицинского учреждения, она назначается приказом, затем областной минздрав     
утверждает и высылает в федеральный Минздрав, и в течение пяти дней             
принимается решение. Более того, можно сразу же принять решение и купить        
препараты даже за рубежом. А по торговым наименованиям мы останавливаемся на    
втором этапе, чтобы страховая компания... Центр Димы Рогачёва ничего не         
нарушает, они это активно используют, просто при этом идут на определённые      
риски, репутационные риски, но они абсолютно точно работают в правовом поле.    
Поверьте, то, что делают они... Вот можно назвать это "законом центра Димы      
Рогачёва", мне кажется, то есть они были инициаторами в большой степени.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирине Анатольевне включите микрофон.                                            
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я вам признаюсь, что, когда я только подготовила данный            
законопроект и мы рассматривали его на нескольких экспертных советах, которые   
я возглавляю, возникшее сопротивление, в том числе со стороны некоторых         
представителей парламента, было странным для меня. Мне вообще казалась          
странной и удивительной логика, почему кто-то преследует цели защиты какой-то   
казуистики, вместо того чтобы находить решения, к которым, кстати говоря,       
обязывает нас Всемирная организация здравоохранения, в пользу пациента?         
Поначалу казалось, что эту стену вообще никак не пробить. И только погружаясь   
всё больше в ту ситуацию, которая связана с существующим нормативно-правовым    
регулированием на уровне подзаконных актов, мы стали понимать, что это всё      
нужно выводить на первый уровень - уровень прямого регулирования через закон.   
                                                                                
Ответ на вопрос, что сегодня в мире, лежит в следующей плоскости: сегодня       
если не применять для лечения онкобольных детей и гематологически больных       
детей препараты офф-лейбл, то нечего применять, других препаратов нет.          
Означает ли это, что мир должен остановиться и не лечить детей? Нет! Поэтому    
мы сегодня предлагаем решение, и практика, которая есть в мире, на мой          
взгляд, даже немножко отстаёт от того, какой шаг делаем мы сегодня.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, у меня следующий вопрос. А препараты офф-лейбл -   
это в основном препараты импортного производства или всё-таки в их перечне      
встречаются и отечественные? И если всё-таки больше импортных препаратов, то    
с чем это связано? Как вы это объясните?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне включите микрофон.                      
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Здесь, вы знаете, не имеет значения, импортный или                 
отечественный. Здесь проблема в том, что производители лекарственных            
препаратов не склонны тратить большие средства на то, чтобы проходить всю       
необходимую клиническую оценку и стандартизацию, которая требуется, и           
исследования, чтобы можно было в отношении деток применять эти препараты, для   
них это дорого и невыгодно. Ведь количество болеющих взрослых многократно       
превышает количество детей, болеющих данными заболеваниями, и производители в   
любом случае на рынке отвоёвывают своё место под солнцем и реализуют эти        
препараты, им неинтересно тратиться дополнительно, нести большие издержки,      
для того чтобы изучать, исследовать, как эти препараты работают с детьми, а     
потом вносить в инструкции соответствующие изменения.                           
                                                                                
Действительно, это касается центра Димы Рогачёва, наших онкологов, касается     
Оренбурга, Екатеринбурга, коллег, кто представляет эти регионы? Я работала с    
онкологами по всей стране, вы помните, мы предлагаем создавать ещё и            
межрегиональные референс-центры, потому что сегодня в регионах вообще очень     
сложная ситуация с наличием онкологов, детских онкологов. И поэтому вопрос      
качества и своевременности оказания помощи ребёнку связан ещё и с тем, чтобы    
его вовремя направить на правильную диагностику и к квалифицированным           
специалистам, выбрать правильный протокол лечения. Поэтому мы сегодня,          
понимая, что производителей заставить не можем, это финансовые отношения,       
фактически опираемся на позицию врачей, на их рекомендации, на клинические      
испытания, которые проводят сегодня наши врачи, - они являются очень весомым    
и доказательным аргументом, уже многократно подтвердившим на практике           
успешность лечения детей. В связи с чем я и сказала, что рекомендации наших     
специалистов сегодня используются во всём мире.                                 
                                                                                
И конечно, благодаря проекту закона, который мы сегодня рассматриваем и, я      
очень надеюсь, примем, мы дадим большие возможности для правильных и            
оперативных, своевременных действий врачам, в том числе на региональном         
уровне, потому что появление в клинических рекомендациях препаратов офф-лейбл   
и их законодательное закрепление будет означать, что уже не потребуется сразу   
идти в федеральный центр, а онкологи и детские врачи на местах смогут по        
нашему закону применять препараты незамедлительно и помогать детям.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по этому законопроекту? Есть желающие.     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Спасибо, Александр Петрович.                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Соломатина Татьяна Васильевна, пожалуйста.                                      
                                                                                
Приготовиться Молякову Игорю Юрьевичу.                                          
                                                                                
СОЛОМАТИНА Т. В. Уважаемые коллеги, мне кажется, ни у кого уже не осталось      
никаких сомнений относительно того, что этот законопроект нужно поддержать в    
первом чтении как минимум.                                                      
                                                                                
Я хочу выразить большую благодарность Ирине Анатольевне, потому что вы даже     
не представляете себе, каково значение принятия данного законопроекта для       
моих коллег, которые на своём рабочем месте не могут не принимать таких         
решений, которые в отсутствие такого закона могут быть чреваты для их           
карьеры. Это решит очень многие вопросы для родителей, снизит их                
беспокойство. Вот мы всегда в ручном режиме работаем с детьми, которые имеют    
редкие заболевания, и это не только онкологические заболевания, и только        
решение данного вопроса, принятие этой нормы закона позволит нам снять ряд      
преград к сохранению жизни наших детей.                                         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать данный законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. С места.                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Уважаемая Ирина       
Анатольевна, стоит поблагодарить вас за проделанную огромную работу.            
Естественно, наша фракция будет поддерживать данный закон, хотя он носит        
несколько алармистский, авральный характер, потому что ситуация не терпит       
отлагательства.                                                                 
                                                                                
Всё-таки мне хотелось бы, чтобы ко второму чтению были предложены и те меры,    
которые содержатся в данном законопроекте, и также была намечена программа,     
которая ясно давала понять любому человеку, какие шаги будут предприняты        
нашими, отечественными фармпромышленниками, нашими, отечественными врачами      
для того, чтобы выработать хотя бы элементарный набор, спектр лекарств по       
указанным основаниям. Пусть это будет тысяча детей всего, но это нужно будет    
делать, и именно сюда, наверное, уже стоит тратить средства Фонда               
национального благосостояния.                                                   
                                                                                
Ведь что происходит, если посмотреть с точки зрения простого родителя,          
который находится под тяжелейшим психологическим давлением? Мы включаем         
телевизор и видим, что просят денег: миллион, 5 миллионов, вот я вчера видел,   
уже 150 миллионов. И всюду одни и те же слова: требуется пройти курс лечения    
- а это в основном онкологически больные детки - за границей, в Израиле, в      
Германии, в других странах. И здесь три момента в поведении родителей.          
Во-первых, они, видимо, не уверены в том, что у нас когда-нибудь появится       
этот спектр крайне необходимых для нашего общества и для наших детей            
лекарств. Во-вторых, в этой тяжелейшей психологической ситуации они готовы      
пойти на всё, готовы использовать, может быть, любые средства, чтобы помочь     
своему ребёнку. Ну и в-третьих, сейчас в нашем обществе многие бросаются даже   
в какие-то дикие способы лечения, которые даже и оправдать нельзя, которые,     
наверное, применялись только в эпоху Средневековья.                             
                                                                                
Второе, на что мне хотелось бы обратить внимание, - это то, что ко второму      
чтению в этом важнейшем законопроекте должна быть соблюдена чёткость            
формулировок. Потому что когда мы говорим о лекарствах офф-лейбл, которые не    
включены в стандарт, то мы всё время сталкиваемся с такими вот выражениями:     
они могут беспрепятственно применяться... Понимаете? А с другой стороны -       
могут и не применяться. Если есть беда, значит, так и надо написать в законе:   
обязаны применяться. Потому что при данной... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич.                                   
                                                                                
Есть необходимость в заключительном слове?                                      
                                                                                
Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон, пожалуйста.                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, прежде всего, я хотела бы поблагодарить.        
                                                                                
Ещё хочу сказать о том, что, вообще, тема здравоохранения - это огромная        
тема. Не скрою, что погрузилась в вопросы детского здравоохранения именно в     
связи с обращениями граждан, обращениями с Камчатки. Проходя вот этот путь с    
детками буквально за руку и понимая, сколько сложностей, могу вам сказать,      
что это не единственная проблема, которую буду предлагать решать. В том числе   
это касается такого известного препарата, как аспарагиназа, если вам что-то     
говорит это название. Мною инициирован вопрос о том, чтобы российский           
производитель, который сегодня, по оценке не моей, а детских онкологов, имеет   
более высокое качество чистоты и эффективности, почему-то не был допущен на     
рынок, а иностранный препарат, не буду называть, какого производства,           
почему-то допущен. Много вопросов, которые нужно решать, но моя позиция         
состоит в следующем: я не склонна эмоционально говорить о том, какие есть       
проблемы, на мой взгляд, мы должны сосредотачиваться на решении этих проблем,   
поэтому моя задача была в том, чтобы найти это решение и сделать этот шаг.      
                                                                                
В адрес председателя правительства мною направлены предложения, 12 пунктов,     
каждое из предложений направлено на конкретную помощь семьям с онкобольными     
детьми и на решения, которые должны быть приняты на уровне правительства. И я   
могу сказать, работая сегодня с кабинетом министров, с правительством, что      
мне очень импонирует такой же деловой, конструктивный, содержательный,          
ответственный подход. Мы не сразу нашли общий язык, мы спорили, но чем более    
профессиональна наша собственная позиция, чем меньше в ней эмоций и больше      
конструктивности, тем быстрее мы выходим на взвешенные, профессиональные        
решения. Сегодня мы принимаем именно такое решение.                             
                                                                                
Означает ли это, что не осталось проблем? Нет, проблем ещё очень много. Я, со   
своей стороны, вот сейчас, в летний период, сосредоточусь на том, чтобы         
подготовить дополнительные инициативы и решения, которые позволили бы в         
системе детского здравоохранения реализовать ещё целый ряд умных подходов в     
помощь и семьям с болеющими детками, и самим врачам. В регионах от того,        
какие решения мы принимаем на федеральном уровне по законодательству, которое   
регулирует здравоохранение, зависит фактически очень многое, и это не только    
вопрос финансов, но и вопрос методологии, процессуальности, вопрос              
организации оказания медицинских услуг.                                         
                                                                                
Всем огромное спасибо, и я очень надеюсь, что осенью это будет одна из          
инициатив, которая будет в приоритете рассматриваться новым парламентом ко      
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Петрович, будете выступать с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"   
в части совершенствования системы оказания медицинской помощи детям".           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект единогласно. Спасибо.