Заседание № 88
18.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 114515-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил в области охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; внесен Государственным Собранием - Эл Курултаем Республики Алтай).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4057 по 4177 из 4410
Пункты 15.1, 15.2, коллеги. Авторы просят рассмотреть законопроекты без участия своих представителей, и поэтому содоклад по пунктам 15.1 и 15.2 о проектах федеральных законов "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сделает Александр Николаевич Харитонов. С места. Пожалуйста, включите микрофон депутату Харитонову. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются два альтернативных проекта федеральных законов "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенные Законодательным Собранием Тверской области и Государственным Собранием - Эл Курултаем Республики Алтай. Этими законопроектами предлагается установить конфискацию орудий совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.26 и статьями 8.28 и 8.39 кодекса. Это такие противоправные действия, как самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, а также незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан. Законопроектом, внесенным Государственным Собранием Республики Алтай, предлагается безальтернативная конфискация за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Целесообразность совершенствования законодательства об административных правонарушениях, направленного на усиление ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды, не вызывает возражения, учитывая значимость объекта защиты и необходимость его охраны в том числе административно-правовыми средствами. Установление конфискации представляется целесообразным. Данный вид наказания устанавливается при совершении противоправных действий, отличающихся повышенной степенью общественной вредности. К ним можно отнести правонарушения в области охраны окружающей и природной среды и природопользования, в частности те, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемыми статьями, особенно такие противоправные действия, как незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников, которые зачастую совершаются с применением техники, механизмов либо соответствующих орудий, и возможность их конфискации позволит уменьшить количество и повторяемость таких правонарушений. Однако предложение Государственного Собрания Республики Алтай об установлении безальтернативной конфискации не поддерживается, поскольку отсутствие выбора меры ответственности при рассмотрении дела и назначении наказания не всегда позволяет принимать решение с учетом всех обстоятельств дела и личности правонарушителя. Применение безальтернативной конфискации и предлагаемое увеличение размеров административного штрафа, в частности для граждан, является значительным ужесточением ответственности. При этом не учитывается необходимость соотношения размеров административного штрафа в санкциях рассматриваемых статей с санкциями за правонарушения, предусмотренные другими статьями главы 8 кодекса, отличающиеся не меньшей степенью общественной вредности и значительно меньшим наказанием. Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект, внесенный Законодательным Собранием Тверской области. Этот законопроект предусматривает введение альтернативной конфискации, то есть возможности с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя назначить наказание в виде административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения. Следует отметить, что в обоих законопроектах не решен вопрос о подсудности административных дел по указанным статьям. В соответствии со статьей 3.7 кодекса конфискация орудия совершения административного правонарушения назначается судьей. Следовательно, введение этой санкции влечет дополнение части 2 статьи 23.1 кодекса, устанавливающей компетенцию судей. В этой части законопроект, предложенный к принятию в первом чтении, может быть доработан при подготовке ко второму чтению. С учетом изложенного комитетом рекомендуется к принятию законопроект, внесенный Законодательным Собранием Тверской области, и к отклонению - законопроект, внесенный Государственным Собранием Республики Алтай. В соответствии с частью 3 статьи 119 Регламента Государственной Думы указанные законопроекты следует рассматривать в порядке, установленном для рассмотрения альтернативных законопроектов. На законопроект, внесенный Законодательным Собранием Тверской области, имеется положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Оба законопроекта поддержаны законодательными собраниями, органами государственной власти большинства субъектов Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Желающие выступить? Нет. Мы голосуем по варианту рейтинга. Кто за то, чтобы принять данный законопроект, пункт 15.1, в первом чтении? Это проект закона, внесенный Законодательным Собранием Тверской области. Прошу проголосовать. (Идет рейтинговое голосование.) Спасибо. На голосование ставится законопроект, внесенный Государственным Собранием Республики Алтай, пункт 15.2. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идет рейтинговое голосование.) Покажите результаты первого голосования, по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 07 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% 411. Покажите результаты голосования по пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 38 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 19 чел.4,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9% 85. Таким образом, принимается в первом чтении законопроект, внесенный Законодательным Собранием Тверской области.