Заседание № 116

13.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1144687-7 "О строительных сберегательных кассах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4333 по 4560 из 4738
Пункт 29, проект федерального закона "О строительных сберегательных кассах".    
Доклад Валерия Карловича Гартунга.                                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается законопроект о строительных сберегательных кассах. Он     
очень большой, я его зачитывать не буду, естественно, вы все можете с ним       
ознакомиться, я кратко расскажу, о чём идёт речь. Ну, вы все прекрасно          
понимаете, что подавляющее большинство граждан, которые нуждаются в улучшении   
жилищных условий, не могут себе позволить улучшить свои жилищные условия в      
сложившейся ситуации. Да, у нас есть льготная ипотека, у нас есть ипотечное     
кредитование, но процент по ипотеке настолько велик, что подавляющему           
большинству граждан она просто не по силам, и даже далеко не все из тех, кто    
отважится войти в эту ипотеку, доходят до конца, а многие не то что не          
получают новое жильё, они ещё и лишаются того, которое было.                    
                                                                                
Сразу надо справедливости ради сказать, что это уже не первый законопроект,     
который вносился в Государственную Думу, вон Оксана Генриховна здесь сидит,     
она была одним из авторов такого же, аналогичного законопроекта, и они все      
отклонялись.                                                                    
                                                                                
В двух словах, о чём идёт речь. Предлагается этим законопроектом создать        
специальные финансовые учреждения, которые будут помогать гражданам решать      
жилищные проблемы. Там два крупных таких блока. Первый блок: эти специальные    
учреждения, финансовые учреждения с ограниченной лицензией будут выдавать       
кредиты с маржой между привлекаемыми средствами и выдаваемыми не более 3        
процентов; сейчас, как вы знаете, если, например, тот же Сбербанк привлекает    
под 4,5 процента, по ипотеке он может под 13 и под 14 процентов давать, маржа   
может быть 9 и 10 процентов, а здесь всего 3 процента - сами можете             
представить, что, естественно, конечная ставка для ипотечного заёмщика будет    
гораздо ниже, будет более подъёмной. И плюс ещё механизмы софинансирования со   
стороны государства предлагаются, это второй блок.                              
                                                                                
Комитет по финансовому рынку, конечно, высказал свои замечания, я думаю, что    
ко второму чтению все они могут быть учтены, отработаны. Но то, что нам         
сегодня нужен альтернативный механизм, который позволяет гражданам решать       
свои жилищные проблемы, помимо ипотеки, ну, я не говорю о тех, кто без          
ипотеки может это сделать, - это абсолютно очевидная вещь, он точно нужен.      
                                                                                
Да, кстати, сегодня ещё на рынке... Сегодня граждане пытаются через закон о     
потребительском кредитовании решать свои жилищные проблемы, но Центральный      
банк... Есть жилищные кооперативы, которые собирают деньги по принципу кассы    
взаимопомощи: сначала люди вносят взносы и потом, после определённой суммы,     
начинают брать из этой кассы деньги на решение своих жилищных проблем, это      
принцип кассы взаимопомощи. Так вот сегодня они объявляются Центральным         
банком финансовыми пирамидами, потому что этот вид деятельности не              
лицензирован, вообще никак не регулируется государством.                        
                                                                                
И образуется такая лакуна. То есть либо ты ипотеку берёшь под бешеный процент   
и, естественно, обогащаешь финансовую систему страны, далеко не самую бедную    
страту в нашем обществе, либо ты идёшь в эти потребительские кооперативы, где   
рискуешь потерять деньги, потому что этот вид деятельности не лицензируется и   
сейчас некоторые из этих кооперативов уже внесены в список организаций с        
признаками финансовой пирамиды со всеми вытекающими отсюда последствиями, то    
есть там граждане рискуют потерять деньги.                                      
                                                                                
Вот, чтобы этого не произошло, мы предлагаем третий вид - это строительные      
сберегательные кассы. Если вы считаете, так же как и мы, что у нас              
большинство граждан не могут сегодня воспользоваться ипотекой для решения       
своих жилищных проблем, то у вас никакого варианта не будет, кроме как          
поддержать наш законопроект.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Олега Дмитриевича Димова.                                              
                                                                                
ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Предлагаемый законопроект о строительных сберегательных кассах                  
предусматривает создание института строительных сберегательных касс -           
специализированных кредитных организаций, ну, в общем, всё четко и подробно     
Валерий Карлович только что доложил.                                            
                                                                                
Я хочу отметить, что аналогичные законопроекты, направленные на                 
реформирование системы жилищного кредитования посредством создания института    
строительных сберегательных касс, уже ранее вносились пять раз в                
Государственную Думу. И указанные законопроекты с учётом большого количества    
имеющихся по ним замечаний концептуального характера были сняты с               
рассмотрения или отклонены. Вместе с тем рассматриваемый законопроект не        
претерпел существенных изменений по отношению к ранее внесённым                 
законопроектам и, соответственно, в нём не учтены те замечания, которые были    
у Правового управления Аппарата Государственной Думы и Правительства            
Российской Федерации. Текст аналогичен последнему.                              
                                                                                
Законопроект получил от всех отрицательные отзывы. Хочу, коллеги, для справки   
сказать, что Государственно-правовое управление, Правовое управление Аппарата   
Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Банк России,          
Счётная палата, Общественная палата Российской Федерации, экспертный совет      
ассоциации "Национальное объединение строителей" - все дали отрицательные       
заключения и сделали концептуальные замечания. Более того, отмечено даже, что   
положения законопроекта не согласуются с нормами законодательства Российской    
Федерации, экспертный совет указывает, что они даже не согласуются с нормами    
Жилищного кодекса.                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет не поддерживает концепцию данного проекта закона.    
Отмечу, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже будет голосовать против. Но при этом   
хочу сказать, что на последнем совместном заседании с Центробанком Валерий      
Карлович нашёл понимание в банке, и, возможно, этот вопрос в каком-то другом    
виде может быть доработан, но позднее и когда не будет замечаний у всех         
перечисленных органов. Сейчас предлагаем законопроект отклонить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Дмитриева, пожалуйста.                                                          
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Валерий Карлович, вопрос вам. Скажите, пожалуйста, а какие      
изменения в законопроекте, который вы внесли в 2021 году, по сравнению с тем    
законопроектом, который мы готовили и тоже вносили вместе с Грачёвым,           
Крутовым? Может быть, вы какую-то букву поменяли, запятую новую поставили?      
Какие вот изменения по тексту законопроекта, скажите мне хоть одно.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунгу включите микрофон.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Оксана Генриховна, я не задавался такой целью - сравнивать два    
текста законопроектов, поэтому не могу ответить на ваш вопрос.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ДИМОВ О. Д. Оксане Генриховне хочу ответить.                                    
                                                                                
Мы смотрели в комитете, и я как раз это отметил в своём выступлении: он         
практически... все пункты такие же, как и те, что до этого вносились, в том     
числе и с вашим участием.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Дмитриева, пожалуйста.                                                          
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я, естественно, не могу не выступить, поскольку фактически я    
являюсь автором этого законопроекта, этого текста, хотя на законы у нас нет     
права интеллектуальной собственности.                                           
                                                                                
Действительно, тут не изменена ни одна буква, ни одна запятая, только в нашем   
законопроекте было написано, что закон вступает в силу с момента                
опубликования, а в законопроекте, который внесли коллеги, написано, что         
вступает в силу с 1 января 2022 года. Естественно, как фактически автор и       
законопроекта, и этой идеи... Естественно, нельзя через семь лет - наш          
законопроект, последний вариант, был внесён в 2016 году - его принимать и       
запускать в том же виде. Во всяком случае, как минимум за семь лет нужно        
пересчитать количественные параметры, они не могут быть такими же, как и семь   
лет назад, это первое. Второе, ниша, область применения тоже должна быть        
уточнена, потому что за семь лет развилась социальная ипотека и                 
законодательство о дольщиках, о долевой схеме тоже было изменено, поэтому       
ниша здесь должна быть чётко определена, в связи с этим должна быть             
корректировка закона.                                                           
                                                                                
Тем не менее я, естественно, считаю, полностью поддерживаю, что данный          
законопроект должен приниматься. Поле, ниша для данной формы накопления         
средств граждан нужна, необходима, хотя предупреждаю, что законопроект по       
своей схеме очень сложный, и в этом плане хорошо, что вы не поменяли ни         
одного слова и ни одной запятой, потому что там сложная математическая схема,   
в идее заложена очередь, тут действительно лучше ничего не трогать. Но тем не   
менее она может применяться для работ по капитальному ремонту - это очень       
важно, - и вообще для ремонта может применяться вот эта схема строительных      
сберегательных касс, жилищных накоплений. И всё-таки она является не            
альтернативой ипотеке, она является во многом альтернативой вот этому           
механизму дольщиков, долевых схем, которые на самом деле каждый раз порождают   
множество проблем, каждый раз мы, скажем так, накручиваем их и пытаемся         
каким-то образом исправить. А это всё-таки такой цивилизованный механизм        
накопления.                                                                     
                                                                                
Законопроект, конечно, надо поддерживать, а уж детали отработаем во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я рад, что     
Оксана Генриховна поддерживает идею этого законопроекта. И я, когда выступал,   
сказал, что она была одним из авторов, - одним из авторов, а не единственным    
автором, на минуточку, если уж для чистоты отношений.                           
                                                                                
Что касается того, чему он является альтернативой, ипотеке или, там,            
потребительскому кредитованию, - это вопрос спорный, потому что здесь есть      
элементы финансовой системы. Это специальный финансовый институт с              
ограниченной лицензией, у которого основной принцип - это ограничение           
наценки, разницы маржи между привлекаемыми средствами и теми, которые           
выдаются, ну, это действительно ипотека. Как говорится, о вкусах не спорят,     
но это действительно один из механизмов, который позволил бы гражданам наряду   
с потребительским кредитованием, если мы всё-таки введём его                    
лицензирование... Сейчас с Центральным банком мы такие переговоры ведём, и на   
самом деле представитель комитета сказал о том, что на заседании рабочей        
группы представители Центрального банка высказались в пользу того, что          
действительно нужен вариант, альтернативный ипотеке, именно альтернативный      
вариант.                                                                        
                                                                                
И если позиция регулирующих органов изменится и идея будет востребована, то,    
Оксана Генриховна, мы вам предложим стать соавтором этого законопроекта,        
когда он будет вноситься. К сожалению, мы не могли сделать вас автором этого    
законопроекта, потому что он вносился в прошлом созыве, а вы не были            
депутатом Государственной Думы прошлого созыва, но теперь у вас такая           
возможность есть. Если мы в этом созыве ещё раз внесём, то мы вам предложим,    
ну а если вы пройдёте в следующий созыв, то у вас тоже будет такая              
возможность.                                                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О строительных     
сберегательных кассах", пункт 29.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               82 чел.18,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     82 чел.                                          
Не голосовало                 368 чел.81,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.