Заседание № 25

20.01.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143914-7 "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части ответственности ресурсоснабжающих организаций за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3863 по 4121 из 5029
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью       
7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". С       
докладом выступает депутат Государственной Думы Наталья Васильевна Костенко.    
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть нашего законопроекта -         
дополнение статьи 7.23 Кодекса об административных правонарушениях              
специальным составом, связанным с нарушением ресурсоснабжающими организациями   
режима обеспечения и требований к качеству поставляемых коммунальных            
ресурсов, которые необходимо соблюдать при предоставлении населению             
коммунальных услуг, а также увеличение санкций за такие действия.               
                                                                                
Сегодня мы с вами живём при системе, когда экономически гораздо более сильные   
ресурсоснабжающие компании, нарушающие права тысяч граждан, получают такие же   
санкции, как ТСЖ, ЖСК и садоводческие товарищества. Сегодняшняя редакция КоАП   
предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в         
размере до 1 тысячи рублей, а на юридические лица - до 10 тысяч рублей. Для     
сравнения: штрафы за те же правонарушения для управляющих компаний составляют   
от 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 250 тысяч для ИП и юридических      
лиц.                                                                            
                                                                                
Анализ правоприменения показал, что вот те мизерные штрафы, которые             
установлены сейчас для ресурсоснабжающих организаций, приводят к                
безответственности руководителей таких компаний в вопросах как раз              
качественного и своевременного обеспечения населения коммунальными ресурсами,   
что оборачивается массовыми жалобами граждан. Я думаю, каждый из нас            
сталкивался с такими жалобами: на грязную воду, текущую из крана, на            
отключение света и тепла зимой. Также ресурсоснабжающие компании стараются      
перекладывать ответственность за свои нарушения на управляющие компании и,      
пользуясь тем, что штрафы мизерные, осознанно нарушают закон и права            
потребителей, чтобы выбивать долги, например.                                   
                                                                                
Мы проанализировали ситуацию в регионах и отметили тенденцию к увеличению       
доли нарушений ресурсоснабжающих компаний год от года. Например, в              
Новгородской области в период с 2014 по 2018 год число правонарушений,          
совершённых ресурсоснабжающими компаниями и связанных с качеством               
предоставления услуг, увеличилось с 14 до 90 процентов доли вообще нарушений    
в этой сфере, в Костромской области - с 17 до 100 процентов за тот же период.   
В целом, по данным Минстроя, в 2018 году было выявлено более 22 тысяч           
нарушений по статье 7.23, которую мы предлагаем поправить, и большинство, до    
70 процентов, связано как раз с деятельностью ресурсоснабжающих компаний.       
                                                                                
Как я уже сказала, ресурсоснабжающие компании, пользуясь тем, что штрафы        
мизерные, нарушают закон, чтобы выбивать долги из должников, при этом           
страдают добропорядочные граждане - соседи тех, кто не платит. Например, я,     
как представитель Краснодарского края, могу сказать, что в 2017 году жители     
74 домов в Краснодаре остались без горячей воды на срок от двух недель до       
четырёх месяцев по причине долгов управляющих компаний: ресурсники, вместо      
того чтобы пойти в суд и разобраться, кто кому должен, отключили воду людям,    
которые добросовестно оплачивали услуги, тем самым лишив их ресурса. Такие же   
случаи были в Бурятии, мы это отмечали. В 2018 году в том же Краснодаре 1241    
жилой дом и 42 многоквартирных дома по тем же основаниям были отключены от      
света. В Бурятии в 2018 году без тепла остались 70 инвалидов - без тепла в      
самое холодное время года! Жители Кировской области на две недели остались      
без горячего водоснабжения, жители Томской области - на полтора месяца,         
причём в этот период отмечалась нулевая температура.                            
                                                                                
В общем, я думаю, все эти примеры очень красочно показывают актуальность        
нашей инициативы. Кроме того, дополнительно актуализирует принятие этих         
поправок то, что Госдума в 2019 году запретила РСО уступать право взыскания     
задолженности за коммунальные услуги, то есть у них появился ещё один стимул,   
пользуясь тем, что штрафы низкие, нарушать закон, чтобы взыскивать с граждан    
долги.                                                                          
                                                                                
Мы предлагаем сделать ответственность двухступенчатой: за первое нарушение      
повысить штраф для должностных лиц до 10 тысяч рублей, для юридических лиц -    
до 50 тысяч рублей; за повторное нарушение увеличить штраф для должностных      
лиц до 30 тысяч рублей, для юридических лиц - до 200 тысяч рублей, приблизив    
штрафы в принципе к тем, что предусмотрены сейчас для управляющих компаний.     
Это позволит как раз таки обеспечить максимальную защиту прав потребителей и    
прекратить практику уплаты штрафа как получения некой санкции на нарушение      
обязательств по своевременной и качественной поставке коммунальных ресурсов и   
услуг населению.                                                                
                                                                                
Законопроект официально поддержали 76 субъектов Российской Федерации. Прошу     
вас также поддержать эту важную для наших избирателей инициативу.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, после выступления от комитета.                    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную        
законодательную инициативу. Мы её концептуально поддержали. Следует отметить,   
что 76 субъектов Российской Федерации прислали положительные отзывы на эту      
инициативу, тоже поддержали.                                                    
                                                                                
Возможно, ко второму чтению будут внесены юридико-технические правки, но в      
общем и целом идея разделить ответственность ресурсоснабжающих организаций и    
иных организаций, которые осуществляют поставки, оказывают коммунальные         
услуги, представляется целесообразной, потому что уровень их ответственности    
и уровень возможного влияния на ресурсоснабжение, на оказание подобных услуг,   
конечно, разный.                                                                
                                                                                
Мы поддерживаем концепцию законопроекта и предлагаем принять его в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцеву Николаю Васильевичу включите микрофон.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович, извините, но в ходе рассмотрения у     
нас коллизия возникла по 12-му вопросу, и надо бы поручить... Ирина             
Викторовна докладывала законопроект, состоящий из пяти листов, в системе        
размещён из двадцати двух. А какой законопроект докладывал Павел Рюрикович,     
выяснить не удалось, он, наверное, пошёл работать над другим. Вот надо бы       
разобраться, а то за что мы голосовали или не голосовали?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, давайте мы на заседании Совета рассмотрим этот        
вопрос, сейчас, в ходе пленарного заседания, мы не сможем это рассмотреть.      
                                                                                
Коллеги, вопросы есть по 16-му пункту? Нет вопросов. Желающие выступить? Есть   
вопросы? Извините, коллеги, не всегда хорошо видно поднятые руки, поэтому       
голос не стесняйтесь подавать.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, вопрос вам. Скажите, не распространяется ли       
ответственность за данное административное правонарушение помимо                
ресурсоснабжающих организаций, допустим, на операторов по вывозу мусора,        
которые не выполняют своих обязательств (очень часто у нас во дворах стоят      
переполненные мусорные контейнеры)? Это первый вопрос.                          
                                                                                
И второй. Ну, если мы говорим только о ресурсоснабжающих организациях...        
Вообще, ужесточение ответственности - это правильно, но 200 тысяч рублей -      
поверьте, даже такая сумма для ресурсоснабжающей организации копейки. Может     
быть, стоит, так сказать, ещё больше увеличить эту ответственность, чтобы она   
была ощутима и существенна?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Костенко Наталье Васильевне включите микрофон.   
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, мы, конечно, рады будем любой дополнительной прибыли    
нашего бюджета, который сейчас нуждается в этом, но мы и так устанавливаем      
возможный максимум исходя из общих правил установки штрафов - скажу честно,     
правительство и Министерство энергетики были против даже такого разрыва. Но     
давайте объединим усилия и установим более справедливые штрафы для              
ресурсоснабжающих компаний.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, у меня немного другого плана вопрос. Здесь        
указано, что размер штрафов для ресурсоснабжающих организаций, которые          
выполняют обязательства без образования юрлица (индивидуальных                  
предпринимателей), как для юрлиц, а мне слабо представляется финансово мощная   
ресурсоснабжающая организация в виде ИП. Как вы это прокомментируете? На мой    
взгляд, такой штраф для ресурсоснабжающей организации, которая снабжает весь    
город, скажем так, как слону дробина, а вот для ИП это может означать полное    
закрытие.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Костенко включите микрофон.                      
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Это по аналогии со штрафами для управляющих компаний, среди      
которых есть и юрлица, и ИП, и у этих компаний гораздо меньше прибыли.          
Давайте обсудим ко второму чтению. Я, если честно, не сталкивалась с            
ресурсоснабжающими компаниями в форме ИП. Ну, давайте посмотрим...              
                                                                                
Я хочу обратить внимание, что повышенные штрафы мы предусмотрели при            
повторных нарушениях, то есть это в большей степени для злостных нарушителей.   
Ну, если ИП не готов предоставлять качественные услуги, наверное, ему надо      
заняться чем-то другим.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Буду краток: наша     
фракция поддерживает концептуально принятие этого закона. Но вот есть нюансы,   
ради которых я вышел на эту трибуну.                                            
                                                                                
Я вопрос задавал, и, собственно говоря, Наталья Васильевна сказала, что она     
не сталкивалась с ресурсоснабжающими организациями, которые как ИП действуют.   
Ну вот небольшой населённый пункт, там водозаборный узел, скважина, и ипэшник   
эксплуатирует этот небольшой... снабжает водой населённый пункт, даже просто    
один посёлок, и он, так как это регулируемый вид деятельности,                  
регистрируется, подаёт все документы, получает тариф, и, собственно говоря,     
он является ресурсоснабжающей организацией, всё. Но 250 тысяч - это, может      
быть, вообще вся прибыль за несколько лет. То есть фактически это закрытие      
деятельности и вообще лишение этого населённого пункта воды.                    
                                                                                
Дальше. Вы абсолютно правильно сказали, что такая же ответственность            
существует и в отношении управляющих компаний, ТСЖ и так далее. Но дело в       
том, что и ТСЖ, и управляющие компании так наказывать не нужно, потому что,     
когда вы наказываете ТСЖ, вы кого наказываете? Ну, то есть, условно,            
наказывают ТСЖ за то, что какие-то услуги не оказаны собственникам. А ТСЖ -     
это что? Это те же самые собственники. У него, вообще, откуда прибыль-то? У     
него нет прибыли. И поэтому, наказывая ТСЖ за то, что некачественно оказана     
услуга собственникам, вы наказали кого? Тех, кого уже однажды наказали.         
                                                                                
Поэтому, коллеги, ещё раз подчеркну, мы готовы идти в этом направлении, но      
давайте, раз уж у нас есть такая возможность, поправим то, что на самом деле    
коряво работает. В отношении ТСЖ, вообще-то, надо снизить ответственность,      
может быть, вообще её убрать, потому что это нонсенс: например, кому-то из      
жителей посёлка в 200 человек что-то не понравилось, он пожаловался -           
наказали ТСЖ и наказали весь посёлок штрафом в 250 тысяч. Откуда у ТСЖ будут    
эти деньги, оно их откуда возьмёт? У него на ведение дела денег нет, на         
штрафы нет. Это просто вложится в расходы, и потом на общем собрании            
вынуждены будут принять решение о поднятии тарифов, платежей на содержание      
общего имущества, в том числе уплату штрафов. Ну подумайте, мы таким образом    
бюджет собираемся выполнять?                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталье Васильевне Костенко включите микрофон. Заключительное слово.            
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, я хочу обратить внимание, что мы для ТСЖ не поднимаем   
штрафы. Штрафы в отношении ТСЖ - до 1 тысячи рублей, и 10 тысяч - максималка.   
Мы выделяем их из общего состава, который сейчас единый для ТСЖ и               
ресурсников, и как раз для ресурсников повышаем штрафы. А их размер давайте     
обсуждать уже ко второму чтению. С тем, что его размер поднимать нужно - с      
2007 года не индексировался этот штраф, - я думаю, все согласны, и              
правительство в том числе согласно. А уж люди на сто процентов согласны.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать с заключительным словом? Нет.               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование в первом чтении          
законопроект, пункт 16 порядка работы.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.