Заседание № 23

22.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1249 по 1362 из 2877
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных        
соглашениях". Доклад Сергея Викторовича Алтухова.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во    
втором чтении на пленарном заседании вчера. Он направлен на трансформацию       
договоров аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в        
концессионные соглашения по упрощённой процедуре. Законопроект полностью        
подготовлен к третьему чтению. Все необходимые экспертизы пройдены,             
заключения получены. Комитет просит поддержать.                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание высказаться по мотивам?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Присаживайтесь, Сергей Викторович.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Вот этот закон, он не имеет права на жизнь. Это, так сказать, первая попытка    
жилищно-коммунальное хозяйство передать в частные руки. Ну, слава богу, он не   
будет иметь, так сказать, обязательного свойства: по желанию муниципальные      
образования и субъекты Российской Федерации будут передавать в концессию        
жилищно-коммунальные хозяйства.                                                 
                                                                                
Мы должны понять, что предприниматели создают предприятия для извлечения        
прибыли, а прибыль извлекать на сегодняшний день из коммунального хозяйства     
невозможно. Для того чтобы работать с прибылью, надо увеличить                  
жилищно-коммунальные тарифы в 2-2,5 раза, а наше население... Вот я вам         
скажу: согласно статистике, 49 процентов населения имеют доходы меньше 15       
тысяч рублей в месяц, половину сегодня они платят за коммунальные услуги. И     
скажите, пожалуйста, если мы в 2 раза или в 2,5 раза увеличим коммунальные      
платежи, кто будет платить за коммунальные услуги? Не будут платить. А если     
не будут, значит, и эксплуатироваться жилищно-коммунальное хозяйство не         
будет, всё брошено будет. У нас и так сегодня уже тысячи сёл, которые были,     
так сказать, благоустроены, остались без благоустройства! Так мы что, хотим     
ещё и города оставить и без воды, и без тепла, и без котельных - без всего?     
                                                                                
Ну, ей богу, не имеет права на жизнь такой закон. Зря начинается работа по      
передаче жилищно-коммунального хозяйства в частные руки. Не выйдет, не          
получится!                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция    
будет голосовать против принятия этого закона, и вот почему. Да, в системе      
жилищно-коммунального хозяйства накопились проблемы и нужно находить решение.   
Но дело в том, что эта отрасль недофинансировалась, ну, наверное, последние     
несколько десятков лет и попытка без конкурсов - подчёркиваю, в этом смысл      
этого закона, - без конкурсов, без проведения конкурентных процедур передать    
в частные руки то имущество, которое сегодня находится в аренде, проблему       
жилищно-коммунального хозяйства не решит. Это решит проблемы некой группы       
граждан, которые воспользуются правом без конкурентных процедур получить в      
управление, теперь уже в концессию, - сначала в аренду, а теперь уже в          
концессию - это имущество.                                                      
                                                                                
Ну, коллега от КПРФ сказал, что, для того чтобы обеспечить функционирование     
этой системы, бесперебойное функционирование, нужно будет увеличивать тарифы.   
Готовы наши граждане оплачивать даже те счета, которые сейчас есть? Конечно,    
не готовы. Это очевидно, мы это видим. Сегодня региональные энергетические      
комиссии, понимая, в какой нищете находятся граждане, не идут на адекватное     
увеличение тарифов. И правильно делают. Без двух вещей эта система не будет     
работать, и мы ситуацию в ЖКХ не исправим.                                      
                                                                                
Первое. Если мы в достаточном объёме не начнём помогать гражданам, имеющим      
низкие доходы, оплачивать вот эти большие счета. Для этого в Думу внесена       
законодательная инициатива нашей фракции, где мы предложили снизить             
предельный порог оплаты услуг ЖКХ с 22 процентов, - порог, который сейчас       
установлен, - до 10 процентов, ну или хотя бы до 15. Причём Дмитрий Медведев,   
будучи председателем правительства, поддерживал нашу инициативу. Почему она     
до сих пор не поддержана самой большой фракцией - непонятно.                    
                                                                                
И вторая вещь, которую нужно, конечно же, сделать. Никаким тарифом тот износ,   
который сейчас накопился, мы не восстановим, не оплатим, если не будем за       
счёт государства финансировать систему ЖКХ. У нас накопились огромные           
средства в стране, и мы вполне могли бы за счёт государства финансировать       
строительство магистралей в системах ЖКХ.                                       
                                                                                
Вот это две вещи, которые нужно сделать. Но ни в коем случае не передавать      
без конкурса и аукциона в частные руки жилищно... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против           96 чел.21,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 22

21.12.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3430 по 3513 из 8505
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О            
концессионных соглашениях".                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Викторович Алтухов.                                          
                                                                                
АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По поручению Вячеслава        
Викторовича, данному на пленарном заседании 25 ноября, принятый во втором       
чтении проект закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального        
закона "О концессионных соглашениях" был направлен на экспертизу в              
Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Для рассмотрения предложенных     
изменений комитет предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, вернёмся к процедуре   
второго чтения для рассмотрения поправки к данному законопроекту? Нет.          
                                                                                
Ставится на голосование предложение о возврате законопроекта во второе чтение   
для рассмотрения по процедуре второго чтения. Кто за?                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Раиса Васильевна! Вот, сразу понятно.                                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Возвращаемся к процедуре рассмотрения законопроекта во втором чтении.           
                                                                                
Коллеги, в таблице поправок № 1 одна поправка. Есть замечания по таблице        
поправок № 1? Нет.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки. Второе         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           78 чел.17,3 %                                    
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу вас       
внести законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра,     
22 декабря.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.        
                                                                                
Ваше предложение поддержано. Законопроект будем рассматривать завтра в рамках   
уже третьего чтения, по процедуре третьего чтения.                              
                                                                                

Заседание № 14

25.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2407 по 2550 из 5943
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 37    
и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях".                         
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Викторович Алтухов.                                          
                                                                                
АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Уже неоднократно              
обсуждалось, что инженерная инфраструктура в регионах нашей страны нуждается    
в серьёзной модернизации, и одним из инструментов привлечения инвестиций в      
отрасль жилищно-коммунального хозяйства являются концессионные соглашения.      
Законопроект "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О      
концессионных соглашениях" был принят в первом чтении 21 мая текущего года и    
направлен в первую очередь, конечно, на донастройку механизмов привлечения      
частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства через              
трансформацию договоров аренды имущества в концессионные соглашения.            
                                                                                
Ко второму чтению в установленный срок в комитет по экономической политике      
поступило 24 поправки, 14 из них комитетом рекомендованы к принятию, они        
находятся в таблице № 1, и 10 рекомендованы комитетом к отклонению, они         
находятся в таблице № 2. Поправками, рекомендованными к принятию,               
предлагается определить порядок и условия трансформации договоров аренды        
имущества в концессионные соглашения, временные и имущественные ограничения,    
сроки договора концессии, условия по созданным в рамках концессии новым         
объектам. И также мы отменяем сроки подачи заявок на такую трансформацию.       
Поправками также учтены замечания Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы. Комитет по экономической политике просит поддержать       
таблицу № 1 и таблицу № 2 и законопроект во втором чтении.                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против           67 чел.14,9 %                                    
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет.                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос нашей повестки, второе        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           71 чел.15,8 %                                    
Воздержалось                   31 чел.6,9 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Спасибо, Сергей Викторович.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что сейчас мы можем сказать? Сейчас уже ничего не       
скажешь.                                                                        
                                                                                
Единственное, можно посоветовать. Когда мы встречались с генеральным            
прокурором, он говорил о необходимости изучения вопросов в отношении            
концессий, связанных в первую очередь зачастую с необоснованным ростом          
тарифов на тепло и на воду. Было бы правильно законопроект, который мы          
приняли сейчас во втором чтении, - учитывая, что есть время до рассмотрения в   
третьем чтении, - передать в Генеральную прокуратуру для анализа и экспертной   
оценки, потому что это могут быть вопросы взаимосвязанные, а затем уже          
рассмотреть его в третьем чтении, уважаемые коллеги.                            
                                                                                
И вообще - вот, Ирина Анатольевна, было обидно, что вы при этом разговоре не    
присутствовали, - мы договорились относительно изучения вопросов, связанных с   
ростом тарифов как на тепло, так и на воду, и о том, что вообще работа в        
рамках концессионных соглашений требует контроля и изучения. В связи с этим     
рабочая группа, которую вы возглавили, должна изучить все эти проблемы и дать   
предложения, что мы могли бы сделать в рамках законодательных изменений.        
                                                                                
Пожалуйста, вам слово по этому вопросу.                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, это очень      
важная тема, мы уже сформировали состав рабочей группы, куда включены           
представители всех профильных ведомств. Вчера мы разговаривали с первым         
заместителем генерального прокурора, договорились о том, что также будет        
делегирован в состав рабочей группы представитель на уровне заместителя         
генерального прокурора.                                                         
                                                                                
По данному законопроекту мной предварительно проведена работа, с тем чтобы      
понять, насколько актуально было его принятие сегодня во втором чтении.         
Полагаю, что мы достаточно динамично проведём анализ и будем готовы             
предложить изменения в законодательство. Учитывая, что профильное               
министерство заинтересовано в быстром принятии этого решения, я думаю, не       
будет препятствий, чтобы комплекс законодательных инициатив, который мы         
обязательно сформируем, реализовать в короткие сроки. Исходя из того что в      
состав комиссии, которую мы по вашему поручению сформировали, входят лица,      
уполномоченные представлять официальную позицию ведомств, мы быстро выйдем на   
итоговое согласование возможных предложений. То есть работа уже начата,         
Вячеслав Викторович, обязательно доложим о результатах.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И у нас ещё один законопроект от правительства            
поступил, также из области концессионных соглашений, но только уже по теме      
общественного транспорта - было бы хорошо, чтобы и он был изучен. Принципы      
такие же, но нам надо заранее понимать риски и чем всё это завершится, потому   
что мы с вами видим, что это зачастую приводит к необоснованному росту          
тарифов на тепло, на воду, а сейчас у нас появятся ещё перевозки. Поэтому       
давайте изучим, здесь нельзя всё это отдавать под эгиду необходимости           
привлечения инвестиций. Инвестиции должны улучшать нашу жизнь, а когда эти      
инвестиции за счёт наших граждан и при этом они ещё неподъёмные... Надо всё     
это смотреть в комплексе и учитывать все риски, поэтому мы надеемся, Ирина      
Анатольевна, что вы эту работу профессионально сделаете. Спасибо.               

Заседание № 360

26.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4889 по 5365 из 7929
35-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51   
Федерального закона "О концессионных соглашениях". Доклад официального          
представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра              
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светланы Владимировны           
Ивановой.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВА С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального    
хозяйства Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроектом в Федеральный закон "О           
концессионных соглашениях" вносятся изменения, расширяющие возможность          
трансформации договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных        
систем водоснабжения и водоотведения в концессионные соглашения.                
                                                                                
На сегодняшний день такая возможность законом уже установлена, но               
распространяется она на срок действия договора аренды. С учётом того что        
предельный срок действия договора аренды составляет 10 лет, по факту такая      
трансформация не интересна ни собственнику имущества, ни инвестору.             
Публично-правовые образования, как инвесторы, заинтересованы в долгосрочном     
взаимовыгодном сотрудничестве, целью которого является существенная             
надлежащая модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, с одной       
стороны, и гарантированная окупаемость инвестиций, с другой стороны.            
                                                                                
В связи с этим законопроектом предлагается наряду с сохранением существующей    
схемы трансформации разрешить также трансформировать арендные отношения в       
концессионные на срок, превышающий срок действия договоров аренды, но не        
более 49 лет. При этом трансформация договора аренды в долгосрочное             
концессионное соглашение возможна только при соблюдении ряда условий.           
Обязательным условием трансформации договора аренды в концессионное             
соглашение является увеличение инвестиционных обязательств концессионера, а     
именно принятие обязательств в размере, не менее чем в 1,5 раза превышающем     
размер инвестиционных обязательств арендатора за весь период действия           
договора аренды, а при их отсутствии - в размере, не менее чем в 3 раза         
превышающем размер арендной платы за весь период действия договора аренды,      
либо исходя из восстановительной стоимости объекта теплоснабжения,              
увеличенной не менее чем в 1,5 раза. Принятие инвестором на себя встречных      
существенных инвестиционных обязательств является обязательным условием для     
возможности реализации предлагаемого упрощённого механизма заключения           
концессионного соглашения без проведения процедуры торгов. При этом выбор       
способа расчёта инвестиционных обязательств по законопроекту предполагается     
определять по решению высшего должностного лица субъекта.                       
                                                                                
Также в законопроекте предусматривается возможность передачи концессионеру в    
эксплуатацию без проведения конкурса новых созданных объектов теплоснабжения,   
централизованных систем водоснабжения и водоотведения, если они были созданы    
уже после заключения концессионного соглашения. При этом стоимость таких        
новых объектов в совокупности не должна превышать 25 процентов балансовой       
стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества.       
                                                                                
Предлагаемый в законопроекте подход к трансформации договора аренды в           
долгосрочное концессионное соглашение и передача концессионеру вновь            
создаваемых объектов обусловлены необходимостью наличия единого лица,           
отвечающего за обеспечение надёжным теплоснабжением, водоснабжением или         
водоотведением потребителей на соответствующих территориях, что позволит        
соблюсти предусмотренный отраслевым законодательством принцип обеспечения       
технологического и организационного единства и целостности систем.              
                                                                                
Следует отметить, что по предлагаемому механизму трансформация договоров        
аренды в долгосрочные концессионные соглашения будет разрешена только в         
определённый период. В настоящее время в законопроекте предусмотрено, что       
уведомление о намерении осуществить такую трансформацию должно быть подано не   
позднее 1 января 2022 года.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Альфии Гумаровны Когогиной.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, дорогие коллеги! Данный законопроект     
разработан в целях привлечения инвестиционного ресурса в отрасли тепло-,        
водоснабжения и водоотведения для дальнейшего проведения мероприятий по         
обновлению жилищно-коммунальной инфраструктуры с учётом высокой степени её      
износа на сегодняшний день. Для этого предлагается определить порядок и         
условия трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения,    
то есть заключения концессионного соглашения, объектом которого являются        
объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения,        
холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, с      
арендатором указанных объектов без проведения конкурса.                         
                                                                                
На данный момент подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций          
предпочитает заключать договоры аренды, поскольку это не влечёт никаких         
обязанностей по модернизации эксплуатируемых объектов тепло-, водоснабжения и   
водоотведения. Вместе с тем в настоящее время уровень износа канализационных    
сетей в целом по стране составляет около 90 процентов, объектов водоснабжения   
- 70 и более процентов. В подобной ситуации привлечение частных инвестиций в    
рамках концессионных соглашений имеет решающее значение для модернизации        
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.                                 
                                                                                
Комитет концептуально поддерживает принятие законопроекта, поскольку оно        
будет способствовать решению вопроса модернизации инфраструктуры                
жилищно-коммунального комплекса. Замечания, которые отражены в заключении       
комитета, не носят концептуального характера и могут быть учтены в процессе     
доработки законопроекта ко второму чтению.                                      
                                                                                
Коллеги, я хотела бы отметить, что законопроект был направлен в органы          
законодательной и исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации и   
во многих из них получил поддержку. В частности, в адрес комитета поступило     
49 отзывов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 44     
региона поддерживают принятие законопроекта, из них шесть регионов высказали    
замечания и предложения, с учётом которых ими поддерживается данная             
инициатива, а пять регионов сообщили об отсутствии замечаний и предложений.     
Свои мнения по законопроекту также высказали органы законодательной власти 23   
субъектов Российской Федерации, из них поддерживают принятие законопроекта 17   
субъектов, пять не имеют замечаний и предложений и лишь один субъект -          
Чувашская Республика - высказал свои замечания к законопроекту, которые могут   
быть учтены ко второму чтению.                                                  
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к докладчикам вопросы.                                    
                                                                                
Первый вопрос касается исключения процедуры проведения торгов при заключении    
концессионного соглашения, при трансформации договора аренды. Чем это           
обусловлено? Почему торги не будут проводиться, если будет более выгодное       
предложение относительно того или иного объекта?                                
                                                                                
И второй вопрос касается субъекта принятия решения. Я так понимаю, на           
региональном уровне это глава соответствующего субъекта, а на муниципальном -   
глава соответствующего муниципального образования. Почему бы не сделать,        
скажем так, согласование более публичным и не проводить его через               
законодательный (представительный) орган субъекта либо через представительный   
орган муниципального образования? Вы сами понимаете, если без конкурса будет    
принимать решение только глава, какие там будут вопросы, какие условия. Я       
думаю, мы получим большое количество разнообразных уголовных дел по итогам      
реализации положений этого законопроекта в случае его принятия.                 
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Первое, что я хотела бы отметить по договору: сегодня, если это   
не договор концессии, то это договор аренды. Предположим, есть некий            
арендатор, который добросовестно реализует полномочия по аренде сетевых         
объектов, но эта аренда его во многом ограничивает, она ограничивает в том      
числе его инвестиционные вложения в развитие инфраструктуры. Когда мы выходим   
на торги, то эти торги... С этой инициативой также может выйти арендатор, но    
он рискует, что в результате торгов выиграет другая организация, и поэтому      
заинтересованности в выходе на процедуру торгов не высказывает, а продолжает    
действовать по имеющемуся договору аренды, не привлекая при этом                
дополнительное финансирование для развития, модернизации объектов               
инфраструктуры. Тем не менее у нас есть опыт, когда субъект, имевший договор    
аренды, по действующему механизму трансформировал договор аренды в              
концессионное соглашение. Вот пример есть в Тюмени: по договору аренды объём    
инвестиционных обязательств арендатора был 200 миллионов, а сейчас по           
договору концессии - порядка 4 миллиардов. Таким образом, есть возможность      
получить долговременное финансирование, если заключён долгосрочный договор,     
заключено концессионное соглашение, есть и возможность развивать системы, что   
выгодно обеим сторонам. С учётом этой точки зрения мы поддерживаем эту          
инициативу, но ограничиваем срок: вот сейчас кто из существующих арендаторов    
выразит желание выйти с такой инициативой, подготовить концессионное            
соглашение, предложить свои условия, которые будут обусловлены требованиями     
закона, и заключить соглашение? Мы видим только плюсы с точки зрения            
дальнейшего развития и модернизации инфраструктуры.                             
                                                                                
Что касается ответственности. Мы в законе предусмотрели обязательное условие    
заключения такого концессионного соглашения - наращивание объёма                
инвестиционных обязательств концессионера. Всё чётко обозначено, всё            
конкретно, и выберет сам субъект, иного не дано, поэтому здесь с точки зрения   
органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта     
альтернативы нет, выбора нет. Доконцессионное соглашение будет заключено        
только на тех условиях, которые предусмотрены исчерпывающим образом             
федеральным законом, поэтому мы рисков с точки зрения своевольных принятий      
решений или уголовной ответственности не видим.                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Если это собственность муниципального образования, то глава.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Я полагаю, Светлана Владимировна исчерпывающе ответила на этот   
вопрос. Ещё раз хочу напомнить, что данная новелла касается тех                 
предпринимателей, которые сегодня уже имеют договоры аренды на руках. В         
случае внесения вами поправок комитет всегда готов рассмотреть, вы знаете об    
этом.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Светлана Владимировна, вы относительно недавно       
заняли должность, но, вероятно, в министерстве рассматривали жутчайший случай   
гибели 11 работников очистных сооружений в городе Таганроге. Я убеждён, что     
главной причиной является... Вот десять лет идут разговоры, переговоры о том,   
концессионер или не концессионер будет приводить в порядок пришедший в          
аварийное состояние коллектор, - а кто должен ответить? С моей точки зрения,    
ваше министерство - главный виновник гибели этих людей, и я сейчас в            
выступлении постараюсь привести примеры.                                        
                                                                                
Приведите хоть один пример эффективного использования концессионных             
соглашений для приведения в порядок загубленной коммунальной системы.           
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо, Николай Васильевич, за ваш вопрос. Я ответ на него на    
две части поделю.                                                               
                                                                                
Что касается ситуации в Ростовской области. В настоящее время                   
правоохранительные органы этим занимаются, министерство всяческую поддержку     
оказывает. По итогам будем уже какие-то комментарии давать, по завершении       
этих процедур, предусмотренных законом.                                         
                                                                                
Что касается эффективности заключаемых концессионных соглашений. Я хочу         
сказать, что этот институт активно развивается, мы его донастраиваем, но на     
самом деле он нуждается в том, чтобы мы его максимально стимулировали.          
Сегодня концессионное соглашение по факту единственный способ привлечь          
внебюджетные источники к модернизации коммунальной инфраструктуры, и опыт с     
точки зрения реализации концессионерами своих обязательств положительный. Мы    
и предлагаем донастраивать эти механизмы, чтобы как раз привлекать              
максимальное количество инвесторов - с опытом, с квалификацией, инвесторов,     
которые могут привлечь дополнительные источники, могут модернизировать, новые   
технологии развивать и не допускать никаких критических ситуаций.               
                                                                                
И вот я говорила про опыт Тюмени, он, по моему мнению, просто фееричный: из     
200 миллионов - 4 миллиарда, и система развивается, и применяются новые         
технологии. Таких примеров по стране много, и я считаю, что обязательно это     
нужно дальше поддерживать. Договор аренды такой возможности не даёт.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пьяных Дмитрий Сергеевич.                                 
                                                                                
ПЬЯНЫХ Д. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемая Светлана Владимировна, мой вопрос, в общем-то, похож на вопрос        
Николая Васильевича. Да, есть примеры, когда концессионер имеет благие          
намерения, ну, с которыми он шёл на концессию, - по итогу всё оказывается       
фикцией. Вот в апреле этого года я рассказывал с этой трибуны об опыте в        
городе Саратове, где водоканал передали в концессию, о том, какие были          
обещания, когда передавали, о том, какая была мотивировка передачи этих         
объектов в концессию. И вот что получилось там по факту: увеличение тарифа,     
неснижение количества аварий на сетях, ну, и там за этот год больше половины    
города раза три или четыре оставалось без холодного водоснабжения и,            
соответственно, без горячего.                                                   
                                                                                
Вот всё-таки ответьте на вопрос, который задавал Николай Васильевич и который   
я задаю: вообще, есть ли целесообразность, по вашему мнению, в передаче         
стратегических объектов - и водоснабжения, и теплоснабжения? Ведь               
обслуживают, ну, миллионное население! Ну неужели у нас МБУ или ГБУ не могут    
те же самые функции?.. (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос. У нас, по существующей модели, передаётся      
либо в аренду, либо в концессию - это отраслевыми законами предусмотрено.       
Получается, если имущество передано в аренду, арендатор выполняет свои          
обязательства в объёме, предусмотренном арендным договором, и он не может       
получить кредит на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры, поскольку   
ограничен в своих полномочиях.                                                  
                                                                                
Внедрение концессионного института предполагает (и у нас есть позитивные        
примеры, я не готова сейчас по Саратову комментировать, не знакома с            
ситуацией) возможность привлечения внебюджетных источников. Чем длительнее      
концессионные отношения, тем больше шансов у концессионера взять кредитную      
линию долгосрочную, сформировать долгосрочные тарифы, не допускающие резкого    
роста, и привлекать... Вот сегодня у нас предусмотрена трансформация договора   
аренды на краткосрочный период. Когда мы перейдём на долгосрочную               
трансформацию, арендаторы, у которых имеется договор аренды (это не те,         
которые только сейчас взяли, это те, кто в течение какого-то времени имеют      
договор аренды, который был заключён до 2020 года), смогут перейти на           
долгосрочные концессионные отношения, взять длинные деньги, обеспечить себе     
возможность формирования долгосрочных тарифов, которые исключат резкий рост     
тарифного регулирования, и эффективно модернизировать коммунальную              
инфраструктуру.                                                                 
                                                                                
Я думаю, что вот наши предложения идут в развитие.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович.                                 
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Светлана Владимировна, законопроект нужный и важный, долго мы об      
этом говорили, но всё-таки представляется, что срок - до 1 января 2022 года -   
нужно изменить, потому что законопроект мы в лучшем случае примем осенью. И     
потребность именно в замене договоров аренды есть сегодня - вы сами-то          
статистику знаете, сколько договоров аренды в случае вступления закона в силу   
будет заменено?                                                                 
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос. По поводу переноса сроков. Мы думаем, этот     
вопрос можно рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению, у      
нас возражений это не вызывает.                                                 
                                                                                
Что касается того, сколько договоров будет заключено, здесь речь идёт об        
инициативном характере. Есть у нас предложения - те, что мы знаем на уровне     
министерства, - но я думаю, что, как только решение будет, соглашения           
появятся, потому что субъекты потребность выказывают, и тот факт, что 44        
региона представили положительные отзывы на законопроект, это подтверждает.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Светлана Владимировна, конечно, проблема содержания и   
развития систем жизнеобеспечения, инженерных сетей актуальна, износ сетей       
велик, это прозвучало здесь с трибуны. Средства на реконструкцию в регионах,    
в муниципальных образованиях самостоятельно находить трудно. Но могут ли быть   
выходом из ситуации концессионные соглашения? Ведь в итоге это оборачивается    
тем, что поднимаются тарифы для населения. Можете ли вы привести обобщённые     
данные, каков реальный объём инвестиций, осуществлённых - не запланированных,   
а именно осуществлённых - концессионерами в целом по стране, по регионам, ну,   
кроме Тюмени, о которой вы говорили? Есть ещё что-то такое, что позволило бы    
положительно оценить?                                                           
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Я могу сказать, что на конец первого квартала 2021 года у нас     
заключено 2,5 тысячи концессионных соглашений. Объём инвестиций по              
концессионным соглашениям составил 533 миллиарда рублей, из них средства        
концессионеров - 475,4 миллиарда рублей.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Ещё вопрос?          
                                                                                
Булавинов, пожалуйста.                                                          
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Булавинов по карточке Сидорова - приношу извинения, нажал: рядышком стояла.     
                                                                                
Светлана Владимировна, ну, сразу могу сказать: я категорически против вообще    
концессионных соглашений в сфере коммунального хозяйства. Как правило, это      
самый примитивный и простой сценарий: объявляется сумма, под неё берётся        
кредит, закладываются внутрь тарифа возврат инвестиций, процент по кредиту и,   
естественно, прибыль концессионера, а платят жители, потребители, в том числе   
государственные предприятия. Другого сценария не бывает: бесплатный сыр         
бывает только в мышеловке. Следующий шаг - это через генподрядные организации   
и субподрядчиков отмыть до половины вложенных денег, это тоже подтверждает      
практически весь опыт. Теперь в рамках развития послания... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е. Вчера мы приняли в первом чтении законопроект,                  
предусматривающий выделение сотен миллиардов рублей на инфраструктурные         
проекты в рамках послания президента, в том числе это инвестиции в              
коммуналку. Спрашивается, зачем мы сегодня это делаем? Ведь можно вложить       
деньги под бюджетные гарантии самим коммунальным предприятиям - обойдётся       
дешевле, будет более контролируемо и выгодно. Вопрос простой: зачем?            
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Мы считаем, что должны быть использованы все возможности для      
привлечения внебюджетных источников с целью модернизации объектов               
коммунальной инфраструктуры. Сегодня коммунальная инфраструктура в ряде         
муниципальных образований характеризуется высокой изношенностью, поэтому мы     
должны все возможности рассматривать для привлечения финансирования с целью     
её модернизации, нельзя отказываться ни от чего. И это будет выбор региона с    
точки зрения инфраструктурных кредитов, это будут бюджетные кредиты под         
гарантии региона. Решение, какие проекты поддерживать, на какие проекты брать   
деньги, будет принимать регион. И не факт, что это будет только коммунальная    
инфраструктура, и не вся она, естественно, будет профинансирована, то есть      
будут и какие-то другие приоритетные для региона проекты предложены, поэтому    
мы не должны ни от каких источников отказываться. Привлечение средств в         
рамках концессионных соглашений - это, на наш взгляд, та сложившаяся история,   
которая уже реализуется на протяжении многих лет и которую нужно развивать.     
Вот мы и говорим о развитии и донастройке существующих механизмов.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот, мне    
кажется, те, кто внимательно слушал, слышали: Альфия Гумаровна и Вадим          
Евгеньевич в принципе поставили диагноз необходимости принятия этого            
законопроекта. А если, вообще-то, посмотреть ещё более внимательно...           
Прискорбно, что статс-секретари - люди, которые в принципе должны заниматься    
законодательством, - докладывают такие законопроекты. Такой законопроект        
должен докладывать первый заместитель министра, отвечающий за инфраструктуру    
ЖКХ. У нас катастрофа со всеми очистными сооружениями: водопроводы,             
канализация, вы слышали, находятся в состоянии, когда износ 70-90 процентов.    
Но поднимите руку хоть один депутат, за время присутствия которого в этом       
здании снизились тарифы на услуги ЖКХ, - есть такие? Вы предлагаете, притом     
что восемь лет подряд падают реальные доходы населения, на самом деле за счёт   
населения делать реанимацию инфраструктуры, доведённой донельзя? Это же         
преступление! Вы поймите, нищета поглотила Россию, поглощает её именно из-за    
неправильных кредитно-денежной, бюджетной политики и отношения к приватизации   
инфраструктуры, которая доведена донельзя.                                      
                                                                                
Вы ознакомьтесь, в городе Ростове-на-Дону - я вам, статс-секретарь, говорю -    
как раз ваш коллега, бывший замминистра, посажен за то, что взял по схеме, о    
которой говорил Вадим Евгеньевич, в концессию водоканал: всё нарушили,          
кредиты взяли, раскассировали... Вы ведь поймите, вы уже сейчас отдали          
значительную часть инфраструктуры, в том числе иностранцам, понимаете? И они    
бездумно - а может, специально, - необоснованно поднимают тарифы на услуги      
ЖКХ, водоканала, тепловых сетей. Вы не анализируете ситуацию, вот просто        
услышали интересное, красивое слово и пытаетесь внедрять. Нельзя так            
подходить к серьёзным вопросам инфраструктуры! Мы категорически против такого   
законотворчества: необходимо анализировать. Посмотрите, если у вас 70-90        
процентов инфраструктуры пришло в негодность, никакой коммерсант вам её не      
восстановит. И трагедия в Таганроге подтверждает преступность такой политики:   
18 человек были оставлены в смертельной опасности, 11 умерли, 3 находятся в     
тяжёлом состоянии. Но проблема - в доведении до катастрофического состояния     
канализационного коллектора и всех коммуникаций, которые там есть.              
                                                                                
Нельзя принимать такие законы, это, вообще-то, не решение проблемы - это        
усугубление проблемы и коррупции!                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", определитесь, кто будет выступать.                     
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Я хочу сказать, что наша фракция, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",          
воздержится при голосовании по данному законопроекту. И здесь я согласен с      
аргументами депутата Булавинова. На конкретном примере той же нашей Чувашской   
Республики мы видим, что привлечение частной инициативы вот в эти сферы -       
электроснабжения, теплоснабжения - приводит к очень печальным результатам. В    
своё время в Чебоксарах некая фирма "Коммунальные технологии" взяла и           
теплосети, и электросети в аренду на 49 лет сразу. Учредителями были адвокаты   
из города Москвы, и учредительный взнос у них был 10 тысяч рублей. На           
сегодняшний день идут тяжелейшие процессы, судебные разбирательства, уже в      
судах выяснилось, что республика потерпела убыток на 1 миллиард рублей. И       
казалось бы, все коммунальщики города Чебоксары, все чувашские коммунальщики    
сейчас говорят: оставьте нас в покое, оставьте теплосети, электросети,          
которые изношены, но пока ещё имеют очень большую стоимость, на миллиарды       
рублей, оставьте в покое - нет, не оставляют.                                   
                                                                                
Мне кажется, что вот данный законопроект под крупных собственников делается.    
У нас, по-моему, уже больше четверти коммунального хозяйства захвачено фирмой   
господина Вексельберга. Вот эти яйца Фаберже - у него частный музей в Питере    
и так далее; вот Гергиев играет со своим оркестром - он в Мариинском театре     
учредитель, и в совете, и благотворитель и так далее. Там играют на скрипках,   
а в Чувашии растут тарифы - ну как это вот понимать? И я больше скажу,          
соглашаясь с Булавиным: вчера прозвучала мысль - представители фракции ЛДПР     
говорили, - что тяжёлую промышленность, железные дороги сейчас, вот в этой      
ситуации, мы не должны отдавать в частные руки. То же самое: в стране, где      
полгода зима, мы не должны отдавать коммунальные сети в частные руки. Пусть     
находятся худо-бедно, но в собственности муниципальных образований, в           
государственной собственности наряду с объектами... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бокк Владимир Владимирович.                                                     
                                                                                
БОКК В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный            
законопроект продолжает последовательную политику партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по     
развитию и законодательному регулированию институтов государственно-частного    
партнёрства. Объекты теплоснабжения, централизованной системы горячего и        
холодного водоснабжения, водоотведения - это неотъемлемые атрибуты нашей        
жизни, необходимые для удовлетворения ежедневных потребностей граждан.          
Заключение договоров концессии с частными лицами даёт возможность не только     
качественно создавать и эксплуатировать эти объекты инфраструктуры, но и        
поддерживать и развивать субъекты малого и среднего бизнеса,                    
предпринимательства, которые включаются в данную работу, что соответствует      
национальным целям развития в этой части.                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает обсуждаемый проект федерального закона.    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вадим Евгеньевич, не могу - по одному человеку от фракции.                      
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", пункт 35.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.62,7 %                                    
Проголосовало против           64 чел.14,2 %                                    
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.