Заседание № 363

08.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 11 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3153 по 3278 из 13541
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса повестки, это также второе чтение. О      
проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О        
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей           
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и       
отдельные законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К этому         
законопроекту поступило 19 поправок, после обсуждения четыре поправки были      
отозваны. Из оставшихся 15 поправок комитет 14 рекомендует к принятию, одну -   
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Наверное, остановлюсь на главных изменениях, которые предлагаются во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
Первое. Мы предлагаем увеличить размер расходов за счёт резервного фонда        
правительства в случае и в пределах увеличения объёма доходов и поступления     
дополнительных ненефтегазовых доходов. Почему это важно сделать? Вообще, в      
принципе норма Бюджетного кодекса предполагает, что на эти средства можно       
увеличивать расходы, только принимая поправки в бюджет. Но мы понимаем, что     
эти средства могут понадобиться сейчас, в ходе исполнения, на решение           
важнейших задач, поэтому, естественно, предлагаем разрешить увеличивать         
расходы на сумму дополнительных доходов.                                        
                                                                                
Естественно, в этой ситуации мы говорили о парламентском контроле, который      
необходимо сохранить. И вот здесь очень важно, хотел бы обратить внимание,      
предложение правительства: если до сих пор у нас проходили через комиссию       
Государственной Думы только расходы, имеющие временные основания, то теперь     
через комиссию будут проходить вообще все расходы, которые вносятся             
правительством в данном случае. То есть парламент получает полный контроль      
над перераспределением, распределением указанных средств.                       
                                                                                
Другая очень важная задача. Если вы помните, на отчёте правительства фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорила о необходимости увеличения средств на поддержание      
региональной медицины. И вот механизм выделения этих средств в                  
правительстве... Тогда, как вы помните, представитель правительства             
согласился с этим и сказал, что готовы направить на эти цели 25 миллиардов      
рублей дополнительно, и вот здесь прописывается механизм, каким образом это     
решение председателя правительства будет реализовано. Вот это тоже в            
поправках к данному законопроекту.                                              
                                                                                
Хотел бы обратить внимание на нормы, связанные с нормативами распределения      
акцизов на нефтепродукты. Предлагается сохранить в 2022-2024 годах              
действующий в 2021 году норматив распределения акцизов. Сразу объясню, почему   
это предлагается сделать. На сегодняшний день распределение акцизов, которые    
идут исключительно в региональные бюджеты, зависит на самом деле, как мы        
понимаем, от количества потребляемого горючего, то есть от количества           
населения, количества машин, а следовательно, нет возможности в регионах, где   
это количество меньше, решать вопросы серьёзных инфраструктурных проектов,      
связанных с дорогами, мостами, переходами и так далее. Вот предлагается         
аккумулировать эти средства, с тем чтобы решать эти задачи в первую очередь,    
естественно, в тех регионах, где таких средств нет. При этом сразу хочу         
сказать, что уменьшения поступлений в региональные дорожные фонды по            
сравнению с этим годом не будет.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           20 чел.4,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект          
подготовлен к процедуре третьего чтения. Комитет предлагает включить его в      
повестку на завтра.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 355

11.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1143296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2903 по 3377 из 5014
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении              
особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в       
2021 году". Докладывает официальный представитель правительства заместитель     
министра финансов Алексей Михайлович Лавров.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Михайлович.                                                 
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В этом году Государственная Дума   
уже установила особенности исполнения бюджета в 2021 году, но выявилась         
необходимость дополнения этих особенностей, исходя из этого и предложен         
правительством законопроект, в котором содержатся три новации.                  
                                                                                
Первое. Мы предлагаем включить в основания внесения изменений в сводную         
бюджетную роспись случай, когда нам нужно перераспределять средства на          
софинансирование пенсий из ФНБ, поскольку это зависит от потребности, которую   
заявляет Пенсионный фонд. Есть ещё ряд расходов, обусловленных поступлением     
определённых доходов, и, поскольку уточняется прогноз доходов, нам также        
нужно корректировать расходы с точки зрения ведения росписи.                    
                                                                                
Второе. Предлагается дать право правительству в отдельных случаях               
перераспределять субвенции и субсидии между субъектами Российской Федерации,    
сохраняя все необходимые процедуры контроля за таким перераспределением. В      
частности, речь идёт о том, что нам нужно сократить расходы на субвенции на     
выплаты безработным, иные межбюджетные трансферты перераспределить в целях      
реализации дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке        
труда, то есть на активные мероприятия в сфере занятости.                       
                                                                                
И третье. Предлагаем продлить на 2021 год ранее действовавшую норму о           
зачислении в бюджеты субъектов Федерации административных штрафов за            
невыполнение правил, несоблюдение ограничений в связи с карантинами, режимом    
повышенной готовности. В прошлом году эти средства поступали в субъекты         
Федерации, сумма составила около 130 миллионов рублей - предлагаем в текущем    
году также продолжить их зачислять в бюджеты субъектов Федерации.               
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров.                               
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все устали, доклад был очень        
подробный, поэтому ограничусь тем, что скажу: законопроект очень полезный.      
Очевидно, что закон, который мы с вами приняли в прошлом году, для того чтобы   
установить особенности исполнения бюджета в 2020 году, показал свою             
эффективность, и поэтому многие элементы этого закона сегодня мы переносим на   
2021 год. Думаю, что в конце года уже наши преемники в этом зале будут          
смотреть, какие нормы надо будет оставить на постоянной основе.                 
                                                                                
Вот что касается первого чтения, вопросов никаких нет. Но мы с вами видим:      
только что было послание президента, есть очень много поручений президента,     
решений правительства, которые требуют законодательного урегулирования, а       
времени у нашей Думы, пленарных заседаний осталось не так много. Поэтому в      
данном случае основное пожелание комитета - в данном случае в первую очередь    
мы обращаемся к правительству - отработать сейчас те вопросы, которые было бы   
правильно, необходимо принять до того, как Дума закончит свою работу. Нужно     
обеспечить максимально эффективное функционирование нашей экономики, работу     
регионов, на самом деле оказание помощи гражданам, финансовой помощи            
регионам, нужно, чтобы все эти вопросы нашли своё отражение, с тем чтобы мы с   
вами уходили - кто в избирательную кампанию, кто в отпуска - без долгов. Вот    
эту работу предстоит провести с правительством ко второму чтению. Строго        
говоря, вот это главное пожелание комитета.                                     
                                                                                
В первом чтении законопроект, безусловно, поддерживается. И я повторяю, что     
чем быстрее этот закон будет принят, тем быстрее и регионы, и субъекты          
бизнеса, и граждане получат все необходимые сигналы о том, как будет            
реализовываться их право.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Вопросы есть? Да.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, как бюджетом будет учтена              
положительная работа региона с учётом увеличения объёма валового продукта?      
Почему мы не поощряем те регионы, которые работают над улучшением состояния     
экономики и получением дополнительной прибыли? Эта прибыль должна оставаться    
в регионе для его развития.                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Наталья Дмитриевна, уважаемые депутаты! Ну, этот         
вопрос касается, наверное, двух аспектов. Первый - стабильность нормативов:     
нормативы не должны изменяться, и мы этого не делаем в последние годы, и,       
соответственно, всё, что получено, все дополнительные доходы остаются в         
распоряжении соответствующего бюджета. А вторая, может быть, более важная       
составляющая этого механизма - это методика выравнивания: если собственные      
доходы субъекта Федерации начинают расти, то трансферты не должны               
автоматически и немедленно сокращаться. Такого рода инструменты встроены в      
методику выравнивания, мы это многократно обсуждали, но, я думаю, эта тема      
непосредственного отношения к этому законопроекту не имеет. Здесь вообще не     
говорится ни о выравнивании, ни о доходах, речь идёт исключительно... в         
первом чтении это версия федерального бюджета, речь о том, чтобы федеральный    
бюджет исполнялся более гибко, более удобно в текущем году.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня к Алексею Михайловичу тоже вопрос.               
                                                                                
Алексей Михайлович, что касается субсидий на модернизацию первичного звена      
здравоохранения. Теперь правительство может вносить изменения непосредственно   
в бюджетную роспись, без внесения изменений в проект бюджета. Дело в том, что   
есть очень болезненная тема - переброска средств между регионами. Депутатский   
контроль сейчас осуществляется в виде работы трёхсторонней комиссии - когда     
он будет возобновлён в нормальной форме, не в формате этой усечённой            
комиссии, как шла работа на протяжении, наверное, последнего года, а в          
нормальном, таком расширенном составе, чтобы была возможность анализа всех      
цифр?                                                                           
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты! Мы исходим     
из того, что перераспределение субсидий будет проходить через все процедуры     
парламентского контроля, как это установлено в настоящее время. В каком         
формате будет работать трёхсторонняя группа, парламентская комиссия -           
законопроект этот вопрос не регулирует, это оставлено на решение парламента.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, на самом деле мне бы очень не хотелось,        
чтобы мы здесь смешивали два понятия. Таких полномочий, которые парламент дал   
вот этой комиссии по перераспределению, в основной массе у трёхсторонней        
комиссии никогда не было - мы получили инструмент дополнительного               
парламентского контроля, потому что речь идёт о перераспределении,              
распределении средств в первую очередь из резервного фонда правительства, это   
дополнительные полномочия по парламентскому контролю. Другое дело, что в тех    
случаях, когда не могли проводить трёхстороннюю комиссию, эти полномочия        
выполняла созданная комиссия. Но вы посмотрите, когда шло рассмотрение          
бюджета, все распределения, все трансферты, все методики рассматривала          
трёхсторонняя комиссия - естественно, сейчас мы будем максимально               
возобновлять её работу. Но в данном случае, я повторяю всё-таки, не надо        
считать, что комиссия по перераспределению подменяет собой трёхстороннюю        
комиссию. У нас идёт постоянная координация работы со всеми фракциями, потому   
что в этой комиссии представители всех фракций, они получают тут же всю         
информацию, которую раньше не получали никогда, с точки зрения того, что        
предлагает правительство при перераспределении, распределении средств из        
резервного фонда. Всю эту информацию получают Александр Дмитриевич Жуков, как   
председатель трёхсторонней комиссии, Вячеслав Викторович Володин, Совет         
Федерации, Счётная палата и так далее. Все эти вопросы находятся под полным     
контролем, и никто не предлагает взять и оставить эту комиссию, а убрать        
трёхстороннюю, нет, трёхсторонняя будет работать по всем вопросам,              
безусловно, она будет сама собираться.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Спасибо. У меня вопрос к содокладчику.                            
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, вы сказали, что закон полезный. Тогда уточните,    
пожалуйста, следующее положение, которое мы вносим: правительство в 2021 году   
вправе принимать решения по перераспределению субвенций в части реализации      
региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и           
субвенций бюджетам субъектов "по основаниям, установленным частью 3 настоящей   
статьи" - это о каких основаниях идёт речь, о каких ещё субвенциях? Уточните,   
пожалуйста, напомните.                                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Это абсолютно вопрос механизма. Если у нас с вами какие-то        
средства, которые были распределены, особенно законом о бюджете, не тратятся    
регионом, то на сегодняшний день по общему правилу эти средства будут до        
конца года висеть за этим регионом - они не уйдут в регион, они будут всё       
равно висеть на счетах Казначейства, - а по итогам года, поскольку они не       
израсходованы, они должны уйти в резервный фонд правительства. И для того,      
чтобы их сохранить для тех же целей в этом же регионе или передать на те же     
цели в другой регион, нужно специальное решение правительства. Вот сейчас       
такая ситуация, смотрите: 1 апреля - это срок, когда должна быть готова вся     
проектно-сметная документация по ФАИП, финансирование открывается, когда к 1    
апреля вся документация прошла. А если нет документации к 1 апреля, то что      
будем делать с этими средствами, эти средства будут лежать до конца года,       
чтобы потом уйти в резервный фонд? Поэтому, чтобы деньги не лежали мёртвым      
грузом, когда мы можем их реально использовать уже в течение этого года,        
предлагается, чтобы этот механизм по передаче средств, допустим, с одного       
объекта на другой объект, который к настоящему времени документацию получил,    
был под парламентским контролем, не более того. Так что это просто вопрос       
эффективности расходования средств, ещё раз говорю, здесь нет никаких           
подводных камней.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, я внимательно прочитал              
пояснительную записку несколько раз, и у меня возник вопрос: правильно ли я     
понял, что вам этот законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс        
нужен для того, чтобы иметь возможность компенсировать потраченные из           
резервного фонда деньги (в вашей записке написано) на покупку автомобилей       
скорой помощи за счёт сокращения финансирования первичного звена, первичной     
медицинской помощи в регионах? Это первый вопрос.                               
                                                                                
И второй вопрос. Здесь же, в конце, я читаю, что изменения нужны для того,      
чтобы, если вдруг возникнет необходимость уменьшения трансфертов из             
федерального бюджета в Пенсионный фонд, вы этим могли воспользоваться, потому   
что сейчас такого права нет. Правильно ли я понял, что вы, таким образом,       
получаете право уменьшать переводы из федерального бюджета в бюджет             
Пенсионного фонда и бюджеты субъектов Российской Федерации?                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. В прошлом году, уважаемый Валерий Карлович, на средства            
резервного фонда в опережающем порядке были закуплены машины скорой помощи.     
Мы так и договаривались, что в дальнейшем это будет компенсировано за счёт      
перераспределения. Резервный фонд сохраняется, из него могут направляться       
средства в том числе и на поддержку субъектов Российской Федерации.             
                                                                                
Что касается пенсий, то в федеральном бюджете деньги были заложены в объёме     
3,5 миллиарда рублей. На случай если будет меняться заявленная потребность      
Пенсионного фонда и софинансирования из ФНБ, мы просим предоставить             
правительству право менять также и эту цифру.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Алексей Михайлович, вот здесь речь идёт о               
здравоохранении. Каждый представляет свой избирательный округ и прекрасно       
знает, что творится с ФАПами, где они есть, где их нет, прекрасно знает, что    
происходит с пенсиями, прекрасно знает, хватает ли в той или иной больнице      
специалистов и так далее. Здесь прозвучала мысль о скорости принятия этих       
решений, о мобильности. Так вот возникает вопрос: что, правительство считает,   
что депутатский корпус, в частности, депутаты Госдумы настолько тугодумы, что   
не понимают сути проблемы? Не считаете ли вы, что здесь есть определённый       
момент недоверия? Мол, вот мы в Москве, министры, всё видим, а депутаты,        
которые на местах, они чего-то там не понимают, без них мы деньгами             
распорядимся.                                                                   
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые депутаты! Мы всегда             
стремились к максимальному распределению субвенций, субсидий и иных             
межбюджетных трансфертов до начала года, и это делалось законом о бюджете, а    
в случае необходимости, конечно, нужно было вносить изменения в закон о         
бюджете. Ну, это специальный закон, по специальной процедуре рассматривается,   
это длительная процедура, и поэтому мы попросили в этом, в текущем году         
предоставить возможность при необходимости, докладывая всё трехсторонней        
рабочей группе, вносить изменения в ранее утверждённое распределение. На наш    
взгляд, это в сложившихся условиях абсолютно оправданно и, как Андрей           
Михайлович подчеркивал, как раз обеспечивает максимально эффективное            
использование средств с учётом складывающейся ситуации в конкретных регионах,   
иначе нам пришлось бы ждать и вносить изменения в закон о бюджете.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Я прошу фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" определиться, кто будет выступать.        
                                                                                
Пятикоп Александр Иванович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.            
                                                                                
Следующим Валерий Карлович Гартунг будет выступать.                             
                                                                                
ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я, честно говоря, не совсем         
понимаю, почему Алексею Михайловичу были заданы вопросы, большей частью         
относящиеся не к предмету обсуждения, а к другим, кстати, важным вещам,         
связанным с финансированием здравоохранения, связанным с острыми вопросами      
межбюджетных отношений.                                                         
                                                                                
Что касается предмета обсуждения, действительно, предлагается дать              
возможность правительству мобильно реагировать на ту или иную ситуацию в        
различных регионах страны. Исходим из того, что предположительно 24 июня        
будет последнее заседание в седьмом созыве, а дальше? А дальше, покуда          
соберётся состав Думы восьмого созыва, пройдёт время, будет уже октябрь,        
ноябрь - когда будем распределять денежные средства и когда, самое главное,     
они будут реализованы? Ситуация в регионах действительно разная, это связано    
и с внутренними проблемами, и с теми вызовами, которые будут, и не давать       
правительству возможности отработать ситуацию, наверное, неправильно. У нас     
всегда будет возможность во время отчётов спросить об эффективности той или     
иной меры.                                                                      
                                                                                
То, о чём говорил уважаемый Андрей Михайлович Макаров, тоже важный аспект.      
Речь идёт о качестве государственного и муниципального управления, речь идёт    
о качестве стратегического планирования и умении своевременно готовить          
проектно-сметную документацию. Нужно время на то, чтобы прошла экспертиза, и    
тогда не будет претензий со стороны Счётной палаты Российской Федерации,        
которая называет достаточно серьёзные цифры. Ну вот смотрите: доходная часть    
бюджета страны - 19,5 триллиона, при этом около триллиона - неэффективное       
использование средств, а одна из причин как раз отсутствие гибкости и           
отсутствие у отдельных руководителей регионов и муниципалитетов понимания       
того, как нужно эффективно и правильно работать. В этом плане предлагаемый      
подход будет дисциплинировать.                                                  
                                                                                
У меня есть большие сомнения насчёт того, что будет снижено финансирование      
системы здравоохранения. Когда мы с вами начинали работать в седьмом созыве,    
2,7 процента ВВП тратилось на здравоохранение, по итогам 2020 года - 4          
процента ВВП, это после всех вливаний. Но мы помним рекомендацию Всемирной      
организации здравоохранения: не менее 6 процентов ВВП должно направляться в     
систему здравоохранения. Конечно, мы ожидаем, что и в этом году с учётом        
принятого закона регионы получат дополнительное финансирование на поддержку     
первичного звена здравоохранения. Мы понимаем, что ситуация может               
складываться более сложная на рынке труда, она может быть сезонная либо         
несезонная, но ситуация достаточно сложная... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ПЯТИКОП А. И. В крупных городах люди находят работу, но, посмотрите, несмотря   
на статистические данные, в крупных городах реально проживает значительно       
большее количество наших сограждан, нежели зарегистрировано. Люди проживают и   
на дачах, это люди социально активные, которым нужна поддержка, в том числе и   
в плане переподготовки, смены профессии.                                        
                                                                                
Следует поддержать данный законопроект и инициативу правительства, дать         
возможность работать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект и          
призывает к этому другие фракции.                                               
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень приятно         
выступать после представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", который с этой трибуны   
сказал: мы убеждены, что не уменьшится финансирование программы модернизации    
первичного звена здравоохранения. Я читаю пояснительную записку - здесь прямо   
написано, что правительство предлагает: дайте нам право, чтобы мы сами          
забрали деньги, которые предназначены регионам для модернизации первичного      
звена системы здравоохранения. Чёрным по белому!                                
                                                                                
Я задал вопрос, я не поверил сначала, что они так вот взяли и сами всё          
написали. Я задал вопрос, но Алексей Михайлович у нас же специалист, он         
никогда не скажет: мы уменьшим финансирование. Он скажет: мы меняем,            
перераспределяем, но слово "уменьшим" он не скажет. Молодец! В отличие от       
депутатов, которые, видимо, не прочитали. То есть здесь чётко написано: дайте   
нам полномочия, чтобы мы забрали деньги с модернизации первичного звена         
системы здравоохранения. Ну как за это можно голосовать, коллеги?! Зная, что,   
придя с поправками в бюджет об уменьшении финансирования, они здесь получат     
головомойку, они, естественно, говорят: нет, не надо, мы не будем сюда ходить   
к вам каждый раз и просить, чтобы вы нам утвердили уменьшение финансирования    
системы здравоохранения, когда пандемия ещё не угасла. Они говорят: "Вы нам     
дайте эти полномочия, а мы сами потом средства распределим, зачем вас           
беспокоить? Езжайте в отпуска, отдыхайте, готовьтесь к выборам, а мы тут сами   
всё решим", - вот о чём этот законопроект!                                      
                                                                                
Если вы готовы за него голосовать, то голосуйте. Мы не будем за него            
голосовать, мы голосуем против. Давать право правительству самостоятельно,      
без парламента, уменьшать размеры финансирования регионов нельзя -              
категорически нельзя! Не зря ведь в Бюджетном кодексе записано, что без         
парламента не могут уменьшать финансирование. А они сейчас нам предлагают:      
ну, давайте, пандемия была в прошлом году, в этом году она ещё не совсем        
закончилась, давайте мы сейчас... И Андрей Михайлович говорит: вы знаете, это   
же хорошая идея - давайте мы вообще это право им передадим полностью.           
Давайте! Только бюджетный комитет уже не нужен будет, потому что нечего будет   
утверждать, Минфин всё утвердит и сам.                                          
                                                                                
Коллеги, мы голосуем против принятия этого законопроекта и предлагаем вам       
подумать, согласны ли вы на то, чтобы первичное звено системы здравоохранения   
в вашем регионе получило меньше денег. Вот подумайте об этом и расскажите об    
этом избирателям, когда поедете в регионы.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Щапов Михаил Викторович, фракция КПРФ, пожалуйста.                              
                                                                                
ЩАПОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В данном                
законопроекте фактически продлевается срок тех чрезвычайных полномочий,         
которые мы дали правительству в прошлом году в связи с пандемией. В ходе        
обсуждения на заседании комитета мы подняли вопрос о том, что фактически        
законопроект сохраняет режим снижения парламентского контроля, который был      
введён в прошлом году в связи с пандемией. Да, комиссия по перераспределению    
бюджетных ассигнований эффективно, продуктивно работает в части контроля за     
распределением бюджетных средств, но, по сути, за федеральными чиновниками      
сохраняется право принятия целого ряда решений, которые ранее принимались       
депутатами по предложению правительства. В прошлом году мы согласились дать     
эти полномочия, так как пандемия требовала быстрых и чрезвычайных решений,      
однако сегодня уже нет такого накала, хотя уровень угрозы остаётся высоким.     
За год уже должны были появиться необходимые механизмы и расчёты, чтобы         
проводить все распределения средств в плановом режиме. Возникает серьёзный      
вопрос о целесообразности данного законопроекта, и это принципиальный вопрос.   
Если мы сегодня снова ослабим парламентский контроль за работой органов         
исполнительной власти, то где гарантия, что это не превратится в стандартную    
практику уже в следующем году? Где гарантия, что в новом бюджетном цикле        
чиновники не начнут говорить, что всегда так делали, давайте, мол, и дальше     
продолжим, и целый блок вопросов выпадет из-под внимания депутатов, а значит,   
и наших граждан? Таких гарантий в данный момент нет.                            
                                                                                
Да, мы согласны с необходимостью решения вопросов безопасности граждан, их      
защиты от последствий чрезвычайных ситуаций, мы готовы давать правительству     
чрезвычайные полномочия на определённый срок в исключительных случаях, но       
дальше нужно предусматривать законодательные механизмы, которые в том числе     
предполагают необходимый парламентский контроль, иначе мы быстро столкнёмся     
со злоупотреблениями и коррупцией. Как показали результаты прошлого года, во    
многих регионах было выявлено немало случаев, когда чиновники, несмотря на      
общую беду, продолжали брать взятки и наживаться даже на медицинском            
оборудовании и лекарствах для ковидных больных. В такой ситуации нужен          
максимальный общественный и парламентский контроль за действиями                
правительства и регионов, и уж точно его нельзя снижать.                        
                                                                                
У правительства было достаточно времени, чтобы предусмотреть необходимые        
механизмы распределения средств в рамках действующего Бюджетного кодекса. Мы    
не видим целесообразности продления срока тех чрезвычайных полномочий,          
которые были даны чиновникам в прошлом году. В связи с этим фракция не будет    
поддерживать данный законопроект.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
Алексей Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет.           
                                                                                
Андрей Михайлович?                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот я слушал          
внимательно и понял, что вопрос "неужели в правительстве думают, что здесь      
сидят тугодумы" был адресован не тому человеку - его надо было адресовать       
мне. Да, я тугодум, я так и не понял, о чём здесь шла речь.                     
                                                                                
Нам всё время говорят, что мы наделяем чиновников, заметьте, чиновников... У    
нас же, понимаете, получается, полномочия исполнительной власти - это           
полномочия чиновников, а наши полномочия - это, естественно, полномочия         
народных избранников, тем более сказали, что мы во всём разбираемся лучше,      
чем чиновники, представители исполнительной власти: и что в больницах, и что,   
и как, и так далее в принципе, поэтому всё классно. Есть только одно "но": мы   
не наделяли правительство в прошлом году никакими чрезвычайными полномочиями.   
И в этом не наделяем. Мы создаём условия максимально эффективной работы         
правительства. Вот, что называется, для тугодумов, почувствуйте разницу:        
чрезвычайные полномочия или требование работать эффективно, требование, чтобы   
деньги не лежали мёртвым грузом, а работали там, где они смогут приносить       
пользу людям.                                                                   
                                                                                
Хочу напомнить, что внесение изменений в бюджет определяется объёмом            
изменений федерального бюджета в 10 процентов - вот пока нет 10 процентов       
изменений, никакие изменения не вносятся. Так что, у нас такое требование к     
чиновникам из правительства: ребята, сидите, ничего не делайте, пока у вас      
изменений не накопится на 10 процентов, а потом приходите к нам, мы будем       
рассматривать изменения в закон о бюджете? Или, наоборот, давайте будем         
постоянно заниматься изменением бюджета. А что? Нормально, понадобилось         
какую-то поправку внести - давайте проведём всю процедуру, благо, не так        
долго, 25 дней принимаются изменения в бюджет, вот и будем из-за каждой         
поправки это делать. Занятость будем обеспечивать стопроцентную. Если           
рассматривать это как средство борьбы с безработицей в высших органах власти,   
то, мне кажется, придуман замечательный механизм.                               
                                                                                
А вот что касается того, как должны работать средства бюджета, - мне кажется,   
законопроект как раз об этом. Поэтому можно не бояться, что потом не будет      
нужен бюджетный комитет, можно не бояться. И всё-таки сразу хотел бы сказать,   
коллеги, я понимаю прекрасно, надо что-то сказать, - я хотел бы вас всех        
успокоить: всё будет хорошо, спокойно, спокойно, коллеги, всё будет хорошо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование законопроект под         
пунктом 12 порядка работы.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           22 чел.4,9 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.