Заседание № 120
06.06.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1142716-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" (в части распространения статуса участника Великой Отечественной войны на инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4146 по 4375 из 5431
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах". Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию предлагается законопроект, название которого прозвучало, я его дополню: о распространении статуса участника Великой Отечественной войны на инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны. Содержание проекта закона отражено в его названии. Я напомню вам историю вопроса. Согласно федеральному закону от 9 мая 2004 года № 36-ФЗ статус участников Великой Отечественной войны получили инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 2004 году с подачи Президента России такой закон был принят Госдумой четвёртого созыва сразу в трёх чтениях, при этом, на наш взгляд, возникла одна несправедливость временного характера, она заключается в следующем. Представьте себе двух ребят, которые работали на колхозном поле и подорвались на фашистских минах, один - 6 мая 1945 года, другой - через шесть дней, 12 мая того же года. Первый получил статус инвалида войны, второй - статус инвалида с детства. Естественно, это вызвало десятки писем, в том числе в наш адрес. В связи с быстротой принятия того закона у нас не было возможности предложить и обсудить поправки, и мы внесли в Государственную Думу законопроект, однако 1 декабря 2004 года этот законопроект был отклонён. Возможно, мы не стали бы повторять попытку, если бы не Крым. Дело в том, уважаемые коллеги, что в Крыму в соответствии с украинским законодательством подобной несправедливости не было: подростки, которые получили травму в результате подрыва на фашистских минах и снарядах, получили статус участника Великой Отечественной войны независимо от времени получения травмы. Как мы помним, после воссоединения России с Крымом на самом высоком уровне, в том числе президентом страны, было заявлено, что в результате воссоединения социальные гарантии ни для кого снижены быть не могут. Однако по факту оказалось не так. Мы получили несколько писем от пожилых людей, которые утратили статус инвалида Великой Отечественной войны, поскольку выехали из Крыма, в другие регионы России, естественно. Получается, те, кто живёт в Крыму, такой статус сохранили, удостоверение действует, а у тех, кто из Крыма выехал, удостоверение не действует. По нашим оценкам, законопроект касается примерно 1 тысячи человек, посчитать точно невозможно, это не Герои Труда. Цена реализации законопроекта около 109 миллионов рублей в год. Увы, мы получили отрицательные заключения правительства и профильного комитета, их возражения следующие. Первое. По их мнению, в проекте закона не указан источник финансирования. Коллеги, на самом деле вы прекрасно понимаете, что такие законы вводятся с нового бюджетного года, а источниками финансирования являются Пенсионный фонд и федеральный бюджет. Кроме того, я вам напомню, что бывают случаи, когда мы принимаем гораздо большие по цене законы с очень важными социальными гарантиями после принятия бюджета, так было, например, с президентскими законами о поддержке детей - мы, конечно, их поддержали двумя руками, но если бы кто-нибудь из депутатов что-то подобное предложил, то ему сказали бы: "Нельзя". Второе. Нам говорят, что не определены временные рамки последствий Великой Отечественной войны, - отвечаю: если следовать логике, такие рамки устанавливать не надо; как поётся в известной советской песне, "просыпаемся мы - и грохочет над полночью / То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны". Но если это так важно, то мы готовы ко второму чтению, с учётом того что основные работы по разминированию в Союзе были завершены к 1950-му году, установить временную рамку - 1950 год. Убеждён, уважаемые коллеги, справедливость установить лучше позже, чем никогда. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. По ведению - Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Иван Иванович, я прошу прощения, всё-таки, несмотря на вашу просьбу не выступать по ведению, скажу следующее. Я голосовал за то, чтобы этот законопроект перенести, но хочу обратить внимание, чтобы потом не наказывали сотрудников Аппарата и наш комитет не числился среди тех, которые не разгребают завалы: первый законопроект, под пунктом 9, - это законопроект прошлого, шестого созыва, а дальше пойдут практически одни законопроекты комитетские, очень дискуссионные, и голосовать по ним у многих депутатов просто рука не поднимется. Мы должны понимать, как нам дальше действовать. Я напомню, что ровно год назад подобный случай здесь произошёл: мы рассматривали законопроект также фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и было решено вернуть его в комитет на доработку. В соответствии с Регламентом мы предложили "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" текст поменять, но ничего сделано не было, мы вынуждены были опять вынести этот законопроект на рассмотрение. Вот я хотел бы понимать, какова моя роль, как председателя комитета, при работе с этой инициативой? Хорошо, мы сейчас запросим позицию правительства, которая, скорее всего, будет отрицательная, - что нам делать дальше?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич, ваш вопрос понятен. Мне кажется, правильнее эти случаи обсудить на заседании Совета Государственной Думы и принять по ним какое-то согласованное решение, наверное, так надо поступить. А вопрос ваш понятен, все здесь это понимают. С содокладом выступает Владимир Иванович Мельник. МЕЛЬНИК В. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, комитет рассмотрел проект федерального закона и отмечает, что в настоящее время к участникам Великой Отечественной войны отнесены граждане - инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, а временные рамки Великой Отечественной войны установлены с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Позиция автора состоит в том, чтобы распространить статус участника Великой Отечественной войны на являющихся инвалидами с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны, то есть полученных в послевоенное время, с предоставлением всех прав и льгот, в том числе права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и по старости. Комитет отмечает, что реализация предлагаемого закона вызовет необходимость применения такого же подхода в отношении военнослужащих и гражданских лиц, которые в послевоенное время участвовали в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территориях СССР и других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, - в настоящее время они отнесены к ветеранам боевых действий. Комитет отмечает, что в законопроекте не раскрывается понятие "последствия боевых действий", в связи с чем принятие закона приведёт к неопределённости в правоприменительной практике при установлении статуса участника Великой Отечественной войны для категории граждан, рассматриваемой в законопроекте. Совет Федерации и Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживают. Комитет предлагает данный законопроект отклонить при рассмотрении его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Будут. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Владимиру Ивановичу. Владимир Иванович, то мне было стыдно, а теперь мне вас жалко. Крым - это Россия. Вот представьте себе, сколько там работало наших юристов, чтобы привести в соответствие всё законодательство, и сейчас там эта норма действует, а у нас - нет. И вы находите аргументы... Тогда что нам надо сделать, в Крыму у них отнять это? Ответьте! МЕЛЬНИК В. И. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Крымчане, которые были гражданами Украины, а сейчас граждане Российской Федерации, обязаны жить по законам Российской Федерации. То, что они получали, когда Крым был частью Украины, - это одно, а придя в Россию, они должны жить по нашим законам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В. Уважаемый Владимир Иванович, как уже прозвучало, закон разделяет с точки зрения статуса и, соответственно, получаемых льгот того, кто, допустим, ребёнком подорвался на мине и получил увечья в 1944-м году и в 1946-м году, а как по вашему мнению, в чём различие между ними? И справедливо ли существующее положение вещей? МЕЛЬНИК В. И. Насчёт справедливости не скажу, но различие в том, что по действующим законам те дети, которые получили... Если они участники Великой Отечественной войны, то они получили повреждения во время боевых действий, а в 1946-м боевых действий уже не было, поэтому они не могут быть участниками Великой Отечественной войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Иванович. Будут ли желающие выступить, коллеги? Нет. Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я буду краток. Первое. Довольно редко случается в Государственной Думе, когда представитель правящей партии ревизует заявления президента страны. Я вам напомню ещё раз: именно Владимир Владимирович Путин заявил, что все социальные гарантии, которые существовали в Крыму в украинский период, должны быть сохранены, ровно на этом же настаиваем и мы, не более того, разумеется, по законам Российской Федерации, но с учётом заявления президента. Второе. Те, кто тралил мины после 9 мая 1945 года и получил травмы, и так имеют статус инвалида войны. В этом смысле ничего пересматривать не придётся. И последнее. Ребята, которые получили травмы в период Великой Отечественной войны, не обязательно получили их именно во время боевых действий. Фронт откатился, мины и снаряды остались, они пошли пахать поле - и получили травму. Согласно закону они стали инвалидами Великой Отечественной войны - повторяю, чем отличаются от них те, кто получил травму через неделю после окончания войны? Да ничем! Коллеги, если законопроект будет принят в первом чтении, а затем в целом, конечно, мы предлагаем вводить его в действие с нового бюджетного года, чтобы всё было предусмотрено. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.