Заседание № 77
О проекте федерального закона № 113663-7 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 7-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Этот законопроект очень важный, он прошёл лингвистическую, юридическую экспертизы, замечаний нет. Прошу поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования, коллеги? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 7-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 15 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принимается единогласно. Поздравляю, коллеги.
Заседание № 76
О проекте федерального закона № 113663-7 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; принят в первом чтении 7 апреля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский.
Пожалуйста, докладывайте 18-й вопрос. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 7 апреля 2017 года и предусматривает предоставление налогоплательщикам права не применять нулевую ставку НДС при экспорте товаров и при оказании услуг по перевозке экспортируемых товаров. Кроме того, устанавливается пакет документов для случаев пересылки экспортируемых товаров в международных почтовых отправлениях. К законопроекту поступило 22 поправки, 15 из них рекомендовано налоговым комитетом к принятию, семь - к отклонению. Прошу поддержать решение комитета в части одобренных и в части отклонённых поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 12 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 37 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 00 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Включите микрофон на трибуне. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его в порядок работы на завтра, 16 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нет возражений? Нет.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 113663-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Ильи Вячеславовича Трунина, официального представителя Правительства Российской Федерации, заместителя министра финансов Российской Федерации. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Правительство внесло законопроект о внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса о налоге на добавленную стоимость. Эти изменения в целом направлены на поддержку экспорта из Российской Федерации и подготовлены в рамках исполнения нашей "дорожной карты" поддержки доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта. Законопроектом предусматривается внесение двух довольно важных изменений в порядок применения НДС при экспорте. Первое изменение позволяет налогоплательщикам, которые не хотят по каким-то причинам, в силу невозможности либо нежелания, нести административную нагрузку по сбору пакета документов, не применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость при экспорте, то есть применять обычный порядок, ставку налога 18 процентов или 10 процентов, применять вычет к "входящему" налогу. Возможность отказа от применения нулевой ставки позволит мелким экспортёрам, либо нерегулярным, либо тем, для кого экспорт не является основной деятельностью, не связываться с достаточно громоздкими для таких экспортёров процедурами возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте. Второе, тоже довольно серьёзное изменение, предлагаемое правительством, заключается, наоборот, в возможности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, пересылаемых в почтовых отправлениях. Предлагается установить специальный порядок подтверждения права на применение нулевой ставки, а следовательно, и возмещения налога, основанный на особенностях таможенного декларирования при экспорте товаров по почте. Речь идёт о применении в этих целях таможенной декларации, составляемой по форме CN 23, которая утверждена документами Всемирного почтового союза. В законопроекте предполагается, что в период до вступления в силу нового Таможенного кодекса - Таможенного кодекса ЕАЭС для подтверждения нулевой ставки такая таможенная декларация будет использоваться без отметок, а после его вступления в силу, как мы надеемся, такая таможенная декларация будет использоваться исключительно в качестве одного-единственного документа с отметками таможенных органов об экспорте (новым Таможенным кодексом предусматривается проставление таких отметок). Просим поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. Содоклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Илья Вячеславович вкратце изложил суть законопроекта: предлагается предоставить налогоплательщикам право отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, выполнении работ или оказании услуг, связанных с их перевозкой, и уплачивать налог по ставке или 18 процентов, или 10 процентов. В этом случае налогоплательщикам не потребуется собирать комплект документов, подтверждающих экспорт, что довольно сложно сделать, и оперативно определять к вычету "входящий" НДС. Налогоплательщик, решивший отказаться от применения нулевой ставки по указанным операциям, должен представить в налоговый орган заявление до начала налогового периода, с которого он намерен прекратить применять нулевую ставку, при этом не допускается приостановление применения нулевой ставки НДС на срок менее одного года и только в отношении отдельных операций. Кроме того, устанавливается перечень документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров путём пересылки международных почтовых отправлений: поскольку при почтовой пересылке не оформляются контракты и товаросопроводительные документы, для подтверждения нулевой ставки надо будет представить международную форму CN 23. Принятие закона позволит уменьшить количество налоговых споров о том, по какой ставке должна облагаться та или иная услуга, связанная с экспортируемым товаром. Отказ от нулевой ставки существенно упростит жизнь экспортёрам, осуществляющим нерегулярные поставки, поскольку им не придётся вести раздельный учёт операций, облагаемых по разным ставкам НДС, и собирать пакет документов для подтверждения нулевой ставки. Вместе с тем законопроект лишь закрепляет право налогоплательщика на применение ставки 18 процентов при экспорте и устанавливает запрет на применение разных ставок НДС в течение года, при этом мер воздействия за нарушение данных норм в законопроекте не предусмотрено. Также в законопроекте не определено, возникает ли у налогоплательщиков, отказавшихся от применения нулевой ставки, обязанность уплачивать НДС авансом. Кроме того, комитет считает необходимым соотнести сроки вступления закона в силу со сроками разработки Федеральной налоговой службой соответствующих нормативных документов. Эти вопросы требуют доработки при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. В пояснительной записке не были приведены цифры. Понятно, что, с одной стороны, мы облегчаем налоговое администрирование, но, с другой стороны, безусловно, бюджет заинтересован в дополнительных доходах. Скажите, пожалуйста, как это повлияет на доходы, какую прибавку мы рассчитываем получить? ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопрос, Валентин Сергеевич. Мы считаем, что закон в целом для бюджета нейтрален, в связи с тем что состоит из двух частей. В первой части мы предоставляем налогоплательщикам право отказываться от льготной нулевой ставки, и если такое право будет использоваться, то бюджет будет получать дополнительные доходы от применения, соответственно, ненулевой ставки. Вторая часть, наоборот, предоставляет право применять нулевую ставку по почтовым отправлениям. Поскольку в настоящий момент из 225 миллионов отправлений, которые обработаны "Почтой России", менее 2 процентов связано с экспортом, мы рассчитываем, что этот поток, по крайней мере в первые годы, будет небольшим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, вы, вероятно, знаете, что у нас вся первая тридцатка сетей зарегистрирована в офшорах. Скажите, пожалуйста, не боитесь ли вы, что почтовые отправления будут контейнерными и налоги от сетей мы вообще получать не будем? И второй вопрос: не могли бы вы за прошлый год привести справочные данные, сколько собрано НДС, сколько возмещено и по каким отраслям? ТРУНИН И. В. Мы не боимся, что сети - вне зависимости от того, где они зарегистрированы, - будут контейнерами отправлять по почте какие-то товары и получать возмещение НДС, потому что документы, регулирующие международный почтовый обмен, не предполагают таких поставок контейнерами. Там достаточно хорошо регламентированы все операции, и не позволяется осуществлять коммерческие поставки крупными партиями. Второе. У нас возмещение НДС в отношении операций с применением нулевой ставки составляет от 1 триллиона до 1,2 триллиона рублей в год. Доходы федерального бюджета от НДС, включая НДС, собираемый таможенными и налоговыми органами, если я не ошибаюсь, составляют порядка 5 триллионов рублей, может быть чуть меньше. Вот такая статистика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Безусловно, данный закон принимать надо, хотя бы даже потому, что он упрощает процедуру для наших предприятий. Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, будет ли это способствовать открытию каких-то новых производств, предприятий и так далее, которые будут ориентированы на экспорт? Просчитывалось ли это? ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Мы, собственно говоря, особенно в части введения специального порядка применения нулевой ставки НДС при экспорте, исходили как раз из результатов работы наших рабочих групп в правительстве. К нам обращались различные предприниматели, кстати не всегда крупные, зачастую и мелкие, которые, как выяснилось, экспортируют по почте достаточно существенные для них объёмы товаров - речь идёт и о продуктах питания, и о сувенирах. Например, есть заказы на экспорт в различные страны ножей, кто-то их изготавливает и экспортирует. То есть довольно мелкие, но, по нашей информации, многочисленные производители, так же как и крупные налогоплательщики, которые экспортируют ресурсы, крупные товарные партии, продукцию машиностроения, получат право на применение нулевой ставки, будет исключено двойное налогообложение в части уплаты НДС - в России и в тех странах, куда они поставляют товары. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, законопроектом, по сути, предлагается плательщикам НДС при экспорте товаров отказаться от преференции в виде ставки 0 процентов и применять ставку 18 процентов - таким образом, по собственной воле увеличить для себя налоговую нагрузку. По мнению экспертов, такой подход связан с определёнными проблемами при сборе документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. В связи с этим у меня вопрос: рассматривались ли альтернативные варианты по пересмотру самого пакета документов для применения нулевой ставки НДС либо по установлению пониженной ставки НДС при экспорте товаров? ТРУНИН И. В. Игорь Вячеславович, спасибо за вопрос. Да, мы над этим работаем, периодически вносим предложения в целях сокращения перечня документов, которые необходимо представлять для подтверждения нулевой ставки. Кстати, в этом году вступил в силу закон, который позволяет существенно ускорить возмещение НДС при экспорте несырьевых товаров, это очень важно. Но законопроект, который сегодня рассматривается, вовсе не связан с какими-то проблемами в администрировании. Сам факт того, что по нашему законодательству нулевая ставка - это не право, а обязанность, приводит к негативным последствиям для плательщиков. Например, в некоторых случаях - это установлено Налоговым кодексом, теми же 164-й и 165-й статьями - обязанность применения нулевой ставки возникает и внутри страны, в частности при перевозке товаров, предназначенных для экспорта. Нам приходилось сталкиваться с многочисленными спорами, когда налогоплательщик не воспользовался нулевой ставкой при поставках товаров на экспорт, а при налоговой проверке налоговый орган, основываясь на решении высших судебных органов, утверждает, что нулевая ставка должна применяться, и, соответственно, покупатель, который является экспортёром товаров, в отношении которых осуществлялась перевозка, теряет право на вычет суммы НДС, а это уже существенная нагрузка. Чтобы исключить такие споры, правительство, собственно, и предложило установить, что нулевая ставка - это не обязанность, а право налогоплательщика, тем более что это льгота, и нам кажется очевидным, что, если кто-то не хочет пользоваться льготой, государство должно ему такое право предоставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Я присоединяюсь к вопросу, который только что задал Сапко Игорь Вячеславович. Я считаю, что действительно процедура очень сложная и нужно идти по пути снижения бюрократии при возмещении НДС экспортёрам. Это, кстати, улучшило бы наши позиции на мировых рынках. Это первое. И второе. Вопрос такой: как вы относитесь к идее введения дифференцированного возврата НДС экспортёрам продукции? То есть чем выше передел, тем полнее ставка, чем ближе к сырью, тем ниже ставка, а для сырьевиков вообще отказаться от возврата НДС - как вы к этому относитесь? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Я ещё раз повторю, что упрощение порядка возмещения НДС идёт: с этого года для несырьевого экспорта, как раз о чём вы говорите, упростилась процедура принятия налога к вычету, то есть по экспортным операциям для тех экспортёров, которые вывозят не сырьё - нефтегазовая группа, металлы, драгоценные камни, а несырьевые товары, момент обращения за вычетом "входящего" налога установлен такой же, как при внутренней реализации, то есть никаких особенностей принятия к вычету налога, который потом идёт к возмещению, при экспорте и при внутренней реализации для таких несырьевых экспортёров сейчас в российском налоговом законодательстве нет. Данная норма вступила в силу именно с этого, 2017 года. Дифференцировать налог и уровень возврата налога по отраслям, конечно же, возможно, но при этом необходимо помнить, что, как правило, товары, которые являются предметом нашего экспорта и соответственно импортируются в другие страны, именно в тех странах, куда они импортируются, облагаются налогом на добавленную стоимость. Смысл возврата НДС не в том, что мы хотим каким-то образом субсидировать экспорт - для этого существуют экспортные субсидии, несмотря на неоднозначное к ним отношение, - а в том, чтобы исключить двойное налогообложение. Мы не хотим создавать для наших экспортёров проблем, связанных с двойным налогообложением, а в тех случаях, когда мы хотим изъять у каких-то отраслей сверхдоход, мы используем соответствующие налоги: например, нефтегазовая отрасль облагается специальными налогами, в том числе налогом на добычу полезных ископаемых, то же самое происходит и при добыче другого сырья, - кроме того, существуют экспортные пошлины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Илья Вячеславович, принятие данного закона потребует существенного изменения и форм налоговых деклараций, и протоколов, и приказов, то есть и программу надо будет перерабатывать. Вообще, маловероятно, что наши, скажем так, представители бизнеса, которые экспортируют продукцию, воспользуются такой ставкой, потому что вы же сами говорите, что это дополнительная нагрузка, а это влечёт за собой неконкурентоспособность, и маловероятно, что они откажутся от 18 процентов доходов. Тем не менее вы приходите в Думу, понимая, что потребуется провести такую работу, - хотелось бы всё-таки понять мотив, ведь какой-то мотив у правительства должен быть? Если у бизнеса мотива нет, а у правительства есть, вы бы нам объяснили на примере какого-нибудь контрагента, который к вам пришёл и доказал это, чтобы мы более чётко поняли, для чего бизнесу нужно отказываться от льгот. ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Дискуссия была в том числе и на заседании комитета. Здесь, кстати, присутствует заместитель министра экономического развития, который отвечает за поддержку экспорта, мы вместе в правительстве работали над данными инициативами - сначала было два законопроекта, потом они были объединены в один. Представители экспортёров, естественно, поднимали проблемы, которые правительство взяло на себя обязательство решить, и вот одна из этих проблем состоит в том, что в определённых случаях не хотят пользоваться нулевой ставкой, это не особо важно, потому что в странах, куда отправляют эти товары, собственно, их и так покупают, а связываться с возмещением НДС, в общем-то, нет большой необходимости. Именно поэтому правительство предлагает предоставить такое право. Однако самое важное в этом законопроекте не возможность отказа от нулевой ставки, а именно возможность применения нулевой ставки по форме CN 23 при экспорте по почте, это касается и интернет-торговли, - только не при импорте в Российскую Федерацию, а при экспорте из Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Семь минут - от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, вот сейчас перед нами один из самых талантливых людей, от которых как раз зависит бюджетонаполнение и налогообложение, но мне кажется, что он немножко не в ту сторону идёт. Илья Вячеславович, в прошлом созыве Дума под руководством ныне находящегося в Центральной избирательной комиссии Левичева организовывала работу комиссии, которая специально рассматривала вопрос, сколько теряется у нас на таможне, и по зеркальной статистике, взятой в МВФ, в Центробанке, в Мировом банке, у контрагентов, официально выяснили, что на таможне у нас теряется 2,6 триллиона рублей. Это первое. Второе. Я знаю, что вы активно работаете с бизнесом, но вы работаете не с тем бизнесом, который имеет проблемы с возвратом НДС. Вот я вам рекомендую посмотреть статистику. Самый громкий пример: вы, вероятно, знаете, что в Южном федеральном округе в прошлом году был осуждён начальник Октябрьской налоговой инспекции города Ростова-на-Дону, за то что он в фирме-однодневке отмыл разовым порядком 386 миллионов рублей. И это он сделал уже повторно: он посидел в СИЗО ФСБ, его выпустили, он привлёк к этой деятельности целую группу коммерсантов и потом был осуждён. Проблема-то в чём? Реальные экспортёры у вас годами возврат НДС высуживают, а потом вы вместе с налоговой инспекцией задним числом взыскиваете с них, с моей точки зрения незаконно, то, что по нашему законодательству даже нельзя взыскать. У нас банк хранит документы только три года, а вы через десять лет возбуждаете дела и заставляете возвращать даже то, что люди получили законно, - ну нету ж складов у среднего, у малого предпринимателя, чтобы хранить эти документы! С моей точки зрения, вы просто ищете не там. К сожалению, процедуры, созданные правительством, не дают преференций экспортёрам, вот я вам наглядный пример привожу: "Ростсельмаш", пытаясь в конкурентной борьбе выйти на иранский рынок, куда мы в советское время поставляли комбайны (около 8 тысяч!), за свои деньги организует выставки-показы, за свои деньги пытается показать, что мы лучше, а немцы - за бюджетные деньги немецкого правительства, у них колоссальные преференции, понимаете? По моему мнению, вам надо посмотреть структуру экспорта-импорта, как она поменялась за пятнадцать лет разговоров о модернизации и пять лет разговоров об импортозамещении. Я это уже сделал и могу вас разочаровать: у нас структура экспорта фактически не поменялась, а условия экспортёров не улучшаются, потому что крайне закрытый клан правительства не даёт возможности получить даже то, что предусмотрено! Ведь 1,5 миллиарда рублей, предусмотренные на субсидирование экспорта, не были востребованы, потому что люди просто не могут собрать весь перечень бумаг, указанных вами, чтобы получить эту субсидию! Мне кажется, если вы молодой человек, который действительно думает и о карьере, - у вас же в Минфине Михаил Михайлович небезызвестный от рядового сотрудника до председателя правительства дошёл, а вы как раз на позиции, которая позволяет это сделать, - то вы сделайте налоговую систему в нашей стране самой приемлемой, хотя бы как на Ближнем Востоке (там 27 процентов порог налогообложения), и правильно взыскивайте, тогда у руководителей таможенных органов не будут находить коробки из-под обуви с валютой (вроде бы она там случайно оказалась и ему вернули это всё). Мне кажется, что и вот этот законопроект, который вы предлагаете, совсем не направлен на то, чтобы мы расширяли свои экспортные возможности. С моей точки зрения, в принципе интернет-торговля, конечно, важна и нужна, но не она сейчас определяющий фактор наполнения бюджета и создания дополнительных рабочих мест. И конечно же, я хотел бы, обращаясь к вам, вот вы так приблизительно сказали... У нас ведь проблема в чём? У нас НДС собирается с обрабатывающих отраслей, а возмещается добывающим, у которых и так налоговая нагрузка меньше примерно на 20 процентов, поэтому, может, вам всё-таки подумать о том, чтобы ввести нулевые ставки для тех - я вот согласен с коллегой Гартунгом, - кто поставляет на экспорт сложные машины, оборудование? Вот им дать нулевую ставку сразу, по определению: представил он вам - и будет экспортировать сразу за минусом 18 процентов, а то он, пока потом возместит, попадёт под банкротство. С моей точки зрения, этот закон серьёзных преференций для экспорта не даст, а головоломки и бумаготворчества для тех, кто занимается этим, резко прибавит. Проблема нашего правительства - в увлечении декорациями, а вам бы надо увлечься содержанием и реальным наполнением! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! НДС - самый тяжёлый налог для обрабатывающих отраслей, и, как мы сегодня уже услышали от представителя правительства и Николай Васильевич очень красноречиво об этом сказал, фактически НДС в России используется для перекрёстного субсидирования добывающих отраслей за счёт отраслей обрабатывающих. Если 5 триллионов рублей собирается и 1 триллион 200 миллиардов возмещается - а, по моим данным, гораздо больше возмещается, вы проверьте, пожалуйста, статистику, вы сказали, что 1,2 триллиона, но, по-моему, гораздо больше, может быть, под триллион девятьсот, ну да, вот у нас данные, под два триллиона, я думаю, по этому году будет, - то есть получается... Я от фракции, мне семь минут дайте, пожалуйста. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ГАРТУНГ В. К. То есть получается, что фактически треть собираемого в России НДС возвращается экспортёрам сырья. Задумайтесь: как будут развиваться обрабатывающие отрасли, если они субсидируют сырьевые? Вот вам и ответ, почему у нас развивается сырьевая экономика, а не обрабатывающие отрасли! Представитель правительства сказал, что у нас есть другие механизмы изымания сверхприбылей у добывающих отраслей, - ну, на минуточку, как они используются? Да, я согласен, НДПИ, акцизы и так далее, но вы эти налоги собираете при реализации на внутреннем рынке, согласитесь: всё, что произведено, внутри облагаете, а экспортёрам компенсируют! Получается, вы второй раз дотируете экспорт за счёт внутреннего потребителя, то есть вы потребителей нашего сырья за рубежом финансируете за счёт того, что платит наш внутренний потребитель, - ну где логика, поясните мне, пожалуйста! Вы облагаете российских потребителей в пользу иностранных и российских товаропроизводителей в пользу сырьевиков - что это за политика такая, вы мне объясните, как это согласуется с тем, что написано в ваших же документах, правительство, где вы даёте приоритет обрабатывающим отраслям, что вы наукоёмкие высокотехнологичные производства должны поддерживать?! Этого нет вообще! Вы вносите нам проект закона - безусловно, производителю надо дать право отказаться от нулевой ставки налога, даже в ущерб себе. Но вы задумайтесь - вам же коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" задали вопрос, - вы объясните, пожалуйста, какой предприниматель в здравом уме будет отказываться от возмещения налога? А отказ означает, что процедура сбора этих бумаг настолько затратная, что он готов просто отказаться от возмещения налога, только бы не иметь дела с налоговой, понимаете, в чём причина-то?! Что это значит? Путь к экспорту очень тяжёлый. Например, российский товаропроизводитель в машиностроении придумал что-то и хочет поставить один образец. Он должен всю эту процедуру пройти, но, судя по вашим поправкам, при вхождении на рынок вы ему предлагаете сразу отказаться от возврата, то есть сделать цену на свою продукцию на 18 процентов больше. Это что, поддержка экспорта? Это вы так экспорт поддерживаете?! Николай Васильевич сказал, как Германия делает. А вот в Китае вообще заявительный порядок: при любой международной выставке все затраты, в том числе по командировкам, китайским товаропроизводителям компенсируют за счёт бюджета - они предъявляют соответствующие документы, и им всё оплачивается. Посмотрите, кто у нас лидеры мирового экспорта? Германия и Китай. Что они для этого делают? Они поддерживают экспорт и ввели - ну, Германия этого не делает, а Китай делает очень активно - дифференцированный возврат налога на добавленную стоимость при экспорте продукции, плюс ещё субсидирование, плюс поддержка. Кстати, здесь заместитель министра экономического развития: хотелось бы, чтобы вы отреагировали потом, в конце, на это обсуждение, - всё-таки как вы собираетесь поддерживать наш экспорт? Конечно, рассматриваемый законопроект, как Николай Васильевич уже сказал, ровным счётом ничего не меняет в ситуации. Да, была встреча представителей бизнеса и правительства, есть поручение, и формально вы его выполняете. Ну вы же как бы идёте навстречу бизнесу? Идёте, то есть галочку поставили, но это лишь имитация поддержки экспортёров, это не реальная работа. Мы ждём от вас не имитации, а реальных шагов по поддержке отраслей, у которых есть экспортный потенциал. Особенно это актуально в условиях международных санкций, когда нам недоступны мировые передовые технологии. Когда наше предприятие любыми правдами и неправдами пытается купить обрабатывающий станок в Германии, оно по пять, по шесть месяцев ждёт, чтобы там получить одобрение местных властей на поставку в Россию, а сейчас, с введением санкций, этот период только увеличивается. И если в такой ситуации, у нашего предприятия появляется возможность поставить что-то на экспорт, нужно создавать ему все условия, чтобы оно этот единичный продукт поставило. Что получается сейчас? Крупное предприятие производит продукцию, платит восемнадцатипроцентный НДС, и вдруг у него появляется экспортный контракт, по которому оно должно сделать поставку, но оказывается, что для этого такую кучу бумаг нужно собрать! Как это обходят? Просто создают какую-то компанию, через которую на экспорт поставляют продукцию и которая потом годами ведёт переговоры, возит тоннами документацию для обмена с налоговой инспекцией. Ну разве это нормально? Это доходов бюджету не даёт, только геморрой бизнесу, понимаете? Ну зачем нам такое регулирование?! Скажите мне, пожалуйста, в чём проблема-то? Почему даже те меры, которые не стоят государству ничего, правительство не может принять? Я понимаю ситуацию, когда нужны большие деньги на поддержку, - вы говорите, что их нет, но тут же мы вам предлагаем другое! Есть же позитивные примеры поддержки промышленности - например, постановление № 1432 по поддержке производителей сельхозтехники. За три года произошло двукратное увеличение продаж - двукратное! И по тракторам, и по посевной технике. Возьмите и распространите это на другие отрасли. Вы говорите, что нет денег. А возврат НДС экспортёрам сырья? Не надо все 1,9 триллиона рублей возвращать - верните хотя бы половину! Этого хватит, чтобы десятикратно все отрасли промышленности... Дайте, пожалуйста, ещё тридцать секунд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту. ГАРТУНГ В. К. Этого хватит с избытком, чтобы поддержать экспортоориентированные отрасли. Конечно, это ваше предложение мы поддержим, но хотели бы услышать и от Минфина, и от Минэкономразвития, что же на самом деле предполагается делать для того, чтобы поддерживать наших экспортёров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.
Продолжаем рассматривать 11-й вопрос повестки дня. Как вы помните, на выступление также записались Катасонов Сергей Михайлович и Авдеев. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР. Выступление от фракции? Тогда семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. С точки зрения математики, как сегодня представитель правительства нам объяснял, в случае если экспортёры - а в основном, конечно, о них идёт речь - отказываются от нулевой ставки, то соответственно применяется ставка 18 процентов, и это дополнительные доходы бюджета. Так получилось, что вся дискуссия, по казалось бы, довольно узкому законопроекту, включая и вопросы, и выступления от фракций, свелась к рассуждениям о том, насколько совершенна наша налоговая система, и, в частности, об НДС. Понятно, что для бизнеса отказ от нулевой ставки - это дополнительная нагрузка в размере 18 процентов. Когда такое может произойти? Это может произойти - вот я как бы моделирую, я не занимаюсь экспортом, - в том случае, когда бизнесмену очень сложно вот с тем требуемым пакетом документов отстоять свою позицию сначала в налоговой, потом в суде, и, понимая, каким будет решение суда, он сразу принимает решение отказаться от нулевой ставки: "Начисляйте 18 процентов, и всё". Вот лично у меня такое представление, и, наверное, такие случаи бывают, поэтому правительство и пришло сюда с этими предложениями. Но я прочитал внимательно проект, который вы внесли: отказ от нулевой ставки не может делаться по выбору и не может зависеть от того, кто является контрагентом, то есть если это применяется, то применяется ко всем сделкам, и если бизнесмен не имеет возможности собрать документы по какой-то конкретной сделке для применения нулевой ставки, она не может применяться и в отношении других операций, и не в конкретном месяце или в другом отчётном периоде, а в течение года. Значит, это всё-таки ужесточение для бизнеса. Но с точки зрения пополнения бюджета мы это приветствуем, поэтому фракция поддержит законопроект. Другое дело, что мы сегодня, коснувшись вопроса об НДС, должны сказать о том, что, вообще-то, президент дал год для подготовки концепции налоговой реформы, и, на мой взгляд, сейчас правительству нужно было бы сосредоточиться именно на этом. И я не думаю, что этот законопроект настолько актуален, что мы... По предложению руководства палаты здесь было принято решение, что нужно, так сказать, расчистить завалы, чтобы не было лишних законопроектов, и принимать только те, которые направлены на улучшение экономической ситуации, - вот в этом плане, конечно, к вам, к правительству, в отношении данного законопроекта у нас имеются претензии. Но вернёмся к разговору об экспортёрах. Вот вы назвали цифру - получается, что собираемость НДС, без таможни, составляет порядка 3 триллионов. А возмещение НДС в отношении операций по экспорту нефти и нефтепродуктов, по их транспортировке составляет до 1 триллиона 200 миллиардов, и на 95 процентов это возмещение идёт живыми деньгами, то есть в данном случае мы живые деньги отдаём из бюджета. Это в отличие от мелкого или среднего внутрироссийского бизнеса: пусть они попробуют получить возмещение через налоговую инспекцию - им на это что скажут? "Приходите в следующем квартале, и то, что вам положено, мы зачтём". А если они, не дай бог, ещё раз придут, то в отношении их начнут камеральную проверку. Ну а в этом секторе налогоплательщики очень чётко и жёстко отстаивают свои права, и им, конечно, всё возмещают. Мы возмещаем триллион, и, по оценкам экспертов, ещё около триллиона бюджет теряет из-за серых, теневых схем при уплате НДС! Очень сложный налог, очень сложный! Вам потребовалось десять лет, для того чтобы создать программное обеспечение, чтобы вы могли видеть, скажем так, всю цепочку, и вы нам её показывали... ну, не вы - налоговые инспекции. И мы понимаем, что сегодня увеличение собираемости НДС произошло за счёт того, что во всей этой цепочке до конечного бенефициара, который приходит за возмещением НДС, пятый, шестой или седьмой участник цепочки оказался банкротом, либо был ликвидирован, либо ещё что-то, - вот в таких жёстких условиях мы увеличили собираемость НДС! Но как это отразилось на бизнесе?! Исходя из всего этого я хотел бы сказать, что у фракции ЛДПР есть предложения, которые, наверное, правительству нужно учесть при разработке концепции налоговой реформы: мы считаем, что нужно вообще отказаться от НДС, поскольку это сложный, коррумпированный, непрозрачный, теневой налог (до триллиона мы имеем потери!), и переходить на налог с продаж, абсолютно понятный, чётко администрируемый, - никаких проблем! Даже если мы возьмём только внутрироссийский оборот ретейла и среднюю ставку 10 процентов, то при 30 триллионах это будут те же 3 триллиона, которые вы собираете по НДС. К тому же - я не буду повторять, об этом говорили выступавшие до меня - это практически останавливает высокий передел, ведь как только высокая добавленная стоимость - всё, НДС это как бы убивает. Другая тема, которую мы предлагаем рассмотреть, чтобы поискать средства для наполнения бюджета, - это введение прогрессивной шкалы налогообложения. Следующее направление - это льготы, вот то, к чему мы сейчас опять возвращаемся, и нулевая ставка отчасти тоже льгота. У нас сегодня, по оценкам Счётной палаты, сумма льгот - от 5 до 7 триллионов. Вот давайте вернёмся на исходную и применим тот же подход, который вы применяете к нашим гражданам. О чём вы говорите, когда к населению приезжаете? Об адресной поддержке - так давайте мы и для бизнеса это применим: предприятий гораздо меньше, чем граждан, и мы в состоянии решить эти вопросы. И ещё один момент - это снижение страховых взносов. Мне кажется, если вы на этом сосредоточитесь и подготовите концепцию, тогда можно будет приходить и с такими точечными предложениями: мы один раз глобально всё рассмотрим и не будем отвлекаться потом. Желаю вам успехов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Пожалуйста, Авдеев Александр Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вы от фракции, Александр Александрович? Нет. Тогда три минуты. АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, предложенный правительством, важен для нашей страны с точки зрения развития экспорта. Коллеги упомянули, что проект закона разрабатывался не только в недрах министерства, но и в диалоге с бизнесом, при этом были учтены тенденции, сложившиеся на экспортном рынке и в сфере налоговых и судебных споров. Илья Вячеславович упомянул в своих ответах, что, по сути, одним законопроектом объединены две инициативы: первая - замена обязанности применять нулевую ставку на право - направлена на уже действующих экспортёров и придаёт их действиям гибкость, предоставляет возможность выбора в отношениях с налоговыми органами и со своими контрагентами, что, без сомнения, упростит эти взаимоотношения и уменьшит количество возможных споров, а вторая направлена на рынок, который активно развивается: многие малые и средние компании очень активно используют интернет-торговлю и международные почтовые операции, можно вспомнить такие гиганты, как "Amazon" и "Alibaba", и возможность применения нулевой ставки позволит получить дополнительные ценовые конкурентные преимущества для российских компаний малого и среднего бизнеса, что будет способствовать развитию экспорта наших товаров и услуг. Обе эти идеи, обе эти нормы дают новые возможности для развития нашего бизнеса. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы поблагодарить за поддержку те фракции, которые проголосуют за принятие закона, поблагодарить всех за состоявшуюся дискуссию и сказать, что большинство предложений, которые были высказаны, направлены на совершенствование процесса возмещения НДС с применением нулевой ставки при экспорте в целом, у нас тоже есть свои предложения. Я предлагаю по возможности рассмотреть их при подготовке законопроекта ко второму чтению, если он будет принят в первом, и ещё раз прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. Симановскому включите микрофон. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, я тоже хотел бы сказать спасибо коллегам, которые активно обсуждали данный законопроект. И хочу сказать ещё о том, что данный законопроект в целом не о налоговой системе и даже не об НДС - он касается конкретно экспортёров, которые могут применять нулевую ставку НДС и получать возмещение или применять ставку 10 процентов или 18 процентов. Тем самым значительно упрощается оформление документов для экспортёров, которые осуществляют разовые поставки, поскольку им не надо вести раздельно учёт. Я хочу сказать, что комитет совместно с бизнес-сообществом работает над совершенствованием налоговой системы в целом, мы встречаемся с представителями "ОПОРЫ РОССИИ", "Деловой России", Торгово-промышленной палаты, и, безусловно, все те замечания, которые сегодня были высказаны, мы будем учитывать в своей работе. Спасибо большое. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 04 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается.