Заседание № 355

11.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1136558-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1201 по 1516 из 5014
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Договора между         
Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве".        
Доклад официального представителя Президента Российской Федерации               
статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая     
Александровича Панкова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Николай Александрович.                                              
                                                                                
ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение         
выносится проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской   
Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве". Новый договор     
развивает положения договора 1994 года, отражает более широкий спектр           
решаемых вооружёнными силами двух государств задач. Договором определяются      
направления сотрудничества министерств обороны России и Казахстана (они чётко   
обозначены в договоре), а также формы его реализации по этим направлениям. В    
договоре закреплён новый механизм взаимодействия по координации оборонной       
политики сторон, предусмотрена регулярная разработка на трёхлетний период       
нового планирующего документа - Программы стратегического партнёрства в         
военной области (на ближайшую трёхлетку она уже разработана). С даты            
вступления в силу договора прекращает своё действие старый                      
российско-казахстанский договор о военном сотрудничестве, от 28 марта 1994      
года.                                                                           
                                                                                
Договор полностью отвечает интересам нашей страны, в соответствии с             
законодательством Российской Федерации он подлежит ратификации, поскольку       
затрагивает вопросы обороноспособности. Реализация договора не повлечёт         
дополнительных расходов из федерального бюджета.                                
                                                                                
Прошу поддержать. Доклад закончен.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович.                           
                                                                                
Содоклад Леонида Ивановича Калашникова, председателя Комитета по делам          
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками.                                                             
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция КПРФ.                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как сказал заместитель        
министра обороны, действительно, это новый договор, вытекающий из договора      
1994 года. В основном, чтобы было понятно, он охватывает несколько сторон       
нашей жизни, в военной сфере в том числе: визовый режим, который регулируется   
не только этим договором, но и некоторыми соглашениями, которые мы с вами       
здесь заключали в рамках ОДКБ, СНГ и Евразийского экономического союза, и ещё   
два довольно важных вопроса - о том, чтобы не проводить разведывательную        
деятельность друг против друга, это прямо поименовано в этом договоре, и о      
том, чтобы также не допускать в ущерб безопасности друг друга использования     
своей территории и не способствовать возникновению такого рода ситуаций.        
                                                                                
Есть много разных дополнительных вопросов, которые связаны с этим договором,    
скажу лишь, что казахстанская сторона пока не ратифицировала его, но думаю,     
что в самое ближайшее время это будет сделано, по крайней мере, в повестке их   
парламента этот вопрос стоит. Все процедуры, которые требовались для            
ратификации этого договора, были нашим комитетом проведены, в том числе         
Правовым управлением и комитетом-соисполнителем - Комитетом по обороне. Прошу   
рассмотреть и принять положительное решение по ратификации данного договора.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Николай Александрович, в договоре прописано, что стороны обязуются    
не предоставлять территорию для размещения военных объектов третьих стран. А    
что касается предоставления воздушного пространства для пролёта                 
военно-транспортных самолётов через территорию Казахстана?                      
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. В отношении нашей транспортной авиации все вопросы                 
урегулированы.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В отношении третьих стран - об этом речь шла в вопросе.   
                                                                                
Правильно, Сергей Владимирович?                                                 
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Мы полагаем, что эти вопросы будут решаться, как и сейчас,         
собственно говоря, индивидуально в каждом случае. В договоре этих позиций нет   
и, как нам представляется, быть не должно.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Мы нажимали кнопку "Вопрос", она не сработала. Видимо, за майские праздники     
засохла. Пришлось другую нажать.                                                
                                                                                
Николай Александрович, договор о военном сотрудничестве, границ он не           
касается, вот если начнётся столкновение на казахстанско-киргизской границе     
или на китайско-казахстанской границе - этот договор вступит в силу, будет      
действовать, или мы будем ждать, допустим, уже прямого нападения на             
Казахстан? У нас 7 тысяч километров абсолютно не обустроено - и это             
правильно, зачем тратить деньги зря, - но самая длинная граница у России с      
Казахстаном, длиннее, чем с Китаем. Вот договор узкий, и эти вопросы никак не   
оговаривает. Вы предполагаете, что будет отдельный договор о пограничном        
сотрудничестве? Ну, пример: каждый день на границе Таджикистана с               
Афганистаном гибнет три-четыре таджикских пограничника.                         
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Применительно к договору о пограничном сотрудничестве, я           
полагаю, что на этот вопрос целесообразнее отвечать Федеральной службе          
безопасности.                                                                   
                                                                                
А что касается сути вашего вопроса, если посмотреть основные направления        
военного сотрудничества, то можно увидеть, что там на самом деле заложен        
механизм: когда потребуется помощь Российской Федерации, Казахстан обязан       
обратиться за этой помощью, ну а мы обязаны рассмотреть возможные варианты      
нашего реагирования.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаманов Владимир Анатольевич.                 
                                                                                
ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Я уважаемому коллеге Иванову хочу пояснить, что этот двусторонний договор не    
детализирован, так как многое прописано в Договоре о коллективной               
безопасности, а Россия и Казахстан являются членами этого договора, и в         
соответствии с ним использование воздушного пространства третьими странами      
недопустимо.                                                                    
                                                                                
Что касается конфликтных ситуаций, о которых задал вопрос Владимир Вольфович,   
- моменты, которые касаются приграничных инцидентов, действительно              
рассматриваются отдельным порядком.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, Онищенко Геннадий Григорьевич.                                      
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Сегодня на территории Казахстана расположена самая современная (у нас такой     
нет) военно-биологическая база в городе Алма-Ате, в городе Отар, именно         
военная, там работают военные специалисты, и их задача - создавать              
биологическое оружие, потому что Соединённые Штаты никогда не выходили,         
несмотря на КБТО, из активных военных программ. Как в этом договоре отражена    
эта тема и насколько полноценен договор о военном сотрудничестве, если армия    
Соединённых Штатов Америки находится в бывшей столице и занимается              
разработкой биологического оружия? Сегодня об этом заявил, кстати, Совбез,      
первый заместитель секретаря Совбеза. Вот как можно сопоставить эти две вещи:   
ратификацию договора и наличие военных баз... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович.                        
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Что касается упомянутой лаборатории, то в договоре, конечно,       
никаких позиций применительно к этой лаборатории нет, и я тоже скажу,           
наверное, и быть не может. Вот, собственно, и всё.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.             
Подготовиться Затулину.                                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я решил выйти сюда, поскольку Казахстан для меня родные       
места, малая Родина, как и вся, наверное, Средняя Азия - там везде у меня       
родственники жили.                                                              
                                                                                
Конечно, можно ратифицировать - договор обычный такой,                          
военно-дипломатического характера, но хорошо бы, чтобы в определённых           
кабинетах и, так сказать, определённые подразделения могли бы предусмотреть     
те отрицательные события, которые могут происходить в Казахстане и Средней      
Азии. Вот переход на латиницу - это какое событие? Это отрицательное.           
Узбекистан перешёл, Туркмения перешла, Азербайджан перешёл, вот остались        
Казахстан, Киргизия и Таджикистан. То, что тёплые и тесные отношения с          
Турцией, в том числе и по военно-политическому сотрудничеству, - не получится   
ли так, что у нас договор о военном сотрудничестве, а там на территории может   
оказаться какое-то подразделение турецкой армии, как оно уже есть в Карабахе?   
Президент Туркмении молодец: не разрешил посадку самолёта с турецкими           
военными на своей территории, разрешил только пролёт - вот это хорошо,          
хорошая позиция. А Президент Киргизии принял этот самолёт, а там до южного      
Казахстана 140 километров. Это всё проблемы, это надо учитывать, видеть         
перспективу.                                                                    
                                                                                
Вот, допустим, шло переселение китайских казахов в Казахстан - это усиливало    
национализм против русских, которые там ещё живут. Русских было большинство в   
Казахстане, несколько миллионов уехали - почему они уехали? Мы нигде никак не   
анализируем. А если китайцы джунгаров вышвырнут в Казахстан и уйгуров           
частично, наша позиция какая будет? Сейчас уйгуры есть в Казахстане, но они     
ведут себя тихо. А джунгары - это те, кто, так сказать, истреблял казахов,      
почему они и обратились к русскому царю, чтобы их приняли в состав Российской   
империи. Вот был бы возможен такой договор между Российской империей и          
Казахстаном? Нет, смешно просто: была империя, и никакого Казахстана, или       
Узбекистана, или Прибалтики не было. А договор между Советским Союзом и         
какой-то республикой? Нет. Поэтому вот где зло сидит: кто 30 лет назад страну   
разделил незаконно на 15 частей? И теперь мы 30 лет заключаем договора.         
                                                                                
Ладно экономические, а то ведь военные договора: за любым военным договором     
жертвы. То есть те, кто незаконно делил страну в декабре 91-го года,            
беловежские соглашения, - вы отвечать должны за трупы наших солдат в            
ближайшие 20-30 лет! Вот выступал депутат из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", говорил,    
что всё равно должны отвечать вот те недобитые фашисты из других стран          
Восточной Европы, - согласен! А кто ответит за наших солдат, которые погибнут   
в Средней Азии и уже погибли в Афганистане? За это кто отвечать будет?! Те,     
кто принимали решение, с партийными билетами левой партии. Как и вы - две       
левые партии, здесь сидите и всё ищете беспорядок на ростовских рынках или      
беспорядок в Восточной Европе, свои дела у нас есть.                            
                                                                                
Мы сегодня принимаем правильный договор, у нас хорошее министерство, но надо    
помнить о том, что может быть дальше. В декабре 91-го года мы не думали, что    
будет дальше, а дальше мы видим, что войска Запада уже стоят на наших           
границах и мы уже направляем на запад наши войска. Вот чудаки в Беловежской     
Пуще об этом не думали. Поэтому надо, чтобы было больше специалистов. У нас     
полно востоковедческих вузов, но ни разу ни один востоковед не занял пост       
министра, губернатора или же ответственного работника Генштаба нашей армии.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Газзаев Валерий Георгиевич. Записался Газзаев.       
Газзаева нет. Тогда, извините, коллеги, ошибочно.                               
                                                                                
Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович.                                       
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это тот случай, когда я,      
выступая здесь от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", готов поддержать основной      
посыл выступления председателя Либерально-демократической партии - когда он     
говорил, что надо думать о том, что дальше. Именно думая о том, что дальше,     
мы и предлагаем ратифицировать этот документ.                                   
                                                                                
Лучшее, как известно, враг хорошего. Договор между Россией и Казахстаном -      
рамочный договор, договор о военном сотрудничестве. Давайте зададимся           
вопросом: лучше или хуже будут развиваться отношения, в том числе в этой        
сфере, с этим договором или без этого договора, который ратифицируем мы и       
пока ещё не ратифицировал Казахстан? Конечно же, если этот договор нами будет   
ратифицирован, а мы к этому призываем, наши отношения в военной сфере обретут   
основу, дополнительную основу. У нас был договор, и этот новый договор,         
обновлённый, он как раз и служит тем целям, о которых беспокоятся депутаты. И   
правильно беспокоятся, потому что конкуренцию в области военной политики,       
геополитики никто не отменял. В том числе и то, что происходит на наших         
глазах: как раз к этому моменту появились слухи о том, что Соединённые Штаты    
после выхода из Афганистана рассматривают возможность размещения своих баз по   
соседству, в Узбекистане и Таджикистане. Мы не знаем, так ли это на самом       
деле, хотя визиты официальных лиц, американских военных в Узбекистан были в     
начале мая, руководители НАТО заявляют о своём интересе к этому региону. Мы     
знаем о том, что есть колебания у военно-политического руководства разных       
стран в части пределов возможного сотрудничества. Мы были в ситуации, когда     
военные базы были в аэропорту Ханабад в Узбекистане и в аэропорту Манас в       
Киргизии: в Ханабаде американская военная база была закрыта в 2005 году, в      
Манасе - в 2014 году. Мы же не хотим размещения чужих баз в Казахстане? Не      
хотим. Поэтому наш призыв в данном случае - поддержать эту ратификацию.         
                                                                                
Я хотел бы сказать, что мы, конечно, можем повторять - и это будет чистой       
правдой, - что государства этого региона обрели независимость в результате      
распада Советского Союза, а до того у них была разная история, в независимом    
формате они могли и не существовать. Но, если мы всё время будем это            
повторять, это не прибавит энтузиазма нашему сотрудничеству. Я хотел бы         
надеяться на то, что в Казахстане нас услышат и поймут, что лучшее - враг       
хорошего и надо развивать военное сотрудничество. Именно поэтому мы, фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", призываем ратифицировать этот документ.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Иванов Сергей Владимирович.                                        
                                                                                
Ошибочно?                                                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Нет, не ошибочно. Вячеслав Викторович, я хотел заметить, что       
ратификация проходит так же, как и рассмотрение законопроекта в первом          
чтении, и выступающий от фракции имеет право выступать в течение семи минут.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но выступающая фракция запросила дополнительное время.    
                                                                                
Коллеги, мы с вами обсуждали Регламент исходя из ситуации, связанной с          
пандемией, и автоматически, несмотря на то что улучшение произошло, сохранили   
прежние подходы. Вы правильно говорите: в Регламенте у нас семь минут, но мы,   
как правило, стараемся всё-таки укладываться в пять минут, а там, где           
необходимо дополнительное время, всегда идём на это, но понимаем всё-таки,      
что всё, что связано с вопросами безопасности и противодействия                 
распространению инфекции, надо соблюдать.                                       
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать?               
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Заключительное слово - Николай Александрович, есть желание? Нет. Леонид         
Иванович? Нет.                                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора      
между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном                   
сотрудничестве", 3-й вопрос.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.