Заседание № 41
О проекте федерального закона № 1135906-6 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка подсчёта голосов на избирательных участках).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад Валерия Фёдоровича Рашкина. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается внести изменение в порядок жеребьёвки, определяющей избирательные участки (из числа тех, где вместо стационарных ящиков для голосования используются технические средства подсчёта голосов), на которых дополнительно проводится контрольный (ручной) пересчёт. Тема злободневная и со временем будет становиться всё актуальнее. На выборах разного уровня всё чаще используются технические средства подсчёта голосов. По данным ЦИК, на последних выборах в Государственную Думу комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) было оснащено почти пять с половиной тысяч избирательных участков. Следует признать, что автоматизированный подсчёт голосов с помощью КОИБов - это естественный путь развития технологий, связанных с выборным процессом, использование КОИБов помогает значительно ускорить процедуру подведения итогов голосования и позволяет исключить многие виды фальсификации. В то же время эксперты всё чаще обсуждают, что уровень развития современных электронных средств обработки и передачи информации даёт реальную возможность для вмешательства в работу КОИБов извне для корректировки данных голосования. К тому же имеются объективные сложности для проверки наблюдателями соответствия волеизъявления граждан результатам голосования, которые определены КОИБами. В настоящее время единственным способом проверки результатов работы КОИБов является контрольный подсчёт голосов избирателей, проводимый вручную. Согласно действующим нормам законом или решением ЦИК может быть предусмотрено, что контрольный подсчёт проводится не менее чем на 5 процентах избирательных участков, где использовались КОИБы, в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия. Действующая норма предполагает, что жеребьёвка проводится в течение получаса после окончания времени голосования, а её результаты доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. Почему жеребьёвку надо проводить строго в течение получаса после окончания времени голосования, вообще непонятно. Этот срок по факту не соотносится с основной целью проверки, поскольку итоги голосования на участках ещё не подведены и проверять ручным пересчётом в этот момент ещё нечего. Более того, такая норма даёт лазейку для манипуляций с результатами выборов: на избирательных участках, которые не вошли в число подлежащих контрольному подсчёту, КОИБы могут быть подвергнуты противоправному вмешательству с целью корректировки итогов голосования, так как уже нет опасности, что результаты голосования будут проверены в ходе ручного пересчёта голосов избирателей в бюллетенях, ведь о том, что проверять не будут, в соответствии с законом незамедлительно сообщается во все участковые комиссии после проведения жеребьёвки. В обсуждаемом законопроекте предлагается такая формулировка этой нормы, которая позволяет исключить эти риски: жеребьёвку для определения участков, на которых будет осуществляться контрольный (ручной) пересчёт голосов, предлагается обязать проводить в течение получаса после подписания протоколов об итогах голосования и выдачи их заверенных копий лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 федерального закона. Также уточняется, что жеребьёвка проводится на всех избирательных участках, где голосование проводилось с использованием технических средств подсчёта голосов. Такой порядок позволил бы сравнить результаты голосования на случайно выбранных в ходе жеребьёвки участках, подсчитанные с помощью технических средств и путём ручного подсчёта голосов. Очевидно, что это позволило бы исключить сомнения в честности результата не только на участках, где проводится контрольный пересчёт, но и на всех избирательных участках, где использовались КОИБы. При действующем порядке на выборах достаточно часто возникают конфликтные ситуации, приведу только несколько примеров - это случаи, получившие огласку в средствах массовой информации. В единый день голосования 18 сентября 2016 года в Псковской области КОИБы массово зависли, представители оппозиционных партий пытались добиться ручного пересчёта голосов, но в итоге им было отказано по формальным основаниям. В Свердловской области также 18 сентября в работе КОИБов произошёл сбой, наблюдатели от Компартии требовали ручного пересчёта на нескольких участках - результат тот же: не разрешили. В Карелии в тот же день - то же самое. В муниципальном образовании Санкт-Петербурга городе Ломоносове - то же. В Москве на выборах также произошли сбои в работе КОИБов, но избирательные комиссии отказали в ручном пересчёте. Подобных случаев много. Ещё в 2014 году депутаты нашей фракции, КПРФ, инициировали принятие предлагаемой нормы. Тогда, несмотря на поддержку инициативы другими парламентскими партиями, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отказалась проголосовать за принятие этого законопроекта. Единственным возражением, которое было приведено, стал довод об увеличении времени на подведение итогов. Однако это возражение выглядит безосновательным, поскольку на подавляющем большинстве избирательных участков итоги выборов по-прежнему подводятся путём ручного подсчёта голосов и контрольный пересчёт в ручном режиме на выбранных посредством жеребьёвки участках в целом никак не повлияет на общее время подведения итогов голосования. К тому же предусмотренное в законопроекте изменение не требует никаких дополнительных финансовых затрат. Уважаемые коллеги, призываю вас поддержать предлагаемое в законопроекте изменение. Эта корректировка предупредит возможные фальсификации со стороны недобросовестных членов избирательных комиссий, позволит обеспечить неприкосновенность итогов голосования с использованием КОИБов, повысить доверие к техническим средствам подсчёта голосов и, наконец, послужит достижению наших основных целей в этой сфере - повышению прозрачности и обеспечению легитимности проводимых выборов. Спасибо большое за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается внести изменение в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающее проведение вышестоящей избирательной комиссией жеребьёвки участков, где будет проходить контрольный подсчёт голосов избирателей, в течение получаса после подписания протоколов об итогах голосования и выдачи их заверенных копий ответственным лицам на всех избирательных участках, где голосование проводилось с использованием технических средств подсчёта голосов. Согласно действующей редакции федерального закона процедура контрольного подсчёта голосов избирателей, участников референдума проводится не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трёх избирательных участках, участках референдума), на которых использовались технические средства подсчёта голосов. При этом жеребьёвка проводится вышестоящей комиссией, как уже было сказано докладчиком, в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьёвки доводятся до сведения каждой участковой избирательной комиссии незамедлительно. В законопроекте предлагается проводить проверку работы используемых при голосовании технических средств подсчёта голосов путём ручного подсчёта голосов уже после подписания протоколов об итогах голосования, в то время как в соответствии с действующей редакцией закона такая проверка проводится именно в целях минимизации возможности подписания протокола об итогах голосования, содержащего недостоверные сведения, что может быть обусловлено использованием технических средств подсчёта голосов. Кроме того, согласно той же 68-й статье федерального закона участковые комиссии, которые используют технические средства подсчёта голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении подсчёта голосов без использования этих средств, то есть о проведении ручного подсчёта голосов, на основании поступивших обоснованных жалоб (заявлений) лиц, которые непосредственно присутствуют при подсчёте голосов. То есть участники избирательного процесса не лишены возможности защитить свои избирательные права путём подачи жалобы с требованием провести контрольный подсчёт голосов для проверки правильности результатов, полученных с использованием технических средств. Также следует отметить, что установленный действующим законодательством порядок проведения жеребьёвки, включая время начала жеребьёвки, обусловлен тем, что время окончания голосования является фиксированным и в зависимости от уровня выборов устанавливается либо федеральным законом, либо законом субъекта Российской Федерации, как правило, это 20 часов по местному времени. В законопроекте время начала проведения жеребьёвки увязывается с моментом подписания протоколов об итогах голосования и выдачи их заверенных копий на всех избирательных участках, где голосование проводилось с использованием технических средств подсчёта голосов. Этот момент не является фиксированным и зависит от множества факторов, в том числе от того, как докладчик говорил, что возможны сбои в работе технических устройств. Всё это не отвечает критерию универсальности и может привести к существенному затягиванию процесса подведения итогов голосования. На данный законопроект поступил отрицательный отзыв правительства. С учётом всего изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает данный законопроект отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Станкевич Игорь Валентинович, пожалуйста. СТАНКЕВИЧ И. В. Уважаемый Валерий Фёдорович, кто-нибудь всё-таки подсчитывал реальную разницу во времени подсчёта голосов на участках - независимо от того, захотел там кто-то подписать протокол или не захотел? Вам или мне понравился или не понравился результат технического голосования, где-то приняли протокол, где-то не приняли - все на территории муниципального образования сидят и ждут, когда будет независимая жеребьёвка для проверки. Вот всё-таки существующий порядок не кажется вам более прозрачным? Никто не знает результат, прошла жеребьёвка - и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Спасибо большое. Технически подсчёт голосов посредством КОИБов происходит очень быстро на всех участках, это подтверждено практикой. Дело в том, что вывести результаты из КОИБа и подписать протоколы по времени занимает максимум 20 минут. Мы предлагаем провести ручной пересчёт после того, как будут подписаны протоколы и не будет возможности их переписать, чтобы схватить за руку фальсификаторов, тех, кто залез в программное обеспечение и переделал протоколы. Здесь никакой задержки нет абсолютно: протоколы уже выведены и подписаны, они на руках в том числе у членов комиссии для выдачи наблюдателям. Никакой задержки по времени здесь законопроектом не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Валерий Фёдорович, давайте возьмём гипотетическую ситуацию: вот вышла комиссия, посчитали - результаты разошлись. Кого же мы будем обвинять: комиссию или техническое устройство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Если разошлись результаты выборов, подсчитанные вручную и с помощью КОИБов, то на этом участке в соответствии с законом результаты становятся недействительными и начинается ручной пересчёт уже на всех остальных участках. Это как раз и говорит о том, что должно быть доверие к техническому подсчёту через КОИБы, доверие! В чём заключается суть ручной проверки? Это как лакмусовая бумажка. Проверили, нет фальсификаций, всё сошлось - окей, всё хорошо, выдаём наблюдателям и говорим: составляем итоговый протокол. Если это случилось и есть разноголосица, тогда мы говорим: что-то не так, надо разбираться - и с итогами на этом участке будет разбираться уже вышестоящая избирательная комиссия, а пересчитывать будут все, ведь это значит, что возможность фальсификации есть и на других участках, где применялся технический подсчёт. Для этого и делается пересчёт, именно для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, вы знаете, что в основном, в 80 процентах случаев поводом для "бархатных", "цветных" и прочих революций были недостоверные результаты выборов. Скажите, пожалуйста, почему комитет против прозрачности процедуры? У нас ведь алгоритма, который заряжен в КОИБы, участникам, членам комиссии не допроситься, пересчёт фактически невозможен, более того, я вас огорчу, на предыдущих выборах применялись новые так называемые КЭГи, так с ними не то что членов комиссий - даже председателей не ознакомили! В чём же тогда смысл голосования, если вы не даёте подсчитать, определить результат волеизъявления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Николай Васильевич, мы как раз выступаем за прозрачность процедур голосования. И существующие нормы закона как раз это предусматривают. Я уже в содокладе отмечал, что в случае, если участник подсчёта голосов сомневается в правильности или предполагает, что есть нарушение, и от него поступила жалоба или заявление, участковая комиссия может принять решение о пересчёте результатов голосования на данном участке вручную. Я думаю, что эта норма вполне соответствует... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Рафаэль Мирхатимович, вот вы в конце своего выступления сказали, что правительство против. А при чём тут правительство? Если бы вы сказали, что в избиркоме мнение такое-то, это ещё было бы понятно. Или вы уже заранее предупреждаете свою фракцию, что правительство против и надо голосовать против? Мне кажется, тут никаких затрат нет, проголосуют - проведут вручную контрольный подсчёт, и всё. Объясните, пожалуйста. Или там всё же потребовались какие-то дополнительные затраты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемая Тамара Васильевна, когда мы рассматриваем законопроект, получаем на него отзыв правительства, и принимаем мы законопроекты всё-таки с учётом мнения правительства и замечаний, которые правительство по конкретному законопроекту высказывает. Вот поэтому я в содокладе и отметил, что на данный законопроект правительство направило нам отрицательный отзыв и не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Иван Иванович, спасибо. Валерий Фёдорович, у меня к вам вопрос. Территориальная избирательная комиссия понимает, в какое время подписаны протоколы, после того как их привезут непосредственно в территориальную избирательную комиссию. В связи с этим у меня вопрос: о каких тридцати минутах может идти речь и не считаете ли вы, что данная норма вообще невыполнима? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Абсолютно выполнимая норма. Если в законе это будет прописано, то она чётко будет выполняться избирательными комиссиями. Каждая участковая избирательная комиссия подсчитывает результаты автономно, в силу того как организована комиссия, как она выстроена, как распределены обязанности. И как только нажимают кнопку и из КОИБа выводится протокол результатов голосования, комиссия собирается, подписывает, после этого в течение получаса чётко и однозначно происходит жеребьёвка, не имеющая двойного трактования, всё передаётся в территориальную комиссию и территориальная комиссия проводит жеребьёвку. Времени для этого надо, я ещё раз повторяю, основываясь на практике, на технических данных, максимум полчаса для всех комиссий, которые проводят подсчёт с помощью КОИБов, - полчаса! - после чего территориальной комиссией будет проведена жеребьёвка. Никакого времени, тем более существенного, не затратит территориальная комиссия на то, чтобы подождать протоколы с результатами с избирательных участков. Никакого! Но будет огромная польза для избирателей, для партий, движений, для кандидатов: они будут иметь право убедиться, что на всех избирательных участках, именно на всех, где применялись КОИБы, результаты голосования КОИБ вывел такие же, как и вручную подсчитали члены комиссии. Данная норма не увеличивает время подсчёта результатов голосования, потому что ручной подсчёт на других участках, где нет КОИБов, будет продолжаться, а он в разы - в разы! - дольше, чем подсчёт с помощью КОИБов, здесь даже несущественно, полчаса или сорок минут, вручную в разы дольше! Это всё укладывается в общий итог подсчёта результатов голосования, увеличения времени не происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо. Валерий Фёдорович, после прочтения пояснительной записки складывается такое ощущение, что вы ставите под сомнение вообще легитимность избирательного процесса и прописываете - независимо от результатов вы уже прописываете, - что возможны фальсификации. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас статистика не по вашим альтернативным подсчётам, а вот именно по решениям суда, когда по решению суда было признано, что на тех или иных избирательных участках была фальсификация? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Я уже в своём докладе сказал, что, к сожалению, норма действующего закона не позволяет заставить избирательные комиссии проводить ручной пересчёт, нормы прописаны таким образом, что только по закону субъекта, только по решению ЦИК либо соответствующей избирательной комиссии проводится такая проверка. А в принципе, если уж честно сказать, закон запрещает ручной пересчёт, этим пользуются избирательные комиссии: они не разрешают делать это, даже когда явно идёт сбой КОИБов. Вот в Саратовской области - поднимите результаты - на 100 процентах КОИБов были сбои, и не разрешили провести ни одного пересчёта! То же и в Москве, в Санкт-Петербурге и в других регионах. Норма абсолютно неработающая! Вот сколько эту практику мы уже применяем на выборах, а норма, которая обязывала бы избирательные комиссии принять решение о ручном пересчёте, в законе отсутствует. А эта норма вносится не потому, что есть нарушения при подсчёте голосов, - и математика не та, и сбои прошли, и неопломбированные КОИБы, но всё равно результаты учитывают, - а потому, что доверие нужно! Контроль закладывается в законе, чтобы было доверие к выборам, доверие к результатам подсчёта голосов. Вот почему сразу "недоверие", что это за выражение такое? Мы закладываем в законе право на контроль именно для того, чтобы обеспечить доверие к выборам, а не потому, что мы не доверяем системе подсчёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". На самом деле вопрос, касающийся выборов, - это вопрос концептуальный, потому что в 6-й статье Конституции Российской Федерации записано... Я выступаю от фракции, поэтому прошу сразу учесть по времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте. ШЕИН О. В. В Конституции записано, что в России запрещено присвоение власти, и, когда происходят махинации на избирательных участках, это вовсе не какие-то мелкие нарушения, которые должны караться штрафами, а это именно узурпация власти, захват власти - преступление, относящееся к разряду преступлений против государства и общества. Статистика за последние десять лет показывает, что на самом деле привлекать к реальной ответственности этих махинаторов никто особенно не собирается. У нас за эти десять лет возбуждено и доведено до конца порядка ста тридцати уголовных дел на всю страну. Но что интересно, 25 процентов всех этих дел закончились деятельным раскаянием, когда суды сказали, что никого к ответственности можно не привлекать. Если мы посмотрим такую же статистику в целом по уголовным преступлениям в Российской Федерации, то это будет не 25 процентов, а 2. То есть если человек нахимичил на выборах, он может раскаяться и у него на порядок, в 10 раз больше шансов ускользнуть от ответственности, чем если бы он украл полкило картошки в магазине, хотя, ещё раз повторю, речь идёт о государственном преступлении. Вот из этих ста тридцати человек, которых всё-таки осудили, только двое были осуждены к реальным срокам лишения свободы, один - к исправительным работам, остальные отделались штрафами и условными наказаниями. То есть существующая модель законодательства просто провоцирует нарушения, поскольку никаких реальных механизмов ответственности это не предусматривает. Теперь что касается 67-го закона и отдельно 68-й статьи о подсчёте голосов. Как раз подсчёт голосов и является одним из наиболее дерзких и вызывающих наибольшее возмущение в обществе элементов. Что получилось в 2011 году, когда были самые массовые выступления? Днём везде была тишь, гладь да божья благодать, но, как только село солнышко и члены избирательных комиссий остались наедине, выяснилось, что, оказывается, показывать отметки в бюллетенях никому из наблюдателей от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", КПРФ и ЛДПР никто не собирается. Избирательная комиссия смотрела отметки в бюллетенях так: председатель смотрел на эту отметочку с лицевой стороны, а к остальным членам комиссии эта бумага была повёрнута белой стороной. Так было в Астрахани, так было в Москве, так было в других регионах. Единственное, где такого не было, - это вот к сведению наших коллег, братьев по оружию из КПРФ, - так это как раз там, где были КОИБы. Что показала статистика в 2011 году? В среднем по стране разница между ручным подсчётом и КОИБами была 5 процентов, и во всех этих случаях эта разница была не в пользу уважаемой партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В десяти регионах разница была более чем 5 процентов, в том числе в Челябинске - порядка 10, на Ставрополье - порядка 10, в Москве - 18 и в Астрахани - 37 процентов. Там, где в 2011 году были КОИБы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" получала порядка 40 процентов, а рядом, на соседних участках - 3 процента, и разница доставалась вовсе не вам, не ЛДПР и тем более не какому-нибудь "ЯБЛОКУ". Поэтому на самом деле КОИБ - вещь очень полезная, очень правильная, зарубежный опыт это показывает. Почему в странах Латинской Америки, где огромные страсти, где раньше были диктатуры, все эти тонтон-макуты, Пиночет, Дювалье, Стресснер, где людей с вертолётов сбрасывали на землю, где были концлагеря и понятно, что всё это оставило после себя колоссальную зону коррупции, взяточничества и огромный пласт правонарушителей, - почему там по итогам выборов нет массовых выступлений именно в связи с сомнениями в результатах подсчёта голосов? А там машины стоят для голосования - КОИБы, КЭГи (по-другому, правда, называются). Вот в Венесуэле, где в последний раз разница была небольшая, порядка 1,5-2 процентов голосов между победителями и теми, кто оказался на втором месте, сомнений в результатах не было ни у кого: машины всё совершенно честно, корректно посчитали. Это мировой опыт. Вы же нам предлагаете некоторый вариант луддизма, то есть на самом деле отказ от того, что прогрессивно - и в мире, и, кстати, в России тоже выборы 2011 года и последующие это показали. Кстати, можно по-разному относиться к ассоциации "Голос" - кому-то она симпатична, кто-то к ней относится как к американскому агенту, - но, когда я однажды спросил Лилию Шабанову о том, есть ли, по их мнению, разница в результатах, полученных с помощью КОИБов и путём ручного подсчёта, мне было сказано следующее: везде, где потом был ещё ручной подсчёт, разницы не оказалось. И это при крайне критическом отношении "Голоса " к российской модели оценки победителей на выборах. То есть на самом-то деле реальная практика показывает: именно ручной подсчёт - это то, что препятствует корректному выявлению победителя в ходе избирательных кампаний. Далее - содержательно. В чём ключевая проблема существующей системы оценки победителя? Проблема заключается именно в том, что невозможно удостовериться, кто реально победил, а кто проиграл, и это действительно провоцирует социальные выступления. Только с учётом того, что необходимо, чтобы не было сомнений в честности подсчёта, только с учётом того, что необходимо, чтобы все сказали, мол, да, голоса действительно считаются корректно, - только с учётом этих соображений мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поддерживаем законопроект, предложенный коллегами из фракции КПРФ, потому что это тот самый случай, когда лучше немножечко сделать перекос в сторону демократии, чем потом получить совершенно справедливое возмущение народа, который скажет, что его голоса украли, что он не доверяет этим выборам и результатам подсчёта голосов на этих выборах. И к чему необходимо идти? К ужесточению уголовной ответственности для нарушителей: к исключению возможности всякого рода условного осуждения, всяких случаев деятельного раскаяния, потому что это преступление против государства и народа, это воровство власти - антиконституционное преступление; безусловно, надо идти к увеличению как раз числа КОИБов и КЭГов. Вы говорите, что ломаются, - ну понятно, ломаются, а они когда были выпущены-то? Ещё при президенте Медведеве, в 2008 году, им десять лет! Для автомобиля срок страховки по каско составляет шесть лет, потом уже не страхуют; возьмите любой гаджет - ноутбук, мобильный телефон: очевидно, что если эта техника служит уже второе десятилетие, то она работает, мягко скажем, не совсем корректно. Поэтому необходимо, наоборот, заменять эту технику на более новую, на более современную. Исходя из принципа корректности избирательных процессов, ещё раз повторяю, исходя из принципа открытости и транспарентности фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает вашу луддистскую поправку к закону, хотя, повторю ещё раз, на самом деле не за этим надо смотреть в ходе пресечения махинаций на избирательных участках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, что такое в принципе КОИБ? Это сканер, который устанавливается над избирательной урной, то есть это совершенно беспристрастная машина, этой машине совершенно безразлично, у кого какие взгляды, какие партии и так далее, поэтому использование электронных средств подсчёта голосов - это просто хороший выход, чтобы избавиться от махинаций на выборах. Тем не менее программисты - а сейчас программисты очень умные пошли - нашли уязвимые места. Вот, например (и Валерий Фёдорович уже говорил об этом), отключается электроэнергия: на минуту, раз - и отключили, начинается перезагрузка, и что в это время произойдёт, одному богу - или программисту - известно. Или два ключа - один нормальный, другой фальшивый. Может такое быть? Может, а может и не быть! Дальше - может КОИБ отличить настоящий бюллетень от ксерокопии? И так далее, вопросов таких, собственно, возникает много, и вот это всё с технической точки зрения может быть, а может и не быть, но ведь сомнения-то есть, эти сомнения остаются, а для нас сомнения в результатах выборов - это сомнения в легитимности государственной власти. Мы с коллегами неоднократно ездили в страны СНГ, где были в качестве международных наблюдателей на выборах. Здесь коллега - Олег Васильевич - уже говорил о странах Латинской Америки, а я скажу немножко о государствах, которые рядом. Армения. Мы говорим о времени, о том, что много времени потратим, если будем считать ручным способом, пересчитывать после того, как будут подписаны протоколы, - а ничего подобного! Вот смотрите, в Армении несколько степеней защиты, то есть мало того, что надо прийти и пальчик приложить, считывающее устройство вам выдаст, кто вы такой, идентифицирует вас, так там ещё вот такой вот конверт будет, куда вложен бюллетень (я вам показываю!), у конверта отрезан уголок, вот сюда вставляется бюллетень, и это один этап, так скажем. То есть сначала считывающее устройство, потом этот бюллетень, который не является бланком строгой отчётности, затем бюллетень укладывается в конверт с отрезанным уголком, далее наклеивается марочка - это всё надо пройти, а на это нужно время, это время! - и только потом вот этот заклеенный конверт падает в избирательную урну. Времени не жалеют - почему не жалеют времени? Потому что прекрасно понимают, что должна быть легитимность власти. Южная Осетия: там на обратной стороне бюллетеня расписываются все наблюдатели, то есть это же надо подойти, расписаться, и это время - тоже не жалеют времени! Я думаю, нам тоже не надо жалеть времени, потому что мы в очень сложной геополитической ситуации, а тем более предстоят выборы президента - это главные выборы для страны, и надо, чтобы эта власть оказалась легитимной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Валерий Фёдорович! Я очень коротко. Прежде всего, коллеги, я вас поздравляю с тем, что вы наконец-то дождались, что ваш законопроект включён в программу, дошёл до рассмотрения, но это, наверное, единственное, с чем я могу вас поздравить. Вы уж извините, Валерий Фёдорович, но, к сожалению, мы не можем поддержать ваше предложение - объясняю почему. Уважаемые коллеги, если кто-то не сталкивался, скажу: вот всё, что сейчас сказала предыдущая выступавшая о том, что может быть с КОИБом, - он может зависнуть, может быть отключение электроэнергии, может попасть какой-то фальшивый бюллетень (хотя в техзадании всё это предусмотрено), - всё это может быть. Именно поэтому раньше была предусмотрена обязательная жеребьёвка сразу после того, как закончилось голосование, на 10 процентах избирательных участков, и мы не знали, где это будет. Вот на 100 процентах участков стоят КОИБы, из них на 10 процентах участков проводится жеребьёвка, и вы не знаете, на каком участке это будет, и там в обязательном порядке сначала проводится ручной подсчёт голосов, а если всё совпало с тем, что КОИБ выдал, то даётся команда, и на всех остальных избирательных участках, где стоят КОИБы, на 90 процентах участков, мы уже ручной подсчёт не делаем, нажимаем кнопку - получаем протокол, и это правильно! Но потом, к сожалению, стараниями ваших коллег по Госдуме предыдущего созыва эта норма была написана иезуитски витиевато: либо в законе это должно быть предусмотрено, а практически нигде в местных законах это не предусмотрено, либо должно быть решение Центральной избирательной комиссии, которая тоже этими решениями, как вы понимаете, не злоупотребляет. И если, уважаемый Валерий Фёдорович, мы примем ваш вариант, то получится следующая ситуация: мы не подсчитываем, не проводим жеребьёвку, а вышестоящая избирательная комиссия в соответствии с законом должна будет обзвонить 5 процентов комиссий, спросить, дескать, все ли вы подсчитали бюллетени, выдали протоколы, - ага, все, ну хорошо, а теперь давайте проведём жеребьёвку. Провели жеребьёвку и говорим, что на таких-то избирательных участках необходимо провести ручной подсчёт голосов. Но все протоколы-то уже разбежались, и тогда, если на каких-то избирательных участках данные не совпадут, только там будет действительно засчитано то, что подсчитали вручную, а на всех остальных уже нет, и мы никак, судя по вашему законопроекту, не сможем на эту ситуацию повлиять. Мы вас с удовольствием поддержали бы, если бы вы внесли изменение, что в обязательном порядке сразу, через полчаса после окончания подсчёта, вернее, голосования мы должны были бы делать это везде, вот это было бы правильно, а не по решению ЦИК, которое может быть, а может и не быть. И в проекте закона, к сожалению, не всё предусмотрено. В этом отношении вы только усложняете установление результатов голосования, поэтому, извините, фракция ЛДПР вас здесь не поддерживает, хотя нас заподозрить в симпатии к этим товарищам трудно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, выступление от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот правильно, когда здесь выступают те, кто прошёл через суды, дошёл до Страсбургского, поймал мошенников за руку на 184 из 285 участков и даже без наличия соответствующей нормы закона заставил пересчитать голоса после КОИБа и обнаружил серьёзные несоответствия, понимаете? С моей точки зрения, комитет в принципе вредит государству. Почему? Потому что, как я уже сказал, большая часть всех "цветных революций" и американская технология 51 шага к свержению любой власти зиждутся как раз, во-первых, на нечестных выборах, во-вторых, на коррупции. По мнению экспертов, Российской Федерацией пройдено 27 шагов. Принятие законов, которые делают избирательный процесс прозрачнее, уберегает власть. В большей части стран, которые называют себя демократическими, цивилизованными, процессу выборов уделяют серьёзное внимание. Речь не идёт об Америке, я Америку не считаю серьёзной страной, потому что там нет никаких выборов, там есть выборщики и есть манипуляции. Вот почему Армения? В Армении, я вам напомню, за полгода до выборов был захвачен в центре города отдел внутренних дел. Там есть Степанакерт, где ребята в состоянии подняться и с ружьями в руках свергнуть власть. Нам такое нужно? Проблема в чём? Проблема заключается в том, что у нас действует принцип: себе - всё, а противнику - закон, который написали. Ведь получается, что все комиссии ваши, понимаете? Я тем, кто не понимает, говорю, что любое электронное устройство, сделанное человеком, предполагает заложенный в него алгоритм, который можно изменять. Вот я вам скажу: я на каждых выборах просил дать мне алгоритм, заложенный в КОИБ, - нет! Ну можно же туда просто флешечку вложить, и дальше уже не важно: можно ничего не бросать или можно наполнить бюллетенями - но результат-то он выдаст тот, который зарядили через флешку. С моей точки зрения, если мы с вами за честные выборы и за учёт мнений избирателей, надо делать систему максимально прозрачной. Если мы будем делать так, как хотим, то это всё равно к ружью приведёт, потому что фальсификация выборов обозначает на самом деле захват власти. Мы с вами в прошлом созыве - Сергей Владимирович, напомню вам - принимали по итогам выборов в Ростовской области специальное постановление (кстати, я поймал на фальсификации сто участков в городе Шахты - помните?), к сожалению, на многих участках не было ваших наблюдателей. Вот если бы мы хотели честных выборов, то мы бы: а) пропорционально формировали комиссии, чтобы в них не было чьего-то большинства, то есть пропорционально от количества участников; б) мы давали бы проверять списки избирателей: ну что же это за подсчёт, если никто не может сверить количество брошенных в урны бюллетеней с тем, сколько же людей реально проголосовало; в) убрали бы возле участка экзитпол, который является, так сказать, корректировщиком огня и способствует фальсификации выборов, потому что там, как правило, стоят даже не аккредитованные в избирательной комиссии люди, которыми управляет местная администрация. Ну и самое страшное, когда результат гарантируется и происходит искривление, потому что на каждом уровне власти пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле, и в результате забрасывают невероятное количество голосов и искажается весь процесс выборов. С моей точки зрения, этот закон никакого ущерба не нанесёт. Пересчитать - ну какая разница? По КОИБам результат есть через десять минут после закрытия участков - это для тех, кто не знает. Нажали кнопочку - вот результат. Пожалуйста, пересчитывайте! Вы всё равно быстрее посчитаете, чем на любом участке, где надо раскладывать бюллетени. Но в целом это оберегает от нечестности на выборах. Надо ужесточить ответственность за фальсификацию, потому что в принципе идёт коррупция на участках. Могу вам прямо заявить: у меня заактировано десять видео, которые мы сняли на предыдущих выборах, можете в "YouTube" посмотреть. На одном там член комиссии заряжает КОИБ внаглую, на другом члены комиссии встали футбольной стенкой, загородили обзор наблюдателям, избирателей нет, а зампредседателя комиссии бросает бюллетени в урну пачками. Вы разве не видели по "Центральному телевидению"? Это в Ростове было. А как вам ситуация, когда после того, как урну опечатал полковник полиции, председатель посылает под три черты, срывает печать и начинает считать? Ну что это за выборы? Ну вы поймите, так нельзя, ведь мы вредим своей стране и себе! Если мы хотим жить в дружной, процветающей, возрождающейся стране, то: а) надо принимать прозрачный закон и правильно считать голоса; б) надо, чтобы Центробанк и правительство заботились об экономике страны, а не преследовали свои личные интересы; в) надо систему образования ориентировать на то, чтобы детей воспитывали на мультфильмах 56-го года и русских народных сказках. Я вас уверяю, тогда у нас будет прекрасная передовая страна и всё будет в порядке. Я оговорился: не только русских, на сказках народов Российской Федерации. У всех народов есть прекрасные сказки - это касается и морали, и культуры, и всех остальных вопросов. Я предлагаю вам, если вы действительно за процветание страны и за чистоту на выборах, поддержать законопроект, - ко второму чтению будут учтены ваши предложения - сделать систему ещё более открытой и идти вперёд, а не шагать назад. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Грибов Александр Сергеевич. Выступление от фракции. ГРИБОВ А. С. Уважаемые коллеги, начали с КОИБов - пришли к Центробанку, к русским сказкам и вообще к судьбам страны! На самом деле любая идея, которая касается повышения открытости и легитимности избирательного процесса, заслуживает внимания, и здесь все абсолютно правы, но давайте всё-таки посмотрим, какая же инициатива предлагается и какая у неё конечная цель. Я взял пояснительную записку, разобрал её, проанализировал аргументы, которые приводятся, и подготовил свои возражения. Здесь прозвучало, что действующая норма федерального законодательства, обязывающая проводить жеребьёвку строго в течение получаса после окончания времени голосования, не соответствует основной цели этого проверочного мероприятия, поскольку итоги голосования на участках ещё не подведены и проверять ручным пересчётом нечего. Коллеги, норма, которая предлагается, во-первых, должна быть направлена на то, чтобы проверить, как сработал КОИБ, как сработала машина, а не "нечистоплотные" члены избирательных комиссий. Во-вторых, сегодня неоднократно звучало, что КОИБ - это опасное средство и в КОИБ может быть осуществлено противоправное вмешательство. Открываем средство массовой информации - цитата: "Сегодняшний уровень развития технических средств позволяет исключить влияние нежелательных элементов в этой процедуре". Здесь с вами, коллеги, много работал, я думаю, не один созыв, ныне член избирательной комиссии уважаемый Николай Левичев - это он сказал в своём интервью о комплексе обработки избирательных бюллетеней. Сегодня говорили о мнениях экспертов, которые постоянно тестируют систему на прочность, в том числе упоминали о корпусе независимых наблюдателей, которые всегда пристально следят за избирательным процессом. В частности, Евгений Федин, представитель достаточно критически настроенного по отношению к избирательному процессу наблюдательного общественного движения "Сонар", говорит: "Я пытался проверить, можно ли записывать в контрольное соотношение нужный код, который КОИБ должен выполнить, на демонстрации устройства в Центральной избирательной комиссии. Принёс специальную флешку, на которой подготовил код. В ходе опыта изменил положенную карту на собственную. Эксперимент провалился: КОИБ никак не отреагировал на мои манипуляции". Уважаемые коллеги, конечно, время идёт вперед, и сейчас КОИБы работают так, что очень сложно на них какое-либо противоправное воздействие оказать, и об этом сегодня уже говорил коллега Шеин. Чтобы действительно повысить прозрачность избирательного процесса, нужно предлагать соответствующие меры, нужно соблюдать права наблюдателей, нужно смотреть, чтобы сотрудники избирательных комиссий относились честно и открыто к своей работе, а эту предложенную меру фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит, потому что проблему, о которой сегодня говорили с этой трибуны, она не решит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Включите микрофон, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо. Я кратко, скажу буквально пару слов. Прежде всего, хотелось бы всё-таки услышать ответ на поставленный мною вопрос по поводу судебной практики, потому что легко в пояснительной записке и с трибуны пытаться поставить под сомнение легитимность избирательного процесса, заранее всех клеймить и говорить, что кругом фальсификация и нечестное подведение итогов избирательной кампании... Я хотел бы сказать буквально пару слов, ответить по поводу того, что "комиссии ваши", и, я думаю, мои коллеги из фракции КПРФ прекрасно знают, о чём я буду говорить. Так вот, уважаемые коллеги, я не одну избирательную кампанию проходил и выигрывал не благодаря, а вопреки, с достаточно большим отрывом по голосам избирателей, поданным за меня, и я хочу сказать, что даже с учётом всего того, что здесь говорится, представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" никогда не ходили и не оспаривали результаты избирательной кампании, потому что они знали и понимали честность избирательных кампаний, которые я проводил. Это я говорю к тому, что, если есть какие-то вопросы и сомнения - мы живём в правовом государстве, никто не отбирает у вас право идти в суд и в суде доказывать, что была какая-то фальсификация и так далее. А этот законопроект, честно скажу, нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Тоже нет. Заключительное слово предоставляется докладчику. Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, огромное спасибо и за вопросы, и за ответы. И то, что вы неравнодушны, подтверждает, что данный законопроект интересен и его надо поддержать обязательно: посмотрите, от всех фракций выступали с каким интересом, с горящими глазами! Олег Васильевич, мы же не говорим про КОИБы, в законопроекте нет отрицания необходимости технических средств, которые применялись бы на выборах. Я в своей речи сказал, что это прогрессивные технические средства и их надо использовать. Мы все, сидя здесь, в зале, прекрасно понимаем, о чём речь, - о доверии. Есть ли доверие у нас, как у кандидатов, у нас, как у депутатов, у нас, как у граждан, у партий, у движений к тому новому, что внедрено в выборную систему? А когда нет доверия - избиратель не идёт. Последние выборы показали, что даже на выборы в Государственную Думу народ, избиратель не пошёл - не пошёл! По крупицам, понемножку, по капельке надо это доверие завоёвывать, возвращать это доверие! Этот законопроект не всеобъемлющий, этот законопроект - точечный, в нём говорится о том, что доверие повысится, поскольку сейчас есть вопросы к действующему законодательству, - вот о чём речь идёт! Ведь есть недоверие - нет явки. Вот сегодня поставили задачу в связи с выборами президента: "70 процентов на 70 процентов" - позорище! Как будете выполнять, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с ЛДПР? Явка 70 процентов!.. Давайте поддержим этот законопроект, президент заметит, что вы проголосовали, он оценит вашу работу, так сказать, над тем, чтобы явку повысить, - подумайте об этом, ведь доложат, что вы против проголосовали и ещё усугубили недоверие, имейте это в виду! Норма о пересчёте сейчас необязательная - зачем тогда вообще её вводили в закон? Ввели бы КОИБы и сказали, что всё хорошо, всё замечательно и пересчитывать не надо! Однако ввели уже в закон! Поэтому вот этим законопроектом и предусматривается норма, которая позволила бы ещё более легитимизировать выборы, повысить доверие к ним. Отзыв правительства - ну а что вы хотели от правительства? Кто лидер? "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а Медведев - лидер "ЕДИНОЙ РОССИИ". Какое он ещё заключение сделает?! И денег не надо! "Денег нет, но вы держитесь" - мы уже все знаем эту знаменитую фразу. Здесь денег не надо, зачем отрицательное заключение давать?! Дайте положительное заключение - и всё, у вас же, у правительства, денег на этот закон не требуют! Наказание за фальсификации. Избирателю не нужны наказания. Вы где-нибудь слышали, что нужны наказания, тюрьма, расстрел и всё остальное? Избирателю нужно доверие. Вот это как раз и будет способствовать, приводить к повышению доверия к выборной системе, к выборам, именно к выборам. По флешкам и программам. На прошлых выборах в Москве в субботу все флешки со всех КОИБов собрали, не предупредив ни одну партию, ни одного кандидата, ни одного наблюдателя, только программистов, что-то с ними сделали в московской городской избирательной комиссии и вновь вернули. Что сделали? Никто не сказал, не объяснил. Это вызывает доверие к флешкам и к программам? Что туда заложили? Есть программы, которые в определённый час могут внести изменение в программное обеспечение, пересчитать и самоуничтожиться, а вы эту флешку потом на проверку отдадите - и никто ничего не найдёт! У нас залезают в банки, взломали Пентагон, а вы думаете, что не залезут в эту флешку, что ли? О чём вы говорите?! По судам. Альшевских Андрей Геннадьевич, ну что лукавить? Чьи суды? Суды назначаются президентом, на всю страну одной личностью. И избирательные комиссии ваши - "ЕДИНОЙ РОССИИ", - и суды ваши. И что вы хотите в результате? У нас в Ростове... Вот сейчас Коломейцев выступал - какие меры приняли по Ростову? Никаких! Давайте будем возвращать это доверие избирателей, чтобы они толпами пошли, чтобы 70 процентов не натягивали и через колено не ломали со словами: "Иди, или мы нарисуем 70 процентов", - а вот такими законами можно вызывать доверие, и только доверие. Прошу поддержать. Сами потом будете радоваться и говорить: "Мы поддержали, закон доверие вызвал, явка повысилась. Это мы - "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - сделали!" Отдаю лавры первенства вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Депутату Марданшину включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём выступлении Валерий Фёдорович сказал, что все фракции поддержали данный законопроект, но это же не так: практически все фракции не поддержали этот законопроект, и наш коллега, член Комитета по государственному строительству и законодательству Иванов Сергей Владимирович привёл подробные аргументы относительно того, почему этот законопроект нельзя принимать. И я со своей стороны ещё добавил бы, что даже в случае принятия данных поправок эта норма не будет работать, на практике её невозможно будет применить. Когда говорится о том, что после подсчёта голосов и только после того, как будут выданы заверенные копии протоколов об итогах голосования, только после этого проводить подсчёт голосов ручной... Мы же все проходили выборы, мы же знаем, что после того, как раздаются копии протоколов об итогах голосования, члены участковых комиссий и с правом решающего голоса, и с правом совещательного голоса практически сразу расходятся. А что делать в случае несовпадения голосов и пересчёта? Где их собирать, как их искать? Законопроект не проработан, его однозначно нельзя принимать. Комитет рекомендует данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 19 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 34
О проекте федерального закона № 1135906-6 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка подсчёта голосов на избирательных участках).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Просьба от автора: в связи с напряжённым порядком работы рассмотрение 26-го и 40-го вопросов перенести на 5 апреля.
Законопроекты под пунктами 26 и 40 перенести на 5 апреля. Нет возражений? Нет.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 1135906-6 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка подсчёта голосов на избирательных участках).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Просим рассмотрение 33-го вопроса перенести на следующее заседание.
Итак, коллега Парфёнов предложил рассмотрение 33-го вопроса перенести. Нет замечаний? Нет, переносим.