Заседание № 42
17.05.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 113573-8 "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1604 по 1849 из 5798
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Анатольевича Панкина. Пожалуйста, Александр Анатольевич. Подготовиться Виктору Петровичу Водолацкому. ПАНКИН А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов ОДКБ, подписано на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 16 сентября прошлого года в Душанбе в том числе Президентом Российской Федерации. Документ был разработан в соответствии со статьёй 15 Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ от 10 декабря 2010 года. Хочу отметить, что соглашение необходимо для урегулирования правовых вопросов, которые могут возникать в случаях направления в рамках ОДКБ коллективных воинских формирований на территорию одного из государств - членов организации. Для справки: в прошлом году было пять разноплановых учений коллективных сил - быстрого реагирования, разведки, материально-технического обеспечения, миротворческих - с задействованием многотысячных контингентов, до 10 тысяч человек. Соответственно, в данном соглашении поднимаются вопросы разграничения юрисдикции при совершении правонарушений либо преступлений, организации раскрытия и расследования преступлений, взаимодействия компетентных органов, легитимности собранных доказательств, перемещения через государственные границы материалов уголовных и административных дел. В настоящее время они регулируются на основании общих положений конвенции о правовой помощи и двусторонних соглашений, что является явно недостаточным, в том числе в условиях изменившейся геополитической обстановки. Подписанное соглашение предусматривает юрисдикцию, и это самое главное, направляющих военнослужащих государств на территории принимающего государства в местах дислокации войск, а также в случае совершения этими военнослужащими за пределами мест дислокации преступлений и иных правонарушений при исполнении служебных обязанностей или направленных против интересов своего государства. Поэтому в соглашении закреплены решения по целому ряду вопросов, касающихся взаимодействия правоохранительных органов, создания совместных межгосударственных следственно-оперативных групп, признания полученных доказательств, взаимного информирования, возможности привлечения в процесс адвокатов, являющихся гражданами принимающего государства, ну и перемещения через границы государств - членов ОДКБ без досмотра опечатанных материалов уголовных и иных дел и вещдоков. Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку касается вопросов обеспечения международного мира и безопасности, а также содержит правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона о ратификации соглашения был рассмотрен 13 мая на заседании Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Петровича Водолацкого. Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем Виктора Петровича. (Аплодисменты.) Он уполномочен Государственной Думой быть координатором наших межпарламентских связей с Луганской Народной Республикой и, как вы знаете, был откомандирован для выстраивания этих отношений, оказания помощи в рамках парламентского измерения ЛНР. Сегодня он приехал для того, чтобы принять участие в рассмотрении законопроекта, но всё остальное время постоянно находится на территории Луганской Народной Республики, так же как Саблин - на территории ДНР, потому что Совет Государственной Думы его уполномочил вести работу по взаимодействию в рамках межпарламентских связей в Донецкой Народной Республике. И, мы с вами уже этот вопрос обсуждали, откомандировали добровольцем нашего коллегу Адама Султановича Делимханова: с начала специальной военной операции он находится на Украине в составе подразделения добровольцев Чеченской Республики. Уважаемые коллеги, вчера на заседании Совета мы обсуждали этот вопрос, и сегодня хочу об этом сказать: нам поступают обращения от депутатов с просьбой направить их в действующие части - хочу сразу подчеркнуть, что это возможно, только если данная инициатива будет поддержана Министерством обороны. Вот Швыткин Юрий Николаевич, военнослужащий, полковник, награждён орденами Мужества: он не просто обратился, а настоятельно просит использовать его знания в рамках специальной военной операции. Коллеги, опять-таки должен быть запрос Министерства обороны. Если Министерство обороны сочтёт возможным, конечно, откомандируем. Но нам также здесь важно, чтобы работа велась эффективно как в зале пленарных заседаний, так и с избирателями: мы должны помогать нашим солдатам, офицерам эффективно решать боевую задачу, но и, конечно, должны помогать нашим гражданам, заниматься решением внутренних проблем - поднимать экономику, развивать её, противодействовать санкциям. Вот пример Водолацкого, который работает непосредственно в ЛНР, но приезжает на рассмотрение вопроса, показывает, что в данном случае такой формат возможен, но, когда это начинает приобретать стихийный характер, ясно, что это может просто сказаться на работе парламента в целом. Хотелось бы на это обратить ваше внимание, потому что у нас, я ещё раз подчёркиваю, таких обращений много. Извините, Виктор Петрович. И ещё раз спасибо за то, что вы делаете в рамках той работы, которую ведёте непосредственно на территории ЛНР. Пожалуйста, вам слово. (Аплодисменты.) ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Я тоже на полсекунды, Вячеслав Викторович, отвлекусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Конечно, там другой мир. Когда пересекаешь границу и приезжаешь туда - то, что там видишь воочию, бывая на передовой, то, что там делают сегодня с нашими людьми, с Русским миром... Конечно, это другое измерение и другое восприятие жизни. Я встречался со своими коллегами - и с Адамом Делимхановым, и с Саблиным - на территориях, которые сегодня по поручению Вячеслава Викторовича мы курируем, и могу сказать, что депутаты Государственной Думы всегда первые там, откуда только что ушли националисты. Коллегам, которые приезжают с гуманитарной помощью, могу сказать: от всех жителей Донбасса вам огромная благодарность за ту работу, которую вы делаете. (Аплодисменты.) Ну и в региональную неделю мы с Саблиным всегда рады будем видеть вас на освобождённых территориях, в тех городах и районах, которые только что освобождены от нацистов, там люди готовятся к нормальной жизни уже вместе с Российской Федерацией. Всегда готовы оказать помощь в приезде, в размещении, в посещении мест, для того чтобы жители Донбасса видели, что Государственная Дума не только вот в этот период, а постоянно будет находиться вместе с ними в контакте, поэтому в региональные недели, пожалуйста, приезжайте, мы вас будем рады видеть. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Развитие взаимодействия государств - участников ОДКБ в сфере правовой помощи и правовых отношений по делам, связанным с временным пребыванием на их территориях формирований сил и средств системы коллективной безопасности, является одним из приоритетных направлений нашего сотрудничества по системной взаимной интеграции в рамках СНГ. Подчеркну, что соглашение направлено на создание механизма сотрудничества компетентных органов государств - членов ОДКБ по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств - членов ОДКБ. Обращу внимание ещё на два важных момента в соглашении. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит национальному законодательству запрашиваемой стороны. В отношениях друг с другом компетентные органы сторон используют русский язык. Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его положения значительно облегчают возможность взаимодействия компетентных органов. Соглашение также создаёт базу для взаимодействия государств - участников ОДКБ в области пресечения противозаконной деятельности. Вступление в силу соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства. В комитете по делам СНГ проведена необходимая экспертная работа. В подборе материалов имеются положительные заключения Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович, не уходите пока. Коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список записавшихся на вопросы. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Анатольевич, вы, вероятно, лучше меня знаете, что за последние 20 лет большая часть силовиков государств Средней Азии, в том числе входящих в ОДКБ, активно обучались в военных вузах США и Турции и в связи с этим у многих среднеазиатских республик есть рамочные договоры, в том числе с Турцией. Ну и кроме того, вы знаете, что люди, которые по отношению к России хорошо настроены, в частности в Казахстане, сегодня сидят в тюрьме. В полной ли мере это соглашение учитывает существующие соглашения среднеазиатских республик с Турецкой Республикой, с США и со странами Евросоюза? ПАНКИН А. А. Ну, собственно говоря, данное соглашение касается перемещения воинских контингентов наших стран, шести стран - членов ОДКБ, которые задействованы в учениях и иных операциях с участием только этих стран. Ну, иногда приглашаются наблюдатели, но это никак не связано с характером, профилем, полученным образованием офицеров или иного состава, который задействован. Речь идёт о возможных совершениях правонарушений, от самых мелких административных до уголовных, всякое бывает. Я назвал цифры: огромные массы людей, техники перемещаются, и происходят инциденты. Но вот это, на мой взгляд, не стыкуется с тем, что происходит (к сожалению, да): в условиях провозглашаемой многовекторности происходит сотрудничество, в том числе военно-техническое, военно-образовательное, среднеазиатских и не только среднеазиатских государств, у нас Армения тоже активна в этом отношении, но, я повторяю, предмет соглашения никак не связан с этой деятельностью. Он связан только с нами, с государствами - членами ОДКБ, нашими национальными юрисдикциями, они становятся как бы экстерриториальными, когда коллективные силы оказываются на территории одного из государств. Я не знаю, в какой степени мой ответ удовлетворил вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Анатольевич. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Виктора Петровича за содоклад. Ну и, насколько понимаю, Виктор Петрович, вы... Уважаемые коллеги, пожелаем успехов Виктору Петровичу в решении задач на территории Луганской Народной Республики. (Аплодисменты.) Переходим к выступлениям. Есть желающие? Нет. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 18 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. За - 422, против - нет, воздержавшихся нет.