Заседание № 18
О проекте федерального закона № 1135408-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования вопросов создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Николая Михайловича Харитонова. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2021 года. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования режимов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток с целью обеспечения благоприятных условий для инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Ко второму чтению концептуальные положения правительственного законопроекта были сохранены и уточнены. В связи с корректировкой полномочий Минвостокразвития и реформой наблюдательного совета свободного порта Владивосток законопроект дополнен переходными положениями. Также по предложению Росреестра вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Всего ко второму чтению к законопроекту поступило 16 поправок от депутатов Государственной Думы, все они включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Комитет предлагает поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении предлагаем вынести законопроект на рассмотрение в третьем чтении 16 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 45 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 08 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принят во втором чтении единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Предлагаем вынести законопроект на рассмотрение в третьем чтении 16 декабря 2021 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Согласились.
Заседание № 360
О проекте федерального закона № 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (в части совершенствования правового регулирования вопросов создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Михайлович Волков. Пожалуйста. ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представлен законопроект, направленный на совершенствование основных преференциальных режимов на Дальнем Востоке, это касается территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Законопроектом вносятся важные изменения, которые продиктованы нашей правоприменительной практикой, а также предложены резидентами и направлены на улучшение, донастройку действующих механизмов и системы преференций территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Среди этих изменений назову только основные. Мы хотим перейти от перечисления в актах правительства, которые связаны с созданием конкретной зоны, разрешённых видов деятельности по ОКВЭД (там длинный и полный перечень) к указанию запрещённых видов деятельности, видов деятельности, которые нельзя вести на ТОР. У нас так сейчас в законе и в Налоговом кодексе: в части, касающейся резидентов, содержатся виды деятельности, при реализации которых не предоставляются соответствующие режимы, - это банковская и страховая деятельность, добыча углеводородов, лесозаготовка и другие высокомаржинальные виды деятельности. Законопроектом предоставляется возможность объединения ТОРов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, что тоже актуально в рамках действия режима. Мы также предлагаем реформировать наблюдательный совет свободного порта Владивосток, создать наблюдательные советы на территории каждого субъекта Российской Федерации, включённого в состав свободного порта Владивосток, вместо одного наблюдательного совета. Я напомню, когда мы с вами принимали закон "О свободном порте Владивосток", речь шла только об одном субъекте - о Приморском крае. Потом в рамках поручения президента режим свободного порта Владивосток был расширен на четыре субъекта Российской Федерации, а наблюдательный совет у нас был один, и фактически, как орган, он сейчас должен быть переформатирован. Что сейчас очень актуально и современно - это то, что мы предоставляем возможность полного взаимодействия между потенциальным резидентом и управляющей компанией в электронном виде. Резиденты получают возможность подавать заявки на присвоение статуса в электронном виде, общаться и подавать отчётность в электронном виде, что тоже очень актуально. Кроме того, законопроектом предусмотрено уточнение распределения функций между уполномоченным федеральным органом и управляющей компанией в части проверочных мероприятий. Напомню, сейчас у нас контроль за выполнением обязательств со стороны резидентов осуществляет министерство, а у нас сейчас уже 22 территории опережающего развития. С момента создания прошло достаточно много времени, количество резидентов близится уже к 500, и министерству со штатом в 258 человек осуществлять контроль тяжело. Так что мы передаём эту функцию управляющей компании, которая будет это выполнять намного лучше. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Лазаревич Евланов. ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил суть законопроекта. Основные его цели - это совершенствование практического применения действующих законов "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и "О свободном порте Владивосток", конкретизация новых возможностей и полномочий управляющих компаний. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству единогласно поддерживает концепцию рассматриваемого проекта. Вместе с тем в рамках подготовки к рассмотрению во втором чтении комитет считает возможным проработать и обсудить с соответствующими структурами ещё ряд предложений. В частности, есть предложение по совмещению применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на соответствующих территориях с требованиями находящегося на рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации", при этом синхронизировать проектируемые редакции статьи 25 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития..." и статьи 23 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" с законопроектом об изменениях таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации. Есть и другие предложения. Однако с учётом важности обсуждаемого сегодня проекта Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Лазаревич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Павел Михайлович, добрый день! Я ещё буду выступать, но вопрос у меня такой, на понимание. Вы говорите, что вот эти поправки продиктованы - сразу скажу, что фракция ЛДПР не против предлагаемых поправок, как таковых, - именно предпринимателями. То есть главная-то проблема, ну, на мой взгляд, в том, что заявок у нас тысячи, а реализуемых проектов у нас сотни, - вот мне кажется, что в этом проблема. Вот управляющая компания будет чаще проверки проводить, - правильно я понимаю? - но сроки те же самые, мы их не меняем, то есть если резидент 24 месяца ничего не делает, то управляющая компания также ничего в принципе с этим сделать не сможет. Это первое. И второе, вопрос представителю комитета: а будет ли упрощение именно возможности по созданию? Ведь проблема в обустройстве по таможне, насколько я понимаю, вот о чём говорят предприниматели, резиденты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Андрей Валерьевич, большое спасибо за ваш вопрос. Я думаю, что практика как раз складывается такая, как было заявлено. Прежде всего, надеюсь, что проверок больше не станет, это не цель. Как они скажутся на реализации резидентами своих инвестиционных планов? Я надеюсь, мы получим больше результатов этих проверок, потому что улучшится их качество. Мы не хотим увеличить количество, мы хотим улучшить качество, мы хотим помогать нашим резидентам реализовывать свои проекты. Есть объективные причины, почему у нас заявок больше, почему, скажем так, резиденты не совсем справляются со своими инвестиционными планами. Вы сами прекрасно знаете, что экономика - вещь сложная и в данном случае положение на рынке продиктовано не только субъективными причинами, но иногда и объективными причинами, которые мешают либо получить длинные деньги, либо, собственно говоря, попасть в какую-то программу поддержки. Ещё раз повторяю, что режимы и свободного порта Владивосток, и территорий опережающего развития мы развиваем только в целях помощи нашим резидентам - любому, кто рискнул, кто реализовывает свои инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, - всячески приветствуем их и помогаем им. И про поправку, о которой Владимир Лазаревич сказал, вот в части свободной таможенной зоны и таможенного регулирования: конечно, мы посмотрим и оценим возможности. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЕВЛАНОВ В. Л. Что касается комитета, у нас дискуссия по этому поводу была, она продолжается. И я не случайно сказал, что ещё есть целый ряд предложений, которые мы при подготовке ко второму чтению обязательно с соответствующим министерством Российской Федерации рассмотрим, задачи будем ставить и решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Включите микрофон депутату Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Михайлович, судя по результатам многочисленных экономических форумов, в том числе Восточного экономического форума, до пандемии заявлялись триллионные инвестиции. Не могли бы вы, как заместитель министра, подсказать, в чём проблема, почему заявленные инвестиции даже в сотой части не реализованы и как этот закон поможет? Может, нам проще отменить все льготы и давать денежные инвестиции из бюджета? Может, так проще и контролировать, и реализовывать? А пока, ну, ля-ля - и освобождается узкий, ограниченный круг людей... Реального роста нет, и отток населения продолжается. ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Николай Васильевич, за ваш вопрос. Я думаю, что, наверное, не хватит мне времени, чтобы точно объяснить причины. Они кроются в каждом конкретном проекте. Я не совсем соглашусь с вами в том, что у нас расходятся цифры. Да, есть такое понятие, как заявленные инвестиции, и есть осуществлённые инвестиции. Вот осуществлённые инвестиции - если брать те инвестиции, которые инвесторы уже вложили в реализацию своих инвестиционных проектов, - к настоящему моменту в территориях опережающего развития составляют 1,1 триллиона рублей, объём заявленных инвестиций действительно 4,3. Коллеги, ну, вот заявленные инвестиции - это проекты на 10-15 лет, у нас есть такие, и они вводятся этапами. И поэтому, конечно же, ещё раз повторю (это и к моему предыдущему ответу на вопрос): субъективно и объективно складываются обстоятельства не в пользу того, что у нас экономика развивается двузначными цифрами, и, конечно, мы с вами делаем всё возможное, чтобы это помогало. А деньги давать - я считаю, что это... Мы это делаем там, где возможно, впрямую. Напомню, у нас есть механизм инфраструктурных субсидий, у нас резиденты могут получить деньги впрямую на возмещение затрат, средств, которые они потратили на свои проекты, мы это делаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Павел Михайлович, у меня такой вопрос. Законопроект, наверное, на самом деле нужный, и хотелось бы, чтобы он был более либеральным. Расширяются полномочия наблюдательного совета, управляющей компании, но с учётом той нагрузки, которая ляжет на плечи специалистов, работающих здесь, и отсутствия финансирования, что отражается в экономическом обосновании, у меня возникают сомнения, опасения, что опять будет всё забюрократизировано. Мы ожидали всё-таки более либерального отношения к внесению в реестр субъектов, участников и ТОР, и СПВ. Тут, может быть, всё-таки нужно обратить внимание на самих предпринимателей. Правильно здесь мои коллеги поднимали вопрос о том, что у нас заявленные инвестиционные проекты не соответствуют реализуемым. ВОЛКОВ П. М. Спасибо большое, Андрей Альбертович, за вопрос. Ну вот, как правильно сказал Владимир Лазаревич, у нас работа над проектом продолжится, мы приглашаем в комитет, давайте посмотрим, что можно сделать в целях улучшения инвестиционного климата и получения статуса резидента в упрощённой форме не в ущерб качеству проектов, - надеюсь, мы придём к результату. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЕВЛАНОВ В. Л. В комитете тоже отмечали, что предпринимательские сообщества при подготовке проекта ко второму чтению тоже должны принять участие в обсуждении, внести предложения и что должны быть поправки к законопроекту в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Лазаревич. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бокк Владимир Владимирович, пожалуйста. БОКК В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект регулирует в правовой плоскости вопросы создания и функционирования ТОСЭР и свободного порта Владивосток, а также инвестиционную деятельность на территории Дальнего Востока. Принятие закона позволит повысить эффективность администрирования территорий с особыми режимами осуществления предпринимательской деятельности, привлечь в ТОСЭР и свободный порт Владивосток новых инвесторов и увеличить эффективность бюджетных инвестиций. Таким образом, принятие закона положительно повлияет на достижение целей государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и просит проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотелось бы внести ряд предложений. Прежде всего, понятно, что концептуально ЛДПР настаивает на отмене федеральных налогов на всей территории Дальнего Востока, а не на использовании спецрежимов. Мы считаем, что это способствовало бы развитию Дальнего Востока. По данному конкретному законопроекту. Вот есть вопрос о том, что расходится количество заявок с количеством инвестиционных проектов, суммы заявленные - с теми суммами, которые мы имеем в реале. И сами предприниматели говорили об этом, и ассоциация резидентов свободного порта - есть рабочее предложение, чтобы будущие резиденты подавали документы, подтверждающие финансирование проекта. Если люди участвуют в концессии, то они, когда подают заявку, дают банковские гарантии, письмо от банка, если нет письма от банка, то понятно, что никто из предпринимателей в концессии, даже в конкурсе не участвует. Но здесь процедура неконкурсная, и если будет подтверждение финансирования, то, понятно, проект будет реализовываться. Пока человек подаёт просто заявку, какой-то пакет документов, без подтверждения финансирования, и вот если, например, он получает без конкурса землю без подтверждения финансирования, то получается, что раньше с этой земли шли налоги, местные бюджеты поддерживались, а сейчас налоги не идут, так как земля простаивает. Про количество проверок. Понятно, что бюрократизировать, проверять, ещё что-то делать излишне нельзя. Но вот есть то, чего ждут люди, и то, чего ждёт бизнес, нужно из этого исходить. Бизнес - это инвестиции, при этом нужно помнить о благе для людей. Я понимаю, что проще администрировать, поэтому во многом изменения направлены на это. Но вот, например, в ТОР "Михайловский" рядом со Спасским-Дальним (я постоянно об этой территории говорю) сколько раз уже проверки проходили по экологическим нормам, но там люди настаивают на дальнейших проверках. То есть проверки, так или иначе, в принципе нужны, просто бюрократизировать, до чего-то такого доводить нельзя. И ещё, по предложениям. Всё-таки мы все надеемся, что всё это заработает на полную и будет давать налоги. И может быть, сразу, может быть, поправками ко второму чтению, следует включить сюда тот механизм, который сейчас разрабатывается по особым режимам в Арктике, чтобы, когда резиденты начнут платить налоги, они шли на социальную инфраструктуру, не в федеральный бюджет возвращались, а оставались на Дальнем Востоке? Для Арктики, я знаю, такой механизм разрабатывается сейчас - хотелось бы предложить, чтобы он сразу же заработал, когда будет разработан, и на территории Дальнего Востока, чтобы все предприниматели, все будущие резиденты оставляли, ну, предположим, 50 процентов налогов и чтобы это шло в социальную инфраструктуру именно Дальнего Востока. Тогда люди почувствуют, что это развитие. Хотелось бы, чтобы не было такого: сейчас налоги не платят, а потом налоги будут уходить, ну, не на Дальний Восток. Ну, в любом случае будем работать с поправками. И с изменениями, которые предлагаются, фракция ЛДПР в целом согласна. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Михайлович, есть необходимость в заключительном слове? Нет необходимости. Владимир Лазаревич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект под пунктом 29 порядка работы ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 30 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.