Заседание № 109
О проекте федерального закона № 113522-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся профессиональной подготовки, начального профессионального и среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроекты третьего чтения. Пункт 2 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Доклад председателя Комитета по образованию и науке Николая Ивановича Булаева. С места. Пожалуйста, включите микрофон Николаю Ивановичу. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", № 113522-4, принятый нами 15 июня во втором чтении. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошел правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. На "час голосования" выносится вопрос.
Объявляется "час голосования". На голосование ставится законопроект под пунктом 2 повестки дня, "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Третье чтение. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 113522-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся профессиональной подготовки, начального профессионального и среднего профессионального образования; принят в первом чтении 20 апреля 2005 года с названием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части начального профессионального и среднего профессионального образования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Доклад Валентины Николаевны Ивановой. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ИВАНОВА В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект с поправками в Закон "Об образовании", касающимися начального профессионального и среднего профессионального образования. Цель, напомню очень коротко, этого закона в следующем - расширить перечень образовательных учреждений, где могут быть реализованы программы профессионального образования, включив в этот перечень учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Подчеркну, что на практике в настоящее время эта работа проводится, в частности, создаются университетские комплексы, куда включаются профтехучилища, техникумы и колледжи, а также довольно серьезные профессиональные образовательные учреждения, где присутствуют программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Этот законопроект мы с вами приняли в первом чтении. Вашему вниманию предложена таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию. Все они носят чисто редакционный или юридико-технический характер. Мы просим их принять, за исключением поправки 3, которую надо поставить на отдельное голосование в связи с тем, что сегодня в зале раздали поправку Президента Российской Федерации, которая более логична, редакционно правильна, хотя та же мысль изложена и в нашей поправке. Итак, за исключением поправки 3, которую просим вынести на отдельное голосование, просим принять таблицу 1. Таблицы 2 у нас нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли предложения, кроме как по той поправке, которую озвучила Валентина Николаевна, по таблице поправок 1 по вынесению на отдельное голосование? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 поправок без поправки 3? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 08 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Валентина Николаевна, я ставлю на голосование поправку, внесенную Президентом Российской Федерации, да? Пожалуйста, включите микрофон Ивановой. ИВАНОВА В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, я прошу поставить на отдельное голосование поправку 3. С учетом имеющейся поправки президента комитет просит отклонить эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зачем мы будем кроссворд делать? Вы против поправки президента? ИВАНОВА В. Н. Мы - за. Но ту поправку, которую мы вынесли на отдельное голосование, по 3-й поправке... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала всегда принимается поправка президента, а потом мы будем голосовать по той же схеме, как и предыдущий закон голосовали. Это намного проще. Согласны? Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку Президента Российской Федерации в табличке, которая сегодня роздана в зале? Прошу проголосовать. Ее внес Булаев, но эта поправка по письму президента. Голосуем отдельно сейчас. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 20 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято. Коллеги, теперь нам нужно с вами проголосовать по 3-й поправке. Кто за то, чтобы принять поправку 3 из таблицы рекомендованных к принятию поправок? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 56 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Не принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 26 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято. Спасибо, Валентина Николаевна, присаживайтесь.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 113522-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части начального профессионального и среднего профессионального образования" (изменение редакции статей 8, 17, 20, 21, 22 и 23 закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"...". Доклад члена Совета Федерации Виктора Евграфовича Шудегова. Пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части начального профессионального и среднего профессионального образования", подготовленный Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии и внесенный в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации. Необходимость разработки данного проекта федерального закона была обусловлена тем, что ряд положений ныне действующего Закона Российской Федерации "Об образовании" уже не соответствуют реально складывающейся образовательной практике в области начального профессионального и среднего профессионального образования. Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в следующие статьи указанного закона. Первое. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта устанавливается, что общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по решению их учредителя, что, по сути, легитимизирует уже сложившуюся практику. Пунктом 4 статьи 1 законопроекта расширяется перечень образовательных учреждений, в которых можно получить профессиональную подготовку. Это образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта дается исчерпывающий перечень образовательных учреждений, в которых можно получить начальное профессиональное образование. Это учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. По сути, это тоже приведение в соответствие положений закона и образовательной практики. Пунктом 6 статьи 1 законопроекта вносится юридическая определенность в положение о возможности получения среднего профессионального образования по сокращенным программам. В частности, его могут получить граждане, имеющие начальное профессиональное образование. Это логично, так как обучение по сокращенной программе должно быть обосновано тем, что обучающийся уже освоил часть общепрофессиональных и специальных дисциплин на предыдущем уровне образования соответствующего профиля. В целом законопроект направлен на более эффективное использование потенциальных возможностей образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, оптимальное построение учебных курсов и программ, обеспечение преемственности образовательных программ и исключение их дублирования. Реализация данного законопроекта не потребует материальных затрат. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад сделает Анатолий Фёдорович Семенченко. Пожалуйста. СЕМЕНЧЕНКО А. Ф. Уважаемые депутаты, данный законопроект направлен на то, чтобы более четко выстроить законодательную основу для решения двух, собственно, задач: реализация общеобразовательных программ в образовательных учреждениях профессионального образования (это уже существует, и вы знаете, что при многих вузах открываются сегодня лицеи), а также получение начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Также уточняется положение о возможности получения среднего профессионального образования по сокращенным программам, то есть его можно получить тогда, когда ты уже имеешь какие-то навыки, а не просто после школы. Также речь идет о расширении перечня организаций, в которых можно получить профессиональную подготовку, в частности, говорится о возможности получения профессиональной подготовки в образовательных учреждениях. Такая практика существует уже десятки лет - УПК при любом строительном тресте и при заводе, мы знаем об этом. Всё это позволяет устранить правовые коллизии и привести в соответствие с законодательством фактически существующую практику. В справке подробно обо всем этом написано. На законопроект поступили отзывы из субъектов Российской Федерации. Тридцать три из тридцати четырех приславших отзывы органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации положительные, сорок шесть из пятидесяти отзывов органов исполнительной власти тоже положительные. На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Есть замечание небольшое в заключении Правового управления, но оно устранимо. Реализация закона не потребует дополнительных финансовых затрат. Комитет рекомендует Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Анатолию Фёдоровичу и к докладчику? Есть. Депутат Гришуков. ГРИШУКОВ В. В. Кто из докладчиков может все-таки ответить на такой вопрос: вот законопроект, который мы рассматриваем, внесет какие-то существенные вещи в плане профессиональной подготовки, так как сегодня у нас не хватает кадров на производстве? Мы знаем, что финансирование очень слабенькое. Закрываются ПТУ, поскольку их содержание невозможно, и субъекты вынужденно предлагают: давайте закрывать, объединять и так далее. Так вот этот закон решает эти проблемы или мы как бы узакониваем то, что происходит, и говорим: да, не надо дополнительного финансирования, пусть продолжается тенденция та, которая есть? В конце концов на предприятиях скоро некому будет к станку, так сказать, приходить и работать. Если этот законопроект этой тематики не касается, то есть ли в Комитете по образованию и науке законопроекты, которые будут эту проблему решать... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Евграфович Шудегов, ответьте, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемые коллеги, я говорил, что в статье 1, пункт 4, законопроекта расширяется перечень образовательных учреждений, где можно получить рабочие профессии. То есть речь идет даже не о начальном профессиональном образовании, а просто о профессиональном образовании, о конкретных рабочих специальностях, когда нужно по очень краткому курсу обучить специалиста. Именно эта проблема решается. Теперь разрешено вести такие занятия в системе школьного образования, в системе начальной профессиональной подготовки и в системе среднего профессионального и высшего образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Представители правительства и президента?.. Нет желающих выступить. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Принято.