Заседание № 209
06.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1135199-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении права гражданам (их законным представителям) обратиться за проведением независимой медико-социальной экспертизы в случае несогласия с решением федеральных учреждений медико-социальной экспертизы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4334 по 4733 из 4967
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесён группой авторов в 2021 году, касается он создания в Российской Федерации института независимой медико-социальной экспертизы. Наверное, каждый из вас на приёме сталкивался с вопросами несправедливости присвоения группы инвалидности либо, наоборот, снятия группы инвалидности, масса пересудов по этому поводу. По большому счёту, сегодня существует единая государственная система, и ни вправо, ни влево от неё отступить нельзя. Если вас не устраивает решение комиссии, что называется, первой инстанции, значит, вас следующая комиссия - опять же в этой системе - оценивает; если вас не устраивает вторая комиссия, то вы идёте в суд, и вам назначат в принципе такое же структурное подразделение единой системы медико-социальной экспертизы, только из другой области, ну и из другого региона, что считается якобы формально независимым. Предлагается внести изменения в закон "Об основах охраны здоровья граждан..." и закон "О социальной защите инвалидов...": предусмотреть, так же как для военной экспертизы, военно-врачебной экспертизы, возможность проведения независимой экспертизы. Поясню, почему это необходимо. Ну, первое. Для интереса приведу цифры - количество инвалидов в Российской Федерации с 2011 года: в 2011 году в Российской Федерации было 13,2 миллиона инвалидов, в 2016-м - уже 12,7, в 2021-м - 11,6, в 2023 - 10,9. Ну, то есть практически за десять лет количество инвалидов в Российской Федерации снизилось на 2,3 миллиона человек. Это очень сложно объяснить какими-то прорывами в части медицинского обеспечения, реабилитации, тем более что, по большому счёту, таких прорывов и не было. Так что это всё связано с ужесточением требований к присвоению, определению группы инвалидности. Соответствующие нормативные акты меняются, но задача или политика государства ясна: максимально снизить число инвалидов в Российской Федерации, поскольку это, ну, если своими словами говорить, влечёт какие-то дополнительные затраты государства, то есть чем меньше инвалидов, тем меньше государство тратит и на пенсии, и на реабилитацию, и на лекарства, потому что, как правило, группа инвалидности сопряжена и с предоставлением права на бесплатное лекарственное обеспечение, и с санаторно-курортным лечением, и со всем остальным. Совершенно очевидно, что эта политика ущербна, неправильна, должен быть независимый институт, который позволял бы человеку оспаривать неверное, на его взгляд, несправедливое решение по снятию или установлению группы инвалидности при проведении медико-социальной экспертизы. Вот такой инструмент предполагается ввести, причём предлагается достаточно спокойный вариант: не резкое внедрение, не стопроцентная обязательность - человек, который не согласен с решением федеральной структуры медико-социальной экспертизы, имеет право за счёт своих средств, за счёт средств спонсоров, юридических организаций провести независимую медико-социальную экспертизу, привлечь для этого экспертов либо экспертные учреждения, которые не находятся в структуре медико-социальной экспертизы и, соответственно, не связаны какими-то корпоративными или иными, так скажем, зависимостями. О чём нам говорит правительство? Первый аргумент. Правительство в своём заключении говорит о том, что это вроде как один из видов независимой экспертизы и он, в общем-то, может существовать, применяться в соответствии с теми полномочиями, которые есть у правительства. Но правительство не приняло до сих пор никаких положений о независимой медико-социальной экспертизе - она не существует. Второй аргумент. Якобы эксперты, которые находятся в единой системе, но напрямую друг другу не подчиняются, являются независимыми. И соответственно, например, пензенская медико-социальная экспертиза по отношению к ульяновской медико-социальной экспертизе является независимой, хотя по факту, опять же повторю, это единая система, полностью централизованная, то есть, по большому счёту, существует монополия. Ну и третий аргумент. Мол, суд в процессе решения соответствующих вопросов может привлечь независимых экспертов - правда, за все эти годы с того момента, как был принят закон "Об основах охраны здоровья граждан...", ни разу суд не привлекал никаких сторонних экспертов, кроме как из этой же системы медико-социальной экспертизы. Исходя из комплекса указанных факторов предлагается этот институт создать, дать нашим гражданам возможность получать соответствующее заключение, которое должно быть использовано в последующем при обжаловании соответствующего решения государственной структуры медико-социальной экспертизы. Для тех, кто сомневается в том, что это решение назрело и нужно, я приведу интересное письмо ещё от 2017 года. Похожий законопроект был разработан Правительством Российской Федерации, но в силу рисков, которые в тот момент якобы существовали, не был внесён в Государственную Думу. А фактически по стилю, по положениям это такой же законопроект, как тот, что мы сегодня внесли, только мы ограничились медико-социальной экспертизой, а у них была ещё экспертиза качества и ещё некоторые дополнительные элементы. Так что правительство над этим работало, в принципе даже социальный блок согласовал это в своё время, но не решился внести, поскольку якобы это создаст вот такой большой путь, вернее, возможности для наших граждан обжаловать решения государственной системы медико-социальной экспертизы, которая централизована, которая управляется и которая выполняет определённую задачу, иногда, на мой взгляд, необъективно принижая либо снимая группу инвалидности нашим гражданам, которые, в общем-то, лишены возможности потом обжаловать подобные решения у независимых экспертов. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Виктории Сергеевны Родиной. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу обратить внимание на то, что законопроект был внесён в Думу 24 марта 2021 года и в комитете был рассмотрен 23 марта 2022 года. Конечно, работа медико-социальной экспертизы вызывала вопросы, требовалось совершенствование деятельности. Авторы предложили механизм проведения независимой медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина в случае несогласия гражданина с заключением медико-социальной экспертизы. Алексей Владимирович, мы разделяем вашу озабоченность в данном вопросе - вашу и группы авторов, - но и до, и после внесения данной инициативы, как и вы в том числе сказали, работа над совершенствованием деятельности медико-социальной экспертизы продолжалась вместе с общественными организациями инвалидов, экспертным сообществом, пациентскими организациями и под руководством советника Президента России Левицкой Александры Юрьевны. В результате 5 апреля 2022 года постановлением № 588 были утверждены новые правила признания лица инвалидом. В рамках партийного проекта "Единая страна - доступная среда" мы провели мониторинг и увидели, что жалоб на работу медико-социальной экспертизы стало меньше, проблемные вопросы экспертизы сместились на уровень медицинских организаций, где готовятся направления на прохождение этой экспертизы. При экспертном обсуждении также рассматривалось появление нового института - независимой медико-социальной экспертизы, но эксперты не смогли найти решение дилеммы неравенства. Авторы предлагают проводить экспертизу за счёт личных средств граждан или за счёт финансовых средств иных физических или юридических лиц, что, конечно, поставит в неравное положение тех, у кого нет финансовых возможностей для проведения экспертизы за собственный счёт. Во время действия старых правил и сегодня у любого гражданина было и есть право обжаловать решения медико-социальной экспертизы в суде. Суды при рассмотрении вопросов обжалования медико-социальных экспертных решений могут поручить проведение судебной медико-социальной экспертизы лицам, обладающим специальными знаниями в области медико-социальной экспертизы, но не являющимся государственными судебными экспертами. Коллеги, я хочу обратить внимание, что эта норма существует в законе. Кроме того, согласно правилам гражданин имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Комитет-соисполнитель, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, не поддерживает данный законопроект. Профильный комитет Совета Федерации, Комитет по социальной политике, также не поддерживает законопроект и отмечает, что для создания нового института экспертизы могут потребоваться дополнительные расходы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера нет. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает и отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют достаточные обоснования необходимости введения нового института - независимой медико-социальной экспертизы. По мнению правительства, оплата указанной экспертизы за счёт личных средств граждан, их законных представителей или за счёт средств иных физических или юридических лиц ставит под сомнение её независимый характер. От органов государственной власти девяти субъектов получены положительные отзывы, от одного субъекта Российской Федерации - отрицательный. Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Виктория Сергеевна, вы сказали, что не у всех есть деньги на то, чтобы получить заключение независимой медико-социальной экспертизы. Но вот мой друг с инвалидностью по зрению сравнительно недавно пытался получить и получил индивидуальную программу реабилитации официальным порядком и на разного рода обследования и анализы потратил массу денег и времени. В том числе для того, чтобы доказать, что он, человек тотально слепой всю жизнь, является таковым, пришлось проводить исследование в специальной глазной клинике. Не думаете ли вы, что лучше дать право на альтернативу кому-нибудь, чем никому не давать? РОДИНА В. С. Спасибо большое за вопрос. Уважаемый Олег Николаевич, дело в том, что не совсем понятно, как будет предложенная в данном законопроекте, в данной инициативе структура медико-социальной экспертизы действовать. Чем плоха та, которая уже существует? На этом основании мы и отклоняем данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Виктория Сергеевна, позвольте не согласиться с вашим оптимистичным выводом, что жалоб стало меньше. Их не может быть меньше, потому что специфика нынешнего исторического периода заключается в том, что у нас, к сожалению, будет всё больше и больше ребят, которые, вернувшись со спецоперации... Я понимаю, вы скажете, что всё будет определяться другой комиссией, но очень многие, к сожалению, получают вердикт, что инвалидность получена не вследствие боевого ранения, а вот уже через какое-то время, и трудно доказать взаимосвязь, то есть, получается, вполне себе в мирной жизни. Статистика не может уменьшаться, о чём вы сейчас говорите, ну и число жалоб. Вот мы только что обсуждали законопроект, авторов которого упрекнули в недостоверной статистике. Вы сказали, что жалоб стало меньше, - приведите статистику! Сколько было жалоб и сколько было судебных решений в пользу тех, кто обратился, не согласившись с выводом медико-социальной экспертизы, сколько было положительных... (Микрофон отключён.) РОДИНА В. С. Уважаемая Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. По поводу мониторинга я могу к вам подойти чуть позже, но ещё и ещё раз повторю, что права лиц с инвалидностью и их законных представителей в законе, который существует, прописаны. Почему лица не пользуются им в данный момент - это другой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Родина Виктория Сергеевна, пожалуйста. РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С одной стороны, в пояснительной записке не ясно, чем плоха действующая система медико-социальной экспертизы. С другой стороны, предлагаемое введение нового института, независимой медико-социальной экспертизы, требует дополнительного обоснования и проработки, в том числе в части определения механизмов деятельности подобных организаций, источников финансирования и других вопросов, регламентирующих работу таких организаций, а также уровня профессиональной подготовки экспертов по осуществлению экспертизы. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует отклонить данную непроработанную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин и Осадчий - по три минуты. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я прошу поддержать этот законопроект, и вот три моих аргумента. Аргумент первый. Мы видим, что действующая система медико-социальной экспертизы не просто монополия, но монополия, которая получает некоторую установку. Откуда взялось сокращение количества инвалидов на два с лишним миллиона человек? Коллеги, кто-нибудь верит, что у нас на самом деле улучшилось здоровье населения? Есть такие верующие? Я к ним не принадлежу. Я приведу вам простейшие примеры. Вот ребёнок с одним глазом: как только ему исполняется 18 лет, инвалидность с него снимают - у него что, глаз вырос? Вот другой пример. Мы недавно занимались парнем, который вернулся с театра военных действий на Украине, он потерял ступню и получил тяжелейшую контузию. За то, что нет ступни, ему дали III группу инвалидности, а то, что он практически потерял слух, не было учтено. Только после нашего вмешательства ему дали II группу инвалидности. Я уж не говорю про пожилого человека, тотально слепого, у которого была I группа инвалидности, а когда ему ампутировали ногу, то дали II степень утраты трудоспособности, то есть выяснилось, что нога, соответственно, мешала работать, а отсутствие ноги работать помогает. Это ни в какие ворота, коллеги!.. Нужна альтернатива. Второе. Я член президентской Комиссии по делам инвалидов, недавно на её заседании выступал Юрий Жулёв - руководитель рабочей группы по медико-социальной экспертизе. Вот его данные, полученные в ходе исследования на президентский грант: совершенно не удовлетворены результатами работы действующей экспертизы 47 процентов всех, кто её прошёл, а 18 процентов подавали жалобы, это каждый пятый. Разве это мало? И третье, коллеги. Нам говорят, что мы ставим в неравное положение людей. На самом деле деньги платят и те, кто проходит государственную медико-социальную экспертизу. Поэтому, с нашей точки зрения, лучше дать права некоторым, чем не давать их никому. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи! Я, как один из соавторов законопроекта, который мы внесли ещё в 2021 году, ровно три года назад, предлагаю внимательнее посмотреть и всё-таки поддержать. Мотивы. Первое. Ну, мы же понимаем, что существующая практика медико-социальной экспертизы далеко не идеальна и постоянно идут обращения граждан, которые не удовлетворены решениями учреждений медико-социальной экспертизы. Вот пример. Сейчас у меня лежат письма от людей, которые участвовали в спасении наших жизней, когда была катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. Прошло много лет, и вот сейчас люди пытаются доказать, что болезни, букет которых они получили, связаны с чернобыльской катастрофой и с участием в ликвидации последствий, а им медико-социальная экспертиза, официальная, государственная, доказывает, что нет, никоим образом это не связано. Конечно, в таких случаях независимая экспертиза была бы совершенно необходимой. Далее, второе. Обращаю внимание коллег-депутатов, что речь идёт не о какой-то категорической форме, не об обязательности, а о возможности и праве граждан. Ну, звучат аргументы, в том числе в отзыве правительства и в заключении профильного комитета, что можно обжаловать в суде. Но для того, чтобы обжаловать в суде, тоже нужны какие-то обоснования гражданину, который в суд будет обращаться. Где ему их взять, как не в независимой медико-социальной экспертизе - независимой экспертизе? Третье. Обращаем внимание, что детали - согласно нашему законопроекту это порядок, требования к экспертам и организациям, которые могут проводить экспертизу, - должны быть определены Правительством Российской Федерации, мы даём здесь такую возможность, такие полномочия. Четвёртое. Там есть нюанс, связанный со вступлением закона в силу. Ну, эта дата уже давно прошла, поскольку законопроект внесён в 2021 году, но понятно, что это можно поправкой изменить. Принятие закона вот такого рода способствовало бы, на мой взгляд, снижению излишней общественной напряжённости и излишней общественной конфликтности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик, заключительное слово? Куринному включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, резюмируя всё, что было сказано, можно отметить, что законопроект действительно направлен на борьбу с монополией, вот с такой государственной монополией. Её отрицательные черты - это косность, это закрытость, это келейность и корпоративность, которые, к сожалению, присутствуют в том числе при вынесении соответствующих решений. То, что вышестоящая комиссия или вышестоящий начальник, который в этой комиссии присутствует, заинтересованы в том, чтобы количество ошибок было минимально, количество отмен было минимально, я думаю, вы все прекрасно понимаете. И суд сегодня не может опираться ни на какое другое решение, кроме как на решение подобной же комиссии, в лучшем случае из соседнего субъекта, того, который рядом находится. Вы сами понимаете, это одна система. Крайне редки сегодня решения судебные, когда удовлетворяются требования наших инвалидов либо людей, которые претендуют на группу инвалидности, по одной простой причине: не сформирован этот самый независимый институт, который должен быть, - независимых экспертов, независимых экспертных организаций. Они и дисциплинируют, и заставят более ответственно относиться к своим обязанностям, как это часто бывает в нашей государственной структуре. А заявление о том, что законопроект не проработан, ну, на мой взгляд, излишне смелое по одной простой причине: практически такой же законопроект был подготовлен Правительством Российской Федерации. Я думаю, вы не сомневаетесь, что там работают профессионалы, и именно общее решение потом не позволило его внести для такого широкого масштабирования и работы на территории всей Российской Федерации. Назрело это решение, и даже если количество жалоб сокращается, в чём я сильно сомневаюсь, то оно сокращается не потому, что система стала лучше работать, а потому, что безысходность сегодня существует полная. Невозможно ничего оспорить, невозможно ничего изменить, и даже суд в данном случае не является никакой альтернативой, потому что, повторю, эксперты в суде привлекаются те же, из этой же точно системы. Никаких других независимых экспертов за все годы существования этой экспертизы не было и не привлекалось никогда, тем более организаций, которые подобными действиями занимаются или подобные решения способны выносить, их просто в России сегодня нет. И в мягком варианте, на мой взгляд, было бы правильно сегодня эту систему начать формировать - пока за средства гражданина или каких-то благотворительных организаций, аккуратно, не в обязательном порядке, но без этого, к большому сожалению, система выполняет сегодня задачу государства: снизить количество инвалидов, снизить издержки государства, сократить затраты и всё, что с этим связано, не обращая внимания на права человека и на его потребности реальные. Я прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, заключительное слово. РОДИНА В. С. Небольшая реплика. Алексей Владимирович, вы сейчас сказали: на средства благотворителей проведение медико-социальной экспертизы. Но проведение независимой медико-социальной экспертизы на коммерческой основе, заинтересованность в этом случае организации, оказывающей такие услуги, в увеличении количества удовлетворительных результатов экспертизы для граждан и количества платных экспертиз ставит под сомнение объективность таких заключений, это тоже надо понимать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 11 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Результат: не принято Законопроект не принят.