Заседание № 13

24.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1135194-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьи 9 и 14 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части наделения Банка России полномочиями по установлению прямых количественных ограничений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2587 по 2782 из 5840
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки, о проекте федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской       
Федерации (Банке России)" и статьи 9 и 14 Федерального закона "О                
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части           
наделения Банка России полномочиями по установлению прямых количественных       
ограничений), третье чтение.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
предоставляет право Центральному банку устанавливать ограничения на выдачу      
самых рискованных, необеспеченных кредитов и займов банками и                   
микрофинансовыми организациями. Законопроект направлен на снижение              
закредитованности наших граждан. Он подготовлен к рассмотрению в третьем        
чтении, прошёл все необходимые процедуры. Прошу поддержать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие               
высказаться? Есть.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
Подготовиться Гартунгу, затем - Бахарев.                                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, это очередной законопроект, который позволяет, что       
называется, рубить хвост собаке маленькими кусочками. Мы, наша фракция, уже     
несколько лет назад говорили, неоднократно говорили, что вся эта деятельность   
микрофинансовых организаций, которая касается физических лиц, - это чётко       
преступление, это разорение наших граждан, ну, это жулики. И по большому        
счёту, можно было всё это ликвидировать уже давным-давно и забыть, оставив,     
там, кредитование МСП, о чём нам говорил Центробанк, некоторые другие           
варианты льготного кредитования, которые идут через этот механизм, но вместо    
этого мы якобы регулируем. Сначала было 800 процентов, потом сказали: нет,      
800 процентов много, давайте сделаем 365 процентов. Сделали 365 процентов, но   
это тоже, вы сами понимаете, огромная сумма, и наших граждан точно так же       
разоряют.                                                                       
                                                                                
И самое главное, что сегодня этот механизм действует не потому, что он          
востребован, не потому, что он нужен, и не потому, что другие не дают, он       
действует по одной простой причине: из пяти наших граждан, которые берут        
займы или кредиты в микрофинансовых организациях, реально отдаёт их потом       
только один. Четверо ничего не отдают, находясь под тем или иным прессом, а     
один, который имеет постоянный источник дохода, - как правило, это пенсионер    
или человек, который получает какое-нибудь социальное пособие, - в              
последующем всю свою оставшуюся жизнь вынужден делать по этим повышенным        
размерам ставок соответствующие выплаты.                                        
                                                                                
То же самое касается ограничения, которое мы с вами ввели по сумме процентов,   
- не более полуторного размера, скажем так, общего кредита, который             
фиксируется, но это опять же при краткосрочных займах.                          
                                                                                
Так зачем мельчим, уменьшая проценты длительное время, создаём какие-то         
предпосылки? Я напомню, мы приняли закон, в соответствии с которым - кстати,    
его действие откладывали дважды - нельзя микрофинансовым организациям           
обращать взыскание на социальные пособия, на пенсии, надо оставлять хотя бы     
прожиточный минимум. И всё тянем, тянем, тянем, а десятки тысяч наших граждан   
находятся под постоянным прессом этих бандитов, десятки тысяч наших граждан     
разоряются, кто-то кончает жизнь самоубийством, а проблема всё длится -         
медленно-медленно решается. Наша фракция требует прекратить эти махинации,      
ликвидировать микрофинансовые организации. И за этот законопроект мы тоже       
голосовать не будем, поддерживать его не будем.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду       
повторять тезисы коллеги Куринного, потому что тогда фактически я буду          
повторять его выступление, мы со всем этим абсолютно согласны. Единственно,     
добавлю, что мы всегда предлагали альтернативные варианты. На самом деле        
закредитованность граждан - это огромная проблема, но решать её нужно не тем    
способом, который предлагает нам Центральный банк: не давать им денег. У        
человека нет денег на продукты питания, но, вместо того чтобы помочь ему        
деньгами, мы берём и запрещаем ему брать кредит. Слушайте, если у человека      
нет денег на питание, он пойдёт в ломбард, пойдёт не в микрофинансовую          
организацию, а в другую организацию - к чёрным кредиторам и так далее. Вот с    
этим надо, вообще, заканчивать, поэтому нужно, конечно же, решать этот          
вопрос, решать проблему бедности, чтобы у людей не было такой крайней нужды,    
что они под любые проценты... Вдумайтесь, сократили проценты, в день            
выплачиваемые, но это всё равно 300 процентов годовых, это, вообще-то, рубль    
взял - четыре отдал через год, понимаете? Ну это же кабала! Никакой бизнес      
даже не выдержит таких... Это чем надо торговать, чтобы такие проценты          
возвращать? Наркотиками, что ли?                                                
                                                                                
Коллеги, конечно же мы за такой законопроект голосовать не будем. И мы          
предлагаем всё-таки вернуться к проблеме закредитованности граждан, самых       
бедных граждан. И если у нас в бюджете есть деньги, 1,3 триллиона рублей -      
профицит, прогнозируемый на следующий год, - ну давайте его направим тем        
людям, которым сейчас пытаемся ограничить право занимать деньги на то, чтобы,   
ну, как-то выжить.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Но всё-таки здесь есть две     
стороны: одна сторона - это то, о чём вы говорите, надо помогать людям, и       
здесь все согласятся с этим, но есть и другая сторона - ростовщичество,         
которое не имеет никаких ограничений. И то, что комитет в этом направлении      
большую работу провёл, депутаты поднимают эту тему и Центральный банк, со       
своей стороны, поддерживает... Почему нам-то быть против? Завтра доходов        
будет больше, а тот, кто в долг даёт, получит ещё больше прибыли с этих         
больших доходов граждан, он же свои аппетиты не умерит. Вот мы сейчас умеряем   
эти аппетиты, снижая верхнюю ставку на микрозаймы.                              
                                                                                
Так, Анатолий Геннадьевич? Так.                                                 
                                                                                
И если у нас с вами будет не 1 процент, а 0,8 процента, то, конечно, это и      
защищает человека, и доходность микрофинансовых организаций снижает. А если     
говорить о вашем выступлении, получается, вы что, за повышение доходности,      
чтобы им туда ещё больше денег несли? Наверное, неправильно. Здесь всё-таки     
правильно было бы снижать вот эту доходность и, с другой стороны, повышать      
благополучие граждан. Вот эти два регулятора тогда однозначно и защитят         
людей, и повысят благосостояние.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Бахарев Константин Михайлович.                                      
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Собственно,     
Валерий Карлович сейчас в своём выступлении и сформулировал главный аргумент    
в пользу принятия данного законопроекта, сказав, что, когда человеку надо       
отдать долги, он пойдёт в ломбард, пойдёт к чёрным кредиторам.                  
                                                                                
Вот именно для того, Валерий Карлович, чтобы этого не произошло, чтобы не       
толкать людей на то, чтобы они шли в ломбарды закладывать своё имущество,       
часто последнее, или к чёрным кредиторам, где действуют совершенно другие       
законы, вы это понимаете, мы и хотим принять этот закон. Мы хотим принять и     
закон об ограничении предельной долговой нагрузки, об обязательном              
информировании кредитными организациями, включая, кстати говоря, и              
коммерческие банки, и микрофинансовые организации, тех клиентов, у кого эта     
предельная долговая нагрузка, то есть ПДН, зашкаливает и превышает 50           
процентов. А я хочу напомнить, что сегодня, по статистике Банка России, это     
каждый третий заёмщик. Вот вы вдумайтесь: сегодня каждый третий заёмщик         
банков, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов вынужден           
большую часть располагаемых доходов тратить не на продукты питания, не на       
оплату жилищно-коммунальных и других услуг, не на промышленные товары, а на     
обслуживание ранее взятых кредитов и займов.                                    
                                                                                
И здесь абсолютно правильно говорит Вячеслав Викторович, нам просто нужно       
этот рынок сделать регулируемым, а не стихийным, как это было в 90-х годах.     
Собственно говоря, я так понимаю, это и произойдёт, если мы завтра по           
предложению коллег из КПРФ полностью закроем все микрофинансовые организации,   
то есть сегодня рынок регулируемый, но мы его можем сделать опять стихийным,    
как это было когда-то, в 90-х годах. Вряд ли в этом заинтересованы даже эти     
же самые вкладчики микрофинансовых организаций. А вот если мы примем закон,     
который позволит снизить предельный размер долговой нагрузки, - вот это будет   
для них реальной помощью. Другое дело, что это не должно разрушить сам рынок    
и это снижение должно быть плавным и экономически обоснованным.                 
                                                                                
Что касается рассматриваемого законопроекта, у нас основная дискуссия по нему   
состоялась в рамках его обсуждения в первом чтении. Единственное, я хотел бы    
обратить внимание коллег - мне кажется, что они в своих выступлениях            
комментировали редакцию первого чтения, - с учётом поступивших замечаний        
депутатами - членами профильного комитета ко второму чтению был внесён ряд      
существенных, с нашей точки зрения, содержательных поправок. Одна из этих       
поправок распространяет действие проекта исключительно на сектор                
необеспеченного потребительского кредитования. Ну а во второй говорится о       
том, что решения об установлении макропруденциальных лимитов будут              
приниматься с учётом факторов риска увеличения долговой нагрузки заёмщиков -    
физических лиц, определяемых нормативным актом Банка России. Всё это, с нашей   
точки зрения, позволит, не нарушая концепции законопроекта, которая             
направлена на предотвращение накоплений рисков заёмщиками и роста долговой      
нагрузки населения, реализовать ту цель, которая заявлена, а именно: помочь     
вкладчикам банков, вкладчикам микрофинансовых организаций адекватно оценить     
свои возможности обслуживать уже взятые кредиты и займы, это реальная помощь    
конкретным людям.                                                               
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Михайлович.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю внимание на профессиональный, взвешенный подход в    
этой сфере. Это очень важный законопроект: снижая процентные ставки, мы тем     
самым спасаем от кабалы и сохраняем денежные средства тех, кто вынужден идти    
на это, под эти дикие, безмерные проценты брать кредит, закладывая              
практически всё, что человек имеет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 5-й вопрос.              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    7 чел.1,6 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 4

21.10.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1135194-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Банка России полномочиями по установлению прямых количественных ограничений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3330 по 3535 из 4379
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный          
законопроект направлен на реализацию поручения президента, в соответствии с     
которым предлагается законодательно предоставить Банку России право             
устанавливать ограничения на выдачу банками и микрофинансовыми организациями    
кредитов (займов) в определённых обстоятельствах. Законопроектом предлагается   
предоставить такое право Центральному банку, при этом Центральный банк будет    
определять максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов) в      
соответствии с характеристиками, видами этих кредитов и порядок применения      
соответствующих ограничений. Этим же законопроектом предлагается предоставить   
Центральному банку право устанавливать ответственность для кредитных            
организаций и микрофинансовых организаций, нарушающих соответствующее решение   
Центрального банка.                                                             
                                                                                
Почему такая инициатива появилась? Мы наблюдаем в этом году очень высокий       
темп роста потребительских кредитов: в первом квартале темп составлял 3,7       
процента, а во втором квартале - уже 5,2 процента, то есть почти в 2 раза       
рост. При этом особо высокими темпами росли так называемые необеспеченные       
потребительские кредиты: на 1 января 2021 года темп составлял 8,8 процента,     
на 1 сентября текущего года - уже 18,5 процента, то есть почти в 3 раза темп    
роста выдачи необеспеченных кредитов вырос. В годовом исчислении исходя из      
тех темпов, которые мы сегодня имеем, ожидается, что темп роста составит 22     
процента.                                                                       
                                                                                
При этом закредитованность наших граждан очень высока: доля тех, у кого 80 и    
более процентов дохода уходит на погашение кредитов (займов), составляет уже    
больше 30 процентов, и за год их доля выросла примерно на 7 процентов. Вот      
для того, чтобы остудить пыл кредитных, микрофинансовых организаций в плане     
выдачи необеспеченных кредитов, прежде всего закредитованным гражданам,         
предлагается дать Центральному банку право использовать этот инструмент,        
ограничивать выдачу отдельным категориям и отдельным организациям.              
                                                                                
Законопроект был рассмотрен на заседании комитета, был поддержан единогласно.   
Прошу вас также поддержать законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы докладчику есть? Есть.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                                        
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                   
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, а каким образом будет Центральный    
банк устанавливать количественные ограничения: по каким-то критериям или это    
может быть персонифицированное установление ограничений по выдаче кредитов,     
ну, вы сказали, каким-то предприятиям, каким-то лицам?                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Предполагается всё-таки установление ограничений для всей         
системы, то есть будет, например, приниматься решение, что банки будут          
выдавать ограниченное число необеспеченных кредитов - плюс другая               
характеристика - гражданам, которые имеют высокий показатель долговой           
нагрузки, то есть высокую закредитованность. Например, гражданам, которые       
имеют показатель долговой нагрузки 80 процентов, все банки не должны будут      
выдавать более какого-то количества кредитов в общей доле кредитов, которые     
банки выдают населению.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Анатолий Геннадьевич, это ограничение на ломбарды будет           
распространяться или нет?                                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Только на микрофинансовые организации и кредитные организации.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеремет Михаил Сергеевич.                     
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, не считаете ли вы предлагаемые нормы            
избыточными? Сегодня у Банка России достаточно полномочий для эффективного      
регулирования кредитного рынка. И не приведут ли предлагаемые нормы к           
недобросовестной конкуренции? В первую очередь это касается, конечно,           
небольших, маленьких банков, у которых, может быть, и выдано кредитов           
немного, и просрочка по ним минимальная. И не вырастет ли стоимость кредита,    
так как у банков увеличатся риски с принятием данного закона? Три вопроса в     
одном.                                                                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Центральный банк имеет определённые инструменты по ограничению    
выдачи кредитов, так называемые надбавки к коэффициентам риска, и он в этом     
году уже два раза такие надбавки повышал - с 1 июля и с 1 октября. Тем не       
менее кредитование растёт очень высокими темпами, как я уже сказал, особенно    
закредитованной части населения. Сама жизнь показывает, что инструментария,     
который есть у Центрального банка, недостаточно для того, чтобы остудить пыл    
кредиторов.                                                                     
                                                                                
По поводу конкуренции и по поводу малых и крупных банков. Наоборот, те, кто     
имеет недостаток капитала, как раз из-за увеличения надбавок к коэффициентам    
риска не могут наращивать кредитование, потому что эти надбавки ограничивают    
показатель достаточности капитала, используемый для кредитования. А те, кто     
имеет большой капитал, имеют возможность наращивания и, соответственно,         
делают это. Более того, они таким образом переманивают клиентов малых и         
средних банков к себе, для того чтобы выдавать вот эти кредиты повышенного      
риска.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бахарев Константин Михайлович. Подготовиться Нилову, Гартунгу.                  
                                                                                
Но, Нилов, Гартунг, определитесь: кто от фракции? Гартунг.                      
                                                                                
Пожалуйста, Константин Михайлович.                                              
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Уверен, никто в этом зале     
не станет спорить с тем, что неуклонный рост закредитованности наших граждан    
никак не соответствует динамике располагаемых ими доходов, а следовательно,     
несёт в себе определённые риски не только для баланса семейных бюджетов, но и   
для стабильности всей финансовой системы. Для минимизации таких рисков,         
напомню, мы с вами уже вносили в седьмом созыве изменения в федеральное         
законодательство, расширяющие возможности Банка России по регулированию         
кредитного рынка: это и расчёт показателей долговой нагрузки, и ограничение     
предельного значения полной стоимости кредита, и ряд других инструментов.       
                                                                                
Рассматриваемый законопроект развивает и дополняет законодательное              
регулирование в данной сфере новыми положениями. Предусмотренное им введение    
инструмента регулирования, применяемого Банком России, в виде прямых            
количественных ограничений в отношении отдельных видов кредитов и займов        
позволит не только предотвратить накопление заёмщиками рисков, но и замедлить   
чрезмерный рост необеспеченного потребительского кредитования.                  
                                                                                
Что касается высказанных по проекту замечаний, они не перечёркивают его         
концепцию и могут быть учтены в процессе его подготовки ко второму чтению.      
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие              
законопроекта в первом чтении и будет голосовать за.                            
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, для         
начала хотелось бы напомнить: когда предыдущий вопрос обсуждали, я сказал,      
чтобы представители правительства были всё-таки более подготовленными. И        
может быть, нам как-то этот вопрос обсудить дополнительно, Вячеслав             
Викторович, чтобы мы в зале получали ответы? Если мы не можем ответы на         
вопросы получить в зале, то пусть хотя бы на заседания фракции приходят, мы     
там вопросы будем задавать. Я согласен, что обсуждать бесконечно в зале         
нельзя, но всё-таки ответы-то на вопросы надо получать! Нам же гражданам        
что-то нужно отвечать. Это по предыдущему вопросу.                              
                                                                                
Теперь по этому. Мы по этому законопроекту не будем голосовать, и вот почему.   
Да, введение количественных ограничений, в общем-то, правильная мера, если не   
применять других мер. У граждан заканчиваются деньги. Что предлагает            
Центральный банк? Давайте мы им не будем деньги давать. Я недаром задал         
вопрос о ломбардах. А ломбардов это не касается, то есть из микрофинансовых     
организаций мы толкаем граждан в ломбарды, а там условия гораздо хуже.          
Посмотрите, сколько зарабатывают ломбарды на людях! То есть мы затягиваем эту   
удавку на шее граждан.                                                          
                                                                                
Может быть, не в этом направлении надо идти? Может быть, подумать, почему       
граждане в такой ситуации находятся? Может быть, нам надо посмотреть и          
помогать им в этой ситуации, чтобы они меньше шли за кредитами? Вот мы          
предлагаем в этом направлении поработать. Понятно, что Центральный банк может   
предложить: цены растут - давайте ставку поднимем. А то, что поднятие ставки    
тоже раскручивает цены, их уже как бы особо не волнует. Или останавливает       
экономику страны - за это они тоже не отвечают. А у людей денег потом после     
этого не останется, потому что повышение процентной ставки Центрального банка   
влияет в том числе на стоимость кредитов для граждан. Давайте мы здесь тоже     
подумаем. Ведь, получается, когда у людей нет денег, возникают проблемы у       
банковской системы, предлагается ввести ограничения, причём для граждан,        
подчёркиваю. Поэтому я бы десять раз подумал. Хотя, ещё раз говорю, проблема    
есть, её надо решать, но решать её нужно другим способом - нужно думать о       
том, как сделать так, чтобы у граждан деньги появились.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С заключительным словом, Анатолий Геннадьевич, есть желание выступить? Нет.     
Полномочный представитель правительства? Президента? Нет.                       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект первого чтения, 10-й вопрос нашей          
повестки.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.