Заседание № 14

25.11.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132361-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части определения порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части определения порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2736 по 2797 из 5943
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и     
гарантиях прав граждан при её оказании" и статью 24 Федерального закона "О      
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".   
Доклад Дмитрия Анатольевича Хубезова.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.                                                
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в         
первом чтении в мае, 18 мая 2021 года. Напомню, что законопроект подготовлен    
с учётом постановления Конституционного Суда от 24 мая 2018 года, в котором     
отмечена целесообразность уточнения механизма и условий помещения лиц, к        
которым в качестве меры пресечения применено помещение под стражу, в            
медицинскую организацию, которая оказывает психиатрическую помощь в             
стационарных условиях.                                                          
                                                                                
Законопроектом предлагается определить порядок содержания лица и порядок его    
психиатрического освидетельствования. Также предусмотрен механизм               
информирования органов предварительного расследования медицинской               
организацией, если состояние здоровья данного лица улучшается и возможно        
прекращение его нахождения в медицинской организации.                           
                                                                                
По ходу работы над законопроектом внесено семь поправок, они составили          
таблицу поправок № 1. Комитет предлагает поддержать данную таблицу поправок и   
в целом поддержать данный законопроект во втором чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть           
замечания? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 15-й вопрос повестки.    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           

Заседание № 357

18.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132361-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части определения порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5939 по 6223 из 7203
44-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон        
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при     
её оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей          
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части определения       
порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения        
избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей           
психиатрическую помощь в стационарных условиях"; 45-й вопрос, о проекте         
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс      
Российской Федерации в части установления срока, на который лицо,               
содержащееся под стражей, временно помещается в медицинскую организацию,        
оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях". Доклад по двум     
вопросам официального представителя Правительства Российской Федерации          
статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Андрея      
Викторовича Логинова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проекты        
федеральных законов направлены на реализацию постановления Конституционного     
Суда от 24 мая 2018 года. Постановление принято по жалобам граждан, которые в   
связи с психическими заболеваниями были переведены из следственных изоляторов   
в медицинские организации специализированного типа, оказывающие                 
психиатрическую помощь. Нарушение прав заявителей было вызвано отсутствием в    
УПК указания на сроки помещения в такие медицинские организации,                
неопределённостью порядка продления таких сроков и условий содержания.          
                                                                                
Согласно законопроектам суд будет определять срок перевода по медицинским       
показаниям лица, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию,          
оказывающую психиатрическую помощь. Такой срок не будет превышать шести         
месяцев, в дальнейшем будет продлеваться только судом, но не свыше предельных   
сроков содержания под стражей. При этом предусматривается ежемесячное           
медицинское освидетельствование лица и информирование суда об улучшении его     
состояния в целях освобождения или применения меры пресечения. Суд также при    
необходимости будет устанавливать ограничение на общение переводимого лица с    
другими гражданами, пользование услугами связи медицинской организации.         
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по 44-му вопросу сделает Татьяна Игоревна        
Цыбизова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЦЫБИЗОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Внесение предлагаемых        
законопроектом изменений в действующее законодательство представляется          
целесообразным, так как позволит в необходимой мере определить порядок          
содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано        
заключение под стражу в медицинской организации, оказывающей психиатрическую    
помощь, а также порядок его психиатрического освидетельствования и права        
данного лица. Предусмотрен механизм информирования медицинской организацией     
органов предварительного расследования и суда об улучшении состояния            
находящегося в ней лица в целях решения вопроса о прекращении его пребывания    
в психиатрическом стационаре и применении к данному лицу соответствующей меры   
пресечения.                                                                     
                                                                                
В проектируемой статье 13-1 Закона "О психиатрической помощи..." используется   
термин "психическое заболевание", который, по мнению комитета, необходимо       
привести в соответствие с законодательством Российской Федерации о              
психиатрической помощи, где используется термин "психическое расстройство". В   
проектируемой части седьмой статьи 24 Федерального закона "О содержании под     
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержится        
указание на "законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи и   
гарантиях прав граждан при её оказании" - данное положение требуется            
согласовать с частью первой статьи 2 Закона "О психиатрической помощи...", в    
которой используется термин "законодательство Российской Федерации о            
психиатрической помощи".                                                        
                                                                                
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит          
замечания по предлагаемой редакции текста, которые представляется вполне        
возможным учесть ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной      
политике также данный законопроект поддержал.                                   
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по охране здоровья поддерживает законопроект и     
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по 45-му вопросу Зарифа Закировича Байгускарова.                       
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь. Потом вопросы.                                      
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный     
законопроект был внесён в соответствии с требованием постановления              
Конституционного Суда Российской Федерации, который рассмотрел ряд обращений    
граждан о признании статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса не              
соответствующей Конституции Российской Федерации. В постановлении указано,      
что данная статья не противоречит Конституции Российской Федерации, в то же     
время предложено уточнить некоторые положения данной статьи. В частности,       
Конституционный Суд указал, что необходимо чётко определить срок пребывания     
пациента, который помещён по решению суда в медицинскую организацию. Кстати     
говоря, в законопроекте предлагается указать срок до шести месяцев, не более,   
при этом ежемесячно психиатрическая больница будет извещать, будет давать       
информацию суду и органам предварительного расследования о состоянии            
больного. Также предусматривается участие самого больного в судебных            
заседаниях по рассмотрению вопроса о продлении его пребывания в больнице,       
если его состояние позволяет принимать участие, это только при заключении       
эксперта. Также предлагается дать суду полномочия в случаях необходимости       
ограничивать больного в пользовании Интернетом и в получении телеграфных        
сообщений. Вот такие изменения предлагается внести этим законопроектом.         
                                                                                
По законопроекту есть несколько замечаний юридико-технического характера, они   
могут быть учтены ко второму чтению. Комитет предлагает принять законопроект    
в первом чтении, концепцию комитет поддерживает. Просьба поддержать решение     
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Андрей Викторович, Конституционный Суд указал, что       
нужно более конкретно прописать сроки содержания в таком учреждении, но         
Конституционный Суд не говорил о том, что нужно наделять суд правом лишать      
такого человека возможности пользоваться Интернетом, связываться с другими      
людьми, с адвокатом в том числе. Объясните, пожалуйста, с чем связан тот        
факт, что вы наделяете в данном законопроекте суд вот такими полномочиями по    
полному изолированию человека от связи с внешним миром?                         
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Ну, я должен сказать, что Конституционный Суд и не рассматривал   
эти обстоятельства, условия содержания в психиатрических лечебницах таких       
лиц, которые одновременно, повторяю, находятся под следствием. Решение          
Конституционного Суда, безусловно, отвечает принципам гуманности.               
Действительно, человек, который находится под следствием и имеет признаки       
психического расстройства, как правильно подчёркивают в комитете по             
здравоохранению, нуждается в неотложном психиатрическом лечении. Но это с       
одной стороны. С другой стороны, необходимо соблюдать интересы процессуальных   
действий, которые ведутся в рамках следствия. Нельзя допустить, чтобы           
пребывание в психиатрической больнице использовалось полностью для того,        
чтобы каким-то образом нарушать ход и процедуру, связанные с рассмотрением      
тех или иных уголовных преступлений. Вот почему в данном законопроекте этот     
баланс сохраняется, и именно из этого мы исходили, предлагая дать суду          
возможность ограничивать, в том числе принимать решения об ограничении          
связей, контактов находящегося в психиатрической больнице человека, - если бы   
он не был психически болен, он находился бы в СИЗО, где все эти ограничения     
действуют. Вот, собственно говоря, ответ на вопрос. И чтобы это не было         
предписано актом-действием, чтобы это не определяли, скажем, сотрудники ФСИН,   
всё относится к компетенции суда.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Сергей Владимирович, этими изменениями защищаются   
именно права больного, потому что общаться с ним могут прийти те, кто имеет     
отношение к преступлению, совершённому совместно, и они будут на него           
оказывать давление, учитывая его болезненное состояние. И конечно, это будет    
правомерно при наличии заключения врача - суд только в этом случае имеет        
право ограничивать таких людей. Если на пациента негативно влияют, это          
необходимо, повторю, для защиты его же самого.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Марданшин... Кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет выступать?                    
                                                                                
Соломатина Татьяна Васильевна, пожалуйста.                                      
                                                                                
СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
отмечает, что законопроект подготовлен, как уже сказали выступавшие, с учётом   
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2018 года    
№ 20-П, где отмечена целесообразность уточнения механизма, условий помещения    
в медицинскую организацию лиц, к которым в качестве меры пресечения             
применяется содержание под стражей в медицинской организации, оказывающей       
психиатрическую помощь.                                                         
                                                                                
Законопроект является актуальным. Предлагаемые изменения действующего           
законодательства в области оказания психиатрической помощи и Федерального       
закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении        
преступлений" целесообразны и направлены на охрану здоровья граждан, к          
которым в качестве меры пресечения применено содержание под стражей в           
соответствующей медицинской организации.                                        
                                                                                
Согласно пояснительной записке, которую мы получили, реализация положений,      
предусмотренных данным законопроектом, будет осуществляться в пределах          
установленной штатной численности органов государственной власти и не           
потребует дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы             
Российской Федерации, не повлечёт за собой социально-экономических,             
финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской    
и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей      
государственных программ.                                                       
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать данный       
законопроект и принять его в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не стал бы       
выступать, если бы не этот ужасающий случай в Казани. Вы спросите: какая        
связь? Сейчас я вам на примере покажу, какая связь. Мы часто слышим о           
решениях Конституционного Суда, заботе правительства о правах человека, но      
такие преступления совершают люди, которых иногда и людьми-то назвать нельзя.   
Больной человек, или больной зверь, - почему-то о его защите часто здесь        
говорят, с трибун разных, из правительственной ложи, где сейчас не очень        
внимательно слушают моё выступление... Спасибо большое.                         
                                                                                
Итак, напомню случай, уважаемые коллеги, напомню об этом стрелке, убийце        
людей в школах. 2014 год, Сергей Гордеев открыл череду ужасающих прецедентов    
в России: застрелил учителя географии в классе, застрелил сотрудника полиции,   
который прибыл по сигналу тревожной кнопки, тяжело ранил второго сотрудника     
полиции. Как вы думаете, где он сейчас? Он сейчас на свободе! Почитайте: да,    
психически больной, был в институте Сербского, отпущен на долечивание и         
сейчас опять в Отрадном в Москве - долечивается! А где гарантии, где защита     
возможных новых жертв? Что, разве таких примеров не было?                       
                                                                                
А педофил - это что, не больной человек? Многие защитники могут его             
охарактеризовать как больного человека, мол, давайте таких тоже защищать,       
давайте их долечивать - в общественных местах, недалеко от школ!                
                                                                                
Уважаемые коллеги, авторы, я не против того, чтобы защищать права в том числе   
таких преступников, но когда будем защищать права жертв преступлений? Где       
компенсация полным рублём, получена с отца (сотрудника силовых ведомств)        
Сергея Гордеева компенсация родственниками убитого учителя географии, убитого   
сотрудника полиции, конфискована у него квартира, живёт он в коммунальной       
квартире, где долечивает своего сына? Нет!                                      
                                                                                
Вот призываю вас, коллеги, в первую очередь этим озаботиться. Может быть,       
Конституционному Суду пора такие постановления нам присылать, о защите прежде   
всего жертв преступлений? А долечивать в стационаре психически больного -       
только под персональную ответственность врача, который его выпускает на         
долечивание в город. И если, не дай бог, он совершит рецидив, то и врач по      
всей строгости закона должен ответить.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчики? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан   
при её оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей      
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части определения       
порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения        
избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей           
психиатрическую помощь в стационарных условиях", пункт 44.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления        
срока, на который лицо, содержащееся под стражей, временно помещается в         
медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных      
условиях", пункт 45.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.