Заседание № 40

20.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132191-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части, касающейся внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1518 по 1554 из 8268
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1            
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных             
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и        
муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".     
Доклад члена Комитета по финансовому рынку Алексея Николаевича Изотова.         
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект "О внесении    
изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и       
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля     
(надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской        
деятельности", внесённый Правительством Российской Федерации, готов к           
третьему чтению. Во втором чтении он был принят 24 марта 2017 года. Все         
необходимые экспертизы проведены, замечаний нет.                                
                                                                                
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку просит поддержать данный      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 34

24.03.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132191-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части, касающейся внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3694 по 3744 из 6635
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1         
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных             
предпринимателей при осуществлении государственного контроля... и               
муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".     
Доклад члена Комитета по финансовому рынку Алексея Николаевича Изотова.         
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект. Он был принят в     
первом чтении 7 декабря 2016 года, ко второму чтению поступило десять           
поправок, восемь из них носят редакционный характер, две смысловые. Комитет     
Государственной Думы по финансовому рынку предлагает поддержать данный          
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 13

07.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132191-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части, касающейся внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 10233 по 10499 из 11354
Пункт 34, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1           
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных             
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и        
муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".     
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации        
заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Вячеславович Трунин.    
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!                 
Правительством вынесен на рассмотрение Государственной Думы проект закона,      
касающийся регулирования аудиторской деятельности, направленный на исполнение   
поручения президента о повышении эффективности в этой сфере. Тут много          
точечных изменений, которые, по мнению правительства, как раз и служат этой     
цели. О чём идёт речь?                                                          
                                                                                
Первое. Законопроектом вводится механизм учёта Федеральным казначейством -      
это тот орган, который осуществляет внешний контроль качества работы            
аудиторских организаций, - общественно значимых организаций, отчётность         
которых подлежит обязательному аудиту. Предполагается, что Федеральное          
казначейство будет вести специальный реестр таких организаций, сведения в       
который будут вноситься на основании уведомлений. Эта мера послужит, на наш     
взгляд, улучшению информационного обеспечения пользователей аудиторских         
услуг.                                                                          
                                                                                
С учётом наработанного опыта контроля качества работы аудиторских организаций   
законопроект также уточняет максимальные сроки проверок таких организаций. В    
настоящее время минимальный, он же максимальный, срок проверки составляет не    
более 15 часов, например в отношении аудиторского микропредприятия, - мы        
предлагаем увеличить этот срок, установить предельный срок 20 рабочих дней. В   
отношении малых аудиторских организаций сейчас срок такой проверки 50 часов -   
мы предлагаем также установить срок 20 рабочих дней, а в отношении остальных    
организаций установить срок 40 рабочих дней. Мы видим, что сейчас действующих   
максимальных сроков не хватает для более качественной проверки таких            
организаций.                                                                    
                                                                                
Также законопроект унифицирует сроки, на которые может быть продлена проверка   
качества работы аудиторской организации.                                        
                                                                                
Вводится норма, которая позволяет специалистам, профессионалам в сфере          
аудиторской деятельности переходить на работу в контролирующий орган и при      
этом не терять квалификационные сертификаты, квалификационные документы,        
которые они получили до перехода на работу в контролирующие органы. В           
настоящее время при неучастии в аудиторской деятельности в течение трёх лет     
аттестат аудитора аннулируется. Мы считаем, что предлагаемая норма позволит     
усилить кадровый состав работы контролирующего органа.                          
                                                                                
Законопроект также предлагает изменить порядок исполнения саморегулируемыми     
организациями аудиторов решений Федерального казначейства, ужесточить порядок   
исполнения предписаний и, если предписание предусматривает исключение           
аудитора, установить срок для исключения не более семи рабочих дней со дня      
получения соответствующего предписания.                                         
                                                                                
Что касается другого закона, изменения в него носят корреспондирующий           
характер. Этот закон касается защиты прав юридических лиц и индивидуальных      
предпринимателей при проведении государственного контроля. И внешний контроль   
качества работы аудиторских организаций, который сейчас проводится, повторю,    
Федеральным казначейством, предлагается включить в перечень видов               
государственного контроля, в отношении которых могут устанавливаться            
особенности организации и проведения проверок.                                  
                                                                                
Повторю ещё раз: мы считаем, что такие изменения позволят повысить качество     
контроля работы аудиторских организаций, и просим поддержать законопроект.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Алексея Николаевича Изотова.       
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Николаевич.                                                 
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Илья Вячеславович подробно   
изложил суть законопроекта, я сделаю лишь небольшое дополнение.                 
                                                                                
Как видно из наименования, законопроектом планируется внесение изменений в      
два федеральных закона, в основном они коснутся Федерального закона "Об         
аудиторской деятельности". В частности, он дополняется новой статьёй под        
названием "Внешний контроль качества работы аудиторских организаций...".        
Положения этой статьи относятся к организациям, которые проводят аудит          
бухгалтерской и финансовой отчётности общественно значимых организаций, таких   
как банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, публичные    
организации и компании, в капиталах которых доля государства составляет более   
25 процентов.                                                                   
                                                                                
Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и просит      
Государственную Думу принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы? Есть.                                               
                                                                                
Просьба включить режим записи на вопросы.                                       
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, мы сегодня, рассматривая          
бюджет, мучились: где взять деньги? Ознакомившись с отчётами госкорпораций, я   
увидел одну закономерность: они всё время имеют право выбора, один год          
отчитываются по МСФО, второй год - по РСБУ, а ещё и не выполняют распоряжение   
правительства о том, чтобы на выплату дивидендов, поступающих в бюджет,         
направлялось не 25, а 50 процентов прибыли, а это, как вы понимаете, очень      
серьёзная сумма. Может быть, мы ко второму чтению всё-таки в этот               
законопроект внесём норму о том, что надо по какой-то одной системе             
бухгалтерской отчётности проверять и товарищам аудиторам? Тогда мы и в бюджет   
получим дополнительные средства. По имеющейся у меня справке один "Газпром"     
недоплатил 140 миллиардов за один год - можете себе представить, какие          
деньги?! А мы тут о 5,4 миллиарда спорим.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Большое спасибо за вопрос. Как вы знаете, правительство в целом    
поддерживает ваши намерения и наши пожелания универсально подходить к           
установлению нормы перечисления дивидендов в бюджет от госкомпаний.             
Единственное, что скажу, это правило, это обязательство перечислять дивиденды   
не относится к сфере регулирования закона "Об аудиторской деятельности",        
потому что аудитор составляет аудиторское заключение в отношении той            
отчётности, которую составляет субъект хозяйственной деятельности. Поэтому в    
данном проекте закона, к сожалению или к счастью, невозможно учесть это         
пожелание.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Романов Михаил Валентинович.                  
                                                                                
РОМАНОВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Илья Вячеславович, регулирующим органом власти в сфере аудиторских услуг        
является Минфин. Сейчас широко обсуждается тема передачи отрасли в ведение      
мегарегулятора - Банка России. Как вы оцениваете шансы на то, что качество и    
эффективность аудита повысятся, в случае если регулирующим органом станет       
Центробанк?                                                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В. Михаил Валентинович, спасибо за вопрос. Действительно, сейчас в    
правительстве идёт дискуссия о том, чтобы передать некоторые полномочия, но     
не по регулированию, а именно по контролю за деятельностью аудиторских          
организаций, в первую очередь тех, которые осуществляют аудит, скажем,          
банков, кредитных организаций, страховых организаций, эмитентов ценных бумаг,   
в сферу ведения Центрального банка. Мы считаем, что такая постановка вопроса    
правомерна, единственное замечание: при принятии такого решения,                
направленного на улучшение контроля за аудиторскими организациями и повышение   
качества аудита, необходимо исключить чрезмерное давление на сектор, то есть    
исключить возможность контроля со стороны двух организаций, скажем              
Федерального казначейства и Центрального банка, за одними и теми же             
аудиторами. Я думаю, что оптимальное решение будет найдено и какие-то           
полномочия, особенно в части финансового сектора, в той части, в которой        
Центральный банк является регулятором, будут ему переданы.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дивинский Игорь Борисович.                    
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, с 1 января 2017 года вступают в силу поправки о    
минимальной численности членов саморегулируемой организации на аудиторском      
рынке: количество её членов увеличено с пятисот до двух тысяч. В стране         
сегодня зарегистрировано немногим больше 4 тысяч аудиторских организаций,       
таким образом, возможно создание двух СРО, если они договорятся между собой.    
В таком случае какая же СРО в здравом уме будет исключать недобросовестного     
участника, если каждый штык будет на счету и основной задачей СРО будет         
сохранение количества членов, то есть во главу угла будет ставиться             
количество, а не качество? Вопрос: как, с вашей точки зрения, укрупнение СРО    
на аудиторском рынке в сложившихся условиях будет влиять на качество            
оказанных аудиторских услуг, каково ваше видение?                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Игорь Борисович, спасибо за вопрос. Действительно, вступает в      
действие новая норма, в соответствии с которой - мы видим это по численности    
действующих СРО, - скорее всего, останется не больше двух саморегулируемых      
организаций. Мы считаем, что это правильный тренд и при сокращении количества   
СРО уменьшится так называемая конкуренция СРО за своих участников, когда по     
каким-то причинам, может быть в силу более льготных условий членства, можно     
устанавливать менее жёсткие условия для контроля члена СРО. Так что             
сокращение их количества - это то, на что, собственно говоря, и был направлен   
тот закон, который со следующего года вступает в силу.                          
                                                                                
Мы считаем, что рассматриваемый сегодня законопроект, которым, например,        
вводится жёсткий срок исполнения предписания контролирующего органа об          
исключении аудитора из СРО, как раз направлен на то, чтобы внутренний           
контроль со стороны саморегулируемой организации дополнялся эффективным         
внешним контролем со стороны государственного органа.                           
                                                                                
И мы считаем, что, скорее всего, эффект от укрупнения будет положительным, а    
не отрицательным.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Илье Вячеславовичу.                                                      
                                                                                
Вы в своем докладе заявили, что одна из целей законопроекта - это усиление      
кадрового состава. Мы на протяжении уже нескольких лет наблюдаем, как выходят   
на проверки аудиторы, выходит Счётная палата... Например, в Кировской области   
"Кировлес" и все, кто с ним был связан, банки, ФГУ, то есть все бюджетные       
организации, которые участвовали в процессе, - всё потом заканчивалось          
уголовными делами. Какую вы предполагаете ответственность аудиторов - раз вы    
говорите об усилении кадрового состава - за то, что они дают положительное      
заключение, не указывают на нарушения в компании, а через какое-то время        
правоохранительные органы находят эти нарушения и доводят дело до решения       
суда, в котором выносится соответствующее определение этим действиям?           
                                                                                
ТРУНИН И. В. Кирилл Игоревич, спасибо за вопрос. Проблема действительно         
существует, но не надо забывать, что аудиторские организации - это не           
правоохранительные органы, аудиторские организации не располагают ни            
необходимыми полномочиями, ни средствами для того, чтобы выявлять какие-то      
преступные деяния. Основной задачей аудитора является снабжение пользователя    
финансовой отчётности организации заключением о её достоверности либо           
недостоверности. Да, действительно, здесь тоже могут быть злоупотребления,      
иногда эти злоупотребления должны являться предметом расследования в том        
числе и правоохранительных органов, но в целом речь идёт именно о том,          
насколько отражение операций того или иного субъекта отчётности, субъекта       
хозяйствования объективно в отчётности.                                         
                                                                                
Вот тот внешний контроль качества, который предусмотрен законопроектом,         
существует не так давно: если вы помните, соответствующие полномочия были       
переданы Федеральному казначейству только в первой половине этого года. Мы      
надеемся, что как раз вместе с сокращением численности и укрупнением состава    
саморегулируемых организаций, вместе с подключением к этому процессу            
Центрального банка это позволит исключить такие ситуации, о которых вы          
говорите.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Желающие выступить? Есть.                                 
                                                                                
Просьба включить режим записи на выступления.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Скриванов Дмитрий Станиславович.                                    
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, в продолжение вопроса о контроле качества. В случае          
принятия закона мы получаем ещё одну организацию, которая будет                 
администрировать деятельность аудиторских организаций, причём, как сказал мой   
коллега Алексей Николаевич, речь идёт не о всех организациях, а только о тех,   
которые имеют наибольшую общественную значимость. Наверное, стоит перечислить   
их - это кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные         
фонды, организации, в уставных капиталах которых доля государственной           
собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации,     
государственные компании и публично-правовые компании.                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела этот законопроект и точно так же, как       
комитет, поддерживает его. Предлагается принять сегодня этот законопроект в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово докладчику? Нет. Содокладчику? Нет.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении законопроект под     
пунктом 34 повестки дня.                                                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 36 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.                                            
                                                                                

Заседание № 12

02.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132191-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части, касающейся внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6523 по 6524 из 8362
Пункт 115. Тот же докладчик. Нет его.