Заседание № 140

14.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о содержании земельных участков под жилыми домами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3661 по 3931 из 4425
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 451       
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" и в статью 55-25 Градостроительного кодекса Российской    
Федерации". Доклад Валерия Карловича Гартунга.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень          
простой законопроект: мы предлагаем освободить собственников жилых помещений    
в многоквартирных домах от обязанности платить за содержание участка, который   
им не принадлежит. Вдумайтесь, то есть... Ну, кажется, это явно логично, да?    
То есть в составе денег, которые собираются с жильцов многоквартирных домов     
на содержание общего имущества, теперь мы предлагаем не брать деньги,           
требующиеся на содержание земельного участка, который им не принадлежит. Ну     
нормально же, да? Оказывается, правительство считает нормальным, что с          
жильцов многоквартирных домов собирают деньги на содержание земельных           
участков, которые, скажем так, их собственностью не являются. Вот,              
собственно, и всё, вот суть нашего законопроекта.                               
                                                                                
Мне кажется, абсолютно всё понятно, но если у кого-то будут вопросы -           
пожалуйста, я на них отвечу.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Владимировича Якубовского.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯКУБОВСКИЙ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я изложу    
позицию комитета по предлагаемому законопроекту, целью которого является        
исключение из законодательства положений, которые, по мнению авторов,           
противоречат положениям жилищного законодательства и нарушают права граждан.    
                                                                                
Изменения предлагается внести в закон "Об общих принципах организации           
местного самоуправления...", предметом регулирования которого является также    
содержание правил благоустройства территории муниципального образования, и в    
Градостроительный кодекс, устанавливающий обязательное участие собственника     
здания, сооружения в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке,     
которые определяются правилами благоустройства территории муниципального        
образования. Из системного и буквального толкования указанных норм следует,     
что на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, включая          
собственников помещений в многоквартирных домах, Градкодексом возложена         
обязанность участвовать в содержании прилегающих территорий в тех случаях и в   
том порядке, которые определяются правилами благоустройства территории          
муниципального образования, а случаи, формы и объёмы такого участия             
определяются непосредственно правилами благоустройства территории. Анализ       
таких правил благоустройства показал, что зачастую это обязанность выполнять    
работы по уборке мусора, кошению травы и поливу растений, тогда как остальные   
работы по содержанию прилегающих территорий выполняются муниципальными          
образованиями самостоятельно, это более 40 видов работ.                         
                                                                                
Установление требований в сфере благоустройства направлено на реализацию        
публичных интересов - на обеспечение и повышение комфортности условий           
проживания граждан, поддержание и улучшение состояния территории, - а не        
гражданско-правовых отношений в части собственности. Объектом нормирования      
благоустройства территории является территория муниципального образования       
независимо от формы собственности и целевого назначения земельного участка.     
Речь идёт об участии собственников и пользователей помещений в                  
многоквартирном доме в содержании прилегающих территорий, а не земельных        
участков, находящихся в муниципальной собственности. Цель такого участия -      
обеспечение публичных интересов в отношении содержания публичных объектов, а    
не распределение бремени содержания муниципальных объектов между иными          
лицами.                                                                         
                                                                                
При определении в законах субъектов Российской Федерации, в муниципальных       
правилах благоустройства территории размеров прилегающих территорий и порядка   
участия собственников помещений в содержании таких территорий должен            
соблюдаться определённый баланс публичных и частных интересов, поскольку        
обязанность такого участия возложена на собственников в общественных            
интересах. В связи с этим действующее федеральное регулирование не              
противоречит положениям жилищного законодательства, не нарушает права           
граждан.                                                                        
                                                                                
Финансово-экономическое обоснование не содержит расчётов и информации об        
определении источников финансового обеспечения дополнительных расходов          
бюджетов субъектов на реализацию закона, не определён порядок исполнения        
новых бюджетных обязательств.                                                   
                                                                                
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. Комитет     
Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству         
рекомендует отклонить данный проект федерального закона.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Я хочу представителю комитета задать вопрос. Как он считает,    
какие были мотивы у органов местного самоуправления, когда они инициировали     
вот это изменение в 131-й закон, для того чтобы брать плату в части того, что   
принадлежит именно муниципалитету, с граждан, в том числе с малоимущих          
граждан? Скажите, пожалуйста, какая была мотивация внесения этой нормы в        
131-й федеральный закон?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Якубовскому включите микрофон.                            
                                                                                
ЯКУБОВСКИЙ А. В. Галина Петровна, спасибо за вопрос. Знаете, вот мы на днях     
вернули в школу трудовое воспитание, и если уж речь вести о содержании          
придомовой или общей территории, о проведении субботников, в общем и целом,     
на мой взгляд, участие в этих процессах граждан обязательно. Именно поэтому в   
заключении комитета мы говорим о публичности этих взаимоотношений.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопрос.                           
                                                                                
А если эти граждане - инвалиды, малоимущие? Ну, у них просто нет денег, у них   
нет денег даже на оплату жилищно-коммунальных услуг, и им по закону положены    
льготы. Но льготы им положены на оплату содержания имущества, которое им        
принадлежит, а по тому, что им не принадлежит, им льгота не даётся. То есть     
фактически муниципалитет возлагает на граждан, у которых вообще нет денег,      
оплату части полномочий, которые должны осуществлять сами муниципалитеты. Вот   
расскажите, как вы к этому относитесь?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Якубовскому включите микрофон.                            
                                                                                
ЯКУБОВСКИЙ А. В. Спасибо за вопрос. В таком случае необходимо регулировать      
именно возможность получения льгот, а не применять в общем плане, для всех      
граждан тот закон, проект которого вы внесли.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Карлович.                                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я специально   
очень кратко выступил, думал, ну вдруг возникнут вопросы, но я ведь чётко       
обозначил тему. Вдумайтесь, мы предлагаем запретить брать с граждан деньги за   
содержание имущества, которое им не принадлежит, - ну это же нормально! Нет,    
ни у кого не возникло вопроса, всё нормально, оказывается. А если у             
гражданина нет на это денег? Нам говорят: ну давайте мы ему льготы дадим. Ну    
это вообще какая-то странная история, мне кажется, да? Вот Галина Петровна      
правильно же вопрос задала: а чем мотивировали органы местного самоуправления   
просьбу дать им возможность переложить часть своих обязанностей на граждан?     
Тем, что у них нет денег, - они нищие. Мы всё это понимаем, но тогда,           
наверное, логично больше налогов там оставить? Ну, это логичное решение было    
бы, а не на граждан перекладывать. Если вы мне сейчас опять скажете, что это    
выпадающие доходы федерального бюджета, я вам опять напомню, что 3,3            
триллиона рублей федеральный бюджет нефтяникам отдал. Вот чтобы                 
компенсировать эти отданные деньги нефтяникам, вы теперь ещё с нищих            
пенсионеров будете собирать деньги на содержание придомового имущества,         
которое им не принадлежит! Мало того, они им управлять-то не могут. Вот         
заметьте, возлагаем обязанность финансирования имущества, управлять которым     
они не могут. Ну подумайте сами, во что мы превращаем нашу страну-то? Мы        
скоро вообще рабовладельчество вернём или крепостное право, людей привяжем и    
обяжем бесплатно работать. Тут про трудовое воспитание ещё вспомнили - вообще   
молодцы, конечно!                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Разворотнева Светлана Викторовна.            
                                                                                
РАЗВОРОТНЕВА С. В. К сожалению, не успела записаться на выступление - можно     
от фракции?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз дадим.                                            
                                                                                
РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемые коллеги, у нас есть два законодательных акта:      
действительно, Жилищный кодекс и правила содержания общего имущества, которые   
обязывают собственников содержать своё общедомовое имущество, и 131-й           
федеральный закон, в соответствии с которым граждане самостоятельно и под       
свою ответственность решают вопросы местного значения. В рамках этих            
полномочий в том числе органы местного самоуправления утверждают правила        
благоустройства и другие нормативные правовые акты. Вот нормы 463-го            
федерального закона как раз про это. Все граждане у нас являются не только      
собственниками участков, общедомового имущества, они являются гражданами        
муниципалитетов, и, вообще-то, для граждан нормально, когда они участвуют в     
жизни своего поселения, когда они благоустраивают свои территории.              
                                                                                
В вашем законопроекте нет ни слова о том, какую финансовую нагрузку возложили   
органы местного самоуправления на граждан, нет никаких сведений о том, что      
они облагались дополнительными поборами, что они тратили какие-то деньги. Это   
нормальное трудовое участие каждого нормального человека в жизни своего         
города или села, чтобы жить в нормальных условиях.                              
                                                                                
Действительно, финансово-экономическое обоснование законопроекта не содержит    
расчётов того, какое финансирование нужно на то, чтобы переложить все эти       
обязательства на органы местного самоуправления. Вы предлагаете закону          
придать обратную силу, то есть вернуть все деньги, которые граждане             
затратили, хотя не говорите о том, сколько они затратили и в каком объёме они   
эти обязанности выполняли. Слушайте, вот у нас тут любят вспоминать советские   
времена, когда все работали, для того чтобы жить в нормальных условиях.         
Давайте мы не будем прятаться за формальные юридические требования: это мой     
участок, это не мой участок - давайте мы дадим гражданам работать на благо      
своих городов и сёл.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг, пожалуйста, заключительное слово.                                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Отлично! Есть такая реклама: лучше молчать, чем говорить... Ну,   
ладно, сейчас я несколько слов скажу. (Она по-другому звучит: лучше жевать,     
чем говорить - неважно, я перефразировал её.)                                   
                                                                                
Получается, представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нам предлагают ввести         
трудовую повинность. Вообще-то, наш законопроект про другое. Я сейчас           
расскажу, о чём наш законопроект, ещё раз, видимо, плохо слушали здесь, в       
зале.                                                                           
                                                                                
Наш законопроект о том, чтобы запретить брать с граждан деньги за содержание    
имущества, которое им не принадлежит. Это норма Гражданского кодекса!           
Обязывать граждан какие-то платежи вносить вне содержания своего имущества...   
Платежи, если они обязательные, - это налоговые платежи. Вы нам говорите, что   
граждане, как граждане муниципалитета, должны участвовать в содержании          
имущества, - так они налоги платят! Налоги! Вам перечислить все налоги,         
которые граждане платят и которые идут в местный бюджет? Подоходный налог,      
налог на имущество, налог на землю - очень много налогов на самом деле. Если    
муниципалитету этих налогов не хватает - пожалуйста, перераспределите с         
регионального уровня. Если в регионе не хватает денег - с федерального уровня   
отдайте.                                                                        
                                                                                
Где взять деньги на федеральном уровне? 3,3 триллиона рублей вы в прошлом       
году отдали нефтяникам, а сейчас мне тут рассказываете, что мы сейчас будем     
трудовую повинность вводить и граждане будут работать. Я же говорю... ну,       
действительно, я оказался прав. Вы что хотите ввести-то? (Шум в зале.)          
                                                                                
Коллеги, я-то думал, что крепостное право отменили, а оказывается, его          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" возвращает. Вы о чём говорите вообще?! Да, договорились...      
                                                                                
Возвращаюсь к теме законопроекта. Тема законопроекта следующая: мы предлагаем   
запретить взимать с граждан деньги в обязательном порядке, речь идёт именно     
об обязательных платежах. Орган местного самоуправления создаёт муниципальный   
акт, по которому на граждан возлагается обязанность платить, - да, именно       
так, именно об этом речь. И мы про это пишем: собственники жилья в              
многоквартирных домах от этого должны быть освобождены. Вот о чём мы сейчас     
говорим.                                                                        
                                                                                
Если это юридические лица, на них возлагается эта обязанность - пожалуйста.     
Они ведут деятельность, они владеют имуществом - пожалуйста, мы про это не      
говорим, мы говорим о многоквартирных домах, о собственниках жилых помещений,   
только об этом. Вы сейчас нам говорите: денег нет - иди работай. Ну,            
молодцы... Мы обязательно донесём до избирателей вашу позицию.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 45-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного        
самоуправления в Российской Федерации" и статью 55-25 Градостроительного        
кодекса Российской Федерации", пункт 15.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.