Заседание № 13

07.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1130934-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2254 по 2601 из 11354
Пункт 6, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении      
изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского             
экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокола о внесении            
изменений в Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда            
Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года". Доклад             
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра финансов Российской Федерации Сергея Анатольевича Сторчака.            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Анатольевич.                                                 
                                                                                
СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Только что прозвучала тема   
документа, который предстоит ратифицировать, я не буду повторять. Несколько     
слов в связи с историей возникновения этой темы.                                
                                                                                
В разгар кризиса, в середине 2009 года, по инициативе руководителей             
Казахстана и Российской Федерации создаётся Антикризисный фонд Евразийского     
экономического сообщества и подписывается соглашение об управлении              
средствами, которые Россия и Казахстан выделяют в этот Антикризисный фонд.      
Далее к фонду присоединяются другие страны Евразийского экономического          
сообщества. Однако не так давно, как вы знаете, было принято решение об         
упразднении Евразийского экономического сообщества и учреждении Евразийского    
экономического союза, что потребовало внесения изменений в учредительные        
документы. Также мы решили, что название фонда - Антикризисный - не полностью   
отражает содержание его работы, которое есть на самом деле, и участники фонда   
договорились переименовать фонд, он получил новое название - Евразийский фонд   
стабилизации и развития. Одновременно участники фонда приняли решение о том,    
что помимо использования такого инструмента, как предоставление кредитов,       
фонд может применять механизм грантовой поддержки беднейших стран - членов      
этого союза; грантовые средства формируются за счёт нераспределённой прибыли    
от управления средствами фонда.                                                 
                                                                                
Переименование фонда, внесение изменений в учредительные документы              
потребовало принятия ещё ряда организационных мер, которые также связаны с      
тем, что при существовании Евразийского экономического сообщества эта           
организация выполняла функции как секретариата, так и депозитария фонда. По     
новым договорённостям функции депозитария фонда переданы Министерству           
иностранных дел Российской Федерации, а функции секретариата этого фонда        
выполняет в настоящее время Евразийский банк развития, который, собственно      
говоря, и управляет средствами фонда, сам по себе фонд не является              
организацией, он существует в виде, образно говоря, копилки.                    
                                                                                
Все эти изменения нашли отражение при корректировке учредительных документов,   
были разработаны и подписаны соответствующие дополнения. Все страны эти         
дополнения согласовали и подписали, запущены процедуры ратификации этих         
документов, в связи с тем что сам договор об учреждении фонда был               
ратифицирован парламентами государств - участников этого договора.              
                                                                                
С учётом сказанного просим поддержать предложение правительства о ратификации   
Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда     
ЕврАзЭС и Протокола о внесении изменений в Соглашение об управлении             
средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых     
Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Умахана        
Магомедгаджиевича Умаханова.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Цель рассматриваемого         
протокола заключается в правовом оформлении решений Совета Антикризисного       
фонда ЕврАзЭС от 18 марта и 2 июля 2014 года об увеличении полномочий фонда     
по использованию доли чистой прибыли фонда на финансирование грантовых          
программ в государствах - участниках фонда с низким уровнем доходов и о         
переименовании фонда в Евразийский фонд стабилизации и развития.                
                                                                                
После подробного доклада Сергея Анатольевича Сторчака хочу только сказать,      
что и в нашем комитете, и в Государственной Думе вообще была проведена          
необходимая экспертная работа по отборке соответствующих материалов, имеются    
в целом положительные заключения Правового управления Аппарата                  
Государственной Думы и нашего соисполнителя - Комитета по финансовому рынку.    
                                                                                
Исходя из изложенного Комитет по делам Содружества Независимых Государств,      
евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует                
Государственной Думе ратифицировать упомянутые протоколы. Прошу поддержать.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы? Есть.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Анатольевичу.                                            
                                                                                
Сергей Анатольевич, скажите, пожалуйста, каково соотношение выплат стран -      
участников этого фонда? Всё-таки есть обеспокоенность: если это опять будет     
фонд взаимопомощи, возможно, это бремя опять ляжет только на нашу страну.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТОРЧАК С. А. В соответствии с договорённостями руководителей России и          
Казахстана объявленный капитал фонда составляет 10 миллиардов долларов.         
Обязательства стран оформлены векселями, которые погашаются                     
государствами-участниками по мере того, как у фонда появляется потребность в    
этих средствах. Распределение капитала таково: 70 процентов - доля Российской   
Федерации, 30 процентов - доля Казахстана, доля остальных участников            
символическая, с учётом уровня экономического развития, на котором они          
находятся.                                                                      
                                                                                
За весь период существования фондом предоставлены средства на возвратной        
основе - подчёркиваю: на возвратной основе - на общую сумму 5 миллиардов 340    
миллионов долларов США. Средства предоставлены по проектам: в Киргизии - три    
проекта, в Армении - три, в Таджикистане - два, в Республике Беларусь - два.    
Проблемных кредитов нет, страны вовремя выполняют принятые на себя              
обязательства. Фонд имеет возможность предоставлять как финансовые кредиты,     
кредиты на цели бюджетной поддержки, так и инвестиционные; основной упор        
сделан на предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях, как      
правило, это кредиты, в которых участвуют российские поставщики.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, вы перечислили проекты с привязкой по странам,    
а на какие конкретно проекты были затрачены деньги? И чтобы мы представляли:    
льготные условия - это какие льготные условия?                                  
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Это не рыночные процентные ставки, каждый раз в зависимости от    
проекта Евразийский банк развития, как управляющий институт, согласовывает      
уровень процентной ставки со страной-заёмщиком, это ставки в пределах 2         
процентов годовых, за исключением кредитов, которые предоставляются на цели     
бюджетной поддержки: там ставки максимально приближены к тем ставкам, по        
которым страны заимствуют на финансовых рынках, - ну, понятно почему.           
                                                                                
Среди проектов, которые реализуются, мне, допустим, очень нравится проект       
восстановления оросительной системы в Республике Армения: за годы, прошедшие    
после известных событий, система пришла в значительный упадок, и вот при        
консультационной поддержке Всемирного банка и за счёт средств евразийского      
фонда реализуется проект на 40 миллионов долларов. В Киргизии это объекты в     
сфере энергетики, не новые объекты, а объекты, которые модернизируются за       
счёт поставки нового российского оборудования, Токтогульская ГЭС например.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич.                
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Анатольевичу.                                            
                                                                                
Когда мы говорим об антикризисных мероприятиях, вот такой короткий анекдот      
вспоминается. Встречаются два экономиста, говорят о кризисе, и один у другого   
спрашивает: "Ты понимаешь чего-нибудь?" Тот отвечает: "Да я тебе сейчас всё     
объясню". - "Да объяснить я и сам могу - ты понимаешь чего-нибудь?"             
                                                                                
Вот у нас один из вопросов - это переименование фонда, а есть ли какая-то       
среднесрочная стратегия его развития? Я совсем недавно прочитал новость, что    
в обмен на грант, по-моему, в размере 100 миллионов долларов Армения приняла    
Налоговый кодекс, то есть меры финансовой поддержки увязываются с мерами        
законодательной стабилизации. А вот есть ли такие же привязки к получению       
грантов в обязательствах того же Таджикистана или Кыргызстана? Поясните,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Что касается грантов, механизм мы ещё ни разу не применили -      
страны не обращались за грантовой помощью, однако есть три стабилизационных     
кредита, которые предоставлены в форме финансовых кредитов для поддержки        
бюджетов в целях принятия странами-заёмщиками конкретных программ в области     
стабилизации экономического развития.                                           
                                                                                
Наиболее известный проект - это первый кредит фонда, финансовый кредит,         
предоставленный Республике Беларусь, в размере 3 миллиардов долларов. Это       
сложный проект, предполагавший принятие властями Беларуси многочисленных        
обязательств в части дерегулирования, принятия соответствующих                  
законодательных норм, обеспечивающих развитие рыночного хозяйства, и тому       
подобное. Как известно, мы использовали пять траншей, шестой транш был          
прекращён из-за того, что не все цели, заявленные в программе, были             
достигнуты. Насколько я помню, там было порядка пятидесяти конкретных целей,    
связанных с принятием макроэкономических мер, одна из целей, например,          
предполагала сокращение директивного кредитования. В Белоруссии эта система     
работала так: кредиты предоставлялись Центральным банком коммерческим банкам,   
а те осуществляли последующее целевое кредитование государственных              
предприятий - обнаружилось, что многое из того, что производилось на этих       
предприятиях, шло просто-напросто на склады.                                    
                                                                                
Мы завершили досрочно тот проект, Беларусь аккуратно обслуживает                
задолженность, никаких проблем нет. Сейчас действует вторая часть этой          
программы. Мы переделали программу, сделали её более прагматичной и             
амбициозной, сумма нового кредита составляет 2 миллиарда долларов.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович.                    
                                                                                
ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Анатольевич, вы сказали, что средства выделяются в фонд        
только по мере необходимости, но я читаю статистику и вижу, что на 31 декабря   
2015 года свободных активов было более миллиарда долларов. Каким образом они    
возникли, если мы выделяем средства только на необходимые цели?                 
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Если кратко, это возвратные средства по кредитам, которые были    
ранее предоставлены заёмщикам, прежде всего Республике Беларусь, которая        
вернула средства в соответствии с графиками платежей. Странами оплачены были    
векселя, и эти деньги, оставшиеся внутри фонда, плюс возвратные средства дали   
вот такую денежную массу, такую хорошую ликвидность, я бы так сказал.           
Управление этими деньгами осуществляет Евразийский банк развития, они           
приносят прибыль, за счёт этой прибыли, повторю, появится возможность           
предоставлять гранты бюджетной поддержки тем странам, которые будут             
обращаться за помощью в фонд.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть желающие выступить? Есть.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович.                                          
                                                                                
Подготовиться Плетнёвой Тамаре Васильевне.                                      
                                                                                
ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы       
рассматриваем вопрос о ратификации протокола о внесении изменений в Договор     
об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Ну, казалось бы, вопрос             
технический, но тем не менее очень символично, что данный вопрос мы             
рассматриваем в преддверии 25-й годовщины одной из величайших трагедий в        
истории нашего государства - расчленения нашей великой Родины и начала          
массового исхода русского населения из национальных окраин. Сейчас мы           
рассматриваем вопрос о выделении средств на поддержку тех самых национальных    
окраин, которые в своё время изгнали русское население и которые на костях      
наших соотечественников построили свою промышленность.                          
                                                                                
Какие средства мы планируем туда выделить? В данный момент на поддержку этих    
государств выделено практически 3 миллиарда долларов США - это огромная         
сумма, которая, в общем-то, могла бы пригодиться и в нашем бюджете. Что мы      
поддерживаем конкретно, какие программы? Мы поддерживаем программы              
строительства автомобильных дорог в Кыргызстане. Но возникает вопрос: неужели   
у нас нет своих дорог, которые нужно ремонтировать? Недавний трагический        
случай в Ханты-Мансийском автономном округе, когда погибли дети, показывает,    
что и у нас дороги находятся не совсем в удовлетворительном состоянии и можно   
вложить было бы деньги в них. Мы вкладываем деньги и в развитие сельского       
хозяйства данных государств, как будто у нас нет нашего собственного            
сельского хозяйства, которое нужно поддерживать; мы восстанавливаем             
энергетику в той же Киргизии - те самые гидроэлектростанции, построенные        
нашими русскими инженерами, нашими русскими строителями, которых потом оттуда   
изгнали, и получается, что сейчас мы снова вкладываем туда деньги... Вопрос:    
зачем?!                                                                         
                                                                                
У нас сегодня будет обсуждение бюджета, и почему-то ни одна из поправок,        
которые предлагала фракция ЛДПР, не прошла. То есть у нас нет денег на          
русский лён, у нас нет денег на восстановление лифтового хозяйства в МГУ, у     
нас нет денег на поддержку ВОИР, наших изобретателей и рационализаторов, у      
нас нет денег на поддержку Смоленской области, у нас также почему-то не         
хватает денег на Крым, но у нас находится практически 200 миллиардов рублей     
на поддержку ближнего зарубежья, притом что какую-то поддержку с их стороны     
мы, в общем-то, не всегда ощущаем. И что самое интересное, сейчас нам           
предлагают отойти от системы кредитования и перейти к системе грантов, то       
есть мы будем давать безвозвратно деньги, безвозвратно! - мы никогда ничего с   
этого не получим! Получается, наши деньги вложены сейчас в какой-то фонд,       
который получает оперативную прибыль; данная прибыль на конец прошлого года     
составляла порядка 98 миллионов долларов США - это очень немаленькая сумма, и   
мы могли бы, в общем-то, здесь её потратить, но мы эти деньги раздадим нищим    
государствам на поддержку их собственных интересов!                             
                                                                                
Я думаю, что нет смысла поддерживать вообще данный проект о системе грантов,    
так как он нанесёт ущерб нашей Родине. Фракция ЛДПР не будет поддерживать       
данный законопроект!                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я взяла слово для того, чтобы, так сказать, оправдаться за       
свой вопрос. Я спросила, в каких долях будут вносить деньги страны - я-то       
прекрасно понимаю, что, конечно, мы будем выплачивать основную, во много раз    
большую долю по сравнению с другими, потому что, во-первых, мы, наша страна     
гораздо больше, сильнее, а во-вторых, мы инициаторы.                            
                                                                                
Далее. Я слушала выступление своего коллеги, и мне вспомнились слова Булата     
Окуджавы: "Не хлебом единым жив человек". Мы же прекрасно понимаем, в каком     
мире живём, мы прекрасно понимаем, сколько вокруг нас если не врагов, то        
противников, которые больше всего хотели бы ослабления нашей страны. Люди       
сегодня за нынешнюю власть голосуют не потому, что им как-то очень хорошо       
живётся, а потому, что, как говорится, лишь бы не было войны, поэтому и         
согласны терпеть. И это решение для нас, может быть, и невыгодно                
экономически, но оно для нас выгодно политически - мы собираем силы вокруг, и   
это правильно.                                                                  
                                                                                
А то, что у нас в своё время, в 90-е годы, всё развалили, и то, что             
действительно завтра такая дата, в связи с которой мы будем с грустью           
вспоминать и о своей стране, и о тех безобразиях, которые в 90-е годы           
творились, - ну что же теперь... Человек не может жить плохими                  
воспоминаниями!                                                                 
                                                                                
Мы прекрасно понимаем, что это соглашение, безусловно, имеет в большей          
степени политический характер: мы хотели бы собрать вокруг себя прежде всего    
страны, которые были с нами всегда в близких отношениях, да и другие страны.    
И я хотела бы обратить внимание наших коллег на то, в чём они очень часто       
упрекают нас, коммунистов, - что, мол, мы вы в своё время разбазаривали         
деньги, всем помогали, лишь бы поддерживать свои режимы... Да, в своё время     
мы, вернее, наши правители советские помогали и делали это с той же целью -     
иметь возможность в любое время получить защиту и поддержку. Никто уже в то     
время, конечно, не думал о мировой революции, об идее, которая вначале была у   
романтиков в головах... хотя вот сидит мой сосед и говорит, что думал. Но мы,   
во всяком случае, очень трезво оценивали ситуацию, обстановку, в которой        
жили, и сегодня опять приходится возвращаться к этой теме, опять трезво         
оценивать то, что мы делаем. Поэтому наша фракция будет голосовать за.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
По ведению - Милонов.                                                           
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я, вообще, отменил запись, но... Я хотел внести коррективы, поскольку мы в      
парламенте России не можем говорить неправду: слова "не хлебом единым..."       
принадлежат не Окуджаве, а Иисусу Христу. Извините.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Валентинович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, выступления состоялись. Заключительное слово требуется       
докладчику? Нет. Содокладчику? Тоже нет.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 6 нашей     
повестки.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.