Заседание № 105
О проекте федерального закона № 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Дмитрий Николаевич Кобылкин. КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроектом предлагается закрепить принципы осуществления туризма и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях. Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 2 марта 2023 года и подготовлен к третьему чтению. По представленному законопроекту замечаний нет, все необходимые согласования проведены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Михайлов, Кобылкин, Нилов Олег Анатольевич. Пожалуйста, Михайлов Олег Алексеевич, фракция КПРФ. Подготовиться Кобылкину, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Нилову Олегу Анатольевичу, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, данный законопроект, хоть и преследует, вероятно, благую цель, но содержит некоторые неприемлемые положения, имеет внутренние противоречия. Что имеется в виду в данном случае? Из действующей редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" исключается понятие "познавательный туризм", при этом понятие "экологический туризм" дополнительно не вводится, а вместо него включается обобщённое понятие "туризм", что открывает фактически безграничные возможности для использования территорий резерватов для спортивного, оздоровительного, рыболовного и иных видов туризма, в том числе не соответствующих статусу охраняемой природной территории. Как указывают эксперты, эта норма противоречит самой концепции заповедного дела и носит выраженный антиэкологический характер. Далее. Законопроект исключает действующую в настоящее время норму, которая запрещает деятельность, влекущую за собой изменение гидрологического режима в границах национальных парков, и заменяет её формулировкой: "деятельность, влекущая за собой развитие негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов". При внешнем сходстве смысл этих формулировок совершенно разный. Ну, деятельность, влекущая за собой развитие негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, выявляется в рамках государственного мониторинга водных объектов. Однако изменение гидрологического режима может немедленно негативно сказаться на природных комплексах и их компонентах. Таким образом, конкретная норма, которая содержится в действующем законе, заменяется на норму, соблюдение которой невозможно оценить непосредственно на месте выявления экологического правонарушения. Дальше. В новой редакции закона вводится статья, предусматривающая планирование исключительно рекреационной деятельности, однако игнорируется норма о том, что управление каждым национальным парком должно осуществляться на основании единого плана управления, включающего вопросы организации и развития не только рекреационной деятельности, но также и природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской работы. Создаётся впечатление, что вот эти направления деятельности являются глубоко второстепенными, хотя они прямо предусмотрены в задачах национальных парков, определённых действующим законодательством. Дальше. Как я уже сказал, в законопроекте есть внутренние противоречия. Ну, в частности, предусмотренная законопроектом новая статья 17-1 не относит особо охраняемую зону национальных парков к числу функциональных зон, где допускается рекреационная деятельность, что противоречит статье 15 действующего закона. Следующее. Из предложенной редакции законопроекта следует, что соглашения об осуществлении рекреационной деятельности заключаются именно с потенциальными инвесторами, планирующими создание объектов инфраструктуры. Таким образом, законопроект игнорирует регулирование осуществления рекреационной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не связанными с созданием объектов инфраструктуры, в том числе, например, туроператорами, обеспечивающими посещение ООПТ организованными туристскими группами, частными гидами и так далее. Кроме того, статья 5 законопроекта не допускает увеличения площади, изменения границ специально выделенных участков частичного хозяйственного использования заповедников. Но в данном случае как раз невозможно будет изменять границы, например, отказаться от размещения новых кордонов службы охраны, научных стационаров, экологических троп, отказаться от возможности устранения многих ошибочных решений прежних лет. При таких обстоятельствах фракция КПРФ не может поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кобылкин Дмитрий Николаевич. Подготовиться Нилову. КОБЫЛКИН Д. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На ООПТ возможен только экологический режим, включающий в себя просветительскую деятельность. Все эти на самом деле непростые вопросы обсуждались на экспертных и рабочих площадках вместе с правительством, с участием представителей всех фракций. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" будет голосовать против представленного законопроекта. Причины самые простые. Заповедные территории и особо охраняемые территории потому так и называются, что там недопустимо присутствие большого количества людей, туристов, не знаю, исследователей. Вот для них есть другие территории, не особо охраняемые, не заповедные, - вот там занимайтесь туризмом, исследуйте, изучайте, ставьте эксперименты, опыты. А на этих территориях не должно быть присутствия больших масс людей. Капитальные строения для этого потребуются или некапитальные, тропинки потребуются, дороги потребуются, а это категорически недопустимо, если вы, ну, хотя бы как-то понимаете, что такое заповедные территории, территории, отданные для животных, для птиц, для их размножения, гнездования в нормальных условиях, а не с присутствием телекамер и каких-то любопытствующих людей. Здесь нарушены, ну, просто вот основы экологического такого отношения к небольшому ещё количеству наших особо охраняемых территорий. Лоббизм откровенный - да, интересы бизнеса - да, вот здесь они опять проявляются в первую очередь. Поэтому и против, уважаемые коллеги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 02 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 80 чел.17,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Николаевич Кобылкин. КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении мы обсудили его на разных экспертных площадках, встречались с руководителями национальных парков, заповедников, главами регионов, общественностью. Благодарю всех за участие и за ценные предложения. Все понимают, что главное при развитии туризма на особо охраняемых природных территориях - это сохранить и защитить наши уникальные уголки природы. Именно такую задачу нам ставил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин при утверждении национальных целей развития страны. Пандемия в 2020 году повысила актуальность данного вопроса: число посетителей ООПТ за это время выросло на 6 миллионов человек, в прошлом году их общее количество составило 14 миллионов. Национальные парки столкнулись с проблемами, связанными с незаконными постройками, с уборкой и вывозом мусора, с организацией туалетов, минимального комфорта и туристических услуг для посетителей. Законопроект призван заложить единые основы правового регулирования организации туризма в границах особо охраняемых природных территорий. Ко второму чтению к законопроекту поступили поправки Правительства Российской Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправками вводятся основные критерии и особенности организации туризма на ООПТ. Среди них сохранение уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, соблюдение предельно допустимой рекреационной нагрузки, создание специально оборудованных туристических мест, маршрутов, сохранение объектов культурного наследия и, что особенно важно, обеспечение безопасности самого туризма. Запрещается изменение площади, местоположения, границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования. Кроме того, запрещено строительство объектов, которые относятся к жилым домам. Разрешается создание объектов для временного размещения посетителей, культурного и экологического просвещения, общественного питания и бытового обслуживания. Предусмотрено обязательное согласование плана рекреационной деятельности национального парка с главой региона, что важно для учёта развития туризма на территории каждого субъекта Российской Федерации. В целях привлечения инвестиций в развитие рекреационной деятельности предусматривается заключение соглашения, сторонами соглашения выступают федеральный орган исполнительной власти и победитель торгов. Мы прописываем в законопроекте ключевые пункты соглашения, среди них проведение мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдение установленной предельно допустимой ёмкости и другие. Действие соглашения прекращается в том числе по причине нарушения его условий. Законопроектом предусматривается плата по соглашению, которая считается доходом федерального государственного бюджетного учреждения, управляющего соответствующим национальным парком. Кроме того, в течение года с момента утверждения плана рекреационной деятельности физические и юридические лица, арендующие земельные участки, до 1 сентября 2023 года должны будут заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности. Это позволит провести капитальную ревизию имеющихся правоотношений. Дополнительно мы закрепляем обязанность по восстановлению земельного участка, сданного в аренду, в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием по окончании действия соглашения. Закон вступит в силу 1 сентября 2023 года. До этого момента запрещается предоставление в аренду земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением населённых пунктов, расположенных в границах национальных парков. Комитетом также предлагается к третьему чтению законопроекта принять постановление Думы, в котором рекомендовать правительству провести обязательное обсуждение на площадке Госдумы проектов нормативных правовых актов. К законопроекту поступило восемь поправок, пять из них рекомендованы к принятию, три - к отклонению. Законопроект получил все необходимые согласования. Комитет предлагает проголосовать за таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 14 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 42 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 80 чел.17,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КОБЫЛКИН Д. Н. Уважаемые коллеги, я прошу вас рассмотреть законопроект в третьем чтении 14 марта 2023 года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
38-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Петрович Николаев. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На сегодняшний день в законодательстве допустимо осуществление рекреационной деятельности в особо охраняемых природных территориях, но предельных параметров такой деятельности в законодательстве нет. И в связи с тем что у нас на сегодняшний день очень серьёзно стоит вопрос о развитии туризма, о повышении посещаемости национальных парков, особо охраняемых природных территорий, мы считаем необходимым внести определённые ограничения и установить непосредственно в законе основные принципы осуществления вот такой рекреационной деятельности. Что мы предлагаем? Прописать в законодательстве, что такими принципами являются: экологическое ориентирование рекреационной деятельности, непревышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности (если мы говорим о национальных парках, например, то это расчётный показатель, то есть какая может быть нагрузка), обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности (территория страны очень большая, поэтому мы даём возможность определять индивидуальные особенности и ограничения для тех или иных особо охраняемых природных территорий и национальных парков), использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду (помимо всего прочего, мы даём возможность и полномочия определять, какие именно некапитальные - я повторю, некапитальные - строения могут использоваться при осуществлении рекреационной деятельности) и вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности - ну, это, в общем-то, понятно. Мы вносим также корреспондирующие изменения в Лесной кодекс и в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов..." и надеемся, что в случае поддержки этот закон даст нам больше уверенности в том, что при исполнении тех задач, которые у нас стоят по развитию экологического туризма, мы сможем, индивидуально подходя к особенностям тех или иных территорий, сохранить природу, сохранить окружающую среду. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Николай Петрович, вот здесь может быть два взаимоисключающих момента: с одной стороны, особо охраняемые природные территории, национальные парки закрыты для людей, которые живут в этой местности, то есть человек живёт прямо у этого парка, но не может туда зайти и ягодку сорвать или гриб; с другой стороны, дают разрешение, допустим, на перевод этих земель в другую категорию, это делается без проблем, и там вырастают коттеджи, комплексы и так далее. Вот где закон? Как здесь найти баланс, золотую середину? Какие нормативы будут всё-таки устанавливать этот баланс на такой территории? НИКОЛАЕВ Н. П. Вера Анатольевна, этот законопроект никак не касается границ ООПТ, национальных парков. Речь идёт о том, что у нас уже сейчас прописано в законе, что можно осуществлять рекреационную деятельность, но что это такое, что именно можно делать, непонятно. И этим законопроектом мы определяем границы допустимого, вот в чём смысл законопроекта. То есть он не касается ни допуска... Другое дело, что мы здесь предложили, во всяком случае в первом чтении, предусмотреть непосредственно в законодательстве вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности, для того чтобы - с этим тоже проблема - появлялись рабочие места. Но того вопроса, о котором вы говорите, этот законопроект в принципе не касается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николай Петрович, гладко на бумаге у вас, только про "овраги" вы почти ничего не сказали. Главным "оврагом" в этом законопроекте, уважаемые коллеги, является разрешение охоты в особо охраняемых парках и территориях. Тогда так и предлагайте: снять статус особо охраняемой территории, - потому что если там можно охотиться, если там можно строить что-то для рекреации, создавать условия для туристов и охотников, то это уже не особо охраняемая территория. Определитесь: вы хотите сохранять особо охраняемые территории - охраняйте, но не устраивайте там развлечения, дискотеки и охотничьи загоны. Определитесь, что вы делаете вот этой своей такой революционной поправкой? Я считаю, что вы прекращаете действие статуса особо охраняемых территорий, в которых разрешаете всю эту деятельность. Особенно прошу про охоту сказать: что вы разрешаете там? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Никто охоту в особо охраняемых природных территориях и в национальных парках не разрешает, поднимите текст и посмотрите. Я просто прошу не вводить в заблуждение ни тех, кто нас сейчас слушает по Интернету, ни журналистов, никого и всех призываю обратиться к тексту. Единственные корреспондирующие нормы в Лесной кодекс и в закон "Об охоте..." связаны с тем, чтобы распространить те ограничения, которые мы предлагаем в законопроекте, в том числе и на это законодательство. А ограничения следующие, я сейчас для вас повторю. Сейчас просто речь идёт о том, что допустима рекреационная деятельность, всё. Это значит, что она допустима любая, в том числе и то, о чём вы говорите, - танцы, пляски и так далее. Вот мы предлагаем как раз это ограничить и прописать в конце концов в законодательстве очень чётко и экологическое ориентирование, и непревышение предельно допустимых значений. Олег Анатольевич, вот это очень важно: непревышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности. Сейчас таких ограничений в законодательстве нет, мы их предлагаем ввести. Следующее, обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности. Имеется в виду, что помимо тех ограничений, которые мы предлагаем прописать в федеральном законодательстве, ещё и на местном уровне могут возникать дополнительные ограничения. Таким образом, мы как раз ставим заслоны той деятельности, о которой вы говорите, которая может нанести тот или иной ущерб. Если этого нет в законе... Вот мы сейчас развиваем и дальше будем развивать туристическую деятельность в экологических зонах, национальных парках и так далее, а где прописаны границы? Да нигде их нет! Что может быть в связи с этим? Я больше чем уверен, что могут быть - то, о чём мы часто говорим, - и злоупотребления, и какое-то, назовём это так, непонимание действующего законодательства. Вот чтобы никакого непонимания не было, чтобы всё было очень чётко, мы пишем здесь один, второй, третий пункты: экологическое ориентирование, непревышение допустимых значений и так далее (третий раз повторять не буду) - всё это есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Николай Петрович, недавно я посетил в Ульяновской области уникальную охраняемую территорию - Сенгилеевский заповедник. Я разговаривал с практиками, людьми, которые руководят этой территорией, и, когда я поднял вопрос: "Что, если разрешить на вашей территории строительство сооружений, которые не носят капитального характера?", они были резко против. То есть за пределами можно делать и автомобильные площадки, и кемпинги, а по самой территории, если уже говорить о туризме, прокладываются только особые тропы и экскурсии водят специально подготовленные люди. Здесь, в этом законопроекте, в общем-то, не говорится о том, каков может быть метраж некапитальных строений, а сегодня некапитальные строения могут использоваться и зимой, и летом, и можно повесить, что это... (Микрофон отключён.) НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Я, наверное, просто ещё раз уточню. Прекрасно, что в Ульяновской области так всё соблюдается, но это соблюдается, к сожалению, не везде, поэтому нужно ставить ограничения в законодательстве. Я хочу обратить внимание всех на один пункт: непревышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности. Как это определяется? Если будет определено, что предельная рекреационная нагрузка - один человек на 10 квадратных километров, то вот вам, пожалуйста, ответ. И мы именно для этого предлагаем определять, в том числе индивидуально для каждой территории, такие ограничения. Спасибо большое коллегам из Ульяновской области, они, несмотря на отсутствие таких норм в законодательстве, всё-таки выстояли и сохраняют нашу природу, но для тех, кто не такой стойкий, мы предлагаем прописать непосредственно в законе эти ограничения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Николай Петрович, можно ли конкретизировать вот в продолжение вашего предыдущего ответа? Хорошо, что вводятся критерии, ограничения, это всё правильно, это необходимо, но всё-таки вопрос: можете ли вы конкретно указать, каковы эти самые предельно допустимые нагрузки рекреационной деятельности на охраняемые территории, кто их будет определять? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Что касается определения, то любая особо охраняемая природная территория или национальный парк подчиняются определённой структуре. Если мы берём особо охраняемые природные территории, то, понятно, региональная особо охраняемая природная территория подчиняется соответствующему региональному министерству, федеральная ООПТ - федеральному и так далее. То же самое касается национальных парков: национальный парк имеет федеральное подчинение. Так вот, когда образовывается парк, когда с ним работают, то определяют как раз степень допуска туда людей - можно или нет? Это часто - вот как раз об этом только что говорили - вызывает недовольство местных жителей, они говорят: а зачем нам покупать или получать какие-то разрешения, билеты и так далее? А именно для того, чтобы определить, какое количество людей находится на территории, можно ещё пускать сегодня или, может быть, там уже толпа бродит, по этому лесу, по этой особо охраняемой природной территории, поэтому больше никого допускать нельзя. Вот таким образом это определяется - с помощью науки прежде всего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Канаев Алексей Валерианович. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На мой взгляд, очень подробно про законопроект сейчас было рассказано: с одной стороны, он снимает избыточные ограничения, с другой - снимает риски возможных нарушений на особо охраняемых природных территориях, в том числе, даже прежде всего, в национальных парках. Мы сейчас много говорим о развитии внутреннего туризма, у нас действительно есть что посмотреть, есть куда съездить, но без регулирования, чему посвящён данный законопроект, возникают риски. Национальный парк пытается сделать безопасную для природы тропу - может он это сделать или нет? Вот на сегодняшний день трактовать можно как угодно. Национальный парк открывает двери, условно говоря, чтобы люди пришли туда, посмотрели природу, оглянулись вокруг и ушли довольные, - можно это сделать? Непонятно. Сколько людей, как это сделать? Без регулирования данного вопроса возможны крайности: с одной стороны, злоупотребления, с другой стороны, неиспользование тех природных ресурсов, экологических возможностей, которые есть в нашей стране. Именно эту проблему путём регулирования, понятного и прозрачного, и решает представленный законопроект. Его ждут, о нём много говорили: говорили в "Ленских столбах", говорили в Приэльбрусье, говорили на Байкале. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, очевидно, что это закон вредный, закон активного и агрессивного охотничьего лобби. Докладчик сказал, что этот законопроект не имеет никакого отношения к охоте, но я читаю статью 2: "Особенности организации рекреационной деятельности в целях осуществления любительской и спортивной охоты на особо охраняемых природных территориях...". Если охота будет разрешена под какими-то предлогами - под предлогом развития экологического туризма, - то это преступление, преступление перед заповедным делом, перед теми людьми, которые жизнь кладут, чтобы сохранить эти особо охраняемые природные территории. Законопроект, конечно, не соответствует подходу к развитию экологического туризма и созданию необходимой инфраструктуры на ООПТ, в соответствии с которым Президентом России поручено правительству внести изменения в законодательство Российской Федерации. Введение регулирования вопросов развития хозяйственной деятельности, вплоть до установления требований охраны природных комплексов и объектов заповедников, а также установления на территориях критериев определения допустимой антропогенной нагрузки, может привести к утрате ценных комплексов и самих объектов. Применительно к заповедникам все виды рекреационной деятельности, включая и спортивную, и любительскую охоту, приравниваются, объявляются одним из приоритетных видов деятельности, допускаемых на территориях заповедников, - представляется, что это делает данный законопроект идеологически неприемлемым. Подобный законопроект должен рассматривать в качестве приоритетных видов деятельности на ООПТ не любую рекреационную деятельность, а именно экологический туризм, то есть туризм, содействующий сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, не разрушающий окружающую среду и имеющий ярко выраженную познавательную направленность. Данный законопроект и пояснительные материалы к нему свидетельствуют об отсутствии достоверных данных о сокращении численности популяции охотничьих животных на территориях ведения указанной деятельности, а также об отсутствии примеров обеспечения охотпользователями эффективного воспроизводства животных в естественной среде. В связи с этим федеральным законом № 26-ФЗ и была разрешена охота на животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственной среде обитания (в вольерах). Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает необоснованным распространение положений законопроекта об охоте на территории заповедников до обеспечения эффективного ведения деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства на иных территориях, ведения достоверного учёта, а также обеспечения охотпользователями устойчивого сохранения популяций охотничьих животных в естественной среде обитания вне границ заповедников. На основании изложенного фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что законопроект не обеспечивает системного урегулирования рассматриваемых вопросов, противоречит указанным поручениям Президента Российской Федерации и в связи с этим не может быть поддержан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за то, что такие замечания сделаны, но они никак не касаются этого законопроекта, потому что - ещё раз, чтобы не было ни у кого сомнений, - это не касается охотничьей деятельности, здесь идёт речь о размещении объектов рекреации. Вот сейчас, например, если особо охраняемая территория граничит с охотугодьями, вот эту рекреацию на территории ООПТ можно сколько угодно развивать. И вы правильно говорите, спасибо большое, нужно обязательно... Цель - это экология, мы так и пишем, что цель - это экологическое ориентирование рекреационной деятельности, прямо в законе это будет написано. Так что спасибо большое, что поддержали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 38. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 47 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.