Заседание № 119
О проекте федерального закона № 1130243-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в целях недопущения розничной продажи алкогольной продукции во встроенных и пристроенных (встроенно-пристроенных) нежилых помещениях многоквартирных жилых домов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Давайте рассмотрим 37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в целях недопущения розничной продажи алкогольной продукции во встроенных и пристроенных (встроенно-пристроенных) нежилых помещениях многоквартирных жилых домов". Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается ввести норму о недопущении розничной продажи алкогольной продукции во встроенных и пристроенных нежилых помещениях многоквартирных жилых домов. Эта мера будет способствовать защите прав жителей многоквартирных домов от посягательств со стороны лиц, склонных к употреблению алкоголя. Цель обсуждаемого законопроекта - снизить шаговую доступность мест продажи алкоголя для граждан, а также уменьшить количество случаев нарушения лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегаемых территориях. Отмечу, что, по данным МВД России, примерно каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения; по оценкам экспертов, на самом деле преступлений, совершаемых под воздействием алкоголя, в несколько раз больше, при этом распространёнными являются конфликты между посетителями увеселительных заведений, осуществляющих розничную продажу алкоголя во встроенных или пристроенных помещениях. Законопроект в полной мере соответствует целям государственной политики по снижению уровня потребления алкоголя в России и уменьшению ущерба от связанных с опьянением инцидентов. Немного статистики - она сухая, но достаточно страшная, я бы сказал. Угрожающих цифр достиг алкоголизм в России. Статистика говорит о наличии к началу 2017 года 12,5 миллиона зависимых от алкоголя граждан! Среди выпивающих подростков 85 процентов страдают пивным алкоголизмом. В 2017 году потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации составило 15 литров - напомню, что критической является доза 8 литров, то есть практически в 2 раза больше употребляем. Та же статистика говорит о том, что алкоголизм значительно помолодел в России за последние годы, приобщение к спиртным напиткам происходит в 14-15 лет. Ужасает статистика алкоголизма среди детей: установлено, что 65 процентов детей первую в жизни порцию алкоголя получили из рук самых близких людей - родителей, более 20 процентов школьников принимает алкоголь каждый день, а более 40 процентов детей старшего и среднего школьного возраста пьют спиртное ежемесячно. Среди детей употребление слабоалкогольных напитков за последние два года выросло почти в 2,5 раза - колоссальная цифра, просто колоссальная! В нашей стране 23,5 процента смертельных случаев являются результатом неумеренного употребления алкоголя. Если такая тенденция сохранится, то через десятилетие численность населения страны уменьшится на 13-14 миллионов граждан Российской Федерации, более половины россиян уже сейчас умирает от отравления спиртными напитками каждый год - это не моя статистика, это статистика официальная. Данный законопроект очень актуален, просим его, обсудив, принять в первом чтении. Если необходимо доработать, мы готовы доработать, но статистика просто кричит, что эту меру надо принимать. Я за здоровый образ жизни, эта мера не исчерпывающая, но это одна из мер, которые позволят нам уменьшить употребление спирта и сохранить нашу нацию в плане численности, а может, даже возродить её рождаемость. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Леонидовича Бурнашова... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, замена содокладчика - Андрей Иванович Голушко. Пожалуйста. ГОЛУШКО А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы на заседании комитета внимательно рассмотрели законопроект. Никто не оспаривает актуальность поднимаемой Валерием Фёдоровичем и авторами законопроекта темы, но мы всё-таки исходим из того, что одним из основных принципов законотворчества должен быть принцип "не навреди". Исходя из существующих реалий мы должны понимать, что торговые помещения, о которых говорится в предлагаемом законопроекте, - это на сегодняшний день более 90 процентов торговых площадей, на которых осуществляется реализация винно-водочной продукции и параллельно осуществляется торговля другими видами товаров. Их ликвидация, лишение предпринимателей возможности реализовывать алкогольную продукцию в числе других видов продукции в магазинах шаговой доступности - на первых этажах жилых домов, во встроенных и в пристроенных помещениях - приведёт просто к коллапсу на этом рынке. Это первое. Второе. Любая борьба с легальным алкоголем вызывает практически неограниченный рост доли фальсифицированного алкоголя, нелегального алкоголя. Беда, с которой реально надо бороться, - это нелегальный алкоголь. Любая борьба с легальным алкоголем увеличивает долю фальсификата, долю нелегального алкоголя в обороте алкогольной продукции. Мне всё-таки кажется - и комитет поддержал меня в этом мнении, - нам необходимо сконцентрироваться на том, чтобы молодёжь, о которой Валерий Фёдорович говорил, имела другую альтернативу, другие возможности, и это будет реальной борьбой с алкогольной зависимостью, которая на самом деле стала большой проблемой в стране. Комитет предлагает не поддерживать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. У меня вопросы к представителю комитета. Вы сказали, что нужно искать альтернативные варианты для молодёжи, - у вас есть какие-то предложения по альтернативным вариантам? Это первое. И второе: одним из альтернативных вариантов, на мой взгляд, является регламентирование работы нестационарных торговых объектов. Законопроект об этом был внесён депутатами Госдумы прошлого созыва, всех четырёх фракций, но, к сожалению, отклонён комитетом и получил отрицательное заключение правительства. Получается, альтернативные варианты, которые предлагают депутаты, вы отклоняете, Государственная Дума, правительство отклоняют, а своих вариантов не предлагается. Если, может быть, у вас есть какие-то предложения, представьте их, пожалуйста, тогда нам будет понятно. ГОЛУШКО А. И. Спасибо, Валерий Карлович. Вы были активным участником обсуждения в комитете и предлагаемого законопроекта, и того, о котором вы упомянули, отклонённого, и знаете причины, по которым он был отклонён. Что касается альтернатив. Статистика, которую Валерий Фёдорович приводил, конечно, жуткая, ужасающая, но есть и другая статистика: за последние три года более чем на 25 процентов у нас в стране упало потребление крепкого алкоголя - крепкого алкоголя! Это в первую очередь результат того, что последовательно - не идеально, не блестяще, тем не менее последовательно и кропотливо - ведётся работа по борьбе с фальсификатом, с нелегальной алкогольной продукцией. Мы все помним трагедии в Иркутске, в других городах. После этого были приняты меры - и развитие системы ЕГАИС, и введение новых правил реализации акцизных марок, и контроль за продажей спирта, фальсификата, - и реально нелегального алкоголя, фальсификата, на рынке стало намного меньше, что и показывает статистика, отражающая, что крепкого алкоголя стали употреблять меньше, кроме того, за последние года в разы снизилось количество отравлений нелегальным алкоголем. Я не хочу вам рассказывать красивую сказку о том, что всё хорошо, - я говорю вам о динамике и о тенденциях. Эта борьба приводит к реальным результатам, и бороться надо в первую очередь с нелегальным алкоголем и с фальсификатом. А альтернатива очень простая, это банальный вопрос: мы должны нашей молодёжи, нашим людям создавать условия для занятий спортом, культурного развития и так далее, а не подталкивать их туда, где бутылка, и в другие подобные места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к Андрею Ивановичу. Понятно, что обсуждаемая тема на самом деле достаточно многогранна. С одной стороны, безусловно, все эти магазины, особенно в центральной, исторической части всех городов, находятся во встроенных и в пристроенных помещениях, на первых этажах, в подвальчиках; за примером далеко ходить не будем - Елисеевский магазин. С другой стороны, я полагаю, вы согласитесь, что очень часты случаи, когда эти магазины просто реализуют чуть ли не в розлив спиртное, и это вызывает очень большие проблемы, в частности, на детских площадках, во дворах жилых домов. Не находите ли вы, что, может быть, по аналогии с темой хостелов как минимум сделать шаг в сторону от существующей практики и дать возможность собраниям собственников дома определять, можно торговать у них в доме спиртным либо нет? Ведь есть магазинчики, выходящие на проезжую часть, на улицу, по которой ходят пешеходы, а есть... (Микрофон отключён.) ГОЛУШКО А. И. Олег Васильевич, маленькая ремарка: не в некоторых и не в отдельных городах - я повторю, более 90 процентов торговых точек подпадёт под действие закона, который предлагает принять Валерий Фёдорович Рашкин, то есть мы должны признать, что свыше 90 процентов торговых точек с момента принятия данного закона прекратит реализацию алкогольной продукции. Понятно, что это серьёзнейший удар по предпринимательству, но, более того, это и серьёзнейший удар и создание неудобств для потребителей. Мне всё-таки кажется, что должен быть учёт реальности, должна быть разумность в подходах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к представителю комитета. Одним из элементов, с которыми стоит, на мой взгляд, бороться, является доступность алкоголя. Скандинавские страны, в частности Швеция, Финляндия, как раз по этому пути и пошли: у них магазины, торгующие алкоголем, - это отдельные магазины, расположенные, как правило, вдалеке от остальных центров торговли; снижая доступность, они, естественно, снижают в итоге и потребление гражданами алкоголя. Почему же по этому пути не может пойти Российская Федерация, тем более что и менталитет, и генетика у нас во многом схожи в части употребления алкоголя, алкогольной зависимости и всего, что с этим связано? ГОЛУШКО А. И. Можем, Алексей Владимирович, конечно, но мы сегодня рассматриваем другой законопроект, предлагающий ввести такую новеллу, которая ни Швецией, ни Финляндией никогда не принималась. Если у вас появится другое предложение, с удовольствием рассмотрим его в комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я лаконично. Я не случайно задал вопрос представителю комитета, и представитель комитета, как честный человек, сказал, что он ответил не на тот вопрос, который я задал, а на вопрос, который я не задавал. Естественно, речь идёт не о том, что будут приняты какие-то меры, которые повлекут за собой резкий дисбаланс. Вместе с тем, я думаю, все присутствующие, особенно те депутаты, которые ранее работали депутатами региональных парламентов, муниципальными депутатами и поэтому пешком обходили свои территории, согласятся, что есть обоснованные, разумные жалобы от людей, когда продаётся кусок территории прямо во дворе дома (особенно это касается бывших общежитий), где находятся детские площадки, места отдыха, и оборачивается это открытием специализированных магазинов винно-водочных изделий и всякого рода полпивных. Естественно, это создаёт огромное неудобство для населения, для самих жителей. Наверное, свобода бизнеса и право потребителей этой целенаправленной продукции иметь возможность приобрести её в шаговой доступности не должны быть вопреки спокойствию и нормальной жизни людей, которые проживают в многоквартирных домах. Наверное, есть смысл обсудить какие-то гибкие схемы, предполагающие, к примеру, либо право общего собрания определять, как по хостелам сейчас обсуждается, возможность наложения вето на реализацию подобного рода продукции, либо запрещение торговать винно-водочными изделиями тем магазинам, которые выходят не на проезжую часть, а непосредственно во дворы, то есть которые обращены туда же, куда обращены и обычные подъезды. Вот это всё надо обсуждать, и я был бы очень рад, если бы представитель комитета как-то отреагировал, была бы какая-то рефлексия по поводу этих вопросов, потому что мы поняли бы, есть вообще предмет для диалога с комитетом или нет, можем мы это проговаривать или нет. Мы не услышали никакой реакции - вот это неправильно, и я прошу в заключительном слове представителя комитета всё-таки ответить на эти вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, глубокоуважаемый Александр Дмитриевич! Меня вынудила сюда подняться вот та не совсем корректно используемая статистика, которая здесь приводилась, но прежде всего я хотел бы поблагодарить Валерия Фёдоровича за смелость, которую он взял на себя, представив такой законопроект. Действительно, доступность, в том числе и территориальная, является главным фактором снижения потребления алкоголя. И умирают, коллеги, не от фальсификата - это даже не глубочайшее заблуждение, это утка, которую алкогольная мафия проповедует на протяжении многих лет. Синдром внезапной остановки сердца у мужчин после пятидесяти лет - это как раз следствие избыточного содержания алкоголя в крови после ужина или даже после завтрака. Надо снижать потребление даже качественного яда, которым является алкоголь, но тот алгоритм, который взят... Единственно правильное, что сказал комитет, это то, что наше советское наследие - встроенные и пристроенные магазины, их 80 процентов. Если мы сейчас это решение примем, мы дадим очень хороший козырь нашему алкогольному бизнесу, для того чтобы снести если не власть, то, во всяком случае, те здоровые тенденции, которые происходят сейчас у нас в обществе, а самое главное - среди молодёжи. Что касается общего объёма потребления. В 2009 году в антиалкогольной концепции было записано, что уровень потребления на человека в год 18 литров, это была расчётная величина, которую я подсчитал. Тогда Владимир Владимирович Путин поддержал эту цифру, хотя это надо было очень постараться доказать. Это весь алкоголь пищевой, весь алкоголь так называемого двойного применения, это пиво, это медицинские изделия на базе алкоголя и так далее. Вся статистика, которая приводится по снижению потребления, естественно, идёт от этого подсчёта. А на самом деле официальная статистика считается только по проданному алкоголю. Проданный - это тот, который прошёл через кассу, а всё остальное... Сама же статистика нам говорит, что нелегально продаётся примерно 30-40 процентов даже того алкоголя, который производится на государственных, вернее, официальных заводах. Я предлагаю вам свои услуги, давайте вместе будем думать и, как сейчас господин Шеин нам предлагал, искать какие-то альтернативные пути, чтобы разбить на отрезки, сократить этот длинный путь отвлечения российской нации от потребления алкоголя. Но этот закон сыграет на пользу алкогольной мафии, его поддерживать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Веллер Алексей Борисович. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Валерий Фёдорович, вы, безусловно, подняли очень важную проблему, которая, конечно же, существует. И безусловно, необходимо бороться за то, чтобы потребление алкоголя становилось меньше. Коллеги уже сказали, я не буду повторять, почему именно такой вариант закона, наверное, в большей степени навредит в других вопросах, нежели решит задачу ограничения потребления алкоголя. Здесь два основных аспекта. Первый - это, конечно, резкое ухудшение позиции малого предпринимательства. Как уже справедливо заметил Андрей Иванович, у нас таких магазинов более 90 процентов в стране, несмотря на обилие супермаркетов. Принятие закона приведёт их к необходимости повышать цены на другие товары или просто закрываться. И второе - это, конечно, резкое увеличение количества суррогатной продукции. А комментируя выступление господина Шеина, что я хотел бы сказать? Понимаете, отдавать всё на откуп собранию собственников жилья, наверное, тоже нет смысла. Когда речь идёт о создании новых торговых точек, решение собственников жилья и сейчас обязательно. А что касается помещений, которые в большинстве своём ещё в советские времена были построены, если сегодня дать возможность решать этот вопрос собственникам жилья, то, я вас уверяю, все будут за то, чтобы магазин был в соседнем доме, но не в их доме, и начнётся порядочная вакханалия в этом вопросе. А вот в чём бы я с вами согласился? С моей точки зрения, основная проблема не в точках, где продают легальный алкоголь, а в распивочных, иными словами рюмочных, которые также могут находиться в жилых домах. Вот это действительно реальная проблема, это приводит к тому, что потребление алкоголя происходит именно вблизи жилых домов, во дворах, на площадках и так далее. Я бы поддержал вас, действительно, давайте совместно поработаем и рассмотрим на заседании комитета ограничение именно такого рода, ну, я условно говорю, торговых точек, хотя в большей степени это распивочные, если называть вещи своими именами. Это, мне кажется, будет более эффективной мерой, нежели тот законопроект, который на сегодняшний день предложен. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживать не будет, предлагаем всем присоединиться, исходя из общего обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это архиважный законопроект, вернее, тема, выступления по которой, наверное, каждый год по несколько раз звучат с этой трибуны. И аргументы почти одни и те же, и контраргументы: мол, хорошо бы, но не так изложена идея. Мы, конечно, за уменьшение алкоголизации России, мы за сбережение и приумножение нашего народа, но вот не теми словами конкретными и мерами предложено решение. Что я предложил бы Валерию Фёдоровичу? Обратить внимание, что заключение на этот законопроект, который был внесён ещё в прошлом созыве (понимаете, сколько лет прошло? Наверное, года три-четыре он ждал рассмотрения!), было дано совсем в другие времена, другим правительством, старым правительством, не было поставленной президентом сверхзадачи о сбережении и приумножении нашего народа. Может быть, действительно, коллеги, не уничтожать его вот так, в первом чтении, как мы иногда делаем, и не ждать ещё три-четыре года, когда следующий, аналогичный законопроект либо коммунистов, либо "эсэров", либо ЛДПР на эту тему появится, а предложить всё-таки провести консультации с новым правительством, обратив внимание на главную задачу, поставленную президентом, и не откладывать на много лет решение, реализацию главной концепции закона. Я думаю, Валерий Фёдорович согласился бы с тем, о чём вы говорите, нужно с чего-то начать. Поставить задачу, скажем, как мы иногда ставим - к двадцать какому-то году реализовать в полной мере, но двигаться поэтапно, начать с рюмочных, распивочных, о которых Алексей Борисович говорил, потом рассмотреть вопрос о максимальном количестве в одном доме или в одном дворе таких магазинов. Вот так, поэтапно, но всё-таки двигаться, коллеги, и начать с принятия очень важного решения. С Алексеем Борисовичем не могу согласиться, хотя знаю, что он бывший мэр Мурманска - особенного города, северного города, где своя специфика. Но если бы в ваших должностных обязанностях, Алексей Борисович, на первом месте стоял бы показатель сбережения народа и снижения процента алкоголизации конкретно в вашем городе, а потом бы стояли требования увеличить бюджет, выполнить какие-то обязательства власти, - я вас уверяю, вы первый поддержали бы этот законопроект и начали бы, имея полномочия по сегодняшнему законодательству, закрывать рюмочные и не допускали бы открытия новых магазинов по продаже алкоголя. И это демонстрируют сегодня отдельные руководители наших субъектов. Посмотрите, что происходит: сейчас без всякого запрета, о котором говорится в этом законопроекте, например, в Чечне, в Дагестане всё это уже реализовано. Почему? Потому что у руководителя есть понимание главной ценности - это сбережение жизни народа, забота о будущем поколении, а для остальных руководителей это может быть сверху спущено и прописано вот так: не выполнишь требования по проценту снижения алкоголизации, наркотизации в своём посёлке, городе, регионе - до свидания как минимум, и неважно, что ты там наработал по итогам года. Конечно, вот об этом можно было бы говорить. Коллегам из комитета я советую посчитать: вы говорите об альтернативе - мол, давайте воспитывать нашу молодёжь, давайте лечить 12 миллионов или 10 миллионов алкогольно-зависимых, - а посчитайте, сколько это стоит! И где для этого деньги в бюджете? Мы согласны, да, давайте - создавайте бесплатные секции, кружки, давайте альтернативу для работы и жизни нашего народа, у которого нет никакой работы и нет никакого просвета в конце. Поэтому не надо лукавить, путь, о котором вы говорите, нереализуем вообще! А в отношении того, что если людям предоставить право самим решать, скольким магазинам и где быть, то это создаст вакханалию и приведёт к коллапсу, - уважаемые коллеги, побойтесь бога и побойтесь народа, о котором вы тут так легко и смело заявляете, что он, мол, ничего не смыслит в этом вопросе, что приведёт нас к каким-то там катастрофическим последствиям! Ничего подобного! Мы считаем, что как раз людям и нужно предоставить право решать, сколько и кому зарабатывать в этом бизнесе (его прямо можно назвать бизнесом действительно на крови, на слезах, на бедах нашего народа), и поддерживать их таким образом. Вы сегодня говорите: нет, не трогайте, это святое, - мы с этим категорически не согласны, поэтому, конечно, будем поддерживать этот законопроект. И ещё один аргумент. Статистика, знаете, штука неоднозначная. Можно согласиться, наверное, с тем, что на 25 процентов снизилось потребление крепких алкогольных напитков, но дайте, пожалуйста, статистику, на сколько увеличилась продажа самогонных аппаратов за последние годы, - я вас уверяю, тогда могут получиться совсем другие цифры, поэтому приводите всю информацию. И регламентация. Конечно, мы много раз об этом говорили, и у нас есть законопроект, направленный на то, чтобы регламентировать наконец всё, что у нас творится сегодня в области торговли: будь то рынки, которые не платят налогов, будь то палатки, будь то какие-то магазины, которые один на другом, как Шанхай, плодятся вокруг проходных мест. Вот этой регламентации нет. Конечно, хорошо бы подходить комплексно и говорить обо всём, но где наш ответственный комитет, где эта работа по регламентации? Потакать бизнесу, который как максимум хочет прийти к вам на кухню и у вас на кухне продавать всё и вся, я считаю, неправильно, нужно стремиться потакать нашим людям, потребителям. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги! Первое. Что касается статистики, которую нам привели, вроде как положительной динамики, которая наблюдается в последние несколько лет, - статистика эта достаточно лукава. Возьмём смертность от отравления алкоголем, вроде бы она падает, но если вы в любом регионе посмотрите показатели смертности от отравления неизвестным веществом, то увидите, что они почему-то растут. Естественно, здесь угадывается хитрая попытка перенаправить, изменить статистику путём перебрасывания смертей из одной группы в другую. Неизвестное вещество - значит, эти показатели нигде не учитываются, нигде не проходят, соответственно, за этим никто не следит и не наказывает. Второе. Потребление. На 25 процентов снизилось потребление алкоголя, за это же время выросла его цена, и, абсолютно правильно Олег Анатольевич сказал, в разы выросла продажа самогонных аппаратов, в разы выросло производство нелегального алкоголя. И если потребление легального алкоголя, который мы учитываем, на 25 процентов снизилось, то не факт, что на самом деле произошло снижение, потому что продажа контрафактного алкоголя, неучтённого алкоголя сегодня не подлежит никакой оценке, в лучшем случае это 30-40 процентов легального оборота, некоторые эксперты говорят: пополам, 50 на 50. И соответственно, те 11 литров абсолютного алкоголя на душу населения, с учётом стариков и детей, - это огромная цифра. Это только учтённый алкоголь, а если мы умножим её пускай на два, получится 20 литров - 20 литров стопроцентного алкоголя на каждого россиянина! При этом 8 литров - это тот показатель, после которого начинается деградация нации, это заявлено, официально зафиксировано в документах Всемирной организации здравоохранения. И смотреть на происходящее сегодня со стороны, говорить о том, что мы опять кого-то обидим, что-то нарушим в нашем бизнесе, в очередной раз каким-то образом на него повлияем, на мой взгляд, неправильно. Государственная политика в этой части должна быть жёсткой: хотим сохранять людей, хотим сохранять собственный народ, значит, все принимаемые меры должны быть максимально жёсткими. Я не зря сказал про шведов и финнов: ограничение доступности алкоголя путём создания отдельных магазинов, вынесенных на периферию, до которых не так просто добраться, которые торгуют в определённое время, которые торгуют со строгим соблюдением всех законодательных ограничений, позволило им добиться определённых успехов. Я абсолютно убеждён, что точно такие же методы должны применяться и в нашей стране, во всяком случае, пока мы не дойдём до того относительно безопасного уровня потребления, про который говорит Всемирная организация здравоохранения, пока нам до него ещё далеко. Что касается общественного мнения, я думаю, каждый из вас проводит приёмы и знает, что практически каждый раз приходит человек, который жалуется на то, что в его доме, в его дворе расположено подобное заведение, где торгуют алкоголем, да ещё и разливают, в данном случае можно говорить и про распивочные, потому что это способ ухода от временных ограничений. Вроде как после 22 часов нельзя торговать алкоголем, но в магазине, где стоят два столика и, естественно, есть возможность вскрыть бутылку, можно продавать алкоголь хоть всю ночь, и начинаются пьяные гулянья во дворах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, от фракции. КУРИННЫЙ А. В. ...гулянья во дворах, нарушение тишины, хулиганство, я уже не говорю про туалеты, которые устраивают в подъездах многоквартирных домов, со всеми вытекающими отсюда последствиями, и про пример для детей, которые находятся здесь же, рядом, на детских площадках. И сегодня мы говорим: нет, не надо трогать вот этот бизнес, он разорится, он вдруг поднимет цены на продукты питания... Да не разорится! Когда стоит вопрос о том, кого поддерживать сегодня: здоровье нации как таковое, спокойствие жильцов и их здоровье и благополучие либо, скажем так, богатство и стремление к прибыли определённой группы бизнесменов, - на мой взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Государственная политика должна быть направлена исключительно на снижение доступности любыми способами, в том числе и ограничением, выводом этих торговых точек, их специализацией - не надо продавать алкоголь в отделах огромных супермаркетов, когда каждый, приходя за хлебом, может так или иначе купить ещё и алкогольные напитки, потому что они рядом, потому что они доступны. Не должно быть такого категорически. Теперь об исправлении ситуации и возможности работать с данным законопроектом. В этот законопроект можно вносить изменения, и в этом законопроекте можно сделать исключение для тех магазинов, которые уже исторически находятся на своих местах и которые перенести сегодня проблематично, а для всех вновь образованных, реконструируемых, которые переводят, установить жёсткое правило: они не могут располагаться в домах. В том числе можно рассмотреть предложение коллеги Шеина. В том, что большинство жителей будет категорически против размещения в своём доме подобного рода магазинов, я думаю, никто из вас не сомневается, и мы придём к отдельно расположенным специализированным магазинам по продаже алкоголя. Вопрос, при котором на одной чаше весов находится бизнес, а на другой - здоровье нации, ещё раз скажу, должен решаться нами, как представителями людей, как депутатами Государственной Думы, исключительно в интересах этих самых людей, подавляющего большинства из них, в интересах их здоровья, ну и, естественно, в интересах страны в целом. Партия КПРФ, безусловно, поддержит данный законопроект и призывает поддержать его и всех остальных. Большое спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, я ещё раз благодарю за обсуждение данного вопроса, считаю его чрезвычайно важным. Я призываю каждого сидящего в этом зале подумать о своих детях, подумать о внуках - они у нас прекрасные, лучшие в мире! - подумать о тех, кто ещё не родился, но родится и будет шастать по этим подвалам и пить эту водку, вино, пиво и всё остальное! Всё это будет, если учесть ситуацию, которая у нас сложилась. Давайте ходить по земле! Я принимаю все предложения, которые касаются здорового образа жизни нашей нации, России, принимаю на 300 процентов, но надо с чего-то начинать. Ну вот сказали, правительство новое, - да какое оно новое?! Что к нему сейчас обращаться, его поправлять надо за то заключение, которое оно сделало! Оно старое тоже, начиная с Медведева и всего остального! И они не смотрят на жёсткую статистику, не смотрят на то, что спивается нация, не смотрят на то, что криком кричат родители! Посмотрите на эти гробы, в которых хоронят тех, кто из-за спиртного поумирал! Геннадий Григорьевич, я вас архиуважаю, я прекрасно знаю все ваши статьи, читал и зачитывался, на 300 процентов вас поддерживаю, сегодня вы высказались за то, чтобы ограничить возможность доступа к спиртному, чтобы не было этой продажи - массовой продажи просто! Вот Денис Андреевич Парфёнов сидит, депутат, он может рассказать: в одном доме 28 точек! Кому они нужны? Может, в каждой квартире откроем продажу - а чего, бизнес же, предприниматели же! И давайте там распространять, а чего нет? Вот отлично будет: многоэтажный дом - и в каждой квартире, почему нет?!. Ну нельзя же так! Мы дошли до безумия и не хотим это признавать! Какое это малое предпринимательство?! Это мафия, спиртоликёроводочная мафия! Если мы её искореним... Вот здесь сказали, что они переворот сделают и правительство сметут, - это правительство пусть сметают (моё мнение), - но родители и все, кто за здоровый образ жизни, на руках будут носить тех, кто справится с этой мафией, которая заставляет - заставляет рекламой, заставляет помещениями, заставляет... Человек из подъезда выходит - в подвале вино-водка; детский садик, школа - напротив вино-водка; в пристроенных и встроенных помещениях - вино-водка, пей-разливай. А ещё рюмочные, развлекаловка - здесь весь букет неудобств для населения: запахи, ругань, мат, насилие и всё остальное! Вы же все ходите к избирателям, проводите встречи во дворах (нам Конституционный Суд разрешил во дворах всё ещё проводить), так пройдите во дворы, где масса, большое количество ликёроводочных забегаловок и точек продаж, - весь букет, весь! Мы прелестью надышимся, и люди это же делают! По суррогатам. Как раз в этих подвалах суррогаты и продают, там больше процент суррогатной ликёроводки, чем в супермаркетах, больше значительно. И давайте... Мы считали, я специально считал, ходил по микрорайонам Москвы, - достаточно, и чрезвычайно достаточно, супермаркетов, чтобы продавали эту ликёроводку. Достаточно. Да не бойтесь вы того, что кто-то кого-то сметёт, - никто не сметёт, никто! После принятия в первом чтении давайте поработаем, я готов, вместе с комитетами: по делам семьи и молодёжи, по спорту - по всему. Посмотрим и дальше сделаем первый шаг, кроме призывов с этой трибуны, первый реальный шаг к тому, чтобы ограничить потребление ликёроводки и спирта и всё, что связано с этими "прелестями". Очень прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Не выступает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." и так далее. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 19 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Не принимается.