Заседание № 17
О проекте федерального закона № 1129256-7 "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Доклад Александра Михайловича Шолохова. Пожалуйста, Александр Михайлович. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, дорогие коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры, замечаний правового и иного характера не имеется. Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет желающих выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 31 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1129256-7 "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Александр Михайлович Шолохов, пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Законопроект предусматривает дополнение уже предусмотренного статьёй 52-1 закона "Об объектах культурного наследия... народов Российской Федерации" перечня организаций и учреждений, имеющих право на безвозмездное пользование объектами культурного наследия, - он дополняется государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Проект федерального закона в первом чтении мы с вами приняли в мае текущего года. К указанному законопроекту поступила одна поправка уточняющего характера, она включена в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. На проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению, поступило положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по культуре предлагает рассмотреть этот законопроект и принять его во втором чтении. Прошу перейти к рассмотрению таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 37 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 04 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М. Коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые экспертизы. Прошу включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 9-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Включаем.
Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1129256-7 "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра культуры Алла Юрьевна Манилова. МАНИЛОВА А. Ю., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен правительством совместно с Управлением делами президента и направлен на снижение расходов по использованию имущества учреждениями Управления делами. Значительная их часть - санатории, поликлиники, комбинаты питания - располагаются в объектах культурного наследия. Сегодня закон "Об объектах культурного наследия..." содержит закрытый перечень юридических лиц, которым можно предоставить в безвозмездное пользование объект культурного наследия, например это органы государственной власти, учреждения культуры, детские организации и другие, но при этом подведомственные Управлению делами президента учреждения в данном перечне отсутствуют. Так, комплекс зданий Старой площади, которые являются объектами культурного наследия, находится в оперативном управлении у федерального учреждения "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти", а услуги питания на этой же территории оказываются другим учреждением, тоже подведомственным Управлению делами, - комбинатом питания "Кремлёвский". Однако оперативное управление одним и тем же помещением двумя разными учреждениями законодательно невозможно, а безвозмездное пользование, как я уже сказала, в данном случае не предусмотрено законом, поэтому для комбината питания "Кремлёвский" остаются только арендные отношения. Всё это влечёт значительные расходы государственных учреждений, подведомственных Управлению делами. В связи с этим законопроектом предусматривается возможность предоставления объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим деятельность президента и правительства, каким и является Управление делами Президента Российской Федерации. Важно отметить, уважаемые депутаты, что принятие закона не приведёт к уменьшению законодательно установленных гарантий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, поскольку базовым законом № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия..." уже установлено, что охранное обязательство выполняется именно тем учреждением, которому объект культурного наследия предоставлен на праве оперативного управления, в данном случае ничего не меняется. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Светлана Борисовна Савченко. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, высокое собрание! Алла Юрьевна Манилова подробно ознакомила нас с проектом закона, устанавливающим возможность предоставления объектов культурного наследия, включённых в единый реестр государственных объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным учреждениям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации. Комитет по культуре поддерживает предложенный в проекте федерального закона подход к использованию объектов культурного наследия указанными учреждениями. На проект закона поступили положительные отзывы: от законодательных органов субъектов Российской Федерации - 31 отзыв, от исполнительных органов субъектов Российской Федерации - 45 отзывов, законопроект не поддержан только одним исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Проект федерального закона поддержан ГПУ и нашим комитетом. Просим вас поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алла Юрьевна, подскажите, пожалуйста, при передаче объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям Управления делами за ними сохраняется обязанность выполнять положение о надлежащем содержании объектов, по ремонту и так далее? МАНИЛОВА А. Ю. Да, безусловно, такое обязательство в самом соглашении прописывается в обязательном порядке - что касается содержания. А вот что касается требований закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия..." в части сохранности, то есть реставрации и других способов сохранения объектов культурного наследия, эта обязанность остаётся за тем учреждением, у которого данный объект культурного наследия находится в оперативном управлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Алла Юрьевна, хорошо, что вы специально подчеркнули и в докладе, и сейчас в ответе на вопрос то, что касается гарантий сохранности и поддержания в надлежащем состоянии объектов культурного наследия. У меня вопрос вот какой. Скажите, мы просто переводим де-факто в де-юре или здесь заложены ещё решения на перспективу, чтобы какие-то госучреждения разместить в дальнейшем? МАНИЛОВА А. Ю. В данном случае речь идёт об Управлении делами Президента Российской Федерации, о подведомственных ему учреждениях, поскольку они действительно располагаются чаще всего в объектах культурного наследия, о том, чтобы просто дать им такую возможность, потому что в закрытом перечне их нет. В своё время, когда закон создавался, вносился законопроект, просто не было такой инициативы. Конечно, инициатором разработки сегодняшнего законопроекта является Управление делами. Правительство, в свою очередь, поручило Министерству культуры поработать совместно с Управделами и внести данный законопроект по той причине, что само Управление делами не имеет права законодательной инициативы, следовательно, это должно сделать профильное министерство. Мы в данном случае являемся профильным министерством (не в вопросах имущества, конечно, а в вопросах, связанных с объектами культурного наследия), именно поэтому председатель правительства поручил Министерству культуры внести данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алла Юрьевна, скажите, пожалуйста, а сколько всего физически объектов подпадёт под данное новшество? И особенно мне хотелось бы узнать: федеральным инспекторам и представителям президента на местах какое количество помещений переходит? Представители и федеральные инспекторы располагаются в разных помещениях, и я думаю, что некоторые помещения можно отнести к памятникам культурного наследия или они уже отнесены. Так вот, сколько физически зданий получит, ну, я прямо скажу, данную льготу? МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо за вопрос. Порядка 20, может быть, 25 зданий, в реальности это так, хотя никто, конечно, сегодня никакого реестра, списка не создавал. Сегодня мы создаём такую возможность для подведомственных Управлению делами учреждений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Алла Юрьевна, понятно, что оказание учреждениями услуг питания и услуг по организации, проведению протокольных мероприятий, всевозможных государственных приёмов на высшем и высоком уровне - это очень важно, и государству действительно сложно без этого обойтись, ну, видимо, не строят теперь зданий для проведения подобных мероприятий. Но вот раньше (тем более сегодня День пионерии, поэтому у меня вопрос возник), когда было государство социального равенства, все лучшие исторические здания отдавали детям, и так появлялись дворцы пионеров. Может быть, это не в тему, но скажите, пожалуйста, а сколько у нас сейчас исторических зданий занимают дома детского творчества, сколько было передано дворцов детям за последние 20-30 лет? МАНИЛОВА А. Ю. Я сказала о том, что как органам государственной власти, так и детским организациям закон позволяет передавать, то есть передавать эти объекты в безвозмездное пользование под детские организации можно, с детьми нет никаких проблем в этом смысле. А данный законопроект решает абсолютно конкретную задачу, с которой Управление делами вышло просто потому, что их учреждения не попали в соответствующий список при создании закона, всё очень просто. Детским организациям изначально в соответствии с законом № 73-ФЗ разрешено предоставлять объекты культурного наследия именно в безвозмездное пользование, здесь нет проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пьяных Дмитрий Сергеевич. ПЬЯНЫХ Д. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Алла Юрьевна, ну вот в чём я согласен с вами полностью, так это в том, что очень дорого содержать объекты культурного наследия, это на самом деле неподъёмная цена. Вот я представляю Саратовскую область, в частности город Саратов. Вся центральная часть города - это старый жилой фонд, огромное количество домов являются объектами культурного наследия и включены в реестр, что порождает огромные проблемы при капитальном ремонте, при обслуживании. Вы прекрасно знаете, что это влечёт дополнительные требования и к лицензированным организациям. В связи с этим вопрос, даже два вопроса. Как вы считаете, есть ли логика в том, чтобы передать все эти объекты культурного наследия в такое же безвозмездное пользование собственникам этих зданий и сооружений? Это первый вопрос. И второй вопрос, он немножко, наверное, не по теме, но тоже об объектах культурного наследия. Как вы относитесь вообще к порядку формирования этого реестра, когда объектами культурного наследия становятся всего по одному элементу, который, в общем-то, не влияет на состояние объекта? Это же не только какие-то памятники архитектуры, это и дома, которые чаще всего включаются в реестр просто потому, что им больше ста лет. МАНИЛОВА А. Ю. Совершенно не имеет отношения ваш вопрос к теме законопроекта, надо это признать. Но вопрос очень важный. Я по сути вам отвечу. Конечно, очень разные объекты культурного наследия вносятся в реестр. Скажем, дом: у него может быть охраняемым государством только фасад, может быть и по-другому - фасад не охраняется, а охраняется внутренняя лестница, признанная государственной экспертизой объектом культурного наследия. И охранные обязательства тогда выдаются организации-собственнику или организации, у которой данный дом находится в оперативном управлении, не на весь дом, а только на тот предмет охраны, который и будет записан в охранном обязательстве. Тогда мы должны понимать, что ремонт туалета в этом доме должен быть самым обычным, но если мы прикасаемся к предмету охраны, речь может идти только о реставрации, это прописано в 73-м федеральном законе, это очень мощная защита объектов культурного наследия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Юрьевна. Светлана Борисовна, спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Казакова Ольга Михайловна, пожалуйста. Можно с места. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного закона, и я полагаю, что как раз обсуждение нам показало, что надо вводить юридические точности, - то, что как раз предлагает Министерство культуры Российской Федерации. По факту так и было, но мы должны закрепить юридически охрану наших объектов культуры в той части, в какой мы сегодня это обсуждали. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Шеин Олег Васильевич. На рабочем месте включите микрофон. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, поддерживает данный законопроект. И у нас есть внутреннее убеждение, что объекты, которые находятся на балансе администрации президента, правительства и относятся к категории зданий историко-культурного наследия, будут поддерживаться в должном виде. Но дискуссия у нас не просто так вышла за пределы этого разговора. Объективно получается, что история такова. Есть утрачиваемое наследие нашей страны, а архитектура - это часть культуры России, без архитектуры наших старых городов мы, строго говоря, ничем не будем отличаться от любой страны Центральной Африки или Азии с этими панельными высотками или иными домами, построенными по современным технологиям. Но что происходит? Местные власти должны определять границы исторических поселений, но они этого не делают, им это не надо, у них интересы бизнеса и капитала - всё застроить по полной программе. Федеральное Минкультуры, к сожалению, на это средств не выделяет и говорит, что это полномочия субъектов, а тем это даром, повторяю, не нужно, там совершенно другие интересы. Есть здания-памятники: некоторые находятся в частной собственности у компаний, некоторые находятся на балансе бюджета, а некоторые - это жилые дома, бывшие дома богатых людей, куда потом переехал рабочий класс из подвалов, и эти дома в не очень хорошем состоянии, и, очевидно, требуется помощь из федерального бюджета, это первое, ну а второе - наверное, требуется какой-то механизм, как сейчас принято говорить, KPI от федерального Минкультуры в адрес местных органов, для того чтобы они делали более детализованную опись этих зданий. Ведь на самом деле очень часто объявлен объектом охраны весь дом, притом что подвал по понятным причинам охранять особо не нужно. Но поскольку дифференциации нет, что-то делать по дому очень дорого, и опять же местные органы власти не выделяют денег для того, чтобы делать переактирование, уточнять, что является предметом охраны, а что не является. И вот это всё без проактивной позиции Минкультуры двигаться не будет. Сегодня была на самом деле неплохая дискуссия, но я надеюсь, что за ней последуют и определённого рода дополнительные мероприятия от Минкультуры России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Алла Юрьевна, можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Пожалуйста. МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо большое, уважаемые депутаты. То, что сейчас было сказано, собственно, в планах нашей работы. У нас готовятся два законопроекта, которые как раз напрямую будут касаться углубления в части защиты памятников, объектов культурного наследия, в том числе расположенных в жилых домах, в жилом фонде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Борисовна, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52-1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 34 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.