Заседание № 53
22.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1127996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2864 по 3676 из 4982
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как всегда, самое главное пожелание - всем здоровья! Этого мы друг другу желаем в обязательном порядке. Конечно, желаем здоровья и всем нашим медикам, и вам, врачам, присутствующим здесь, в зале, которых с праздником в прошедшее воскресенье мы поздравляли, президент поздравил. Действительно, были обозначены различные подарки, прежде всего для тех граждан, где было плохо или вообще не было каких-то медицинских пунктов, центров, больниц. Но остался осадочек от одного момента. Я думаю, все вы обратили внимание, когда было открытие, ну, центра первой медицинской помощи в посёлке Половинный в Свердловской области, президент по видеосвязи спросил у Синичкиной Валентины: "Какой стаж работы у вас, Валентина?" - "33 года". - "Какая зарплата?" - "30 тысяч". Ответ на всю страну, да, неприятный, можно сказать, позорный. Рядом стоит губернатор Куйвашев, да, и как будто он не знает содержания указа 2012 года. Вот все знают о содержании этого указа, а он, получается, не знает. Или он не знает, какая средняя зарплата в Свердловской области? 48 тысяч. Как может быть зарплата фельдшера - пусть не врача, но фельдшера - 30 тысяч? По указу - 48 тысяч должна быть эта зарплата. Ну, мягко наш добрый президент обошёлся в данном случае с губернатором, с министром здравоохранения области. На самом деле должны были быть более жёсткие... Ну, праздничная атмосфера, я понимаю, не позволила это сделать. Давайте сделаем это мы. Если не получается у губернаторов, у министров читать указы президента, давайте примем ещё один закон. Вот здесь, в этом нашем законопроекте (год лежал, 22 раза переносили от заседания к заседанию - ну вот благодарю Совет Думы, что по моей просьбе всё-таки его приоритетным образом сегодня поставили на рассмотрение), главные гарантии медицинским работникам, и начинаются они с гарантии выполнения указа президента. Казалось бы, ну как? В данном случае, получается, маслом кашу не испортишь - давайте ещё раз в законе то же самое пропишем: 200 процентов от средней зарплаты (вот это главный содержательный пункт законопроекта) - для врачей, не ниже 100 процентов - для среднего медицинского персонала. У кого-то есть возражения, коллеги, чтобы эти нормы продублировать ещё и в федеральном законе? Ну не доходит! Вы видите, вот он, пример вопиющий, и таких примеров в ваших регионах можно найти достаточно. Давайте законом, давайте разными путями добиваться исполнения вот этой абсолютно необходимой нормы, потому что какое может быть здоровье у наших врачей, какое может быть здоровье при зарплате-то в 30 тысяч и при таком стаже? Ну, я не буду перечислять, вы можете посмотреть, здесь 12 пунктов, и вот основные. Прежде всего, это, конечно, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, потому что у большинства медицинских работников сверхнагрузка. Они несут на себе не одну ставку, они работают сверхурочно, столько, сколько нужно, особенно в режиме пандемии или каких-то других особых обстоятельств. Следующее - это право на досрочную пенсию. Да, мы считаем, что именно врачам нужно оставить хотя бы право выхода на пенсию по желанию в 55 и в 60 лет соответственно. Кто против - возразите аргументированно. Я считаю, что при такой нагрузке, начиная с учёбы в вузе... Коллеги, вы все учились понемногу, но такой нагрузки, как у студентов медицинских учебных заведений, согласитесь, никто не несёт ни в каком другом вузе, ни физики, ни лирики, потому что им нужно два языка досконально знать и с утра до ночи наизусть заучивать огромное количество информации. Шесть лет плюс два года - восемь лет надо учиться! Коллеги, ну за это почему мы не можем дать вот такие особые гарантии нашим врачам? Понятно, что мы предлагаем дать и право на жильё для нуждающихся, приоритетное право должно быть у наших врачей на получение жилья. Есть ещё предложения по дополнительной мотивации, потому что кроме заработной платы, конечно, должна быть дополнительная мотивация для повышения квалификации, для получения учёных степеней. Почему-то у нас эта очень хорошая практика практически полностью либо забыта, либо нивелирована. Есть у тебя степень кандидатская, докторская - в зарплате это несущественно сегодня. Почему, уважаемые коллеги? Ну и конечно, надо учитывать стаж. Как так может быть, что стаж растёт - 5, 10, 20, 30 лет, а зарплата не растёт? Ну хотя бы на десятки процентов-то! Вот эти предложения давайте поддержим. Я уж не говорю про отдых. Ну где есть возможность получить, как сейчас модно говорить, в агентстве по туризму кешбэк? Давайте врачам предоставим право отдыха с получением компенсации. Пусть это будет хотя бы 50 процентов, а лучше 75 процентов от стоимости путёвки. Потому что, если врач не отдохнул, не восстановил силы, ну откуда будут нужная, должная эффективность и самоотдача? Коллеги, прошу поддержать и таким образом поздравить всех медиков страны - настоящим вот таким образом! (Аплодисменты.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Владимировича Кизеева. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно же, Олег Анатольевич правильно говорит, что медицинских работников нужно поддерживать. И мы все без исключения, кто присутствует в этом зале, подписались бы под теми дополнительными льготами и под теми возможностями, которые мы должны дать нашим уважаемым медицинским работникам, и комитет разделяет обеспокоенность авторов законопроекта социальным и правовым статусом медицинских работников. Но давайте всё-таки говорить о законодательстве, давайте говорить о тех нормах, которые нам с вами необходимо принимать, о том, что нужно изменять. Так вот, если всё-таки говорить о данных нормах, надо сказать, что в законопроекте не учтены источники и порядок финансового обеспечения расходов. А вы знаете, коллеги, что согласно статье 83 Бюджетного кодекса, если предлагается закон и предусматривается увеличение расходных обязательств, нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие данные источники. Формулировки, используемые в проекте закона, противоречат терминологии федерального законодательства. Предоставление права медицинским работникам на реализацию профессионального развития с периодичностью не реже чем один раз в три года не соответствует законодательству, потому что сегодня у нас реализован подход непрерывного медицинского образования, и это утверждено нормативными документами. Предполагаемые законопроектом особенности оплаты труда медицинских и фармацевтических работников не согласуются со статьёй 130 Трудового кодекса. Доплата для медицинских работников только федеральных медицинских организаций не согласуется с концепцией законопроекта, так как законодательство устанавливает единые стандарты для получения учёных степеней кандидата наук и доктора наук. Кроме того, в законодательстве отсутствует понятие "федеральная медицинская организация". Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским и фармацевтическим работникам в проекте закона содержит только отсылочная норма. Кроме того, в перечне актов, подлежащих изменению, не указан закон "О страховых пенсиях", куда необходимо внести соответствующие изменения. Предоставление права медицинским и фармацевтическим работникам на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма нуждается в дополнительном обосновании, так как именно в Жилищном кодексе у нас такое право может быть предоставлено только по состоянию здоровья либо в случае, если занимаемое жилое помещение является непригодным для проживания. В законопроекте значительное количество вот таких юридических коллизий. Коллеги, я хочу вас проинформировать, что благодаря работе именно депутатского корпуса были внесены изменения в Трудовой кодекс. Правительству было разрешено создавать отраслевую систему оплаты труда, и сегодня она у нас уже есть: Минздрав разработал отраслевую систему оплаты труда. Выделены семь субъектов Российской Федерации, которые будут в пилоте, 400 организаций, 173 тысячи работников будут участвовать в этом проекте. И там отражены все вот такие моменты, которые позволят нам увеличить заработную плату и социальные гарантии для наших медицинских работников. Поэтому я предлагаю, и комитет сегодня занимает такую позицию, в первом чтении данный законопроект не поддерживать. Кроме того, и Правительство Российской Федерации, и Счётная палата, и Комитет Совета Федерации по социальной политике, и Государственно-правовое управление президента, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже не поддерживают данный законопроект. Коллеги, повторюсь, комитет не поддерживает концепцию законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня два вопроса. Первый вопрос Михаилу Владимировичу, по поводу концепции. Всё-таки это концепция, и то, о чём говорится, вполне может быть поправлено ко второму чтению - и формулировки приведены к соответствующему значению, и добавлены соответствующие нормативные акты. Почему тогда комитет не поддерживает? И Олегу Анатольевичу вопрос, касающийся средней заработной платы конкретного работника: как она технически может вычисляться? Например, средняя заработная плата конкретного врача должна составлять 200 процентов средней заработной платы. То есть по итогам года будут складывать эти заработные платы, делить, умножать или каким образом она будет вычисляться? КИЗЕЕВ М. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. Действительно, вы правильно говорите о концепции, но всё-таки задумайтесь: у нас 2 миллиона медицинских работников в стране - когда мы говорим о каких-то выплатах и об изменении заработной платы, мы должны к этому подходить очень тонко и очень осторожно. Алексей Владимирович, на заседании комитета в прошлом году, когда обсуждали именно отраслевую систему оплаты труда, мы с вами, все депутаты, подтвердили, что действительно система, во всяком случае сегодня, концептуально уже предусматривает все те особенности, о которых опять же мы говорим сегодня. Нам нужно посмотреть, насколько те или иные подходы к оплате труда медицинских работников будут соблюдены. Там отражены возможности окладной части в зависимости от особенностей субъекта Российской Федерации, в зависимости от того, какую должность занимает медицинский работник, какую работу выполняет - в плане стимулирующих и компенсационных выплат. То есть всё это в отраслевой системе оплаты труда отражено. Самое главное, появляется система у медицинских работников, на которую могут рассчитывать, и, что самое главное, она становится прозрачной. Поэтому вот предложение... Да, действительно, надо работать по вопросам улучшения социального статуса медработников, но в первую очередь мы должны решить вопрос заработной платы медицинских работников. И после того, как у нас появится срез именно по пилотным регионам, что мы получаем и как работает система, - вот после этого, наверное, правильно было бы возвращаться и к другим нормам, к изменению тех норм, которые позволили бы улучшить социальный статус медицинских работников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Владимирович, ну, даже если бы я вас не знал, сразу же сказал бы, что вы профессиональный врач, вот чисто физиономически. Вот вдумайтесь: в 2012 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в котором предписал в 2 раза увеличить заработные платы, - сегодня 2022 год, десять лет прошло, а вопрос и ныне там! Коллега предлагает значительно более широкие вещи, чем увеличить зарплату, а вы говорите: нет, никуда не годится, вот мы сейчас... Вот я лично принимал участие в работе двух рабочих групп, где минпром, Минтруд и Минздрав пытались сочинить пилотные проекты, как бы всё-таки привести... А воз и ныне там! Может быть, давайте мы в первом чтении примем, а ко второму чтению соберём все умные, неумные мысли и всё-таки родим закон? Потому что ваши хотелки они в принципе десять лет не реализуются. КИЗЕЕВ М. В. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Действительно, я с вами соглашусь в том, что вот врач... Учитывая специальность, нам намного сложнее в нашей среде, потому что каждый, кто нас избирал, верит нам и хочет получить от нас правильный результат работы. Но вы знаете, я всё-таки считаю - и мы это с профессиональным сообществом много обсуждали, - что здесь должна быть система. У нас сегодня есть контраст в размерах заработной платы, и вы это знаете: у нас врачи получают и очень много, и, извините, очень мало. У нас очень выраженная система передвижения наших медицинских работников в зависимости от уровня заработной платы - как на уровне лечебных учреждений миграция есть, так и соответственно на уровне субъектов. Так вот, Николай Васильевич, вы знаете, я всё-таки - вот возвращаясь к той отраслевой системе оплаты труда - призываю всех депутатов: давайте лучше эту систему оплаты труда смотреть и, наоборот, настаивать, чтобы как можно быстрее это всё заработало, чтобы как можно быстрее мы смогли получить уже реальный срез, после этого вернуться к вопросу о том, что же нам сделать, чтобы зарплата медицинских работников была достойная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Михаил Владимирович, я вас слушал и понял, что вы против предлагаемого законопроекта, потому что, ну, считаете, что он неграмотно составлен и так далее, - и при этом говорите, что, мол, да, мы с удовольствием подписались бы и за то, чтобы увеличить, и так далее. Вам Николай Васильевич сказал, что десять лет как бы вот не решается вопрос. У меня к вам вопрос конкретный относительно этого законопроекта, коль скоро вы говорите, что поддержали бы, подписались бы под таким увеличением для врачей и всех остальных: а что вам нужно, чтобы подписаться, вот чего вам не хватает? Ведь смотрите, Совет Федерации ваш, Государственная Дума ваша, практически все губернаторы ваши - что мешает вам принять это решение? Спасибо. КИЗЕЕВ М. В. Спасибо, Андрей Анатольевич. Вы знаете, каждый из депутатов должен ответственно подходить к своей работе, и поэтому говорить о том, что не совпадает с теми или иными нормами, которые сегодня есть... Это, мне кажется, первое, чем мы должны заниматься, а после этого уже говорить, какие нормы есть и насколько они возможны. Потому что опять же в законопроекте, повторю, да, нормы хорошие, но они имеют декларативный характер, они не подкреплены теми внутренними структурными нормативно-правовыми подходами, которые сегодня есть. И вот если, коллеги, всё-таки... Андрей Анатольевич, я уже об этом говорил: это всё-таки отраслевая система оплаты труда, и чтобы это сделать, работа началась у нас давно. Сначала была собрана вся информация, потом было привлечено большое количество специалистов, в том числе из депутатского корпуса, которые позволили сделать систему. Понимаете, отдельные нормы, которые улучшают социальный статус медицинского работника, - это всего лишь отдельные нормы, у нас должна быть общая система, которая работает во всех субъектах Российской Федерации. Только в этом случае мы можем достичь результата - удовлетворённости наших медицинских работников. И только в такой ситуации наши медицинские работники скажут: вот спасибо, вы сделали для нас систему оплаты труда и достойное существование, которое говорит о том, что вы нас благодарите за нашу работу. Вот в этом плане, а не из-за того, что норма, которая предусмотрена в данном законопроекте, плохая. Нет, она хорошая, я повторю, но именно с точки зрения законотворческой деятельности здесь очень много недоработок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Михаил Владимирович, вы назвали семь регионов, которые входят в пилотный проект, точнее, вы обозначили цифру, но не назвали эти регионы. Скажите, пожалуйста, ну, вот вы избраны от Ивановской области, Кинешма, - а что, у вас, что ли, реально нет этого среза, который вы будете изучать ещё несколько лет? Сейчас вы же знаете положение дел и зарплату медицинских работников в Ивановской области? Я вам могу сказать, если не вошла Оренбургская область, там ничего срезать не надо, срезы изучать, я знаю, какие там заработные платы у медработников. И даже статистика, которая приведена в пояснительной записке, - Олег Анатольевич, не обижайтесь - не соответствует: зарплаты ещё ниже, чем вы приводите в своей пояснительной записке, есть в отдельных регионах. Но я к тому, что медработники, согласитесь, всегда имели особый статус, пандемия вообще показала, что это стратегическая профессия. И если мы принимаем здесь законы, которые касаются улучшения социального положения тех, кто участвует в спецоперации, военнослужащих, то у нас врачи тоже сегодня на боевом посту. Почему тогда мы ссылаемся?.. (Микрофон отключён.) КИЗЕЕВ М. В. Нина Александровна, спасибо большое. Я немного не о том срезе говорил. Да, я говорил о пилотном срезе, когда будет внедрена отраслевая система оплаты труда. Но если говорить о том, что сегодня есть в каждом субъекте, я уверен, что губернаторы, понимая, что нужно удержать специалистов, отрабатывают свою систему и делают свои определённые меры поддержки. Сегодня, говоря о том, что нам нужно на федеральном уровне, могу сказать: нам нужен общий подход, и как раз для этого разработана отраслевая система оплаты труда для медицинских работников. Я говорю о том, что её надо начать в пилотном варианте использовать, а после этого снять срез именно в этих регионах. А регионы такие: Белгородская, Курганская, Омская области, Республика Саха (Якутия), Оренбургская, Тамбовская области и Севастополь. Семь регионов, и вы видите, что это совершенно разные субъекты Российской Федерации, и это нам позволит оценить, каким образом работает или не работает данная система. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Олегу Анатольевичу. А вот эти меры социальной поддержки, или государственные гарантии, - это для всех врачей или только, может быть, для сельских? Это всех касается? Это важно понимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Конечно для всех медицинских работников. Для сельских врачей там есть отдельный пункт, ну, так как жизнь на селе требует дополнительных усилий для обеспечения в том числе каких-то бытовых условий жизни, иногда выживания, особенно в северных регионах. Для сельских врачей у нас есть отдельный пункт с гарантиями минимального размера рабочей недели - 39 часов. А вот всё остальное - абсолютно для всех медицинских работников страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Михаил Владимирович, в медицине, как и в образовании, назревает кадровый кризис, только в отличие от педагогов, которые идут, куда могут, врачи уходят в частную медицину. Я не знаю, где врачи получают очень много, у меня в Омской области в селе - все очень немного, да и в городе тех, кто получает много, я не видел. По данным Общероссийского народного фронта, 86 процентов всех врачей и 64 процента всего среднего медицинского персонала не получают того, что нужно по указу № 597. Вопрос: десять лет прошло со времени издания указа - собирается ли комитет содействовать исполнению указа и кто мешал раньше провести все эксперименты в части того, как бы этот указ исполнить? Ответьте, пожалуйста. Спасибо. КИЗЕЕВ М. В. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Начну с конца - кто мешал. Вот если всё-таки опять же взять хронологию подготовки той - сегодня уже много раз говорил - отраслевой системы оплаты труда, то надо сказать, что данная подготовка началась с сентября 2019 года, когда было дано Президентом Российской Федерации поручение правительству. После этого начались законотворческие процессы, были внесены поправки в Трудовой кодекс, которые дали правительству право устанавливать отраслевые системы оплаты труда. Потом появилось соответствующее постановление правительства, которое утвердило возможность и этапы внедрения отраслевой системы оплаты труда. Там были соответствующие этапы, подготовительные, основные, я на них не буду останавливаться. И вот остался последний - пилотный, и уже к 2023 году планируется внедрение данной системы оплаты труда. Так вот, данный процесс начат, он идёт. Врачи сегодня в сельской местности получают действительно недостаточную заработную плату, да, это тоже вопрос очевидный, но я всё-таки здесь очень осторожно говорил бы. Потому что у нас есть государственные учреждения здравоохранения, у нас есть частные учреждения здравоохранения, у нас есть разные системы, в которых работают данные медицинские организации, разные возможности и в рамках обязательного медицинского страхования, разные виды медицинских услуг, внебюджетная деятельность разная и так далее, поэтому я всё-таки - говорю для всех депутатов - за системный подход. Поверьте, коллеги, что такая этапность, когда мы решаем что-то, а потом к этому вопросу возвращаемся, потому что мы не учли вот этот момент, не учли вон тот момент, - очень болезненна для медицинского сообщества. И хорошо, когда медицинский работник переходит из одного учреждения в другое, но остаётся в отрасли, но у нас есть случаи, когда сотрудники уходят из медицины, и это тоже очень болезненно. Поэтому, повторяю, я за системный подход и за то, чтобы очень деликатно к этому вопросу подходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич... Кто будет от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." - от фракции? Кузнецов. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну, понятно, доводы, которые приводятся: у нас система, мы думаем, мы смотрим, мы вот проводим эксперименты... Правильно здесь коллеги сказали, что эксперименты над нашей системой здравоохранения идут уже довольно давно, даже не десять лет это происходит, это происходит гораздо дольше. И результат вот такой, что мы никак не можем выдать на-гора, то есть люди ждут, а мы никак не можем им дать. И вот мы вводим какую-то отраслевую систему - говоря "мы", я имею в виду государство, которое мы с вами представляем, - мы вводим систему. Сегодня уже говорили про Свердловскую область - кстати, в защиту Свердловской области могу сказать, что, ну, не самая плохая область с точки зрения социальной поддержки граждан, в том числе уровня заработных плат, - почему эта ситуация примечательна? Ведь если даже в нашей области, в Свердловской, которую я представляю, такая ситуация, то можно делать выводы, что происходит во всей стране. Так вот, уже правильно говорили, что есть указы президента, есть поставленные задачи, но к этим задачам никто не движется. В Свердловской области есть город Новая Ляля, там живёт мой хороший друг Алексей Коровкин, фельдшер, который в этом году отмечает 25 лет своей деятельности в должности фельдшера в городе. Он обучился этому делу, и сразу после училища пошёл работать, и 25 лет работает: никуда он не уезжает, никуда не хочет, он работает, трудится для своих людей, которых он знает, его там знает каждая собака, он всем, каждому помогает. И в 2019 году он был вынужден весь свой отпуск потратить на то, чтобы проехать по северу Свердловской области, чтобы показать людям, что происходит с нашей медициной. Он просто снимает на камеру, любит родные места, и вот он сделал такой проект, мы вместе с ним это делали, чтобы разобраться. Слушайте, ну долго придётся рассказывать, чтобы понять, что там происходит. Мы всё время говорим, что у нас какая-то система, мы чего-то думаем, - да нет никакой системы! Люди на местах видят разрушенные роддома, понимаете? У нас сегодня достижение, что мы привезли ребёнка, килограммового новорождённого, на вертолёте, спасли его, - радуемся всей Свердловской областью. Только потому, что там роддомов нет и специалистов нет, вертолётами возим. Хорошо, что возим, - но системы нет, коллеги! Поэтому то, что мы сегодня предлагаем... Я хотел бы человеку, который, когда мы против QR-кодов выступали, говорил: "Вы нож в спину врачам втыкаете"... Вот я сегодня хочу посмотреть, кто как будет голосовать, кто будет втыкать нож в спину нашим врачам и фельдшерам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, поставьте, пожалуйста, время - выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время. ЛЕОНОВ С. Д. Фракция ЛДПР, безусловно, будет поддерживать данный законопроект. Мы поддержим любой законопроект в пользу врачей, учителей, потому что это действительно базовые специалисты в нашей стране, без которых наша страна не сможет дальше жить и развиваться. Законопроект хороший, но я назвал бы его таким декларативным, это то, к чему мы все должны стремиться в плане нашей законотворческой деятельности, в плане государственной воли. Это идеальная картина мира, я так ещё охарактеризовал бы данный законопроект. Но если мы всё-таки в суть проблемы всмотримся... Мы должны понимать, что у нас есть перекос - перекос между сельской медициной или региональной медициной в какой-то степени и столичной медициной, и этот перекос как раз все наши проблемы и оголяет. В Москве ещё никто из медицинских работников не пожаловался, что он получает маленькую зарплату или не может дополнительно заработать средства на существование, там, купить квартиру. Все знакомые врачи в Москве прекрасно себя чувствуют, у некоторых из них зарплата больше, чем у нас с вами, здесь проблем никаких нет. А вот если мы говорим про сельскую медицину, а это уровень фельдшерско-акушерских пунктов, центральных районных больниц, даже административных центров субъектов, особенно тех, которые находятся, я вот вчера об этом как раз говорил, вокруг экономически развитых регионов... К сожалению, тарифы по системе ОМС (вообще, самая главная проблема - это система ОМС) в этих регионах очень низкие, поэтому главные врачи и региональное здравоохранение не могут вывести заработные платы на достойный уровень. А в Москве они очень высокие, потому что Москва очень много платит в фонд обязательного медицинского страхования. А рассчитываются вот эти деньги исходя из того, сколько регион заплатил в фонд обязательного медицинского страхования: бедный регион - мало заплатил, значит, у него будут низкие тарифы и врачи будут там влачить жалкое существование; богатый регион - много заплатил, значит, там тарифы будут высокие и врачи будут получать достойную оплату труда. А у нас регионы разные в стране: где-то есть нефть и газ, где-то есть крупный финансовый центр, а где-то ни нефти, ни газа - ничего, одни болота, и вот почему там должны страдать врачи, почему там должны страдать, самое главное, пациенты? Ведь в первую очередь они страдают от недополучения медицинской помощи. На мой взгляд, понятно, что нужно принимать данный законопроект, но в дальнейшем нам нужно сосредоточиться именно на изменении дисбаланса в пользу, конечно, тех врачей и медицинских работников, которые будут работать и работают в сельской местности, потому что сейчас там самый главный кадровый дефицит. Там работают, к сожалению, врачи пенсионного и предпенсионного возраста, не только врачи, но и медицинские сёстры и фельдшеры, есть районы, где на сто процентов в медицине работают пенсионеры, - вот скоро они уйдут, и больше работать будет некому. Нужно максимально стимулировать врачей работать в сельской местности. И в этом смысле как раз хорошие предложения этим законопроектом внесены - дополнительные социальные гарантии для врачей были бы очень своевременны и оптимальны. Что касается отраслевой системы оплаты труда, которую сейчас будут внедрять, - вроде есть пилотный проект, который должен быть уже давно реализован, но его почему-то отложили, - эта отраслевая система оплаты труда вообще проблему не решит. Опять она будет заточена на то, что в экономически развитых регионах зарплата будет больше, и, соответственно, эти экономически развитые регионы будут просто пылесосить медицинские кадры, причём высококвалифицированные медицинские кадры, востребованные медицинские кадры, и забирать их в свои регионы. А регионы, которые не смогут платить столько денег, останутся, ну, вот при таких кадрах... Я не буду ничего говорить, конечно, там есть люди, которые действительно по призванию работают, и в центральной районной больнице есть прекрасные специалисты, просто не хотят никуда уезжать, тем не менее их нужно поддержать. И конечно, от специализации тоже многое зависит - например, врачи-стоматологи могут оказывать платные услуги, ну, и в принципе неплохо живут. И кстати, в пояснительной записке есть такая фраза: мы, мол, вот этими гарантиями увеличим желание абитуриентов поступать в медицинские вузы. Друзья, я вам с радостью сообщаю, что в медицинские вузы самый большой конкурс, самый большой конкурс! Ни в один вуз нашей страны нет такого конкурса, как в медицинский. Они что, за низкой зарплатой идут? Самый высокий конкурс! Они идут как раз не за низкой, они идут за высокой зарплатой, потому что знают: они отучатся, отучатся в ординатуре, они найдут себе место работы в экономически развитых регионах - не в селе, конечно, - и будут хорошо жить. В этом плане есть тенденция... Я не зря спросил: это для сельской местности или вообще для всех врачей? Так что здесь нужно чётко понимать: если мы везде эти социальные гарантии сделаем, мы опять же отток увеличим, потому что 200 процентов по Москве и 200 процентов по Смоленску - это несовместимые вещи, просто несовместимые вещи! Люди всё равно будут уезжать из Смоленской области. Дорогие друзья, я готов всячески поддерживать любые инициативы, участвовать в рабочих группах по разработке этих законопроектов, и во фракции мы готовы. По этому законопроекту мы будем голосовать в любом случае за, а в дальнейшем готовы к сотрудничеству. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, новеллы, которые изложены в концепции данного законопроекта, актуальны, они назрели и очень необходимы. В чём суть угроз нашего времени? Благодаря усилиям президента, мобилизации интеллектуальных и финансовых ресурсов страна обеспечила свою внешнюю безопасность: у нас самая сильная армия в мире. Давайте сейчас займёмся внутренней безопасностью, а это здравоохранение, это медицина. И если мы с вами примем этот закон и он начнёт действовать, профессия медицинского работника, врача станет самой престижной, самой высокооплачиваемой и самой уважаемой, а это необходимо стране, это нужно всем гражданам нашей страны. Президент всё время говорит о модернизации первичного звена здравоохранения, но чиновник это понимает просто как косметический ремонт зданий больниц, поликлиник и так далее. Да, это нужно, но этого крайне мало! Что такое модернизация, по-нашему мнению? В первую очередь это материальное обеспечение, заработная плата, социальное обеспечение врачей и всех медицинских работников. Если мы это сделаем, то второй шаг - это обязательно вооружить, так сказать, всех медицинских работников. Вот у нас в столицах, в крупных городах высокотехнологичная медицина, очень хорошая, лучшая в мире, но в первичном звене, начиная с фельдшерско-акушерского пункта, ничего нет, нет! Понятно, что нельзя сделать в каждой деревне медицинский центр, но в сегодняшних условиях, когда высокоразвитые технологии и много компактного оборудования, которым можно обеспечить... Вот 4 июля наш комитет будет проводить "круглый стол" по развитию сельской медицины. Там будет презентован проект "Мини-цифровая поликлиника. Фельдшерско-акушерский пункт", и вы сами увидите то оборудование, которое у нас в России можно производить. Можно самые современные условия создать для всех врачей, чтобы они эффективно работали и чувствовали себя очень уважаемыми и очень эффективными людьми. Давайте мы сделаем революцию в медицине и примем этот закон как первый шаг реальной модернизации первичного звена в здравоохранении! Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. От фракции. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи, коллеги! Собственно говоря, в чём главный, ключевой вопрос нашего отечественного здравоохранения, который сегодня нужно решить? Мы считаем, что один из ключевых вопросов - это проблема кадрового дефицита. Если мы в течение десяти лет никак не можем прийти к выполнению президентского указа, то в конце концов окажемся в ситуации, когда пенсионеры уйдут, а новые врачи, новые квалифицированные специалисты вообще не придут, раз они видят такое отношение государства к выполнению президентских указов. У меня есть таблица, которую можно было бы показать, чтобы все посмотрели, где по регионам различие в заработной плате врачей в 5 раз, по округам - в 2 раза, в 3 раза, если брать федеральные округа. Ну, конечно, нужно приходить к какой-то единой государственной системе. Я на днях разговаривал с коллегами - я из Краснодарского края, - мы говорили о состоянии медицинского обслуживания в станицах. В чём проблема-то? А проблема не в районных центрах, проблема в станицах периферийных, где в сёлах агрохолдинги не нуждаются в населении, а отсюда идёт полная деградация всей социальной сферы: она не нужна агрохолдингам, не нужна! Вымирание, ужасающая демографическая ситуация - кто туда, в эту вымирающую станицу, вообще поедет, сколько бы денег ни положили? Вопрос, конечно, действительно системный - не только с точки зрения системы оплаты труда медицинских работников и льгот, но и с точки зрения системы социальных отношений, которые сложились. Тем не менее наша фракция считает, что представленный законопроект актуален, потому что он по крайней мере сопряжён с тем, как можно попытаться решить проблему дефицита кадров в сфере здравоохранения. Я приведу конкретные цифры: в 2011 году у нас был 51 врач на 10 тысяч населения, в 2015 году было 45 врачей на 10 тысяч населения, на конец 2020 года - 50 врачей на 10 тысяч населения. По среднему медперсоналу ситуация ещё хуже - всё устойчиво катится вниз. Иначе говоря, у нас налицо скачки в общей численности врачей и работников среднего медицинского персонала с явными потерями за последние десять лет. Я напомню, что в прошлом году министр здравоохранения официально назвал цифры: не хватает 130 тысяч медицинских работников среднего звена и 25 тысяч врачей. Как решать проблему? Вот над чем нужно всем нам думать! Как увеличить масштабы подготовки, приёма в колледжи и вузы, в техникумы, где только можно готовить медицинских работников разного уровня? Ещё цифры, по-моему очень наглядные и показательные, особенно для ситуации двух последних лет, когда мы жили в условиях эпидемии коронавируса. Вот данные по врачам-эпидемиологам в России: 1995 год - 34 тысячи эпидемиологов, 2015 год - 13 тысяч эпидемиологов, 2020 год - те же самые 13 тысяч, то есть за 25 лет число врачей-эпидемиологов в стране сократилось в 2,5 раза. А кто тогда проведёт грамотное эпидрасследование, кто грамотные меры предложит по борьбе с различными инфекциями и так далее? Кадровое сокращение привело к снижению качества работы системы здравоохранения, к перегрузке тех работников, которые есть, к их морально-психологическому выгоранию - все это прекрасно знают, - к невозможности оказания медицинской помощи, особенно в сельской местности. На наш взгляд, одна из главных причин сокращения численности кадров заключаются в падении престижа медицинской профессии, в частности той же специальности эпидемиолога, а также в невысокой зарплате и в недостаточных социальных гарантиях, об этом здесь практически все выступающие говорили. Поэтому при всех имеющихся погрешностях законопроекта авторы правильно обозначают сверхзадачу, которую должно решить Российское государство. Эта сверхзадача - повысить статус и престиж медицинского работника, а сюда входят и зарплата, и меры социальной поддержки, и условия жизни, в которых должен работать специалист в любом населённом пункте, где бы он ни оказался. Наша фракция ранее вносила законопроект, касающийся базовых окладов медицинских и педагогических работников. Этот законопроект был рассмотрен в Государственной Думе прошлого созыва и, к сожалению, отклонён. Но мы считаем, что нужно двигаться вперёд, поэтому фракция Коммунистической партии Российской Федерации поддерживает представленный законопроект, считает, что его можно принять в первом чтении, а все, так сказать, несовершенства дальше можно дорабатывать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фролова Тамара Ивановна. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень радует, что так активно сегодня обсуждается данный законопроект и все так обеспокоены состоянием системы здравоохранения в нашей стране. Мне очень хотелось бы, чтобы эта активность и эта обеспокоенность сохранялись до тех пор, когда мы будем рассматривать проект бюджета на следующий год, в том числе и на здравоохранение, и чтобы такая активность проявлялась у всех и везде. Мы разделяем обеспокоенность и авторов, и выступавших сегодня здесь необходимостью повышения статуса медицинского работника по всем направлениям - и социального статуса, и правового статуса. Конечно, поддержка медикам необходима, и, поверьте, мы регулярно работаем в этом направлении. Буквально на следующей неделе ещё один "круглый стол" будет проходить - по сельскому здравоохранению, о чём сегодня уже говорилось. Но всё-таки, уважаемые коллеги, сегодня, когда рассматривается этот проект - а он переносился в течение целого полугодия, - в одну кучу валить, извините за такое высказывание, всё, связанное с проблемами здравоохранения, нельзя. И нельзя говорить о том, извините меня, пожалуйста, мои дорогие коллеги, что указ президента от 2012 года абсолютно не выполняется. Это не так! Я готовилась к этому заседанию, и я все данные и в Министерстве здравоохранения, и в фонде медицинского страхования федеральном брала. У нас только порядка 15 процентов регионов не дотягивают до этого показателя, все остальные не просто его выполняют, а перевыполняют. И говорить о том, что указ президента не работает, нельзя! Мы сегодня говорили об эксперименте, который проводится в некоторых регионах. Не проводится он сейчас - вы чего о нём говорите? Он перенесён по всем срокам, потому что за последние два года ковид разбалансировал всю систему здравоохранения. И может быть, вот это одна из основных причин того, что в последние два года вот этот показатель системы оплаты труда - вот эти 15 процентов - в регионах и не выполнялся. Тот, кто в системе здравоохранения работал, прекрасно всё это понимает, а тому, кто не работал, наверное, и не объяснить. Ещё я хочу сказать вот о чём. Алексей Владимирович вопрос задавал содокладчику, моему коллеге, о средней заработной плате, о том, что это считается как средняя температура по больнице. Нет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ФРОЛОВА Т. И. Нет, уважаемые коллеги, в последние годы не средний показатель по больнице считается - сейчас считается средняя заработная плата по каждой категории. Если раньше в расчёт средней зарплаты входили зарплаты и среднего медработника, и врача, и главного врача, и всего административно-хозяйственного персонала, то сейчас в показателях оценки деятельности больницы и в "дорожной карте" зарплата административно-хозяйственного персонала показана отдельно, врачей и специалистов - отдельно, участковых - отдельно и среднего медицинского персонала - отдельно. Уважаемые коллеги, всё-таки сегодня мы с вами должны говорить не о тех вопросах, о которых мы сегодня говорили, а в целом о расходах на здравоохранение. Система оплаты труда только что введена, буквально в последние два года, сейчас в системе здравоохранения существует эффективный контракт, и мы ещё реализации этого по всей стране не увидели, а уже говорим: давайте мы с ног на голову опять всё это перевернём. Комитет Государственной Думы по охране здоровья и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживают в первом чтении данный законопроект и призывают вас тоже этого не делать. Затрагивается не только Трудовой кодекс, но затрагиваются и законодательство в сфере здравоохранения, и пенсионное законодательство, и жилищное - всё это сначала нужно доработать, а потом к этому вопросу ещё раз возвращаться. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А. Десять лет назад очень многие уважаемые деятели правительства открыто назвали президентские майские указы в принципе невыполнимыми - просто потому, что один из ключевых догматов тоталитарной секты либералов гласит: государство не умеет распоряжаться деньгами, а посему вовсе не имеет права их тратить на что бы то ни было. Как любая ересь, либеральные догматы очень яркие, очень убедительные, очень привязчивые, и не справиться с ними ни крестом, ни пестом, а только здравым умом. Надеюсь, что вы, коллеги, будете при голосовании руководствоваться здравым умом, а не либеральными догматами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Александрович, это не по ведению, а выступление. От вашей фракции уже двое выступили, а вы ещё третьим этой возможностью воспользовались. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам в третьем чтении мы выступаем, а не в первом. Пожалуйста, докладчик. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич! Ну, возникла дискуссия, выполняется указ президента 2012 года или нет, - я предлагаю нас рассудить нашему Комитету по контролю. Олегу Викторовичу Морозову я предложил бы, если спикер даст такое поручение, проверить, насколько выполняется, почему недовыполняется. А то получается как-то, знаете, как Тамара Ивановна сказала, он выполняется, "но низенько" так как-то. Тогда почему в 2019 году ещё одно поручение президента по этому же поводу было дано - не учитывать переработки? Тамара Ивановна, не лукавьте! За счёт переработок выполняется во многих регионах, а не просто так. И по этому поводу опять давайте проверку сделаем. Почему не выполняется указ? Это что такое, коллеги? Почему нужен ещё закон? И насчёт вашего предложения "давайте не сваливать всё в кучу": вы этот законопроект год не давали рассмотреть, а если я разделю его на десять отдельных пунктов, десять лет потребуется, чтобы это рассмотреть! Хватит забалтывать проблемы, коллеги! Говорите, что несистемно, мол, ну да, деньги, главное - денег нет. Но только что министр финансов вам открыл путь к деньгам: порядка 10 тысяч, может быть, 100 тысяч люксовых автомобилей будет сейчас реализовано - посмотрите, какие деньжищи мы получим в казну! Сэкономим, пересядем на "Лады" или на метро. Мы пойдём дальше: лежит законопроект, уважаемые коллеги, про деньги - давайте применим к себе, к депутатам, к сенаторам, к членам правительства. Вот такой же (я не скажу, что популистский, как по Силуанову), ну такой же способ шоковой терапии, чтобы быстрее соображали, быстрее находили деньги в богатейшей-то стране! Ну давайте пересядем на зарплату Синичкиной Валентины: тоже вот 30 лет работаем - 30 тысяч будем получать. Я уверен: сразу найдутся деньги для медиков, учителей. Другие законопроекты, пожалуйста, лежат: о прогрессивной шкале налога, о налоге на роскошь. НДС экспортёрам сырья сколько будем предлагать не возвращать? Это триллионы! Ну и бюджетное правило - давайте придумаем бюджетное правило, чтобы все сверхдоходы направить на зарплаты врачей и учителей. Это в наших силах, в наших полномочиях, уважаемые коллеги! И вот эту, извините, демагогию - шашечки не так на этом законопроекте нарисованы - давайте прекращать! Время особое - хватит жить по прежним каким-то нормам, находясь в зоне комфорта. Выйдите из зоны комфорта, но создайте эти условия для самых главных людей в стране. Не мы с вами главные люди в стране, а учителя, врачи и учёные! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик выступит с заключительным словом? Нет. Так, коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 57 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3 % Результат: не принято Не принимается.