Заседание № 5
02.11.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1127876-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1778 по 2219 из 9524
Пункт 7 повестки дня, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленным вашему вниманию законопроектом предлагается ратифицировать соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединённой группировке войск. Положениями указанного соглашения устанавливаются международно-правовые основы формирования общего пространства обороны и безопасности между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе создания объединённой группировки войск (сил) вооружённых сил сторон, определяются её предназначение, порядок формирования, развёртывания и применения. В мирное время организацию взаимодействия воинских подразделений, входящих в состав объединённой группировки, осуществляет оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Возглавляет эту оперативную группу командир объединённой российской военной базы. В случае реальной непосредственной угрозы агрессии и в военное время войска переходят в непосредственное подчинение командующего объединённой группировкой, который назначается Минобороны России, а заместитель назначается Минобороны Абхазии. Командующий группировкой управляет войсками через объединённое командование, а решение о применении войск группировки принимается Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации и Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Абхазия. Реализация соглашения в полной мере отвечает интересам России, способствует укреплению безопасности двух государств и не требует дополнительных ассигнований из федерального бюджета. В соответствии с законодательством Российской Федерации соглашение подлежит ратификации. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Ивановича Калашникова. Пожалуйста, Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Доброе утро, уважаемые коллеги! Николай Александрович довольно подробно рассказал о законопроекте. Мы рассмотрели его на заседании нашего комитета, и комитет-соисполнитель - я имею в виду Комитет по обороне - тоже дал положительное заключение. Должен вам напомнить, что мы в начале пути, только начинаем формировать пул определённого законодательства между нами и Республикой Абхазия. Данное соглашение - одно из краеугольных в этом пуле, оно очень хорошо формирует общие основы российско-абхазского пространства обороны и безопасности, что, однако, никоим образом не затрагивает права и обязательства Российской Федерации по другим международным договорам и не направлено против третьих стран. Ратификация соглашения отвечает интересам Российской Федерации в полной мере, так как его исполнение ещё и будет способствовать укреплению государственного суверенитета Российской Федерации, надёжному обеспечению территориальной целостности нашего государства, особенно в условиях новых глобальных и региональных вызовов и угроз. Необходимо заметить, что выполнение российской стороной положений данного соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства. Также стоит отметить, что это не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В Госдуме проведена необходимая экспертная работа. В подборке соответствующих материалов, которые у вас есть, имеются все документы, включая положительное заключение Правового управления и, как я уже сказал, Комитета по обороне. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать указанное соглашение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Николаю Александровичу. Николай Александрович, данным соглашением предусматривается обучение потока специалистов Минобороны Абхазии на наших курсах или совместные мероприятия, связанные именно с учебным процессом? ПАНКОВ Н. А. В плане боевой подготовки округа эти вопросы предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Александрович, вам вопрос. Безусловно, я полностью поддерживаю и всецело одобряю данный законопроект, но хотелось бы спросить у вас, различаются ли по статусу военнослужащие (и члены их семей), находящиеся и выполняющие задачи на этой базе и в Сирийской Арабской Республике? ПАНКОВ Н. А. Различаются. Находящиеся в Сирийской Арабской Республике военнослужащие, члены их семей и гражданский персонал наделены дипломатическим иммунитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Александрович, в мирное время состав будет постоянный? И какие предусматриваются изменения при угрозе агрессии? А соглашение я поддерживаю. ПАНКОВ Н. А. В соглашении эти вопросы прописаны: состав объединённой группировки может меняться по общему решению сторон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос к Николаю Александровичу. Безусловно, это очень важное соглашение. Мы понимаем, в каком мире мы живём, и всё правильно сейчас делаем, только возникает следующий вопрос: Николай Александрович, как вы думаете, последуют ли какие-нибудь действия со стороны Грузии в ответ на это наше решение? Я думаю, что им это не очень понравится, хотя нам хотелось бы, чтобы со всеми странами у нас были хорошие, добрососедские отношения. ПАНКОВ Н. А. Тамара Васильевна, я не политик, и вы меня извините, пожалуйста, но я воздержусь от ответа на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович. Подготовиться Шерину. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги! Президент Российской Федерации внёс документ об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия. Этот документ развивает положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве, который был подписан 24 ноября 2014 года и ратифицирован Государственной Думой предыдущего созыва. Я хочу обратить ваше внимание на то, что, принимая сегодня решение, - а я уверен, что оно будет принято, - мы, по существу, подтверждаем свою линию на защиту территориальной целостности и, главное, на обеспечение безопасности и свободного проживания на территории Абхазии людей, которые прошли через горнило грузино-абхазского конфликта и сейчас являются гражданами Республики Абхазия. При этом, хочу заметить, граждане Республики Абхазия в абсолютном большинстве являются и гражданами Российской Федерации. Речь идёт о том, что мы берём их под защиту, мы развиваем военное и всякое иное сотрудничество с Республикой Абхазия. Хочу напомнить вам, что ещё до того, как мы в 2014 году продемонстрировали единство в вопросе о возвращении Крыма и Севастополя, что было названо общенациональным крымским консенсусом, мы продемонстрировали единство и в 2008 году, когда в этом зале признали Республику Абхазия и Республику Южная Осетия - государства, возникшие в результате конфликтов с Грузией и прошедшие через очень тяжёлые испытания, в том числе пережившие неспровоцированную агрессию в 2008 году. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит законопроект. Я уверен, что принятие этого документа благоприятно скажется на развитии наших отношений с Республикой Абхазия. Кстати, хочу также заметить, что речь идёт не только об охране мира в этом регионе, но и о безопасности в курортный сезон, который только что завершился на юге, ведь подавляющее большинство отдыхающих на курортах Абхазии - это наши граждане, и они получили хорошие впечатления. Безопасность в этом регионе необходима не только Абхазии, но и Российской Федерации, её южным границам, её южным регионам. Мы полностью поддерживаем этот документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. Подготовиться Тайсаеву. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, несомненно, поддержит ратификацию Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (cил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия. Хотелось бы напомнить, что лидер ЛДПР и партия в целом являются во многих вопросах зачинателями, и мы стараемся подкреплять свои слова конкретными действиями. Хотел бы напомнить, что 11 августа 2004 года из города Сочи в город Сухум на катере с риском для жизни лидер ЛДПР Владимир Жириновский и группа депутатов фракции ЛДПР в Государственной Думе совершили вот такой своеобразный бросок, и это в то время, когда американские инструкторы уже были на территории Грузии, в то время, когда этим государством руководил одиозный лидер Михаил Саакашвили. Мы тогда в лице лидера ЛДПР, представителя парламента Российской Федерации продемонстрировали серьёзность намерений и самостоятельность во внешней политике Российской Федерации, и нам очень приятно, что, хотя и через некоторое время, реализуются предложения и политика, которую ЛДПР провозглашает со дня появления на публичной политической арене. Конечно, нужно учитывать мнение других стран, наших соседей, но задавалась ли Грузия вопросом, какое впечатление вызовет у Российской Федерации появление на территории Грузии, некогда союзной республики, входившей вместе с нами в одно великое мощное государство - СССР, натовских и американских инструкторов? Задаётся ли руководство Украины вопросом о реакции Российской Федерации на то, что в украинской армии новый куратор от НАТО, который прославился большой любовью к тактике выжженной земли? Хотелось бы сказать, что Российскую Федерацию с Абхазией, как, кстати, и с Грузией, связывают давние добрососедские отношения. Но есть один примечательный факт: как только в нашей стране появляется слабый руководитель и появляются силы, которые начинают размышлять на предмет того, стоит ли тратить значительные средства на усиление роли Вооружённых Сил, или всё-таки нужно договариваться с соседями, учитывать их интересы, это сразу провоцирует агрессию в отношении Российской Федерации. И если мы не хотим терять деньги в результате объявленных против Российской Федерации экономических санкций, нужно заключать подобные соглашения и ратифицировать такие договоры; если мы не хотим попусту тратить деньги, то, когда мы приходим на территории как миротворцы, по приглашению, и, естественно, инвестируем в данные территории в части квартирования военнослужащих и членов их семей, усиления военно-технической базы, ни в коем случае не нужно это оставлять и уходить. Соглашение заключается на десять лет с автоматической пролонгацией на пятилетние сроки - надеюсь, что пролонгация будет происходить вновь и вновь. Руководство Советского Союза совершило роковую ошибку: после того как наши фактически миротворцы, воины-освободители Советской Армии избавили Европу и весь мир от фашистской чумы ценою миллионов жизней и огромных денежных средств, мы восстановили и их территории в том числе, там квартировались военнослужащие наших Вооружённых Сил, мы оставили эти территории, проявив слабость. Либералы тогда говорили о том, что нужно учитывать мнение наших партнёров на Западе, пытаясь таким образом как-то их задобрить или понравиться им. И вот сегодня мы имеем такие результаты. Мы во фракции ЛДПР надеемся, что внешняя политика Российской Федерации будет основываться на мощи Вооружённых Сил Российской Федерации. Это исторический факт, от него никуда не уйти - чем сильнее и мощнее Вооружённые Силы Российской Федерации, тем больше уважения к Российской Федерации. Мы не хотим, чтобы нас боялись, мы просто хотим, чтобы нас уважали и считались с нашим мнением. Конечно же, нужно развивать внутреннюю инфраструктуру, необходимо инвестировать в сельское хозяйство, в ЖКХ, в социальную сферу, привлекать иностранные инвестиции, но любой иностранный инвестор должен быть уверен в том, что государство, в которое он вкладывает денежные средства, всегда будет проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, а это может гарантировать лишь наличие у Российской Федерации как мощных Вооружённых Сил, так и военных баз на территории других, дружественных нам государств, потому что грамотная тактика ведения боя предполагает принятие неприятеля на чужой территории. И мероприятия, связанные с этим, необходимо предусматривать всегда, ибо "страхи войны не опасны тем, кто заранее хорошо подготовлен к ней...". Уважаемые коллеги, ещё раз хотел бы напомнить вам, что недавно мы проголосовали за законопроект о единовременной выплате пенсионерам в размере 5 тысяч рублей, но фракция ЛДПР - и я знаю, что и наш профильный комитет по обороне, - будет добиваться того, чтобы право на эту выплату получили в том числе и военные пенсионеры, о которых, к сожалению, забыли, необходимо помнить и о ежегодной индексации пенсий военным пенсионерам. Нам нужно вспоминать о мощи Российской армии не только в связи с такими соглашениями, но и в повседневной деятельности. Ещё раз скажу, что мы поддержим данный законопроект о ратификации, а также фракция ЛДПР будет выступать за то, чтобы в перечень лиц, которые получат единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей, включили и военных пенсионеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тайсаев Казбек Куцукович. Подготовиться Шхагошеву. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия, подписанное 21 ноября 2015 года в Москве, напрямую связано с вопросами национальной безопасности России и Абхазии, в нём затрагиваются вопросы обороноспособности страны, обеспечения международного мира и безопасности в регионе. Данное соглашение подлежит ратификации. В соглашении чётко определено, что в условиях реальной угрозы вооружённой агрессии в отношении России и Абхазии, в условиях военного времени войска объединённой группировки переходят в непосредственное подчинение командующего объединённой группировкой, который назначается Министерством обороны Российской Федерации. В соглашении речь идёт прежде всего о создании необходимых и достаточных условий функционирования объединённой группировки, которая предназначена для адекватного реагирования на возможную вооружённую агрессию, а также на другие угрозы военной безопасности в отношении как России, так и Абхазии. Представители нашей фракции много раз встречались с руководством Абхазии, и в последние десять лет мы проводили огромную работу в этом направлении. Фракция КПРФ полностью поддерживает проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется Шхагошеву Адальби Люлевичу. Подготовиться Шаманову. Пожалуйста, Адальби Люлевич. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, я - политик, в отличие от представителя Министерства обороны, и очень правильно, что он отвечает именно на профессиональные вопросы, а я приведу несколько аргументов в пользу ратификации этого соглашения, которые в том числе станут ответом на вопрос коллеги Плетнёвой: будут всё-таки действия со стороны Грузии или нет? Вообще, я должен сказать, что это соглашение занимает особое положение в ратификационном блоке, потому что непосредственно касается вопросов безопасности и защиты национальных интересов нашей страны. Мы здесь защищаемся не от каких-то мифических угроз - это абсолютно реальные угрозы! 2008 год - война: Грузия напала на Южную Осетию, Цхинвал был накрыт шквальным огнём из установок "Град", погибли мирные жители. 1992 год - грузино-абхазская война: 4 тысячи погибших со стороны Абхазии, столько же со стороны Грузии. Теперь что касается аргументов. Имеется военный договор 2003 года между Грузией и Соединёнными Штатами, который даёт серьёзнейшие полномочия, практически аналогичные присутствию НАТО в Грузии. Соединённые Штаты могут по этому договору в любое время перебросить туда любое вооружение, в том числе современное, это первое. Второе: военные, которые находятся в Грузии, какие бы преступления они ни совершили, не несут ответственности по законам Грузии. При этом представители Южной Осетии и Абхазии при участии России и Франции в течение нескольких лет не могли договориться с представителями Грузии на площадке в Женеве, обеспеченной при посредничестве Франции и России, и так и не смогли подписать простой якобы пакт о ненападении Грузии на Абхазию, не добились результата. Так вот будут со стороны Грузии действия или нет? Обязательно будут, если не будет гарантий, а мирных гарантий мы не получили в ходе тех переговоров. Таким образом, с точки зрения системного подхода внешнеполитические интересы Российской Федерации, их защита сегодня на самом деле занимают очень серьёзное место - не было никогда такого! В завершение хочу сказать, что нас в принципе заставляют активно обороняться, активно защищать свои национальные интересы, о чём сказал лидер нашей партии Владимир Путин в Сочи на заседании клуба "Валдай". Ну не заставляйте нас, и не будет никаких мифов, ведь на самом деле это же мифы! Владимир Вольфович говорил, что это чужая страна и далеко, - да нет, недалеко: они хоть и за океаном, но они в Прибалтике, они в Восточной Европе, они в Грузии. Так что все они рядом, поэтому будем защищаться, но будем делать это в рамках международного права. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич. Пожалуйста, Шаманов Владимир Анатольевич. ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Я хочу напомнить о событиях, которые происходили начиная с 2007 года. Мы прекрасно помним, как началось резкое увеличение, примерно в 11 раз, количества иностранных инструкторов, это были представители Америки, Израиля и даже Турции. В связи с этим был проведён комплекс мероприятий, которые очень внимательно отслеживало Министерство обороны. Я в то время возглавлял Главное управление боевой подготовки, и меня назначили главным экспертом по анализу ситуации в Южной Осетии и Абхазии. По результатам проведённых инструкционных поездок мы тогда сделали вывод, что назревают предпосылки для прямой агрессии против этих двух республик, и тогда был принят ряд организационных мер. Прежде всего был переброшен из Новороссийска под Очамчиру десантно-штурмовой батальон, и, когда нападение произошло не на Абхазию, а на Южную Осетию, было принято решение создать группировку. Мне доверено было возглавить эту группировку. Когда мы преодолели госграницу и зашли в города Поти и Зугдиди - а в Зугдиди целый ряд федеральных структур имеют представительства, - то в тех компьютерах, которые мы вскрыли... Мы настолько стремительно действовали, что они не успели старые и новые планы, подготовленные американцами, ликвидировать, поэтому они есть в наличии. То есть в Грузии были спланированы чёткие действия по нападению на эти республики. Более того, когда мы подошли к Цхакая, продвигаясь в направлении Кутаиси, это был третий день, то мы обнаружили, что наряду с восстановленным аэродромом первого класса построена первоклассная военная база, а это всего лишь в 7 километрах от Ингури. Поэтому инфраструктура там была создана и имеется. Мне хотелось бы поздравить и поблагодарить руководство Министерства обороны и Министерства иностранных дел: это большой успех российского закрепления и поддержки наших прямых союзников! Комитет по обороне и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживают ратификацию этого соглашения и считают это нашим большим успехом! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Николай Александрович, ваше право - выступить с заключительным словом. ПАНКОВ Н. А. Всё, что я слышал сегодня, позволяет мне сказать спасибо депутатам. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединённой группировке войск (сил) Вооружённых Сил Российской Федерации и Вооружённых Сил Республики Абхазия", пункт 7 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 52 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Закон принят, за - четыреста десять депутатов.