Заседание № 71
О проекте федерального закона № 112786-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части снижения минимального возраста, по достижении которого гражданин получает право избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с 30 лет до 21 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Виталий Сергеевич Золочевский, пожалуйста. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Благодарю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Простой законопроект: я предлагаю позволить гражданам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, принимать участие в выборах глав субъектов, в выборах губернаторов. В настоящее время перечисленные Сергеем Евгеньевичем законы гарантируют только гражданам Российской Федерации, достигшим тридцатилетнего возраста, возможность участия в выборах губернатора. Я считаю, что данная ситуация умаляет права человека и гражданина, то есть действующее законодательство фактически умаляет права граждан Российской Федерации, достигших двадцати одного года, и лишает их права быть избранными на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Также данный законопроект отвечает целям социализации молодого поколения и воспитания в них политической активности. Мы с вами можем наблюдать в последнее время, что общество движется именно в этом направлении. Так, Совет по межнациональным отношениям при президенте недавно занял позицию рекомендовать депутатам Государственной Думы и депутатам других уровней принимать большее количество молодёжи на должности помощников депутатов - штатных, внештатных. Также хочу отметить, что фракция ЛДПР уже многие годы заявляет об омоложении, и наша фракция в Государственной Думе является самой молодой на всей территории России, в Европе и в Азии: средний возраст депутатов от ЛДПР составляет тридцать пять - сорок лет. Также я хотел бы отметить, что закон о выборах губернаторов, который мы с вами приняли, на сегодняшний день таков, что даёт право субъектам определять, есть процедура самовыдвижения в каждом субъекте либо нет. Я проводил мониторинг, сам смотрел, как в субъектах голосовали по местным законам о выборах, и пришёл к выводу, что только город Москва дал возможность губернаторам выдвигаться самостоятельно, только в Москве сохранился институт самовыдвижения губернаторов, во всех остальных субъектах на пост губернаторов политические партии выдвигают своих кандидатов. Естественно, в Москве многие тысячи муниципальных депутатов, муниципальный фильтр пройти самостоятельно не представляется возможным, это фикция, обычный гражданин не сможет преодолеть данную норму. То есть по сути в каждом субъекте Российской Федерации кандидата на пост губернатора выдвигает политическая партия. Так вот если политическая партия, та или иная, считает, что она вправе выдвинуть молодого человек двадцати одного, двадцати двух, двадцати трёх лет либо чуть старше, неважно, - это их дело, дело конкретной политической партии, их ответственность. Если политическая партия принимает такое решение, надо дать ей возможность его реализовать, потому что депутатами Государственной Думы мы позволяем избираться гражданам, достигшим двадцати одного года, в Конституции также прописано про тридцать пять лет - это ограничение для избрания президентом, а других ограничений в главном законе страны, в Конституции, нет, и это очень важно. Я считаю, что данную инициативу необходимо поддержать, тем более что закон в данной ситуации умаляет наши с вами права, в том числе мои, потому что я, как молодой человек двадцати шести лет, хотел бы, например, участвовать в выборах губернатора Владимирской области, которые будут в этом году, но не имею такой возможности. Мы должны дать право. Мой законопроект прошёл достаточно обширное обсуждение в сети Интернет, много было высказано критических замечаний, говорилось о том, что у молодых людей в возрасте до тридцати лет нет достаточного опыта, в том числе управленческого. На это же ссылается Правительство Российской Федерации (цитирую): "Установленные в настоящее время требования к возрасту кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации... представляют собой определённую гарантию достаточного жизненного опыта, знаний и навыков управленческой работы". Я не могу согласиться с этой формулировкой, потому что недостаточно разумным, грамотным и опытным человек может быть в любом возрасте - в двадцать, в тридцать, в сорок, в пятьдесят лет, возраст неважен, всё зависит от личных качеств конкретного гражданина. Ещё раз повторю: это ответственность политических партий. В Государственной Думе складывается ситуация, о которой я также хотел бы сказать, потому что не только ЛДПР, как показывает статистика, выступает за молодёжь, но также и президент страны, который 27 июня внёс законопроект "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Так вот в данном законопроекте, в статье 2, была норма, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года, но наш коллега Плигин по каким-то причинам внёс поправку, увеличил возраст - до достижения возраста тридцати лет, что и было принято в последующем. Соответственно, делаю вывод, что за молодёжь я, Золочевский, ЛДПР, Жириновский и президент. Коллега Плигин почему-то против - в этом вопросе, я считаю, тоже надо разобраться. Призываю всех коллег поддержать данный законопроект, не нарушать права граждан, пассивное избирательное право, - уверен, что молодёжь будет вам благодарна, хотя вы её, возможно, и не любите. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Что касается вопроса о возрасте, по достижении которого гражданин Российской Федерации имеет возможность занять ту или иную выборную должность, то, конечно, об этом можно достаточно долго рассуждать и спорить, но мы хотели бы отметить один момент, относящийся к возможности избрания гражданина Российской Федерации на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: работа губернатора, руководителя субъекта Российской Федерации, - это не только политическая работа. В пояснительной записке нашего уважаемого коллеги указано, что снижение возраста приобретения активного избирательного права отвечает целям социализации молодого поколения и воспитания у них политической активности, а также позволит расширить круг возможных кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако помимо поста высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, конечно же, есть огромное количество иных выборных должностей, есть возможность участия в политической жизни не только муниципального образования, региона, но и страны в целом в самых различных формах, в том числе через участие в работе самых различных общественных объединений, и зачастую для молодых людей та работа, которую они начинают как общественники, продолжают, занимая выборные должности муниципальные, в субъектах Российской Федерации, потом здесь, в Государственной Думе, - она становится хорошей, отличной стартовой площадкой для политической карьеры в будущем. В то же время должность руководителя субъекта Российской Федерации предполагает наличие серьёзного жизненного опыта, потому что от опыта руководителя субъекта Российской Федерации, от его уверенных действий, в том числе в критических ситуациях, зачастую зависят и жизнь, и здоровье жителей того или иного региона, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. От руководителя субъекта зависит очень-очень многое, и конечно же, определённый возраст, определённый жизненный опыт должны являться необходимыми условиями для того, чтобы гражданин Российской Федерации занял такой серьёзный пост, как пост руководителя субъекта. В связи с этим мы полагаем, что снижение возраста, по достижении которого гражданин России может занять такой важный и ответственный пост, до двадцати одного года, наверное, преждевременно. Предлагаем оставить закон в той редакции, какая есть, а данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Владимир Николаевич Федоткин. Ещё есть вопросы? Прошу тогда записаться. Включите режим записи. Покажите список. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Виталий Сергеевич, скажите, пожалуйста, почему вы взяли за планку двадцать один год - не восемнадцать и не четырнадцать? Ведь паспорт уже с четырнадцати лет выдают. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемая Евдокия Ивановна, президент предложил возраст кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации двадцать один год изначально, до того, как коллега Плигин внёс свою поправку, и я ориентировался на позицию президента, который является для меня достаточно статусным ориентиром, - ведь именно ему непосредственно работать с губернаторами. Кроме того, я исходил из того, что члены Совета Федерации по новому законодательству выдвигаются вместе с губернатором, поэтому логично, что они будут в гармонии друг с другом, значит, данная норма правильна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос. Не кажется ли вам, что у нас слишком много фильтров - муниципальный, нотариальный, вот теперь возрастной фильтр? Мне кажется, что уровень профессионализма и готовности возглавить тот или иной регион должны определять всё-таки не чиновники, не депутаты, а сами граждане в ходе честных выборов, поэтому нужно создавать условия для выборов. Иначе получится, знаете, как в одном известном советском анекдоте, когда молодой комсомолец приходит к партийному начальнику утверждать плакат, на котором изображён молодой человек, призывающий в светлое будущее, так вот начальник сначала просит подрисовать морщины мудрости... В общем, двадцать раз этот комсомолец к нему приходил, и начальник утвердил плакат только тогда, когда человек стал похож на Брежнева. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, это не фильтр, это возрастной ценз, и установление различных цензов, в том числе возрастных, - это нормальная практика во всех государствах, в которых власть формируется посредством выборов, в том числе и в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Виталию Сергеевичу. Виталий Сергеевич, вот когда вы, к примеру, заболеваете, вы выбираете врача самого молодого или самого опытного? Допустим, на операцию вам надо идти - вы побежите к студенту или будете подыскивать опытного профессора? Я почему спросил? У нас, по-моему, по всем специальностям надо обучать, а вот управлять любой готов, только доверьте - хоть завтра придёт и будет управлять! Поэтому у меня вопрос: вот когда вы говорите о губернаторе, как вы думаете, кроме возраста, может, какие-то ещё качества и требования надо иметь в виду - чтобы он, допустим, заводом мог руководить, показал себя в этом? Ведь область - это не только территория, это миллион с лишним людей, и экспериментировать на их судьбе, наверное, просто жестоко. Вы какие-то другие требования к губернатору, кроме возраста, в законе выдвигаете или это неважно? ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Вы знаете, я, во-первых, также курирую Рязанскую область опосредованно, которую вы представляете. И ещё я хочу сказать, что я, конечно, выберу молодого специалиста, потому что у него руки не трясутся и водку стаканами он не жрёт. И я уверен, что молодые специалисты в наше время пользуются сейчас государственной поддержкой, эффективно работают, используя в том числе обмен опытом, поэтому я всегда буду обращаться к молодым специалистам. А вообще, я стараюсь не болеть, потому что система здравоохранения в нашей стране достаточно слабо развита, и я уверен, что мы вместе с вами по данной тематике, возможно, несколько законопроектов внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня был такой же вопрос, как и у Евдокии Ивановны, так что ответ на свой вопрос я получил от Виталия Сергеевича. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? От фракции КПРФ - депутат Потомский. Пожалуйста. ПОТОМСКИЙ В. В. Дмитрий Фёдорович, я целиком и полностью под каждым вашим словом подписывался во время вашего выступления, потому что вы очень грамотно сказали, что губернатор - это не политик, а прежде всего хозяйственник. Вот политиков у нас в каждом регионе более чем достаточно, а хозяйственников мало, в результате мы имеем одно количество дотационных регионов и другое количество - доноров. В двадцать один год, прошу прощения, в лучшем случае вы должны были отслужить в армии и чему-то там научиться, а управлять областью с многомиллионным населением в двадцать один год невозможно. Не торопитесь жить! Знаете, как говорят в Одессе, по Дерибасовской гуляют постепенно. В двадцать пять лет вы уже депутат Государственной Думы - это колоссальная ваша заслуга, вот поработаете пять лет, до тридцати, - посмотрите, какой это опыт. И на всякий случай поработайте хотя бы в одном из муниципальных образований - тогда вы поймёте, что такое выпадающие доходы в коммунальной системе и ряд социальных проблем. Невозможно в двадцать один год после маминых пирожков заниматься управлением территории! Поверьте мне, пожалуйста, невозможно! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А. К данной законодательной инициативе, конечно, можно относиться по-разному: принять это и как максимализм, столь присущий молодому поколению, и как попытку индивидуально депутату Золочевскому попытаться отстоять свою возможность участвовать в случае - конечно, только в случае - прохождения данного закона в выборах губернатора одной из областей нашей Родины. Но давайте немножко посмотрим всё-таки, кто сегодня чище, кто сегодня легче на подъём, кто сегодня... Кстати, врать-то молодёжь мы учим, пожилое поколение. Я помню даже свой случай. Стучится сосед в квартиру, я жене говорю: "Не открывай, меня нет дома", а сын слышит и говорит: "Как "нет дома"? Папа, ты же дома!" То есть он честный, чистый и поэтому не понимает, почему вдруг его мать должна врать. Вот они, молодые, идут с таким желанием работать - честно, активно, не понимая никаких схем откатов, коррупции и ещё какой-то всякой этой бесовщины, которая сегодня реально не даёт жить нашим регионам. И многие действительно готовы, как Данко, вырвать сердце из груди и идти вперёд. Надо отнестись к этой инициативе, я думаю, как минимум с уважением. Конечно, мы можем подвергнуть любой закон хихонькам да хахонькам, но ведь вы поймите, молодая поросль сегодня существенно отличается от нас даже по знаниям. Например, я на "ты" с Интернетом, но в работе, допустим, с современной аппаратурой (хотя я понимаю, что деятельность губернатора связана не столько с работой с новой аппаратурой), с этими, так сказать, феньками хайтековскими, они на голову выше нас. И по многим позициям они говорят более философски, более продуманно, более приближённо к жизни, чем мы, это надо признать. И не отравлены они ни алкоголем, ни какими-то другими пороками общества, которые присущи многим и многим, занимающим сегодня высокие посты, находящимся даже на высших должностях в субъектах Российской Федерации. И вы не забывайте, что это как дрожжи в туалете: как вы их ни пытаетесь заткнуть, они всё равно где-нибудь вылезут. Сегодня молодое поколение желает драйва, действия - они читали и знают, как жило наше, советское поколение, они видят, как живём сегодня мы, и они не понимают, почему мы так живём. И у них действительно здравые рассуждения на эту тему и очень здравые предложения. Вы думаете, почему президент вышел с позицией "21 год" в Совет Федерации? Он ведь не высосал это из пальца, не срисовал с потолка, нашему президенту, по-моему, не присущи какие-то фантазии в каком-то угаре! Мы считаем, что, конечно, к этой инициативе можно отнестись по-разному, но депутат, по сути, трактовал в этом законопроекте нашу позицию, позицию фракции ЛДПР, - давать дорогу молодым, и я предлагаю коллегам его поддержать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается снизить возрастной ценз для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с 30 лет до 21 года. Авторы законопроекта полагают, что принятие предложения о снижении возраста предоставления активного избирательного права на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации отвечает целям социализации молодого поколения и воспитания политической активности, а также позволяет расширить круг возможных кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вместе с тем установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" возрастные ограничения продиктованы сложностью и ответственностью задач, возложенных на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а также отвечают его правовой природе, статусу и положению в системе органов государственной власти. Я вам скажу, что мы предметно, Дмитрий Фёдорович уже говорил, в комитете обсуждали этот вопрос, так вот, уважаемые коллеги, районным прокурором можно по закону о прокуратуре назначить гражданина только с двадцати пяти лет, районным судьёй - с двадцати пяти лет, судьёй субъекта Федерации - с тридцати лет, - ну как же мы можем говорить о том, что руководителем региона можно назначать начиная с двадцати одного года?! В этой связи фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Бычкова Евдокия Ивановна. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемые коллеги, чтобы не тратить время, буду говорить очень кратко, потому что действительно обсуждение этого законопроекта просто пустая трата времени. Как известно, для решения любой, даже малой, небольшой задачи необходимы три "о": первое - это образование, второе - опыт и третье - ответственность. Если говорить о сегодняшнем законопроекте, то молодой человек в двадцать один год даже высшего образования практически не имеет, об опыте работы вообще говорить нечего - до этого возраста, конечно, никто нигде не работает, и об ответственности говорить тоже не приходится, поэтому говорить сегодня о реальном значении и о практической направленности этого законопроекта вообще нельзя. Во фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" свободное голосование, лично я буду голосовать против. И хотелось бы вообще всем нам пожелать позаимствовать опыт кадровой работы у КПСС: там первого секретаря обкома никогда не могли избрать - а это были выборы, - если он не прошёл колхоз, предприятие или не был на другой хозяйственной или партийной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Опыт Советского Союза, уважаемая Евдокия Ивановна, подсказывает нам, что примерно с такими же речами, но более консервативными, члены ЦК обращались к кандидатам, когда говорили: ты ещё молодой, тебе всего шестьдесят, давай поработай, наберись опыта, у тебя его недостаточно, и тогда, может быть, ты когда-нибудь попадёшь... Что касается выступления, реплики господина Потомского. Вы знаете, я на маминых пирожках никогда не был, с четырнадцати лет я работаю, с шестнадцати лет - в партии ЛДПР и за десять прошедших лет добился существенных результатов. Если наша страна доверяет молодому человеку, гражданину уже в восемнадцать лет получить автомат и идти защищать свою Родину, то почему не дать молодому человеку в двадцать один год, молодому честному парню, возможность представлять субъект Российской Федерации, и пусть избиратели, как это у нас прописано во многих законодательных актах, примут то решение, которое посчитают нужным. Мы сегодня видим, что только ЛДПР реально даёт дорогу молодым, даёт им возможность реализовать свои способности, решить свои проблемы и постараться поработать качественно и эффективно, в том числе вместе попытаться поддержать инициативы президента, которые тоже правильно вносятся. И хотелось бы ещё отметить, что многие исторические примеры нам показывают, как молодёжь достаточно эффективно действует: это и Александр Македонский, и многие русские цари, и многие русские князья, которые были достаточно молоды, их возраст даже не превышал и шестнадцати лет. Наверное, также стоит отметить и то, что сейчас принят закон о выборах губернаторов. Изначально ЛДПР была за назначение губернаторов, эта позиция была обусловлена, об этом много раз говорилось, тем, что мы рассчитывали, что будут назначать эффективных губернаторов, а в случае некомпетентности их будут снимать, но по какой-то причине этого на практике не произошло. Сейчас принят иной закон, но, по сути, он также не даёт возможности участвовать в избирательном процессе не только за счёт муниципального фильтра... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Сергеевич, прошу прощения. Коллеги, время - 18.00, мы завершим обсуждение этого вопроса, а потом решим, что делать дальше. Пожалуйста, продолжайте. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Да, спасибо. ...но и за счёт того, что происходит ущемление прав молодых людей. Я ещё раз, последний раз призываю одуматься. Я не зря сказал, что не любят здесь, в этом зале, молодёжь. Зависть - плохое чувство, поэтому прошу вас, всё-таки нажать кнопку "за", когда будем голосовать мой законопроект. ЛДПР - за! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, не будете выступать? Гарри Владимирович, не выступаете? Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.