Заседание № 55
12.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1127371-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части отмены запрета на движение и стоянку легкового транспорта в границах водоохранных зон).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5590 по 5991 из 10217
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, у нас есть Водный кодекс, в нём, естественно, есть положения о водоохранных зонах - это правильно, с этим никто не спорит. В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны зависит от протяжённости реки: то есть для реки длиной до 10 километров - это 50 метров, от 10 до 50 километров - 100 метров и от 50 километров и более - 200 метров. В чём состоит вопрос? В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещаются: "...движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением..." - ну и так далее, то есть запрещаются движение и стоянка транспортных средств, за исключением специальных транспортных средств. В соответствии со статьёй 8.42 Кодекса об административных правонарушениях, если транспортное средство в водоохранной зоне движется не по официальной, так сказать, дороге, а по грунтовке, то на лицо, которое находится за рулём данного транспортного средства, может быть наложен штраф в размере от 3 тысяч рублей без вынесения предупреждения и без применения каких-то иных мер. А теперь скажу, наверное, о самом главном. У нас к категории транспортных средств относятся легковые автомобили, различного рода квадроциклы, мотоциклы, и, к примеру, в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации велосипед - это тоже транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение мускульной энергией. И получается следующая история. Если люди добираются к себе домой, в поселения, в сёла, по грунтовым дорогам, если люди выезжают на рыбалку по грунтовым дорогам, если люди передвигаются - особенно это актуально в сибирских, зауральских территориях, - подчас пересекая застывшие зимой подо льдом реки, минуя эти реки, то все они априори являются нарушителями законодательства Российской Федерации. На всех этих людей полагается наложить штраф, минимальный размер которого - 3 тысячи рублей. Очевидно, что это требование является, мягко говоря, избыточным. Более того, возможно здесь, в зале, есть рыбаки, те, кто выезжает на рыбалку, эти люди должны понимать, что, оставляя машину на расстоянии менее 200 метров от таких рек, как Волга, Кама, Енисей, или каких-нибудь ещё, они автоматически нарушают законодательство Российской Федерации, будучи депутатами Государственной Думы, либо работниками правительства, либо работниками Администрации Президента Российской Федерации. То есть это требование априори невыполнимо. Почему оно родилось и откуда вообще оно появилось? Оно появилось в 2011 году, когда вовсю шёл разговор о введении обязательной платной рыбалки в Российской Федерации, когда в 2011 году было принято решение о корректировке закона "О рыболовстве..." и в соответствии с этой корректировкой можно было рыбачить только в специально приспособленных к этому местах, заплатив деньги частному коммерсанту. Параллельно тогда были внесены соответствующие коррективы и в Водный кодекс, с тем чтобы людей, которые поедут рыбачить куда-то за пределы официальной базы, на природу, и не заплатят деньги коммерсанту, загнать плёткой штрафа к коммерсанту - штрафуя их в этом случае на сумму порядка 3 тысяч рублей. Как известно, история с платной рыбалкой не прошла, она вызвала массовые протесты. В итоге соответствующая норма в законе "О рыболовстве..." провисла (это статья 26), но вот штрафы и норма в Водном кодексе остались прежними. Содержание вносимых изменений предельно простое: сделать исключение не только для специальных транспортных средств, но и для легкового транспорта в соответствии с той классификацией, которая у нас присутствует в Правилах дорожного движения. Какие замечания мы имеем к законопроекту? На самом деле мы имеем только одно содержательное замечание, которое репродуцировано Минприроды: Минприроды говорит, что надо сохранять реки, надо сохранять берега от заиливания. Но я не очень понимаю, какое отношение имеют машины, проезжающие в 100 метрах от реки по грунтовке, к заиливанию этой реки? Когда я встречался с замминистра Ястребовым, я услышал от него примерно двухчасовую речь о том, что надо сохранять реки, а если местные власти не способны обеспечить обустройство асфальтированных дорог или щебёночных дорог, ведущих к сёлам и деревням, то это проблемы местных властей, и такие дороги должны быть построены, но штраф, с точки зрения замминистра, должен оставаться. Более того, я хочу обратить внимание на то, что вот эта норма, касающаяся водоохранных зон, распространяется ведь не только на территории, которые находятся за пределами поселений, она, строго говоря, распространяется и на поселения. И скажите мне, пожалуйста, уважаемые коллеги-одномандатники: а во всех ли сёлах, посёлках и даже городах, от которых вы избраны и которые находятся у берегов рек, - а, вообще-то, население с эпохи Средневековья, с эпохи неолита как-то привыкло селиться около рек, а не в пустыне, - во всех ли этих посёлках, сёлах и городах вся территория ближе 200 метров от реки заасфальтирована или всё-таки там есть пространство, которое относится к категории непаспортизированных, грунтовых дорог? Очевидно, что та норма, которая сегодня записана в законодательстве, просто-напросто делает всех людей нарушителями. Это норма, которая, ещё раз повторю, писалась под вполне конкретную задачу - заставить рыбаков платить частным коммерсантам за рыбалку вне рыбопромысловых участков, вне зоны РПУ. Это норма, которая влечёт за собой поборы, коррупцию и взятки с обычных людей в адрес правоохранительных органов. Это неработающая норма, и она должна быть изменена. Это не норма, которая защищает природу, это норма, которая, я ещё раз повторю, просто ставила задачу загнать всех в границы рыбопромысловых участков и баз. И отмечу напоследок, что это касается не только машин, но и, к примеру, велосипедистов, то есть все велосипедисты, все, кто проехался на квадроцикле около реки, - все эти люди по принятому, действующему в России законодательству тоже относятся к категории нарушителей и за каждую такую вылазку должны заплатить штраф в размере порядка 3 тысяч рублей. Мы считаем, что это неправильно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Андрей Владимирович Чернышёв. ЧЕРНЫШЁВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект предлагает разрешить движение и стоянку легкового транспорта в границах водоохранных зон. Согласно действующей редакции Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств, кроме специальных транспортных средств, о чём мы только что услышали от докладчика. За нарушение данного запрета предусматривается административная ответственность в виде соответствующего штрафа. Автор считает действующие нормы потенциально коррупционными ввиду их невыполнимости как рыбаками, так и жителями сельской местности, особенно использующими зимники. Вместе с тем основным принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов по отношению к их использованию. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания биологических водных ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с действовавшим до 2007 года Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах в пределах водоохранных зон запрещалось размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков, а в пределах прибрежных защитных полос - ещё и движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения. При этом минимальные размеры водоохранных зон достигали 500 метров. Но вступившая с 1 января 2007 года новая редакция Водного кодекса значительно либерализовала правовой режим водоохранных зон. Был значительно уменьшен размер водоохранной зоны, ощутимо сокращены ограничения на ведение хозяйственной деятельности в водоохранной зоне (например, сегодня разрешено возводить строения в прибрежной защитной полосе, чего раньше не допускалось). По данным государственного доклада "О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2015 году", в последние годы отмечен рост числа случаев высокого и экстремально высокого загрязнения поверхностных вод, самым распространённым нарушением природоохранного законодательства является именно движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохранных зон, а также мойка машин. В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных стратегических целей является охрана и восстановление водных объектов. При этом улучшение качественного состояния водных объектов возможно при реализации таких мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, как обустройство водоохранных зон водных объектов и соблюдение режима их использования. В этой связи комитет полагает нецелесообразным внесение предлагаемых изменений, которые прогнозируемо ослабят экологическую составляющую Водного кодекса Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, Государственно-правовое и Экспертное управления Президента Российской Федерации не поддерживают законопроект. С учётом изложенного комитет предлагает его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Васильевич, у меня вопрос такой: не боитесь ли вы того, что, разрешив подъезд автотранспорта, мы сразу откроем, так сказать, ящик Пандоры и вернётся всё на круги своя? Не проще ли всё-таки пока пользоваться запретами, но и потихонечку, по мере появления опыта использования нашего закона, открывать возможности, так скажем, ездить на автомобилях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Ну, сначала маленькая справка по поводу уменьшения водоохранных зон с 500 метров до 200 метров в 2011 году: уменьшение-то, может, и было, только штрафа до 2011 года не было. Как раз эта норма, по штрафам, появилась именно в 2011 году, и с той поры возникли все проблемы. Что касается содержательного ответа на вопрос. Очевидно, что если какое-то правило нарушают, вернее, если его не могут соблюдать десятки миллионов людей, то надо правило менять. Если завтра, к примеру, российский парламент в целях сохранения озона в атмосфере примет решение, чтобы порядка 145 миллионов человек, на которых распространяются зоны ответственности российского парламента, перестали дышать и выбрасывать в атмосферу всякую гадость, как говорил Райкин, это не означает, что 145 миллионов человек смогут это исполнить. Давайте всё-таки будем принимать разумные законы, а не устанавливать нереализуемые запреты, которые не выполняются никем, включая львиную долю присутствующих в этом зале лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Олег Васильевич, вы, вообще, давно были на рыбалке, особенно в сельской местности? Если говорить... Этот закон, конечно, принимать нельзя, потому что обычно рыбаки едут по полям, именно по засаженным полям, где пшеница, где подсолнух, и таким только образом добираются до речек. Поэтому, конечно, нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Не много пшеничных полей в низовьях Волги, я бы даже сказал, что она там не растёт в принципе. Более того, вопрос же не в этом... Хорошо, давайте про рыбаков поговорим: если человек добирается до реки, то добирается он туда не по асфальтированным автобанам, их там не существует. Но дело даже не в рыбаках, повторю ещё раз: в соответствии с действующими (как их читать) нормами права нельзя передвигаться на транспортных средствах, включая в том числе велосипеды - они по ПДД тоже относятся к транспортным средствам, - по незаасфальтированным и не покрытым щебёнкой, гравийным покрытием дорогам ближе 200 метров от реки. У нас что, все территории поселений около рек везде заасфальтированы, включая ваш избирательный округ? Ваши избиратели, которых вы представляете, являются нарушителями придуманного закона и должны, строго говоря, ежедневно платить по 3 тысячи рублей штрафа, обогащая на миллион рублей российскую казну ежегодно. Давайте мы вот этот весь абсурд всё-таки будем отменять! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Андрей Владимирович, вот просто так вы нам зачитали решение комитета - вы как человек мне скажите: вы на рыбалку когда ездите, машину за 200 метров от берега оставляете, а потом палатку, лодку и все остальные вещи несёте, на бережку раскладываете? Это первое. Второе. Вы говорили, что много машин моют, всякой гадостью речку загрязняют, - а может быть, вы нам скажете, какими конкретно химическими веществами загрязняют эти речки, когда помоют от пыли машину? И, Олег Васильевич, а вот не является ли ваш законопроект, вообще ситуация иллюстрацией того, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения? У нас сплошь и рядом все подъезжают к реке, но ко мне не обращались избиратели, не говорили, что, мол, нас штрафуют за то, что мы нарушаем границы водоохранной зоны. Вот у вас статистика, что касается практики применения, большая, нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала микрофон на трибуне включите. ЧЕРНЫШЁВ А. В. По поводу расстояний, дистанции от водного объекта. Во-первых, не 200 метров, а 50. Во-вторых, в населённых пунктах эти нормы не действуют. В-третьих, я сам депутат-одномандатник, и как раз от северных территорий Иркутской области; вот слово "зимники", которое прозвучало и которое, наверное, не знакомо здесь многим депутатам, тем, кто не бывает на севере, для меня, допустим, обозначает достаточно часто единственный способ добраться до того или другого населённого пункта. Готовясь по этому вопросу, я провёл... Я неоднократно задавал вопрос на встречах: "Уважаемые избиратели, вот есть такая поправка - есть ли у вас беспокойство по поводу несправедливых наказаний, запретов, невозможности рыбачить, добраться до другого населённого пункта?" То есть пытался понять, существует ли вообще какая-то правоприменительная практика, статистика по этому поводу. А когда я говорил, что, если это вас беспокоит, всё-таки давайте разрешим, но тогда мы получим взамен - люди сами уже договаривали: в том числе, да, действительно, и мойку машин, и всё остальное, что связано с не очень, к сожалению, высоким уровнем культуры у населения. Мы же не говорим, что запрещаем к водоёмам приближаться, мы говорим, что запрещаем вне специально отведённых мест, вот о чём идет речь. Я думаю, ну, никто не будет против этого возражать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Да... Ну у нас чудесный диалог. Мы по ходу пьесы выяснили, что представитель комитета является, как я понял из слов, сейчас прозвучавших, нарушителем, потому что зимник сам по себе не является официально местом, по которому можно проезжать, и не относится к категории паспортизованных дорог. Это первая вещь. Вторая. Мы также понимаем, что комитет не очень внимательно читает действующие нормы права, потому что если мы посмотрим статью 65 Водного кодекса, то увидим, что границы прибрежных водоохранных зон в поселениях совпадают с парапетами набережных и ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережных. То есть в соответствии с действующими нормами права, уважаемый представитель комитета, по отношению к поселениям тоже водоохранные зоны существуют, не надо придумывать законы, они написаны и приняты предшествующим составом Государственной Думы. Третья вещь, что касается количества эпизодов. Эпизоды есть, например, в Астраханской области, которую я представляю здесь с 1999 года, есть, уважаемый Сергей Владимирович, определённое количество регулярно возникающих, пульсирующих штрафов, есть обращения. Мы с вами хорошо понимаем и другое: если всю нацию сделать нарушителями, то львиная доля этих штрафов пойдёт далеко не в государственную казну, и соответствующие решения, очевидно, просто провоцируются такого рода нормами законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Васильевич, вы в своём проекте предусматриваете движение и стоянку специальных средств, легкового транспорта, но за рамками вашего проекта остались снегоходная техника, транспорт на воздушной подушке, а в условиях Крайнего Севера в зимнее время это основной вид транспорта жителей. Не пересечь водное пространство практически невозможно: это медицина, это продукты питания. Все жители на Крайнем Севере у нас сегодня нарушители. Так вот у меня вопрос: почему вы не включили в свой проект в том числе снегоходную технику? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Сергей Николаевич, я рассчитываю на ваш голос при голосовании за законопроект в первом чтении. Что касается того, почему это не было включено: страна большая, я южанин, мы не сталкиваемся со снегоходной техникой. Вы совершенно справедливо заметили, что все ваши земляки автоматически относятся сегодня к категории нарушителей. Уверен, даже если сегодня, к примеру, мы не сможем получить необходимого количества голосов, в процессе дальнейшей разработки проекта закона нужно сформировать рабочую группу. Безусловно, реестр необходимо расширять, и я могу только поблагодарить вас за то, что вы обратили внимание ещё и на такую специфическую проблему, актуальную для вашего избирательного округа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Васильевич, спасибо за то, что заботитесь о рыбаках, о селянах, проблема действительно очень важная. У меня вопрос, на который вы уже частично ответили. Насколько я понял, такую статистику, сколько штрафов было выписано в вашем субъекте или в других субъектах, вы в МВД не запрашивали, её нет у вас? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Я могу сказать, что в Астраханской области речь идёт о нескольких десятках протоколов об административных правонарушениях ежегодно. Что касается российской статистики, то в МВД легко запрашивать статистику по уголовным правонарушениям, а по КоАП... Я думаю, давайте попробуем сделать сводную, это действительно интересно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Владимирович, вам три минуты хватит или нет? Если нет, то я объявлю перерыв, если хватит, проходите. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. После выступления Сергея Владимировича мы объявим перерыв. ИВАНОВ С. В. Я бы даже так сказал: уважаемые коллеги, кто не проголосует за данный законопроект, тот на перерыв вообще не пойдёт, будет сидеть здесь и делать вид, что он никогда не нарушает административный кодекс. Коллеги, вы можете относиться к Шеину, к "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", как хотите, я "эсэров" не очень люблю, но вещь очевидная. Ведь это реально бред сивой кобылы: все подъезжают к берегу, все рыбачат, всё нормально, и абсолютно все - нарушители! Я говорю Олегу Васильевичу: вы, наверное, зря это сделали, потому что, послушав эту дискуссию, представители рыбнадзора и прочие гаврики, которым не хватает денег, у которых действительно низкая зарплата, теперь будут подъезжать к вам и портить вам весь отпуск, понимаете? Они будут говорить, что вы, мол, нарушили водоохранную зону, и против этого не попрёшь, совершенно верно. Тут представитель комитета говорит, что машины якобы загрязняют реки. Тут наша уважаемая женщина сказала, что они едут по полям, давят подсолнечник, пшеничку, ещё что-то, вот забыли сказать, что мышку задавить могут, ёлки-палки, или выдру, которая на берегу живёт. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Мусор оставлять... Совершенно верно, все берега загадили, но это другая песня. Вот за это надо штрафовать! Я сам лично с удовольствием проголосую, чтобы чуть ли не в тюрьму сажали за мусор, ведь к берегу невозможно подъехать. Но, уважаемые коллеги, ещё раз говорю: давайте не будем смотреть на партийную дисциплину или ещё на что-то, это правильный законопроект, давайте не будем доводить людей до греха, чтобы они вымогали взятки, вернее, не то что вымогали, ведь они же правильно будут штрафовать, но сдавать-то деньги не будут. И не надо портить друг другу отпуск! Ещё раз говорю, коллеги, это самый что ни на есть нормальный законопроект, всё остальное здесь абсолютно ни при чём, например мытьё машин. Ну не двигатель же он моет! Конечно, может найтись какой-нибудь урод, который и в центре города будет масло менять, это понятно, но таких людей у нас очень мало, а многомиллионная армия рыбаков вас просит, чтобы вы поддержали данный законопроект. Кто не поддержит, тот враг всего нашего населения! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6049 по 6344 из 10217
Итак, продолжаем рассмотрение 40-го вопроса. До перерыва мы начали его обсуждение. Слово предоставляется Епифановой Ольге Николаевне, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", семь минут. Пожалуйста, Ольга Николаевна. ЕПИФАНОВА О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы все приветствуем проведение Года экологии и поддерживаем все природоохранные мероприятия. Мы в своё время отстаивали выделение дополнительных бюджетных средств на охрану окружающей среды и, разумеется, с уважением относимся к призывам комитета по природным ресурсам снижать антропогенную нагрузку на водные объекты, обустраивать водоохранные зоны водных объектов, соблюдать режим использования таких зон. Но, коллеги, давайте хоть немного следовать соображениям здравого смысла. Сейчас Водный кодекс напрямую запрещает движение и стоянку в водоохранной зоне любых транспортных средств, кроме специальных - машин полиции, скорой помощи и пожарных машин, - по дорогам, не имеющим твёрдого покрытия. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЕПИФАНОВА О. Н. Уважаемые коллеги, только что в перерыве всё обсуждали. Дорогой генерал, я очень хочу, чтобы вы меня послушали! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, минуточку внимания: давайте завершим хождение по залу. Мы обычно замечания друг другу не делаем, но давайте будем уважительно относиться к самим себе и друг к другу. ЕПИФАНОВА О. Н. Повторяю, сейчас Водный кодекс напрямую запрещает движение и стоянку в водоохранной зоне любых транспортных средств, кроме специальных - машин полиции, скорой помощи и пожарных машин, - по дорогам, не имеющим твёрдого покрытия. Для Москвы, для Серебряного бора или Строгино это понятная и работающая норма, однако проблема в том, что в наших северных регионах мало дорог с твёрдым покрытием. Вот пример, Архангельская область, Пинежский район - там вообще нет дорог с твёрдым покрытием, все дороги грунтовые и просёлочные, при этом район испещрён десятками рек и речушек, то есть имеет хорошо развитую водную систему. Обычная хозяйственная жизнь Пинежского района связана с каждодневным жизнеобеспечением, с доставкой населению продовольственных и непродовольственных товаров. Для этого предприниматели должны преодолевать все эти водные преграды, проезжать через водоохранные зоны и, таким образом, невольно нарушать нормы Водного кодекса. В отдалённые посёлки и деревни области товары вообще можно доставлять только водным путём. Там имеются места швартовки маломерных судов, места их загрузки и выгрузки, и понятно, что загрузка и выгрузка судов производится в черте береговой полосы. Таким образом, транспортные средства, а именно автомашины, которые перевозят грузы, необходимые для жизнеобеспечения населения отдалённых населённых пунктов, естественно, въезжают на территории водоохранных зон, а дорог с твёрдым покрытием там нет, никогда не было и никогда не будет. При этом такие автомобили не отнесены к специальным транспортным средствам, это не машины полиции, скорой помощи и не пожарные машины. В результате получается, что владельцы машин, на которых везут продукты, подпадают под административную ответственность, предусмотренную статьёй о нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта. Для юридических лиц по этой статье установлен штраф от 200 до 400 тысяч рублей - такие штрафы для большинства торговых организаций Архангельской области неподъёмны. Если формально следовать букве закона и отлавливать на переправах машины с продуктами, то нужно срочно эвакуировать жителей сотен населённых пунктов, потому что им просто нечего будет есть. Вместе с тем Генеральная прокуратура в связи с объявлением 2017 года Годом экологии принимает меры по усилению надзора за исполнением природоохранного законодательства. Как совместить требования действующего водоохранного законодательства и обеспечение жизнедеятельности сотен населённых пунктов, лично для меня остаётся загадкой. Коллеги, проблема для всех очевидна, запретом её не решить, недавно и Архангельское областное Собрание депутатов вносило свою законодательную инициативу по этой проблеме, поэтому предлагаю поддержать сегодня в первом чтении инициативу Олега Васильевича Шеина и доработать её ко второму чтению с учётом предложений архангельских депутатов. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Пожалуйста, Кузьмин Михаил Владимирович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Крайне важно сегодня рассмотрение вот этой инициативы, это своего рода провокация: или мы работаем, чтобы развивать культуру отношения к водным ресурсам, к закону, или мы оставляем всё как есть - и дороги нам не нужны, и парковочные места там не нужны, всё, как оно было, так оно пусть и остаётся. Я думаю, что этот путь - всё оставить как есть - неверный. Я вам приведу целую массу примеров. Возьмём речушку, которая идёт через село, через городишко, там что, рыба водится? Да это сток, это сток всего, всё уходит туда! И не случайно министерство природных ресурсов сегодня формирует целевые программы обустройства берегов, как это сделано в цивилизованных населённых пунктах: лавочки поставить и так далее - мы мечтаем об этом и в этом направлении нам нужно действовать. Возьмём места отдыха граждан в населённых пунктах, у нас что, машины там ставят?! Это в 90-е годы они там стояли, сегодня это обустроенные места, куда люди могут приезжать и отдыхать. Я не рыбак, я просто очень люблю посидеть с удочкой, с бамбуковой такой, нормальной, посидеть в тишине, с семьёй, но я вижу, что происходит сегодня. Я бывал на Оби, бывал на Волге в юные годы, а что сегодня там творится?! Это благодаря тому, что сегодня наше отношение к правилам, к воде, к воздуху, к земле, к лесу примерно вот такое. Конечно, этот законопроект, внесённый уважаемым нами Олегом Васильевичем, принимать нельзя. Надо идти в направлении цивилизации, охраны и соблюдения правил и формирования у населения культуры понимания и отношения ко всем нашим законам. Олег Васильевич, продолжаем работать с вами над этим вопросом в кулуарном порядке, но такой законопроект принимать нельзя. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бугера Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Перед перерывом прозвучала чёткая формула: тот, кто не голосует за этот законопроект, - враг населения. Слава богу, на дворе 2017 год, за восемьдесят лет произошли кое-какие изменения: почему-то и народ превратился в население, и враги, наверное, уже не те, но, слава богу, и клеймящие тоже, видимо, уже несколько видоизменились. Теперь по существу законопроекта. В пояснительной записке к законопроекту содержится единственный аргумент в пользу его принятия - это невыполнимость действующей нормы Водного кодекса. Но если мы будем исходить из того, что раз что-то где-то недовыполняется так, как хотелось бы, значит вообще нужно отменять эту норму, то мы можем далеко зайти. Я думал, что в выступлении Олега Васильевича мы услышим какие-то аргументы, связанные с определённым анализом ситуации, то есть будут приведены конкретные факты, когда кто-то действительно столкнулся с коррупционным (как он пишет в пояснительной записке) произволом со стороны правоохранителей, тех, кто призван соблюдать норму Водного кодекса, установленную, казалось бы, уже достаточно давно, чтобы накопилась правоприменительная практика. Но, кроме неких словесных конструкций, которые должны были обосновать позицию автора законопроекта, мы, к сожалению, ничего не услышали. Может быть, действительно в каких-то моментах, в каких-то регионах, в каких-то конкретных местностях действующая норма Водного кодекса достаточно трудновыполнима, но приведите, пожалуйста, факты, насколько она трудновыполнима, что нужно сделать для того, чтобы она выполнялась лучше. Если же мы на основании того, что какая-то норма закона, Водного кодекса, Лесного кодекса или какого-то другого, действует недостаточно эффективно... Это ещё не значит, что нужно её отменять совсем, так, повторю, можно очень далеко зайти, так можно вообще упразднить всё действующее законодательство и погрузить общество в состояние анархии. Вот на какую тропинку, по сути дела, ведут нас этим законопроектом и аналогичными, подкрепляя это ничем не обоснованными красивыми лозунгами, красивыми печатями, красивыми клеймами и штампами. Фракция политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает и считает, что его необходимо отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Представитель президента, представитель правительства желают выступить? Нет. Заключительное слово Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста. ШЕИН О. В. У нас состоялась достаточно оживлённая дискуссия, и можно, наверное, обозначить некоторые реперные точки. Начну с того, что основанием для изменения закона является как раз не его нарушение, то есть не та ситуация, когда кто-то что-то украл, кто-то что-то нарушил, какой-то чиновник оказался безответственным, не эта ситуация является поводом для изменения закона, и уважаемый мною коллега Бугера, с которым мы вместе работали ещё в легендарной группе "Регионы России", я уверен, со мной здесь совершенно согласен. Необходимость изменения закона в первую очередь формируется в силу того обстоятельства, что он избыточен, не нужен, он является лишним для общества, сковывающим общество в его развитии, именно это является основанием для изменения законодательства - его устарелость, обветшалость, архаичность или нереализуемость. Теперь к тому, насколько этот действующий на сегодняшний день закон реализуем. Да, он реализуем, если запретить ездить по зимникам всей Сибири, Северу, Зауралью - всем, включая представителя профильного комитета, который рассказал здесь час назад, что сам является нарушителем норм Водного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Можно реализовать, запретив людям передвигаться по зимнику, потому что зимник не является паспортизованной дорогой, зимник не учитывается как паспортизованная трасса в регионах, он является импровизированной дорогой, к тому же меняющейся в зависимости от объёма снегопада и от климатических условий соответствующего года. Безусловно, можно выполнить этот закон, если перестать завозить продукты питания в сельскую местность в Архангельской области и в смежных с ней северных регионах, в дальневосточных регионах, о чём говорила коллега Епифанова. Кто-то может прожить рыбой, кто-то может не прожить никак - но закон будет исполнен, и не будет нарушителей его, поскольку всякие злоумышленники не сумеют доставить хлеб, консервы и прочие продукты питания в нарушение российского законодательства в сёла, куда не ведут асфальтированные дороги в Российской Федерации, поскольку Российская Федерация пока ещё далека по уровню своего асфальтирования от Бельгии, Норвегии и других зарубежных государств. Можно, безусловно, этот закон выполнить, запретив всем ездить на рыбалку, прекратив продажи - ибо бессмысленно будет - в стране вот этих вот четырёхколёсных машин, на которых люди разъезжают по пляжам, потому что эти машины не предназначены для того, чтобы разъезжать по асфальтированным дорогам, это как бы устройства, специально сделанные для туристов, для развлечения, для отдыха, но все эти квадроциклы совершенно противоречат статье 65 Водного кодекса, и каждый человек, который использует их, безусловно, является нарушителем на территории Российской Федерации, на одной седьмой части суши. Безусловно, в категорию нарушителей входят все эти безответственные велосипедисты, которые имеют наглость ездить около рек, озёр и прочих водных объектов в пространстве ближе 50 метров, если речь идёт о малых объектах, и ближе 200 метров, если речь идёт про Волгу, Обь, Каму, Енисей, Лену и другие крупные, большие реки. Это тоже всё преступники, и, безусловно, закон, если мы его не изменим, должен этих преступников строго покарать: каждый раз за каждый такой эпизод по 3 тысячи рублей штрафа. Хочу сказать, что в рамках дисциплины в ответственной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наверное, есть смысл указать на недобросовестность подхода коллегам из Ненецкого автономного округа и из Архангельской области, которые также внесли законопроекты об изменении нормы статьи 65 Водного кодекса. У меня в руках как раз свежее предложение от безответственных депутатов из Ненецкого автономного округа, где у власти "ЕДИНАЯ РОССИЯ": люди пишут, что хотят изменить нормы статей 65 и 11 Водного кодекса и дать право пересекать на технических средствах - как то: снегоходы, снегоболотоходы - ледовую поверхность водного объекта при передвижении между поселениями, расположенными в районах Крайнего Севера. Сейчас это законом запрещено, а вот безответственные люди, избранные в легислатурах, региональных парламентах, предлагают взять и всё это разрешить. Мне кажется, что все эти запреты, которые всю страну делают правонарушителями, в итоге влекут за собой просто-напросто совершенно спокойное отношение российского общества к этим всем законам, запретам: люди понимают, что эти запреты не для верхушки, они для обычных граждан, которые в случае чего окажутся в ненужное время в ненужном месте. Эти запреты неисполнимы, и рано или поздно они, безусловно, должны отмереть, в том числе в данном случае. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Пожалуйста, содокладчик, Андрей Владимирович Чернышёв. Заключительное слово. ЧЕРНЫШЁВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня при рассмотрении этой законодательной инициативы мы услышали много разных мнений, мы услышали, что с помощью этой законодательной инициативы, которая укладывается буквально в несколько слов, можно решить проблемы нескольких десятков миллионов наших граждан. Хочу напомнить, что речь идёт об инициативе, разрешающей движение и стоянку легкового транспорта в границах водоохранных зон. Но давайте опустимся на землю и представим, как это реально, на самом деле будет выглядеть на сегодняшний день. В Москве сейчас не очень хорошая погода, в Сибири между тем лето в самом разгаре, и буквально на днях, три-четыре дня назад (можете посмотреть в Интернете, кому это любопытно), в выходной день на берегу Братского водохранилища, где отдыхало большинство горожан с семьями, по пляжу долгое время носился большой, многотонный джип с компанией молодых людей. Они чудом никого не задавили, чудом никого не задели. Закончилось всё это тем, что джип улетел в воду на глубину 9 метров. Они спаслись, эти ребята, слава богу, но сейчас возмущённые жители - это событие вызвало большой резонанс - обращаются в том числе к депутатам, требуют: сделайте что-нибудь, чтобы больше такого не повторялось, чтобы наши семьи были в безопасности во время отдыха. И слава богу, у нас есть нормы, ограничивающие таких вот горе-отдыхающих, которые нарушают Водный кодекс, и мы можем их хотя бы оштрафовать. Речь идёт о том, что, если мы примем эту инициативу, стоянка легкового автотранспорта будет максимально приближена к береговой зоне. Мы говорим, что решим проблемы рыбаков, велосипедистов, разгрузки-выгрузки товара, транспортной доступности и так далее, - да, наверное, эти проблемы нужно и можно решать, но давайте их решать другими способами, давайте искать эти способы. Я считаю, что данную законодательную инициативу необходимо отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" в первом чтении, вопрос 40 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 44 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.