Заседание № 113
10.05.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1127359-6 "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1704 по 2017 из 5776
Коллеги, переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 4-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство вносит на ратификацию новую конвенцию между Россией и Бельгией об избежании двойного налогообложения. Конвенция заменяет собой старый документ, который был подписан ещё в 1995 году, содержит в себе весь набор современных инструментов - как в части избежания двойного налогообложения, так и в части предотвращения уклонения от налогообложения - и будет способствовать дальнейшему продвижению как российских инвестиций в Бельгию, так и бельгийских инвестиций в Россию без какого-либо ущерба для бюджетов наших государств. В частности, конвенция содержит стандартные нормы об удержании налогов в государстве-источнике, соответственно по дивидендам вводится ступенчатая шкала - 5 процентов при инвестициях не менее 10 процентов капитала и 15 процентов в прочих случаях. Фактически сохраняется действующий режим освобождения выплачиваемых процентов от налогов в источнике. Помимо этого конвенция содержит современные положения в области ограничения применения льгот, собственно, направленные на противодействие незаконной минимизации налогообложения, а также современные, соответствующие всем стандартам нормы в части обмена налоговой информацией по всем применяемым налогам, включая косвенные. Также есть подписанный протокол к этой конвенции, который устанавливает отказ от апостилирования документов, которые применяются в её целях. Последнее, что я хотел бы сказать. В процессе рассмотрения проекта в Государственной Думе в комитете состоялось серьёзное обсуждение, что впоследствии помогло нам существенно улучшить эту конвенцию. Было высказано замечание об отсутствии некоторых норм, и мы за тот период, пока проект закона о ратификации находился на рассмотрении в Государственной Думе, провели дополнительные переговоры с Бельгией - позиция Государственной Думы значительно усилила наши позиции - и в январе этого года подписали дополнительный протокол к рассматриваемой сегодня конвенции, который в случае её ратификации будет также внесён в Государственную Думу. Поскольку конвенция содержит нормы иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, её необходимо ратифицировать. Конвенция в случае ратификации вступит в силу после завершения всех внутригосударственных процедур. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Валерия Степановича Скруга. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Илья Вячеславович в своём докладе довольно подробно рассказал о законопроекте. Могу только сказать, что замечаний к законопроекту у нашего Правового управления нет. Поступило положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по международным делам, в котором отмечено, что международный договор будет способствовать развитию внешнеэкономических связей между Россией и Бельгией, укреплять международно-правовую основу экономического сотрудничества. Комитет по бюджету и налогам детальнейшим образом рассмотрел данную конвенцию, на 12 страницах подготовлено заключение, и предлагает конвенцию ратифицировать. Положительное заключение имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Вячеславович, вот мы стремились - или вы стремились - в ВТО, а недавно президент осознал, что с ВТО нас обманули и, кроме потерь и санкций, мы ничего не получили. Мы не являемся членами ОЭСР, но в вашем документе прямо указано - это среди последних положений, - что договор соответствует типовому договору ОЭСР. Скажите, пожалуйста, почему в пояснительной записке отсутствуют цифры: сколько мы в Бельгию, сколько Бельгия нам? Это ведь парадокс: у нас 90 процентов торговых сетей зарегистрированы за границей, из них 80 процентов - в Нидерландах и в Бельгии. Не кажется ли вам, что это путь освободить тех, кто вывозит капитал, от необходимости платить в Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Что касается ОЭСР. Дело в том, что наша модельная конвенция, поскольку все наши основные экономические партнёры используют норму ОЭСР... Напомню, что ОЭСР является секретариатом по вопросам налогообложения "Группы двадцати", куда входит Россия и ещё 19 ведущих экономик мира, поэтому мы придерживаемся норм Организации экономического сотрудничества и развития в своих соглашениях. Это не потому, что мы стремимся туда или не стремимся, просто большинство наших партнёров используют точно такие же нормы, а здесь симметрия очень важна. Это первое. Второе. Действительно, многими предприятиями у нас владеют компании из Бенилюкса, и для того, чтобы с помощью таких структур минимизировать уклонение от налогообложения, собственно говоря, мы и меняем соглашения с этими странами. У нас уже действует новое соглашение с Люксембургом, сегодня вынесено на рассмотрение новое соглашение с Бельгией, мы ведём переговоры с Голландией также об изменении норм соглашения, причём достаточно жёсткие переговоры, все эти новые нормы, прямые статьи о новых правилах определения резидентства, прямые нормы о том, что никакие льготы не применяются, если они используются в целях незаконной оптимизации, прямые нормы об обмене всеми видами налоговой информации позволят никаким образом не допускать уклонения от уплаты налогов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, вы отчасти ответили, но хотелось бы уточнить. Ну, что касается сроков, вы сказали, что два года мы рассматривали проект, потому что возникли определённые трудности, но всё-таки хотелось бы конкретизировать: можете хотя бы примерную цифру назвать, сколько юридических, физических лиц будет подпадать под действие этой конвенции со стороны России? Много - это сколько? ТРУНИН И. В. У нас нет ни графиков, ни списков, кто подпадает, а кто не подпадает. Это касается всех налогоплательщиков, резидентов России и другого договаривающегося государства, которые осуществляют какие-то операции, даже одна операция в год регулируется этой конвенцией, подпадает под действие её норм. А что касается обмена информацией, там вообще может идти речь о физических лицах, поэтому статистики, сколько у нас субъектов подпадает, мы не ведём. Это не столь важно при достижении наших целей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Вячеславович, мы на следующей неделе будем рассматривать проект рамочного закона по контрсанкциям, и нам понятно, что достаточно сложно, имея небольшой объём ВВП, противостоять сегодня ограничиванию движения именно такого продукта. Рассматривает ли Министерство финансов в качестве ответной меры вариант предоставления режима наибольшего благоприятствования инвестициям из тех стран Европы, которые подпадут под контрсанкции? И возможно ли вот этот обмен информацией сделать выгодным именно для российской стороны, сделать так, как в течение 30 лет вели себя по отношению к нам те люди? Это вполне могло бы оказать позитивное влияние на развитие экономики, так как у нас налогообложение внутри - и физических лиц, и предприятий - ниже? ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Я напомню, что торговые взаимоотношения не входят в компетенцию Министерства финансов и не являются предметом соглашения об избежании двойного налогообложения, поэтому комментировать возможное развитие именно торговых взаимоотношений с кем бы то ни было я не хочу. А я хочу лишь сказать, что, как президент говорил в этом зале позавчера, так называемые санкции имеют под собой, как правило, только одну основу: создание и получение каких-то выгод для собственных предприятий, зачастую выгод, выходящих за рамки правил, которые действуют на международной площадке. Мы преследуем, собственно говоря, точно такие же цели. Новая конвенция с Бельгией об избежании двойного налогообложения отвечает интересам Российской Федерации, она нам выгодна. Единственное отличие от этих так называемых санкций, которые мы видим, заключается в том, что она находится полностью в рамках системы регулирования налоговых правоотношений, существующих сейчас в мире. Собственно, вот ответ на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, у меня к вам вопросы. Ратифицирована ли данная конвенция со стороны Бельгии? Это первое. И второе. Мы не раз уже принимали законы о ратификации различных соглашений и так далее - кто будет осуществлять в рамках международных отношений контрольные функции за соблюдением данных соглашений с той и с другой стороны? Меня сейчас в большей степени интересует Бельгия. ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Поскольку, как я уже сказал, мы только-только завершили дополнительные переговоры по этой конвенции, 30 января подписали протокол по замечаниям Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Бельгия тоже готовится по итогам переговоров эти два документа ратифицировать. Я надеюсь, что ратифицируют в этом году. А контроль за всеми налоговыми правоотношениями что в Российской Федерации, что в других государствах осуществляют налоговые администрации, соответственно в Бельгии - своя налоговая администрация, у нас - Федеральная налоговая служба. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Сколько времени вам дать, Николай Васильевич? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты поставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, мы за то, чтобы давать преференции нашим предприятиям, которые платят налоги в нашей стране и приумножают наши богатства. Вот два дня назад утверждали нового старого премьер-министра. И президент в своём новом майском указе, 7 мая подписанном (вместо прежних 11 указов), ставит задачу изыскать дополнительные средства - 10 триллионов. Но, я повторю, к сожалению, в пояснительной записке, представленной к законопроекту, нет информации, и, отвечая на вопросы, уважаемый Илья Вячеславович говорил, что это они не мониторят, они этого не знают. А в чём тогда наши преференции, скажите мне, пожалуйста? Вот посмотрите: ныне признаны токсичными 13 офшоров, колоссальное количество наших бенефициариев вывели туда наши, российские, деньги, в странах Бенилюкса, о чём уже было сказано, зарегистрированы все наши торговые сети, ну и, естественно, под видом закупки сырья - наверное, Центробанк это не учитывает - выводится колоссальное количество денег в качестве оборотных средств на закупку продовольствия и различных товаров. С моей точки зрения, было бы неправильно не вести мониторинг. Сегодня, если верить, скажем, выступлениям в СМИ Евросоюза, зеркальный учёт наших углеводородов и газа свидетельствует, что то, что говорят нам о поставках, и то, что поставлено туда, - ну, не вяжется, отличается в 1,5 раза. Я в это не верю, но это может быть. Мне непонятно: если вы это не курируете, то почему вы докладываете? Если Минэкономразвития курирует этот вопрос, то, наверное, оно и должно вносить такие договоры, с нашей точки зрения. Ну и мы просили бы Вячеслава Викторовича, чтобы профильный комитет по таким законопроектам, так сказать, вооружал депутатов. Мы должны владеть статистикой, знать, куда у нас деньги уходят. Как мы хотим кого-то охранить от двойного налогообложения, если ни одной цифры нет, ни одного цента, ни одного евро?! Никто ничего не знает: сколько в Бельгию, сколько из Бельгии... Зато мы точно знаем, что Депардье получил все преференции от российского гражданства, а живёт в Бельгии и, возможно, деньги, которые получил здесь, вложил не здесь, а вывез туда, даже продав квартиры. Мы считаем, что тут большой туман, и просим всё-таки впредь излагать более точно, с цифрами, потому что налогообложение - это рубли, копейки и миллиарды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрков Дмитрий Васильевич. Дмитрий Васильевич, вы от фракции? От фракции поставьте, пожалуйста. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был внесён в Государственную Думу в июле 2016 года, и тогда на заседании Комитета по бюджету и налогам были высказаны различные замечания, в том числе касающиеся налогообложения по месту нахождения имущества, доходов от продажи акций компаний и так далее, - у той конвенции были недостатки. После проведения переговоров был подписан протокол и недочёты, которые позволяли перемещать налоговую базу из России, были устранены. Благодаря этой Конвенции мы приобретаем современные инструменты противодействия уклонению от налогообложения. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Илья Вячеславович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Спасибо большое. Я кратко, просто хотел бы ответить Николаю Васильевичу на вопросы. Я не говорил, что мы не ведём мониторинг наших взаимоотношений, мы, естественно, осуществляем мониторинг того, как налоговая служба противодействует, осуществляет проверки, и мы знаем, что совместно со странами Бенилюкса на основе уже действующих норм мы привлекли к ответственности достаточно много компаний, в том числе и те, которые вы имели в виду и которые выводили прибыль и неправомерно пользовались льготами. Какие из них по каким соглашениям - ну, в общем, я надеюсь, что новая российско-бельгийская конвенция предоставит нам дополнительные инструменты для противодействия в том числе и такого рода уклонениям. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Степанович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 47 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Закон принят единогласно.