Заседание № 52

21.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1126727-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения адресной продовольственной поддержки граждан".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5574 по 6168 из 6691
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части введения адресной             
продовольственной поддержки граждан". Доклад Валерия Карловича Гартунга.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В отличие от   
авторов предыдущего законопроекта, которые, по вашим, скажем так, данным, не    
посчитали, сколько нужно денег, а на самом деле, если верить статистике, на     
него и денег не нужно, мы по законопроекту, который я сегодня представляю,      
расходы посчитали - на него потребуется 2,5 триллиона рублей. Касается он 18    
миллионов, ну, чуть больше чем 18 миллионов граждан; если верить официальной    
статистике по людям, которые живут за чертой бедности, то в 2019 году у нас     
18,1 миллиона человек жили за чертой бедности.                                  
                                                                                
Мы предлагаем раз и навсегда покончить с этим позорным явлением. Почему         
позорным? Потому что даже президент много раз говорил о том, что стыдно,        
когда в такой богатейшей стране так бедно живут люди. Что мы предлагаем? Мы     
предлагаем ввести такое понятие, как адресная продовольственная помощь. Ну,     
аналоги во многих странах мира есть. Я приведу только два. Это Соединённые      
Штаты Америки, где много лет, ну, с 1961 года работает система по поддержке     
семей, имеющих низкие доходы. Очевидно, что понятие бедности у них и у нас      
немножко отличается. По определению, которое у них там есть для бедного         
человека, если в семье... Приведу пример: если в семье четыре человека и если   
в переводе на рубль 2 миллиона 500 тысяч рублей годовой доход, то это бедный    
и он получает адресную помощь на покупку продуктов питания. В Германии такая    
программа есть. Кстати, это не какое-то ноу-хау, у нас в богатых регионах       
такие же нормы действуют. Например, в Московской области есть такая же          
программа. Правда, там на 2,5 тысячи рублей наборы получают семьи с детьми.     
                                                                                
Мы предлагаем распространить эту практику на всю страну за счёт федерального    
бюджета. Благо, деньги в федеральном бюджете есть. И если мне кто-то сейчас     
скажет, что опять у вас нет денег, то я напомню, что только... Ну, скажем       
так, вот только что я сегодня цифры приводил, что мы больше 1 триллиона         
рублей вернули нефтяникам в виде отрицательного акциза и при этом порядка 3     
триллионов рублей у нас собрано... на 3 триллиона рублей собрано больше, чем    
потрачено. Если мы не будем транжирить деньги, если мы не будем раздавать их    
богатеям, а будем тратить сюда, то нам не только на этот закон хватит, но и     
на предыдущий, и на возвращение прежнего пенсионного возраста хватит, и         
вообще на увеличение расходов на систему здравоохранения и образования до 7     
процентов ВВП хватит.                                                           
                                                                                
Предлагаем принять наш законопроект. Суть его очень проста: граждане, которые   
имеют доходы ниже прожиточного минимума, подают заявление (ну, может, такое и   
бывает, что граждане формально имеют доходы ниже прожиточного минимума, но      
они, скажем так, ни в чём не нуждаются, - они заявление подавать не будут, а    
все, кто нуждается, подадут заявление), органы социальной защиты,               
естественно, проверят достоверность поданных сведений, и такие граждане         
смогут получать адресную продовольственную помощь, подчёркиваю, до уровня       
прожиточного минимума в регионе. На тот момент, когда вносился законопроект     
(это был 2020 год), это было 10 843 рубля, ну, сейчас это немного больше.       
Расходы у нас здесь посчитаны: ежемесячные расходы бюджета составляли бы 196    
миллиардов 258 миллионов 300 тысяч рублей, ну, умножьте на 12, получится        
примерно 2,5 триллиона. Вот примерно такие цифры.                               
                                                                                
Деньги эти целевые, потратить их можно на любые продукты, кроме подакцизных,    
то есть на алкоголь, табак потратить их нельзя. Если деньги не израсходованы,   
они сгорают, на следующий месяц у гражданина появляется право снова             
обратиться за такой же помощью. 2,5 триллиона - это максимальная сумма. Ну, я   
думаю, что фактически, если мы этот закон примем, расходы будут примерно 1      
триллион рублей в год, этим мы вообще все вопросы закроем, потому что, ещё      
раз подчёркиваю, не все будут обращаться за этой адресной продовольственной     
помощью. Хотя, ещё раз говорю, ничего позорного или зазорного здесь нет,        
десятки миллионов человек по всему миру, причём в богатых странах, пользуются   
этой нормой, она работает, ещё раз подчеркну, и в Российской Федерации есть     
такие примеры, в богатых регионах. Предлагаем принять это решение.              
                                                                                
Если мне кто-то скажет, что нужно принять поправки в бюджет, напомню и сразу    
отвечу вам, что мы вот только что приняли решение, дали правительству право     
распределять дополнительные доходы по своему усмотрению, доходы бюджета,        
которые собраны и не потрачены, в неограниченных количествах, то есть вообще    
никаких правок в закон о бюджете не нужно вносить, потому что правительству     
право распределять такие суммы вы уже дали.                                     
                                                                                
Готов ответить на все вопросы.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас содоклад Екатерины Петровны Стенякиной.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет Государственной Думы по труду и социальной           
политике разделяет озабоченность авторов законодательной инициативы по поводу   
необходимости совершенствования системы мер адресной поддержки                  
малообеспеченных граждан, где одним из направлений действительно может стать    
оказание адресной продовольственной помощи тем, кто в ней нуждается. Но я       
хотела бы отметить, что данный законопроект имеет ряд противоречий. Прежде      
всего, статьёй 2 вносимого законопроекта вносятся изменения в Федеральный       
закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при этом авторы не       
учитывают, что в настоящее время действующее законодательство изменяет          
методологию расчёта величины прожиточного минимума и отходит от                 
потребительской корзины в сторону установления прожиточного минимума на         
очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.     
                                                                                
Далее. Как уже верно заметил автор законопроекта, согласно                      
финансово-экономическому обоснованию законопроекта у нас возникнут ежегодные    
дополнительные расходы федерального бюджета. И, уважаемые коллеги, в            
нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса источник финансирования и порядок        
исполнения, что очень важно, соответствующих расходных обязательств             
законопроектом не определены.                                                   
                                                                                
Вместе с тем хочу отметить, что положения предлагаемого законопроекта носят в   
основном отсылочный характер, декларативный и не содержат вовсе никаких         
конкретных механизмов его реализации. В связи с этим оценить эффект введения    
нового вида государственной социальной помощи - эффективно или неэффективно -   
не представляется возможным.                                                    
                                                                                
Я хотела бы отметить, что в настоящее время в ряде субъектов Российской         
Федерации реализуются региональные программы предоставления адресной            
продовольственной помощи малообеспеченным категориям граждан за счёт            
собственных средств. И я перечислю только некоторые регионы (не надо            
говорить, что это только богатые регионы): Ульяновская область, Астраханская    
область, Омская область, Калининградская область и так далее. Там абсолютно     
разные меры поддержки: продуктовые карты, продуктовые наборы, целевые выплаты   
на покупку продуктов. Категории граждан и меры поддержки, механизм              
предоставляемой помощи, условия назначения, а также размер выплат в каждом      
регионе устанавливается самостоятельно актами субъектов Российской Федерации.   
                                                                                
У нас есть комитет-соисполнитель - Комитет по аграрным вопросам, который        
точно так же предлагал авторам доработать данный законопроект до рассмотрения   
в первом чтении, однако авторы законопроекта рекомендации комитетов не учли.    
                                                                                
Я хотела бы, уважаемые коллеги, остановиться на некоторых заключениях наших     
партнёров.                                                                      
                                                                                
Прежде всего, Счётная палата Российской Федерации, поддерживая предложение об   
оказании адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам, обращает      
внимание, что в представленной редакции законопроект не может рассматриваться   
как достаточный и конкретный правовой инструмент для решения поставленной       
задачи, поскольку не даёт объективного представления о том, каким образом на    
практике будет реализовываться предлагаемая новая форма государственной         
социальной помощи, в связи с чем законопроект Счётной палатой не                
поддерживается.                                                                 
                                                                                
Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает           
концепцию законопроекта.                                                        
                                                                                
И ещё, коллеги, очень важно, получены заключения из субъектов Российской        
Федерации. Так вот, из субъектов Российской Федерации получен всего один        
положительный отзыв и 12 отрицательных, все остальные своё мнение не выразили   
- такова реакция субъектов Российской Федерации на предлагаемую                 
законодательную инициативу.                                                     
                                                                                
Также имеется заключение Правительства Российской Федерации, которое            
рассматриваемый проект федерального закона не поддерживает.                     
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
предлагает данный законопроект отклонить при рассмотрении в первом чтении.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Представителю комитета вопрос.                                    
                                                                                
В вашем докладе прозвучало, что у нас во многих субъектах Российской            
Федерации это организовано. В то же время вы нам говорите: а как это будет      
реализовано? Так вы либо понимаете, как это может быть реализовано, либо не     
понимаете. Вот просто я даже не могу понять, что из вашего выступления          
правда. Поясните, пожалуйста.                                                   
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П. Валерий Карлович, я поясню. В субъектах Российской Федерации    
приняты собственные нормативные акты, то ли постановления правительств, то ли   
региональные законы, в которых чётко прописан механизм, как эта мера            
поддержки будет реализована. В законопроекте, который представляете вы нам,     
механизм реализации данной меры социальной поддержки не прописан, у вас есть    
только отсылочные декларативные нормы. Именно поэтому Счётная палата не         
поддерживает ваш законопроект, поскольку по факту он не может быть              
реализован.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Екатерина Петровна, а назовите, пожалуйста, этот замечательный единственный     
регион, субъект Федерации, который поддерживает этот прекрасный законопроект.   
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П. У меня сейчас этой информации нет. Если необходимо, мы вам её   
предоставим отдельно.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня к Валерию Карловичу вопрос.                                  
                                                                                
Ну, более 2 триллионов рублей - это, кажется, огромнейшая сумма. А скажите,     
пожалуйста, какой процент, какая сумма в виде налогов вернётся в казну? И       
какой процент, может быть, какая сумма, ну, доля, уйдёт в качестве              
дополнительных доходов сельхозпроизводителям? Ну и какая сумма останется в      
торговых сетях, так скажем?                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Анатольевич, из 2 триллионов рублей, по            
статистике, в зависимости от отрасли, смотря что покупают граждане, от 35 до    
45 процентов уходит в налоги, если мы посмотрим. Поэтому, если 2 триллиона мы   
потратим, вот считайте, от 700 до 800 миллиардов просто напрямую вернётся в     
бюджет.                                                                         
                                                                                
Ну и самое главное - всё это будет потрачено на продукцию российского           
происхождения. Мало того что это сразу нам даст дополнительно примерно 2        
процента ВВП, так ещё и доля российских продуктов на российском рынке           
вырастет. Ну, мне кажется, это вот прямо в тренде, да, того, что мы сейчас      
наблюдаем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погорелый Дмитрий Викторович.                             
                                                                                
ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Валерию Карловичу.                                              
                                                                                
Валерий Карлович, вы предлагаете целевое расходование данных средств по         
продуктовой корзине, за исключением определённой группы товаров, в том числе    
ещё по стране происхождения - Российская Федерация. Скажите, пожалуйста, вы     
сами какой механизм контроля видите за целевым использованием этих денег, а в   
случае нецелевого использования денежных средств, полученных на социальную      
поддержку, какой видите механизм возврата? Поскольку вашим законопроектом       
предусмотрено, что всё, что не урегулировано, будет регулировать                
правительство, - вот какой вы видите всё-таки механизм контроля?                
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо, хороший вопрос. На самом деле здесь есть несколько       
вариантов, один из вариантов - это специальная карта, по которой в торговых     
сетях (сейчас это всё отработано) вы можете оплачивать только определённую      
группу товаров. Вот, собственно, и всё, то есть потратить деньги не по          
назначению вы просто не сможете - касса просто не пробьёт. Если вы хотите       
что-то ещё купить, вы должны будете из другого источника это оплатить.          
Собственно говоря, всё, это мировая практика, ничего нового я здесь не          
придумываю. Более того, это отработанная инициатива, досконально отработанная   
Минпромторгом, но только почему-то у Минпромторга не хватило сил продавить      
это через правительство. Вот, собственно, всё. В правительстве прекрасно        
понимают, как эту инициативу реализовать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич.                                 
                                                                                
КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Валерий Карлович, вы в своих выступлениях часто приводите в пример    
Соединённые Штаты, особенно в части их высоких доходов. Совсем недавно вы       
говорили, сколько они бензина могут приобрести на свою заработную плату. А      
подскажите, пожалуйста, сколько налогов от годового дохода они платят на        
федеральный уровень, в свой штат, на местный уровень? Для понимания.            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Не понимаю, почему вас так заинтересовали Соединённые Штаты.      
Вопрос не по адресу. Обратитесь в Федеральное казначейство США - вам,           
наверное, дадут какую-то информацию.                                            
                                                                                
Я же могу сказать, что налоги, которые мы платим, составляют, я только что      
привёл цифру, от 35 до 43 процентов. Что касается случаев, когда я приводил в   
пример мировой опыт... Ну, тут Соединённым Штатам повезло: они просто попали    
в эту записку. На самом деле я не считаю, что это прямо образец для             
подражания. Я просто хочу сказать, что, когда в стране есть несколько           
триллионов собранных и непотраченных денег, тратить их нужно прежде всего на    
самых нуждающихся, а не на олигархов, создавая им офшоры, в которых они свои    
яхты и самолёты без всяких налогов будут обслуживать, создавая им все условия   
для этого. У нас 18 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, здесь, в     
Российской Федерации. Поэтому я, конечно, с удовольствием ответил бы на ваш     
вопрос, если бы вы мне задали его про Российскую Федерацию, но вот я, видимо,   
так и попытался это сделать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Екатерина Петровна, ещё раз возвращаясь к нашему       
опыту уже российскому, скажу: действительно, вы правы, не только финансово      
обеспеченные регионы, но и регионы с меньшей финансовой обеспеченностью         
просто вынуждены вводить у себя меры социальной поддержки, при этом критерий    
совершенно очевиден здесь, и мы с вами тоже это понимаем. Скажите, сколько      
регионов сейчас пошли по этому пути и приняли, как вы сказали, самые разные     
нормативные акты - то ли распоряжения губернатора, то ли законы о мерах         
социальной поддержки? И вот опыт реализации в этих регионах мы можем            
экстраполировать и понимать как тот самый механизм, который вы не увидели в     
законе? Вот я этот механизм увидела, и когда в марте президент издал указ о     
детских пособиях, то, наверное, не нашлось ни одной семьи, которая не           
одобрила бы этот указ. И понимание, что у нас сегодня, как правило, нуждаются   
в мерах поддержки семьи с детьми, говорит о том, что среди 18,1 миллиона не     
только пенсионеры, но по большой части как раз семьи, где двое, трое и более    
детей... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П. Нина Александровна, на самом деле любые меры социальной         
поддержки... Мы, члены нашего комитета, нацелены на то, чтобы любые меры        
социальной поддержки носили адресный и чёткий характер и чтобы мы понимали,     
что эта мера поддержки будет направлена конкретно на ту категорию, которой      
эта поддержка нужна. Вы говорили о семьях с детьми, мы сейчас говорим о         
конкретном законопроекте. Да, в тех субъектах, где тема адресной                
продовольственной поддержки реализована, есть очень чёткие критерии             
нуждаемости - как уровень дохода семьи среднедушевой, так и критерий            
нуждаемости имущественный, - и каждый регион определяет их для себя             
самостоятельно.                                                                 
                                                                                
Если мы возьмём конкретный законопроект, который внесён авторами, там           
механизм не прописан, мы говорим сейчас конкретно о том документе, который мы   
рассматриваем. Естественно, мы можем взять те позитивные практики, которые      
реализованы в Калининграде, в Астрахани, в Краснодаре, и разработать            
отдельный законопроект, никто не говорит, что это невозможно, это возможно.     
Но мы говорим сейчас о конкретном документе, который рассматривается и          
который внесён группой наших коллег.                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Валерий Карлович, у вас будет заключительное слово, вы совместите.              
                                                                                
Пожалуйста, Марина Эдуардовна, вам слово.                                       
                                                                                
ОРГЕЕВА М. Э. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы достаточно жарко   
обсуждали эту тему. Я как раз представляю Калининградскую область: мы           
относимся к той группе регионов, где введена данная мера.                       
                                                                                
Я буквально два слова хочу сказать об этом законопроекте. Он, наверное,         
заслуживает внимания, но я бы предложила всё-таки сначала обсудить опыт тех     
регионов, которые ввели эту практику. В разных регионах это по-разному:         
продуктовые карты, продуктовые наборы, целевые выплаты на покупку продуктов,    
и во всех регионах, я внимательно тоже смотрела, разные категории. Мы в         
Калининградской области впервые ввели это в 2020 году, когда началась первая    
волна ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией. На сегодняшний день    
у нас порядка 60 тысяч получателей, и за эти годы мы тратили в среднем около    
300 миллионов рублей ежегодно. Здесь действительно очень чётко проработан       
вопрос об использовании карты "Мир". В законопроекте, который предлагается,     
не даны никакие посылы, как это будет реализовано. Всё-таки нечётко             
определены категории, которым будет предоставляться продовольственная карта.    
Как уже сказали представители комитета, не содержится конкретных механизмов     
реализации, в связи с чем оценить эффект от введения нового вида                
государственной социальной помощи будет достаточно сложно. Ну и опять-таки в    
нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса источник финансирования и порядок        
исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не             
определены.                                                                     
                                                                                
Коллеги, учитывая это, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать            
законопроект. Но мы предлагаем, может быть, на платформе комитета по делам      
семьи обсудить опыт наших субъектов, посмотреть, как это происходит, как        
количество субъектов расширяется, и тогда, наверное, говорить о введении.       
                                                                                
И буквально два слова ещё о Калининграде. Ещё раз повторю, используется         
социальная карта "Мир". Люди могут купить продукты, за исключением табачной и   
алкогольной продукции, работают сети доставки продуктов. В среднем на           
карточку у нас получается 2 тысячи в месяц. Приложение к карте "Мир"            
открывается в режиме онлайн, или человек может прийти в многофункциональный     
центр. Зачисление вот этой суммы производится на открытый социальный            
электронный счёт, ну, то есть на счёт социальной карты, карты "Мир".            
                                                                                
Предлагаем на базе комитета обсудить и, может быть, вернуться к этому           
разговору.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Эдуардовна.                               
                                                                                
Коллеги, у нас всё-таки запись произошла, представители КПРФ и ЛДПР хотят       
коротко выступить.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Я благодарю Марину Эдуардовну за приглашение принять участие в обсуждении и     
даже на площадке нашего комитета - это, конечно, приветствуется. Но мне бы      
хотелось сказать, что данный законопроект вполне адресный и те вопросы,         
которые задавались сегодня депутатами Государственной Думы, имеют ответы в      
этом законопроекте.                                                             
                                                                                
Во-первых, критерием является нуждаемость, и названа вполне определённая        
цифра, которую даёт нам сегодня Минтруд, - 18,1 миллиона. Ну какие ещё          
критерии надо искать, если Минтруд говорит, что у нас 18,1 миллиона человек     
живут за чертой бедности? Это и есть те самые люди, которые сегодня нуждаются   
в помощи и поддержке.                                                           
                                                                                
Во-вторых, выплаты эти целевые. Речь идёт только о продовольственных товарах    
наших производителей, отечественных производителей, которых мы тоже сейчас      
поддерживаем. Мы принимаем первоочередные меры поддержки - а здесь, мне         
кажется, как раз не просто по касательной, а впрямую поддержим наших            
производителей, поддержим предприятия торговли. В конце концов, платёжная       
система "Мир", которая вполне себе справится с этой задачей, уже доказала       
свою работоспособность, когда мы через эту платёжную систему проводили тот же   
вот детский кешбэк, который вполне себя оправдал, хотя мера уже исчерпана.      
                                                                                
Только что правительство представило нам итоги исполнения федерального          
бюджета за 2021 год, вот отчитывались в нашем комитете: профицит бюджета        
составил 524 миллиарда рублей. Скажите, пожалуйста, разве это не источник       
исполнения этого законопроекта? Авторов упрекают в том, что они источник не     
указали, а он ведь определён и указан: за счёт увеличения доходов               
федерального бюджета. Вот они, итоговые доходы по 2021 году.                    
                                                                                
Мы считаем, что законопроект нужно поддерживать. Не надо ссылаться на то, что   
у нас в каждом регионе есть свои меры, - мы что, не единое государство?         
Хватит нам дробить нашу Россию на субъекты Федерации, где в каждом свои         
законы, свои награды. Мы единое государство, и должны быть единые меры          
государственной поддержки из федерального бюджета.                              
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Власов Василий Максимович, пожалуйста.                    
                                                                                
Приготовиться, Валерий Карлович, вам.                                           
                                                                                
ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, в продолжение выступления представителя КПРФ. В связи с      
тем, что она сказала, сразу вспоминается один из номеров КВН: команда КВН из    
Снежногорска, когда выступала, в конце сказала, что у нас город Москва, а       
страна - Снежногорск. Вот действительно, не надо делить регионы по каким-либо   
признакам - везде живут одинаковые люди. Говорят о том, что Москва живёт        
хорошо, Санкт-Петербург живёт хорошо, многие столицы крупных субъектов живут    
хорошо, но вот, проезжая на спецпоезде ЛДПР (раньше это был агитационный        
поезд, теперь спецпоезд), помогая тысячам и тысячам граждан, мы видели, что в   
основном люди приходили не потому, что у них какие-то юридические проблемы и    
споры, они делят имущество, квартиры или им необходимо помочь выделить гараж    
для очередной машины, - люди приходили за продуктами питания, люди приходили    
за одеждой, люди приходили за рюкзаками для своих детей.                        
                                                                                
Коллега вот задавал вопрос: а как же мы проследим, как оказывается эта          
помощь? Слушайте, когда мы оказываем продовольственную помощь в регионах        
Российской Федерации - вот фракция ЛДПР много раз помогала и тушёнкой, и        
гречкой, и другими какими-то продуктами питания, - тоже можно сказать, что      
человек же эти продукты может продать и на эти деньги купить алкоголь. Ну, у    
нас есть прекрасные примеры, если говорить про ту же самую Москву, -            
"Пушкинская карта".                                                             
                                                                                
На встрече фракции ЛДПР, когда мы встречались с Михаилом Владимировичем         
Мишустиным, мы этот вопрос подняли - об использовании окрашенных денег. Мы      
очень редко это используем. Вот мне кажется, что в случае поддержки этого       
законопроекта... Я уверен, что все фракции обязательно проголосуют за, ведь     
нам сейчас так необходимо сплотиться, и я думаю, что голосованием мы с вами     
это покажем. Так вот, надо использовать этот инструмент намного чаще и          
эффективнее. Я думаю, что этот закон в случае его принятия станет на            
федеральном уровне хорошим примером использования вот этих так называемых       
окрашенных денег, когда - абсолютно правильно говорил коллега - будет           
выдаваться специальная карта и деньги можно будет потратить только на           
определённые виды товаров.                                                      
                                                                                
И ещё раз подчёркиваю, мы часто в этом зале ставим вопросы о выделении          
крупных сумм, о поддержке предприятий, поддержке малого и среднего бизнеса,     
говорим о том, что у Центробанка проблемы, надо банкам помочь, - открываем      
кубышку, находим деньги, но когда дело касается... В этом законопроекте         
ведётся речь именно о людях, которые нуждаются. Мы говорим об адресной          
поддержке, об этой адресной поддержке всё время говорил Владимир Владимирович   
Путин в послании, в обращении к нам.                                            
                                                                                
И мне кажется, как никогда, сейчас необходимо поддержать этот законопроект.     
Фракция ЛДПР будет голосовать за. У нас в пакете законодательных инициатив      
несколько таких предложений. Поэтому я вас призываю также оказать этому         
законопроекту поддержку.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста, заключительное слово докладчика.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавлю, Валерий Карлович. Если вам не хватит пяти        
минут, я вам добавлю.                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Семь, от фракции.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ну, давайте по порядку. Очень хорошо, что у    
меня есть время, возможность выступить последним. Все аргументы были            
высказаны. Вы знаете, ни одного аргумента, который прозвучал и который не       
позволил бы нам принять этот законопроект, я не услышал.                        
                                                                                
Давайте по порядку. Первое. Ну, никто не будет отрицать, что у нас есть         
свободные деньги. Нина Александровна, вы сказали, что в прошлом году, там,      
500 миллиардов... Это не считая тех денег, которые ушли в Фонд национального    
благосостояния, то есть если первичный профицит посчитать, то там будет         
триллиона под три, а если посчитать за предыдущие годы, то у нас уже десяток    
набрался. Получается, у нас денег, собранных, но непотраченных, на реализацию   
этого закона хватит как минимум на десять лет вперёд. На десять лет вперёд!     
Это так, для справки. Если кто-то скажет, что денег нет, но вы держитесь, -     
деньги есть, хватит держаться, пора уже жить нормально.                         
                                                                                
Второе, какой будет инструмент. Я думаю, что у каждого есть карта "Мир",        
видите, вот она, то есть никаких проблем нет. Сегодня системы маркировки        
товаров в сетях позволяют присваивать коды, по которым можно оплачивать и по    
которым нельзя оплачивать этой картой, - вообще никаких проблем, даже не надо   
отдельную карту выпускать, а можно и отдельную карту выпустить.                 
                                                                                
Дальше. Нам тут говорят: вот не понятно, как будет действовать закон.           
Смотрите, финансовое обеспечение адресной продовольственной поддержки граждан   
осуществляется за счёт средств федерального бюджета - я уже сказал, деньги      
есть, - перечисляемых в порядке, установленном Правительством Российской        
Федерации, с учётом положений настоящего закона. Что ещё нужно? Деньги есть,    
деньги правительства - правительство определяет порядок.                        
                                                                                
Мало того, вы в этом зале... Мы настаивали на том, чтобы это делал парламент,   
но вы дали право правительству эти деньги распределять самостоятельно, нас не   
спрашивая. Сейчас вы мне говорите: а что же вы, Валерий Карлович, здесь         
пишете, что будет Правительство Российской Федерации распределять? Я вам с      
этой трибуны говорил: не надо правительству отдавать, давайте все полномочия    
по бюджетным расходам здесь оставим. Надо поменять расходы бюджета -            
пожалуйста, пусть приходят, вносят поправки в федеральный бюджет, и мы будем    
здесь решать. Вы же сами сказали: нет, пусть правительство само распределяет,   
не надо к нам сюда приходить. Если раньше были ограничения этих полномочий,     
то теперь их сняли вообще: на любые триллионы рублей может правительство        
принимать любые решения. Ну так у нас в духе времени закон написан, вы же       
сами дали полномочия, и мы говорим: в соответствии с полномочиями               
Правительства Российской Федерации вы можете всё описать. Почему так            
написано? Да потому, что вы же сами на эту трибуну выходили и говорили: в       
разных субъектах разные системы оказания этой поддержки. Пожалуйста,            
Правительство Российской Федерации обобщает весь опыт и выбирает лучший,        
выбирает лучший вариант. Никаких проблем нет, по-моему, это в духе времени.     
                                                                                
Я вообще ни одного аргумента не услышал, почему не нужно этот законопроект      
принимать сейчас. Дескать, нет, ну давайте мы ещё раз обсудим, приходите к      
нам ещё... Вы знаете, я в этом здании нахожусь (в декабре будет) 25 лет, и я    
эти слова всё время слышу. Когда выхожу на трибуну, мне всё время говорят:      
приходите завтра, а вот закон, а там буква не там поставлена, давайте мы        
потом... Когда правительство вносит законопроект на одном листе, а потом        
поправки на ста листах вносятся - глаза закрыли, ничего не видим, всё.          
Правительству можно всё, понимаете? Мало того, на ста листах поправки знаете    
какие? Когда несколько триллионов рублей нужно потратить на самых наших         
важных граждан - на наших олигархов. Надо офшоры создать, надо нефтяникам       
триллион вернуть отрицательных акцизов, надо банкам вернуть полтора             
триллиона. В 2014 году, в ноябре 2014 года в этом зале приняли решение...       
сначала в 2009 году отдали полтора триллиона рублей банковской системе, а       
потом, превратив эти полтора триллиона в фантики, сказали, вот этими            
фантиками они теперь с вами рассчитаются, со страной. На банковскую систему     
потратили 5 триллионов рублей, на консолидацию банковского сектора, на          
оздоровление финансовое и так далее.                                            
                                                                                
Слушайте, ну, сколько можно?! Сколько можно? 18 миллионов человек у нас живёт   
за чертой бедности - это официальная статистика, на самом деле больше. И мы     
говорим: давайте, у нас сейчас есть деньги! Мало того, нам надо сейчас          
отечественную промышленность поддерживать - ну давайте, вот он, механизм,       
никуда деньги не уйдут, на яхты, на самолёты не уйдут, точно будут потрачены    
все в Российской Федерации и всё до копейки уйдёт российским производителям,    
в бюджет уйдёт. Ну что ещё нужно? Нужна только совесть и политическая воля.     
Вот теперь и посмотрим, у кого они есть.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Екатерина Петровна, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Стенякиной включите микрофон, пожалуйста.                              
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемые коллеги, мы с вами все очень обеспокоены социальной   
поддержкой наших граждан, особенно тех, уровень доходов которых очень низок.    
Но давайте включать голову. Прежде всего, очень важно учитывать, как денежные   
средства будут распределяться и доходить до каждого человека. Нам очень         
важно, чтобы это действительно была адресная помощь. Когда автор                
законопроекта говорит, что нам понадобится 2,5 миллиарда, но, возможно, мы      
уложимся в миллиард, это несерьёзный подход к распределению финансовых          
средств, прежде всего на помощь нашим гражданам.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз скажу, что в данном законопроекте нет никакого       
механизма обеспечения данной социальной поддержки, здесь только отсылочные      
нормы и только декларативные заявления. Механизма предоставления поддержки      
нет. Как уже было сказано моей коллегой - депутатом Оргеевой, мы готовы         
обсуждать позитивные практики на базе нашего комитета, на базе комитета по      
делам семьи и женщин, которые реально реализуемы и в которых механизмы          
реально предусмотрены. Здесь пока этот механизм не прописан, поэтому            
голосовать за данный законопроект не представляется возможным, - учёта,         
контроля денежных средств и доведения до каждого действительно нуждающегося     
гражданина нет.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
введения адресной продовольственной поддержки граждан".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              119 чел.26,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    119 чел.                                          
Не голосовало                 331 чел.73,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.