Заседание № 30

22.02.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1126562-7 "О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части отчуждения лома и отходов цветных и (или) чёрных металлов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3318 по 3435 из 6733
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью       
13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Докладывает   
Андрей Константинович Луговой.                                                  
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и          
потребления" направлен на совершенствование регулирования оборота отходов       
производства и потребления в части осуществления расчётов за сдаваемые          
металлургическим предприятиям и заготовительным организациям лом и отходы       
цветных и чёрных металлов. Проект предусматривает установление безналичной      
формы расчётов при осуществлении деятельности по приёму у физических лиц лома   
и отходов цветных и чёрных металлов.                                            
                                                                                
На сегодняшний день деятельность по обращению с ломом и отходами металлов -     
это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую         
безопасность металлургии. Действующая государственная политика направлена на    
всестороннее развитие отрасли. Вместе с тем в настоящее время в данной          
отрасли сохраняется ряд проблем, препятствующих её эффективному развитию.       
Одной из таких проблем является осуществление расчётов в наличной форме в       
случае приобретения лома. По статистике, объём наличного оборота составляет     
95 процентов. Участники отрасли сбора и переработки лома исторически снимают    
значительные объёмы наличных денежных средств с банковских счетов в целях       
осуществления расчётов с продавцами лома. При этом неконтролируемый вывод       
наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает          
повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что          
негативно отражается на добросовестных участниках.                              
                                                                                
Привычный подход не позволяет подтвердить целевое распределение снятых          
юридическими лицами наличных денежных средств, обоснованность объёмов выплат    
как с точки зрения рыночной стоимости лома, так и с точки зрения                
идентификации конечных получателей денежных средств - продавцов лома. С         
момента снятия со счёта юридического лица дальнейшее движение денежных          
средств невозможно проследить на уровне банковской системы, в связи с чем       
отрасль отнесена банковским сектором к рисковым направлениям, что ведёт к       
удорожанию банковского обслуживания, закрытию расчётных счетов компаний.        
Применение безналичной формы оплаты минимизирует описанные риски. Информация    
о расчётах в отрасли станет прозрачной как для кредитных организаций, так и     
для Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому             
мониторингу.                                                                    
                                                                                
На сегодняшний день ломозаготовительная отрасль является лидирующей отраслью    
в области обналичивания денежных средств. По разным оценкам, лома закупается    
у физлиц на 500 миллиардов рублей в год, а реальное снятие наличных средств в   
банковской системе - 1 триллион, то есть 500 миллиардов не имеют никакого       
отношения ни к финансовой деятельности, ни к ломозаготовительной, ни к          
металлургической деятельности. А значит, 500 миллиардов - это теневые деньги,   
это коррупция, экстремизм, терроризм и уход от уплаты налогов.                  
                                                                                
Предлагаем поддержать указанный законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Александр Борисович Коган.                               
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Иван Иванович, спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, тем   
не менее мы понимаем: для работы в полную меру и достижения целей, которые      
указали авторы, необходимо законопроект немного донастроить.                    
                                                                                
Введение для физических лиц ограничений в части получения в наличной форме      
средств за продажу лома и отходов цветных или чёрных металлов - это очень       
важный момент - должно стать первым этапом перехода к полностью безналичному    
расчёту за соответствующие отходы и лом металлов. При установлении конкретных   
лимитов сразу возникает закономерный вопрос о контроле - о контроле и           
администрировании, что является затруднительным, потому что любые сделки        
можно раздробить. И физлиц тоже можно раздробить - грубо говоря, можно          
поделить объём выручки на несколько физлиц. В связи с этим мы предполагаем,     
что необходимо установить переходный период - и в заключении комитета мы это    
указали - на срок один год, и в переходный период мы должны подготовить         
отрасль к переходу на полностью безналичный расчёт с физическими лицами. Мы     
поддерживаем позицию Правительства Российской Федерации в части наделения       
его, Правительства Российской Федерации, правом утверждать правила сбора,       
хранения и обработки информации о реализации лома и отходов цветных металлов.   
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе, ввиду высокой волатильности цен на металлы считаем целесообразным,      
чтобы в переходный период правительство определяло финансовые лимиты при        
осуществлении сделок в наличной форме с физлицами. Для повышения прозрачности   
системы обращения отходов и лома металлов, мы также считаем, нужно обратить     
внимание на происхождение соответствующих отходов и лома. В связи с этим мы     
предлагаем правительству утвердить единый список, перечень отходов и лома       
цветных и чёрных металлов, которые будут запрещены к принятию от физических     
лиц. Это тоже должно сделать Правительство Российской Федерации.                
                                                                                
Мы также планируем, предлагаем утвердить, усилить меры ответственности:         
необходимо увеличить действующие размеры штрафов, предусмотренных в статье      
14.26 КоАП, и предусмотреть новую систему административных правонарушений в     
связи с внесением изменений в плане ограничения по наличным в расчётах при      
реализации отходов цветных металлов и лома.                                     
                                                                                
Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом его        
доработки, что указано в заключении комитета. Просьба поддержать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Задержитесь, может быть,    
будут вопросы.                                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет.           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.