Заседание № 185

23.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1126378-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающихся".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3569 по 4183 из 4903
Мы переходим к рассмотрению 20-го вопроса. О проекте федерального закона "О     
внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в            
Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий    
обучающихся". Докладывает Олег Николаевич Смолин.                               
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! В канун главного       
студенческого праздника - Татьяниного дня дело дошло до законопроекта о         
повышении студенческих стипендий. Прежде чем изложить его содержание, я         
напомню вам три вводных.                                                        
                                                                                
Вводная первая. Размеры студенческих стипендий - это не только вопрос           
социальной защиты студентов, но и, главное, вопрос качества нашего              
образования. Коллеги, все вы прекрасно знаете, что если говорить о              
количестве, то мы наряду с Канадой занимаем чуть ли не первое место в мире по   
количеству людей с дипломами на душу населения в возрасте от 25 до 64 лет, но   
при этом дипломированных всё больше, а образованных, извините, всё меньше.      
Все вы слышали, как жалуются в том числе руководители оборонных предприятий     
на острый дефицит конструкторов, это во многом, кстати, результат так           
называемого Болонского процесса. Мы вообще испытываем дефицит профессионалов    
во всех областях. Юристы говорят, что не хватает настоящих юристов. Мой         
учитель и друг из Омска, уже ушедший от нас, декан с 40-летним стажем           
исторического факультета, говорил, что качество подготовки современного         
гуманитария-выпускника примерно такое же, каким было качество подготовки        
хорошего советского школьника. А недавно мне позвонил профессор одного из       
ведущих питерских вузов и стал рассказывать, как современные студенты сдают     
русский язык. Например, девушку попросили назвать корень в слове "оставалось"   
- ответ: лось. Я предположил, что у девушки богатое чувство юмора, поскольку    
сейчас год Лося, но профессор меня поправил: "Какое чувство юмора, когда речь   
идёт о комиссии, что называется, на вылет?!" Ну или на другой вопрос, когда     
попросили назвать части речи, был дан ответ: подлежащее, сказуемое и суффикс.   
Коллеги, понятно, что это связано отнюдь не только с уровнем стипендий, но мы   
должны помнить, что 84 процента студентов, по опросам, намерены работать,       
причём большинство - не по специальности.                                       
                                                                                
Вводная вторая. Как известно, мы правопреемники Советского Союза. Есть часть    
2 статьи 55 Конституции Российской Федерации - мы должны стремиться сохранить   
бюджетное образование и стипендии не ниже, чем были в советский период. Мы      
полагаем, что право на образование - одно из основных, и часть 2 статьи 55 к    
этому относится.                                                                
                                                                                
Третья. Мы понимаем, что при современном состоянии бюджета сделать это можно    
только поэтапно.                                                                
                                                                                
Теперь, коллеги, некоторая статистика. Мы регулярно слышим, что возможности     
получения бюджетного высшего образования сейчас гораздо лучше, чем были в       
СССР, однако это, мягко скажем, не совсем так.                                  
                                                                                
Во-первых, обычно ссылаются на долю выпускников школ, которые могут получить    
образование, и получают его около 60 процентов школьного выпуска. Но при этом   
забывают, что более 60 процентов всех девятиклассников отправляются не в 10-й   
класс, а в учреждения профобразования, их почему-то за людей не считают, а      
они тоже имеют право на высшее образование. И если считать от всей возрастной   
когорты, то у моего уважаемого оппонента Александра Георгиевича Мажуги          
получилось 37 процентов, у нас - 29 процентов, то есть это немало. Это более    
или менее соответствует советскому периоду, но отнюдь не в 2 раза больше.       
                                                                                
Во-вторых, во всём мире студентов обычно считают не относительно выпускников    
школ, идущих в вузы. Количество студентов получают в расчёте на 10 тысяч        
населения, и здесь бюджет на студентов у нас стал значительно меньше. В СССР    
в 1980 году было 219 студентов на 10 тысяч, в начале 90-х годов резкое          
падение - 171 студент на 10 тысяч, в начале ХХI века подъём - 192 бюджетных     
студента на 10 тысяч, затем это количество опустилось до 125 студентов на 10    
тысяч, с 2016 по 2020 год приём на бюджетные места сокращался, сейчас           
благодаря поручениям президента он увеличился - у нас 132, извините, с          
половиной студента на 10 тысяч населения, что примерно на 40 процентов          
меньше, чем было в советский период. Обращаю ваше внимание, коллеги, на то,     
что мы неоднократно в наших законопроектах предлагали вернуться к цифре 220     
студентов на 10 тысяч населения.                                                
                                                                                
В-третьих, студенческие стипендии по сравнению с советским периодом снизились   
радикально. Если брать отношение стипендии к прожиточному минимуму, то в        
вузах расчётная стипендия снизилась с 80 процентов примерно до 11 процентов,    
в учреждениях СПО с 60 процентов примерно до 4 процентов, кстати, в ПТУ,        
которые теперь объединены с колледжами, она составляла вообще 80 процентов      
прожиточного минимума. В аспирантуре она тоже снизилась - с 1,8 прожиточного    
минимума до 20 процентов в обычных вузах и до 49 процентов по специальностям    
Министерства науки и высшего образования. Понятно, что, повторяю,               
значительная часть студентов вынуждена работать, и это сказывается на           
качестве образования.                                                           
                                                                                
В-четвёртых, коллеги. Профильные комитеты Государственной Думы неоднократно     
принимали решение о повышении студенческих стипендий до прожиточного            
минимума, различные фракции вносили на эту тему законопроекты. Напомню вам,     
что в конце прошлого года все фракции единогласно голосовали за                 
постановление, посвящённое, условно говоря, болонской системе, предлагалось     
как минимум социальные стипендии поднимать до прожиточного минимума. Что же     
получается на самом деле? В 2024 году стипендию предполагается поднять на 5,5   
процента с 1 сентября. Нетрудно посчитать: в пересчёте на год это составит      
примерно 1,8 процента при официальной средней инфляции - кто ей верит? - на     
уровне 7,5 процента за прошлый год. Продуктовая инфляция, на всякий случай      
напомню, приближается к 17 процентам. Другими словами, коллеги, для             
студентов, как и для пенсионеров, реальная инфляция значительно выше, и         
предполагается снижение студенческих стипендий. Мы не приближаемся к            
реализации постановления Государственной Думы, за которое единогласно           
голосовали, а, наоборот, удаляемся.                                             
                                                                                
Мы предлагаем, уважаемые коллеги, в нашем законопроекте поэтапно,               
подчёркиваю, - как говорят, торг здесь уместен - поднимать академические        
стипендии до 80 процентов прожиточного минимума, а социальные - до              
прожиточного минимума, за что голосовали все фракции в Государственной          
Думе... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Надеюсь, уважаемые коллеги, вы поддержите этот законопроект,       
повторяю, как концепцию, а дальше, возможно, рассрочки, отсрочки введения и     
так далее.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Александр Георгиевич Мажуга.                             
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Олег Николаевич       
подробно изложил концепцию законопроекта, в соответствии с которой              
предусмотрено установление дифференцированных размеров государственных          
стипендий для студентов вузов и образовательных организаций среднего            
профессионального образования, аспирантов, ассистентов, ординаторов, а также    
слушателей подготовительных отделений вузов, обучающихся за счёт бюджетных      
ассигнований федерального бюджета. Причём размеры стипендий авторами            
законопроекта предлагается соотносить с размером прожиточного минимума для      
трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в третьем квартале    
предшествующего года.                                                           
                                                                                
Никоим образом не умаляя важности вопроса стипендиального обеспечения           
обучающихся в профессиональных образовательных организациях, я всё же хотел     
бы в своём выступлении кратко изложить аргументы, которыми пользовался          
Комитет по науке и высшему образованию при принятии решения не поддерживать     
рассматриваемый законопроект.                                                   
                                                                                
Во-первых, в соответствии с частью 8 статьи 36 Федерального закона "Об          
образовании в Российской Федерации" образовательная организация имеет право     
самостоятельно с учётом мнения обучающихся определять размер стипендии в        
пределах имеющегося стипендиального фонда. Приказом Минобрнауки определено,     
что при назначении стипендии студентам первого, второго курсов, имеющим право   
на получение государственной социальной стипендии, а также студентам в          
возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя - инвалида I группы, если    
они учатся на "хорошо" и "отлично", сумма получаемой ими государственной        
академической и (или) государственной социальной стипендии должна быть не       
меньше величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской   
Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за четвёртый      
квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование       
стипендиального фонда. Таким образом, государственная социальная стипендия      
может выплачиваться социально незащищённым студентам в более высоком размере,   
чем сегодня это предлагается авторами законопроекта. Максимальный же размер     
стипендий государственной социальной, государственной академической             
законодательством не ограничен, он зависит от размера стипендиального фонда     
образовательной организации, количества обучающихся, имеющих право на           
получение стипендии.                                                            
                                                                                
Во-вторых, в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об          
образовании..." размер стипендии не может быть ниже нормативов, установленных   
Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального         
образования и категориям обучающихся. Такие нормативы для формирования          
стипендиального фонда и правила его формирования утверждены постановлением      
правительства, при этом стипендиальный фонд ежегодно индексируется с 1          
сентября на прогнозный уровень инфляции. В связи с этим в настоящее время, по   
мнению Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, уже        
имеются необходимые законодательные рычаги и нет необходимости внесения         
изменений в законодательство об образовании. Если мы хотим увеличить            
стипендиальный фонд, необходимо в рамках бюджетного цикла просто сделать        
увеличение ассигнований в стипендиальный фонд.                                  
                                                                                
В-третьих, величина прожиточного минимума, согласно статье 4 Федерального       
закона № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", определяется   
ежегодно. Такая периодичность изменения прожиточного минимума и его             
дифференцированность по субъектам Российской Федерации существенно затруднят    
определение размеров стипендиального фонда.                                     
                                                                                
И наконец, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют    
расчёты в денежном выражении дополнительных расходов бюджетов бюджетной         
системы Российской Федерации, что не позволяет оценить                          
финансово-экономические последствия принятия данного закона. К тому же          
авторами законопроекта не определены источники финансового обеспечения          
расходных обязательств в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Довожу до вашего сведения, уважаемые коллеги, что на законопроект имеется 71    
отзыв от законодательных органов и высших должностных лиц субъектов             
Российской Федерации, 54 из них отрицательные. Кроме того, на законопроект      
имеются заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с         
концептуальными замечаниями и отрицательные заключения Правительства            
Российской Федерации и Счётной палаты Российской Федерации.                     
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по науке и высшему            
образованию считает целесообразным рекомендовать вам, уважаемые коллеги,        
отклонить законопроект в первом чтении.                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. А, есть вопросы? Извините. Вы не       
стесняйтесь голос подать.                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Георгиевич, вы в качестве оправдания, скажем так,      
необходимости отклонения закона сказали, что у нас многие студенты и так        
получают стипендию в размере прожиточного минимума, потому что получают         
социальные доплаты. Вот сколько в процентном отношении сегодня студентов, по    
вашим данным, получают социальную стипендию, тем самым обеспечивая себе         
минимально необходимый, по мнению правительства, уровень?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос. Действительно, в соответствии с         
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" студенты имеют      
возможность получать социальную стипендию, которая должна быть в размере не     
меньшем, чем размер прожиточного минимума, при условии, что они учатся на       
"хорошо" и "отлично". Сегодня у нас всего в образовательных организациях        
высшего образования 4 миллиона 136 тысяч студентов. Стипендию в целом           
получают около 900 тысяч студентов, 967 тысяч, если быть точным. Это мы         
говорим про государственную академическую стипендию. Государственную            
социальную стипендию сегодня получают 230 тысяч студентов.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Александр Георгиевич, у меня тоже к вам вопрос. Вы сказали, что вузы сами       
могут определять дополнительный размер ассигнований на стипендии, чтобы они     
дотягивали до прожиточного минимума. Ну вот я прикинула, сделала примерный      
расчёт, сколько нужно для того, чтобы стипендии равнялись... приближались к     
прожиточному минимуму, - это около 200 миллиардов рублей в год. А совокупное    
финансирование высших учебных заведений, ну, 600-700 миллиардов рублей вместе   
со всеми... Каким образом они из своих 600-700 миллиардов могут вынуть 200      
миллиардов, чтобы повысить стипендии? Это же совершенно нереально.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос. Не совсем так. Сегодня у нас            
существует государственная академическая стипендия, которую определяет вуз      
самостоятельно в соответствии с мнением обучающихся, а также в соответствии с   
нормативами, которые установлены постановлением правительства. Нормативы эти    
ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции, и дальше в            
зависимости от успеваемости у нас происходит увеличение на определённый         
коэффициент стипендиального обеспечения того или иного студента.                
                                                                                
Государственная социальная стипендия - это совсем другое дело, совсем другой    
расчёт. Это полномочия государства, которые переданы вузу, и вуз здесь          
является неким посредником, который... Только государственная социальная        
стипендия у нас может быть равна минимальному размеру оплаты труда,             
во-первых, если студенты попадают в социально незащищённую категорию, а         
во-вторых, если они учатся на "хорошо" и "отлично".                             
                                                                                
Мы не говорим здесь о том, что все студенты, которые получают государственную   
академическую стипендию, имеют её в таком размере, нет, конечно. Если мы        
посмотрим сегодня на средние размеры государственной академической стипендии    
в целом по стране, то увидим, что это примерно 4 тысячи рублей, при этом        
норматив сегодня 2227 рублей. Но сегодня достаточно много именных стипендий     
выплачивается: если студент имеет выдающиеся достижения в области науки,        
спорта, образования, добровольческой (волонтёрской) деятельности, то он может   
подать на эту стипендию, она действительно уже намного больше, размер её        
может быть увеличен.                                                            
                                                                                
Нет, конечно, мы не можем сказать... в целом у нас все вузы имеют возможность   
заплатить всем студентам стипендию в размере МРОТ.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Георгиевич, скажите, пожалуйста, а вы      
вот не задумывались над тем, что у нас зарплата ректоров, ну, тысячекратно      
выше, чем стипендия? Может, всё-таки вернуться и сделать более, скажем так,     
ранжированные зарплаты? Потому что неправильно, когда ректор получает 100       
миллионов - есть у нас такие вузы, в том числе государственные, вы, наверное,   
их знаете, могу назвать, - а стипендия, ну, 3 копейки. Как же мы будем          
мотивировать студентов к обучению? Они же знают об этом, потому что платная     
составляющая во многих вузах зачастую идёт только на премирование ректора и     
ближних к нему. Может быть, всё-таки увязать эти вопросы?                       
                                                                                
Ну и называю вам источник: 3,3 триллиона - обратный акциз с нефтянки, он        
значительно превышает необходимое для повышения стипендий.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Я уверен, что в этом       
зале нет ни одного человека, который был бы против повышения стипендий          
студентам. Другой вопрос - как это делать? Текущая версия законопроекта не      
совсем отвечает тем требованиям, которые сегодня предъявляются к стипендии.     
                                                                                
Что касается заработной платы руководителей образовательных организаций и       
стипендиального обеспечения - это в принципе разные вещи. Заработную плату      
руководителя образовательной организации определяет соответственно              
министерство, в чьём подчинении находится тот или иной университет, а           
премиальный фонд, который идёт на выплату заработной платы и премий             
руководителям образовательных организаций, ректорам, определяется лично         
руководителем федерального органа исполнительной власти, в чьём подчинении      
находится тот или иной университет. Финансирование одной и другой статьи -      
это абсолютно разные вещи, они никаким образом не пересекаются. Заработная      
плата ректора зависит в том числе от средней заработной платы по                
университету, и она должна удовлетворять определённой кратности, один к         
восьми, а к стипендиям она никаким образом не привязана в настоящий момент.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Ну, вы уже частично ответили, но для понимания всё-таки хотелось бы, чтобы вы   
конкретизировали. Вот два вопроса.                                              
                                                                                
Вопрос первый. Считаете ли вы низкие стипендии барьером для получения высшего   
образования ребятами из малоимущих, бедных семей, теми, у кого недостаточно     
собственных финансов? Является ли это дискриминационным инструментом? Каково    
ваше мнение? Это первый вопрос.                                                 
                                                                                
И второй вопрос. В связи с этим комитет вообще в последние, я не знаю, может    
быть, годы рассматривал решение этой проблемы теми или иными способами,         
ставил эти вопросы перед правительством и так далее?                            
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Андрей Анатольевич, действительно очень важный    
вопрос. Конечно, комитет этой теме уделяет большое внимание, при комитете       
создана рабочая группа, которая занимается вопросами стипендиального            
обеспечения и социальной помощи обучающимся в высших учебных заведениях. Наше   
основное направление работы сегодня связано с основной целью выплаты            
стипендии, а именно со стимулированием достижения выдающихся результатов в      
науке, в образовании, поэтому мы основной акцент делаем на этом.                
                                                                                
Может быть, вы слышали, что у нас недавно появились определённые стипендии,     
например стипендия для аспирантов - молодых учёных, президентская стипендия,    
размер которой сегодня составляет 75 тысяч рублей. Помимо этого появилось       
очень много именных стипендий: стипендия Королёва - 15 тысяч рублей для         
студентов, 20 тысяч для аспирантов; стипендия Валиева - 55 тысяч рублей для     
студентов, 75 тысяч для аспирантов; стипендии Маслюкова, Туманова, Лихачёва,    
таких стипендий реально сегодня очень много. Стипендия президента, стипендия    
президента для студентов, которые учатся на приоритетных направлениях           
подготовки, стипендия правительства, также отдельная стипендия правительства    
для студентов, которые учатся на приоритетных направлениях подготовки. Так      
что сегодня много инструментов для того, чтобы поддержать обучающихся,          
которые проявили выдающиеся способности и которые увлечены процессом            
обучения. Вот наше внимание сконцентрировано сегодня на этом.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Олег Николаевич, вы хотели и сейчас выступить, и с заключительным словом или    
мы во время заключительного слова вам добавим время? Так годится, да? Хорошо.   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"    
считает этот законопроект довольно важным, законопроект о стипендиях, но        
сегодня мы говорим о социальной помощи. Тот законопроект, который мы            
рассматриваем, в большей степени о социальной поддержке и помощи, нежели о      
мерах стимулирования качественного освоения образовательных программ.           
                                                                                
Стипендия - это мера стимулирования качественного освоения образовательной      
программы и отличной учёбы. И сегодня разные виды стипендий предусматривают     
использование именно этого понятия. Если же мы говорим о мерах социальной       
поддержки, о мерах помощи студентам, которые поступают в сложных жизненных      
условиях, то социальная стипендия сейчас и так не ниже прожиточного минимума,   
но вузы имеют право использовать свои средства от приносящей доход              
деятельности для поддержки студентов через материальную помощь, установление    
именных стипендий, факультетских и так далее, что сегодня и делают многие       
вузы и в рамках программы "Приоритет...", и в рамках стимулирования             
поступления талантливых и способных детей в вузы.                               
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, считает            
проработку данного вопроса очень серьёзной, поэтому мы предлагаем дальше        
рассматривать в рамках комитета и рабочей группы вопросы стипендиального        
обеспечения.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич.                                                     
                                                                                
Михаил Геннадьевич, от фракции?                                                 
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."    
- мне вот подсказали - ещё десять лет назад вносила аналогичный законопроект,   
и я думаю, что КПРФ тоже не первый раз вносит такой законопроект...             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Вот, совершенно верно.                                            
                                                                                
И я думаю, вы все знаете, что сегодняшнее положение, когда, скажем, аспирант    
МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова получает стипендию 3,5 тысячи          
рублей... сейчас, при нынешних ценах это, конечно, как здесь было справедливо   
сказано, "способствует" глубокому усвоению современных знаний. Ведь это в       
древности говорили, сытое... голодное брюхо, говорили тоже, к учению глухо.     
Мы понимаем, что, когда мы, вернее, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и другие фракции сейчас     
отвергнут этот проект закона, мы тем самым все вместе будем отрицать право на   
жизнь. Даже если смотреть с сугубо формальной точки зрения, игнорируя тот       
факт, что на формальный прожиточный минимум нельзя прожить даже теоретически,   
мы даже формального прожиточного минимума гражданам Российской Федерации,       
которые стремятся к лучшему, не гарантируем.                                    
                                                                                
Мы все понимаем, что, устанавливая стипендии на мизерном уровне, мы             
демонстрируем тем самым... Особенно хороша, конечно, стипендия Королёва в 15    
тысяч рублей, я просто представляю себе, как кто-нибудь из здесь                
присутствующих сможет просто прожить на эти 15 тысяч рублей в месяц, даже не    
занимаясь интеллектуальной деятельностью. И подобного рода "выдающиеся          
достижения" - это демонстрация нашего с вами отношения и к высшему              
образованию, и к специалистам, и к профессионалам, и к интеллекту как           
таковому. Причём мы это отношение демонстрируем наглядно, публично два раза     
каждый месяц или, там, раз в месяц каждому студенту, мы наглядно показываем     
студенту, мол, ты лишний здесь, в Российской Федерации, ты здесь не нужен, а    
потом удивляемся утечке мозгов. Мы всё это понимаем.                            
                                                                                
Но я хочу сказать о том, о чём большинство в этом зале... я надеюсь, все в      
этом зале, как люди воспитанные и пристойные, попросту никогда об этом не       
задумывались. Голосуя против этого законопроекта или не голосуя за него,        
мы... я верю, что вопреки своей воле, но вы будете голосовать за такое          
чудовищное явление, как студенческая проституция, потому что, лишая людей       
молодых, иногда привлекательных, средств к существованию, вы толкаете их на     
самый чудовищный путь, который только можно себе представить. О массовости      
этого явления и о развращающем влиянии, вообще, на самом деле страшно даже      
подумать. Я экономист, я сталкиваюсь, приходится сталкиваться с вещами          
чудовищными, о которых думать не приходится. Ко мне самые разные люди           
приходят с самыми разными вопросами, в том числе как к экономисту. И об этом    
стоит задуматься, я думаю, поборникам традиционных ценностей, которыми мы с     
такой гордостью сегодня являемся. Вот когда сейчас мы услышим крики "Не         
голосуем!" - пожалуйста, подумайте о тех, кому мы будем сейчас ломать жизни.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич.                              
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я категорически не согласна с высказанной    
здесь мыслью о том, что в данном законопроекте речь идёт о социальной           
поддержке, а не о стимулировании качественного образования. Естественно, этот   
законопроект о стимулировании, о получении качественного образования. Потому    
что как вы себе представляете, как должен жить студент, который успевает        
учиться на четыре и пять и который получает академическую стипендию 1967        
рублей, 2000 рублей в месяц? Он жить, существовать на это не может, он идёт     
работать. А теперь скажите, по каким специальностям можно одновременно          
учиться и работать? Это те же самые юристы, экономисты, политологи,             
психологи, тут вообще можно вот сразу работать и иногда заходить в вуз. А       
если вы хотите подготовить инженера, физика, математика, врача, то на такую     
стипендию жить невозможно и подрабатывать тоже. Поэтому получается, что у нас   
малообеспеченным выпускникам школ уготованы специальности гуманитарного и       
общественного профиля, а получение качественного инженерного образования -      
это удел детей из более-менее обеспеченных семей.                               
                                                                                
Вы говорите о том, что есть стипендии именные, - есть, но посмотрите их долю:   
в лучшем случае в совокупности это 20 тысяч, 30 тысяч стипендий, а              
академические стипендии получают 967 тысяч человек, как вы сказали, и это       
тоже, между прочим, всего-навсего треть от всех студентов, потому что часть     
учится платно, а часть их не получает.                                          
                                                                                
Теперь возьмём опыт советского времени - все помнят, ну, большая часть зала.    
Какой был минимальный размер оплаты труда в советское время? 70 рублей. Какая   
была стипендия? 40 рублей, а повышенная - 50. Какая была стипендия аспиранта?   
80 рублей. Какая была минимальная пенсия? 55 рублей. Таким образом, стипендия   
составляла 57 процентов МРОТ. Значит, если мы хотим просто продолжить опыт      
советского времени, тогда стипендию мы сейчас должны поднять минимум в 5 раз,   
то же самое касается стипендий аспирантов и академических стипендий.            
                                                                                
Теперь о том, сколько это будет стоить. Это будет стоить отнюдь не столько,     
сколько... вот тут у нас был законопроект на 7 триллионов, о том, чтобы         
раздавать всем членам семей, имеющих детей, по 10 тысяч. Нет, тут вполне        
реальные цифры, я посчитала, это до 200 миллиардов рублей в год. Может страна   
найти их? Может. Если не сразу для всех, то давайте хотя бы для тех, кто        
осваивает инженерные, технические и естественно-научные специальности.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Олег Николаевич Смолин - выступление от фракции и заключительное слово.         
                                                                                
Олег Николаевич, мы вам пока семь минут поставим, а если будет мало, добавим    
тогда время.                                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я начну с              
нелирического отступления. Возможно, выступление уважаемого Михаила             
Геннадьевича кому-то показалось текстом с большим перехлёстом, но я позволю     
себе вспомнить, как в конце 90-х годов Иван Иванович Мельников, будучи          
председателем комитета, отправил меня в Будапешт на семинар Мирового банка.     
На семинаре Мирового банка нам рассказывали, как здорово вводить платное        
высшее образование. Пока мы шли от места проведения семинара до гостиницы,      
извините, нам стали предлагать девиц на любой вкус, любого цвета кожи и так     
далее, и так далее. На следующий день я спросил уважаемых коллег из Мирового    
банка, не потому ли там так много таких девиц, что в Венгрии введено всеобщее   
платное высшее образование? Как вы понимаете, больше на такие семинары меня     
никогда не приглашали. (Оживление в зале.)                                      
                                                                                
Теперь по делу, уважаемые коллеги. Ну, прежде всего, неверно, что стипендии     
индексируются в соответствии с инфляцией. У меня нет данных за предыдущие       
годы сходу, но я ещё раз вам напомню: с 1 сентября - на 5,5 процента, в         
пересчёте на год соответственно на 1,8, официальная инфляция за прошлый год -   
7,5. Где же "в соответствии с темпами инфляции", коллеги? Да, к нашему          
законопроекту финансово-экономическое обоснование выполнено не строго в         
рублях, оно выполнено в долях увеличения бюджетных расходов. Почему, коллеги?   
Мы же понимаем, как рассматриваются законопроекты в Государственной Думе:       
законопроект мы вносили в сентябре 2021 года, сейчас 2024-й, если бы мы         
выполнили расчёты строго по 2022-му, они всё равно устарели бы, тем более что   
мы предлагаем срок вступления в силу закона теперь, конечно, с 1 января 2025    
года, с нового бюджетного года. И повторю ещё раз, мы согласны, давайте будем   
рассматривать приоритеты, и я, например, поддержал бы позицию, что, поскольку   
нам позарез нужны инженеры, начинать надо прежде всего с естественно-научных    
и инженерных специальностей.                                                    
                                                                                
Что касается разговоров о прожиточном минимуме, который получают стипендиаты    
определённых социальных категорий. Во-первых, не все, во-вторых, на первом      
курсе. А вообще-то, социальная стипендия увеличивается в полтора раза по        
сравнению с академической, и на неё вы точно так же не проживёте, будучи        
инвалидом или человеком из числа детей-сирот и так далее.                       
                                                                                
Что касается источников финансирования. Ну, конечно, это федеральный бюджет,    
коллеги, и, конечно, при данном федеральном бюджете закон нереализуем, потому   
что федеральный бюджет выполнен по формуле: вот тебе три рубля, и ни в чём      
себе не отказывай. Мы посчитали, за четыре года федеральный бюджет на           
образование вырос на 38 процентов, а инфляция - на 34. Это вы считаете          
ростом, уважаемые коллеги?                                                      
                                                                                
Что касается разговоров об именных стипендиях. Всё замечательно, только         
именные стипендии получают несколько тысяч из 4 миллионов человек. Вот и        
живите...                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, что касается вопроса Андрея Анатольевича Кузнецова.          
Абсолютно справедливый вопрос. Вот мы все говорим, что единый государственный   
экзамен увеличил доступ для ребят из провинции в московские и питерские вузы.   
Всё так, да не так: если вы из семьи с невысокими доходами, вы сюда не          
поедете, потому что уровень расходов здесь принципиально выше, чем в том        
регионе, в котором вы живёте. Поэтому, конечно, мы считаем, что стипендия, по   
крайней мере академическая, - это мера стимулирования, а стипендия социальная   
- это не просто мера социальной поддержки, это мера, которая должна             
обеспечить более равные возможности, точнее сказать, ограничение неравенства    
возможностей для студентов из семей с невысокими доходами.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы здесь регулярно слышим некие фэнтези по поводу            
гигантского роста расходов на образование. Я уже вам привёл официальные         
данные, как выглядит ситуация на самом деле. Повторю ещё раз, весь мировой      
опыт XX, XXI веков показывает: ни одна страна не произвела экономического       
прорыва без наращивания расходов на образование. Схема везде одна и та же: вы   
вкачиваете деньги в образование - получаете более квалифицированных             
работников, другого пути просто-напросто нет. И если вы думаете, что только     
стипендиями Королёва вы это сделаете, это неправильно, потому что средний       
уровень и высокое качество образования в среднем важнее, чем отдельные          
достижения.                                                                     
                                                                                
Короче, мне кажется, уважаемые коллеги, что у уважаемых коллег из партии        
власти есть три разумные модели поведения. Первое - поддержать наш              
законопроект и затем делать с ним, что они считают нужным ко второму чтению,    
здесь их абсолютное большинство. Второе - внести собственный законопроект на    
эту же тему. Нет вопросов, мы его с удовольствием поддержим, если он будет      
вести к повышению студенческих стипендий. И третье, коллеги, не изображать      
заботу о студентах, голосуя за то, что ни к чему не обязывает, ну, например     
за постановление Государственной Думы, но блокируя решения, направленные на     
реализацию того, за что все голосовали единогласно. Нельзя действовать по       
формуле "денег нет, но вы держитесь".                                           
                                                                                
Я думаю, надеюсь по крайней мере, что все оппозиционные фракции поддержат       
этот законопроект, и уверен, что не только фракция Компартии, но и другие       
фракции будут продолжать настаивать на увеличении студенческих стипендий как    
одном из факторов повышения качества нашего образования, в чём мы абсолютно     
заинтересованы.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Александр Георгиевич Мажуга.                                                    
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте, пожалуйста.                                 
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, хотел сделать лишь небольшое       
уточнение. В выступлении от фракции прозвучала фраза о том, что стипендия       
аспиранта Московского государственного университета составляет 3,5 тысячи       
рублей. Это не соответствует действительности, сегодня минимальная базовая      
стипендия аспиранта МГУ 9440 рублей. Мы не говорим, что это много, но давайте   
будем аккуратны с цифрами.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.25,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.