Заседание № 145
О проекте федерального закона № 1123777-7 "О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным проектом федерального закона, о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, определяется порядок передачи, хранения и утилизации, уничтожения изъятой из незаконного оборота табачной, никотинсодержащей продукции, а также технологического оборудования, которое используется для её производства. Ко второму чтению поступило 11 поправок, они включены в таблицу поправок, которые рекомендуются комитетом к принятию. Поправки приводят текст законопроекта, в том числе в части терминологии, в соответствие с положениями Федерального закона от 13 июня 2023 года "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства". Также определяется срок вступления федерального закона в силу и учитываются юридико-технические замечания. Комитетом данный проект федерального закона подготовлен для рассмотрения во втором чтении. Прошу проголосовать за таблицу и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 42 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом данный проект федерального закона подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все экспертизы, установленные Регламентом Государственной Думы, проведены. Комитет рекомендует и просит вас проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". На самом деле это у нас сейчас третий законопроект по никотинсодержащей продукции в целом, и это очень хорошая тенденция. Важно то, что мы законопроекты принимаем и ответственность, что называется, совершенствуем с точки зрения защиты здоровья наших граждан. Но есть пресловутая правоприменительная практика. Вот предыдущие два законопроекта были внесены правительством, а представителей правительства, которые были бы готовы услышать по ним в том числе нарекания, по тому, как это работает сегодня, к сожалению, нет. Я к чему говорю? Я хотел бы, коллеги, чтобы мы в этом вопросе не завершали свою миссию на том, что законопроект приняли, и не расходились, довольные собой. Вот пример приведу: запрет на использование кальянов в ресторанах - закон принят Думой предыдущего созыва, но, если вы в любое заведение города Москвы и любого другого города зайдёте, вы увидите, что кальяны на месте, они подаются. Тогда что получается? Зачем мы принимаем такой закон, по которому потом Роспотребнадзор недорабатывает, МВД недорабатывает? Мы приняли закон по вейпам - вот в 150 метрах от Государственной Думы выкладка вейпов работает по старой схеме. Вчера общественные активисты вызвали на место полицию и полиции говорят: отреагируйте, за это полагается штраф, значит, выпишите штраф - нулевая реакция. Сейчас отдельно обратимся к министру Колокольцеву - он здесь выступал и поддержал эту идею в целом, - с вопросом, почему на местах сотрудники полиции недорабатывают в этом направлении. Я к чему это говорю? Нужна персональная ответственность тех, кто работает на местах. Если для нас защита здоровья граждан от никотинсодержащей продукции заключается не просто в том, что вот мы, депутаты, закон приняли, если на этом наша миссия не заканчивается, то я считаю, что в рамках депутатского контроля и, если надо, депутатских расследований... Я имею в виду контрафакт и всё, что связано с табачной мафией в том числе, а это именно такая структура синдиката. Что мы видим? Нам говорят, что какие-то деньги платят в бюджет, но состав того, что в сигаретах сегодня реально находится, никто не раскрывает. Хотелось бы, чтобы те законы, которые мы сегодня здесь приняли, имели конкретно применительный характер. Мы говорим, что штрафы за контрафакт должны быть, - кто за это будет отвечать? Уже, наверное, раз двенадцать мы в Государственной Думе за два года этого созыва перед Роспотребнадзором ставили вопрос, почему они не работают по кальянной индустрии, - везде какие-то размытые ответы. Вот я хотел бы к этому в целом правительство, наверное, призвать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 05 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 1123777-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)". Доклад Алексея Борисовича Веллера. Пожалуйста. ВЕЛЛЕР А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Начиная с прошлого созыва Государственная Дума последовательно занималась вопросами, решениями, препятствующими незаконному обороту нелегальной табачной продукции на территории Российской Федерации. Представленный сегодня законопроект является очередным шагом в этом направлении. Он был внесён в Думу ещё в прошлом созыве небольшим авторским коллективом депутатов, представляющих фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и ЛДПР, от имени которого имею возможность сегодня вам его представить. Законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)" разработан в целях принятия необходимых решений, направленных на пресечение незаконного оборота табачной продукции. В настоящее время на рынке табачной продукции выявляются негативные факторы, способствующие росту объёма нелегальной дешёвой табачной продукции, находящейся в обороте на внутреннем рынке Российской Федерации, особенно в районах административной границы с государствами - членами Евразийского экономического союза. Это представляет угрозу для экономических интересов нашей страны и несёт дополнительные угрозы здоровью граждан, пользующихся этой продукцией. Рост нелегальной торговли приводит к сокращению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, к повышению ценовой доступности нелегальной табачной продукции, в первую очередь для несовершеннолетних, а также к резкому снижению уровня легальности табачного рынка Российской Федерации. В целях пресечения возможности попадания нелегальной табачной продукции на рынок, а также экономии бюджетных средств, затрачиваемых на длительное хранение такой табачной продукции, законопроектом предлагается дополнить часть третью статьи 81 УПК нормой об утилизации и уничтожении изъятой из незаконного оборота табачной продукции, табачных изделий и основного технологического оборудования для их производства по аналогии с нормой части третьей статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса об уничтожении оборудования или иных средств совершения преступления, а также с нормами законодательства Российской Федерации, предусматривающими обязательное уничтожение конфискованных товаров лёгкой промышленности и конфискованного игрового оборудования. Законопроектом также предлагается дополнить статью 82 УПК положениями о порядке хранения вещественных доказательств в виде изъятых из незаконного оборота табачных изделий, предметов и материалов, используемых для их производства. Законопроект не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддержал принятие данного законопроекта в первом чтении. Принятие вносимых изменений позволит создать дополнительные меры противодействия незаконному обороту табачной продукции. Уважаемые коллеги, прошу поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал о концепции законопроекта. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на цифры: за девять месяцев 2021 года доля незаконного оборота на рынке табачной продукции России составила порядка 12 процентов, в отдельных регионах эта цифра достигает 40-45 процентов, то есть, по сути, почти половина продукции табака - это контрафакт; из-за нелегального табака федеральный бюджет теряет практически каждый год порядка 100 миллиардов рублей. Это и экономические угрозы, ну и, конечно, вред, непоправимый зачастую, который наносится нашим гражданам. Концепция законопроекта комитетом поддерживается. Рекомендуем проголосовать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Спасибо большое. Уважаемый Алексей Борисович, затрагивает ли проект закона такой опасный сегмент, как электронные сигареты и вейпы? На рынке данной продукции тоже очень много контрафактной некачественной продукции, употребление которой приводит не только к заболеваниям, но и порой к гибели, особенно среди молодёжи и подростков. В 2020 году вейпы, электронные сигареты были приравнены к табачным изделиям. Скажите, пожалуйста, распространяется ли предлагаемый порядок утилизации, уничтожения и хранения в качестве вещдоков в том числе на электронные системы доставки никотина? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Веллеру включите микрофон. ВЕЛЛЕР А. Б. Прошу прощения, Александр Дмитриевич, отвлёкся на секунду. Можно повторить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот так так! ВЕЛЛЕР А. Б. Тысяча извинений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос: на вейпы, электронные сигареты распространяется действие вашего законопроекта? ВЕЛЛЕР А. Б. Если они нелегальные, то конечно. Если они нелегальные. Вообще, речь идёт о табачной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Чтобы не тратить время на протокольные поручения, я хотел бы вот и вопрос задать, и сразу обратиться к авторам, к профильному комитету с таким предложением: поглубже посмотрите на табачную отрасль России. Напомню, она принадлежит на 95 процентов Японии, Соединённым Штатам и Англии. Национализировать надо все фабрики немедленно - вот вам будут и контроль, и замещение, ну и справедливость. Поэтому прошу комитет поставить на повестку дня вот этот вопрос контроля за важной отраслью. Я не буду говорить про те эксцессы, которые имели место когда-то в 90-х годах с табаком. Понятно, что это был запланированный вопрос, не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я понимаю, что все устали, все уже уходить хотят, но на секундочку, коллеги, давайте сконцентрируем своё внимание на табаке. Табак сегодня является в России краеугольным камнем с точки зрения смертности. Сердечно-сосудистые заболевания, рак, онкология в целом широко распространены, и нужно не просто так вот - пробежались и ушли. Я попросил бы чуть-чуть сконцентрировать своё внимание. Вот коллеги сказали, что контрафакт составляет 12 процентов, значит, в отдельных регионах - 45, но они при этом не сказали, какой оборот табака в России за год и вообще табак ли это (вопрос второй). 280 миллиардов штук сигарет выкурено в прошлом году, и это только классические сигареты; добавьте ещё электронные вейпы, кальяны и прочее, прочее, прочее - и отсюда вы получите десятки тысяч смертей ежегодно, если не больше. И у меня здесь вопрос второй. Мы говорим: табак, табак, табак... "Бритиш Американ Тобакко", "Империал Тобакко", "Филип Моррис..." и "Japan Tobacco" (японская) - четыре корпорации, четыре транснациональные корпорации владеют 98 процентами российского рынка табака. И один конкретный вопрос давайте зададим от имени парламента, просто один вопрос: уважаемые коллеги, а в вашей продукции, вообще, табак есть? Если 280 миллиардов штук сигарет выкурено... Так, на секунду, табак - растение. Если это не химреагенты, тогда где у нас поля с табаком? Поэтому здесь нам в первую очередь надо писать "никотинсодержащая продукция", но не табачная, мы сами себя вводим в заблуждение. Мы сейчас де-юре примем закон, а де-факто он таковым не является, и ни одна табачная корпорация вам на это не ответит, потому что - вы меня, конечно, извините - плевать они хотели на наши законы. Мы с вами сидим в Государственной Думе, мы принимаем наши национальные законы. Вот у меня вода, обычная вода, которую я взял утром и пью её, и здесь, значит, написан состав этой воды. У нас есть федеральный закон о правах потребителей, где написано: каждый производитель обязан указывать состав того, что находится внутри упаковки. Вы хоть на одной пачке сигарет в России или где-нибудь в мире даже найдите состав того, что есть в пачке. Это полное игнорирование нашего национального законодательства! Вот об этом надо говорить в отношении табака. В первую очередь надо, чтоб они состав раскрыли, а уже потом разбираться с контрафактом и со всем остальным. Это всё контрафакт, от а до я! Вот такая позиция. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, представители президента, правительства? Докладчик? Заключительное слово, - Алексей Борисович, не отвлекайтесь - нет? Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 14 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Заседание № 27
О проекте федерального закона № 1123777-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия незаконному обороту табачной продукции)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы предлагаем по пункту 14 заменить содокладчика: доложит Брыкин Николай Гаврилович. Рассмотрение 24-го вопроса предлагаем перенести на 8 февраля. И просим 29-й вопрос, это законопроект первого чтения, рассмотреть после 12-го вопроса, 13-м: мы пригласили коллег из ЦИК, поэтому просим его немножко приподнять, после 12-го вопроса поставить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, подождите. Демократия - это процедуры, нормы, правила, а вы начинаете кричать. Николай Васильевич, подождите. Уважаемые коллеги, есть возражения? Есть возражения. Пожалуйста, включите микрофон Николаю Васильевичу Коломейцеву, фракция КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, мне кажется, что вот группа подрыва стабильности в стране продолжает свою работу. Нет никакой необходимости ни в ДЭГах, ни в мэгах, ни во внеучастковом голосовании, ни в досрочном голосовании. Мы считаем, что этот вопрос несвоевременен. Учитывая важность и необходимость выступления Сергея Викторовича и его занятость, надо приступать к рассмотрению повестки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте мы с вами поступим следующим образом - методом исключения. Три предложения прозвучало от Павла Владимировича Крашенинникова. У вас по двум первым предложениям, по замене содокладчика, вопросов, понимаю, нет? Нет. Соответственно, принимаются предложения. Есть у вас возражения по 29-му вопросу, о внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по переносу, так? Павел Владимирович, вы предлагаете после 12-го рассмотреть. Николай Васильевич, вы предлагаете сегодня рассматривать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оставить на том месте, где находится этот законопроект. Коллеги, учитывая порядок поступления, давайте обсудим предложение Крашенинникова. Так же как, когда вы вносите предложение снять вопрос с повестки, мы ставим его на голосование, мы обязаны в соответствии с Регламентом поставить на голосование и предложение Павла Владимировича Крашенинникова перенести рассмотрение данного вопроса. Павел Владимирович, вы на 13-ю позицию предлагаете? Пораньше, да? Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Я ещё раз повторю. С учётом того что мы пригласили коллег из ЦИК, мы предлагаем этот законопроект чуть повыше поднять и поставить после 12-го вопроса. 12-й докладывает коллега Кашин, и мы не претендуем на компетенцию КПРФ и такого замечательного комитета, но мы предлагаем поставить этот законопроект 13-м, с тем чтобы рассмотреть его с участием коллег из ЦИК. 13-м вопросом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вот у нас для этого Совет Думы существует. Когда мы берём вопрос, заведомо требующий обсуждения, начинаем вносить в повестку уже текущего заседания изменения, понятно, к чему это приводит. Приглашённые могут прийти и ко времени рассмотрения 29-го вопроса, когда до него дойдём. Но если у нас нет здесь консенсуса, мы уже даже там, где можно достичь договорённостей, начинаем изначально создавать проблемы. Это на будущее. А сейчас ставится на голосование предложение Павла Владимировича Крашенинникова перенести рассмотрение 29-го вопроса на более раннее время, поставить его в повестку 13-м. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 26 сек.) Проголосовало за 262 чел.58,2 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается решение. Вопрос передвигаем на позицию под номером 13. Пожалуйста, Парфёнов Денис Андреевич. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, о том же 29-м вопросе. Считаем, что дистанционное электронное голосование всё-таки вызвало достаточно серьёзный скандал в сентябре минувшего года. Оно увеличивает разрыв между формальными результатами выборов и реальным мнением граждан, а это особенно серьёзно в условиях международной напряжённости, когда политическая власть должна опираться на крепкую социальную базу. В этих условиях представляется целесообразным вообще не рассматривать сейчас этот вопрос. Предлагаю снять его с повестки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте заслушаем мнение профильного комитета. У нас по данному вопросу, Павел Владимирович, вы профильный комитет представляете, да? Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Это тот же вопрос, за который мы только что проголосовали... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, понятно, но опять-таки в соответствии с Регламентом мы обязаны запросить ваше мнение. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, спасибо. У нас все документы готовы, заседание комитета прошло, в соответствии с Регламентом мы его поставили сегодня на заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, а вы планируете приглашение экспертов, специалистов, кто мог бы ответить на вопросы, если они будут? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, придут коллеги из Центральной избирательной комиссии, готовы отвечать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это очень хорошо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение снять с рассмотрения вопрос, который у нас был передвинут на 13-ю позицию, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Комитет против снятия его с рассмотрения. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 54 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 222 чел.49,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: не принято Отклоняется предложение коллеги Парфёнова о снятии данного вопроса с рассмотрения в сегодняшней повестке.