Заседание № 90

01.04.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 112340-4 "О внесении изменений в статью 28 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения порядка учета страховых операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4288 по 4522 из 5153
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Закона   
Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"    
и в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской                  
ответственности владельцев транспортных средств". 30 марта мы отложили          
рассмотрение законопроекта в связи с отсутствием докладчика, он отсутствует у   
нас и сегодня. Содоклад сделает член Комитета по кредитным организациям и       
финансовым рынкам Александр Павлович Коваль. Пожалуйста, Александр Павлович.    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным        
организациям и финансовым рынкам рассмотрел обсуждаемый сегодня проект          
закона. Авторами законопроекта предлагается ввести определение понятия          
"статистическая информация" в закон об обязательном страховании                 
автогражданской ответственности. В то же время в соответствии с Федеральным     
законом от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите         
информации" и постановлением Госкомстата Российской Федерации от 15 июля 2002   
года официальная статистическая информация является частью государственных      
информационных ресурсов, формируемых в соответствии с федеральной программой    
статистических работ. Таким образом, определение данного понятия не относится   
к предмету регулирования закона "Об обязательном страховании гражданской        
ответственности владельцев транспортных средств".                               
                                                                                
Целесообразность предложенных авторами проекта федерального закона изменений    
в пункт 2 статьи 28 Закона "Об организации страхового дела в Российской         
Федерации" в части отдельного учета операций по страхованию автогражданской     
ответственности владельцев транспортных средств также вызывает сомнения.        
Почему? В соответствии с пунктом 1 статьи 28 указанного закона страховщики      
обязаны вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую и иную отчетность    
в порядке, установленном органом страхового надзора. Приказом Министерства      
финансов Российской Федерации № 113н "О формах бухгалтерской отчетности         
страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора" данные    
об операциях по обязательному страхованию ответственности владельцев            
транспортных средств уже выделены из общего объема страховых операций           
страховщиков. В дополнение к сказанному следует отметить, что статья 29         
Закона "Об организации страхового дела..." обязывает страховщиков               
опубликовывать свои бухгалтерские балансы после получения аудиторского          
заключения в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на   
территории, на которой страховщики осуществляют свою деятельность. Поэтому      
нецелесообразно введение обязанности ежегодного опубликования страховщиком      
статистической информации в целях дополнительной прозрачности деятельности      
страховых компаний, так как законом "Об обязательном страховании гражданской    
ответственности владельцев транспортных средств" уже предусмотрено требование   
о ежегодном официальном опубликовании, причем после обязательной аудиторской    
проверки, годового отчета и годового бухгалтерского баланса профессионального   
объединения автостраховщиков. Предоставление сведений только о количестве       
договоров, количестве наступивших страховых случаев и о количестве              
произведенных выплат (заметьте: не о сумме выплат, а о количестве страховых     
выплат), то есть только по трем показателям, не позволит автовладельцу          
сделать вывод о надежности страховой организации, о ее финансовой               
устойчивости, как пишут авторы в пояснительной записке, для этого нужно         
гораздо больше данных, и они содержатся в утвержденных Минфином формах.         
Обязанность официального опубликования ежегодных статистических данных об       
обязательном страховании возложена на Федеральную службу страхового надзора     
статьей 8 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности       
владельцев транспортных средств". Если всё же поставить задачу опубликовывать   
эти данные, то это нужно делать в каждом субъекте Российской Федерации,         
поскольку у страховщиков в каждом субъекте есть филиалы. В реестре значится     
сто семьдесят страховщиков, занимающихся этим видом страхования, - то есть      
получается пятнадцать тысяч публикаций в год. Кто такой массив информации       
будет читать?                                                                   
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, Комитет по кредитным организациям и финансовым       
рынкам рекомендует Государственной Думе отклонить обсуждаемый проект            
федерального закона.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Желающие          
выступить? Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич.                               
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В последний наш выезд в     
регионы я специально встречался с автовладельцами в Староминском районе         
Краснодарского края и, как говорится, почувствовал всю силу "любви"             
автовладельцев к этому закону. Вопрос такой: когда же вы хоть что-нибудь по     
этому закону сделаете? Ну не секрет, что закон этот, об ОСАГО, - один из        
самых скандальных законов последнего времени, в значительной степени он         
использовался и используется в том числе и для политических спекуляций.         
Наверное, вы не забыли, что в последние месяцы работы прошлой Думы, то есть     
Думы третьего созыва, по-моему в сентябре, были выдвинуты сразу пять проектов   
законов, из которых некоторые были приняты в первом чтении, но до               
сегодняшнего дня (а уже второй год работы Думы нового состава) они дальше       
первого чтения так и не продвинулись.                                           
                                                                                
Средства массовой информации приводят статистику: за год собрано страховыми     
компаниями 48 миллиардов рублей, выплачено страховых премий 18 миллиардов,      
свободный остаток, соответственно, 30 миллиардов рублей - вроде бы ничего       
рентабельность, но никто этого не подтверждает и не опровергает. В то же        
время в пояснительной записке к этому законопроекту говорится, что, по мнению   
страховых компаний, рентабельность обязательного страхования неуклонно падает   
и скоро может стать отрицательной. Естественно, автовладельцы другого мнения:   
тарифы должны быть значительно снижены. Вот поэтому авторы этого                
законопроекта и предлагают: сделайте ситуацию прозрачной, публикуйте в          
средствах массовой информации данные о том, сколько собрали, сколько            
выплатили, сколько осталось. Ну что тут вредного и кому это мешает? Причем      
для автовладельцев такая информация - это, естественно, возможность свободы     
выбора и условие доверия страховым компаниям. Но оппоненты авторов              
законопроекта, а именно Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам   
считает, что нельзя его принимать. Причем доводы какие? Вот смотрите: в         
законопроекте, который мы рассматриваем, определяется термин "статистическая    
информация", а в постановлении Госкомстата Российской Федерации № 154 от 15     
июля 2002 года используется понятие официальной статистической информации,      
являющейся частью государственных информационных ресурсов, значит, нельзя       
использовать понятие "статистическая информация", потому что есть уже понятие   
"официальная статистическая информация". Можно приводить и другие аргументы     
комитета в обоснование необходимости отклонить законопроект, которые тоже, по   
нашему мнению, недостаточно убедительны. Может быть, на фоне общей социальной   
вредности для большинства автовладельцев вот этого закона об ОСАГО - а          
фракция Компартии Российской Федерации всегда выступала против него и           
голосовала против принятия этого закона, - так вот, может быть, на этом фоне    
предлагаемые поправки, в общем-то, ничего принципиально и не меняют в этом      
законе, но все-таки мы считаем их полезными. Поэтому фракция Компартии          
Российской Федерации поддерживает этот законопроект и проголосует за его        
принятие. Спасибо за внимание.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гришуков Владимир Витальевич.                                                   
                                                                                
Только, пожалуйста, больше рук не поднимайте, было поднято только две руки.     
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Позицию фракции уже высказали, поэтому я сейчас хочу высказать свою позицию.    
Ровно год назад в этом зале я собирал подписи, - кто-то помнит, наверное, - и   
мы эти подписи, подписи девяноста четырех депутатов, отправили в                
Конституционный Суд. Через год, в этом году, 22 марта, Конституционный Суд      
рассматривал эту проблему. Решения, правда, нет, сказали, что будет через       
месяц, так что посмотрим, как решит Конституционный Суд. Ну а по сути           
следующее хотел сказать.                                                        
                                                                                
То, что у нас политика монетизации в социальной сфере и либерализации в         
экономике продолжается, - это мы понимаем. То, что сегодня принято на уровне    
президента, по крайней мере, решение о том, чтобы, скажем так, дать право       
тем, кто в свое время наворовал, награбил... так сказать, простить им, - это    
тоже уже понятно. Три года дают срок, и всё на этом. Но в данном случае я       
хотел сказать о законе, поправки к которому мы сейчас рассматриваем,            
следующее. В принципе то, что этот закон дает возможность всем силовым          
структурам государства, используя свою мощь и средства, лоббировать интересы    
частных компаний, - вот в чем, так сказать, его изюминка. Уже сказано было,     
что 48 миллиардов вытащили из карманов рядовых граждан Российской Федерации.    
Этот закон, по большому счету, не предоставляет права выбирать. Вот я хочу      
застраховать свой автомобиль, я иду страхую и знаю, что государство в этом      
плане поддержит, выплатит мне ущерб, если кто-то не захочет этого делать.       
Нет, абсолютно по-другому ставится проблема известным законом, о котором мы     
сегодня говорим. Поэтому действительно парадоксальная ситуация возникает.       
Почему-то сегодня мы принимаем такие законы, которые лоббируют интересы         
частных компаний, а они должны, на мой взгляд, прежде всего отвечать            
интересам большинства граждан Российской Федерации. Но этого пока нет.          
                                                                                
Что касается данного законопроекта. В какой-то мере он действительно дает       
возможность сделать более прозрачными те сборы, которые, так сказать,           
вытаскивают сегодня из карманов граждан. И довод, который привел уважаемый      
докладчик, что надо публиковать тогда в каждом субъекте... Да, действительно    
так и сказано в проекте закона, что статинформацию в средствах массовой         
информации в том числе надо публиковать и на территории, на которой             
осуществляется деятельность страховщиков. Об этом и идет разговор. Пусть люди   
посмотрят, сколько денег у них вытащили из карманов, сколько им вернули в       
итоге. Я уж не говорю о сложностях, которые возникают, когда этот закон         
применяется на практике, когда столкнулись, например, два автомобиля - это в    
лучшем случае, а бывает еще и хуже - и надо собрать кучу документов. Об этом    
почему-то мы тоже не говорим.                                                   
                                                                                
Я буду голосовать за этот законопроект, но в целом мы, конечно, должны еще      
раз задуматься о том, что происходит в нашем родном государстве Российском. И   
я обращаюсь к парламенту, большинство которого составляют представители         
"Единой России": ну давайте в конце концов все-таки действовать в интересах     
большинства граждан, а не частных компаний, стратегических собственников, как   
было сказано. Это, наверное, не тот подход, которым мы, парламентарии, должны   
руководствоваться в стенах Государственной Думы.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шелищ Пётр Борисович.                                                           
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В отличие от выступавших    
до меня депутатов я, как и фракция "Единая Россия", поддерживал и поддерживаю   
закон об ОСАГО, считаю, что введение обязательного страхования гражданской      
ответственности автовладельцев - мера в целом полезная и для самих              
автовладельцев. Но тем обиднее, что вынужден признать справедливость вот той    
критики, которая сейчас звучала. Она абсолютно справедливая. Действительно,     
люди слышат, читают, что сборы компаний, занимающихся обязательным              
автострахованием, в несколько раз превышают их расходы. На вопросы никто        
внятно не отвечает, возможности выбирать между такими компаниями у людей нет,   
потому что нет объективной информации, какое соотношение между приходом и       
расходом у каждой из них. Это совершенно неправильно и вызывает справедливую    
критику, а мы не делаем очень простых вещей, что в наших силах и что,           
собственно, попытались сделать авторы этого законопроекта.                      
                                                                                
Единственное, как мне кажется, замечание или единственная претензия со          
стороны комитета, о чем стоит говорить, - это то, что в соответствии с          
приказом Минфина они и так обязаны отчитываться, представлять отчетность в      
надзирающий орган, а этот орган обязан ее публиковать. Но, во-первых, он ее     
публикует в обобщенном виде, когда вы не можете увидеть, каковы показатели      
каждой конкретной компании, во-вторых, это публикуется в издании, которое       
практически недоступно подавляющему большинству граждан, в-третьих, это         
делается на основании приказа Минфина, а значимость вопроса требует, на наш     
взгляд, на взгляд авторов законопроекта, его законодательного решения.          
                                                                                
Мы считаем, что есть у комитета и вполне справедливые претензии по тексту       
законопроекта, которые легко учесть в ходе доработки ко второму чтению, в       
частности вопросы определения статинформации. Снимем его, или комитет снимет    
это определение, оно там не нужно, что-то уточним. В принципе убежден в том,    
что мы сделали бы полезное дело, работающее на самом деле на утверждение        
принципов и буквы закона об обязательном автостраховании. Призываю коллег       
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители правительства и президента не хотели бы высказаться? Нет.         
Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу    
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               50 чел.11,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     52 чел.                                          
Не голосовало                 398 чел.88,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 89

30.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 112340-4 "О внесении изменений в статью 28 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения порядка учета страховых операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1793 по 1800 из 4759
Пункт 7 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
статью 28 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в         
Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об обязательном страховании        
гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад депутата   
Государственной Думы Петра Борисовича Шелища. Докладчика нет. Законопроект      
сегодня с повестки дня снимается, а в следующий раз можем рассматривать без     
докладчика.                                                                     
                                                                                

Заседание № 82

18.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 112340-4 "О внесении изменений в статью 28 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения порядка учета страховых операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3522 по 3534 из 5405
ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прошу перенести обсуждение     
пункта 18, по которому я являюсь докладчиком, в связи с отсутствием отзыва      
правительства. Полагаю, что нам надо его дождаться и доработать с учетом        
замечаний.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений по данному              
предложению? Касается пункта 18 порядка работы, автор просит перенести          
рассмотрение. Нет возражений, соглашаемся.