Заседание № 83
О проекте федерального закона № 1122498-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости". Приоритетный законопроект ЛДПР. Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект направлен на устранение несправедливости в отношении работающих пенсионеров. Мы часто слышим, что работающие пенсионеры несправедливо получают свою пенсию без учёта индексации. Мы уже много лет боремся в Государственной Думе с тем, чтобы эта норма из пенсионного законодательства ушла. К сожалению, пока не встречаем правительственной поддержки, поэтому вопрос всё ещё стоит. Но, кроме одной несправедливости, работающие пенсионеры встречаются ещё и с другой несправедливостью, речь идёт о перерасчёте пенсий. Работая, пенсионер зарабатывает дополнительные страховые баллы, и 1 августа каждого года работающему пенсионеру пересчитывают пенсию в сторону увеличения из-за дополнительно заработанных страховых баллов. Если речь идёт не про пенсионера, то любой другой гражданин может заработать максимум 10 баллов в год, работающий же пенсионер может заработать максимум только 3 балла в год. В пенсионном законодательстве существует искусственное ограничение, что, на наш взгляд, несправедливо. Если перевести на деньги, то с учётом стоимости одного балла около 100 рублей получается, что перерасчёт пенсии работающему пенсионеру может быть максимум 300 рублей с копейками в месяц, сколько бы он ни получал. Хотя может быть обеспечено до 1 тысячи рублей дополнительного заработка для работающего пенсионера. Мы предлагаем нашими законопроектами - и предыдущими, и этим - устранять несправедливости в отношении работающих граждан. Мы должны быть благодарны работающим пенсионерам, потому что за них платится подоходный налог, взносы в социальные фонды. Это совершенно другое качество жизни и продолжительность жизни, и должна быть возможность дополнительного заработка, чтобы потратить его на лечение, на оздоровление. Если люди готовы работать, мы должны благодарить, а не демотивировать или побуждать их идти на разного рода ухищрения. Вы знаете, что из-за неиндексации те работающие пенсионеры, которые могут, в декабре увольняются, а в январе опять трудоустраиваются и начинают получать пенсию с учётом индексации. Но данный законопроект не содержит норм, которые устраняют или решают вопрос возврата индексации пенсии работающим пенсионерам, здесь речь идёт о полноценном перерасчёте пенсий для тех работающих пенсионеров, которые сегодня работают и это заслужили. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Викторовны Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В настоящее время в соответствии с федеральным законом № 400-ФЗ значение индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемого при перерасчёте страховых пенсий работающих пенсионеров, действительно ограничено - не более 3 баллов для тех, кто не формирует пенсионные накопления застрахованных лиц. Вместе с тем для застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами, максимальное значение, как уже было сказано докладчиком, составляет 10 баллов. И это является основным препятствием для принятия решения по данному законопроекту, потому что согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта повлечёт дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, однако сам законопроект не содержит положений, определяющих источники и порядок нового вида расходных обязательств. Правительство Российской Федерации также высказывает замечание о необходимости определения источников финансирования предусмотренных расходов и не поддерживает законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта и обращает внимание в своём заключении на отсутствие источников финансирования и порядка исполнения соответствующих расходных обязательств, а также на дату вступления закона в силу - 1 июля 2021 года. Кроме того, Счётная палата не поддерживает законопроект, также обращает внимание на необоснованность расчётов авторов законопроекта, которые учитывают на полугодие 2021 года количество пенсионеров в 5,4 миллиона, а необходимые средства - в 5,6 миллиарда рублей. Как подчёркивает Счётная палата, такой расчёт не подтверждён никоим образом и не предусматривает в соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующего финансирования. Правовое управление Аппарата Госдумы также не поддерживает законопроект. На законопроект поступило 45 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов. Поддержали законопроект органы государственной власти двух субъектов Российской Федерации, органы государственной власти четырёх субъектов Российской Федерации законопроект не поддерживают, остальные мнения считаются невыраженными. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Светлана Викторовна, правильно ли я понимаю, что дискриминация работающих пенсионеров заключается не только в отказе от индексации их пенсий - с особо циничными и заведомо ложными измышлениями о том, что при советской власти они вообще пенсий не получали бы, - но и в части более чем трёхкратной дискриминации при начислении пенсионных баллов? И правильно ли я понимаю, что вы, правительство и Счётная палата считаете правильной эту дискриминацию пенсионеров, которые вынуждены "благодаря" нашей социальной политике работать, чтобы не умереть с голоду? БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Михаил Геннадьевич, поскольку я выступаю здесь от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, разрешите сначала выразить позицию комитета. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года № 1139-О "По жалобе гражданина Тупицына Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав...", вы можете рассмотреть его, это как раз в части индексации пенсий работающим пенсионерам, здесь достаточно массивное заключение... И при этом Конституционный Суд - думаю, мы имеем право ему доверять, - выносит заключение, что здесь нет нарушения конституционных прав, то есть нет дискриминации, как вы утверждали в своём вопросе. Кроме того, здесь Конституционный Суд как раз подчёркивает, что "продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения. Однако подобная дифференциация не может затрагивать права как на соответствующий вид социального обеспечения, поскольку часть 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации не делает оговорок на этот счёт, так и на индексацию пенсии". Проще говоря, Михаил Геннадьевич, если мы говорим о том, что пытаемся выразить через определение Конституционного Суда, то, к примеру, с каждой 1 тысячи рублей мы с вами 160 рублей относим на индивидуальный страховой счёт на пенсионное обеспечение. При этом представьте себе ситуацию, что мы 160 рублей начинаем тратить на себя... Что касается работающих пенсионеров, мы понимаем, за них работодатель уплачивает страховой взнос и одновременно из этих же солидарных средств они получают свою пенсию. Так вот, мы начинаем тратить эти 160 рублей, но, когда мы перестаём зарабатывать 1 тысячу, мы говорим: дайте нам ещё 160 рублей, потому что мы работали. С одной стороны, да, можно сказать, что Конституционный Суд... Кстати, это международное пенсионное законодательство, достаточно небольшое число стран принимает решение о выплате пенсий работающим пенсионерам. Вместе с тем мне, как гражданину, как депутату, который имеет право выражать свою позицию, кажется, что если принято решение выплачивать пенсию работающим пенсионерам, то и индексация её должна производиться. Вопрос: в том же размере, как и неработающим, или в другом размере? Но в любом случае - вы знаете, что и Президентом Российской Федерации было дано соответствующее поручение, - сегодня, наверное, не время и не место обсуждать этот вопрос, поскольку, вы знаете, мы уже приняли как соответствующий бюджет социального фонда, так и федеральный бюджет на 2023 год, он является дефицитным, дефицит - 2,9... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Или всё уже? БЕССАРАБ С. В. Нет, я готова. Коллеги, мы с вами просто не найдём средства, а делать, как в 90-х годах, когда, извините, на бумаге были очень хорошие законы, но реализовать их было невозможно, - это, ну, наверное, просто, скажем так, неразумно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемая Светлана Викторовна, не делал ли ваш комитет либо Счётная палата расчётов по поводу того, сколько взносов было уплачено работающими пенсионерами, на которые не были получены пенсионные права? Ведь если гражданин работает, получает 130 тысяч рублей в месяц, ну, врач, допустим, взносы уплачиваются со всех 130 тысяч, а ему учитывают пенсионные права так, как будто его заработная плата 39 тысяч, соответственно, посчитайте, с 90 тысяч он заплатил взносы, которые не создали пенсионные права. Вот каков объём этих взносов за предшествующие годы? БЕССАРАБ С. В. Оксана Генриховна, с большим уважением отношусь к вашим знаниям в области пенсионного обеспечения. Действительно, вы обращаете внимание сейчас на очень актуальный вопрос, а именно на то, что этот законопроект касается в основном тех работающих пенсионеров, которые получают достаточно высокую зарплату, потому что, скажем так, низкооплачиваемые работники не могут сформировать сегодня свыше 3 пенсионных баллов объективно в силу низкой заработной платы, вы пояснили это в своём вопросе в том числе. Так что мы сейчас рассматриваем вопрос в отношении высокооплачиваемых работающих пенсионеров. Вместе с тем, действительно, на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов мы задавали такой вопрос представителю Счётной палаты и получили от него заверение, что ближе к концу этого года они готовы - ну, вообще говорилось о ноябре, но пока мы не видим результатов, - представить на рассмотрение комитета и на рассмотрение в принципе всех депутатов Государственной Думы своё заключение по оценке регулирующего воздействия, скажем так, решения по прекращению индексации пенсий работающим пенсионерам начиная с 2016 года. Какие именно вопросы мы задавали? С учётом того что с 2016 года у нас из 15 миллионов работающих пенсионеров осталось 8,5 миллиона, те, кто ушёл, они все ушли, что называется, навсегда или часть из них всё-таки ушла в тень, не выплачивает страховые взносы? Сколько мы на этом потеряли, на самих страховых взносах в бюджет Российской Федерации и в бюджеты Пенсионного и социального фондов? Кроме того, мы хотели бы увидеть, каковы сейчас наши возможности, в случае если работающие пенсионеры выйдут из тени и начнут выплачивать полностью страховые взносы. Ну, то есть это такой достаточно объёмный будет материал, мы с вами обязательно им поделимся и пригласим на соответствующее обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, я немножко поработала, наверное, за Счётную палату, поэтому могу вам сказать, что начиная с 2015 года, ну, с первого года, когда перерасчёт был не на полный объём уплаченных взносов, работающие пенсионеры заплатили 2,34 триллиона взносов в совокупности, на которые не были сформированы пенсионные права. Говорить о том, что это касается только высокооплачиваемых пенсионеров неправильно. Без ущерба и в полном объёме пенсионные права формируются только для двух 20-процентных групп работников, это 40 процентов работников, которые получают заработную плату ниже, чем та, которая даёт в эквиваленте 3 балла. Всем остальным - 60 процентам работающих пенсионеров - недоплачивают, не формируют на их взносы пенсионные права. Разница, ну, естественно, есть. По верхней 20-процентной группе работающий пенсионер за вот это время, с 2015 по 2022 год включительно, потерял 4189 рублей. Тот, кто получал меньше, соответственно, и потерял меньше. Это очень большие суммы. Вы посчитайте, за счёт отмены индексации, уже с учётом той индексации, которая была в 2022 году, она была больше 19 процентов, потери работающего пенсионера составляют сейчас около 8 тысяч рублей. Прибавьте ещё 4 тысячи для высокооплачиваемых в верхней процентной группе - это 12 тысяч. Вот 12 тысяч рублей - потери работающего пенсионера. Это нарушает не только принцип социальной справедливости, но и страховой принцип. Как это так, вы платите взносы в полном объёме, а вам учитывают либо треть, либо половину? То есть это нарушение полностью страхового принципа. Почему-то у нас получается, что работающие пенсионеры просто доноры Пенсионного фонда. С вознаграждений членов советов директоров страховые взносы не начисляются, с опционов тоже не начисляются - очень много доходов, с которых взносы не начисляются. А вот с работающих пенсионеров взносы начисляются, при этом пенсионные права не учитываются. Я полностью поддерживаю данный законопроект. А если тут что-то непонятно с корректными расчётами, то, пожалуйста, я вам всем их предоставлю, в помощь авторам данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Цунаева Елена Моисеевна, пожалуйста. ЦУНАЕВА Е. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, делает всё для того, чтобы защитить интересы наших граждан. Но рассматриваемый законопроект имеет отрицательные заключения и правительства, и Счётной палаты, а сами авторы законопроекта не указали источников финансирования непосредственно. Это говорит о том, что законопроект практически не проработан. Брать на себя безответственные решения, поддерживать на первый взгляд, безусловно, социальный законопроект мы, как партия, просто не имеем права. Оксана Генриховна, безусловно, как уже Светлана Викторовна сказала, очень знающий специалист и привела сейчас достаточно внушительные цифры, но у нас есть уполномоченные организации, наше правительство, Счётная палата, которые дали отрицательные заключения, и поэтому брать на себя обязательства выше, чем у этих организаций, мы, по сути, не имеем права. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает против данного законопроекта, поскольку мы не готовы отвечать перед нашими избирателями за законопроекты, не обеспеченные финансовыми средствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 23 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 53
О проекте федерального закона № 1122498-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части увеличения максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчёте страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Спасибо. Просьба рассмотрение 23-го вопроса перенести на следующую неделю, а о 24-м вопросе от комитета доложит Терентьев вместо Бессараб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Принимается решение по вопросам 23 и 24.