Заседание № 38
14.04.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1122376-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд; внесён Московской областной Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4010 по 4735 из 8319
Рассматриваем два альтернативных законопроекта, пункты 11.1 и 11.2. Пункт 11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Евгения Ивановича Елина. Пожалуйста. ЕЛИН Е. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В настоящее время нами организован мониторинг исполнения контрактной системы, и по результатам мониторинга мы, к сожалению, наблюдаем, что участились случаи неисполнения заказчиками своих обязательств по оплате товаров (работ, услуг). В последнее время этот процесс начал носить массовый характер, по данным Генеральной прокуратуры, совокупный объём долга по государственным и муниципальным контрактам составляет более 32 миллиардов рублей. Нарушение сроков является серьёзным ущемлением прав добросовестных предпринимателей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по контракту. В настоящее время за такие нарушения применяются только меры гражданско-правовой ответственности в виде пени, но начисление пени является правом поставщика, и правом этим он пользуется достаточно редко, поскольку находится в зависимости от заказчика. Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на повышение финансовой дисциплины участников закупок, снижение издержек поставщиков при исполнении контракта. Законопроект предусматривает установление административной ответственности должностных лиц заказчиков за нарушение срока оплаты по государственным или муниципальным контрактам. В качестве санкции за такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а при повторном нарушении - дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до двух лет. Предусмотренная административная ответственность будет применяться по решению органов финансового контроля и носить персональный характер, при этом в случае отсутствия вины за вышеуказанное правонарушение должностное лицо заказчика будет освобождаться от ответственности. Законопроект согласован надлежащим образом, одобрен Генеральной прокуратурой и общественным движением "Народный фронт "За Россию". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альтернативный законопроект, пункт 11.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Московской областной Думы Николая Ивановича Черкасова. Пожалуйста. ЧЕРКАСОВ Н. И., представитель Московской областной Думы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" подготовлен Московской областной Думой ещё в прошлом году и направлен на повышение ответственности государственных и муниципальных заказчиков за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в части соблюдения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Представитель правительства совершенно справедливо указал на ситуацию, которая складывается в этой сфере, - по нашим оценкам, по данным того мониторинга, который мы проводили, более чем в 90 процентах случаев такие задержки имеют место. Существующее законодательство, как вы уже слышали, не в полной мере регулирует эту ситуацию, поэтому нашим законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях новым составом административного правонарушения: установить административную ответственность государственных и муниципальных заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В отличие от законопроекта, представленного правительством, мы в нашем законопроекте предлагаем расширить коридор штрафных санкций, то есть не от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, опять-таки исходя из той правоприменительной практики, которая сложилась на территории нашего субъекта - Московской области, исходя из пожеланий судейского сообщества, их практики. Мы считаем, что расширенный коридор штрафных санкций позволит более объективно оценивать те непростые, зачастую очень сложные в юридическом плане случаи, когда происходит задержка оплаты или вообще не оплачиваются товары (работы, услуги). Рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях, как, в общем-то, и в правительственном законопроекте, предлагается возложить на контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации. С введением нового состава предлагается также внести соответствующее изменение в статью 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, установив давность привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение сроком в один год. Принятие этого закона, на наш взгляд, позволит повысить эффективность исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных государственным, муниципальным контрактом, в части соблюдения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. А теперь содоклад по обоим законопроектам сделает член Комитета по государственному строительству и законодательству Евгений Евгеньевич Марченко. Пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Нам представлены два законопроекта, они идентичны - оба направлены на борьбу с коррупцией. Комплекс мер по борьбе с коррупцией у нас уже имеется, конечно, основные меры прописаны в Уголовном кодексе, а сейчас мы борьбу с коррупцией усилим ещё и административным наказанием. Авторы законопроектов перед вами уже выступили, доложили о своих инициативах, я лишь хочу некий такой сравнительный анализ провести, отметить, в чём между нами различия. Прежде всего это касается санкций: в законопроекте, который представлен правительством, санкции жёстче, там низший предел санкций больше - от 30 тысяч до 50 тысяч, а в законопроекте, представленном Московской областной Думой, - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, вот это первое различие. Второе различие: в законопроекте, внесённом Правительством Российской Федерации, есть норма о том, что в случае повторного нарушения и привлечения должностного лица к административной ответственности по данной статье наказанием для него будет дисквалификация. С учётом вот этих обстоятельств, этих различий комитет рекомендует поддержать законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. В пояснительных материалах говорится о массовом характере нарушений в плане оплаты, вместе с тем нет объяснений и глубокого анализа природы этих нарушений: связаны ли они с недобросовестным исполнением своих полномочий должностными лицами, или всё-таки есть какие-то другие причины? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Иванович. ЕЛИН Е. И. К сожалению, наиболее распространённая причина - это просто злоупотребление властью либо ненадлежащее исполнение заказчиками своих должностных обязанностей. Дело в том, что заключение контракта в настоящий момент - при казначейском исполнении бюджета - возможно только после доведения лимитов, тогда финансово контракт обеспечен. Завершение контракта определяется подписанием акта сдачи-приёмки выполненных работ, и после того как акт подписан, должен быть произведён платёж в установленные договором сроки. Нарушение сроков бывает крайне редко: ну, какой-то сбой в казначейской системе может произойти, но, в общем, такие случаи носят единичный характер, а всё остальное - это либо по злому умыслу, либо из-за недобросовестного исполнения, просто нарушения заказчиками своих должностных обязанностей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. У меня два вопроса. Первый вопрос - Евгению Ивановичу Елину. В своём докладе вы сообщили, что данную инициативу поддерживает "Народный фронт". При всём уважении к "Народному фронту" хотелось бы понять, почему более чем из трёхсот тысяч зарегистрированных в Минюсте некоммерческих организаций, которые являются представителями третьего сектора, вы выделили именно эту? Тысячи других организаций занимаются и вопросами госзакупок, и вопросами антикоррупционной профилактики - скажите, пожалуйста, не считаете ли вы такой выбор некорректным? И второй вопрос - Евгению Евгеньевичу Марченко. Инициатива Мособлдумы была внесена в прошлом созыве, инициатива правительства - в этом созыве. Законопроекты имеют один и тот же предмет регулирования, различаются лишь санкциями, очевидно, что во втором чтении оба они будут правиться, и норму об ответственности за так называемый рецидив можно будет добавить в законопроект, который внесла Мособлдума, наши коллеги-депутаты. Учитывая, что не так часто принимаются инициативы региональных парламентов, может быть, имело бы смысл их поддержать с учётом того, что всё-таки они были первыми, кто поднял эту тему?.. (Микрофон отключён.) ЕЛИН Е. И. Ну, я готов, конечно, признать некорректность, которую я допустил в своём выступлении, - я отметил только одну общественную организацию, хотя с этим обращалось большое количество общественных организаций - и, конечно, приношу за это извинения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, внесение законопроекта, представленного правительством, вызвано именно необходимостью урегулирования данной ситуации, и он, по моему мнению, полностью соответствует этой задаче, то есть даже, на мой взгляд, он не требует каких-либо дополнений. Московской областной Думой законопроект был внесён раньше, это, видимо, было в прошлом созыве, но тогда почему он не был принят? Я за работу депутатов прошлого созыва, разумеется, отвечать не могу и не буду. Кроме того, я считаю, что, наверное, необходимо было время, для того чтобы помониторить ситуацию, посмотреть, как работает 44-й закон, а он был принят в 2014 году, и сейчас, как раз через два с лишним года, нам уже картина ясна, тем более что правительство, министерства этим вопросом занимались, они мониторили ситуацию, у них есть статистика. И думаю, что вот именно сейчас пришло время принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Иванович, вопрос вам. Ну вообще, наличие финансовых лимитов не всегда является свидетельством того, что деньги есть на самом деле, но вопрос я хотел задать следующий: подобная норма административной ответственности существует уже в отношении государственного оборонного заказа - насколько эффективная она оказалась в том случае? Это же как бы прямая проекция на нынешнее законодательство. ЕЛИН Е. И. Ну вот, по нашей оценке, задержек по осуществлению платежей при гособоронзаказе в случае надлежащей сдачи и приёма работ существенно меньше, то есть у нас такие случаи носят вообще единичный характер - именно это и послужило мотивацией инициативы, которую вы сегодня рассматриваете. То есть мы сравнивали сроки платежей по гособоронзаказу и сроки платежей за уже выполненные работы вне гособоронзаказа - результат не в пользу негособоронзаказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Евгений Иванович, вот то, что законопроектом предлагается повысить ответственность заказчика путём привлечения его к административной ответственности в случае нарушения срока и порядка оплаты товаров, - это, несомненно, посыл очень хороший, в то же время у нас установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение условий договора поставки - неисполнение условий договора влечёт различные штрафы, выплату неустойки. Вопрос: как вы думаете, если гражданско-правовые меры ответственности не могут гарантировать своевременную оплату, а там штраф зависит от суммы поставки, то разве штраф всего в 30 тысяч рублей будет дисциплинировать заказчика, побудит его соблюдать условия договора? Я про размеры. ЕЛИН Е. И. Всё дело в том, что на сегодняшний день действительно предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде уплаты пеней, но процесс взыскания пеней с технической и с временной точек зрения является достаточно тяжёлым. У заказчика должен быть источник, то есть в смете заказчика средства на уплату пеней должны быть предусмотрены; если они заранее не запланированы, то заказчик должен изыскать источник, ввести строчку и предусмотреть ресурсное обеспечение под эти пени, в противном случае, если это не предусмотрено, подрядчик должен обратиться в суд, получить исполнительный лист и так далее, и тому подобное. То есть это очень долгая и тяжёлая процедура, которая может длиться значительное количество времени. Это во-первых. Во-вторых, поставщик, как правило, находится в сильной зависимости от заказчика, особенно если вопрос связан с авансированием и с оплатой аванса по договору, с принятием этапа, и поэтому, конечно, он предпочитает не начислять пени, а решать проблему каким-то иным способом - либо терпеть, либо искать альтернативные способы, что является питательной средой для очень серьёзных злоупотреблений и коррупционных проявлений. В-третьих, пени уплачиваются за счёт сметы заказчика, а вот административная ответственность - это наказание в отличие от гражданско-правовой ответственности, применяемое непосредственно к должностному лицу, то есть он уплачивает вот эти 30-50 тысяч рублей из собственного кармана, что, на наш взгляд, является куда более чувствительной для него лично мерой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Евгений Иванович, предлагаемые правительством меры, конечно же, должны дисциплинировать заказчиков и уменьшить риски для поставщиков, но для существенного ограничения возможностей заказчиков по манипулированию условиями контрактов с целью отсечения так называемых не своих поставщиков очень важным представляется широкое и массовое введение типовых контрактов и типовых условий контрактов. Как обстоят дела именно в этом направлении? ЕЛИН Е. И. Я абсолютно согласен с оценкой, что введение типовых контрактов является очень важной мерой, которая позволит повысить качество контрактной системы. На сегодняшний день типовые контракты вводятся, их разрабатывают органы федеральной власти, отвечающие за нормативно-правовое регулирование в каждой сфере, то есть по строительству вводит Минстрой, по социальным контрактам вводит соответствующее министерство. Такие контракты на сегодняшний день вводятся. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание: вот эта норма, о которой мы сегодня говорим, предусматривает, что формально контракт выполнен, то есть работы выполнены, акты подписаны, сроки надлежащие соблюдены - нет невыполнения, просто нарушаются условия контракта. К сожалению, введение типового контракта эту проблему не решит, потому что можно нарушать как типовой, так и нетиповой контракт. Мы говорим о нарушении условий контракта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Евгений Иванович, на мой взгляд, нормы должны быть симметричны для всех участников процесса. На противоположном, скажем так, конце находятся предприниматели, которые несут совершенно другую ответственность в случае, если они не выплачивают заработную плату, вы знаете о том, что предусмотрена уголовная ответственность, их могут лишить возможности заниматься определённой деятельностью и так далее. И если не предлагаются такие же, скажем так, драконовские меры ответственности для чиновников - например, сажать их в тюрьму за неуплату, - может быть, тогда имеет смысл разработать симметричные меры на противоположном конце? То есть если по причине задержки, неуплаты предприниматель не можем выплатить заработную плату, то он освобождается от административной, от уголовной ответственности, и тогда всё будет симметрично. ЕЛИН Е. И. Наверное, этот вопрос выходит за рамки именно контрактной системы, это больше философский вопрос, который затрагивает Налоговый кодекс, его решение регулируется другими законами - вряд ли имеет смысл увязывать его с данным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Иванович, это важный, нужный закон, с помощью которого, может быть, когда-то будет наведён порядок между своими и чужими поставщиками, чтобы не было ситуаций, о которых мы постоянно здесь говорим, когда есть одна ручка, один стул, и они выигрывают конкурс на поставку той или иной продукции, а после этого поставка срывается - и что потом делать заказчику, если сорваны поставки, а необходимо выполнять договорные обязательства? В 44-м законе есть понятие единственного поставщика, но бывают ситуации, при которых единственный поставщик не может поставить продукцию, - может быть, нужно ввести положение, которым заказчику даётся право после неисполнения поставщиком услуг осуществлять закупку на своё усмотрение, чтобы выполнить контрактные условия? ЕЛИН Е. И. Представленный законопроект затрагивает только один частный, узкий случай, суть заключается в следующем: есть поставщик, который надлежащим образом заключил контракт, выполнил все условия договора, подписаны акты приёма-сдачи работ, а вот платёж не прошёл. Мы в данном законопроекте рассматриваем только один очень узкий случай, все остальные проблемы, ну, вряд ли можно решить в одном законопроекте, устранить все недостатки, которые обнаруживаются в правоприменительной практике исполнения законодательства о контрактной системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В. Евгений Иванович, наверное, с законопроектом можно согласиться, но в целом следует признать, что он не решает в полном объёме существующую сегодня проблему с неплатежами. В связи с этим у меня вопрос: прорабатываются ли какие-то механизмы, защищающие предпринимателей от подобной проблемы, например система обязательных аккредитивов или ещё что-то подобное, что гарантировало получение платежей предпринимателями? При наличии таких механизмов, наверное, необходимость введения какой-то дополнительной административной ответственности отпала бы. И ещё. Я глубоко убеждён, что любое ужесточение приводит к поиску обходных путей, в том числе и здесь не исключён такой сценарий, когда государственные, муниципальные заказчики начнут в государственных, муниципальных контрактах записывать нечёткие формулировки относительно порядка и сроков оплаты. В связи с этим, может быть, имеет смысл посмотреть и поработать над корректировкой самого закона "О контрактной системе...", предусмотрев в нём чёткие и понятные условия относительно оплаты товаров (работ, услуг)? ЕЛИН Е. И. На наш взгляд, такие условия предусмотрены, определены, есть один документ, который является основанием для платежа, - это акт выполненных работ, базовый документ, подписывая который заказчик соглашается с тем, что работы выполнены с надлежащим качеством, в надлежащие сроки, никаких замечаний и претензий нет. Я не могу согласиться с предположением, что есть какие-то другие... На сегодняшний день мы не видим каких-то других причин неисполнения заказчиками своих обязательств по платежам, за исключением субъективных, того, о чём мы говорим. У нас возникает другое опасение - мы прогнозируем, к чему нужно готовиться, и готовим соответствующие изменения: предполагается, что мы, скорее всего, столкнёмся с фактами неподписания актов приёма-сдачи работ, то есть заказчик под разными предлогами будет выдвигать всё новые и новые требования и не принимать уже выполненные и предъявленные к принятию работы. Здесь один из способов противодействия, о котором коллега уже сказал, - это введение типовых контрактов, ну и ещё целый ряд мер, которые мы в ближайшее время предполагаем принять, чтобы не допустить возможности для заказчика заниматься волокитой и не подписывать акты по уже выполненным работам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Иванович, у нас сегодня достаточно много муниципальных образований, где есть кадровый голод, имеют вакантные должности, на которых, к сожалению, некому работать. За повторное нарушение данной нормы вы предлагаете устанавливать дисквалификацию на срок от одного года до двух лет - не приведёт ли это к ещё большему дефициту кадров, в первую очередь в муниципальных образованиях? ЕЛИН Е. И. Я хотел бы обратить внимание на механизм, на то, как должна работать эта норма: в первую очередь фиксируется факт нарушения, после фиксации возбуждается административное дело, его возбуждают органы финансового контроля, и только в том случае, если установлена вина конкретного должностного лица, применяются санкции. Почему введена норма о дисквалификации? Бывают очень крупные контракты, и тогда наказание в виде штрафа в размере 30-50 тысяч рублей несоизмеримо с теми возможностями, которые может получить злоупотребляющее должностное лицо. Для того чтобы пресечь такие случаи, введена дисквалификация, но эта мера будет предлагаться по решению органов финансового контроля с учётом всех возможных обстоятельств и последствий принятия такого решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Барышев Андрей Викторович. БАРЫШЕВ А. В. Уважаемый Евгений Иванович, достаточно часто бывает так, что заказчик при исполнении контракта рассчитывает на консолидированный бюджет: федеральный, региональный, местный, но иногда, несмотря на то что деньги в бюджете вроде бы заложены, по факту их нет. Не приведёт ли принятие закона к тому, что, перестраховываясь, заказчик будет в принципе оттягивать проведение конкурса и сорвёт какие-то сезонные поставки, сезонные контракты? ЕЛИН Е. И. Во-первых, заказчик в любом случае получает ассигнования из того бюджета, к которому относится по подведомственности. Во-вторых, заказчик имеет право, как я уже сказал, заключать контракт только после того, как принят бюджет и до него доведены лимиты, а мы предполагаем, что если лимиты доведены - сбоев у нас, в общем-то, в этой практике нет, - то и платежи будут осуществлены, поэтому такую проблему на сегодняшний день не чувствуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Евгений Иванович, безусловно, этот закон подвинет нас всех вперёд, наверняка многие должностные лица заслуживают привлечения и к административной, и к дисциплинарной ответственности, но как быть с теми должностными лицами, главами муниципалитетов, которые не по своей вине задерживают оплату? Мы прекрасно понимаем, что многие муниципалитеты являются дотационными, и они, подписав контракт, но не получив финансовые средства сверху, становятся заложниками ситуации. Как вы считаете, как быть по отношению к ним? ЕЛИН Е. И. Здесь ситуация достаточно простая: наказание возникает только в том случае, если установлена персональная вина конкретного должностного лица, то есть санкции возникают не по факту, а по вине. В том случае, о котором вы упомянули, если нет персональной вины заказчика, он ничего не нарушал, по какой-то причине до него не были доведены ассигнования, он технически не мог выполнить условия контракта, не мог оплатить, то здесь и наказание, соответственно, не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Евгений Иванович, уважаемые коллеги! Бесспорно, данную сферу надо регулировать, данную сферу надо контролировать, и я хотел бы высказать свою точку зрения, может быть, свои опасения, которые, дай бог, чтобы не оправдались, но тем не менее. Вы в своём докладе говорили, что при проведении анализа львиная доля нарушений была связана с превышением должностных полномочий. В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за эти деяния - это статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" Уголовного кодекса, но мы сейчас прописываем ответственность за все эти вещи также в Кодексе об административных правонарушениях - вот как бы не получилось так, что этим законопроектом мы создаём механизмы, чтобы должностных лиц, наоборот, спасать от уголовной ответственности? Структуры финансового контроля, про которые вы говорили, будут принимать индивидуальное решение, что, предположим, то или иное должностное лицо нарушило закон, вы его будете привлекать к ответственности, но как бы не получилось - понятно, что два раза привлечь к ответственности за одно и то же нарушение, на мой взгляд, не совсем правильно - так, что должностное лицо уйдёт от уголовной ответственности? Вы его будете привлекать к административной ответственности, разумеется, с отстранением от занимаемой должности. Вот здесь хотелось бы услышать пояснения по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никонов Вячеслав Алексеевич. Ошибка? Да. Бугера Михаил Евгеньевич, пожалуйста. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, в ходе обсуждения говорили, что оба законопроекта концептуально едины, и звучал вопрос, почему Думой прошлого созыва не был принят законопроект, внесённый Московской областной Думой. К сожалению для представителей Московской областной Думы, их законопроект был внесён 9 июля 2016 года, то есть под самый занавес работы Думы прошлого созыва, и пока наш созыв осваивал наследие, доставшееся нам от предшественников, подоспел правительственный законопроект. Вот, в общем-то, только это хотелось отметить. Хотя мы наверняка проголосуем за более глубоко проработанный правительственный законопроект, но работа Московской областной Думы, конечно, тоже заслуживает высокой оценки в данной части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Карамышев Виктор Николаевич. КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект имеет важное значение с нескольких точек зрения. Во-первых, проект имеет значение с точки зрения защиты прав предпринимателей, исполнителей муниципальных и государственных контрактов. В последние годы неисполнение обязательств заказчиками по госконтрактам приняло массовый характер, из-за задержек с выплатами предприниматели вынуждены брать кредиты для расчёта с контрагентами. Только вдумайтесь: по данным Генеральной прокуратуры, на середину 2016 года государственные структуры задолжали предпринимателям свыше 32 миллиардов рублей, а только за один прошедший год прокуроры внесли порядка 4 тысяч представлений в целях устранения нарушений заказчиками своих обязательств. Во-вторых, законопроект поможет бороться с коррупционными схемами в сфере государственных и муниципальных закупок, когда взятки и откаты прикрываются якобы имеющейся недостаточностью финансовых средств, когда угроза несвоевременного расчёта является формой вымогательства отката у исполнителя или поставщика, когда бюджетные средства вместо расчёта с поставщиками товаров (работ, услуг) до последнего момента, до конца года, крутятся в банках. И в-третьих, усиление персональной ответственности должностных лиц заказчика за неисполнение обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) окажет серьёзное дисциплинирующее воздействие и поможет сэкономить бюджетные средства. Должностные лица заказчика нередко нарушают бюджетное законодательство и заключают договоры на сумму, превышающую доведённый объём денежных средств, или бездействуют при формировании доходной части бюджета, что оборачивается недостатком средств и неспособностью выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам, а государство тем временем вынуждено выплачивать большие штрафы или пени по судебным решениям, вынесенным по искам предпринимателей о взыскании задолженности по госконтрактам. С учётом сказанного считаю, что мы должны принять тот законопроект, который предложен правительством, так как там более полно рассмотрены вопросы наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Мы считаем чрезвычайно важным внести в закон нормы об ответственности должностных лиц, для того чтобы уменьшить злоупотребления в этой сфере. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание - сегодня в выступлениях и тогда, когда коллеги задавали вопросы, они уже акцентировали на этом внимание - на то, что если мы вводим ответственность за несвоевременную оплату подписанных актов, то не можем исключить, что вот эти злоупотребления переместятся в сферу подписания самих актов. Вы уже сказали, что одной из мер может быть создание типовых контрактов, - хотелось бы, чтобы ко второму чтению или к третьему чтению мы всё-таки получили информацию, как правительство планирует это делать и в какие обозримые сроки. У нас есть такая норма: ко второму чтению вы представляете необходимую информацию - хотелось бы её получить. Ну и хотелось бы поблагодарить вас за очень внятные ответы, за позицию - в общем-то, скажем так, не всегда представители правительства так глубоко разбираются в вопросе. И ещё об одном хотелось сказать. Здесь уже говорили: когда предприниматель по вине заказчика, именно госзаказчика, не может рассчитаться по налогам, по заработной плате, в отношении него возникает уголовная ответственность, а ответственность заказчика - даже с учётом того, что вы сейчас предлагаете, - в общем-то, не очень серьёзная, хотя дисквалификация, мы согласны, норма серьёзная. Может быть, всё-таки стоит это посмотреть, стоит продумать? Я понимаю, что это не является предметом рассмотрения этого законопроекта, но тем не менее мы обращаемся к вам, как к представителю Правительства Российской Федерации, чтобы вы подумали о тех случаях, когда, например, исполнитель заказа, госконтракта по вине чиновников не может выполнить обязательства перед бюджетом, - ну, какая-то смягчающая норма должна быть, то есть в этих случаях нужно освобождать предпринимателя от ответственности, и там ведь тоже дисквалификация предусмотрена. Здесь нужна, скажем так, ваша позиция. И ещё одно замечание, сегодня об этом уже говорили: если есть инициатива субъекта Федерации на ту же тему, то почему её не рассматривали? Это уже, наверное, больше вопрос к комитету. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. Выступление от фракции. СЫСОЕВ В. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего законопроекта - это ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В пояснительной записке уже сказано, что, по информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей вследствие неисполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) по государственным и муниципальным контрактам, подчёркиваю, носит массовый характер. Действительно, очень хорошо, что сегодня мы этот законопроект рассматриваем, наверное, многие вопросы он снимет в последующем, когда будет принят. При этом ни в пояснительной записке, ни на заседании комитета не приводились никакие цифры, никакие сведения о том, какие же государственные заказчики массово нарушают у нас соответствующий федеральный закон, в каких регионах и муниципалитетах закон не работает, где имеют место массовые задержки по оплате госконтрактов. Мы понимаем, что неисполнение государственными заказчиками финансовых обязательств по контракту в регионах влечёт негативные социально-экономические последствия: в частности, как уже было сказано, это срыв обязательств перед контрагентами, это возникновение долгов по налогам и, наверное, самое страшное - это возникновение долгов по оплате труда, что приводит к массовым невыплатам, что приводит в последующем к возбуждению уголовных дел и к наказанию вроде бы добросовестных подрядчиков. Безусловно, любое неисполнение обязательства по контракту влечёт за собой негативные последствия, но, уважаемый Евгений Иванович, вопрос: проводился ли анализ причин неисполнения государственными и муниципальными заказчиками обязательств по госконтрактам, была ли проведена аналитическая работа, что привело всё-таки к неисполнению обязательств, что носит массовый характер? Если бы он проводился, то, конечно, результаты анализа должны были бы содержаться в пояснительной записке - видимо, этого не сделано. Из практики понятно, что основная причина, и коллеги сегодня об этом уже говорили, кроется в простом: часто у государственного заказчика просто нет средств на то, чтобы заплатить по государственным и муниципальным контрактам, и причина этого проста - недофинансирование, отсутствие средств в том или ином бюджете. Давайте рассмотрим вопрос в юридической плоскости. Федеральный закон "О контрактной системе..." имеет сложный характер и регулирует два самостоятельных правоотношения: первое - это правоотношение, связанное с организацией самих конкурентных процедур, цель которых простая - заключение контракта; второе - это правоотношение по исполнению контракта. Так вот, исполнение контракта лежит исключительно в плоскости гражданского права - и об этом сегодня тоже говорилось, - о чём прямо говорит и сам федеральный закон № 44-ФЗ, и статьёй 34 данного закона предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение заказчиком обязательств по контракту, в том числе и обязательств по оплате, - значит, эта статья не в полной мере работает, значит, в том числе и здесь нужно вносить поправки в законодательство. Если проанализировать КоАП Российской Федерации, станет понятно, что по всем составам правонарушений в сфере госзакупок, кроме, наверное, статьи 7.32.1, установлена ответственность именно за нарушения в части организации конкурентных процедур, за деяния, направленные на заключение контракта, но не за деятельность сторон по его исполнению. Считаю, что, следуя логике законопроекта, нужно также установить административную ответственность и поставщиков, и подрядчиков за нарушение сроков и условий исполнения контракта, ведь это носит не менее массовый характер, чем нарушение обязательств со стороны именно государственного заказчика. Неисполнение контракта поставщиками представляет, наверное, даже большую общественную опасность, потому что это влечёт за собой неэффективное расходование внебюджетных средств. За примерами далеко ходить не нужно, буквально год назад с этой трибуны я поднимал тему медицинских долгостроев в стране. Вчера пришло сообщение, стало известно, в том числе из средств массовой информации, что в Орловской области по одному из долгостроев - по многофункциональному комплексу областной клинической больницы в городе Орле - наконец-то возбуждены уголовные дела, и теперь ищут, куда пропало свыше 130 миллионов рублей. Или вот долгострой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в городе Нижневартовске, где уже почти седьмой год строится мегаобъект на 1 тысячу 100 коек. Надеюсь, Генеральная прокуратура и Следственный комитет всё-таки всерьёз займутся расследованием вопроса, кто виноват и почему так долго строится объект, а в результате люди до сих пор не могут получить хорошую, качественную медицинскую помощь. Введение предлагаемой ответственности всё-таки не минимизирует риски поставщика, поскольку от установления ответственности деньги на счетах у государственных и муниципальных заказчиков не появятся, а проблема недофинансирования сама по себе не решится. При решении вопроса об улучшении платёжной дисциплины заказчика в первую очередь необходимо всё-таки проанализировать особенности бюджетных отношений в части финансирования конкретных бюджетных учреждений и унитарных предприятий и направить усилия на их совершенствование и развитие. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, но всё же хотел бы отметить, что необходимо, чтобы и Министерство экономического развития, и Минфин - два органа федеральной исполнительной власти сегодня отвечают за исполнение в стране закона о контрактной системе - провели глубокий и всесторонний анализ причин неисполнения финансовых обязательств государственными и муниципальными заказчиками. С учётом российских особенностей при применении предлагаемой нормы о дисквалификации, когда отсутствуют кадры в ряде территорий, - эту тему коллеги сегодня тоже поднимали - страна может столкнуться с проблемой отсутствия ответственных должностных лиц со стороны заказчика, так как большинство из них может быть дисквалифицировано, ведь все объяснения, что есть смягчающие обстоятельства, связанные с отсутствием денег, очень часто, к сожалению, правоохранительными органами не будут приниматься во внимание. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Представители президента и правительства? Нет. Докладчики? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, эти два законопроекта голосуются как альтернативные. Ставится на голосование законопроект под пунктом 11.1, внесённый Правительством Российской Федерации. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Ставится на голосование законопроект под пунктом 11.2, внесённый Московской областной Думой. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 06 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Триста девяносто восемь "за". Покажите результаты по пункту 11.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 28 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Восемьдесят пять "за". Принимается законопроект под пунктом 11.1. Законопроект под пунктом 11.2 отклоняется. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, больше не надо: больше половины голосов депутатов уже набрано - законопроект под пунктом 11.1 принимается в первом чтении.