Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств - членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Алексея Николаевича Изотова. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект по допуску на российский рынок филиалов иностранных страховых компаний, имеющих право на осуществление страховой деятельности на территории членов ВТО, готов к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Нет никого. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 06 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 351
О проекте федерального закона № 1120950-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств - членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект направлен на реализацию обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию. Данные обязательства предполагают разрешение на участие на российском страховом рынке филиалов иностранных страховых компаний. Таким образом, данный законопроект устанавливает режим функционирования филиалов иностранных страховых компаний на российском рынке. Мы в рамках разработки данного законопроекта установили целый ряд требований. Это такие требования: страховой депозит в размере 300 миллионов рублей, то есть равный размеру капитала, который требуется для открытия собственной страховой компании; ограничение по капиталу участников российского страхового рынка, с тем чтобы иностранный капитал не превышал 50 процентов; ответственность должностных лиц филиалов страховых компаний и так далее, с тем чтобы максимально уравнять статус тех компаний, которые действуют у нас на законных основаниях с открытием юридического лица, и филиалов, которые юридического лица не имеют. Таким образом, данный законопроект, с одной стороны, исполняет обязательства, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках присоединения к ВТО, а с другой стороны, обеспечивает равные условия конкуренции как для филиалов, так и для тех, кто работает в России с открытием юридического лица. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Изотова. Пожалуйста. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Дополню немножко основной доклад Алексея Владимировича. У нас есть перечень международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с присоединением к Всемирной торговой организации, и с 22 августа 2021 года мы должны будем разрешить коммерческое присутствие на территории нашей страны иностранных страховых компаний путём создания их филиалов. Действительно, в проекте закона есть ряд требований и ограничений для иностранных страховых компаний, это и право на осуществление страховой деятельности на территории стран - членов ВТО; это и требования к опыту страховой деятельности - должен быть такой опыт не менее пяти лет или не менее восьми лет, если иностранная страховая компания занимается страхованием жизни; также требования по сумме активов; требования к лицензированию; требования к аккредитации тоже прописаны в самом законопроекте. Также мы вводим ограничения деятельности иностранных страховых компаний: они не имеют права заниматься обязательными видами страхования, за исключением ОСАГО, а будут заниматься добровольными видами страхования и перестрахованием. Алексей Владимирович по поводу гарантийного депозита уже сказал. Ещё дополню, что устанавливается квота для таких филиалов, - иностранной страховой компании может быть отказано в регистрации филиала на территории Российской Федерации в случае превышения пятидесятипроцентной квоты. Сама квота рассчитывается так, чтобы капитал иностранных компаний не мог превышать пятидесятипроцентный размер суммарного капитала российских страховых компаний. Вводятся требования к квалификации и деловой репутации сотрудников компаний с определённым функционалом - к руководителям, к заместителям руководителей, к главным бухгалтерам, к тем специалистам, которые занимаются внутренним аудитом. Также вводятся требования по информационным обязанностям размещения информации в сети Интернет, по системе внутреннего контроля, по внутреннему аудиту и членству в саморегулируемой организации. И законопроектом устанавливаются основания для назначения временной администрации иностранной страховой организации, при этом указанные основания являются более жёсткими по сравнению со страховыми компаниями российскими. Принятие и реализация предлагаемых положений позволят исполнить обязательства Российской Федерации в рамках членства в ВТО, создав сопоставимые условия деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, расширить перечень страховых услуг и их доступность. Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию данного законопроекта и просит его поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, вы знаете, что иностранные платёжные системы контролируют фактически три четверти всего нашего денежного рынка. Не боитесь ли вы, что с допуском иностранных страховых компаний наш страховой бизнес вообще окажется неконкурентоспособен и этот рынок они захватят с удовольствием? Хотя и сегодня "СОГАЗ", насколько мне известно, тоже офшорная компания. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, по поводу платёжных систем. Вы знаете, что мы на этом пути достигли значительного прогресса в последние несколько лет. Совершенно точно, что ещё пять лет назад иностранные системы составляли 100 процентов, так что мы движемся, и доля платёжной системы "Мир" и других отечественных платёжных систем неуклонно увеличивается, и мы будем, конечно, работать над тем, чтобы она увеличивалась и дальше, стала доминирующей. Что касается страховых компаний, иностранные страховые компании имеют право войти на российский рынок и сейчас. Всё, что меняется, - мы разрешаем им входить без образования юридического лица, просто открывая филиал. При этом, как я уже сказал и как сказал Алексей Николаевич, регулирование, которое предусматривается данным законопроектом, обеспечивает все возможности для Центрального банка осуществлять надзорные действия, в случае если страховые компании будут вести себя нехорошо на нашем рынке. Плюс, уже непосредственно отвечая на ваш вопрос, предусмотрено сохранение квоты на участие иностранных страховых компаний на нашем рынке: она не должна превышать 50 процентов, не важно, какая у них форма - филиал или юридическое лицо. Так что, я думаю, такие риски, скорее всего, не реализуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Алексей Владимирович, мы принимали поправки к Конституции и говорили, что решения Конституционного Суда выше, чем некоторые решения Европейского Суда по правам человека, в то же время здесь, когда мы говорим о ВТО, полное равенство и даже подчинение. Нет ли здесь определённого правового противоречия? И потом, мы знаем, что сам договор о ВТО - это более 24 страниц с приложениями, так вот, он переведён с английского языка на русский? И если не переведён, то кто его в стране читал, то есть кто изучал-то этот документ? И, конечно же, вопрос о том, а кто, собственно, входит в состав правления ВТО? Спасибо. МОИСЕЕВ А. В. Да. Спасибо большое. Прежде всего, это обязательство, которое мы сами на себя взяли добровольно, поэтому противоречий я здесь не вижу. Что касается того, кто читал. Я, честно говоря, не знаю, кто читал. Могу сказать, кто писал, - писали его коллеги из Министерства экономического развития и Министерства иностранных дел. Это всё утверждалось на высшем уровне, собственно говоря, принимался даже закон о вступлении в ВТО, поэтому ваши коллеги - депутаты, которые действовали в тот момент, это всё поддерживали и, я предполагаю, также и читали, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бахарев Константин Михайлович, пожалуйста. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект федерального закона и отмечает следующее. Законопроект направлен на реализацию международных обязательств Российской Федерации в части защиты прав получателей страховых услуг, защиты конкуренции и создания равных условий для субъектов страхового дела. Проектируемые нормы расширят перечень страховых услуг и их доступность для потребителей, что позволит, на наш взгляд, страховому рынку функционировать более эффективно. Что касается тех опасений, которые высказали коллеги - Николай Васильевич Коломейцев и коллега из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", - представитель правительства совершенно справедливо напомнил, что, во-первых, законопроектом устанавливается квота в 50 процентов для филиалов иностранных страховых компаний, а во-вторых, для иностранных участников рынка вводятся ограничения на виды страхования. В частности, они смогут работать только с добровольными видами страхования и перестрахованием. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В некотором смысле это продолжение десятиминутки. Давайте вспомним, в какие временные рамки подписывались нами эти соглашения: соглашение по ВТО - это 2012 год, Парижское соглашение по климату - это 2015 год. И сейчас мы видим, как против нас ведётся, нам практически объявлена экономическая война, я уж не говорю об идеологических моментах, военных аспектах. То есть многое изменилось - мы же вот сейчас принимаем законопроект, который позволит вторгнуться компаниям на правах коммерческих организаций, причём сказано, что будет обеспечен этим компаниям, этим филиалам режим наибольшего благоприятствования. Вот хотелось бы услышать, что скрывается за этой формулировкой "наибольшего благоприятствования"? Это во-первых. Во-вторых, эти филиалы наделены гораздо большими материальными ресурсами, у них гораздо больше опыт, исторический опыт ведения страхового дела. И не подвергаем ли мы свою индустриальную мощь, свои сырьевые запасы большому риску, о чём говорил Николай Васильевич? Вот сейчас мы разбирали - работала комиссия по фактам вмешательства - работу фирмы "ТикТок", вы знаете, недавно она наделала шуму, к суициду провоцировала нашу молодёжь. Мы заявляем и спрашиваем в режиме "онлайн": "Вы у нас зарегистрированы в качестве юридических лиц? Как-то вы присутствуете - какие-то меры, значит, правового характера мы можем применять в отношении вас?" - "Нет, ничего подобного, мы в Сингапуре". Вы понимаете, мы сейчас опять должны очень внимательно отнестись в том числе к подобным действиям! Я не призываю вас однозначно занимать позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", это дело осознания каждого из вас, но вот эти моменты, когда имеются двойные стандарты, они настораживают. Они настораживают хотя бы потому, что вот сейчас нам тоже предстоит участвовать в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы. Казалось бы, задыхаетесь в условиях пандемии, смертность достигает во многих странах сотен тысяч человек, но в то же время в повестке дня наших уважаемых политических оппонентов первый вопрос - проблема "героя нашего времени" Навального, вторая проблема - условия жизни крымско-татарского населения, хотя мы знаем, сколько сделано на фоне того, что было в условиях украинского, значит, диктата там. То есть эти политические моменты являются очень настораживающими при решении даже вот этого, казалось бы, экономического вопроса. И я скажу, что, конечно, мы вынуждены сейчас исполнять свои соглашения, но вот коллега говорил, что надо с учётом конституционных рамок сейчас по-другому смотреть и на эти вопросы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.