Заседание № 85

08.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 111938-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части расширения перечня условий предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счёт средств фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5677 по 5926 из 6917
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14          
Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального    
хозяйства". Государственная Дума Астраханской области предоставила              
возможность представить законопроект депутату Государственной Думы Валерию      
Владимировичу Прозоровскому, но он просит рассмотреть законопроект без своего   
участия. С докладом выступит заместитель председателя Комитета по               
строительству и земельным отношениям Хесин Михаил Яковлевич.                    
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Яковлевич.                                                   
                                                                                
ХЕСИН М. Я., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предусматривается внесение изменений в        
статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию                
жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которыми при                 
предоставлении финансовой поддержки за счёт средств фонда предлагается          
исходить из площади многоквартирных домов, находящихся в управлении частных     
управляющих организаций либо управляемых товариществами собственников жилья,    
а не из количества таких домов.                                                 
                                                                                
Следует отметить, что отношения, связанные с управлением многоквартирными       
домами, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации. Объектом           
управления в соответствии с жилищным законодательством является                 
многоквартирный дом. В этой связи действующая редакция Федерального закона "О   
Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", так же как    
и Жилищный кодекс Российской Федерации, оперирует понятием "управление          
многоквартирным домом". Расчёт доли ТСЖ и частных управляющих организаций,      
исходя из площади многоквартирных домов, не будет являться достоверным          
показателем проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на что   
направлено создание фонда. При предлагаемом подходе условия предоставления      
финансовой поддержки фактически будут нивелированы, поскольку в данном случае   
достаточно будет создать товарищество собственников жилья в отдельных домах с   
большим числом квартир, а не внедрять эффективные способы управления            
многоквартирными домами повсеместно.                                            
                                                                                
На законопроект получен отрицательный отзыв правительства. Комитет              
рекомендует отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Яковлевич.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Михаил Яковлевич, вы достаточно хорошо знаете эту тему, и,     
наверное, не нам вам говорить, что сегодня большинство жителей                  
многоквартирных домов не удовлетворены ни качеством обслуживания, ни            
ценами... И самое интересное, что у нас происходит... Это у меня было в         
прямом эфире: звонили люди, которые вообще потерялись, не понимают, кто чем и   
как управляет, так как в ТСЖ, которое уже при сдаче существует, ни одного       
собственника жилья ещё не вошло. Надо ли всё-таки каким-то образом              
законодательно изменить действующую систему и оказать вот этой системе,         
которая сегодня у нас есть, помощь, в том числе и государственную?              
                                                                                
ХЕСИН М. Я. Вы правы. Нет предела совершенствованию. И закон, конечно, надо     
улучшать, но то, что предлагают наши коллеги, - это не проходит. Я считаю,      
что надо управлять именно домами, а не метрами.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ещё один вопрос. Шурчанов Валентин Сергеевич, ваш вопрос.                       
                                                                                
Нет, нет, не уходите, Михаил Яковлевич, вам вопрос.                             
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Михаил Яковлевич, вопрос такого порядка. Давайте       
возьмём пример из жизни - лесные посёлки, районные центры: деревянные           
одноэтажные двухквартирные дома, вход с одной стороны, с другой стороны. Вот    
они считаются тоже многоквартирными домами или нет? Как быть с ними?            
                                                                                
ХЕСИН М. Я. Конечно, если, допустим, там четыре квартиры, - это                 
многоквартирный дом.                                                            
                                                                                
Но какие-то нормы в законопроекте надо менять, какие-то поправки надо,          
конечно, вносить, учитывая вот эти маленькие дома, такое маленькое жильё. Но    
всё равно главным должен быть дом, не метры, а дом.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Два человека. Максим Станиславович Рохмистров и     
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, давайте по одному, уже времени-то...                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, эта проблема на самом деле волнует          
большинство граждан, живущих в нашей стране. У нас отсутствует как таковая      
система регулирования тарифов в этой области. То есть установлены какие-то      
тарифы субъектами, по каким-то вопросам установлены, по каким-то не             
установлены, но в итоге в той же Москве разброс цен, будем так говорить, от     
тысячи рублей до 20-30 тысяч рублей по некоторым домам. И не всегда             
выставляемые цены соответствуют уровню предоставляемых услуг. Собственно        
говоря, вот эту структуру никто никак не регулирует. Сами жильцы постоянно      
создают какие-то инициативные группы. Посмотрите телевизор: у нас при наличии   
ТСЖ и управляющей компании всегда найдётся инициативная группа, которая будет   
недовольна. Надо сказать, во время кризиса это раскачивает ситуацию.            
                                                                                
В то же время у нас существуют монопольно высокие цены на электроэнергию,       
газ, услуги по воде и отоплению, монопольно высокие. Многие субъекты, чтобы     
скрыть это и тот факт, что повышаются цены, пытаются создать единую платёжную   
систему, возложив ответственность на управляющие компании. То есть если до      
подъёма региональными монополистами вот этих самых цен на услуги - на           
электричество, воду и так далее - существовали разнесённые платёжи, то          
сегодня пытаются всё воткнуть в один, чтобы жители высказывали своё             
недовольство этой управляющей компании либо сами себе, если создаётся ТСЖ.      
Собственно говоря, это уже происходит, конфликты пока носят локальный           
характер, но в ближайшем будущем они будут иметь всё более серьёзные            
масштабы.                                                                       
                                                                                
Решение этого вопроса нельзя откладывать на завтра, на послезавтра, потому      
что сегодняшнее схлопывание доходов населения очень сильно начинает бить        
людей по карманам. А когда бабушка посчитает, сколько она обязана платить за    
квартиру и сколько ей прибавили из бюджета, ей станет плохо и она поймёт, что   
кефир, который она пила, ей уже покупать не на что. Поэтому необходимо срочно   
принимать меры, поддерживать этот законопроект и во втором чтении его           
дорабатывать. Ведь у нас были прецеденты, когда мы даже концепцию меняли,       
потому что процедура подготовки нового законопроекта, его внесение,             
рассмотрение на годы затягивается. Проблему надо решать, иначе по всем она      
ударит очень больно в самое ближайшее время, уже осенью.                        
                                                                                
Я думаю, что, может быть, стоило бы поддержать инициативу субъекта, который,    
наверное, уже достаточно остро почувствовал эти проблемы. К этому нужно         
приложить ещё и износ основного фонда в жилищно-коммунальном хозяйстве, скоро   
мы начнём, извините, захлёбываться фекалиями, и выступления жителей в           
кризисной ситуации совсем не улучшат положение дел в нашей стране.              
                                                                                
Для ускорения решения вопроса, может быть, стоило бы поддержать этот            
законопроект, а во втором чтении внести изменения, возможно, даже изменить      
какие-то концептуальные положения, чтобы тем самым сократить срок внесения,     
рассмотрения и так далее нового законопроекта, потому что до осени мы никак     
его не успеем рассмотреть, и даже если его внесут сейчас, то мы в осеннюю       
сессию его не рассмотрим. То есть мы сначала наедимся проблем, а потом будем    
их мужественно решать. Я предлагаю хоть один раз превентивный шаг               
Государственной Думе сделать, решить проблемы до того, как они выплеснутся на   
улицы, до того, как по нашим улицам пойдут бабули, стуча в кастрюльки.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Романов Валентин Степанович.                                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, фракция Компартии поддержит законопроект,     
внесённый Государственной Думой Астраханской области. Несколько слов о          
ситуации, о том, как она развивается.                                           
                                                                                
Ровно год назад, в феврале - апреле 2008 года, мне довелось четыре раза на      
пленарных заседаниях Думы поднимать вопрос о том, что 1 мая истекает тот        
срок, установленный в Жилищном кодексе и вытекавших из него законах, когда      
жители ещё имели право сами выбирать, проводят они реформу ЖКХ, создают они     
ТСЖ или переходят на договорные отношения с управляющими компаниями.            
Последний раз, если вспомнить, я обратился к Председателю Думы с прямым         
призывом позвонить президенту (оставалось восемь дней) и сказать, что мы в      
тупик зайдём. Не услышали. Прошли месяцы. В декабре 2008 года по России         
системой ТСЖ оказалось охвачено 7 процентов жилья, системой управляющих         
компаний - 14 процентов. Таким образом, к концу года Жилищный кодекс в этой     
части был полностью провален, вся тяжесть ситуации легла, так сказать, на       
плечи чиновников на местах. Они интенсивно жали и сейчас жмут на жителей. Ко    
мне обращаются граждане с жалобами, что очень их понукают к ускоренному         
созданию ТСЖ. Причём я не виню чиновников местных, они вынуждены теперь,        
когда заложены эти контрольные цифры, какая доля многоквартирных домов должна   
быть охвачена, поджимать жильцов, чтобы хоть что-то получить из федерального    
бюджета. В разгар глобального экономического кризиса возможности                
муниципалитетов, да и большинства регионов, становятся почти никакими. Это      
одна грань.                                                                     
                                                                                
Вторая грань. С 1 января этого года произошёл очередной скачок тарифов на       
услуги естественных монополий. И хотя нас федеральное правительство             
уверяло... Да вот и премьер удивлялся - я говорю о Владимире Владимировиче      
Путине - на встрече с рабочими "ВАЗа". Ему рабочие говорят: "Но у нас же        
тарифы подскочили!" В стенограмме записано: "Как так? Мы 5 процентов            
определяли".                                                                    
                                                                                
К сожалению, даже то, что федеральная планка задаёт, далеко не везде            
реализуется так, как предполагает федеральная власть. Тарифы подскочили по      
стране на 20-25 процентов. В условиях скачка цен на продовольствие,             
медикаменты и всё остальное жителей ставят к проблеме лицом и говорят:          
создавай ТСЖ и бери на себя потенциальную ответственность за капитальный        
ремонт. Это обостряет проблему.                                                 
                                                                                
Ещё раз хочется напомнить, что в стране жилой фонд - это не только гигантские   
дома на пятьсот квартир или на тысячу. У нас колоссальное количество жилья в    
малых городах и посёлках, это двухэтажки, например, шестнадцатиквартирные.      
Приходится напоминать, что ТСЖ потому и буксует, что в старых многоквартирных   
домах, в том числе и в хрущёвках, живёт огромная часть людей как раз с          
низкими и средними доходами. Пробуксовка не по прихоти какой-то. Я читаю в      
газетах: виновато население, оно тугодумное в России, оно не хочет идти на      
реформы, оно никак не вникнет, что ситуация иная. Люди не всё прочитали, но     
люди инстинктивно чувствуют, что их загоняют в тяжелейшее положение. Даже       
там, где федеральный бюджет даёт вот эти стимулирующие деньги, а их ведь на     
всех не хватает, всё равно жильцам говорят: а 5 процентов от стоимости          
выкладывай. При этом даже не говорят, сколько стоит капитальный ремонт          
данного дома.                                                                   
                                                                                
Повторяю: клубок проблем! Здесь и разрыв в доходах населения, здесь и разрывы   
в уровне жизни в разных регионов, здесь и огромные новые трудности              
муниципалитетов. На этом фоне от тяжёлой жизни астраханцы хоть какой-то         
конкретный шаг предлагают: упростить модель. Они, по сути, правы. Можно один    
дом на тысячу квартир завести в ТСЖ и отчитываться за один дом, но реально      
муниципалитет всегда работает по сумме всей площади, которая у него на горбу    
висит. Если ещё вспомнить состояние коммуникаций, которые стареют и уже         
который год не перекладываются, если глобально, а не только по Москве           
оценивать, то ситуация очень жёсткая.                                           
                                                                                
Мы ещё раз от имени фракции Компартии привлекаем внимание "ЕДИНОЙ РОССИИ":      
Жилищный кодекс - мы с самого начала предупреждали - недоработан, сырой и       
противоречивый. Сейчас мы работаем по одной конкретной детали. Фракция          
Компартии поддерживает предложение астраханской Думы.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда очень коротко, потому что мы уже перебираем         
время.                                                                          
                                                                                
Депутату Шурчанову включите микрофон.                                           
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо большое, Любовь Константиновна. Я действительно очень    
коротко постараюсь.                                                             
                                                                                
Не случайно я задал свой вопрос: многоквартирные дома - это сколько квартир?    
Вот в районных центрах, лесных посёлках деревянное, аварийное и ветхое жильё,   
как правило, состоит из двухквартирных домов. И оказывается, по сегодняшнему    
закону необходимо создавать в этих домах двухквартирных ТСЖ. Без этого деньги   
на ремонт невозможно получить. Вот у нас сейчас была неделя работы в            
регионах, я проехал по районам. Главы администраций, председатели               
представительных органов местного самоуправления - все просили поддержать       
этот законопроект, потому что без этого в районных, лесных посёлках             
невозможно выйти из этой ситуации. Поддерживаю коллег, призываю голосовать      
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание у докладчика выступить с заключительным словом? Нет. Есть ли    
желание у представителей правительства и президента высказаться? Нет.           
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.