Заседание № 103
21.03.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1118735-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части установления запрета на захоронение отходов в Арктической зоне Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6937 по 7534 из 8030
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Владимировича Сысоева. Пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, прошедший 2017 год, как вы знаете, был Годом экологии. Законопроект наш достаточно прост, то есть предлагается в статью 12 закона "Об отходах производства и потребления" внести одно предложение: "Запрещается захоронение отходов в Арктической зоне Российской Федерации". Как вы понимаете, тема экологической безопасности является достаточно актуальной в современном мире и особо остро стоит в Российской Федерации. Удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчёте на душу населения и на единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире. Одной из экологических проблем, которые несут в себе потенциальную опасность для здоровья людей, а также опасность для окружающей природной среды, является проблема обращения с отходами. Долгое время основным способом избавиться от отходов было их захоронение, что привело к катастрофическим результатам. Данная проблема особенно остро сегодня стоит в Арктической зоне Российской Федерации, где накоплено достаточно большое количество отходов: это и брошенная техника, и брошенное оборудование, в том числе брошенный фонд разведочных скважин первой волны освоения Крайнего Севера; только на острове Вилькицкого, который занимает всего около 360 квадратных километров, скопилось более 800 тонн металлолома; в Арктической зоне Якутии накопились миллионы тонн металлолома. Конечно, всё это требует сейчас очистки и рекультивации. Сегодня представители исполнительной власти активно нас уверяют в том, что работа эта успешно ведётся, но давайте посмотрим, как это происходит, на примере Архангельской области, которая действительно одной из первых среди регионов страны завершила работу по очистке островных арктических территорий, а эта работа продолжалась три сезона. По оценке экспертов, на уборку мусора в Арктике потребуется 10-15 лет, и это только в том случае, если отходов больше не будет вообще образовываться, то есть они будут как-то утилизироваться. Так что работа, конечно, ведётся, но вопрос, насколько она успешна, остаётся открытым, и если сегодня не запретить захоронение отходов, то можно до бесконечности заниматься их расчисткой. Негативно отнеслись к идее запрещения захоронения отходов в Арктической зоне, как ни странно, представители арктических регионов, и аргумент их абсолютно понятен - у них полностью отсутствует финансирование на утилизацию. К сожалению, отсутствие финансирования - это сегодня, конечно, основной аргумент для объяснения большинства проблем в нашей стране, но давайте не будем забывать, что зачастую нас губит не отсутствие финансирования, а нерациональное и неэффективное расходование бюджетных средств. Есть регионы, которые достаточно эффективно подходят к решению этого вопроса. Например, в Красноярский край в целях обезвреживания мусора в Арктической зоне Таймырского и Туруханского районов были привезены установки, с помощью которых мусор при высокой температуре превращается в золу, причём количество остатков составляет не более 5 процентов от загруженных в установку отходов. То есть самое главное, чтобы было желание утилизировать их, а не захоранивать. Полагаю, отсутствие финансирования вообще не должно рассматриваться как основной аргумент против установления запрета на захоронение отходов в Арктической зоне. Также есть мнение, что решение вопроса о захоронении отходов, в том числе в Арктической зоне, должно приниматься на уровне правительства, и это указано в заключениях. Посмотрите ответы профильных ведомств: никто не против, однако вопросы эти не решаются годами. С 1 января 2017 года, как вы знаете, в стране запрещено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Ну, я вот взял буквально несколько газет, в том числе "Российскую газету", где пишут, что Генеральная прокуратура уже неоднократно проводила совещания по вопросу фактически запрета захоронения отходов в Арктике и о неисполнении Минприроды, непринятии необходимых нормативных правовых актов. Вот буквально то, что говорит прокуратура: Росприроднадзор не организовал пока как положено экологический надзор - в результате возникают глобальные экологические проблемы. То есть проблемы как не решались, так и не решаются. Сегодняшнюю нашу "Парламентскую газету", я думаю, вы все читали: мусорная реформа пока гуляет сама по себе. Минприроды до сих пор не представило ключевой подзаконный акт, которым будет установлен механизм обсуждения гражданами региональных схем размещения отходов, мусороперерабатывающих заводов, сортировочных станций, поэтому реформа как буксовала, так и буксует, Арктика как загрязнялась, так и продолжает загрязняться, и эта проблема не решается. Я думаю, все уже слышали и позицию Минздрава, выявившего миллиарды нефтяных шламов, которые сегодня захораниваются, и, к сожалению, это всё не соответствует тем нормам, которые устанавливает Роспотребнадзор. Поэтому такой вопрос, на мой взгляд, нужно урегулировать именно законодательно. Ко второму чтению можно было бы посмотреть сроки вступления этих норм в силу, но, самое главное, надо, чтобы региональные органы исполнительной власти, в том числе и региональные операторы, которые будут выбраны, к этому приготовились. Таким образом, вопрос требует действительно тщательного исследования, комплексного подхода. Установление запрета на захоронение отходов в Арктической зоне - это необходимый шаг, который подвигнет исполнительную власть как на федеральном, так и на региональном уровне принимать решительные и безотлагательные действия в целях исполнения закона, а не так, как сегодня происходит - Минприроды годами не может принять подзаконные акты. Уверен, что только полный запрет на захоронение всех видов отходов поможет решить проблему накопления мусора в Арктической зоне Российской Федерации. Актуальность концепции законопроекта поддержал Комитет по делам национальностей, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока выразил свою озабоченность данной проблемой, Министерство экономического развития в целом поддержало концепцию и идею законопроекта. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Бурматова. Пожалуйста. БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по экологии и охране окружающей среды рассмотрел данный законопроект. К его обсуждению мы привлекли экспертов целого ряда организаций, в том числе географического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, Института экономики природопользования и экологической политики Высшей школы экономики, Государственного океанографического института Росгидромета. В целом ни у кого не вызвала сомнения необходимость решения задачи по сохранению крайне уязвимых экосистем Арктической зоны, однако мы с вами обсуждаем конкретный проект федерального закона, а не абстрактную идею, поэтому остановлюсь на замечаниях по законопроекту. Авторы законопроекта предлагают ввести законодательный запрет на деятельность по захоронению отходов на территории Арктической зоны, но, на наш взгляд, это не приведёт к снижению техногенной нагрузки на экосистему. Объясню почему. Во-первых, запрет на захоронение отходов требует поиска альтернативных путей удаления отходов, например утилизации и обезвреживания, однако в настоящее время соответствующая инфраструктура в Арктике не развита, она в принципе не создана, по большому счёту. В результате к чему это приведёт? Это приведёт к резкому, взрывному увеличению количества несанкционированных свалок, то есть то, что сейчас захоранивается, будет просто сваливаться в кучи. Во-вторых, если пойти по пути вывоза отходов - об этом мы слышали сейчас в выступлении - за пределы Арктической зоны, то это приведёт к значительному росту стоимости услуг по обращению с отходами в связи с увеличением транспортного плеча. Естественно, эта нагрузка ляжет на конечного потребителя, на граждан. Сложно оценить, во сколько раз вырастет тариф, но, по большому счёту, он вырастет не в разы, а в десятки раз, между тем в пояснительной записке к законопроекту соответствующих экономических расчётов не приводится. На самом деле рост тарифов в десятки раз, о котором я сказал, затронет около 2,5 миллиона человек, проживающих на сухопутных территориях Арктической зоны. Кроме того, мы обращаем внимание на то, что в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" уже есть ряд запретов на захоронение отходов и эти запреты в полной мере распространяются на арктические территории. Установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов. С 1 января 2018 года постепенно вступит в силу запрет на захоронение целого ряда фракций. Совершенно правильно докладчиком было обозначено, что Минприроды не подготовило целого ряда нормативных подзаконных актов. И та статья из "Парламентской газеты", которую цитировали... в общем-то, это моё высказывание по этому поводу. Я абсолютно разделяю позицию Владимира Владимировича, которая здесь была изложена, в плане того, что Минприроды провалило принятие целого ряда подзаконных актов. Справедливости ради спрошу: если конкретное министерство не разработало подзаконных актов в обеспечение одного закона, то это что, является поводом для принятия ещё одного закона, в обеспечение которого министерство не разработает ещё какие-то подзаконные акты, или всё-таки следует поработать с конкретным ведомством? Привлечённые нами эксперты считают, что экологическую ситуацию в Арктической зоне может улучшить строгий контроль за выполнением тех требований, которые уже установлены законом, и принятие мер по очистке Арктики от уже накопленных отходов без установления дополнительных запретов. Комитет по делам национальностей, как уже было сказано, отметил актуальность концепции законопроекта. Комитет по экологии и охране окружающей среды отмечает, что из всех арктических регионов на территории Российской Федерации отзыв на этот законопроект поступил только от одного - Мурманской области, и этот отзыв отрицательный. Остальные регионы не дали никаких отзывов. В связи с изложенным Комитет по экологии и охране окружающей среды не поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Бурматову Владимиру Владимировичу. Уважаемый Владимир Владимирович, я внимательно слушал ваше выступление. Вы сказали, что проблемы частично урегулированы определёнными запретами. Скажите, пожалуйста, запрет, который прописан в этом законопроекте, на ваш взгляд, насколько существенно расширит возможности по защите окружающей среды? Это первое. И второе. В заключении комитета написано, что это потребует затрат, - вот есть их оценка? Я почему задаю вопрос? Хотелось бы понять, насколько серьёзно мы защитим окружающую среду и во что это нам обойдётся. Вот примерно так. БУРМАТОВ В. В. Спасибо за вопросы, уважаемый Валерий Карлович. С точки зрения защиты окружающей среды у нас подход следующий. Безусловно, мы выступаем за защиту экосистемы Арктики, в первую очередь за ликвидацию объектов накопленного вреда, то есть свалок, которые существуют в Арктике. При этом способ ликвидации этих свалок, собственно, один-единственный - вывоз объектов накопленного вреда за пределы арктической территории, что обусловлено особенностями данной территории. С учётом транспортного плеча и логистики Арктической зоны, того, что вывоз объектов накопленного вреда возможен в принципе фактически всего два месяца в году, мы понимаем, что это будет существенная финансовая нагрузка - отвечаю на второй ваш вопрос, - которую необходимо будет включать в тариф. Владимир Владимирович в своём выступлении сказал только о металлоломе, который там действительно есть, о бочках из-под нефтепродуктов, которые сейчас вывозятся. Этим вопросом занимается президент, и здесь Россия из страны-аутсайдера превратилась в одного из лидеров, потому что технологии, которые там использует Министерство обороны Российской Федерации, занимающееся этим процессом, действительно беспрецедентные, и многие страны у нас сейчас эти технологии перенимают. Но помимо этого тематика законопроекта касается и твёрдых коммунальных отходов - самого главного, и здесь пострадают два с половиной миллиона человек, потому что это будет включено в тариф операторами арктических регионов, которые будут выбраны или выбраны на сегодняшний день. Отсутствие экономического расчёта (он на сегодняшний день действительно отсутствует) - это как раз претензия нашего комитета к законопроекту, потому что очевидно, что дополнительное финансирование потребуется, а в концепции законопроекта, в тексте законопроекта и в пояснительных документах этого нет. Я это обозначил как одну из претензий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к коллеге Бурматову. Владимир Владимирович, мы тут копья ломаем по поводу негуманного отношения к животным, запрещаем притравочные станции, чуть ли не вводим для рыбаков уголовную ответственность за нанизывание живого червя на крючок, а вот здесь речь идёт о нанесении действительно серьёзного ущерба флоре и фауне. Вы говорите, что это может повлиять на повышение тарифов, но у нас газ и нефть и в других регионах добывают, для контроля за тарифами существует ФАС. Не кажется ли вам, что отклонение данного законопроекта является неприкрытым лоббированием интересов монополистов в области добычи газа и нефти на этой территории? БУРМАТОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Мы обсуждаем конкретный законопроект. Я двумя руками поддерживаю наведение порядка, наш комитет поддерживает идею наведения порядка в Арктической зоне и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, отходов, но в данном случае мы имеем дело с конкретной нормой, исполнение которой полностью ляжет на плечи двух с половиной миллионов человек, проживающих в Арктической зоне: им придётся это оплачивать, потому что по законодательству расходы понесут операторы, которые должны будут вывозить мусор из Арктической зоны куда-то за её пределы, здесь, кстати, не указано, куда они его будут вывозить. Куда будут вывозить из целого ряда арктических регионов твёрдые коммунальные отходы 2,5 миллиона человек, кто будет оплачивать транспортировку? По закону - потребители. Фактически принятие законопроекта будет иметь два последствия. Первое последствие - это появление огромного количества несанкционированных свалок. Скажу, отвечая на ваш вопрос, что законопроект не про защиту флоры и фауны - он про нанесение ещё большего ущерба, потому что вместо более или менее цивилизованных полигонов появятся просто несанкционированные свалки. Второе последствие будет заключаться в том, что 2,5 миллиона человек начнут платить в 30, 50 или 70 раз больше за вывоз твёрдых коммунальных отходов с территорий соответствующих регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Владимир Владимирович, у меня даже два вопроса. Первый вопрос связан с вашим аргументом, что нет альтернатив, - у меня вопрос: а как они могут появиться, если подобный закон не принят? И ещё мне просто хотелось бы обратить внимание на то, что захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, то есть мы говорим всё-таки о захоронении, не о переработке. В этом плане коллега Шерин уже задавал вопрос. Главный, так сказать, загрязнитель, как я понимаю, это нефтегазовые компании так или иначе - почему ко второму чтению мы не можем предусмотреть их ответственность, сделать так, чтобы в любом случае финансирование было именно из их кармана? Спасибо. БУРМАТОВ В. В. Уважаемые коллеги, арктические территории - это целый ряд субъектов Российской Федерации, они очень протяжённые, большие по площади, и, ещё раз повторю, там проживает 2,5 миллиона человек - большое количество наших граждан. Загрязнителями арктических территорий являются, безусловно, как нефтегазовые компании, так и производственные предприятия, которые принадлежат другой сфере, но также расположены в этой зоне. Кроме того, есть отходы, которые образуются просто в результате жизнедеятельности наших граждан. В том числе к объектам накопленного вреда окружающей среде в Арктике относятся те отходы, которые накапливались там на протяжении последних 150 лет, потому что загрязнение Арктики шло последние 150 лет, это самые разные отходы от самой разной деятельности. Никакие источники финансирования в законопроекте не указаны, ещё раз говорю, это одно из замечаний, которые делает наш комитет. Если бы источники финансирования здесь были, мы обсуждали бы совершенно другую концепцию, согласитесь, совершенно другого законопроекта. Поддерживая необходимость наведения порядка в Арктике, я считаю, нам надо выходить с консолидированной идеей к первому чтению, нам придётся сейчас поменять концепцию законопроекта, потому что мы не можем это делать во втором чтении. Наш комитет готов в том числе с уважаемым Владимиром Владимировичем, автором законопроекта, и со всеми фракциями работать над этим, мы первыми выступим за то, что порядок в Арктике надо наводить, с объектами накопленного вреда надо разбираться. Ещё раз повторю, что статья "Парламентской газеты", которую цитировал Владимир Владимирович, - это статья, основная часть которой написана, собственно, с моих слов, поэтому здесь мы действуем в одном направлении. Но подчеркну ещё раз: сегодня мы обсуждаем не идею - идея хорошая, - а конкретный законопроект, который не очень проработан, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Законопроект актуален и требует, на мой взгляд, незамедлительного принятия. Сегодня, как известно, идёт активное освоение природных богатств Арктики, идёт с учётом того, что технологий по сбору и утилизации нефтепродуктов в случае какой-то аварийной ситуации нет. Вопрос докладчику, который привёл много примеров того, как можно спасти Арктику от промышленных отходов, но не сказал о военных отходах: в Карском море большие объёмы радиоактивных отходов, лежащих на дне в бочках, от атомных подводных лодок - ваш законопроект каким-то образом поспособствует тому, чтобы не только остановить уничтожение Арктики новыми отходами, но и очистить её от старых отходов, и не только от промышленных, но и от военных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Вопрос действительно крайне важный. Об этом я сказал в выступлении: мы должны понимать, что сегодня вторая волна освоения Арктики наносит ещё больший технологический ущерб, потому что объёмы разработки тех же месторождений сегодня кратно превышают те, что были в советское время. И мы понимаем, что даже в бюджете 2018-2020 годов средств на Арктику, на очистку Арктики заложено кратно меньше. Для того чтобы заняться очисткой Арктики от старых, накопленных отходов, мы должны остановить накопление новых, и остановить накопление отходов можно только принятием этого законопроекта. В заключении правительства на этот законопроект написано, что территория Арктической зоны сегодня крайне слабо обеспечена объектами инфраструктуры по обработке, обезвреживанию, утилизации отходов, то есть Правительство России признаётся, что вся так называемая мусорная реформа, которую мы планируем провести в стране, а Государственная Дума для этого принимает все необходимые законопроекты, фактически в Арктической зоне работать не будет, значит, надо что-то делать. Законопроект, который мы обсуждаем, был внесён в 2016 году, прошло два года: как не работала эта реформа, так и не работает. Если мы хотим действительно заботиться о сохранении арктической природы, животного мира, того, что там есть, то надо принять принципиальное решение. Может быть, надо подумать о сроке вступления этого закона в силу, чтобы российские регионы успели подготовиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прежде чем вы запишетесь на выступления, скажу, что нам надо сегодня закончить рассмотрение этого вопроса и ещё рассмотреть вопросы с 65-го по 70-й, шесть законопроектов, в соответствии со статьёй 118 Регламента. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Я очень коротко, учитывая вечернее время. Прежде всего надо понимать, что тот большой закон об обращении с твёрдыми коммунальными отходами, на который здесь регулярно ссылаются, в Российской Федерации работать не будет, потому что закон, списанный с законов Бельгии, Швейцарии и Австрии, не может работать на территории малонаселённой страны, охватывающей одну седьмую часть суши. Для того чтобы мы могли определить логику финансирования, надо понимать, что площадь Вологодской области почти такая же, как площадь Белоруссии, а численность населения в десять раз меньше. Теперь что касается ситуации в Арктической зоне. Здесь два момента. Если мы говорим про военные отходы, про отходы, связанные с деятельностью промышленных компаний, то логика наших коллег, очевидно, совершенно правильная, и мы можем только поддерживать их. Если мы говорим про обычное население - речь идёт в том числе об отходах потребления, не только производства, - то, безусловно, на плечи граждан ляжет совершенно неимоверная нагрузка, а платить граждане, очевидно, не сумеют, и функционировать такая система просто не будет. Точно так же сегодня с большим скрипом идёт принятие местных решений о региональных операторах, мы видим, что по всей стране люди выходят на митинги, на выступления: когда плата возрастает втрое даже в небольших по территории регионах европейской части страны, мы понимаем, что в крупных сибирских, дальневосточных, северных регионах речь пойдёт о гораздо больших затратах со стороны граждан, которые для людей будут крайне обременительны и совершенно невозможны. Поэтому скажу ещё раз: сама идея является в целом верной, но в таком контексте лично я считаю, что в возражениях комитета, безусловно, есть глубокий смысл. Наша фракция тем не менее в целом проект закона поддержит исходя из той логики, что есть предмет для обсуждения. В случае, если в комитете будет сформирована некая рабочая группа по дальнейшей работе, учитывающей специфику реализации всего, что связано с захоронением ТКО в арктических территориях и вообще в нашей стране, я буду признателен за возможность сотрудничества с комитетом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я изложу позицию фракции. Наша фракция поддерживает этот законопроект и считает, что, какие бы затраты мы ни понесли, земля у нас одна и перекладывать свои обязательства по её очищению, скажем так, от отходов своей жизнедеятельности на своих потомков, на детей и внуков, неправильно. Это неправильно! Получается, что ресурсы, фонды для будущих поколений мы не создаём, ничего детям не оставляем, всё тратим сейчас, все отходы жизнедеятельности оставляем, а потом наши дети и внуки пусть разбираются. Мне кажется, это неправильный подход, как вы считаете? Наверное, нужно самим за свою деятельность отвечать, а не перекладывать эту ответственность на потомков. Теперь по сути. На самом деле, так как комитет признаёт, что проблема актуальна, никакого изменения концепции здесь не требуется. И я не вижу никаких проблем с тем, чтобы убрать ко второму чтению те спорные моменты, о которых было сегодня сказано. Они, безусловно, здесь есть. Это первое. Второе, что касается источников финансирования. Ну, давайте разберёмся: если это государственная деятельность, например оборонный комплекс, источник финансирования - федеральный бюджет, никаких проблем нет, закладывайте затраты, меняйте тарифы и всё прочее; если это связано с деятельностью нефтегазового комплекса, их доходность позволяет заложить это в тарифы, в затраты, у них просто чуть ниже будет доходность, будут учитывать эту составляющую; если речь идёт об утилизации техники, у нас есть утилизационный сбор, он введён - пожалуйста, распространяйте его, вводите поправочные коэффициенты, никаких проблем нет, вот вам источник финансирования. То есть на самом деле законодательство позволяет нам установить все источники финансирования, и я никакой проблемы не вижу, если мы в первом чтении этот законопроект примем, а ко второму его поправим и пропишем, скажем так, другие требования. Например, согласно Бюджетному кодексу, бюджетному законодательству мы не можем заложить в бюджет расходы, если они не предусмотрены федеральными законами. Правильно? Правильно. Но какой аргумент приводится сейчас? Мы не можем принять федеральный закон, если в бюджете на его реализацию не заложено денег. Ну круг замкнулся! Так нам что, вообще никаких законов не принимать, коллеги? Я считаю, что законопроект правильный, нужный и, самое главное, мы должны вести себя как ответственные граждане: мы должны за собой всё убирать, неправильно перекладывать эту грязную работу на своих детей и внуков! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Клыканов Александр Борисович. КЛЫКАНОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" достаточно подробно и внимательно ознакомилась с этим документом и с учётом обсуждения, состоявшегося в этом зале, всё-таки считает нецелесообразным принимать этот законопроект. Я убежден, что ни в этом зале, ни за его пределами не найдётся ни одного человека, который не был бы обеспокоен проблемой защищённости уникальной территории Арктики, где на самом деле сосредоточено более 20 процентов нефтяных запасов и почти половина запасов отечественного газа, то есть это наш стратегический потенциал. Это восемь субъектов и десятки муниципальных образований, районов и городов, имеющих свою инфраструктуру, свою промышленность, это более чем 2,5 миллиона людей. И мой коллега Шеин Олег Васильевич хорошо рассказал о вопросе, связанном с ростом - возможным, вероятным, наверняка - тарифов на обработку ТКО, но речь идёт о тотальном запрете захоронения отходов, отходов производства. Представьте, смогут ли быть конкурентоспособными предприятия горнодобывающей промышленности, когда отвалы руды расположены либо в горных складках, либо на местности, а малотоксичные жидкие отходы закачиваются вновь в грунт, что, собственно, является общепризнанной мировой практикой для северных территорий? Если говорить об источниках финансирования, то надо понимать, что накопленный вред - это не только пресловутые бочки, но и брошенные предприятия, здания и сооружения. И если мы сделаем производства на большинстве предприятий Арктики неконкурентоспособными, то у нас таких заброшенных производств, зданий и сооружений окажется значительно больше, то есть принятие этого закона не только не улучшит, а с большой долей вероятности приведёт к ухудшению экологической обстановки. И конечно, фракция, делая такой вывод, понимает, что надо продолжать работать в этом направлении. Ещё раз повторяю, речь идёт о значительной части территории Российской Федерации, и такое положение, увы, мы вынуждены констатировать, в огромном количестве наших регионов - и на Байкале, и на Нижней Волге, и на Волге в целом и так далее. Уважаемые коллеги, в связи с изложенным фракция предлагает отклонить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, дискуссия интересная, но конфликт заложен в самой структуре Минприроды: Минприроды России инициирует и принимает нормативные правовые документы по разработке полезных ископаемых и решает проблемы экологии. То есть здесь изначально уже заложен прямой конфликт, потому что в рамках одного ведомства эти вопросы не могут решаться. В официальном отзыве правительства указано, что в границах Арктической зоны Российской Федерации уже расположены объекты захоронения отходов и введение запрета на осуществление деятельности по захоронению отходов актуализирует проблему консервации таких объектов. Конечно, актуализирует. Мы ещё одну тему не поднимали - это ликвидированные, заброшенные и законсервированные скважины, которых в Арктической зоне десятки тысяч. Именно они представляют очень серьёзную проблему, несут в себе экологическую опасность, и об этом тоже Минприроды умалчивает. Этот законопроект позволил бы урегулировать и эти вопросы, начать ими серьёзно заниматься. Давайте не забывать, что Арктика граничит с Северным Ледовитым океаном, а это серьёзные водные ресурсы, и мы пьём воду из общего, мирового водного бассейна - давайте не забывать об этом. Основной аргумент правительства, причина, по которой они не хотят поддерживать данный законопроект, - то, что в настоящее время не уточнены географические границы Арктической зоны Российской Федерации, в том числе её южные границы. Вот такой основной аргумент. Из заключения комитета мы видим, понимаем, что концептуально комитет поддерживает необходимость дополнительного государственного регулирования. Заседание комитета по этому вопросу было в январе 2017 года, комитет выдвинул рекомендации, как он считал нужным этот вопрос урегулировать, но прошло уже более года - ничего не урегулировано. Так же как ничего не регулируется Правительством Российской Федерации в этом направлении, а в федеральном бюджете мы видим только минус и минус - нет денег на очистку арктических территорий. Если поднимать вопрос об утилизации, то без утилизации мы не решим вопрос о мусорной реформе в целом. Я привёл примеры эффективной работы в Красноярском крае, где реализуются такие проекты на окупаемых инвестиционных условиях. Сегодня есть установки, которые позволяют утилизировать отходы нефтегазовой промышленности, в том числе буровые отходы, и решать проблемы с ТКО. Давайте посмотрим тарифы: на многих территориях Арктической зоны Российской Федерации тарифы резко выросли с 1 января 2018 года. ЛДПР выступала и будет выступать за чистую экологию, за сохранение арктических территорий, животного мира, природного мира для будущих поколений. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект, он крайне важен для будущих поколений россиян. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Бурматову включите микрофон. БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по экологии и охране окружающей среды последовательно проводит реформу в сфере обращения с отходами, это большая и очень серьёзная деятельность. Поверьте, Владимир Владимирович, у нас не меньше претензий к Минприроды из-за их бездействия по целому ряду вопросов, связанных с реализацией так называемой мусорной реформы, чем у вас, но всё-таки бездействие Минприроды - это одно, а концепция законопроекта, который приведёт к появлению значительного количества несанкционированных свалок в Арктической зоне и десятикратному росту тарифов для населения на вывоз твёрдых коммунальных отходов (что коснётся 2,5 миллиона наших граждан, в том числе избирателей тех депутатов, которые сидят здесь, в этом зале), - это совсем другое. При этом я очень благодарен и автору законопроекта, и всем высказавшимся во время того обсуждения, которое состоялось, потому что ряд замечаний, которые прозвучали, действительно важные и заслуживающие внимания. С учётом того что в Комитете по экологии и охране окружающей среды создана специальная рабочая группа, которая занимается реформой в сфере обращения с отходами, и эта рабочая группа является межфракционной, я всех призываю, приглашаю принять участие в деятельности этой рабочей группы. А для Анатолия Николаевича Грешневикова, который отдельно озаботился проблемой разливов нефти и тем, что связано с деятельностью нефтяных компаний, скажу, напомню, что завтра в повестке комитета, в который мы с вами, Анатолий Николаевич, входим, как раз стоит вопрос о предотвращении разливов нефти на суше, в том числе и в регионах Арктической зоны. Так что этой тематикой мы заниматься продолжим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 16 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 36
07.04.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1118735-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части установления запрета на захоронение отходов в Арктической зоне Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1675 по 1679 из 6877
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Рассмотрение вопросов 18, 20 и 25 по просьбе авторов предлагаем перенести.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1742 по 1744 из 6877
Диденко просит перенести рассмотрение 18, 20 и 25-го вопросов на следующее заседание. Нет возражений? Нет.