Заседание № 231

18.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 111764-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных норм законов; принят в первом чтении 12 января 2005 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1407 по 1445 из 6632
Пункт 9. Это блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к     
отклонению. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую           
Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в    
Российской Федерации". Докладчик у нас тот же.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В целях        
законодательной реализации, а также либерализации правил въезда и пребывания    
в Российской Федерации так называемых желательных лиц и установления            
ограничений на въезд в Российскую Федерацию лиц, совершивших действия против    
интересов государства и её граждан, мы с вами приняли данный законопроект в     
первом чтении. Его приятие вызвало значительный интерес, только поправок к      
нему было подано свыше полутора сотен. Была проведена большая работа, но        
развивался и параллельно законодательный процесс, в результате которого         
изменился в том числе и целый ряд подходов к регулированию вопросов в           
миграционной сфере. Только новых законов базового состояния за это время было   
принято три, перечислять их я не буду.                                          
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект,        
принятый в первом чтении, отклонить.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть необходимость выступить полномочному представителю президента?             
Полномочному представителю правительства? Есть ли необходимость кому-либо       
записаться по мотивам?                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет такой процедуры, по мотивам можно выступить в   
"час голосования".                                                              
                                                                                
Нет необходимости.                                                              
                                                                                
Выносим пункт 9 на "час голосования".                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5106 по 5125 из 6632
Пункт 9 ставится на голосование в следующей редакции: кто за то, чтобы          
поддержать решение комитета и отклонить проект федерального закона "О           
внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской          
Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом    
положении иностранных граждан в Российской Федерации"?                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 73

12.01.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 111764-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных норм законов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1584 по 1822 из 4212
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Вопрос 5,    
о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О      
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в     
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской        
Федерации". Доклад Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию   
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую           
Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в    
Российской Федерации". Депутаты Государственной Думы могли подробно             
ознакомиться с данным законопроектом, а также с пояснительной запиской.         
Хотелось бы только остановиться на основных моментах, которые вызвали           
необходимость разработки данного законопроекта, а также указать его основные    
содержательные моменты. Должен сказать, что вносится, предлагается всего        
около ста изменений. Прежде всего законопроект направлен на дальнейшую          
реализацию принципов взаимности в отношениях Российской Федерации с             
иностранными государствами применительно к условиям и правилам въезда граждан   
Российской Федерации в иностранное государство, а иностранных граждан в         
Российскую Федерацию. По информации Министерства иностранных дел Российской     
Федерации, в настоящее время целый ряд государств готовы выдавать отдельным     
категориям российских граждан многократные визы сроком действия до пяти лет,    
в случае если по отношению к их собственным гражданам с учетом принципа         
взаимности российской стороной будет применяться аналогичный подход.            
Действующим законодательством нашей страны выдача виз сроком до пяти лет не     
предусмотрена, что, очевидно, является фактором, сдерживающим развитие          
двусторонних деловых, гуманитарных и иных контактов. В этой связи               
законопроектом предлагается увеличение на основе взаимности на период до пяти   
лет срока действия обыкновенных деловых и обыкновенных гуманитарных виз.        
Соответствующие изменения подготовлены в пункт 3 части второй статьи 25-5 и в   
части третью и восьмую статьи 25-6 действующего Федерального закона "О          
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".        
                                                                                
Вместе с тем законопроектом предлагается оперативно реагировать и на            
определенные неблагоприятные текущие результаты при осуществлении               
международного обмена и организации международных связей нашей страны. Как      
известно, в настоящее время некоторые страны в дополнение к традиционным        
правилам въезда на территорию государства, общепринятым в мировой практике,     
установили новые, иногда вынужденные, достаточно жесткие условия и требования   
для въезда на их территорию, в том числе и для граждан Российской Федерации,    
в частности в виде фиксации биометрических параметров в основных документах     
как условия для получения визы, дактилоскопического контроля при въезде.        
Кстати, к этому же относятся и проблемы, связанные с раздеванием в              
аэропортах, которые сегодня поднимались.                                        
                                                                                
Поскольку - исходя из принципа взаимности - возможность установления таких      
дополнительных условий должна быть предусмотрена законодательно,                
законопроектом предлагаются соответствующие изменения в статьи 24, 25-1         
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда...".     
Законодательное оформление таких изменений позволит не только реализовать       
принцип взаимности применительно к соответствующим ситуациям при въезде         
иностранных граждан в Россию, но и послужит укреплению международного           
престижа Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Этим же целям служат дополнения, предлагаемые в статью 26, в виде нового        
пункта 10, где изложенной нормой предусматривается возможность отказа во        
въезде в Российскую Федерацию для лиц, совершивших в отношении нашей страны,    
ее высших органов государственной власти, государственных символов и            
общественных ценностей явно неуважительные или недружественные действия.        
                                                                                
Целый ряд изменений носит исключительно технический характер, и они связаны с   
заменой юридических терминов. Например, вместо неопределенного термина          
"паспорт" предлагается четкое указание на документ, по которому                 
осуществляется выезд с территории Российской Федерации и въезд на территорию    
Российской Федерации, а именно вводится единообразное наименование:             
заграничный паспорт.                                                            
                                                                                
Я хотел бы более подробно остановиться на одном положении, которое вызвало      
заметный общественный интерес. В 2003 году в Федеральный закон "О порядке       
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" было внесено    
положение, предусматривающее порядок безвизового пребывания на территории       
Российской Федерации пассажиров круизных судов. Такая норма необходима для      
развития международного туризма в нашей стране, и не только в нашей стране, и   
она отвечает интересам развития туристического бизнеса в Российской             
Федерации. Появление данной статьи, к сожалению, не привело к аналогичным       
действиям со стороны ряда государств Европы, Соединенных Штатов, традиционно    
являющихся объектом туристического интереса со стороны наших                    
соотечественников. Многие из этих стран продолжают проводить достаточно         
жесткую политику в отношении временной миграции на их территорию граждан        
Российской Федерации. Вместе с тем предлагаемые законопроектом изменения, как   
это стало ясно из консультаций, которые нами проводились с соответствующими     
федеральными ведомствами, туристическими организациями, требуют некоторой       
корректировки. Мы полагаем, что эта корректировка, или изменения в              
предлагаемом законопроекте, не создадут неблагоприятных условий для развития    
круизного туризма в тех местах, которые традиционно являются объектом           
туристического интереса, - это Санкт-Петербург и некоторые другие города.       
Вместе с тем в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению мы обратим     
внимание на определенные технические вещи, связанные с фиксацией схода          
пассажиров на берег.                                                            
                                                                                
С учетом изложенного позвольте поблагодарить многие комитеты Государственной    
Думы за проявленный интерес к законопроекту, подробный анализ, который был      
сделан данными комитетами. И я благодарю также за критические замечания,        
которые высказывались. Кстати, все заключения у вас имеются.                    
                                                                                
С учетом изложенного прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному                  
законодательству и государственному строительству Александра Аровича            
Орголайнена. Пожалуйста.                                                        
                                                                                
ОРГОЛАЙНЕН А. А., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, тематика и содержание данного законопроекта достаточно       
подробно были изложены в выступлении автора законопроекта Владимира             
Николаевича Плигина, что освобождает меня от необходимости повторять            
высказывания по некоторым позициям данного законопроекта.                       
                                                                                
Законопроект прошел все необходимые процедуры, в декабре он был рассмотрен      
нашим комитетом, а также Комитетом по международным делам и Комитетом по        
экономической политике, предпринимательству и туризму. Комитеты поддержали      
законопроект в первом чтении и посчитали возможным те замечания и               
предложения, которые они высказали, учесть при рассмотрении во втором чтении.   
                                                                                
О каких наиболее принципиальных доработках шла речь при обсуждении? Об одной    
из них Владимир Николаевич уже упомянул, это касается круизных судов,           
безвизового режима. Многие комитеты акцентировали на этом внимание. Эта         
поправка, на наш взгляд, способствовала бы обеспечению реализации принципов     
взаимности при осуществлении безвизовых поездок российских и иностранных        
участников морских круизов. Кроме того, она позволила бы обеспечить интересы    
отечественного туризма и бизнеса, а также способствовала бы обеспечению         
интересов национальной безопасности и предотвращению возможности                
проникновения в нашу страну под видом туристов экстремистов, террористов и      
других подобных категорий, подобных формирований.                               
                                                                                
Следует уточнить случаи и основания сокращения срока пребывания иностранного    
гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, конкретизировать    
порядок получения иностранным гражданином новой миграционной карты взамен       
утраченной или испорченной, в том числе, возможно, ввести плату.                
                                                                                
Высказывались и другие замечания и предложения, которые, повторяю, могут быть   
учтены при рассмотрении во втором чтении. Комитет рекомендует принять данный    
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Арович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?                 
                                                                                
Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста, вопрос.                                 
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Арович.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Судя по тексту законопроекта, предполагается, что на             
территорию Российской Федерации больше невозможно будет въехать без             
загранпаспорта иностранного государства, если не принято иное международное     
соглашение. Хотелось бы понять в связи с этим, как будет действовать союзный    
договор между Россией и Белоруссией. Дело в том, что этот договор занимает      
какое-то невнятное положение в нашей правовой системе, и не совсем понятно,     
будут ли к гражданам Белоруссии относиться так же и будут ли они иметь такие    
же права, как и граждане России, на территории Российской Федерации, что        
следует из этого договора, или по данному законопроекту граждане Белоруссии     
должны будут получать загранпаспорта и только после этого будут допускаться     
на территорию Российской Федерации, так, как, например, у нас в                 
Государственной Думе действует... (Микрофон отключен.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, по карточке Резника включите микрофон.                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, на данный договор распространяется    
общее положение статьи 15 Конституции Российской Федерации,                     
предусматривающее, что договор является частью правовой системы Российской      
Федерации, и, таким образом, я не вижу какого-либо рода препятствий для         
белорусских граждан или какого-либо рода ущемления их прав.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще раз нужно включить?..                                                       
                                                                                
Еще раз Савельеву Андрею Николаевичу включите микрофон, у него вторая часть     
вопроса.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Нет, я просто не договорил. У нас действует союзный договор,     
но тем не менее граждан Белоруссии допускают на территорию Государственной      
Думы как иностранных граждан. Вот не будут ли их так же, как иностранных        
граждан... не будут ли к ним так же относиться по этому закону и не будут ли    
с них требовать загранпаспорта? Конкретно прошу ответить: должен ли будет по    
этому закону гражданин Белоруссии получать у себя загранпаспорт, чтобы          
въехать в Россию?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Резника включите микрофон.        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Нет, не должен, Андрей Николаевич.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желание выступить? Пожалуйста, Логинов        
Андрей Викторович, полномочный представитель правительства.                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Правительство поддерживает     
данный законопроект, поскольку он действительно устанавливает принцип           
взаимности в международных отношениях Российской Федерации с другими            
государствами. Вместе с тем, как правильно было отмечено, авторами              
законодательной инициативы предлагается свыше ста изменений в действующее       
законодательство, и, конечно же, не обошлось без некоторых юридических          
накладок и несоответствий. Поэтому по ряду из них (это не более пяти - семи     
позиций) у правительства будут поправки ко второму чтению.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? Нет.         
Спасибо. В заключительном слове необходимости нет. Прошу депутатов              
определиться голосованием по проекту федерального закона "О внесении            
изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и       
въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении      
иностранных граждан в Российской Федерации". Прошу проголосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           44 чел.9,8%                                      
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.