Заседание № 37
О проекте федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу предоставления банковской гарантии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пожалуйста, Игорь Николаевич Игошин. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект мы вчера обсуждали, поэтому стоит, наверное, всего лишь упомянуть о том, что он упрощает доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам, унифицирует эту процедуру, позволяет добиться большей прозрачности. Законопроект прошёл все экспертизы. Просьба поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие по мотивам выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 41 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу предоставления банковской гарантии).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Игорь Николаевич Игошин. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят нами в первом чтении 13 марта этого года. Суть законопроекта очень проста - унификация доступа малых и средних предпринимателей к государственным закупкам. Всего к законопроекту поступило три поправки, в основном они имеют технический характер. Просьба поддержать таблицу поправок № 1, в которой они все объединены - поправок к отклонению нет, - и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 44 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, просьба включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 6 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 351
О проекте федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу предоставления банковской гарантии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Михайловича Лаврова. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагаются три новации. Первое, в целях защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается установить, что при закупках для государственных компаний, государственных корпораций и других субъектов 223-го федерального закона должны приниматься банковские гарантии, которые выданы теми банками - а их сейчас около 200, - которые уже включены в существующий перечень для выдачи таких же гарантий по 44-му федеральному закону. Это расширит возможности малого и среднего бизнеса по получению таких гарантий, удешевит их. Поскольку сейчас такого требования нет, зачастую крупные заказчики устанавливают требования, чтобы гарантии предоставлялись только определёнными банками, что, конечно, резко ограничивает доступ малого бизнеса к их получению и вообще делает участие в закупках финансово обременительным. Второе, чтобы обеспечить защиту этих гарантий от неправомерно оформленных документов - иногда бывают и совсем поддельные гарантии, - предлагается включать, по аналогии опять-таки с 44-м законом, такие гарантии в единый реестр, который будет вестись в единой информационной системе, будет всем доступен, понятен, прозрачен. Таким образом, это также улучшит администрирование этого вопроса. Для того чтобы автоматизировать этот процесс, упростить предоставление гарантий, убрать излишнюю трудоёмкость, дополнительные требования, не установленные законом (кстати говоря, в законопроекте также прописано, что должно содержаться в этих банковских гарантиях), предлагается наделить правительство полномочиями по утверждению формы банковских гарантий как в отношении гарантий по 44-му, так и одновременно по 223-му закону. Эта форма будет одинаковой, и, таким образом, малый бизнес не будет сталкиваться с незнакомыми требованиями при участии в закупках либо по 44-му, либо по 223-му федеральному закону. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Леонидовича Ветлужских. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на расширение возможностей малого и среднего бизнеса для участия в конкурентных закупках. Если сейчас любой, кто подаёт заявку на закупку, может указать определённый банк, определённый вид гарантий и другие ограничительные меры, через которые малым предприятиям и средним предприятиям прорваться очень трудно, предлагается устанавливать совершенно чёткий список банков, и тогда заказчик уже не будет иметь права указать какой-то конкретный банк, устанавливаются определённые формы гарантий, определённый срок действия этих гарантий, которые достаточно соблюсти, и, таким образом, заказчик не может отсечь какими-то особыми условиями организации малого и среднего бизнеса. Это, конечно, и создаёт прозрачность, и гарантированно даёт возможность всем предприятиям малого и среднего бизнеса, которые способны соблюсти эти условия, поучаствовать в закупке. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие... Есть вопрос, да? Включите режим записи. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, вот зачем вообще нужны эти гарантии? Ведь предприятие, которое принимает участие в торгах, и так рискует: оно отдаёт продукцию под оплату, которая позже поступает. ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Наталья Дмитриевна, уважаемые депутаты! Гарантия нужна для того, чтобы поставщик не отказался от выполнения своих обязательств и, таким образом, не нанёс ущерб, не сорвал просто закупку, в том числе в случае, когда эта продукция абсолютно необходима для производственного процесса, а по 44-му закону - для обеспечения деятельности государственных учреждений. Это мера как бы поддержания дисциплины поставщика. Часто мы выдаём аванс, и при этом гарантия должна быть в размере не менее выданного аванса, иначе мы - ну, были раньше случаи - вообще не найдём поставщиков, которые не выполнили свои обязательства. Это дисциплинирующая мера. Другое дело, что она должна применяться без излишнего обременения. В частности, размер обеспечения исполнения контракта устанавливает заказчик самостоятельно, условия получения рыночные, 197 банков сейчас имеют право выдавать такие гарантии. То есть этот механизм на данный момент работает хорошо, и он в том числе защищает интересы добросовестных поставщиков, потому что, если бы не было такого инструмента, на торги могли бы приходить компании-однодневки, не способные справиться с этим заказом: так как у них нет необходимости получать какое-либо обеспечение, они, демпингуя, получали бы эти заказы и таким образом дестабилизовали бы в целом закупочный процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос представителю правительства. Банки сейчас, в условиях кризиса, стали очень осторожны, поэтому скажите, количество участников этих конкурсов в целом по стране выросло или уменьшилось? И второй вопрос. Ну, раньше требовали гарантии от какого-то конкретного банка, а сейчас вообще будут какие-либо гарантии или нет? То есть, может быть, вообще отказаться от этих гарантий? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые депутаты! О том, почему гарантии нужны, я постарался сказать при ответе на предыдущий вопрос. Этот институт работает давно, в целом критике и каким-то сомнениям никогда не подвергался - и заказчики, и, самое главное, поставщики уверены в том, что он нужен, вопрос лишь в том, как его удобнее администрировать. Действительно, сейчас по 223-му федеральному закону, в отличие от 44-го, может быть установлено так, что принимаются гарантии только одного банка, что, конечно, является препятствием для участия малого бизнеса, по 44-му закону предусмотрено, что принимаются гарантии 197 банков, в зависимости от их рейтинга и других характеристик. Это достаточно конкурентная среда, и никто ни с какими ограничениями не сталкивается. Что касается конкуренции. Ну, за прошлый год мы увидели хоть и не очень значительное, но всё-таки достаточно ощутимое, даже статистически, увеличение количества участников, приходящихся на одну конкурентную процедуру. Пока, к сожалению, при закупках по 223-му закону уровень конкуренции примерно в 2 раза ниже, чем по 44-му федеральному закону, что в том числе, на наш взгляд, может объясняться вот такого рода барьерами для участия малого бизнеса, один из которых мы и предлагаем законопроектом снять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, банковские гарантии присутствовали и до того, вы об этом сказали, и мы знаем это. А что же позволит нам введение вот этих вот новшеств? Вы сказали, расширяется перечень тех, кто может давать гарантии банковские, а как в конечном итоге это повлияет на исполнение контракта? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Иван Михайлович, уважаемые депутаты! На исполнение контракта как такового эти новации не повлияют, но они совершенно точно повлияют на возможности малого бизнеса участвовать в закупках для государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Почему? Потому что сейчас заказчик, о чём уже сегодня говорилось, вправе без всяких ограничений написать в условиях закупки: принимаю гарантии только банка такого-то, а этот банк задирает цену гарантий или вообще отказывается выдавать их малому бизнесу, потому что считает, что они не обеспечены или бизнес рискованный. Таким образом, через такой механизм к заказам допускаются только избранные участники торгов, что, конечно, приводит и к завышению цен. На наш взгляд, предложенный механизм, когда один пул банков, отобранных для закупок и по 44-му, и по 223-му законам, без всякой возможности заказчиков его сократить, - это, безусловно, благо для малого и среднего бизнеса, а значит, и для заказчиков, которые получат товар по рыночной, конкурентной цене, требуемого качества и в требуемые сроки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 12 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.