Заседание № 120
06.06.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1116089-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части установления дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4622 по 5012 из 5431
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В соответствии с законом о статусе депутата Государственной Думы депутат может быть досрочно лишён своих полномочий по определённому перечню оснований, в частности если не сдал вовремя декларацию, месяц не ведёт приём избирателей, не появляется в зале заседаний Государственной Думы, то есть не исполняет своих обязанностей, есть вступившее в законную силу решение суда по уголовному делу, а также по другим основаниям. Мы предлагаем дополнить этот перечень ещё одним основанием. О чём идёт речь? Каждая партия, которая представлена в Государственной Думе, сталкивалась с ситуацией, когда депутат Государственной Думы, избранный по спискам соответствующей партии, фракция которой представлена в Государственной Думе, понимая свои перспективы неучастия в предстоящей избирательной кампании, когда Государственная Дума переизбирается, принимает решение баллотироваться от другой политической партии - имеет на это право. Но если иная политическая партия выдвигает его, то этот депутат, пользуясь мандатом одной политической партии, начинает борьбу с кандидатами, выдвинутыми этой же политической партией, при этом являясь уже кандидатом от другой политической партии. Мы предлагаем в таких случаях досрочно лишать депутата мандата - это будет честно, справедливо и порядочно. Если депутат представляет одну партию, получил мандат благодаря этой партии, но перешёл в другую партию и является теперь кандидатом от другой партии - будь добр, сдай мандат и не пользуйся полномочиями, которые тебе дала твоя партия. Каждая из партий, в том числе партия большинства, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с такой ситуацией сталкивалась: депутат Государственной Думы, например, от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - действующий депутат! - выдвигается другой политической партией и начинает борьбу с соперником, который представляет партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пользуясь всеми своими правами, обязанностями как депутата. Это несправедливо, и, мы считаем, в таком случае депутат должен быть досрочно лишён своих полномочий, тогда в соответствии с законом он получит право продолжить участие в избирательной кампании, но статус депутата Государственной Думы уже иметь не будет. Прошу поддержать эту инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Дмитрий Викторович Ламейкин. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ярослав Евгеньевич очень подробно изложил суть законопроекта. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что федеральное законодательство уже содержит нормы, регламентирующие досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы, в случае если он стал членом иной политической партии, чем та, в составе списка которой он был избран в Государственную Думу. Не позволяя депутату менять партийную принадлежность, в то же время закон не исключает беспартийности депутата в случае его выхода из партии, по списку которой он был избран. Предусмотренное в законопроекте применение юридических санкций к депутату Государственной Думы, который на момент регистрации в качестве кандидата на выборах в Государственную Думу нового созыва уже не является членом прежней политической партии, комитет не поддерживает, принимая во внимание в том числе позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28 февраля 2012 года. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации независимость депутата означает его свободу от чьих бы то ни было указаний, возможность беспрепятственного осуществления полномочий, свободу от различных форм группового давления, в том числе партийного, корпоративного, регионального и любого другого. При этом принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий, что, однако, не может означать подчинение депутата той политической партии, по списку которой он был избран, как организации, имеющей собственные (групповые) интересы, - подобная юридическая конструкция (принцип так называемого императивного мандата) не соответствовала бы конституционному определению парламента Российской Федерации как законодательного органа, представляющего интересы российского народа. Кроме того, по мнению Комитета по контролю и Регламенту, отсутствие в проектируемых изменениях механизма выявления предлагаемого основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы затруднит процесс правоприменения. На основании изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить, кстати, аналогичная позиция была высказана Комитетом по государственному строительству и законодательству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Не совсем с коллегами согласен: не всегда партия добавляет очки депутатам, иногда депутаты добавляют очки партии, это во-первых. Ну а во-вторых, насколько мне известно, сейчас и так нельзя, являясь членом одной партии, выдвинуться от какой-то другой партии. Мой коллега по фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" абсолютно прав, считаю, что данный законопроект избыточный и ненужный, он породит коррупцию и разборки внутри партий. Если человек стал неугодным, к примеру, или свою позицию имеет, на него таким образом можно будет надавить, а всё-таки голосовала за него не партия - избиратели голосовали. Внутрипартийные интересы иногда гораздо же, чем интересы избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, вы, наверное, не совсем внимательно читали текст законопроекта. Речь идёт о том, чтобы депутат Государственной Думы, вне зависимости от того, является или не является он членом партии, во фракцию которой он входит, мандат депутата от которой он имеет, в случае если он выдвигается в качестве кандидата другой партией, мандат утрачивал. Сейчас получается, что он может не быть партийным, может в новую партию не вступать, но также он одновременно может быть депутатом от одной партии и кандидатом от другой партии, при этом он начинает борьбу с другим кандидатом, выдвинутым той партией, депутатом от которой он ещё является. По моему мнению и по мнению фракции ЛДПР, это абсолютно нелогично, поэтому мы предлагаем этот пробел устранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ярослав Евгеньевич, законопроект, конечно, интересный, тем не менее поясните. Наверное, с общечеловеческой точки зрения можно с вами согласиться, но с политической... Мы же все здесь, хоть меня Николай Васильевич поправил, одна партия - партия граждан России. Это первое. Второе. Переход из одной структуры в другую, я бы так сказал, в рамках политической системы часто носит искусственный характер: мы понимаем, какие бывают моменты, может быть, как бы это корректнее сказать, подводные камни. И третье. Когда депутат Госдумы идёт в списке какой-либо партии, он всё равно дополняет эту партию. Было бы некорректно так ставить вопрос, что он прошёл по списку только благодаря партии, ведь у него вес тоже был довольно серьёзный - и есть в рамках повседневной депутатской деятельности, работы в Госдуме. Поясните, пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Ещё раз поясняю, речь идёт исключительно об избирательной кампании. Простой пример: депутат фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе выходит из партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", переходит в иную партию и выдвигается этой иной партией в качестве кандидата в депутаты в одномандатном округе и по списку; обладая мандатом депутата фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", он начинает борьбу с другим кандидатом, который был выдвинут партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в одномандатном округе и по федеральному списку, - это нелогично. Если быть честным и справедливым, надо сдать мандат и вести борьбу честно, не используя для достижения политической победы ресурсы, полученные благодаря тому, что партия провела его в Государственную Думу и он наделён определёнными полномочиями. Вот о чём идёт речь, всё предельно понятно! Получается, что можно лишить депутата мандата, если он перешёл из одной партии в другую, но если он, обладая статусом депутата, выдвигается в качестве кандидата другой партией, то лишение его депутатского мандата - это нарушение конституционных прав. По мнению фракции ЛДПР, это пробел, который надо устранить. И когда законопроект был внесён и велись переговоры, насколько мне известно, было желание поддержать это предложение, потому что в том числе "ЕДИНАЯ РОССИЯ" столкнулась с таким массовым явлением, когда депутаты, обладая мандатами "ЕДИНОЙ РОССИИ", вели борьбу с кандидатами от "ЕДИНОЙ РОССИИ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста, Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В. Коллеги, всё-таки, мне кажется, не совсем корректно говорить, что мандатом наделяет партия. Я акцентировал бы внимание на том, - и в постановлении Конституционного Суда говорится об этом - что всё-таки народ России наделяет нас мандатами. И в заключении мы как раз акцентировали внимание на том, что нас избирают люди и фракция отозвать мандат не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня тоже вопрос к Ярославу Евгеньевичу. Ярослав Евгеньевич, правильно ли я понял, что речь идёт о достаточно небольшом временном промежутке, когда формируются списки, два с половиной - три месяца до выборов, и именно на этот период, по вашему мнению, депутат должен быть лишён полномочий, исключительно на период избирательной кампании, при этом не затрагиваются другие временные промежутки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Абсолютно верно. Мы предлагаем дополнить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий, действия мандата следующим основанием: если депутат Государственной Думы, который представляет одну политическую партию, выдвинут кандидатом по одномандатному округу или в составе федерального списка другой политической партии. Речь действительно идёт о коротком временном промежутке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Во-первых, хочу сказать, что не может быть никакой партии граждан России, если мы не говорим о внешней политике. Само слово "партия" происходит от латинского "pars" - часть: граждане России, образуя партии, разбиваются на части, в зависимости от своих представлений о том, что лучше для развития страны. Так что, если уж мы говорим о терминах и дефинициях, давайте обойдёмся без этих странных обобщений. Теперь что касается содержательной части. Если мы говорим о кандидатах, которые выдвигаются не как самовыдвиженцы, а в рамках партийных списков, от партий, то избиратели голосуют за определённые ценности. Избиратель голосует не за Иванова, не за Сулейманова - он голосует за определённую систему взглядов, которую данная команда, данная группа людей публично высказывает. Понятно, что и у команды взгляды могут измениться, в этом случае избиратель в следующий раз откажет в доверии данной политической организации, но повторю: люди голосуют не за человека - люди голосуют за определённую систему взглядов, систему ценностей, которой присягнула данная группа лиц, и этот кандидат в депутаты в том числе. Поэтому когда тот или иной депутат просто отходит от партии, это одна история, он может это объяснить по-разному, но когда он переходит в другую политическую организацию и тем самым меняет систему взглядов, систему ценностей, ревизует её, он, по сути дела, предаёт избирателей, потому что избрали-то они его в условиях, когда данный гражданин обещал совсем другое, а публично всё это реализовалось в соответствии с совершенно другими взглядами. Предложение правильное, законопроект целесообразный, абсолютно разумный, и никаких иных мотивов, кроме совершенно прикладно-политических, в его отторжении очевидно не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, Сергей Владимирович? Три минуты поставьте пока. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, моя первая ремарка будет по поводу вопроса, кто нас наделяет мандатами. Мандатами нас наделяет Центральная избирательная комиссия, когда распределяет их в соответствии с итогами голосования, а голосует народ. Вот если бы представитель комитета, приводя слова из постановления Конституционного Суда, вспомнил положение Конституции о том, что не имеет права избирать и быть избранным только тот, кто находится по приговору суда в местах лишения свободы либо признан недееспособным (может быть, он ещё сказал бы о том, что почему-то потом Конституционный Суд говорит, что не имеет права избираться человек, который написал статью про вора-начальника, признанную экстремистской), вот тогда было бы по-честному. Поэтому про Конституционный Суд не надо говорить: он делает так, как вам выгодно, это ваш Конституционный Суд! Это первое. Второе. Почему мы внесли этот законопроект? Предателей никто не любит. И что бы вы там ни думали, если такой человек пришёл к вам, он всё равно предатель, он и вас потом тоже предаст. У нас был господин Митрофанов: он переметнулся в "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", он уже был депутатом, когда его выдвигали. А раньше было ещё хуже: человек избирается по списку партии, а потом уходит в другую фракцию. И таким примерам несть числа. Это что, честно, что ли?! Конституционный Суд считает, что нельзя принуждать вступать в партию. Я согласен, нельзя. Но почему-то он считает нормальным то, что человек, который не вступил в партию, не платит членские взносы, вошёл в список, выдвинутый другим объединением на выборы депутатов Госдумы, - правильно сказали, речь о трёх месяцах всего-навсего, - он, понимаешь ли, имеет на это право! Где логика? Что-то я здесь вообще ни черта не вижу, никакой логики, извините за непарламентское выражение. И третий момент, уважаемые коллеги. Почему вы не хотите принимать этот законопроект? (Ладно, я уже молчу про дисциплину и прочее.) Да потому, что вам это выгодно, вы потом этих товарищей в свои списки и включаете. Но предателей нигде не любят, и Чингисхан правильно делал, когда предателей уничтожал! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Карамышев Виктор Николаевич, пожалуйста. КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что участие во фракции, а также партийность депутатов, избранных по партийным спискам в Государственную Думу, достаточно урегулированы: депутат должен войти только во фракцию той политической партии, от которой он был избран; депутат не может состоять в другой политической партии, только в той, от которой он был избран, и многое другое. Теперь, коллеги, давайте рассмотрим целесообразность данного законопроекта через хронологию избирательного процесса. Выборы назначаются максимум за 110 и минимум за 90 дней, то есть за три месяца, до дня голосования. В течение 25 дней должно произойти выдвижение кандидатов, то есть ещё месяц отнимаем, остаётся два месяца. Но для того, чтобы зафиксировать данный факт, рассмотреть его, принять решение, потребуется ещё где-то месяц. И что же остаётся?.. То есть целесообразность данного законопроекта стремится к нулю. Уж простите, коллеги, за такое сравнение, но это напоминает ситуацию с разводом неуравновешенной семейной пары, когда один супруг уходит, а второй пытается плюнуть ему в спину. Как-то мелко получается, коллеги. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживать не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Алексеевич Вострецов, вы выступить хотите или взять слово по ведению? Включите микрофон депутату Вострецову. ВОСТРЕЦОВ С. А. Иван Иванович, я, конечно, всё понимаю про острые словечки, непарламентские выражения, но реплику "ваш Конституционный Суд", произнесённую здесь, в парламенте, считаю недопустимой. Такое пренебрежительное отношение к ветви государственной власти ведёт к подрыву конституционного строя. Наверное, надо сделать замечание коллеге, потому что надо уважать и исполнительную, и судебную власть, как они уважают законодательную. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я согласен с Сергеем Алексеевичем. Всё-таки давайте более корректно выражаться. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста, заключительное слово. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Будет очень интересно, если года через два, перед следующей избирательной кампанией, мы всё-таки вернёмся к этим новеллам, предложенным фракцией ЛДПР, и примем их. Так было в 2016 году, когда был поддержан законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о досрочном прекращении полномочий депутатов-бездельников. Комитет, возглавляемый Плигиным, тогда вынес отрицательное решение, законопроект полгода болтался в повестке, его должны были отклонить, но концепция, как говорится, поменялась. Тут же законопроект получил другое заключение комитета, поддержку правительства и поддержку фракции большинства: поменялась концепция, поменялась ситуация, и в той ситуации нужно было сделать так. И здесь, скорее всего, мы к этому придём, потому что это логично. В нашем законопроекте всё чётко и ясно написано: если гражданин становится зарегистрированным кандидатом от политической партии, при этом обладая статусом депутата от другой политической партии, то с момента регистрации он утрачивает этот статус. Это делается автоматически решением избирательной комиссии, которая в дальнейшем передаёт его мандат в соответствии с законом "О выборах депутатов Государственной Думы...", там есть статья о распределении мандатов. Не надо никакого голосования палаты о досрочном прекращении, это делается автоматически. Мы считаем так: если ты изменил свои политические взгляды, выбрал другую политическую партию, стал от неё зарегистрированным кандидатом - пожалуйста, имеешь на это право, но тогда не пользуйся теми благами и теми ресурсами, которые тебе дала предыдущая политическая партия, тем более для борьбы с кандидатом от этой политической партии в рамках новой избирательной кампании. Мы считаем, это нечестно и несправедливо. Сдал мандат - можешь идти от другой политической партии. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Викторович, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин Председательствующий. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 40 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект под пунктом 14.